VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Гендерные особенности поведения в конфликтной ситуации в юношеском возрасте

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K015378
Тема: Гендерные особенности поведения в конфликтной ситуации в юношеском возрасте
Содержание
Автономная некоммерческая организация высшего образования
 «Российский новый университет»
Факультет психологии и педагогики
Кафедра общей психологии и психологии труда

Дипломная работа 
на тему: Гендерные особенности поведения в конфликтной ситуации в юношеском возрасте

Студентки 5 курсаочной формы обучения
Специальность: Педагогика и психология девиантного поведения 
Специализация «Психолого-педагогическая
профилактикадевиантногоповедения»
Гусевой Вероники Александровны

Руководитель:
кандидат психологических наук, доцент
Абдурахманов Ринат Абдулнакипович.

     Допустить к защите
И.о. заведующего кафедройобщей психологии и психологии труда, 
кандидат психологических наук 
                                                                          _______________ Лихачева Э.В.                                                                                                                                                                

«_____»______________ 20___г.
Москва
2018 г.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы исследования гендерных особенностей поведения в конфликтных ситуациях………………………………………...................................7
1.1.Понятие гендера и основные формы его проявления………..…….......................7
1.2.Понятие конфликта, конфликтной ситуации, стратегии поведения в конфликте……………………………………………………………..………………….. 15
1.3.Опыт изучения влияния гендерных особенностей на поведение человека……………………………………………………………………..........................30
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния гендерных особенностей на поведение в конфликтной ситуации в юношеском возрасте……………………………….37
2.1. Организация и методики проведения исследования……………………………37
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования влияния гендерных особенностей на поведение в конфликтной ситуации в юношеском возрасте……………………………………………………………………………………39
2.3. Практические рекомендации для психологов по профилактике конфликтов среди юношей и девушек с учетом их гендерных особенностей……………………………………………………………………………………..74
Заключение…………………………………………………………………………….79
Список использованных источников…………………………………………...........80
Приложение






Введение
     Двадцатый век вошел в историю человечества как «век конфликтов». Произошло множество войн, а людей погибло больше, чем за всю предыдущую историю человечества. Как раз в ХХ веке и сформировалась конфликтология как учебная дисциплина, предоставляющая возможность исследовать причины и ход конфликтов и по мере возможности, влиять на их предотвращение. Человек конфликтен априори. Противоречия появляются на любом уровне человеческих отношений, где есть два человека – там уже существует конфликтогенный потенциал. Конфликтуют возлюбленные, супруги, родители и дети, соседи и так далее. Очевидно, что на макросоциальном уровне конфликтогенный потенциал повышается. Всякое социальное внедренное новшество содержит в себе угрозу конфликта. Противостоят друг другу социальные классы, государство и гражданское общество, национальные и конфессиональные группы, политические партии, государства. Не стоит забывать, что у конфликтов есть позитивная составляющая. Она состоит в том, что конфликт меняет ритм социальной жизни к которому человек привык и часто способствует социальному, экономическому развитию.
     Актуальность проблемы приводит к тому, что публикуется все больше научных работ, посвященных данной тематике. Так Анцупов Анатолий Яковлевич, Шипилов Анатолий Иванович, Громова Ольга Николаевна рассматривали проблему возникновения конфликта.
     Анализ последних научных работ по данной тематике, позволяет утверждать, что для эффективного решения возникающих проблем каждому человеку следует овладеть необходимым уровнем теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях.
     Однако общество имеет все шансы предотвратить конфликты, создав эффективную систему профилактики конфликтов. Но, если же конфликт не удалось предотвратить, хотя бы не допустить, чтобы он перерос в фазу активного противостояния. Всегда есть возможность разрешить конфликт мирным способом – посредством медиации, переговоров.
     Объектом исследования является поведение в конфликтной ситуации в юношеском возрасте.
     Предмет исследования – влияние гендерных особенностей на поведение в конфликтной ситуации в юношеском возрасте.
