- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Основные макроэкономические показатели в системе национальных счетов и в балансе народного хозяйства
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K007207 |
Тема: | Основные макроэкономические показатели в системе национальных счетов и в балансе народного хозяйства |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Петрозаводский государственный университет» Кафедра экономической теории и менеджмента Курсовая работа по предмету «Макроэкономика» на тему: Основные макроэкономические показатели в системе национальных счетов и в балансе народного хозяйства Выполнила студентка группы 842-Б Стригина Христина Валерьевна Научный руководитель: Ругачева Анжела Владимировна кандидат экономических наук, старший преподаватель Петрозаводск 2015 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...............................2 1 ГЛАВА. Баланс народного хозяйства 1.1. Сущность и структура БНХ……………………………………………………..5 1.2. Основные показатели БНХ………………………………...................................9 2 ГЛАВА. Система национального счетоводства………………………………… 2.1. История возникновения СНС…………………………………………………… 2.2. Сущность и структура СНС…………………………………………………….. 2.3. Основные показатели системы национальных счетов………………………….. 2.4. Состояние и перспективы развития СНС России………………………………. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ……………….. ВВЕДЕНИЕ. Национальное богатство – это общий результат развития общественного процесса производства за всю историю. К национальному богатству в практике экономического анализа относится всё то, что непосредственно связанно с человеческим трудом и может быть воспроизведено. Постоянные изменения в экономике страны, приводят к обновлению производственных и непроизводственных фондов, материальных запасов и резервов. Всё это требует нового подхода к оценке национального богатства. Данной проблемой занимались многие экономисты: Ф. Кенэ выдвигал свои теории в работе «Экономические таблицы» (1758). В ней был дан первый экономический баланс. Первое упоминание о национальных счетах содержится в статьях голландского статиста Э. Клиффа (1941). Теоретической основой национальных счетов стали работы Д. Кейнса, А. Боули, К. Кларка и др., занимавшихся проблемами вычисления национального дохода. И в отечественной экономической литературе отводилось определенное внимание оцениванию национального богатства. Применение различных методов анализа характеристики общественного производства привели к существованию альтернативных систем национального счетоводства: СНС и БНХ сформированные системой взаимосвязанных экономических показателей, представленных в особой форме, в таблицах и в виде счетов, или в тех или других. Создание СНС было необходимо, чтобы осознанно влиять на развитие экономики, иметь чёткое количественное представление о протекающих в экономике процессах, появилась необходимость в регулярных расчётах макроэкономических показателей. Поэтому так важна система национальных счётов. Система национальных счетов играет особую роль в экономике: она позволяет измерять объем производства в конкретный момент времени и раскрывать причины данного уровня производства. Сравнивая показатели национального дохода за определенный отрезок времени можно проследить тенденцию, определяющую характер развития экономики: рост, спад или застой. СНС позволяет сформировать и привести в жизнь государственную политику. На этом и основывается актуальность темы работы. Целью данной работы является рассмотрение основных макроэкономических показателей в СНС и в БНХ. Исходя из цели курсовой работы можно сформулировать такие задачи как: раскрытие сущности СНС и БНХ; Рассмотрение основных показателей счетов , оценить состояние и перспективы развития СНС в России. В первой и второй главе работы освещены теоретические аспекты сущности БНХ и СНС, выявлена структура и основные показатели национальных счетов, рассмотрены исторические аспекты данных вопросов, а также рассмотрены состояние и перспективы развития Системы Национальных Счетов России. Для реализации поставленных задач был произведен анализ учебной и общеэкономической литературы. С целью приведения информационно-правовых данных использовались электронные справочные системы, такие как СПС «Гарант», СПС «Консультант Плюс». Для приведения статистических данных использовались данные Федеральной службы государственной статистики, Федерального казначейства, Министерства экономического развития, данные правительства РФ. ГЛАВА 1. Баланс народного хозяйства. Сущность и структура БНХ. В России в течение 70 лет для решения задач, сходных с теми, для которых разрабатывается СНС, применялся баланс народного хозяйства (БНХ). Схема БНХ представляла собой систему взаимосвязанных балансовых таблиц, каждая из которых отражала отдельные, наиболее принципиальные аспекты