VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Государственная поддержка отечественного производителя в Ленинградской области на примере сельского хозяйства

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: D000564
Тема: Государственная поддержка отечественного производителя в Ленинградской области на примере сельского хозяйства
Содержание
____________________

    
    СОДЕРЖАНИЕ
Введение	3
Глава I.  Теоретические аспекты государственной политики поддержки отечественного производителя	6
1.1 Протекционная политика: понятия и виды	6
1.2 Преимущества и недостатки протекционистской политики государства	14
1.3 Понятие аграрного протекционизма	19
Глава II.  Анализ государственной поддержки Российского в Ленинградской области на примере сельского хозяйства	27
2.1 Общая характеристика государственной поддержки отечественных производителей в России	27
2.2 Оценка эффективности государственной политики поддержки отечественного сельскохозяйственного товаропроизводителя	35
2.3 Основные направления совершенствования государственной политики поддержки отечественного сельскохозяйственного товаропроизводителя в Ленинградской области	44
Заключение	53
Список использованных источников	57


Введение
    Поддержка или протекционизм отечественного производителя является той темой, которую уже на протяжении многих лет наше Правительство выдвигает и позиционируется как ключевую для улучшения качества жизни граждан и экономического развития Российской Федерации. «Делайте российское. Покупайте российское» - не только патриотический лозунг, но и главным образом, побуждение сограждан сделать большой вклад в развитие свой страны, поучаствовать в ее прогрессе и достижении к процветанию. Именно так считает вице спикер Госдумы, говоря о том, что «мы должны, и мы можем продвигать проекты России, услуги и товары».
     Включение России в список главных мировых лидеров не может быть осуществлено без перехода к существенно новому качеству производства услуг и товаров, без создания конкурентоспособных отечественных брендов. Помимо этого, улучшение уровня жизни россиян невозможно до тех пор, пока марка «Сделано в России» не будет эквивалентом качества лучшей пробы. 
     Подчеркивая важность отечественного производства, руководитель фракции «Единой России» в Госдуме отмечает, что главной задачей развития экономики Российской Федерации, было, есть и будет поддержка товаропроизводителей отечественных брендов. По его словам, нахождение товаров России на нашем рынке стало важным элементом развития отечественной экономики. Вместе с тем, не менее важным является и способность к здоровой конкуренции этих товаров, шанс успешно реализовать их на мировых рынках.
    Развитие отечественного производства товаров народного потребления имеет ключевое значение для реализации государственной политики по формированию положительного образа России, решения социально-экономических задач, стоящих перед экономикой страны.
     В 2014 году в связи с нестабильной ситуацией во внешней политике Российской Федерации данная тема стала актуальной как никогда. В первую очередь это связано с наложением эмбарго на многие группы иностранных товаров.
     Спикер Законодательного Собрания Петербурга  уверен, что санкции не могут негативно сказаться на потребителе, так как в России достаточно ресурсов, чтобы обеспечить население продуктами отечественного производства.
     В связи с этим, в стране начался активный процесс импортозамещения, что, в свою очередь, активизировало поддержку отечественных производителей. 
     Такой же позиции придерживается и председатель комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, говоря о том, что Россия может закрыть своими продуктами практически весь перечень запрещенных импортных товаров. Российские сельхозпроизводители получили уникальную возможность заполнить нишу – быстро, активно. Сделать это необходимо с помощью государства, правительства, чтобы определить реперные точки, по которым надо сконцентрировать усилия и увеличить объем той или иной продукции и заместить нашими продуктами – лучшего качества, чем те, которые мы получали за рубежом.
