VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Генезис и развития прав ребенка

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K008978
Тема: Генезис и развития прав ребенка
Содержание
      §1. Генезис и развития прав ребенка.
      Рассматривая развитие прав детей в динамике, необходимо вернуться к самому зарождению человеческого общества. Первобытный строй на первый взгляд может показаться чем-то вроде дикого мира полного анархии (отсутствие и государства и права), но именно оттуда пошли истоки последующего развития всех цивилизаций. Уже в первобытном обществе существовали неписаные нормы поведения. Как правило, они складывались на основе всевозможных культов, обрядов и проторелигиозных представлений. Их поддержание велось силой интересов общества, а несоблюдение могло привести к проявлению своеобразных санкций (наиболее серьёзное наказание было - изгнание из племени). Поведение человека в таком обществе устанавливалось, как правило, путем введения запретов и повторением обычаев, свершавшихся в прошлом. В большинстве случаев, нарушение обычая не вело к таким строгим мерам, как изгнание, но несомненно порицалось со стороны членов общины Таким образом, воздействие общественного мнения на древних людей в случаи отступления от обычая, дало обычаю статус правила поведения. Несомненно, в человеческих общинах существовали и правила поведения в отношении детей, однако, так, как на том этапе существования человечества еще не существовало письменности, мы врятли сможем узнать все аспекты правил поведения в отношении детей.
      На первых этапах развития государства, этот процесс шел одинаково во всех человеческих общинах, однако впоследствии имел ярко выраженную окраску у каждого народа. 
      Ученые считают, что первым правом, сложившимся в истории человечества, было право древнего востока (Шумер, Аккад, Индия, Египет, Вавилон, Финикия, Хетты и Древний Китай и др.). На данном этапе существования, человеческая община эволюционировала в государство. В отношении права таких государств, многое уделялось вопросам религии. По сути, религиозные нормы в большинстве случаев и определяли всю правовую деятельность на ранних этапах формирования государств рабовладельческого строя. Праву была характерна казуальность. Так, правовые нормы решали определенные случаи (казусы). 
      Понятие детей в современном понимании отсутствовало. Под детьми понималась лишь родственная связь от родителей к их потомству. Естественно, не было и такого понятия, как совершеннолетний/несовершеннолетний. Как правило, само совершеннолетие определялось моментом полового созревания обитателя древнего государства. 
      В законах Ману (Ману-самхи?та, Манава-дхармашастра. II до н.э. - II н.э.) присутствует описание термина "малолетний". Так, малолетние индусы не подлежали уголовной ответственности до достижения шестнадцати лет. На примере законов Ману можно рассмотреть и связь религии и норм права того времени. Так, в соответствии с законом, муж имел право продать жену и детей. С религиозной точки зрения, это считалось грехом, однако санкций, установленных законом, такой поступок не имел. 1
      Рассматривая законы правовую систему Древневавилонского царства времен Хаммурапи (1729-1750 гг. д.н.э.), мы приходим к выводу, что данное общество имело ярко выраженный патриархальный характер. Дети в нем имели в большей степени свойства объекта, нежели субъекта правоотношений. Так, отец имел следующие права: 
      1) отдать детей в долговую кабалу (ст. 117);
      2) отдать дочь в жрицы или блудницы (надиту, девадаси) (в древнем мире при храмах посвященным богиням любви (таких, как Иштар, Афродита, Венера и т.д.) были наличии надиту - проститутки культа посвященному данной богине. Их репутация охранялась законом (в частности законом Хаммурапи) (ст. 181);
      3) лишить сына наследства (ст. 168)
      Стоит сказать, что например, в отличие от Древнего Египта, инцестные отношения порицалась законами Хаммурапи (ст. 154 законов Хаммурапи "Если человек познал свою дочь, этого человека должны изгнать из общины", ст. 157 "Если человек после (смерти) своего отца возлег на лоно своей матери, их обоих должны сжечь").2
      За неповиновение воле отца, сыну могли нанести всяческие членовредительства, в частности: отрезать язык, уши, нос, выколоть глаза. Так же, по Законам Хаммурапи полагалось отрезать руку (по другим данным пальцы) тому сыну, который ударит отца. 