экономического процесса с позиции примата материального производства по отношению к другим видам деятельности. В основе БНХ лежат концепции А. Смита и К. Маркса о трудовой теории стоимости, о сфере материального производства, в рамках которой создается национальный доход, и др. Таким образом, БНХ базируется на других концепциях политического характера, и поэтому его основные показатели (валовой общественный продукт, национальный доход, реальные доходы и др.) прямо несравнимы с центральными показателями СНС. В нашей стране до недавнего времени основными макроэкономическими показателями были совокупный общественный продукт (СОП) и национальный доход (НД) СОП представлял собой совокупную стоимость всего объема произведенных товаров и услуг только в сфере материального производства с включением в нее затрат на сырье, материалы, топливо, энергию и т.п., то есть не был свободен от повторного счета. В нашей стране первый межотраслевой баланс народного хозяйства был составлен в 1925 г. за 1923 - 1924 хозяйственный год. После этого стали составляться балансы народного хозяйства. До 1953 БНХ, с одной стороны, составлялись нерегулярно, с другой стороны, это были нетрадиционные, отличающиеся один от другого расчеты, которые представляли собой большой научный и практический интерес. После 1953 г. балансовые расчеты приобрели регулярный характер и составлялись ежегодно, а ряд балансовых таблиц (баланс трудовых ресурсов, баланс денежных доходов и расходов населения и др.) составлялся 2 – 3 раза в год. Следует подчеркнуть, что БНХ был разработан в СССР для описания и анализа экономики, основанной на принципах централизованного планирования и распределения материальных ресурсов. По этой причине многие аспекты экономического процесса, особенно важные в условиях рыночной экономики, не получили в нем должного развития и представлены в упрощенном виде, например, анализ внешнеэкономических связей. В БНХ он ограничен потоками экспорта и импорта товаров и не охватывает других важных элементов платежного баланса. Упрощенный подход характерен для БНХ и в отношении анализа процесса движения доходов и финансовых ресурсов. Он не предусматривает, в частности, таких общепринятых в мировой практике показателей, как располагаемый доход и сбережения. В одной из центральных таблиц БНХ – финансовом балансе – не проводится четкого различия между операциями с доходами и финансовыми активами и пассивами. Весьма серьезным ограничением БНХ является исключение значительной части услуг из определения экономического производства. Между тем, ещё В. Петти около 300 лет тому назад отметил, что по мере экономического развития всё большая часть производственного продукта будет охватывать услуги. Сегодня эта тенденция, получившая известность как закон В. Петтти, проявляется особенно четко. Например, доля услуг в ВВП США возросла примерно с 50-и % в 50-х годах до 76-и % в начале 90-х годов. По данным ОЭСР, в стоимости продукции обрабатывающей промышленности капиталистических стран всё больший удельный вес занимает оплата услуг (аренда, реклама, финансовые услуги и т.д.). Поэтому ясно, что исключение услуг из подсчетов результатов экономического развития обедняет экономический анализ, игнорирует тенденцию современного экономического развития. Отмеченные недостатки привели к тому, что, начиная с 70-х годов, все более отчетливо ощущалась потребность в кардинальной перестройке макростатистической модели воспроизводства типа БНХ и соответственно учета по стране в целом. В 80-е годы потребность в более глубоком и комплексном анализе макроэкономики стала ощущаться ещё более ясно. Органами государственной статистики в дополнении к БНХ в его традиционном виде стал разрабатываться ряд новых таблиц, была начата разработка баланса нематериальных услуг, затрат на их оказание, также в практику были введены макроэкономические расчеты показателя общего объема потребления населением, охватывающего в дополнении к стоимости потребления материальных благ также стоимость нематериальных услуг, поступивших населению из всех источников (за счет личных доходов, за счет общественных фондов потребления и т.п.). В 1988 году был сделан следующий важный шаг в совершенствовании макроэкономической статистики нашей страны, им стало введение в регулярную статистическую практику показателя валового внутреннего продукта (ВВП), основывающегося на принципах СНС. Исчисление ВВП и его модификации – валового национального продукта (ВНП) не только облегчают международное сопоставление уровней и темпов экономического развития, структуры народного хозяйства, не только содействуют нашему диалогу со всем миром на едином статистическом языке, но и позволяют углубить экономический анализ на макроуровне, рассматривать экономический процесс через призму широкой концепции сферы производства продукции (дохода), что важно для изучения многих аспектов