     Если говорить о Ленинградской области, то производители данного региона могут практически полностью заместить попавшую под эмбарго продукцию. Дело в том, что регион стабильно производит больше продовольствия, чем потребляет. Например, за 2013 год было собрано овощей на четверть больше, чем норма потребления, молочных продуктов — на 8%, а мяса и продуктов из него — на 80%1
     В Ленинградской области идет активное развитие системы поддержки отечественного производителя. Например, обсуждается возможность введения льгот для тех предприятий, которые вложат свои средства в импортозамещение. Как отмечает губернатор Ленобласти, предприятиям, которые будут инвестировать в производство по замещению импорта, будут  предоставлены льготы по налогу на прибыль, налогу на имущество и земельному налогу.
     Говоря о поддержке отечественных производителей, важно отметить, что эффективное развитие и функционирование производителя отечественной марки может определяться разными факторами. В первую очередь задача государства состоит в том, что бы создать нужные условия для деятельности этих производителей в разных экономических условиях. Однако, помимо этого, необходимы дифференцированные подходы реализации и формирования действенной политики по поддержке отечественных производителей в разных отраслях. Иными словами, для эффективного создания конкурентоспособных отечественных производителей необходимо учитывать отраслевые особенности, в которой работают фирмы.
     Объектом дипломного исследования выступают отечественные производители в Ленинградской области.
     Предметом исследования является процесс реализации государственной политики в области защиты отечественного производителя в Ленинградской области.
     Цель дипломного проекта – разработка рекомендаций по совершенствованию государственной политики поддержки отечественного товаропроизводителя в Ленинградской области на примере сельского хозяйства.
     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие протекционной политики, ее назначение и виды;
2. Изучить особенности протекционной политики в Российской Федерации;
3. оценить существующие условия реализации государственной политики в развитии отечественного производителя (на примере сельского хозяйства);
4. предложить меры по повышению эффективности системы поддержки отечественных производителей в Ленинградской области (на примере сельского хозяйства).
    

    Глава I. 
Теоретические аспекты государственной политики поддержки отечественного производителя
1.1 Протекционная политика: понятия и виды
     Протекционизм в традиционном понимании - это экономическая политика государства, направленная на ограждение, защиту национальной экономики от иностранной конкуренции. 
     Протекционная политика направлена на создание правительством льготных условий для развития отечественного предпринимательства. Осуществление данной политики происходит за счет ограничения импорта и повышения ставок таможенных пошлин с целью защиты от иностранной конкуренции внутреннего рынка страны. 
     Существуют несколько видов государственной поддержки производителя2:
     - отраслевая поддержка. Этот вид государственно поддержки направлен на защиту формирующихся отраслей промышленности или аграрного сектора;
     - скрытая поддержка. Такой вид поддержки осуществляется с помощью механизмов внутренней экономической политики государства;
     - селективная поддержка. Эта поддержка касается конкретных товаров или услуг, а наиболее популярным ее видом является эмбарго – полный запрет на импорт того или иного товара;
     - интеграционная поддержка. Такая поддержка осуществляется странами, входящими в интеграционные объединения.
     Все вышеперечисленные виды государственной поддержки имеют широкое распространение во всех странах. Прежде всего – в тех, на которые не оказывается серьезного экономического давления со стороны других государств. 
     Важность протекционизма очевидна – она необходима для защиты отечественного производителя и, прежде всего, начинающих предприятий от конкурентоспособных иностранных фирм, функционирующих долгое время и обладающих большими ресурсами.
     Также в нынешних геополитических условиях, когда между государствами усиливается напряженность, политика протекционизма напрямую влияет и на национальную безопасность.
     Также с помощью протекционной политики осуществляется валютный контроль и обеспечивается развитие отечественного производителя в области частной пищевой и легкой промышленности. 
     Важным моментом при осуществлении политики государственной поддержки является сохранение конкуренции на внутреннем рынке государства и стимулирование развития производств, способных полностью вытеснить импорт.
     Чтобы глубже понять назначение и цели политики протекционизма, обратимся к истории ее возникновения и становления.
