VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Государственное, муниципальное управление и экономика народного хозяйства

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W005267
Тема: Государственное, муниципальное управление и экономика народного хозяйства
Содержание
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение 

высшего образования 

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ОРЛОВСКИЙ ФИЛИАЛ





	Факультет: «Государственное, муниципальное управление и экономика народного хозяйства»

Специальность/направление подготовки: «Государственное и муниципальное управление»

	Специализация/профиль/программа: «Государственная политика»

	Кафедра: «менеджмент и государственное управление»

	

КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: «Менеджмент»

на тему: «Методы моделирования, планирования деятельности организации»





Автор работы:

	студентка 2курса

	очной формы обучения

	Чобан Анастасия Федоровна

	подпись	

Руководитель работы:

	к.э.н, доцент

	Горбова Ирина Николаевна

	Оценка	

	Подпись	

			 «	»	2016 г

			

			

			

			

			

			

			

			Орел 2016 г

Содержание

	Введение	3

	1 Теоретические аспекты системы планирования и моделирования деятельности организации	7

	1.1 Сущность, классификация и цели планирования организации	7

	1.2 Основные принципы и этапы планирования	14

	1.3 Понятие и классификация моделирования	20

	2    Моделирование процессов управления в организации	25

	2.1 Особенности и модель организации как объекта управления	25

	2.2 Рекомендации по моделированию фитнес - центра "Движение"	35

	Заключение	40

	Библиографический список	42













			







Введение

			Привести в действие организованную систему, чтобы получить нужный результат, возможно лишь путем воздействия на нее руководящего органа или лица. Для этого необходимы определенные инструменты влияния, которые используются менеджерами для активизации инициативы и творчества персонала фирмы и обеспечивающих достижение поставленных перед организацией целей. Такими инструментами служат методы управления.

			В процессе управления используется множество разнообразных способов, подходов и приемов, позволяющих упорядочить, целенаправить и эффективно организовать выполнение функций, этапов, процедур и операций, необходимых для принятия решений. В совокупности они выступают как методы менеджмента.

			Методы менеджмента -  это способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения ее целей. 

			Методы занимают особое место в управлении организации, поскольку на их основе происходит взаимное обогащение теории и практики управления. С помощью методов управления в организации управляющая система устанавливает правила действий и поведения, обязательные для всех управляемых объектов, которые непосредственно подчиняются этой системе, согласовывает, объединяет, координирует и регулирует их деятельность во времени и пространстве, обеспечивает собой непрерывное и ритмичное развитие в определенном направлении, исходя из поставленных задач и целей.

			Общенаучная методология  лежит в основе системы методов, применяемых в управлении. Она предусматривает метод моделирования и планирования деятельности организации. 

			Моделирование является методом решения сложных управленческих задач, а планирование является одной из функций управления, которое представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.

			Управленческая технология становится центром любой организации. Более того, она представляет собой связующий элемент социально-экономической системы, который позволяет функционировать в качестве единого целого всем другим переменным элементам внутренней среды организации и обеспечивать ее связью с внешней средой. 

Для эффективного управления работники аппарата управления должны располагать богатым инструментарием и должны уметь его использовать в своей повседневной деятельности. Для этого они должны владеть арсеналом способов, позволяющих эффективно использовать инструментарий управления. 

В управленческой технологии способы представляют собой действия работников аппарата управления, в частности, виды их трудовой деятельности, совершаемые над информацией для получения конечного результата. 

Управление - это специфический вид трудовой деятельности. Исходя из этого, метод управления можно рассматривать в двух аспектах. 

С одной стороны - это совокупность приемов воздействия на объект управления, т. е. метод показывает, каким способом можно или необходимо воспользоваться для достижения поставленных целей.

С другой стороны, метод выступает способом осуществления управления как специфического вида деятельности. В этом случае он раскрывает, каким способом можно разработать инструментарий, при помощи которого можно воздействовать на объект управления для достижения цели.

Следует сделать существенное замечание: необходимо различать методы воздействия на информацию (поиск, хранение, обработка, выдача) и методы управления, воздействующие с помощью информации на человека, обеспечивающего достижение цели. 

К методам менеджмента относятся способы и приемы, которые обеспечивают:

- решение функциональных задач управления, процесс подготовки принятия управленческого решения. Эти методы используются для решения задач управления, входящих в состав функций, которые пассивно или косвенно оказывают воздействие на объект управления. 

К таким функциям относятся планирование, учет, контроль и анализ. Эти функции не связаны с непосредственным воздействием на поведение человека. Они лишь вырабатывают инструмент, при помощи которого руководитель может воздействовать на подчиненного.

- решение задач управления, непосредственно связанных с принятием и выполнением управленческого решения. 

Это методы прямого воздействия на человека, под действием которых происходит изменение его характера деятельности. Эти задачи относятся к функциям организации, стимулирования и регулирования;

- процесс влияния руководителя на подчиненного при помощи системы власти и лидерства.

Актуальность данной работы определяется тем, что современным предприятиям, развивающимся в нестабильных условиях внешней среды, необходимы применение моделей и предварительный анализ деятельности самой организации и возможность предвидеть изменения внешней среды, поскольку это является непременным условием для дальнейшей выработки последовательности действий по постановке целей и их реализации.

Объект исследования: методы моделирования и  планирования деятельности в организации.

Предмет исследования: процесс планирования и моделирования  в фитнес – центре «Движение».

Цель работы: проведение анализа процесса планирования и моделирования деятельности организации и разработка рекомендаций по совершенствованию системы планирования, моделирования на примере фитнес – центре «Движение».

Задачи работы:

1.Определить сущность, классификацию и цели планирования организации

2.Выделить основные принципы и этапы планирования

3.Рассмотреть понятие и классификацию моделирования

4.Определить особенности моделирования процессов управления в организации

5.Изучить модель организации как объекта управления

6.Разобрать анализ системы фитнес - центра "Движение"

7.Предложить рекомендации по моделированию, планированию деятельности фитнес – центра «Движение»















			

			

			

1 Теоретические аспекты системы планирования и моделирования деятельности организации

1.1 Сущность, классификация и цели планирования организации

Планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Именно посредством планирования руководство организации стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство целей для всех ее членов. В управлении планирование занимает основное место, воплощая в себе организующее начало всего процесса реализации целей организации.

Планирование – это вид деятельности, связанный с составлением планов. Планирование в самом большом виде подразумевает выполнение определённых этапов.

1. Постановка целей и задач.

2. Составление программы действий.

3. Выявление необходимых ресурсов и их источников.

4. Доведение планов до их непосредственных исполнителей.

Сущность планирования состоит в обосновании целей и способов их достижения на основе выявления комплекса задач и работ, а также определения эффективных методов и способов, ресурсов всех видов, необходимых для выполнения этих задач и установления их взаимодействия. Планирование направлено на оптимальное использование возможностей предприятия и предотвращение ошибочных действий, могущих привести к снижению эффективности деятельности предприятия, потере клиентов. 

Основная цель планирования - интеграция всех членов организации для решения комплекса задач и выполнения работ, обеспечивающих эффективное достижение конечных результатов.

Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей организации и каждого ее подразделения в отдельности на установленный период времени, определении финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач. Планирование можно классифицировать по различным направлениям:

1. По степени охвата сфер деятельности: 

- общее планирование, т.е. планирование всех сфер деятельности предприятия;

- частное планирование, т.е. планирование определенных сфер деятельности.

2. По содержанию с позиции предпринимательской деятельности:

- стратегическое - поиск новых возможностей, создание определенных предпосылок;

- оперативное - реализация возможностей и контроль текущего хода производства.

- текущее - планирование, в котором увязываются все направления деятельности предприятия и работы всех его структурных подразделений на предстоящий финансовый год.

3. По объектам функционирования:

- планирование производства;

- планирование сбыта;

- планирование финансов;

- планирование кадров.

4. По периодам (охвату отрезка времени): 

- краткосрочное, охватывающее отрезок времени от месяца до 1 года работы предприятия;

- среднесрочное, охватывающее отрезок времени от 1 года до 5 лет;

- долгосрочное планирование, охватывающее отрезок времени больше 5 лет. 



5. По возможности внесения изменений: 

- жесткое - не предполагает внесения изменений;

- гибкое - при таком планировании внесение изменений возможно.

6. Сфера функционирования: 

- производство;

-маркетинг;

-НИОКР;

- финансы.

В качестве оценки эффективности планирования используют несколько критериев:

1) полнота планирования, т.е. степень охвата планированием всех подразделений предприятий;

2) непрерывность планирования;

3) гибкость планирования, т.е. возможность оперативной корректировки планов;

4) возможность контроля за выполнением плана;

5) экономичность планирования;

6) точность планирования.

С позиции менеджмента планирование реализовывается через постановку критериев и задач планирования, определение средств планирования, методы согласования планов, направлений и инструменты планирования. При планировании необходимо четко определить следующие структурные единицы:

- объект планирования (что планируется);

- субъект планирования (кто планирует);

- период (горизонт) планирования (на какой срок);

- средства планирования;

- методику планирования (как планировать);

- согласование планов (каких, с кем и на каких условиях).

Весь процесс планирования в экономической организации можно разделить на три основные стадии: процесс стратегического планирования, процесс оперативного планирования и процесс текущего планирования.

Стратегическое планирование ставит целью дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться предприятие в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития предприятия на плановый период. 

Стратегическое планирование задает направления для деятельности организации и позволяет ей лучше понимать структуру маркетинговых исследований, процессы изучения потребителей, планирования продукции, ее продвижения, и сбыта, а также планирования цен.

Оперативное планирование чаще всего охватывает пятилетний срок, как наиболее удобный для обновления производственного аппарата и ассортимента продукции и услуг. В них формулируются основные задачи на установленный период, например, производственная стратегия предприятия в целом и каждого подразделения; стратегия продажи услуг; финансовая стратегия кадровой политики; определение объема и структуры необходимых ресурсов и форм материально-технического снабжения. Такое планирование предусматривает разработку в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития .

Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки оперативных планов для компании в целом и ее отдельных подразделений, в частности, программ маркетинга, планов по научным исследованиям, планов по производству, материально-техническому снабжению. 

Основными звеньями текущего плана производства являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые), которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных перспективным и среднесрочным планами. 

В календарных планах предусматриваются расходы на реконструкцию имеющихся мощностей, замену оборудования, сооружение новых предприятий, обучение обслуживающего персонала. Существенная роль планирования в менеджменте в сочетании с его сложностью и многообразием задач требует его понимание, во-первых, как обязанности руководителя, а во-вторых, как функции, реализуемой подразделениями организации. 

В состав функции управления входят три основных компонента:

1.индивидуальная деятельность руководителя по планированию;

2.деятельность специализированных подразделений, служб и (при необходимости) консультантов по планированию;

3.взаимодействие руководителя со специализированными плановыми подразделениями, а также организация работы этих подразделений. 

Результатом процесса планирования является система планов. План включает основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты к концу планового периода. По сути, план - это набор инструкций для менеджеров, описывающих, какую роль каждая часть организации должна играть в процессе достижения целей фирмы.

Процесс планирования сложен и разнообразен. Этим определяется комплексный характер системы планов, которую можно разделить на следующие элементы :

1. Стратегический план, по-другому называемый генеральным планом фирмы (часто составляется на 5 лет вперед) и общефирменные планы, составленные в продолжение стратегического плана.

2. Стратегические планы отдельных деловых единиц, входящих в состав фирмы.

3. Оперативные планы организации :

общефирменные планы текущей деятельности, так называемые "хозяйственные планы", или "планы прибыли", рассчитываются на один год. С помощью планов текущей деятельности товары и услуги производятся и поставляются на рынок;

текущие планы подразделений, в том числе бюджетные, дополняют общефирменные планы текущей деятельности.

Стратегический план включает в себя видение и миссию, общие цели, определяющие место организации в будущем, выбранные стратегии действий. Составной частью стратегического плана является политика организации. В стратегический план входят глобальные программы организации. Стратегический план является ориентиром для принятия решений на более низких уровнях; общие цели организации, определенные в стратегическом плане, конкретизируются в цели текущей деятельности, называемые задачами. Кроме того, стратегический план является ограничителем для планов более низких уровней, поскольку ограничивает число ресурсов, необходимых для решения задач оперативного планирования.

Планы действий любой организации можно охарактеризовать либо как наступательные, либо как оборонительные. Наступательные планы предполагают развитие организации: производство новых товаров и услуг, выход на новые рынки сбыта, завоевание конкурентного превосходства. Наступательные планы обычно создают крупные, обладающие высоким экономическим потенциалом фирмы. Средние и мелкие фирмы во многих случаях довольствуются оборонительными планами, нацеленными на удержание своих позиций на рынке и предупреждение банкротства фирмы.

План развития организации, являясь выражением наступательных планов, включает в себя комплекс мероприятий, необходимых для создания новых сфер деятельности фирмы. План развития должен определять пути выхода на новые позиции.

План развития для отдельной деловой единицы оформляется в виде бизнес-плана. Вариантом оборонительных планов является ликвидационный план. Ликвидационный план включает в себя рекомендации по избавлению от ненужных организации элементов, то есть от таких элементов, которые создают препятствия на пути ее развития. 

Это могут быть конкретные виды убыточных или низко рентабельных товаров и услуг, неэффективно работающая собственность, отдельные организационные единицы. Характерной для экономической организации является разработка программ и проектов. Программы обычно определяют развитие одного из важных аспектов жизни экономической организации. Это могут быть: программы по совершенствованию технологии; программы организации контроля качества; программы учета движения запасов и другие.

Проекты отличаются от программ тем, что, ориентируясь на определенный аспект жизнедеятельности и развития организации, они имеют установленную стоимость, график выполнения, включают технические и финансовые параметры, то есть отличаются высоким уровнем конкретной проработки. Обычно проекты бывают связаны с созданием и продвижением на рынок новых продуктов и услуг фирмы. Нельзя преувеличивать возможности проектов при определении точных сроков выполнения и конкретных характеристик нового товара. В форме проекта обычно составляется бизнес-план.

Кроме указанных видов плановых документов организация должна составить вспомогательные планы, которые нужны для лучшей организации планирования на предприятиях: план организации планирования, планы действий при непредвиденных обстоятельствах, программы обратной связи, программы оценки планов.

Таким образом, результатом процесса планирования является система планов. План включает основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты к концу планового периода. Процесс планирования сложен и разнообразен. Именно посредством планирования руководство организации стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство целей для всех ее членов.

1.2 Основные принципы и этапы планирования

Принципы планирования предприятие может выбирать самостоятельно. К основным принципам планирования относятся следующие:

Гибкость (адаптивность) - реакция на изменчивость условий, которая проявляется в придании планам способности менять свою направленность с целью противодействия возможному или действительному уменьшению эффективности функционирования экономического объекта - это значит, что предприятие должно иметь некоторый запас прочности, некоторый резерв (денежный, производственные мощности, площади).

Непрерывность предполагает, что планирование должно осуществляться непрерывно в рамках установленного цикла; такое планирование позволяет вовлекать в процесс разработки плана работников предприятия.

Холизм - объединяет два направления координацию и интеграцию. Принцип координации устанавливает, что деятельность любой части организации нельзя планировать эффективно, если делать это независимо от остальных единиц данного уровня. Принцип интеграции предполагает, что в организации существуют разнообразные относительно обособленные подразделения со своими частными планами, но каждая из подсистем должна действовать исходя из общих стратегий развития предприятия и ее план должен быть частью плана подразделения более высокого уровня. Следовательно, согласно принципу холизма, чем больше элементов и уровней в системе, тем выгоднее планировать одновременно и во взаимозависимости. 

Оптимальность  -  выбор из альтернативных вариантов развития такого, который обеспечит максимальную эффективность функционирования предприятия.

Комплексность - взаимосвязь взаимозависимость всех элементов системы планирования.

Целенаправленность - разработка планов для достижения намеченных целей.

Точность предполагает, что планы должны быть конкретизированы и детализированы в такой степени, в какой это необходимо для успешной реализации плана и в какой позволяют внутренние возможности. Деятельность, связанную с планированием, можно разделить на несколько основных этапов :

Процесс составления планов, или непосредственный процесс планирования, то есть принятие решений о будущих целях организации и способах их достижения. Результатом процесса планирования является система планов.

Деятельность по осуществлению плановых решений. Результатами этой деятельности являются реальные показатели деятельности организации.

Контроль результатов. На этом этапе происходит сравнение реальных результатов с плановыми показателями, а также создание предпосылок для корректировки действий организации в нужном направлении.

Таким образом, процесс планирования является первым этапом общей деятельности фирмы. Процесс планирования состоит из ряда этапов, следующих друг за другом:

1.Фирма проводит исследования внешней и внутренней среды организации. Определяет главные компоненты организационной среды, выделяет те из них, которые действительно имеют значение для организации, проводит сбор и отслеживание информации об этих компонентах, составляет прогнозы будущего состояния среды, производит оценку реального положения фирмы.

2.Фирма устанавливает желаемые направления и ориентиры своей деятельности: видение, миссию, комплекс целей. Иногда этап установления целей предшествует анализу среды.

3.Стратегический анализ. Фирма сравнивает цели и результаты исследований факторов внешней и внутренней среды (ограничивающих достижение желаемых показателей), определяет разрыв между ними. 

При помощи методов стратегического анализа формируются различные варианты стратегии. 

1. Производятся выбор одной из альтернативных стратегий и ее проработка.

2. Подготавливается окончательный стратегический план деятельности фирмы.

3. Среднесрочное планирование. Готовятся среднесрочные планы и программы.

На основе стратегического плана и результатов среднесрочного планирования фирма разрабатывает годичные оперативные планы и проекты.

1) Процесс выполнения плана.

2) Контроль за выполнением плана.

В целом процесс планирования представляет собою замкнутый цикл с прямой (от разработки стратегии к определению оперативных планов до реализации и контроля) и обратной (от учета результатов выполнения к переформулированию плана) связью.

Выбор миссии и цeлeй opгaнизaции являeтcя пepвым и caмым oтвeтcтвeнным peшeниeм пpи плaниpoвaнии. Сфopмyлиpoвaть миccию фиpмы - нaибoлee вaжнoe peшeниe для ee ocнoвaтeлeй и выcшиx мeнeджepoв. Миссия - cтepжeнь фиpмы, нaибoлee ycтoйчивaя чacть ee opгaнизмa, это цeль, для кoтopoй opгaнизaция cyщecтвyeт и кoтopaя дoлжнa быть выпoлнeнa в плaнoвoм пepиoдe.

В cлyчae широкого понимания миссия paccмaтpивaeтcя кaк кoнcтaтaция филocoфии и cмыcлa cyщecтвoвaния opгaнизaции. 

Философия организации oпpeдeляeт цeннocти, вepoвaния и пpинципы, в cooтвeтcтвии c кoтopыми opгaнизaция нaмepeвaeтcя ocyщecтвлять cвoю дeятeльнocть.

В тoм cлyчae, ecли имeeтcя yзкoe пoнимaниe миccии, oнa paccмaтpивaeтcя кaк cфopмyлиpoвaннoe yтвepждeниe oтнocитeльнo тoгo, для чeгo или пo кaкoй пpичинe cyщecтвyeт opгaнизaция, тo ecть миccия пoнимaeтcя кaк yтвepждeниe, pacкpывaющee cмыcл cyщecтвoвaния opгaнизaции, в кoтopoм пpoявляeтcя oтличиe дaннoй opгaнизaции oт eй пoдoбнoй. Оpгaнизaция дoлжнa иcкaть cвoю миccию вo внeшнeм oкpyжeнии, тaк кaк тoлькo пocтoяннoe пoддepжaниe coциaльнoй знaчимocти oбecпeчивaeт eй выживaниe и ycтoйчивoe фyнкциoниpoвaниe в бyдyщeм.

Миссия организации является важнейшей составляющей планирования развития любой компании. Она определяет основную цель фирмы. Компания, как правило, начинает свою деятельность с определения четкой миссии, устанавливаемой высшим руководством.

Формулировка миссии компании должна отражать предвидение компании и направление ее развития на ближайшие десять-двадцать лет. Компаниям не стоит пересматривать свою миссию каждые несколько лет, реагируя на малейшие изменения рыночной среды. 

Однако компании следует переопределить свою миссию, если она не вызывает доверия потребителей или противоречит оптимальному пути развития компании. Формулировка миссии предприятия должна содержать следующее :

1. Задача предприятия с точки зрения его основных услуг или изделий, основных рынков и основных технологий;

2. Внешняя среда по отношению к фирме, которая определяет рабочие принципы предприятия;

3. Культура организации.

Формирование целей компании происходит из оценки потенциальных возможностей фирмы и обеспеченности ее соответствующими ресурсами. В теории управления цели организации подразделяются на цели общие, разрабатываемые для фирмы в целом, и цели специфические, разрабатываемые по основным видам деятельности подразделений фирмы на основе общей стратегии.

1. Общие (глобальные) цели должны отражать концепцию фирмы; должны быть разработаны на длительную перспективу;  определять основные направления программ развития фирмы; должны быть четко сформулированы и увязаны с ресурсами; должны ранжироваться по принципу приоритетности.

2. Специфические цели выражаются в количественных и качественных показателях (рентабельность, норма прибыли).

3. Другие специфические цели (подцели):

- по маркетингу (уровень продаж, диверсификация, система распределения, объем сбыта);

- научные исследования и разработки (новые товары, качество продукции, технологический уровень);

-  производство (издержки, качество, экономия материальных ресурсов, новая и усовершенствованная продукция);

- финансы (структура и источники финансирования, методы распределения прибыли, минимизация налогообложения);

Цели должны быть :

1. конкретными и измеримыми;

2. ориентированными во времени (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочными);

3. достижимыми;

4. совместимыми.

Задачи выбора цели определяются каждой фирмой самостоятельно зависимости от деятельности, которой она занимается. В целом же цели любой фирмы сводятся к следующему :

1. Повышение контролируемой доли рынка;

2. Предвидение требований потребителя;

3. Выпуск продукции более высокого качества;

4. Обеспечение согласованных сроков поставок;

5. Установление уровня цен с учетом условий конкуренции;

6. Поддержание репутации фирмы у потребителей;

Таким образом, принципы планирования предприятие может выбирать самостоятельно. К основным принципам планирования можно отнести  следующие: гибкость, холизм, целенаправленность, оптимальность, комплексность. Процесс планирования является первым этапом общей деятельности фирмы.

 





















1.3 Понятие и классификация моделирования

Моделирование — это создание модели, т. е. образа объекта, заменяющего его, для получения информации об этом объекте путем проведения экспериментов с его моделью.

Модель в общем смысле (обобщенная модель) есть создаваемый с целью получения и (или) хранения информации специфический объект (в форме мысленного образа, описания знаковыми средствами либо материальной системы), отражающий свойства, характеристики и связи объекта-оригинала произвольной природы, существенные для задачи, решаемой субъектом.

Модели объектов являются более простыми системами, с четкой структурой, точно определенными взаимосвязями между составными частями, позволяющими более детально проанализировать свойства реальных объектов и их поведение в различных ситуациях. Таким образом, моделирование представляет собой инструмент анализа сложных систем и объектов. К моделям выдвигается ряд обязательных требований. 

Во-первых, модель должна быть адекватной объекту, т. е. как можно более полно соответствовать ему с точки зрения выбранных для изучения свойств.

Во-вторых, модель должна быть полной. Это означает, что она должна давать возможность с помощью соответствующих способов и методов изучения модели исследовать и сам объект, т. е. получить некоторые утверждения относительно его свойств, принципов работы, поведения в заданных условиях. Множество применяющихся моделей можно классифицировать по следующим критериям:

1.способ моделирования;

2. характер моделируемой системы;

3. масштаб моделирования.



По способу моделирования различают следующие типы моделей:

1) аналитические, когда поведение объекта моделирования описывается в виде функциональных зависимостей и логических условий;

2)  имитационные, в которых реальные процессы описываются набором алгоритмов, реализуемых на ЭВМ.

3) По характеру моделируемой системы модели делятся:

- на детерминированные, в которых все элементы объекта моделирования постоянно четко определены;

- на стохастические, когда модели включают в себя случайные элементы управления.

В зависимости от фактора времени модели делятся на статические и динамические. 

Статические модели (схемы, графики, диаграммы потоков данных) позволяют описывать структуру моделируемой системы, но не дают информации о ее текущем состоянии, которое изменяется во времени. 

Динамические модели позволяют описывать развитие во времени процессов, протекающих в системе. В отличие от статических, динамические модели позволяют обновлять значения переменных, сами модели, динамически вычислять различные параметры процессов и результаты воздействий на систему.

Модели можно делить на следующие виды:

 1) Функциональные модели - выражают прямые зависимости между эндогенными и экзогенными переменными.

 2) Модели, выраженные с помощью систем уравнений относительно эндогенных величин. Выражают балансовые соотношения между различными экономическими показателями (например, модель межотраслевого баланса).

 3) Модели оптимизационного типа. Основная часть модели - система уравнений относительно эндогенных переменных.                                                  Но цель - найти оптимальное решение для некоторого экономического показателя (например, найти такие величины ставок налогов, чтобы обеспечить максимальный приток средств в бюджет за заданный промежуток времени).

 4) Имитационные модели - весьма точное отображение экономического явления. Имитационная модель позволяет отвечать на вопрос: «Что будет, если…». Имитационная система - это совокупность моделей, имитирующих протекание изучаемого процесса, объединенная со специальной системой вспомогательных программ и информационной базой, позволяющих достаточно просто и оперативно реализовать вариантные расчеты. С другой стороны, модели можно делить на управляемые и прогнозные. 

Управляемые модели отвечают на вопрос: «Что будет, если ...?»; «Как достичь желаемого?», и содержат три группы переменных: 

1) переменные, характеризующие текущее состояние объекта; 

2) управляющие воздействия - переменные, влияющие на изменение этого состояния и поддающиеся целенаправленному выбору; 

3) исходные данные и внешние воздействия, т.е. параметры, задаваемые извне, и начальные параметры.

Далее, модели можно делить по способу измерения времени на непрерывные и дискретные. 

В любом случае, если в модели присутствует время, то модель называется динамической. Чаще всего в моделях используется дискретное время, т.к. информация поступает дискретно: отчеты, балансы и иные документы составляются периодически. Но с формальной точки зрения непрерывная модель может оказаться более простой для изучения. 

 Обычно в достаточно крупные социально-экономические модели входят материальный, финансовый и социальный разделы. 

Материальный раздел - балансы продуктов, производственных мощностей, трудовых, природных ресурсов. Это раздел, описывающий основополагающие процессы, это уровень, обычно слабо подвластный управлению, особенно быстрому, поскольку весьма инерционен.

Финансовый раздел содержит балансы денежных потоков, правила формирования и использования фондов, правила ценообразования и.т.п. На этом уровне можно выделить много управляемых переменных. Они могут быть регуляторами. 

Социальный раздел содержит сведения о поведении людей. Этот раздел вносит в модели принятия решений много неопределенностей, поскольку трудно точно правильно учесть такие факторы как трудоотдача, структура потребления, мотивация и.т.п. 

При построении моделей, использующих дискретное время, часто применяют методы эконометрики. Среди них популярны регрессионные уравнения и их системы. Часто используют лаги (запаздывания в реакции). Для систем, нелинейных по параметрам, применение метода наименьших квадратов встречает трудности.

Популярные в настоящее время подходы к процессам бизнес-реинжиниринга основаны на активном использовании математических и информационных моделей.

При построении любой модели процесса управления желательно придерживаться следующего плана действий:

1. Сформулировать цели изучения системы;

2. Выбрать те факторы, компоненты и переменные, которые являются наиболее существенными для данной задачи;

3. Учесть тем или иным способом посторонние, не включенные в модель факторы;

4. Осуществить оценку результатов, проверку модели, оценку полноты модели.

Сам процесс моделирования может быть представлен в виде цикла, в котором можно выделить пять этапов:

1. Постановка проблемы и ее анализ — выделяются важные черты
и свойства объекта, исследуются взаимосвязи элементов в структуре объекта, формулируются гипотезы, объясняется поведение и развитие объекта.

2. Построение модели — выбирается тип модели, оценивается возможность его применения для решения поставленных задач, уточняется перечень отображаемых параметров моделируемого объекта и связи между ними. Для сложных объектов определяется возможность построения нескольких моделей, отражающих различные аспекты функционирования объекта.

3. Подготовка исходной информации — осуществляется сбор данных об объекте (на основании изучения модели).  Затем происходит их обработка с помощью методов теории вероятности, математической статистики и экспертных процедур.

4. Проведение расчетов и анализ результатов эксперимента — производится оценка достоверности результатов.

5. Применение результатов на практике — работа с моделируемым
объектом с учетом его предполагаемых свойств, полученных при изучении моделей. При этом полагается, что эти свойства с достаточным уровнем вероятности действительно присущи данному объекту. Последнее положение должно основываться на результатах предыдущего этапа.

Таким образом, модель есть создаваемый с целью получения и (или) хранения информации специфический объект, отражающий свойства, характеристики и связи объекта-оригинала произвольной природы, существенные для задачи, решаемой субъектом.  Модели объектов являются более простыми система.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%