и факторов экономического роста. Данные о размерах и динамике ВНП публиковались официальными статистическими органами, но следует отметить, что расчеты этого показателя осуществлялись не системно, то есть они получались вне скоординированной системы макропоказателей и на основе действовавшей устаревшей системы учета. Отсюда неинтегрированность информации, несостыкованность разных уровней формирования новых макропоказателей, крайняя ограниченность включения их в аполитический оборот для принятия управленческих решений. Выход может быть только один – создание принципиально новой системы учета в рамках национального хозяйства (СНС как более универсальной и адекватной рыночной экономике макростатистической модели), интегрированной на макроуровне, с действовавшим в нашей статистике в течение многих десятилетий БНХ, базировавшимся на концепции примата материального производства и марксовых системах воспроизводства общественного продукта. В конце 1992 года Совет РФ одобрил Государственную программу перехода на международные стандарты. Центральное место в этой программе занимает раздел, предусматривающий переход в течение 5 лет от БНХ на систему национальных счетов, разрабатываемую более, чем в 20-и странах мира и рекомендованную ООН и другими международными организациями. Аналогичные программы и планы приняты во многих странах СНГ. С 20-х гг. в СССР в качестве альтернативной системы измерения национального богатства использовался баланс народного хозяйства (БНХ). Он был разработан для описания и анализа экономики, основанной на принципах централизованного планирования и распределения материальных ресурсов. Баланс народного хозяйства – система таблиц с макроэкономическими показателями, характеризующими в планируемом (отчетном) периоде уровень развития экономики, масштабы и темпы общественного воспроизводства, а также важнейшие общегосударственные пропорции. Важными частями БНХ являлись: баланс производства, распределения и использования национального дохода, баланс национального богатства, баланс трудовых ресурсов, межотраслевой баланс производства и распределения продукции. БНХ отражал развитие всех отраслей и секторов экономики, как охватываемых государственным планом, так и не планируемых непосредственно (например, личные подсобные хозяйства населения). Новаторские разработки в области БНХ, осуществленные в СССР в 20-е годы, оказали существенное влияние на развитие макроэкономических исследований, в том числе и на СНС. Известно, в частности, что таблица первого баланса народного хозяйства СССР за 1923/24 гг. содержала черты межотраслевого баланса. Одна из важнейших предпосылок МОБ в БНХ - линейность связей – состояла в том, что выпуск продукции предполагался пропорциональным прямым затратам предметов труда и живого труда, т. е. Если прямые затраты увеличить вдвое, то и выпуск(валовая продукция) вырастет то же вдвое, а если в выпуске данного продукта участвует несколько отраслей, то этот выпуск оказывается линейной (пропорционально) функцией всех прямых затрат. Важно отметить, что в МОБе использовались два метода оценки продукции: по ценам производителей, учитывающим затарты на производство; по ценам конечного потребления, учмитывающим также затраты, связанные с реализацией продукции. Основным показателем в БНХ был совокупный (валовой) общественный продукт (СОП или ВОП). Он определялся как сумма производимых в обществе за год материальных благ. В этом показателе содержался повторный счет предметов труда, т. е. сырья, материалов, инструментов, топлива и энергии. Для избежания повторного счета использовался показатель конечного продукта (КП). Он включал предметы личного и общественного непроизводственного потребления и инвестиционные средства и вычислялся как разница между ВОП и оборотом предметов труда. Чистый продукт (ЧП) общества представлял собой валовой продукт за вычетом амортизационных отчислений. По вещественному содержанию ЧП – это предметы личного потребления и средства производства, предназначенные для расширенного производства. Вместе с тем, чистый продукт является результатом затраченного в данном году труда, поэтому в политэкономии он рассматривался как национальный доход, т. е. созданная за год стоимость. По вещественному содержанию НД распадался на две части: фонд потребления и фонд накопления. Основные показатели БНХ. Основным методом, который используется для исследования макроэкономических процессов и их результатов, является балансовый метод. Он позволяет получить взаимосвязанную комплексную их характеристику, оценить степень сбалансированности ресурсов и их использования на всех стадиях производственного цикла. Основы современной макроэкономической статистики закладывались в 20-30-е годы ХХ века. В этот период (1924 г.) статистические органы приступили к составлению балансов народного хозяйства. Это была система макроэкономических