     Цель исследования –определить влияние гендера на поведение в конфликтной ситуации в юношеском возрасте, и на этой основе разработать практические рекомендации для психологов, по профилактике конфликтов среди юношей и девушек, с учётом их гендерных особенностей.
     Задачи исследования.
1.На основе анализа опыта изучения конфликтов в отечественной и зарубежной психологии разработать программу исследования влияния гендера на поведение в конфликтной ситуации в юношеском возрасте.
2. Провести эмпирическое исследование влияния гендера на поведение в конфликтной ситуации в юношеском возрасте.
3.Разработать практические рекомендации для психологов по профилактике конфликтов среди юношей и девушек с чётом их гендерных особенностей.
     Гипотеза – гендерные особенности юношей и девушек влияют на их поведение в конфликтной ситуации.
     Методологическую основу исследования составилиследующие положения отечественной психологии: единства сознания и деятельности; личностного подхода; деятельностного опосредования межличностных отношений; развития; научности; системности, а также положения, вытекающие из результатов исследования таких авторов, как Анцупов Анатолий Яковлевич, Шипилов Анатолий Иванович, Громова Ольга Николаевна, Гришина Наталья Викторовна, Клецина Ирина Сергеевна.  
     Для исследования в данной работе мы использовали три методики: 1.Опросник Сандры Бэм по изучению маскулинности - фемининности. 2.Тест Томаса на выявление стратегий поведения в конфликтной ситуации. 3. Методика «Фрустрационный тест» Розенцвейга для диагностики стратегий поведения человека, в конфликтных ситуациях.
     Методика «Полоролевой опросник» была предложена Сандрой Бэм в тысячу девятьсот семьдесят четвёртом году, для диагностики психологического пола и определяет степень андрогинности, маскулинности и фемининности личности. Опросник включает в себя 60 утверждений (качеств), на каждое из которых испытуемый даёт ответ «да» или «нет», оценивая тем самым наличие или отсутствие у себя названных качеств. Опросник также может применяться и в форме экспертного рейтинга. В таком случае оценка испытуемого по представленным качествам осуществляется компетентными судьями – людьми, хорошо знающими испытуемого (муж, жена, родители, друзья). Данная методика была выбрана, в связи с тем, что она очень полно определяет гендерность индивида. Благодаря этой методике мы можем определить гендер индивида не только как мужской и женский. В данной методике представлен андрогинный гендер, который представляет собой совокупность гендерных особенностей. Как ни странно, данный гендер очень часто встречается в наше время.
     Методика «Тест Томаса — Килменна». Томас К. и Р. Килменн разработали специальный опросник, с помощью которого можно определить предрасположенность к той или иной стратегии или гибкость, то есть умение менять стратегии в зависимости от цели, ситуации, особенностей партнера по взаимодействию и своих личностных характеристик. По мнению К. Томаса, основным механизмом, характеризующим поведение человека в конфликте, является соответствие интересов конфликтующих сторон. Для описания поведения в конфликте, он создал двухмерную модель регулирования конфликта, основными категориями которой являются: кооперация - установка на интересы другого человека, находящегося в конфликте, и настойчивость - установка на свои интересы. Соответственно этим двум категориям К. Томас отметил следующие 5 основных способов поведения в конфликтной ситуации: компромисс, сотрудничество, избегание, приспособление, соперничество. В тесте каждый способ поведения в конфликте описывается с помощью 12 суждений. В разных комбинациях они зафиксированы в 30 парах, в каждой из которых испытуемому нужно выбрать лишь одно суждение, которое в большей степени соответствует его поведению в конфликтной ситуации. Определяется количество ответов, соответствующих каждому способу поведения, и, в зависимости от набранных баллов, формируется вывод о доминировании того или иного стиля поведения в конфликте и степени его выраженности.