     Политика протекционизма или государственной поддержки появилась в Европе в период первоначального накопления капитала (XVI-XVIII вв.). Теоретические основы этой политики были созданы меркантилистами – теми, кто связывал благосостояние государства исключительно с активным балансом внешней сбыта. В дальнейшем принципы меркантилистов стали сдавать позиции принципам свободных торгово-промышленных отношений. Обоснование данной политики дано в работах классиков экономики А. Смита и Д. Рикардо и именно она является основополагающей и в настоящее время, когда практически во всех странах присутствует полная либерализация внешней торговой деятельности. Исключение составляют некоторые отрасли промышленности, например, сельское хозяйство, в них по прежнему сохранились элементы государственной поддержки и покровительства. 
     Эта поддержка происходит с помощью торгово-политических барьеров, ограждающих внутренний рынок государства от импорта зарубежных товаров. Именно эти барьеры и делают товары национального производства более конкурентоспособными по сравнению с импортными. Характерной чертой покровительства является финансовое поощрение национальной экономики и активное стимулирование экспорта собственных товаров. Владимир Ильич Ленин, например, подчёркивал связь политики покровительства с историческим строем общественного хозяйства и интересами главенствующего класса, который в свою очередь, имеет существенную поддержку правительства: «... вопрос о покровительстве и свободе коммерции есть вопрос между предпринимателями (иногда между предпринимателями разных стран, иногда между различными фракциями предпринимателей данной страны)»3
     Средства торговой политики (запрет на импорт товаров, таможенные пошлины, ограничения на ввоз) и характер покровительства изменялись в зависимости от общей экономической политики государства, имеющей место в ту или иную эпоху. Как отмечалось ранее, в эпоху зарождения капиталистических отношений и первоначального накопления капитала основными сторонниками политики государственной поддержки стали меркантилисты, требующие у властей защиты от иностранной конкуренции отечественной промышленности. 
     В XVII веке протекционизм получил широкое распространение во Франции (например, тарифы 1664 и 1667 Кольбера) и Австририи. Именно политика протекционизма стала основным инструментом в экономической борьбе наполеоновской Франции и Англии.
     В России политика протекционизма впервые стала использоваться при Петре I. Именно так называемая «таможенная охрана» оказала существенное (если не основное) влияние на развитие российской мануфактурной и фабричной промышленности. 
     В период домонополистического капитализма в большинстве стран Западной Европы и США использовался так называемый «защитный» протекционизм, защищавший национальную промышленность от Англии, существенно обогнавшей своих геополитических конкурентов и проводившей с 40х годов 19 века политику «свободы продажи».
     Разумеется, анализ политики покровительства и его сравнение со свободой сбыта присутствует в трудах Карла Маркса и Фридриха Энгельса. По мнению классиков экономической теории для периода перерастания капитализма в монополистическую стадию характерен «наступательный» протекционизм, сопряженный с внутренней монополией и защищающий слабую национальную промышленность от иностранной конкуренции. Цель подобной политики — выход национальных товаров на внешние рынки. И именно внутренняя монополизация позволяет получить дополнительные доходы и возможность реализации товаров на внешних рынках по демпинговым ценам.
     Протекционизм сам по себе является полной противоположностью свободной торговле – еще со времен Адама Смита эти две доктрины находятся в противостоянии. Сторонники протекционизма критикуют доктрину свободной торговли, приводя в качестве аргументов ее очевидные плюсы – рост национального производства, увеличение занятости населения и, как следствие – рост благосостояние населения и рост демографических показателей. Их оппоненты – сторонники свободной торговли, подвергают политику протекционизма критике, оперируя к свободе торговли, предпринимательства и указывая на защиту прав потребителей. 4
     Сторонники протекционизма рассматривают его как политику государства, стимулирующую экономический и промышленный рост страны и напрямую влияющую на рост благосостояния нации. По их мнению наиболее благоприятный эффект можно достичь с помощью:
     - единой политики в области импортных и экспортных пошлин по отношению ко всем субъектам страны без исключений;
     - единого применения налоговых субсидий во всех субъектах;
     - роста пошлин и субсидии по мере роста глубины переработки;
     - полного отказа от пошлин на импорт сырья;
     - наложения пошлин на импорт всех товаров, которые уже производятся в стране или тех, производство которых оказало бы благоприятное воздействие на развитие страны;
     - отказа от таможенных пошлин на импорт тех товаров, чье производство невозможно в стране (Пример: производство бананов в Северной Европе невозможно, поэтому по мнению сторонников теории протекционизма импорт этих товаров должен быть беспошлинным) 5
     Протекционисты считают, что США и Европейским странам удалось успешно провести свою индустриализацию в 18-19 веках исключительно за счет протекционистской политики. Они обосновывают свое мнение тем, что периоды быстрого промышленного роста данных стран сопровождались политикой государственной поддержки своего производителя, и именно таким образом в 20-м веке сформировалось «государство всеобщего благоденствия». Также сторонники теории протекционизма утверждают, что политика государственной поддержки оказывает существенное влияние на естественный прирост населения рост рождаемости. 
     В свою очередь оппоненты протекционизма указывают на то, что таможенные пошлины оказывают влияние на рост цен на импортируемые товары внутри страны, а это, в свою очередь, вызывает недовольство потребителей. Другим важным аргументом антипротекционистов является угроза монополизации, т.к. политика государственной поддержки оказывается защитой от внешней конкуренции и помогает компаниям установить монополистский контроль над внутренним рынком страны. Апологеты протекционизма приводят в подтверждение своего мнения процесс стремительной монополизации промышленности, который произошел в начале 20 века в Германии и России.
     Также многие экономисты занимают нейтральную позицию к протекционистской политике. Они рассматривают фритредерство, как влияние на увеличение национального благосостояния исключительно с помощью анализа выигрышей и потерь. По их мнению, выгода от наложения пошлин на импорт и экспорт может быть противопоставлена потребительским и производственным потерям, которые возникают от влияния государства на потребителей и производителей. Однако возможна и ситуация, когда выгода от улучшения условий торговли превышает потери от нее – это происходит после введения внешнеторгового налогообложения. Главной предпосылкой к такому улучшения является наличие у стран рыночной власти, и, прежде всего, способности продавца, или группы продавцов влиять на цены импорта и экспорта в масштабах всей страны. 
     В настоящее время в развитых государствах протекционизм в первую очередь защищает интересы крупных национальных или транснациональных монополистов. Для подобной политики характерен захват и перераспределение рынков и капиталов. Осуществляется это при помощи сложной системы государственно-монополистических мер, регулирующих внешнюю торгово-промышленную деятельность. 
     Также неотъемлемой частью современного протекционизма является возникший во время мирового аграрного кризиса конца 19 века, аграрный протекционизм, защищающий интересы национальных монополистов.
     Помимо этого в настоящее время присутствует еще и так называемый «коллективный протекционизм», ставший следствием роста капиталистической интеграции, и осуществляющийся с помощью согласованных действий ряда развитых и обладающих большими ресурсами стран. Примером такого «коллективного» протекционизма могут быть страны «Общего рынка» и их внешнеторговая политика. Также особенностью современного протекционизма является приспособление торговой политики развитых стран к изменчивой обстановке, складывающейся в мире.
     В развивающихся странах покровительство носит принципиально иной характер, нежели в развитых. Их внешнеэкономическая политика направлена не на защиту интересов корпораций, а на поддержку формирующихся отраслей национального хозяйства и их защиту от давления со стороны империалистических стран. Такой протекционизм помимо прочего еще и способствует укреплению суверенитета молодых государств, через обретение экономической независимости.
     В настоящее время в Российской Федерации большая часть старых отраслей и производств оказываются менее конкурентоспособными по сравнению с зарубежными компаниям и правительство разрабатывает методы по их защите. Главным аргументом за такую политику является угроза спада уровня производства и последующие за этим последствия (безработица, снижение уровня жизни и т.д.). Именно государственной поддержкой отечественного производителя объясняется, например, повышение во второй половине 1993 года пошлин на ввоз в Россию иностранных автомобилей.
     В таможенной практике покровительство понимается, как политика данной страны, стремящаяся защитить внутренний рынок от импорта с целью защитить внутреннее производство и оградить своих производителей от зарубежных конкурентов. Протекция происходит либо с помощью роста ввозных таможенных сборов, либо с помощью нетарифных мер внешнеэкономического регулирования.
     Современная политика поддержки делает упор на отдельные отрасли. В геополитических отношениях развитых стран – это аграрный сектор, легкая или металлургическая промышленность. В отношениях развитых стран с развивающимися – экспорт высокотехнологичных товаров развивающимся странам. В отношениях между развивающимися странами государственная поддержка оказывается, прежде всего отраслям, производящим товары традиционного экспортирования.
     В России обсуждение преимуществ и недостатков протекционной политики начались еще в 90-х годах. Мировой опыт говорит о том, что защита производств ведет к появлению товаров, не способных хоть как-то конкурировать на мировом рынке. Однако, при нынешнем состоянии российской экономики этот тезиз не совсем верен. Потому что не стоит забывать о том, что структурированная промышленная политика государства имеет такой объем, что привести пример, подтверждающий появление конкурентоспособных отраслей именно по стихийным законам рынка, невозможно.
     Идея свободы сбыта подразумевает ликвидацию таможенных и прочих препятствий на пути товарооборота между странами. И в основании аргументации в пользую свободной торгово-промышленной деятельности лежит экономический анализе, отражающий показывающем прирост от либерализации торговой деятельности, как для отдельных государств, так и для всего мирового хозяйства.
     Однако, еще в 1924 году, профессор Н.Н. Шапошников говорил о том, что «свободная торговая деятельность – идеал будущего, но в настоящее время она выгодна только для той страны, которая в своем экономическом развитии успела опередить другие страны». Поэтому в нынешних условиях невозможно устранить протекционистские преграды для развития внешнеторговой деятельности, иначе случае страна может превратиться в колонию развитых стран.
     Резюмируя вышесказанное, стоит подчеркнуть, что пока между государствами продолжается противостояние, перед национальными правительствами стоит задача – обеспечить национальные интересы всеми средствами, в том и за счет протекционистских мер.
     Основная задача государства в области международной торгово-промышленной деятельности – помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентоспособными на мировом рынке и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на рынке внутреннем. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранных компаний и относится прежде всего к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей грамотное формирование экспорта.
     


1.2 Преимущества и недостатки протекционистской политики государства
     
     И сторонники, и противники протекционизма используют целый ряд аргументов, которые нельзя рассмотреть просто в количественной выгоде. Особого рассмотрения требуют плюсы протекционизма.
     Во-первых, усилении национальной безопасности страны. В случае отказа от протекционистских мер будет существовать угроза слабым отраслям экономики, что может вызвать серьезные последствия в случае войны или ухудшения международных отношений. Поэтому, каждая страна обязана развивать стратегические виды производства. В первую очередь это касается пищевой промышленности и сельское хозяйство. Также следует развивать отрасли, которые необходимы для национальной обороны. 
     Другими положительными чертами протекционистской политики является поддержка высокой заработной платы и высокого уровня жизни в странах с развитой экономикой. С помощью такой политики появляется возможность сохранить некоторые виды деятельности и социальные классы, увеличить поддержку населения и устранить спад экономики. 
     Однако не все плюсы несут в себе только положительные стороны.
     Например, стимулирование экономики и увеличение занятости. Ограничение импорта необходимо, во-первых, чтобы поддерживать отечественных производителей, сохранить рабочие места и тем самым обеспечить социальную стабильность. Во-вторых, сокращение импорта увеличивает совокупный спрос в стране и тем самым стимулирует рост производства и занятости. 
     Тем не менее, не стоит забывать, что суть проблемы заключается в том, что отечественное производство нуждается в защите в силу своей недостаточной эффективности. И именно политика протекционизма, ограничивая конкуренцию, создает условия для сохранения такого положения. Однако хотя импорт и сокращает занятость в импортозаменяющих отраслях, но одновременно он создает и новую занятость (например, закупки, продажи, обслуживание импортной продукции). И, наконец, государство же может обеспечить поддержку отечественных производителей и более эффективным, чем протекционизм, методом, с меньшими потерями для благосостояния общества. Можно вводить субсидии, уменьшение налогов для отечественных производителей.
     Следующий аргумент - это защита молодых отраслей. Достаточно часто можно встретить, что протекционизм необходим как временная мера для того, чтобы нарождающиеся перспективные отрасли промышленности, в которых пока высок уровень издержек, смогли сформироваться и укрепить свои позиции. По мере становления этих отраслей и повышения их эффективности уровень протекционистской защиты может снижаться. Особенно часто этот аргумент приводится применительно к развивающимся странам. 
     Однако важно обратить внимание, что во-первых, достаточно трудно точно определить, какая именно отрасль является действительно перспективной с точки зрения формирования новых сравнительных преимуществ страны. Во-вторых, протекционизм в отношении молодых отраслей в значительной степени снижает стимулы к повышению их эффективности, и в результате период становления может затянуться на неопределенно долгое время.
     Следующий аргумент - увеличение доходов государственного бюджета. Во многих случаях государство проводит политику протекционизма, потому что нуждается в дополнительных доходах для покрытия дефицита государственного бюджета. Особенно популярным этот аргумент является в тех странах, где нормальная налоговая система находится в стадии становления и существуют значительные трудности со сбором внутренних налогов. Опять же, таможенную пошлину организационно собрать гораздо легче, чем, например, налог на прибыль. Однако поступления в бюджет в этом случае сильно зависят от степени эластичности спроса на импорт по цене, и при достаточно высокой эластичности доходы государства возрастут не при усилении, а при ослаблении протекционизма.
     Аргументы в защиту протекционистских мер со стороны экономистов сводятся в основном к некоторым соображениям максимизации того реального дохода, которого достигаются за счет их применения. 
     Первый аргумент - с введение импортных пошлин любая стана может значительно улучшить свои условия торговли, и, как следствие, экономически статус. Однако все это возможно только в той ситуации, когда спрос на данный товар подвижнее, чем предложение данного товара. Именно тогда рост цен придется на производителя, а доход от пошлин сможет пополнить бюджет страны. Кроме этого для более эффективной меры необходимо соблюдение следующего:
     ? страна-экспортер не имела возможности выхода на другие рынки сбыта своего товара;
     ? ее факторы производства не могли быть использованы для выпуска альтернативных товаров;
     ? снижение поступлений от экспорта в странах-экспортерах не оказывало влияния на спрос на эти товары в стране-импортере, которая вводит новый тариф.6
     Последний аргумент за протекционизм – это то, что он смягчает кризис в отраслях, которые испытывают экономические трудности. 
     Недостатками является, то, что, во-первых, долгосрочная поддержка существенно подрывает принципы национального производства, из-за ослабления давления со стороны мирового рынка, которое необходимо для стимулирования предпринимателей. Желание и дальше «сидеть на дотациях» оказываются сильнее стремления к развитию. Не редко решения обезопасить себя протекционистскими барьерами не соответствуют национальным интересам и лоббированы крупными отечественными корпорациями, которые пользуются поддержкой политиков.
     Также политика протекционизма отрицательно влияет и на потребителей, т.к. имеет места переплата за необходимые товары и услуги, как за импортные, которые облагаются налоговой пошлиной, так и за отечественные, продажа и производство которых определяется неконкурентоспособной системой ценообразования. 