показателей, объединенных во взаимосвязанные экономические таблицы, позволяющие получать комплексную характеристику процессов воспроизводства трудовых ресурсов, национального богатства и материальных благ. Основными показателями, которые характеризуют объем производства продуктов и услуг, являются: совокупный общественный продукт; конечный общественный продукт; чистый продукт общества; валовой национальный и валовой внутренний продукты; чистый национальный продукт и национальный доход. Материальной основой общественного воспроизводства является воспроизводство совокупного общественного продукта. Совокупный общественный продукт (СОП) (GSP, GrossSocialProduct) - это весь продукт, произведенный в материальном производстве за определенный период, как правило, за год. На основе постоянного возобновления производства СОП происходит его обмен, распределение и потребление. В результате этого возобновления обеспечиваются условия продолжения производства и удовлетворяются общественные потребности. Выделяют простое и расширенное воспроизводство. Под простым воспроизводством понимается возобновление производства в неизменном масштабе. Следовательно, объем СОП не увеличивается. А расширенное воспроизводство - возобновление производства в увеличивающемся масштабе - предполагает возрастание объема СОП. При простом воспроизводстве общество как бы застывает на одном и том же уровне. При сужении же масштаба производства начинаются процессы деградации общества. Расширенное воспроизводство является необходимым условием развития и экономики, как таковой, и общества. Совокупный общественный продукт можно рассматривать с двух сторон: натурально-вещественной и стоимостной стороны. Рассматривая натурально-вещественный состав, совокупный общественный продукт состоит из средств производства (средств и предметов труда) и предметов потребления. Рассматривая стоимостную сторону, он складывается из перенесенной стоимости (стоимость израсходованных средств производства) и новой стоимости (созданной живым трудом). С точки зрения различного экономического назначения, можно выделить следующие основные части СОП. Фонд возмещения. Он предназначен для возмещения изношенных средств производства (средств и предметов труда). Прибавочный продукт. Он направляется на: - расширение производства и непроизводственной сферы (накопление); - содержание непроизводственной сферы и нетрудоспособных членов общества; - возмещение чистых издержек (например, армия, правоохранительные органы, и т. п.); - образование нетрудовых доходов от частной собственности (процент на капитал, земельная рента и др.). 3) Фонд жизненных средств работников материального производства, или необходимый продукт. Он предназначен для удовлетворения потребностей, а так же восстановления и развития способностей работников материального производства. Кроме сферы материального производства, в общественном производстве участвует также и непроизводственная сфера, назначение которой заключается в оказании услуг и создании духовных ценностей, таких как: наука, искусство, образование, здравоохранение, культура и др. Говоря о результатах общественного воспроизводства в целом, необходимо отметить, что наряду с совокупным общественным продуктом необходимо учитывать и результаты деятельности непроизводственной сферы, которые оцениваются, как правило, объемом оказанных услуг. Объем услуг рассматривается со стороны состава и их стоимости. О стоимости услуг можно говорить лишь в том случае, когда услуги являются платными. А в том случае, если услуги предоставляются их потребителям бесплатно, то учесть их “стоимость” можно только по издержкам на их оказание. Так, при обучении в школе (бесплатном), государство расходует средства на цели оплаты труда учителей, приобретения пособий, учебников и наглядных материалов, ремонт зданий и т.п., но раз обучение все же бесплатное, то данные услуги не имеют стоимости. Их “стоимость” в данном случае сводится к издержкам, связанным с их предоставлением. В настоящее время объем совокупного общественного продукта и объем услуг рассматриваются в качестве единого показателя: объем продуктов и услуг. Но следует учитывать, что ряд видов непроизводственной деятельности относится к чистым издержкам общества. Это так называемые, «внешние эффекты», в виде охраны общественного порядка, службы в вооруженных силах, и т. п. Их существование обусловлено исключительно определенными историческими условиями. Если, например, предположить, что отомрут условия, порождающие войны, то отпадет и необходимость в армии. Если сократится преступность, то уменьшится потребность и в право-охранительной деятельности. Объем услуг, относящихся к чистым издержкам общества, в силу этого, было бы неправильно относить к результатам общественного воспроизводства. Правильнее было бы их назвать вынужденными издержками, а не результатами.. Так как текущие цены имеют свойство меняться, то они не могут дать достаточно точного представления об изменении результатов производства с течением времени. Для этого используется измерение валового общественного продукта в условно-постоянных ценах , т.