     Методика «Фрустрационный тест» Розенцвейга, взрослый вариант. Методика предназначена для диагностики стратегий поведения человека, в конфликтных ситуациях. Она включает 24 картинки, на каждой из которых изображена конфликтная ситуация при этом один из оппонентов уже что-то сказал, а испытуемый должен ответить за другого, вписав ответ в картинку. Методика позволяет определить локус вины отвечающего, то есть на кого он склонен возлагать ответственность за произошедшее. Локус вины: 1. Экстрапунитивный- склонен обвинять других. 2. Интерпунитивный -  склонен обвинять себя. 3. Импунитивный – склонен никого не обвинять, а пытается разобраться в ситуации. Желательно, чтобы преобладал импунитивный локус вины, однако другие реакции также должны быть представлены. Методика также позволяет определить реакцию человека, на проблемную ситуацию. Реакция на проблемную ситуацию: 1. Защита себя. 2. Решение проблемы. 3. Фиксация на проблеме (сосредоточение на негативных последствиях в возникнувшей ситуации). Целесообразно, чтобы доминировали реакции на решение проблемы, но и другие реакции также должны присутствовать.
     Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось на базе Российского Нового университета, кафедра общей психологии и психологии труда и Московского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя, кафедра оперативно-розыскной деятельности и специальной техники. В исследовании приняли участие 30 студентов в возрасте от 18 до 22 лет (из них 15 юношей и 15 девушек).
     Практическая значимость работы: на основе проведенного исследования были разработаны практические рекомендации для психологов по профилактике конфликтов среди юношей и девушек с учетом их гендерных особенностей.

Глава 1. Теоретические основы исследования гендерных особенностей поведения в конфликтных ситуациях
1.1. Понятие гендера и основные формы его проявления.
     Разделение людей на мужчин и женщин является центральной установкой восприятия нами себя и окружающих [6, с.301]. На обыденном уровне размышлений почти все уверены в том, что психологические различия между представителями сильного и слабого пола связаны с генетическими, анатомическими и физиологическими особенностями мужского и женского организма. Но факт телесного несходства мужчин и женщин еще не означает, что конкретно отсюда проистекают и все наблюдаемые отличия между ними, включая психологические. Так как биологические различия включают в себя и социокультурный контекст, устанавливающий, какие личные и поведенческие свойства в данное время и в данном обществе ожидаются от мужчины, а какие – от женщины, какие свойства причисляются людьми к необходимым для мужчины, а какие – для женщины. [4, с.92].
     Как указывает французский историк Т. Лакер, в Европе до XVII в. базовыми отличительными признаками понятий «мужчина» и «женщина» считались социальный статус индивида и исполняемые им социокультурные роли, а не анатомо–физиологические особенности [14, с.443–511.]. В физических различиях мужчин и женщин никогда не сомневались, но суть различий люди усматривали никак не в биологии. Долгое время в европейской культуре была признана однополая модель человека, описанная античным философом–врачом Галеном во II в. н. э. С точки зрения данной модели организм женщины рассматривался как биологически неидеальный мужской организм. В галеновской схеме структурно–морфологических соответствий репродуктивных органов женский организм имеет точно такие же половые органы, что и мужской. Есть лишь одно различие между ними, и оно состоит в том, что у женщины в силу «недостаточной жизненной энергии» эти органы располагаются внутри, а у мужчины они находятся снаружи. Женские гениталии вплоть до 1700–х гг. не имели собственного названия.
     Для их обозначения использовались определения, означающие мужские половые органы, и лишь контекст определял то, о каком теле – мужском или женском – идет речь. Фактически, половые отличия фиксировались не онтологическими, а социологическими категориями. Природное тело рассматривалось как подчиненное социальному бытию человека, поэтому физическое числилось мимолетным, нестабильным образованием, исполняющим лишь помогающие функции в человеческой жизни.
     Мировоззренческие сдвиги в европейском сознании, произошли в эпоху Возрождения, изменили взгляд на роль тела в жизни человека. Если в античной и средневековой Европе психологические и социальные несходства мужчин и женщин соотносились с отличиями в их социальном статусе, то после XVII в. корни социальных и психологических различий стали замечать в анатомии мужчин и женщин. А конкретнее, в способности женщины к деторождению и связанными с ней физиологическими процессами: гормональными сдвигами, менструацией, лактацией и т. п. При таких обстоятельствах, к XIX в. вопрос о сексуальных различиях мужчин и женщин был заменен на вопрос о репродуктивных функциях организма, в итоге это подтолкнуло к происхождению в европейской культуре двуполой модели человека, в которой мужское и женское означали два антагонистических полюса. Данная модель предоставила возможность посмотреть на социально обусловленные сексуальные различия в поведении индивидуума как на биологически детерминированные, появляющиеся на базе разного анатомического, клеточного строения, эндокринных, психофизиологических и других телесных функций. Таким образом, в европейском сознании укоренилось положение о том, что пол человека является биологическим феноменом и что полов у человека только два. [7, с.131]
     С точки же зрения современного биологического знания пол человека имеет многоуровневую организацию:
* генетический пол (определенный набор генов);
* гонадный пол (наружные и внутренние половые органы, железы внутренней секреции);
* морфологический пол (телесные характеристики – степень оволосения тела, мышечная масса и распределение жировой ткани);
* церебральный пол (дифференциация мозга под влиянием тестостерона). [30, с.40.]
   Личность мужчины и женщины в психологическом значении характеризуется свойствами, приобретенными и реализуемыми в процессе общения, социального взаимодействия в контексте межличностных и публичных взаимоотношений. Для правильного понимания природы и происхождения психологических различий между мужчинами и женщинами, необходимо учитывать данное обстоятельство. Так как в поведении человека биологические и социальные характеристики тесно связаны, нельзя со стопроцентной убежденностью утверждать, что несходства, находящиеся в мужском и женском поведении, без сомнения имеют биологическое происхождение. Для прояснения биологических и социально–психологических свойств мужского и женского поведения психолог Роберт Столлер в конце 1960–х гг. внёс предложение понятийно разделить человеческую сексуальность согласно двум аспектам: биологическому, за которым он предложил закрепить термин «пол», и социальному, за которым он предложил закрепить термин «гендер» [19, с. 388].
   Мысль о выделении двух измерений пола – биологического и социального – возникла у Роберта Столлера при исследовании феномена транссексуальности: субъективной уверенностью человека в собственной принадлежности к противоположному полу. В данном парадоксе более отчетливо отображается тот факт, что природные характеристики организма существуют для человека лишь как некие знаки, наделенные социальным и личностным смыслами и ценностными значениями.
В 1958 работавший в университете Калифорнии психоаналитик Роберт Столлер ввел в науку термин «гендер». В 1963 выступив на конгрессе психоаналитиков в Стокгольме, прочитав доклад о понятии социополового (гендерного) самоосознания. Роберт Столлер предложил разделить биологические и культурные составляющие в изучении вопросов, связанных с полом, и положил начало формирования особенного направления в современном гуманитарном знании – гендерным исследованиям. 
     Южноамериканская исследовательница Джоан Скотт в середине 1980-х гг. продолжила изучение гендера, которое не завоевало всеобщего признания, однако, было очень известно. В отличие от термина "пол", который означает только биологические различия мужчин и женщин, и термина "род", означающего грамматическое явление, термин "гендер" в восприятии Джоан Скотт, не опуская и не отрицая половых отличий, главным образом делает упор на социальные особенности мужчин и женщин, которые появляются у них в итоге их общественной деятельности и которые, в конечном счете, характеризуют индивидуальность их социального поведения. Применяя это понятие, возможно подробнее и детальнее осветить сосуществование мужчин и женщин в обществе, представить соотношение «мужественного» и «женственного» в экономике и политике, в общественной и личной жизни.
     Сначала понятие «гендер» противопоставлялся категориям «род» и «пол», которые были природными, естественными, стабильными. «Гендер» же формировался, структурировался обществом, предписывался институтами социального контроля и культурными традициями. Это был придуманный людьми и постоянно изменяющийся (совместно с изменением общества) фактор.
В итоге половые отличия, которые раньше опирались лишь на биологические особенности человека, стали рассматриваться и как «идеологический продукт», как последствие определенных идеологических изменений, как "социальная категория".[9, с.148.]
     Согласно воззрениям Пушкаревой Н.Л.(российский историк, антрополог, основатель исторической феминологии и гендерной истории в советской и российской науке), в философии «гендерным концепциям» предшествовали следующие направления:
* концепция социального конструирования. Сущность теории заключается в том, что находящийся вокруг нас мир в большей степени «построен» и структурирован людьми, а не предопределен природой.
* концепция социализации Т. Парсонса и Р. Бейлса - важна тем, что ее создатели призывали учёных к анализу, усвоения общественных (в том числе половых) ролей и как личность «обучается» им.
* концепция интеракционизмаИрвинга Гофмана поставила исследователей перед необходимостью проанализировать источники и результаты всех социальных взаимодействий. Ирвинг Гофман придал новый смысл понятию идентичности и ввел в общественные науки понятия агентов и институтов социализации, проблему «значимых других».
     Почти все из вышеперечисленных теорий позаимствовали сторонники феминизма. Как заявляли феминисты, кажущееся природным несходства между мужским и женским не имеет биологического происхождения. Более полно эту теорию выражает известное высказывание Симоны де Бовуар: «Женщиной не рождаются, женщиной становятся». 
     В начале 1980-х годов гендерная теория, заняв свое место под солнцем в социологии, лучше всего иллюстрируется в статье Джоан Скотт «Гендер - полезная категория исторического анализа». Эта южноамериканская исследовательница, выдающийся преподаватель и популяризатор, предложила видеть в термине четыре группы «подсистем»: 
* комплекс символов и образов, характеризующих «мужчину» и «женщину» в культуре; 
* комплекс норм - религиозных, педагогических, научных, правовых, политических; 
* социальные институты, которые помогают в формировании гендера (семья, система родства, домохозяйство, рынок труда, система образования, государственное устройство); 
* проблему самовыражения, субъективного самовосприятия и самоосознания личности, т.е. проблему половой идентичности.
   Игорь Семенович Кон полагал, что и пол, и гендер считаются системами относительных обозначений, которые сформировывают установленный распорядок взаимоотношений между людьми, их отношение к разным проявлениям сексуальности, а ещё характеризуют формы представления себя другим людям в различных практиках социального взаимодействия. [25, с.77]
   Светлана АлигарьевнаМинюрова и Ольга Леонидовна Кустова отмечали, что определение пола традиционно представляет собой черты непосредственно обусловленные биологическим полом, в то время как гендер предполагает те нюансы мужского и женского, предпосылки происхождения которых ещё не известны. Проблема заключается в том, что причинно-следственная связь не всегда оказывается очевидной и может быть вызвана как биологическими, так и социальными факторами. [39, с. 72.]
   Следовательно, пол и гендер – не взаимодополняющие категории и социальные конструкты человеческой сексуальности. Термин «пол» ставит упор на биологических основаниях психологических отличий и сводит всё встречающееся многообразие к тому или иному строению гениталий, тогда как термин «гендер» выделяет социокультурное возникновение психологических отличий.
   О вопросе терминологии до сих пор ещё спорят учёные, однако, можно прийти к заключению, что уместно использовать понятия «пол» лишь как демографической категории, базирующуюся на биологическом поле, а в иных случаях использовать термин «гендер», отражающим социально обусловленную природу мужского и женского.
   Гендерные проявления трудны в интерпретации и не всегда могут быть однозначно оценены. Это связано с особенным характером гендера, формирующим социальную модель взаимодействия мужчин и женщин, их положение в институтах общества, распределение ролей. Формирование гендера связано с дихотомией: мужское – первостепенное, лидирующее, женское – неглавное. Допустим, что противопоставление было необходимо для физического выживания в древнюю эру населения земли. Представления о дихотомичном мире мужчины и женщины фиксировались в общественном и индивидуальном сознаниях на протяжении долгого времени. Но реальность с исторических пор населения земли главным образом поменялась, а сформированные представления о мужском и женском продолжают существовать, сталкиваясь с современными повседневными практиками.
   Представителя сильного пола в наше время не обязывают быть абсолютным лидером, устремляться к главенству хоть какими способами, в том числе во вред своим предрасположенностям и склонностям. Подобная тенденция распространяется и в отношении женщины: второстепенные роли могут не подходить ее характеру, способностям, внутреннему стержню. Но сформированные гендерные представления в отношении распределения ролей всё ещё таковы, что представители сильного пола обязаны быть лучшими в деловом, профессиональном, а женщины – в семейно-бытовом мире. Данное восприятие уже не совпадают с поменявшейся ситуацией взаимодействия полов, однако это представление оказывается очень глубоко засевшим в сознании многих жителей России. [26, с.40.]
   Отражается конструирование гендера, сообразно которому природное предопределяет социальное. В природное включается репродуктивная функция, ум, эмоциональность и т.д. Основываясь на данных и иных характеристик представители сильного пола и представительницы слабого пола разделяются на две противоположные гендерные группы, которым в социальном плане предназначены различные роли, функции, статусы, сферы деятельности. Но, в повседневности данные гендерные представления расходятся с реальными практиками. Исходя из этого, многие женщины с легкостью решают задачи, требующие отличных аналитических и управленческих навыков, что в соответствии с гендерными представлениями считается в большей степени мужской привилегией. Несмотря на это, проявления гендера таковы, что при наличии двух кандидатов разных полов на одно вакантное место предпочтение все же будет отдано мужчине. [33, с.62]
   Такое положение объясняется подразумеваемым характером гендерных проявлений. Женщины оказываются ограниченными не только в карьерном продвижении, но и в целом комплексе социальных взаимодействий, связанных с мотивацией труда, профессиональным обучением, информационным обеспечением. [11, с.80.]
И, казалось бы, данное положение нужно признать и на этом поставить точку. Однако под подразумеваемым влиянием гендера в сознании многих женщин возникают когнитивные противоречия. А это уже требует более пристального изучения гендерной проблематики.
     В самом крайнем варианте когнитивные противоречия в реальной жизни проявляются, например, в отказе от материнства. В этом, безусловно, усматривается самый значительный когнитивный парадокс: женщины отказываются от данного только ей природного предназначения – способности быть матерью. Но поскольку материнство стоит на пути реализации личностных способностей, то именно от него и отказываются многие женщины.
	Когнитивные противоречия женщин проявляются также и в негативном отношении к другим женщинам. Женщины нередко рассматривают в качестве главного своего оппонента именно женщин. А потому, например, женщина-руководитель нередко оказывается под более пристальным вниманием, чем мужчина – руководитель. Она должна обладать гораздо большим числом личностных качеств, репертуаром управленческих решений, чем мужчина, чтобы быть признанным руководителем. [13, с.94.]
     Проявления гендера в повседневных практиках чаще всего носят скрытый характер ввиду длительно существующих гендерных представлений. Гендер ограничивает возможности в реализации женщинами индивидуальной и социальной субъектности, в полноценных вертикальных коммуникациях с руководством и т.д., что в итоге приводит к появлению обеспокоенности своей жизнью и комплексу когнитивных противоречий. Но проблемные аспекты своей жизнедеятельности большинство не связывает с влиянием гендера в силу его имплицитного характера. [31, с.56.]
     Гендерные проявления имеют место и в явном, и в латентном виде. Гендер вызывает ряд когнитивных противоречий и у мужчин, и у женщин. Необходимо не только выявление скрытого проявления гендера, но и изменение сложившейся практики. Это связано с необходимостью самореализации каждого человека, с возможностью выбора им такой поведенческой стратегии в повседневных практиках, которая способствовала бы осуществлению им полноценной индивидуальной и социальной субъектности.[23]
1.2. Понятие конфликта, конфликтной ситуации, функции конфликта, стратегии поведения в конфликте.
     Понятие конфликта присуще и науке, и обыденному сознанию, и каждое из этих знаний придают ему своё собственное своеобразное значение. Любой человек инстинктивно осознаёт, что понимается под словом конфликт, но от этого определить его содержание нелегче. В будничной речи термин «конфликт» применяется к огромному спектру явлений — от военизированных конфронтаций и противоборства всевозможных общественных групп до должностных либо брачных споров. [36, с.47.]
     Конфликтом ещё именуют бытовые скандалы, боевые действия, полемику в государственной думе, столкновение внутренних мотивов, борьбу личных желаний и чувства долга и прочее. Слово «конфликт» произошло от латинского conflictus — столкновение и практически в нетронутом виде вошло в остальные языки. Разбор определений конфликта, существующих в различных новейших энциклопедиях и словарях, находит их похожесть. 
     Устойчивой частью значения определения «конфликт» остается столкновение противоборствующих начал, чаще всего — двух. Бесспорно, что для определения рамок проблемного круга конфликтных явлений этой исключительно совокупной особенности слишком мало.
     Понятие конфликта приобрело статус термина относительно недавно: в изданном в 1901–1905 годах под редакцией Джеймса Марка Болдуина, в знаменитом «Словаре философии и психологии» упоминается лишь понятие «конфликт законов» [45]. В последующем проблемная сфера понятия усиленно разрасталась. К примеру, в «Социологическом словаре», вышедшем в Федеративной Республике Германия во времена стремительного становления конфликтологии, термином «конфликт» значились «парламентские дискуссии и гражданская война, мирные переговоры и забастовка, легкое внутреннее напряжение вследствие известного несогласия между данным лицом и его профессией, психическое заболевание». В роли видов конфликта уже воспринимают противоборство некоторых личностей, семейные ссоры, гражданские военные действия, борьбу за существование монополий, военные перевороты, все разновидности международных конфликтов, независимо от их основных черт. [16,с. 39]. 
     В психологии понятие конфликта еще используется довольно обширно, практически адресуясь к очень разнообразным проявлениям. Так, например, «конфликт употребляется для описания образа действия коллективов, которые идут один против другого, противоборства между личностями и субъективной неясности внутри личности». 
     Обработка статей первой отечественной психологической конференции по конфликтам выявляет, динамику взглядов по отношению к содержанию понятию конфликт. Теперь под конфликтом понимают межличностные проблемы и внутриличностные тревоги, переживания и кризисные явления, объект психотерапевтической работы и противоборство алгоритмов решения учебных задач у ребенка.[3,с. 98].
     Итак, мы видим, что под одним и тем же термином конфликт понимается обширный диапазон явлений. Понятие конфликта сейчас не воспринимается как принадлежащие к какой-то одной конкретной области науки или практики. В междисциплинарном анализе работ по изучению конфликтов Анатолием Яковлевичем Анцуповым и Анатолием Ивановичем Шипиловым фиксируются одиннадцать областей научного знания, той или иной стороной   изучающих конфликты: философия, социология, психология, история, политология, правоведение, искусствоведение, педагогика, социобиология, математика и военные науки. Изучение проработки конфликта, проделанное на базе изучения публикаций, подтвердило, что в разных сферах употребляются такие понятия как: международный конфликт, межнациональный конфликт, региональный конфликт, этнический конфликт, военный конфликт, «сложные конфликты в различных системах», конфликты в педагогических коллективах, коллективах школьников, конфликты в спорте, педагогический конфликт, художественный конфликт, криминальный конфликт, конфликт поколений,  социальный, трудовой, конфликт «личность — группа», нравственный конфликт моральный конфликт. [1, с. 25] Трудности и вопросы по определению содержания понятия конфликта до сих пор висят в воздухе. Конфликтологи часто апеллируют к провалу западных социологов Р. Макка и Р. Снайдера, которые еще в тысяча девятьсот семидесятых годах, в момент преимущественно активного становления изучений в сфере конфликтов, сделали попытку систематизировать термины и исследовали, и обработали несколько понятий: антагонизм интересов, социальный раскол, вражда, агрессивность, конкуренция. Осознав, что данные понятия не являются синонимом конфликта, учёным пришлось признать, что "конфликт" является резиноподобным понятием, которое можно растягивать и из полученного извлекать пользу в своих целях». В то же время различные области науки по-своему интерпретируют понятие конфликта: социологи заменяют им понятия «дебатов», «оппозиции», экономисты нередко приравнивают конфликт к конкуренции, психологи — к «трудностям», «напряженностям». [29, с.15]
     Андрей Григорьевич Здравомыслов, создатель основательного и глубокого труда по проблематики социологии конфликта, пишет, что «конфликт — это жизненно важный момент взаимоотношений людей в социуме, так сказать неотъемлемая часть человеческой жизни. Это один из вариантов взаимоотношений между вероятными либо актуальными субъектами социального взаимодействия, их мотивация определена противостоящими интересами и потребностями, ценностями и нормами» [47, с. 94].