     Политика протекционизма влияет на риск цепной реакции. Потому что вследствие защиты одних отраслей, потребуется поддержка и защита других. Таким образом, ограждение национального производства от иностранной конкуренции может загнать экономику в так называемую протекционистскую ловушку. Для поддержки этих производств были даны «костыли» и «убрать» их без риска провала и краха производства практически невозможно. И входит, что протекционизм, как временная мера, может стать частью долгосрочной экономической политикой государства. 
     Политика поддержки своего производителя может вызывать и усиление соперничества между государствами и угрожает стабильности и безопасности всего мира. Вряд ли можно ожидать, что политика протекционизма, проводимая одной страной, не вызовет ответных мер со стороны ее торговых партнеров. Экономические противоречия между странами могут обостриться до такой степени, что начнутся настоящие торговые войны, которые будут иметь очень серьезные отрицательные последствия для всех вовлеченных в них сторон. Такие торговые войны неоднократно вспыхивали, например, между Японией и США, т к. сегодня японские автомобили и электроника дешевле и выше по качеству, чем американские.7
     Таким образом, принято выделять следующие плюсы и минусы протекционизма. (см. Таблицу 1)


    Таблица 1. 
    Плюсы и минусы протекционизма
Плюсы
Минусы
- Уравновешивает торговый баланс
- Защищает от демпинга (продажа товаров по искусственно заниженным ценам)
- Защищает молодые отрасли
- Стимулирует рост производства
- Падает эффективность производства
- Растут цены, уменьшается выбор товаров
- Не используются преимущества международного разделения труда
- Подрываются возможности экспорта
     
     Резюмируя вышесказанное, стоит сказать, что в настоящее время, с ростом глобализации становится очень важно выработать адекватную политику протекционизма для того, что бы обеспечить повышение конкурентоспособности российских товаров на международном рынке. Отечественным производителям такая государственная политика даст толчок для более быстрого и эффективного развития в условиях глобальной экономики 
     

1.3 Понятие аграрного протекционизма
    В настоящее время агропромышленный комплекс России представляет собой целую совокупность отраслей народного хозяйства, влияющих на развитие сельского хозяйства, поддержкой его производств и доведением продукции до потребителей. Именно поэтому сельское хозяйство России очень сильно зависит от целого ряда других отраслей народного хозяйства.
     Термин «агропромышленный комплекс» (в западной традиции его называют «агробизнес») вошел в оборот в середине 70х, его формирование исторически вызвано научно-технической революцией, проникновением ее достижений в сельское хозяйство, усилением связей сельского хозяйства с промышленностью.
     В создание конечной продукции агропромышленного комплекса на различных стадиях производства и обращения прямо или косвенно участвует более 70 отраслей народного хозяйства. Соотношение отраслей, участвующих в производстве непродовольственных предметов потребления и продуктов питания, составляет отраслевую структуру агропромышленного комплекса.
     Основными социально-экономическими целями развития АПК России являются:
     - устойчивый рост сельскохозяйственного производства;
     - решение продовольственных проблем страны и приближение уровня потребления продуктов питания к научно обоснованным нормам;
     - удовлетворение спроса населения на непродовольственные товары из сельскохозяйственного сырья;
     - перестройка агропромышленного производства на преимущественно интенсивную форму развития, обеспечение опережающего роста производства конечной продукции;
     - улучшение использования ресурсного потенциала и повышение на этой основе эффективности производства;
     - изменение структуры внешнеторгового оборота в целях постепенного превращения страны в экспортера продовольственной продукции.
     Конечная цель агропромышленного комплекса – наиболее полное удовлетворение потребностей населения в продовольствии и прочих товарах, получаемых из сельскохозяйственного сырья, при малых затратах труда и средств производства.