е. в ценах определенного периода. Именно такое измерение позволяет оценивать рост или падение физического объема СОП. Показатель совокупного общественного продукта используется не только для анализа роста результатов общественного производства, но и его структуры и межотраслевых связей. Однако у данного показателя есть существенный недостаток - он содержит в себе повторный счет одних и тех же стоимостных величин. Для того, чтобы исключить повторный счет результатов производства, используется показатель конечного общественного продукта (КОП). Он включает в себя все созданные средства труда и предметы потребления, а также прирост запасов предметов труда. Иначе говоря, он состоит из тех продуктов, которые были произведены в данном периоде (год, месяц, квартал) и не были израсходованы в качестве средств производства, то есть пошли на: обновление и расширение основных производственных и непроизводственных фондов; увеличение запасов оборотных производственных фондов и готовой продукции; потребление (в качестве предметов потребления). Таким образом, получается, что конечный общественный продукт отличается от валового общественного продукта на величину промежуточного продукта, то есть предметов труда, затраченных в процессе производства (в указанный период). Удаление из КОП промежуточного продукта и позволяет исключить повторный счет стоимости. Таким образом, КОП равен сумме вновь созданной в производстве стоимости и амортизации основных производственных фондов. Чистый продукт общества включает в себя необходимый и прибавочный продукты. По натурально-вещественному составу чистый продукт общества состоит из предметов потребления и средств труда, которые идут на расширение производства и непроизводственной сферы, а также прироста запасов предметов труда. Иначе говоря, он отличается от конечного общественного продукта на величину фонда возмещения средств труда. По стоимости он равен вновь созданной стоимости в сфере материального производства или стоимости КОП за вычетом амортизации основных фондов. По своему экономическому содержанию чистый продукт общества является источником чистого накопления и потребления в обществе, поэтому под ним понимают сумму фондов чистого накопления и потребления. Чистое накопление - это прирост объемов используемых ресурсов: средств производства, а также средств труда в непроизводственной сфере. С ним также используется понятие «валовое накопление», который включает сумму чистого накопления и фонда возмещения средств труда (амортизации ОФ). В своем движении в процессе производства общественный продукт проходит стадии производства, распределения и перераспределения и конечного использования. БНХ впервые в мировой статистической практике проследил это движение. Потребность перехода нашей страны к СНС стала проявляться в 70-е гг. ХХ в., когда СССР начал активно работать с торговым рынком, что и выявило существенные изъяны системы баланса народного хозяйства. В 80-е годы нужда в более глубоком и комплексном анализе макроэкономики стало ощущаться все более четко. Органами государственной статистики в дополнении к БНХ в его традиционном виде стал разрабатываться ряд новых таблиц, была начата разработка баланса нематериальных услуг, а так же затрат на их оказание. В практику были введены макроэкономические расчеты показателя общего объема потребления населением, охватывающего в дополнении к стоимости потребления материальных благ, также стоимость нематериальных услуг, поступивших населению из любых источников (за счет личных доходов, за счет общественных фондов потребления и др.). Переход к рыночной экономике стал одним из важнейших факторов, способствующих распространению СНС как наиболее универсального метода. В 1988 году был сделан важный шаг в совершенствовании макроэкономической статистики нашей страны - им стало введение в регулярную статистическую практику показателя валового внутреннего продукта (ВВП), основывающегося на принципах СНС. В 1992 г. была утверждена специальная государственная программа, в которой предусматривалось приведение в соответствие с требованиями рыночной экономики действующей системы статистических показателей. В современный период состояние СНС в Российской Федерации может рассматриваться исключительно как начальная стадия перехода к международному стандарту оценки основных экономических показателей. Это подтверждается существованием ряда проблем, связанных с несоответствием системы бухгалтерского учета международному стандарту; определенным несовместимостью учетных данных между различными уровнями экономики; а также ограниченным характером использования