     Психологический словарь трактует слово конфликт как «с трудом решаемое разногласие, влекущее за собой крайне острые эмоциональные переживания» [38, с.161]. Наряду с этим в качестве его видов отмечают межличностные, межгрупповые внутриличностные конфликты. Анатолий Яковлевич Анцупов и Анатолий Иванович Шипилов описывают в своём пособии по конфликтологии такое определение: «конфликт наиболее острый способ разрешения важных противоречий, появляющихся в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями» [18, с. 8]. 
     С нашей точки зрения конфликт - форма взаимодействия субъектов при котором они стремятся достичь своих целей, путём нанесения ущерба оппоненту и воспринимают друг друга как нарушителей норм (норма может быть принята всем обществом или отдельной социальной группой).
     Конфликт — это нормально, он всегда будет сопровождать как нашу внутреннюю жизнь, так и наше взаимодействие с людьми. Переживание конфликтов — тяжкий и болезненный процесс, но это неотъемлемая часть жизни человека. человек не должен ощущать себя виноватыми либо несостоятельными неудачниками, если мы переживаем конфликты. Это может для кого-то показаться очевидным, но почти все трудности в жизни людей и их переживания появляются из-за непонимания либо непринятия этой точки зрения.
     Чарльз Диксон знаменитый западный социолог однажды остроумно отметил: «Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс, может, вы уже умерли».
     Различие людей во взглядах, несовпадение восприятия и оценок тех или иных событий достаточно нередко приводят к спорным ситуациям. Если к тому же создавшаяся ситуация представляет собой угрозу для достижения поставленной цели хотя бы одному из участников взаимодействия, то возникает конфликтная ситуация. Достаточно часто в основе конфликтной ситуации лежат объективные противоречия, но иногда бывает достаточно какой-либо мелочи: неудачно сказанного слова, мнения, т. е. инцидента - и конфликт может начаться.
     Динамика развития конфликта 
1.Несоответствие (темпераментов, характеров, ценностей, взглядов, оплаты труда вкладу сотрудника) не осознается.
2.Противоречие (осознается).
3.Проблема. 
4.Конфликтная ситуация (в конфликтной ситуации один из оппонентов ещё не наносит ущерб другому).
5.Инцидент (начало конфликта), запускается поводом. Повод может совпадать с причиной конфликта, а может и не совпадать. При разрешении конфликта нужно работать с причиной.  
6.Конфликтное взаимодействие (конфликт).
Более подробно рассмотрим каждый из пунктов.
     Конфликтная ситуация — конфликтное взаимодействие субъектов в совокупности множества внешних и внутренних, объективных и субъективных условий и обстоятельств.
Элементами конфликтной ситуации являются:
1. Стороны (участники) конфликта. Обычными полюсами конфликта считаются сами личности, социальные группы, организации. Важными в конфликтном взаимодействии выступают как статусные, социально-ролевые, так и психологические свойства участников конфликта.
2. Интересы и цели.
3. Принципы и позиции сторон. Как цели и интересы, так и принципы сторон должны быть противоречивыми и значительными для них.
4. Значительные противоречия между интересами и целями сторон конфликта. Противоречия могут быть как настоящими, так и придуманными, вымышленными, существующими только в голове человека. Значимость интересов и целей может быть также субъективно преувеличенной.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%