     Развитие теории защиты национального рынка происходит достаточно активно, особенно это касается аграрного протекционизма. Аграрный протекционизм (англ. protectionism, agraire; нем. AgrarProtektionismus) – система финансово-правовых мероприятий государства, направленных на поддержание или повышение доходов предпринимателей в сельском хозяйстве и некоторых других отраслях аграрно-промышленного комплекса.
     Торговые барьеры на пути импорта сельхозпродукции активно практиковались в Европе до середины XIX в., что было распространенным, если не основным, способом регулирования сельскохозяйственного рынка. Однако к середине 19 века страны Европы стали отказываться от ограничения внешней торговой экспансии аграрной продукции, став практически свободной торговой зоной. Возглавила этот процесс Великобритания, подав в 1846 г. пример отменой импортных тарифов на зерно. За ней последовало большинство стран Европы, отменив ограничения по импорту аграрной продукции: Германия – в 1853 г., Франция – в 1860 г. И это было не душевным порывом либеральных романтиков, а рациональным шагом в новых мировых реалиях. Дело в том, что основным импортером зерна на мировом рынке в то время была Россия, которая увязла в Крымской войне (1853–1856 гг.) и тем самым существенно снизила свой импортирующий натиск на Европу. Новый экспортный гигант на рынке зерна – США – был скован Гражданской войной (1861–1865 гг.). 
     После окончания войны Россия восстановила свой экспорт, а Америка начала активно развивать сеть железных дорог, создавая инфраструктурные возможности для вывоза зерна. Одновременно дают о себе знать еще три технические новации – строится Суэцкий канал, вводится паровое судоходство и появляется рефрижераторная техника. В результате значительно выросли торговые потоки из Австралии и Индии, удешевился фрахт из Нового Света и появилась возможность завозить в Европу мясо и молоко из США, Австралии и Новой Зеландии. Как следствие, зерно и продукты животноводства в Европе резко дешевеют, разорение местных аграриев напоминает экономическое бедствие. И тут не до либеральных идей: спасая свои национальные экономики, европейские страны одна за другой возрождают протекционизм: вводят ограничения на импорт, возвращают импортные тарифы и неоднократно их повышают. Россия также включается в общий тренд реанимации протекционизма, вводя торговые барьеры на пути импортных промышленных товаров (страна почти не импортировала продовольствие).
     Дольше всех воздерживалась от протекционизма Великобритания, заплатив за это разорением аграриев и заброшенными землями, что, в свою очередь, сыграло не последнюю роль в высоких темпах последующей индустриализации. Приверженность принципам свободной торговли привела к тому, что в 1930 г. самообеспеченность страны по продуктам питания составила всего 33%. К потоку сторонников протекционизма не примкнули также Дания и Нидерланды, которые обезопасили себя от натиска дешевого зерна изменением структуры сельского хозяйства: вместо зерна аграрии занялись животноводством (Дания), овощеводством и садоводством (Нидерланды). 
     Новый виток протекционизма приходится на начало 1930-х годов. Дело в том, что Первая Мировая война и последующие годы восстановления привели к росту спроса на продовольствие. Реагируя на рост спроса и, соответственно, цен, страны-экспортеры резко увеличили предложение продовольствия. Пик предложения столкнулся с мировым экономическим кризисом, вызвав обвал цен на зерно и на продукцию животноводства. Реакция стран-импортеров была традиционна – усиление торговых барьеров в виде импортных тарифов. Франция и Германия поднимают их до небывалого прежде уровня – 200-300%, то есть практически останавливая импорт продовольствия. И даже Великобритания – оплот принципов свободной торговли – в 1931 г. вводит импортные тарифы. Начинаются торговые войны – на импортные тарифы страны-экспортеры отвечают введением экспортных пошлин. Видя, что тарифное регулирование не достигает цели закрытия рынков, страны-импортеры расширяют арсенал протекционистских мер. Инновационной новацией являются нетарифные п.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44