показателей СНС на практике. Вместе с тем переход от БНХ к СНС является необходимым, т. к. предусматривает решение важных задач: он обеспечит более широкую и ориентированную на рыночную экономику систему макроэкономической информации, необходимой прежде всего для разработки экономической политики органами государственного управления. Кроме того, внедрение показателей СНС будет содействовать налаживанию положительного международного сотрудничества на основе универсального статистического языка. С этим будет решена проблема предоставления данных в различные международные экономические организации. Решение проблем, связанных с переходом к СНС, требует значительных ресурсов. Однако для такого перехода есть и положительные условия. Между СНС и БНХ существует много общего в методах упорядочения данных с целью выявления наиболее значимых результатов и закономерностей экономического процесса. Так например, в обеих системах проводится различие между промежуточным и конечным потреблением; доходами, созданными в производстве, и доходами, полученными от перераспределения; потоками товаров и потоками доходов; потоками и запасами ресурсов; текущими и единовременными расходами; произведенными и непроизведенными активами. 2 ГЛАВА. Система национального счетоводства. 2.1. История возникновения СНС. Система национальных счетов - это система сбора и обработки информации о состоянии и результатах функционирования национальной экономики. Начала зарождаться СНС в начале 30-х годов и сформировалась в 40-50-е годы в ведущих капиталистических странах мира. Необходимость в регулировании стала особенно ясной после “великой” экономической депрессии 1929-1933 годов. Еще одним историческим событием, подтолкнувшим к разработке СНС, стала вторая мировая война. После окончания второй мировой войны, органы государственного управления наиболее развитых капиталистических стран стали ощущать потребность в систематизированной макроэкономической информации для определения приоритетов и направлений в экономической политике по переориентации военной экономики, отысканию наиболее эффективных методов решения данной задачи. Большой вклад в развитие теории и методологии СНС внесли международные экономические организации (ООН, Европейские сообщества и др.). Организуя международное экономическое сотрудничество, международные экономические организации испытывали потребность в сравнении макроэкономических данных, поэтому занимались разработкой международных стандартов, которые, с одной стороны, содействовали внедрению СНС в различных странах мира, а с другой – обеспечивали основу для сбора и публикации сравниваемых данных о валовом внутреннем продукте (ВВП) и других важных показателях СНС. Первый международный стандарт был подготовлен в ООН в 50-х годах. Созданная в 1952 году система национальных счетов неоднократно существенно изменялась. Так, рекомендованный ООН согласованный план счетов по учету и представлению основных товарных и денежных потоков в производстве, потреблении, накоплении и внешней торговле (содержащий 6 счетов и 12 вспомогательных таблиц) в 1968 году был дополнен таблицами затрат и выпуска, финансовыми счетами; важное место стали занимать счета институциональных секторов; появилась разница между рыночным и нерыночным производством и т.д. Дальнейшее улучшение методов СНС позволило создать современную Систему Национального Счетоводства Объединенных Наций (SCN или SNA – англ. аббревиатура). В ней принципиально новыми методами можно считать разбивку производства по отраслям народного хозяйства и прочим производителям, включение в СНС межотраслевого баланса, более подробный учет финансовой сферы с выделением финансовых секторов и потоков финансовых активов, а также введение балансов имущества. СНС ООН представляет собой согласованную схему для сбора, описания и координации основных потоков статистической информации, которые выражены в макроэкономических показателях, характеризующих важные результаты и соотношение экономического развития. Практически, СНС ООН стала международным руководством для национальных статистических служб. В современной СНС ООН содержатся более 500 различных стандартных счетов, счета СНС дополняются 25 вспомогательными таблицами. По степени и направлению детализации счета подразделяют на три класса: счета первого класса – сводные счета; счета второго класса – счета производства, потребления и капиталообразования; счета третьего класса – счета доходов и расходов и счета финансирования капитальных затрат. Вспомогательные таблицы позволяют детализировать отдельные агрегированные показатели согласно тому или иному критерию. Более важной из них является таблица “Валовой внутренний продукт по видам экономической деятельности”, с её помощью можно оценить вклад отдельных отраслей экономики в создание ВВП. В справочниках международных организаций информация, содержащаяся