      В законах Хаммурапи, как и в Ману присутствует термин "малолетний",  однако он упоминается лишь в ряде статей связанных с усыновлением и наказаниями для вдов. Да и вышеперечисленные наказания, которым подвергались дети, не означают, что эти дети были малолетними. Как уже говорилось, в древних законах слова "дети", "сын", "дочь", указывают не на возраст субъекта (порой воспринимаемого, как объект), а на родственную связь. Четкой регламентации малолетнего возраста в законах нет. Видимо он определялся, как и в период родовой общины - по наступлению половой зрелости.
      В древнем Египте отношение к детям было неоднозначным. Как нам сообщает Диодор Сицилийский (90 - 30 гг. до н.э.), в первые годы своей жизни все дети не носили одежды.3 Так же это наглядно демонстрируют барельефы многочисленных храмов и гробниц, сохранившихся до сегодняшнего дня. С одной стороны это вызвано благоприятным климатом египетской земли, с другой стороны - бедностью низших классов населения Египта. Потомство состоятельных египтян могло иметь игрушки – всяческие тряпичные мячи, куклы с движущимися руками и ногами, фигурки животных, а даже и живых зверей. В одном из сохранившихся папирусов описано, как сын одного из чиновников постоянно носил в школу живого удода. В моде египтян было иметь певчих птиц, а также дарить их своим детям. Впоследствии, это распространилось и на Рим. 
      Рассматривая положение не богатых египтян, можно сказать, что их дети не отличались особой роскошью. Египетским семьям, как богатым, так и бедным, было характерно иметь множество детей. Однако правовой статус ребенка не чем особенным не отличался от правового статуса взрослого египтянина. По сути, ребенок в Древнеегипетском царстве - это лишь уменьшенная копия взрослого человека. В случаи необходимости, он мог отправляться на работу сразу же, как только мог, что выполнить. Касательно рабов, можно сказать, что их дети с пятилетнего возраста лет выполняли те же функции, присущие и взрослому рабу. Как не удивительно, это влекло большую смертность среди рабов. Дети крестьян не были исключением, так, как их положение было не лучше рабского, а периодический голод, вызываемый неудачными разливами Нила, усугубляли ситуацию. Питание детей египтян практически не отличалось от рациона взрослых. Крестьяне ели сырые или вареные корни и стебли папируса. Однако в состоятельных семьях египтян такие проблемы практически отсутствовали. Их дети ходили в школу (обучение в египетских школах при храме составляло 12 лет), играли в игрушки, но, по сути, их правовое положение было таким же, как и у их родителей.
      Согласно Страбону (64-63 до н.э. — 23-24 до н.э.), египтяне отличались чрезвычайной плодовитостью.4
      Одна из главных обязанностей детей египтян была в том, чтоб они несли расходы на захоронение своих родителей. Так же они заботились и за престарелыми родителями и более того, в семье выделялся специальный фонд для ухода за гробницами предков. Еще одна отличительная особенность Древнеегипетского общества - наследственные отношения, в частности наследование должностей и работ из поколения в поколение: "Тебя не будет, Твой сын не будет на месте твоем".5 Однако в конце второго тысячелетия Египет практически стал бюрократическим государством. Одним из способов предотвратить чрезвычайно высокую коррупцию стал наследственный запрет на занятие должности провинившемуся чиновнику и его потомству. 
      Вопрос совершеннолетия у египтян был рассмотрен в большей степени, нежели у их восточных соседей. Так, до совершеннолетия (15 лет), дети обоих полов носили "локон юности" - боковая косичка. При инициации ее отрезали и посвящали местному богу. Довольно интересный случай произошел с фараоном Рамзесом II. Достигнув 15 лет, он получил в подарок от отца - наложницу и ключи от всех гаремов страны. Фараоны имели около 4 гаремов, во всех крупных городах страны.
      Первые сведения об обучении в школах Египта восходят приблизительно к 3-му тысячелетию до н.э.. Задача школы состояла в воспитании в переводе ребенка, подростка, юношу в мир взрослых. На протяжении тысячелетий в Египте сложился определенный психологический тип человека, считающегося идеалом древнего египтянина. Он должен был быть немногословным, умевшим терпеть лишения и хладнокровно принимать удары судьбы. В логике такого идеала и шло все обучение и воспитание. В Древнем Египте существовало и семейное воспитание. Его уровень был довольно высок, так, как далеко не каждый человек мог себе позволить отправить детей в храмовые школы. Таким обучением занимались мужчины. Семейным отношениям между женщиной и мужчиной было характерно относительное равноправие, поэтому и девочкам, и мальчикам уделялось равное внимание. Однако рождение мальчика, как продолжателя династии воспринималось в Египте с большей радостью.6
      Муж имел право бить свою жену, также, как брат мог бить сестру. Однако, если эти побои приводили к увечьям, следовало установленное законом наказание. Виновный был обязан поклясться перед судьями, что больше не тронет свою жену. В противном случаи он получал 100 палочных ударов и лишался права на совместно приобретённое имущество.
      Таким образом, физические наказания в древнем Египте носили функцию нравоучений, но их применение с целью банального проявления насилия или удовлетворения своей жестокости - были недопустимы. 
      Нельзя обойти стороной и положение детей в Финикии и ее колониях. Финикийский пантеон включал в себя разнообразных богов, таких, как: Баал, Молох, Тацит (Таннит), Мелькарт. Особенностью данного семитского пантеона была специфичность жертвоприношений. В ряде трудов античных авторов рассказывается, как в особо тяжкие периоды, богам приносили в жертву детей. Другие авторы рассказывают, как новорожденных младенцев закладывали под фундамент строящегося дома. Третьи описывали ритуал в соответствии, с которым, финикийцы и карфагеняне отдавали в жертву Баалу своего первенца. Последние археологические находки действительно демонстрируют многочисленные урны с содержащимися в них детскими (и не только) костями. Однако, по версиям ряда ученых, вполне возможно, что там были захоронены не жертвы богам, а погибшие во время эпидемии горожане.7 Как бы там ни было, однозначно о реалиях столь жестоких ритуалов говорить еще преждевременно. Во-первых, город-государство Карфаген на протяжении ряда столетий вело ожесточенные воины с Римом. Впоследствии Карфаген был разрушен, а его территория перепахана и засеяна солью (однако, через некоторое время, из-за удачного места расположения город был восстановлен римлянами, но впоследствии окончательно уничтожен сарацинским вторжением). Однако в память о нем, как о самобытной цивилизации всячески очернялась, в том числе и римскими историками. Во-вторых, семитские боги финикийцев вызывали сильную неприязнь со стороны Иудейского царства (как и многие ханаане, почитавшие их).8 Это, в свою очередь, послужило поводом для их очернения и демонизации в своей религии. Как бы то ни было, на данный момент нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть наличие финикийских ритуалов связанных с детоубийством. 
      Одной из главных семейных ценностей в древнем мире являлось - почитание предков. В древнем Китае существовали не только нормы права и обычаи, охранявшие эту ценность, но так, же было и немало поговорок, изречений философов на данную тему. Конфуций (Кун Чжунни 551 - 479 год до н.э.) писал "основу общественной гармонии и порядка составляет дисциплинированный человек. В строгой иерархии семейных отношений должны царить сыновья почтительность и почитание старших". Интересным фактом является то, что в китайском иероглифическом письме, иероглиф "отец" (фу) изображен, как рука, удерживающая прут. Уже из этого следует вывод, о возможном применение физического наказания в виде нравоучения. 
      В соответствии с древнекитайским уголовным законодательством (циньское уголовное уложение о наказаниях), "В случаи, если отец крал у своего сына (дочери), данное деяние не могло считаться кражей". Это было недопустимо в соответствии со святым обычаем почитания своих предков (который по сути, имел большую силу, чем само законодательство древнего Китая).9 Также было недопустимо доносительство детей на своих родителей, если они совершали преступления. Впоследствии этот обычай был распространен на всех старших родственников. Если же донос совершался, то дети несли суровую кару (вплоть до смертной казни). Вплоть до XIX века сохранялось отсутствие наказания для родителей которые убивали своих детей, если смерть наступала вследствие побоев, нанесенных в воспитательных целях. 
      В конфуцианстве существовала особая категория преступников - "дети зол". Она в свою очередь делилась на две подкатегории. Первая - дети, проявившие "непочтение или непокорность". Трактовка судами данных терминов была обширной: от ругани и плохого содержания предков, до раздела имущества без ведома старших или ношения не траурной одежды в период траура. Другая подкатегория "детей зол" включала в себя разнообразные неповиновения и несогласия с решениями старшими кровными родственниками.10
      Вообще, с точки зрения конфуцианства, как морально-нравственного учения, государство рассматривалось, как некое подобие семьи. Главой - являлся император. Несомненно, любые его подчиненные выступали в роле детей. Для прочности власти, дети были обязаны беспрекословно подчиняться всем распоряжениям отца-императора. Для такого подчинения, подобные отношения поддерживались и внутри самих семей. 
      В свое время, был проведен психологический эксперимент. Людей разных культур (восточноазиатская, западноевропейская, североамериканская и др.) опрашивали о том, каких бы родственников те спасли, если могли бы спасти только одного из них (родителей, детей, супруга). Представители восточноазиатской культуры практически единодушно ответили, что спасли бы родителей. Аргументировано это решение было тем, что: детей можно родить новых, супруга найти можно тоже нового, а новых родителей не найти. Довольно резонное объяснение. Однако нельзя отрицать и исторический опыт данной группы народов, в котором к предкам прививалась особая почтительность на протяжении тысяч лет. 
      Подводя итог вышесказанному, можно констатировать, что главной задачей детей на древнем востоке являлось почитание родителей. Неисполнение такого рода предписаний вело не только к санкциям со стороны закона, но и к общественному порицанию. Зачастую, данная обязанность закреплялась и религиозными нормами. 
      Далее следует рассмотреть права и обязанности детей в эллинистических государствах. Можно утверждать, что в них уважение родителей было также одной из главных обязанностей для детей. 
      В Аттике продажа своих детей в рабство была в порядке вещей. Глава семейства относился к детям, как к собственности. Аристотель в труде "Афинская полития" описывает отношения между землевладельцами и арендаторами следующим образом: "когда шестидольники (бедные горожане, вступившие в арендные отношения с землевладельцем) не могли отдать арендную плату, арендатор мог увести в кабалу их детей". Плутарх описывает другой случай долговых отношений: "шестидольники брали в долг у богатых, оставляя залог телом. Не сумев выплатить долг, им приходилось отдавать детей или же бежать из полюса, опасаясь гнева землевладельцев".11
      К моменту появления первых письменных законов, в семейных традициях Эллады устоялась главная обязанность детей. И опять-таки, как и на востоке, это было - почитание родителей. В законодательстве Солона Афинского была закреплена и это обязанность. Выражалась она, к примеру, в следующем: "сын обязан содержать своих родителей, если те впали в бедность". В случаи неисполнения этой обязанности, суд признавал сына виновным в дурном обращении с родителями.12 Также было узаконено право главы семейства на изгнание своих детей из семьи за недостаточную почтительность. Несколько позже, плохое обращение с родителями перешло в разряд наиболее серьёзных проступков.13
      В Спарте на детях лежала не менее важная обязанность - обязательное воинское обучение. Дети, достигшие семилетнего возраста, отдавались в специализированные государственные воспитательные школы. В этих школах существовали особые учителя - педономы. Их задачей было - создание из ребенка идеал спартанского гражданина. В детях вырабатывали такие качества, как дисциплинированность, умение ничего не бояться, беспрекословное выполнение указаний старших, и другие качества, которыми славились жители этого полюса. Так же, детей обучали азам воинского ремесла и вырабатывали в них ловкость и максимальную физическую силу. В 20 лет оканчивалось обучение, и спартанец нес службу до 60 лет.14
      Cо временем, в Греции росли милитаристические настроения. Это было связано, как и с персидским вторжением, так и с частыми воинами меж отдельных полюсов. Система военного обучения граждан становилась популярна (по большей части из-за военной гегемонии Спарты) и в Афинах так же были созданы подобные школы. Однако в их аттическом варианте, детей не обучали. Обучение там проходили свободные граждане от 18 до 20 лет и впоследствии несли воинскую обязанность до 50 лет.
      Довольно известный миф о детоубийствах в Спарте (мол, детей, рожденных с уродством или какими либо отклонениями, спартанцы сбрасывали со скалы), в последнее время в научном сообществе считают чем-то вроде своеобразной пропаганды. Скорее всего, если такие случаи и имели место, то данный период в истории Спарты был очень недолгим. 
      Само население Спарты (речь идет о самих гражданах Спарты, а не о рабах или же приезжих) было немногочисленно. Рабов (илотов) и простых свободных не граждан (периэков) было в несколько раз больше, чем граждан. Периодически, вспыхивали бунты и восстания. Для их профилактики, власти Спарты объявляли криптию. Суть криптии заключалась в том, что молодежь Спарты могла с наступлением темноты безнаказанно убивать любого илота, попавшегося им. Путем такого террора, спартанцы не только регулировали численность рабского населения, но также и держали их в страхе и поддерживали боеспособность и кровожадность подрастающего поколения. 
      В древнем Риме, дети, по сути, не являлись субъектами права. Это ясно выражено в делении субъектов права на самостоятельных лиц (Personae sui juris ) и лиц чужого права (Alieni juris). Лицами чужого права являлись лица, находящиеся под чьей-то властью - лица несамостоятельные, обделенные гражданской и политической правоспособностью. В соответствием с римскими законами, к ним относились рабы, женщины и дети (даже и совершеннолетние, но не эмансипированные).
      Римским обычаям была присуща восточная склонность к абсолютному повиновению детей своим родителям, также как и суровость наказаний за неисполнение такого обычая. Изначально отец, будучи главой семейства, мог в полной мере распоряжаться жизнью своих отпрысков. Он мог, как и на востоке спокойно продать их любому покупателю, и не нести какой либо ответственности.15 Однако со временем, права отца были ограничены лишь применением мер физического воздействия. 
      Также на законодательном уровне были закреплены такие запреты, как:
      запрет на предъявление исков своим родителям, если в иске содержалась порочащая родителей информация;
      запрет на вступление в брак без ведома родителей.
      Также дети должны были обеспечивать своих родителей, если те требовали алиментов на свое содержание.
      Рассматривая права и обязанности ребенка в период средних веков, первым делом стоит вспомнить, что являлось основными источниками права в это время. Источники права данного периода стоит разделить на: правовые обычаи, городское право (как правило, власти определенного города стран Европы сами издавали законы, лишь формально опираясь на общегосударственное законодательство), римское право и каноническое право. Нельзя оставить без внимания тот факт, что средние века стали начальным периодом формирования многих современных национально-правовых систем. Естественно это повлияло и на развитие прав ребенка. 
      В юридическом смысле, такого термина, как "ребенок" или же "несовершеннолетний" в средние века еще не существовало. Дети были привязаны к родителям. Семейный уклад имел сильный патриархальный акцент. В германских обычаях 10-12 веков (основанных на старом варварском обычном праве и сводах законов Римской католической церкви), власть отца над детьми была чем-то вроде опеки. Длилась она до того момента, пока сыновьям не исполнялось 12 лет, а на лиц женского (дочерей и жен) пола она распространялась либо пожизненно либо, пока дочь не выходила замуж.16
      Франция по причине сильной феодальной раздробленности и многолетних конфликтах с соседями практически не имела своей правовой системы. На севере Франции, под властью англичан, права отца семейства в отношении детей, походила на опеку до наступления его отпрысками определенного возраста. В свою очередь юг Франции сохранил присущую римскому праву жесткость и практически беспрекословное подчинение детей своему отцу. Французский кодекс тринадцатого века - кутюмы Бовези содержал ряд обычаев, в соответствии с которыми, жители французского королевства со всей своей семьей могли быть обращены в крепостных (сервов) за отказ явиться на войну.17
      Пожалуй, самые суровые нравы в отношении детей существовали в средневековой Испании, а именно в Вестготском королевстве (IV-VII века). Как и во многих варварских королевствах, в вестготской Испании перемешались римское право и варварский обычай. Так, глава семьи вестготов имел сильную отцовскую власть, присущую римскому праву, а также мог продавать детей в рабство, сохраняя право выкупа. 18
      В средневековой юриспруденции впервые появляется такой термин, как "возраст привлечения к уголовной ответственности". В Уголовном кодексе династии Тан он составляет 7 лет. Однако, лицам, не достигшим 15 лет, уголовное наказание могло быть заменено на денежное взыскание. Размер денежного взыскания варьировался.19 Данные изменения китайского законодательства свидетельствуют об изменении восприятия детей и придания им некого архаичного правового статуса. Однако это было лишь зарождение подобных норм, так как во многих нормативно правовых актах, дети по-прежнему несли ответственность за прегрешения родителей. 
      Также в раннем средневековье, появилась тенденция считать ребенка специальным объектом преступления. Типичным примером такого прогресса можно считать салическую правду. Но выделение детей там достаточно специфично. Отдельного, выделения, на малолетних или несовершеннолетних там нет. Но присутствует разделение на мальчиков и девиц. Можно выделить возраст, в котором дети начинали самостоятельно нести наказания - 12 лет. Но этот возраст нельзя в полной мере считать совершеннолетним, так как, достигнув 12 лет, юный германец или франк еще не могли в полной мере распоряжаться всеми своими правами и все еще зависели от семьи. Более того, если лицо, не достигшее 12 лет завладело чужим имуществом, суд ждал наступления его двенадцатилетия, а потом уже начинал разбирательство и как правило принуждал заплатить пожизненную пеню (пункт 5 статьи 26 салической правды). В отношении девиц, можно сказать, что они и не могли в полной мере стать свободными. Жизнь их проходила в постоянной зависимости от отца, а позже мужа. Однако в салической правде присутствовало деление на девиц и женщин. Обусловлено это было скорее не возрастными критериями, а наличием детей. 
      Также салическая правда устанавливает равные наказания как за убийства, совершенные против детей, так и против взрослых. Так, за убийство мальчика (до 10 лет) устанавливался штраф в 24 000 динария (600 солидов) (п. 1 ст. 24 СП). Такой же штраф был установлен и за убийство "длинноволосого" мальчика (п. 2 ст. 24 СП). Термин "длинноволосый", как правило, означал социальную принадлежность ребенка.20 За острижение такого ребенка против воли его родителей также был установлен штраф (п. 4 ст. 24 доп. 1 СП). Убийство свободного человека также наказывалось штрафом в 24 000 денария (п. 1 ст.63 СП). 
      Саксонское зерцало (Sachsenspiegel), написанное в 1233 году Эйке фон Репковом впервые позволяло детям иметь имущественные права. Так, ребенок, как самостоятельный субъект права мог самостоятельно вступать в экономические отношения. Правда, по большей части они были ограничены имущественным правом. Законодательство постепенно выработало придельный возраст, с которого наступало право владения и пользования имуществом. По достижению 12 лет, житель Саксонии мог вступать во владение имуществом, переданным ему наследственным путем. Таким образом, практически полностью был установлен возраст совершеннолетия. До наступления совершеннолетия, судом назначался опекун - "... старший способный носить меч родственник, равный по рождению..." (ст. 286 п. 2 СЗ).
      В 1532 году была принята "Каролина" (Constitutio Criminalis Carolina) - уголовно-судебное уложение «Священной Римской империи германской нации». Название этот кодекс получил в честь императора Карла V, который и принял ее. 131 статья была посвящена наказаниям матерей, убивающих своих детей. Так, им полагалась колосожание или погребение заживо. "... Мы желаем применения упомянутого обычая погребения (заживо) и побиения кольями ради вящего устрашения подобных жестоких женщин...". За простое убийство была предусмотрена неопределенная смертная казнь. "... Если кто-либо согласно нашему общему писаному праву должен быть по суду подвергнут смертной казни, то надлежит присудить способ и формы таковой, соответствующие обстоятельствам и злостности преступления, согласно добрым обычаям или указаниям благого и сведущего в праве судьи...".21 Также были установлены наказания за подкидывание детей и аборт. 
      Касательно обязанностей детей, можно сказать, что тенденции в приоритете почитания родителей сохранялись. Обязанность эта варьируется от запретов на совершение определенных действий без родительского ведома, до права родителей просить королевского разрешения на заключения детей в темницу. Во Франции в области брачно-семейных отношений царила гегемония канонического права, и вступление детей в брак без родительского разрешения влекло за собой всяческие негативные последствия на подобии лишения наследства. С 15-го века французские родители могли обратиться в парламент с требованием расторгнуть брак, заключенный кюре (французский священнослужитель) без ведома родителей. В таком случаи брак считался заключенным незаконно и не порождал юридических последствий. Также в позднем средневековье распространилась практика обязательного получения согласия родителей на совершения любых сделок. 
      Наибольшей жесткостью в отношении детей выделялся средневековый восток. Уже упомянутый запрет доноса на родителей со временем перерос на запрет доносительства на всех родственников первой и второй степеней родства. Карался он смертной казнью. Ужесточено было и уголовное преследование непочтительных детей (детей зол). 
      Подводя итог данному временному периоду можно сказать, что в средние века почитание и уважение своих родителей оставалась главной обязанностью для детей. Однако уже стали выделяться и несовершеннолетние дети, как некий зарождающийся субъект права.
      Наиболее значительные продвижения в области детского права были предприняты лишь после принятия Конституция Франции (3 сентября 1791 г.). В первом разделе "Основные положения, обеспеченные конституцией", говорится об учреждении "главного управления общественного призрения". Целью данного управления должно было стать - облегчение участи неимущих, приискание им работы, а также воспитание покинутых детей.22 Однако уже в конституции Франции 1793 г., о данных учреждениях ничего не говорится. Мы знаем, что одним из основных источников вдохновения создателей французской конституции была американская декларация независимости (1776 г.). Анализируя события французской истории, можно сказать, что идеалистическая гуманизация, привитая в частности декларацией независимости, пошла на спад. Как следствие, о развитии прав ребенка тоже забыли из-за нарастания политических проблем.
      Рассматривая учреждения подобные главному управлению общественного призрения, следует взглянуть и на отечественную историю. Так, в 1775 году, Екатериной II был учрежден российский "приказ общественного призрения". В его ведении находились: управление народными школами, госпиталями, приютами для больных и умалишённых, больницами, богадельнями и тюрьмами. Главной целью все же было - развитие приютов и учреждений народного образования. Однако, учитывая отсутствие стабильности в делах такого рода и постоянный рост чиновничьего аппарата, не удивительно, что в скором времени, каждое из направлений деятельности перешло от одного приказа к разнообразным комиссиям. Так, уже к 1782 году управление народными школами перешло к Комиссии об учреждении народных училищ.23
      Впервые на общемировом уровне о правах и свободах детей заговорили в Нью-Йорке 1875 году. Так возникло первое общество защиты детей от жестокого обращения и безнравственной эксплуатации. Впоследствии, это общество стало прототипом многих других обществ, появившихся сначала в различных штатах Северной Америки, а затем и в европейских странах. В 1884 году подобное общество возникает в индустриальной Англии. 
      Первоначально деятельность подобных организаций тормозилась. Было это связано с тем, что по законам многих развитых стран, ребенок не мог давать на суде показаний против родителей так же, как и супруг не мог свидетельствовать против другого, если речь шла о насилии по отношению к ребенку. Однако в 1889 году был издан закон, расширявший ответственность лиц, имеющих попечение о ребенке. Так, родители могли быть привлечены к ответственности за принуждение детей к  прошению милостыни. Ограничивался детский труд на улицах и в увеселительных заведениях. Вводились ограничения рабочего дня и возрастные ограничения. Был определен порядок лишения родительских прав у виновных родителей. Также давалась возможность свидетельствовать одному супругу против другого и детям против родителей. В Англии в 1892 году был издан закон, по которому суд может отказать в выдаче ребенка родителю, жестоко с ним обращающемуся. От родителей требовалось предъявление доказательств того, что он может воспитывать ребенка надлежащим образом. С изданием таких законов общества защиты детей от жестокого обращения могли расширять свою деятельность,  следить за их исполнением.
      Общества действовали через инспекторов, получающих особую подготовку. Они производили расследования по поступившим заявлениям о дурном обращении с детьми. Сами обнаруживали подобные случаи и просто охраняют интересы детей в своем районе. Первой мерой, которую могли применять инспектора была - предостережение на счет ответственности перед судом. Второй мерой было - судебное преследование. Подозрительные семьи, которым выносилось предостережение, находятся под непрерывным надзором инспекторами. За 1895-6 годы в Англии, инспекторами было вынесено 14687 предостережений. Как результат, последовало относительное улучшение детской жизни. Было посещено 38407 подозрительных семей. Возбуждено 2107 судебных преследований. Из них 96,5 % было окончено обвинительным приговором. Данная деятельность обошлась британской казне в 75621 фунтов стерлингов. Безусловно, нельзя сказать, что такие меры моментально решили все проблемы связанные с правами детей. Проблема детского труда, насилия и прочее стояли еще длительное время. Но все же начались перемены, которые со временем привели к возникновению деклараци прав ребенка.
      Во Франции в 1887 г. было организовано общество покровительства и защиты детей, являющихся жертвами дурного обращения (Union fran?aise pour la d?fense et la tutelle des enfants maltrait? s ou en danger moral). Как и английский аналог, изначально оно не имело особой силы. Но уже в 1889 году был издан так называемый закон Русселя "о малолетних, беспомощных, заброшенных и терпящих дурное обращение"24. В соответствии с данным законом, суд по своему усмотрению мог лишать родительских прав людей, дурно обращающихся со своими детьми или не заботящихся о них. На исполнение этого закона в 1890 году палатой было ассигновано два млн. франков.
      §2. Современное состояние прав детей. Основные положения прав детей. 
      Первая мировая война привела к колоссальным потерям среди мирного населения (в частности, среди детей). В это же время, возрос и интерес к защите прав детей в прогрессивно развивающихся странах. Как следствием актуализации данного вопроса стало создание в 1919-20 годах Лиги Наций. Одним из ее органов стал Комитет детского благополучия. Данный комитет рассматривал такие проблемы, как беспризорность среди детей, рабство, детский труд, торговля детьми и проституция в среде несовершеннолетних.
      Многие стандарты защиты детей были созданы неправительственными организациями. В частности Международный союз спасения детей (Save the Children International Union), основанный англичанкой Эглантайн Джебб. Именно Эглантайн Джебб сформулировала Хартию прав ребенка, которая 24 сентября 1924 г. была принята Генеральной Ассамблеей Лиги Наций. Она стала известной как Женевская Декларация прав ребенка.25 Данная декларация стала первым международным правовым документом по охране прав и интересов детей. В Декларации подчеркивалось, что забота о детях и их защита не являются больше исключительной обязанностью семьи и даже отдельного государства. Всё человечество должно заботиться о защите детства.
      В Женевской Декларации прав ребенка был сформулирован ряд принципов, впоследствии вошедших в основу международно-правовой системы защиты детей.
      Первый принцип: ребенку должна предоставляться возможность нормального развития (материального и духовного). Голодный ребенок должен быть накормлен, больному ребенку должен быть предоставлен уход, порочные дети должны быть исправлены, сиротам и беспризорным детям должно быть дано укрытие и все необходимое для их существования. 
      второй принцип: ребенок должен быть первым, кто получит помощь при бедствии; 
      третий принцип: ребенку должна быть предоставлена возможность зарабатывать средства на существование, но он должен быть огражден от всех форм эксплуатации; 
      четвертый принцип: ребенок должен воспитываться с сознанием того, что его лучшие качества будут использованы на благо следующего поколения.26
      Несмотря на все разработки в области прав детей, в 1946 году, декларация потеряла свою правовую основу. Вызвано это было распадом лиги наций. Но уже в 1948 году Организацией Объединенных Наций (ООН) была принята Всеобщую декларацию прав человека. В ней провозглашались, права детей на особое попечение и помощь.
      
      После многолетней разработки Генеральная Ассамблея объединенных наций на 841-ом пленарном заседании четырнадцатой .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44