в национальных счетах, производится за длительный период времени. Для этого, как правило, дебитовая часть счета помещается под кредитовой и счет превращается в таблицу динамических рядов соответствующих показателей. Динамические ряды могут быть представлены как в текущих, так и в постоянных ценах. В настоящее время в международных статистических справочниках в постоянных ценах даются только ряды, относящиеся к кредитовой части счета “Валовой внутренний продукт”, то есть государственное и личное потребление, валовые инвестиции, прирост запасов, а также экспорт и импорт. Кроме этого в постоянных ценах приводятся данные ряда вспомогательных таблиц. СНС с 1993 года обеспечивает ещё более тесную увязку традиционных её показателей со смежными разделами экономической статистики, более четко объединяет их в свой состав. Это относится к показателям активов и пассивов, показателям статистики государственного бюджета, к платежному балансу. При подготовке новой СНС приняты во внимание особенности экономики и статистики стран переходного периода, то есть тех, которые встали на пути экономических реформ с целью изменения административной экономики в рыночную. Это облегчает задачу внедрения новой СНС в практику стран СНГ. В последние годы статистические органы стран СНГ предпринимают усилия по внедрению новой СНС в систематическую статистическую практику. 2.2. Сущность и структура СНС. Показатели СНС выражают структуру рыночной экономики, институты и механизмы функционирования. Использование СНС необходимо для проведения эффективной макроэкономической политики государства, для международных сопоставлений национального дохода и для составления экономических прогнозов. Показатели СНС покажем на рисунке 1.1: Рис.1.1. Показатели системы национальных счетов Национальное счетоводство – совокупная система понятий, которые объясняют создание, распределение, перераспределение и использование валового национального продукта и национального дохода в рамках экономической системы с определенной структурой и закономерностями функционирования. Национальное счетоводство выполняет для экономики схожие функции, что бухгалтерский учёт для отдельного предприятия. Разные показатели, которые входят в систему национальных счетов, позволяют измерить объём производства в конкретный момент времени раскрывать факторы, непосредственно раскрывающие функционирование экономики. Информация, которую дают счета валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода (НД), служит основой для формирования и проведения в жизни государственной политики, направленной на улучшение функционирования экономики. Система национальных счетов – система статистических потоков, представляющая собой официализацию теоретического плана национального счетоводства и состоящая из логически интегрированной и последовательной совокупности счетов, балансовых ведомостей и таблиц, которые отражают производство, распределение и использование валового национального продукта (ВНП) и НД страны. Система национальных счетов является замкнутой системой, где все счета страны могут быть сведены в единую матрицу, отражающую все потоки (товаров, услуг, денег, финансовых документов) в национальном хозяйстве. Основные структурные элементы системы национальных счетов: экономические функции – производство, потребление, накопление посредничество в перераспределении доходов; экономические операции – индивидуальные акты, которые совершают хозяйственные единицы в процессе выполнения экономических функций (операции с материальными благами и услугами, операции по распределению, финансовые операции и пр.); экономические агенты – субъекты экономических операций, принимающие хозяйственные решения (чистые отрасли, институциональные сектора); объекты экономических операций – товары, услуги, деньги, финансовые документы. Главной особенностью СНС является принцип системы двойной записи по методу бухгалтерского учёта. Метод построения системы национальных счетов заключается в отражении всех экономических процессов как совокупности двухсторонних операций, совершаемых контрагентами. Национальное хозяйство представляется в виде замкнутой модели; экономическая деятельность субъектов расписывается по счетам как потоки доходов и расходов. Все важнейшие показатели, используемые в макроэкономическом анализе, принципиально разделяются на три группы: потоки, запасы (активы) и показатели экономической конъюнктуры. Потоки отражают передачу ценностей субъектами друг другу в процессе экономической деятельности, запасы – накопление и использование ценностей субъектами. Потоки представляют собой экономические параметры, значение которых измеряется в единицу времени, как правило, в расчёте на год. К потоковым величинам относятся расходы на потребление (С), сбережения (S),инвестиции (I), госуд....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: