VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Функция творения алма-атинские литературные портреты

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W006054
Тема: Функция творения алма-атинские литературные портреты
Содержание
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет дружбы народов»

На правах рукописи



В художественной литературе ХХ века особое место занимает изображение образов детей в условиях нелегкой военной поры, что является важнейшим сюжетообразующим элементом творчества многих писателей - представителей мировой художественной литературы. В статье на материале художественных текстов современных авторов -  российско-американского писателя Юрия Дружникова и казахского писателя  Мухтара Магауина рассматриваются различные стратегии гуманитарного художественного дискурса в произведениях о детстве военного времени, уточняется его значение  для семиосферы национальных  культур. Особое внимание уделено анализу системы образов – характеров, структуре сюжета и   принципам его выстраивания, в результате делается вывод о сходстве и различиях в стратегиях художественного дискурса, обусловленных ролью устойчивых  традиций социальных связей и семейных отношений. Многогранность парадигматического образа детства в повести Ю.Дружникова заключается в том, что он позволяет осуществить сложный анализ внутреннего духовного мира главного героя произведения, ставшего эмигрантом, выявить нравственные доминанты. Значимую эстетическую роль выполняет образ детства в произведениях М.Магауина, характеризуя ведущие  этнокультурные особенности жителей степи. Подобная  направленность гуманитарного дискурса выступает  символическим маркером традиционной казахской культуры, вокруг которого возникает весь сложный контекст степной субкультуры с ее этическими и психологическими атрибутами.



Баянбаева Жадыра Амангельдиевна

В художественной литературе ХХ века особое место занимает изображение образов детей в условиях нелегкой военной поры, что является важнейшим сюжетообразующим элементом творчества многих писателей - представителей мировой художественной литературы. В статье на материале художественных текстов современных авторов -  российско-американского писателя Юрия Дружникова и казахского писателя  Мухтара Магауина рассматриваются различные стратегии гуманитарного художественного дискурса в произведениях о детстве военного времени, уточняется его значение  для семиосферы национальных  культур. Особое внимание уделено анализу системы образов – характеров, структуре сюжета и   принципам его выстраивания, в результате делается вывод о сходстве и различиях в стратегиях художественного дискурса, обусловленных ролью устойчивых  традиций социальных связей и семейных отношений. Многогранность парадигматического образа детства в повести Ю.Дружникова заключается в том, что он позволяет осуществить сложный анализ внутреннего духовного мира главного героя произведения, ставшего эмигрантом, выявить нравственные доминанты. Значимую эстетическую роль выполняет образ детства в произведениях М.Магауина, характеризуя ведущие  этнокультурные особенности жителей степи. Подобная  направленность гуманитарного дискурса выступает  символическим маркером традиционной казахской культуры, вокруг которого возникает весь сложный контекст степной субкультуры с ее этическими и психологическими атрибутами.



АЛМА-АТИНСКИЙ ЛОКАЛЬНЫЙ ТЕКСТ

В ТВОРЧЕСТВЕ Ю. ДОМБРОВСКОГО:

ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМИОТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ



10.01.01 – Русская литература



Диссертация на соискание ученой степени

кандидата филологических наук

В художественной литературе ХХ века особое место занимает изображение образов детей в условиях нелегкой военной поры, что является важнейшим сюжетообразующим элементом творчества многих писателей - представителей мировой художественной литературы. В статье на материале художественных текстов современных авторов -  российско-американского писателя Юрия Дружникова и казахского писателя  Мухтара Магауина рассматриваются различные стратегии гуманитарного художественного дискурса в произведениях о детстве военного времени, уточняется его значение  для семиосферы национальных  культур. Особое внимание уделено анализу системы образов – характеров, структуре сюжета и   принципам его выстраивания, в результате делается вывод о сходстве и различиях в стратегиях художественного дискурса, обусловленных ролью устойчивых  традиций социальных связей и семейных отношений. Многогранность парадигматического образа детства в повести Ю.Дружникова заключается в том, что он позволяет осуществить сложный анализ внутреннего духовного мира главного героя произведения, ставшего эмигрантом, выявить нравственные доминанты. Значимую эстетическую роль выполняет образ детства в произведениях М.Магауина, характеризуя ведущие  этнокультурные особенности жителей степи. Подобная  направленность гуманитарного дискурса выступает  символическим маркером традиционной казахской культуры, вокруг которого возникает весь сложный контекст степной субкультуры с ее этическими и психологическими атрибутами.



Научный руководитель: д.ф.н., профессор

Коваленко Александр Георгиевич





В художественной литературе ХХ века особое место занимает изображение образов детей в условиях нелегкой военной поры, что является важнейшим сюжетообразующим элементом творчества многих писателей - представителей мировой художественной литературы. В статье на материале художественных текстов современных авторов -  российско-американского писателя Юрия Дружникова и казахского писателя  Мухтара Магауина рассматриваются различные стратегии гуманитарного художественного дискурса в произведениях о детстве военного времени, уточняется его значение  для семиосферы национальных  культур. Особое внимание уделено анализу системы образов – характеров, структуре сюжета и   принципам его выстраивания, в результате делается вывод о сходстве и различиях в стратегиях художественного дискурса, обусловленных ролью устойчивых  традиций социальных связей и семейных отношений. Многогранность парадигматического образа детства в повести Ю.Дружникова заключается в том, что он позволяет осуществить сложный анализ внутреннего духовного мира главного героя произведения, ставшего эмигрантом, выявить нравственные доминанты. Значимую эстетическую роль выполняет образ детства в произведениях М.Магауина, характеризуя ведущие  этнокультурные особенности жителей степи. Подобная  направленность гуманитарного дискурса выступает  символическим маркером традиционной казахской культуры, вокруг которого возникает весь сложный контекст степной субкультуры с ее этическими и психологическими атрибутами.







Москва-2017













В художественной литературе ХХ века особое место занимает изображение образов детей в условиях нелегкой военной поры, что является важнейшим сюжетообразующим элементом творчества многих писателей - представителей мировой художественной литературы. В статье на материале художественных текстов современных авторов -  российско-американского писателя Юрия Дружникова и казахского писателя  Мухтара Магауина рассматриваются различные стратегии гуманитарного художественного дискурса в произведениях о детстве военного времени, уточняется его значение  для семиосферы национальных  культур. Особое внимание уделено анализу системы образов – характеров, структуре сюжета и   принципам его выстраивания, в результате делается вывод о сходстве и различиях в стратегиях художественного дискурса, обусловленных ролью устойчивых  традиций социальных связей и семейных отношений. Многогранность парадигматического образа детства в повести Ю.Дружникова заключается в том, что он позволяет осуществить сложный анализ внутреннего духовного мира главного героя произведения, ставшего эмигрантом, выявить нравственные доминанты. Значимую эстетическую роль выполняет образ детства в произведениях М.Магауина, характеризуя ведущие  этнокультурные особенности жителей степи. Подобная  направленность гуманитарного дискурса выступает  символическим маркером традиционной казахской культуры, вокруг которого возникает весь сложный контекст степной субкультуры с ее этическими и психологическими атрибутами.

ОГЛАВЛЕНИЕ

В художественной литературе ХХ века особое место занимает изображение образов детей в условиях нелегкой военной поры, что является важнейшим сюжетообразующим элементом творчества многих писателей - представителей мировой художественной литературы. В статье на материале художественных текстов современных авторов -  российско-американского писателя Юрия Дружникова и казахского писателя  Мухтара Магауина рассматриваются различные стратегии гуманитарного художественного дискурса в произведениях о детстве военного времени, уточняется его значение  для семиосферы национальных  культур. Особое внимание уделено анализу системы образов – характеров, структуре сюжета и   принципам его выстраивания, в результате делается вывод о сходстве и различиях в стратегиях художественного дискурса, обусловленных ролью устойчивых  традиций социальных связей и семейных отношений. Многогранность парадигматического образа детства в повести Ю.Дружникова заключается в том, что он позволяет осуществить сложный анализ внутреннего духовного мира главного героя произведения, ставшего эмигрантом, выявить нравственные доминанты. Значимую эстетическую роль выполняет образ детства в произведениях М.Магауина, характеризуя ведущие  этнокультурные особенности жителей степи. Подобная  направленность гуманитарного дискурса выступает  символическим маркером традиционной казахской культуры, вокруг которого возникает весь сложный контекст степной субкультуры с ее этическими и психологическими атрибутами.

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………........

3

Глава I. ЛОКАЛЬНЫЙ ТЕКСТ КАК

 ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА …………………………



14

1.1 К пониманию категории «локальный текст» ……………………….

14

1.2 Междисциплинарный статус понятия «локальный текст» ………

26

1.3 Алма-Ата в творческой судьбе Ю.О. Домбровского ………………

31

1.4 Об особенностях биографического мифа Ю.О. Домбровского……

45

Глава II. «АЛМА-АТА» КАК ЛОКАЛЬНЫЙ ТЕКСТ В РОМАНАХ Ю.О. ДОМБРОВСКОГО («ХРАНИТЕЛЬ ДРЕВНОСТЕЙ» И «ФАКУЛЬТЕТ НЕНУЖНЫХ ВЕЩЕЙ») …….





54

2.1 Авторский модус повествования …………………………………….

54

2.2 Геопрезентемы, мифы, символы алма-атинского текста …………..

62

2.3 Алма-Ата и элементы ее идиостилистики: «зенковский стиль» …..

71

	Глава III. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМИОТИЧЕСКАЯ

	 ПАРАДИГМА АЛМА-АТИНСКОГО ТЕКСТА ……………………



81

3.1. Функциональная семиотика локального текста …………………

81

3.2 Функция испытания …………………………………………………..

103

3.3 Функция искупления ………………………………………………….

108

3.4 Функция творения: алма-атинские литературные портреты ……….

114

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….

131

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………

136



В художественной литературе ХХ века особое место занимает изображение образов детей в условиях нелегкой военной поры, что является важнейшим сюжетообразующим элементом творчества многих писателей - представителей мировой художественной литературы. В статье на материале художественных текстов современных авторов -  российско-американского писателя Юрия Дружникова и казахского писателя  Мухтара Магауина рассматриваются различные стратегии гуманитарного художественного дискурса в произведениях о детстве военного времени, уточняется его значение  для семиосферы национальных  культур. Особое внимание уделено анализу системы образов – характеров, структуре сюжета и   принципам его выстраивания, в результате делается вывод о сходстве и различиях в стратегиях художественного дискурса, обусловленных ролью устойчивых  традиций социальных связей и семейных отношений. Многогранность парадигматического образа детства в повести Ю.Дружникова заключается в том, что он позволяет осуществить сложный анализ внутреннего духовного мира главного героя произведения, ставшего эмигрантом, выявить нравственные доминанты. Значимую эстетическую роль выполняет образ детства в произведениях М.Магауина, характеризуя ведущие  этнокультурные особенности жителей степи. Подобная  направленность гуманитарного дискурса выступает  символическим маркером традиционной казахской культуры, вокруг которого возникает весь сложный контекст степной субкультуры с ее этическими и психологическими атрибутами. 
В художественной литературе ХХ века особое место занимает изображение образов детей в условиях нелегкой военной поры, что является важнейшим сюжетообразующим элементом творчества многих писателей - представителей мировой художественной литературы. В статье на материале художественных текстов современных авторов -  российско-американского писателя Юрия Дружникова и казахского писателя  Мухтара Магауина рассматриваются различные стратегии гуманитарного художественного дискурса в произведениях о детстве военного времени, уточняется его значение  для семиосферы национальных  культур. Особое внимание уделено анализу системы образов – характеров, структуре сюжета и   принципам его выстраивания, в результате делается вывод о сходстве и различиях в стратегиях художественного дискурса, обусловленных ролью устойчивых  традиций социальных связей и семейных отношений. Многогранность парадигматического образа детства в повести Ю.Дружникова заключается в том, что он позволяет осуществить сложный анализ внутреннего духовного мира главного героя произведения, ставшего эмигрантом, выявить нравственные доминанты. Значимую эстетическую роль выполняет образ детства в произведениях М.Магауина, характеризуя ведущие  этнокультурные особенности жителей степи. Подобная  направленность гуманитарного дискурса выступает  символическим маркером традиционной казахской культуры, вокруг которого возникает весь сложный контекст степной субкультуры с ее этическими и психологическими атрибутами. ВВЕДЕНИЕ



Уже в 19 веке был намечен переход от образа города к городскому тексту. Городской текст как разновидность текста локального не только обрел к сегодняшнему дню гносеологическую многомерность, но и стал одной из базовых категорий ряда софических дисциплин, в том числе филологии.

Современный мир находится в процессе самоосознания и самоописания, поэтому исследование локального текста в условиях «поиска онтологических координат» особенно актуально.

Актуальность теоретической и практической разработки этой проблемы детерминирована и стоящей перед глобальными сообществами задачей: обозначить их собственное место в мире и наметить линию дальнейшего исторического развития. В этом отношении локальный текст выполняет экспланаторную функцию. 

Городское пространство интенсивно самоактуализируется, а потому определяет вектор развития самой человеческой культуры. Это самодостаточный локус, в котором происходит «смена социальных формаций, культурных парадигм, типов культурного сознания, выработанных и закрепленных эстетической мыслью, в котором человек предстает как переходное существо, живущее на границах».

Как объясняет феномен городского текста профессор Бертон Пайк, «...Perhaps the central fascination of the city both real and fictional, is that it embodies man's contradictory feelings - pride, love, anxiety, and hatred - toward the civilization he has created and the culture to which he belongs» («Возможно, главное очарование города как реальное, так и вымышленное состоит в том, что оно воплощает противоречивые чувства человека – гордость, любовь, В художественной литературе ХХ века особое место занимает изображение образов детей в условиях нелегкой военной поры, что является важнейшим сюжетообразующим элементом творчества многих писателей - представителей мировой художественной литературы. В статье на материале художественных текстов современных авторов -  российско-американского писателя Юрия Дружникова и казахского писателя  Мухтара Магауина рассматриваются различные стратегии гуманитарного художественного дискурса в произведениях о детстве военного времени, уточняется его значение  для семиосферы национальных  культур. Особое внимание уделено анализу системы образов – характеров, структуре сюжета и   принципам его выстраивания, в результате делается вывод о сходстве и различиях в стратегиях художественного дискурса, обусловленных ролью устойчивых  традиций социальных связей и семейных отношений. Многогранность парадигматического образа детства в повести Ю.Дружникова заключается в том, что он позволяет осуществить сложный анализ внутреннего духовного мира главного героя произведения, ставшего эмигрантом, выявить нравственные доминанты. Значимую эстетическую роль выполняет образ детства в произведениях М.Магауина, характеризуя ведущие  этнокультурные особенности жителей степи. Подобная  направленность гуманитарного дискурса выступает  символическим маркером традиционной казахской культуры, вокруг которого возникает весь сложный контекст степной субкультуры с ее этическими и психологическими атрибутами.

беспокойство и ненависть – к цивилизации, которую он создал, и к культуре, к которой он принадлежит»).

Город – это объект не только социокультурного и эстетического восприятия, но и чувственного миропостижения. В сознании входящего в его пределы он разворачивается и как материя (физический аспект), и как экзистенция, как сагитталь (имманентный образ города, порожденный его историей, траекторией развития и пр.) и эгональ (трансцендентный образ города, преломленный сквозь модус восприятия).

Пайк справедливо подчеркивает, что города в литературе существуют столько же времени, сколько и сама литература. Мы не можем вообразить такие произведения, как «Гильгамеш», «Илиада», «Библия без городов», которые и вмещают, и излучают большую часть заложенных в человеческую жизнь смыслов. Город – самое выразительное и «вещественное» из достижений культуры. В неконтролируемом мире природы это – то единственное, что претендует на аутентичность и объективность человеческого бытия. Несмотря на то, что история каждого города уникальна, они (города) выполняют сходные функции. «The most basic of these is the interpenetration of past and present. On the one hand there is the visible city of streets end buildings, frozen forms of energy fixed at different times in the past and around which the busy kinetic energy of the present swirls. On the other hand there are the subconscious currents arising in the minds of the city's living inhabitants from this combination of past and present. These currents include the city's ties with the realm of the dead through its temples, cemeteries, and ceremonies as well as its old buildings, and also its functions as the seat of secular power, embodied in kings, governments, and banks» («Самое основное из них – взаимопроникновение прошлого и настоящего. С одной стороны, есть видимый город с улицами и зданиями, замороженные формы энергии, зафиксированные в разное время в прошлом, вокруг которых занята кинетическая энергия нынешних водоворотов. С другой стороны, есть подсознательные течения, возникающие в умах жителей города из этой комбинации прошлого и настоящего. Эти течения включают связи города с царством мертвых через его храмы, кладбища и церемонии, а также его старые здания, и его функции в качестве места светской власти, воплощенные в царях, правительствах и банках»). В художественной литературе ХХ века особое место занимает изображение образов детей в условиях нелегкой военной поры, что является важнейшим сюжетообразующим элементом творчества многих писателей - представителей мировой художественной литературы. В статье на материале художественных текстов современных авторов -  российско-американского писателя Юрия Дружникова и казахского писателя  Мухтара Магауина рассматриваются различные стратегии гуманитарного художественного дискурса в произведениях о детстве военного времени, уточняется его значение  для семиосферы национальных  культур. Особое внимание уделено анализу системы образов – характеров, структуре сюжета и   принципам его выстраивания, в результате делается вывод о сходстве и различиях в стратегиях художественного дискурса, обусловленных ролью устойчивых  традиций социальных связей и семейных отношений. Многогранность парадигматического образа детства в повести Ю.Дружникова заключается в том, что он позволяет осуществить сложный анализ внутреннего духовного мира главного героя произведения, ставшего эмигрантом, выявить нравственные доминанты. Значимую эстетическую роль выполняет образ детства в произведениях М.Магауина, характеризуя ведущие  этнокультурные особенности жителей степи. Подобная  направленность гуманитарного дискурса выступает  символическим маркером традиционной казахской культуры, вокруг которого возникает весь сложный контекст степной субкультуры с ее этическими и психологическими атрибутами.

Урбанистические процессы начинают интенсивно развиваться в переходную эпоху от Средневековья к Возрождению. На этом этапе город «обживается» и осмысляется как культурный феномен. Его сакральная дифференциация уступает место функциональному делению на «зоны». Город становится средой обитания, а потому ключевую роль в его обытовлении играет благоустройство. Ренессансный город – это город-идея, некий проект, вписанный в геометрическую игру (так, изначально город на уровне чертежа должен соответствовать одной из совершенных геометрических фигур). 

«Проектность» города актуализирована и в художественной литературе: идея социального переустройства мира воплощена в многочисленных произведениях утопического характера. Такие города представлены в «Мирах» Антонио Франческо Дони, «Утопии» Томаса Мора, «Городе Солнца» Томмазо Кампанеллы. Это и Телемская обитель из знаменитого произведения Франсуа Рабле, и образ «Новой Атлантиды», данный в философском рассуждении Фрэнсиса Бэкона. Именно в этот период город превращается в объект эстетического восприятия.

В художественной литературе ХХ века особое место занимает изображение образов детей в условиях нелегкой военной поры, что является важнейшим сюжетообразующим элементом творчества многих писателей - представителей мировой художественной литературы. В статье на материале художественных текстов современных авторов -  российско-американского писателя Юрия Дружникова и казахского писателя  Мухтара Магауина рассматриваются различные стратегии гуманитарного художественного дискурса в произведениях о детстве военного времени, уточняется его значение  для семиосферы национальных  культур. Особое внимание уделено анализу системы образов – характеров, структуре сюжета и   принципам его выстраивания, в результате делается вывод о сходстве и различиях в стратегиях художественного дискурса, обусловленных ролью устойчивых  традиций социальных связей и семейных отношений. Многогранность парадигматического образа детства в повести Ю.Дружникова заключается в том, что он позволяет осуществить сложный анализ внутреннего духовного мира главного героя произведения, ставшего эмигрантом, выявить нравственные доминанты. Значимую эстетическую роль выполняет образ детства в произведениях М.Магауина, характеризуя ведущие  этнокультурные особенности жителей степи. Подобная  направленность гуманитарного дискурса выступает  символическим маркером традиционной казахской культуры, вокруг которого возникает весь сложный контекст степной субкультуры с ее этическими и психологическими атрибутами.

На втором этапе (XVIII-XIX вв.) город осмысливается как локус, определяющий сознание его жителей. Он начинает восприниматься соматически, ментально, спиритуально. Устанавливается связь между концептами «ГОРОД» и «ЧЕЛОВЕК». Таким образом, за городом закреплена функция социальной и психологической детерминанты (особенно четко эта тенденция проявлена в натуралистическом направлении литературы).

На третьем этапе (XIX-XX вв.) город – это уже культурный архетип, преодолевающий географическую заданность пространства. Это символ (вспомним «Города-спруты» Верхарна) и новая точка отсчета в жизни человека, своего рода экзистенциальный «центр» (неслучайно Брюсов называет свой поэтический сборник «Urbi et Orbi»).

В мировой культуре город воспринимается как место пересечения дорог, точка «стяжения» метафизического пространства. В какой-то степени город есть репрезентация самого мира, его модель.

Изученность вопроса. По данным материалов Третьих Лотмановских дней, посвященных семиотике города, в настоящее время в исследованиях тартуских и московских семиотиков можно выделить три основных стратегии изучения города – структурно-историософскую, культурно-семиотическую и культурно-историческую. Редакторы Чтений И. Пильщиков, Н. Поселягин, И. Трухин отмечают следующее:

1. Главный интерес структурно-историософской концепции сосредоточен на мифологическом (и глубже – онтологическом) субстрате рассматриваемого объекта, который при этом приобретал свойства иерархизированной знаковой системы, подобной языку в представлении Соссюра. 

В художественной литературе ХХ века особое место занимает изображение образов детей в условиях нелегкой военной поры, что является важнейшим сюжетообразующим элементом творчества многих писателей - представителей мировой художественной литературы. В статье на материале художественных текстов современных авторов -  российско-американского писателя Юрия Дружникова и казахского писателя  Мухтара Магауина рассматриваются различные стратегии гуманитарного художественного дискурса в произведениях о детстве военного времени, уточняется его значение  для семиосферы национальных  культур. Особое внимание уделено анализу системы образов – характеров, структуре сюжета и   принципам его выстраивания, в результате делается вывод о сходстве и различиях в стратегиях художественного дискурса, обусловленных ролью устойчивых  традиций социальных связей и семейных отношений. Многогранность парадигматического образа детства в повести Ю.Дружникова заключается в том, что он позволяет осуществить сложный анализ внутреннего духовного мира главного героя произведения, ставшего эмигрантом, выявить нравственные доминанты. Значимую эстетическую роль выполняет образ детства в произведениях М.Магауина, характеризуя ведущие  этнокультурные особенности жителей степи. Подобная  направленность гуманитарного дискурса выступает  символическим маркером традиционной казахской культуры, вокруг которого возникает весь сложный контекст степной субкультуры с ее этическими и психологическими атрибутами.

Однако Топоров, например, одновременно и анализировал городской (собственно, петербургский) текст, и сам – своим исследованием – его продолжал и развивал. Во многом это напоминает процесс включенного наблюдения, но, в отличие от наблюдателя-инсайдера, Топоров не просто стал одним из участников сообщества, производящего «тексты о локусе», – он взял на себя роль идеолога, обобщающего все представления о данном пространстве в упорядоченную систему. Для него «петербургский текст» –это не то же, что Петербург в литературе. В самом деле, Петербург в литературе это то, что в литературе есть, а петербургского текста как такового в литературе, собственно, нет, он есть в нашей мысли благодаря Топорову – как его личный «ноосферический вклад в русскую и мировую культуру» (согласно его же характеристике самого петербургского текста).

2. Культурно-семиотическая концепция во многом схожа с концепцией структурно-историософской, но в ее рамках моделирование не ассоциируется с иерархичностью. Наиболее ясно эту позицию сформулировал Вяч. Вс. Иванов:

«В структуре большого города с начала его исторического существования обнаруживается проявление тех же семиотических закономерностей, которые можно видеть и в структуре предгородских поселений. Город рассматривается как модель пространства вселенной. Соответственно, его организация отражает структуру мира в целом».

В художественной литературе ХХ века особое место занимает изображение образов детей в условиях нелегкой военной поры, что является важнейшим сюжетообразующим элементом творчества многих писателей - представителей мировой художественной литературы. В статье на материале художественных текстов современных авторов -  российско-американского писателя Юрия Дружникова и казахского писателя  Мухтара Магауина рассматриваются различные стратегии гуманитарного художественного дискурса в произведениях о детстве военного времени, уточняется его значение  для семиосферы национальных  культур. Особое внимание уделено анализу системы образов – характеров, структуре сюжета и   принципам его выстраивания, в результате делается вывод о сходстве и различиях в стратегиях художественного дискурса, обусловленных ролью устойчивых  традиций социальных связей и семейных отношений. Многогранность парадигматического образа детства в повести Ю.Дружникова заключается в том, что он позволяет осуществить сложный анализ внутреннего духовного мира главного героя произведения, ставшего эмигрантом, выявить нравственные доминанты. Значимую эстетическую роль выполняет образ детства в произведениях М.Магауина, характеризуя ведущие  этнокультурные особенности жителей степи. Подобная  направленность гуманитарного дискурса выступает  символическим маркером традиционной казахской культуры, вокруг которого возникает весь сложный контекст степной субкультуры с ее этическими и психологическими атрибутами.

Город в концепции Иванова – это семиотически насыщенное пространство, в котором функционируют и взаимодействуют разные знаковые системы, но оно не считается текстом в ряду других текстов. Город можно было бы назвать разновидностью семиосферы.

3. Культурно-историческая концепция наиболее близка к традиционным историко-литературным штудиям. Это заметно уже по тому обстоятельству, что в сборниках, посвященных исследованиям пространства, в том числе городского, со структурно-семиотическими статьями З.Г. Минц, М.Б. Плюхановой, Р.Д. Тименчика, Ю.Г. Цивьяна и др. соседствуют работы историков и литературоведов академической школы, например Г.В. Вилинбахова и Д.С. Лихачева. Эта концепция преимущественно ориентирована не на тексты настоящего, а на тексты прошлого, на семиотику хронологически дистанцированных объектов, а не на семиотику окружающего культурного пространства.

В художественной литературе ХХ века особое место занимает изображение образов детей в условиях нелегкой военной поры, что является важнейшим сюжетообразующим элементом творчества многих писателей - представителей мировой художественной литературы. В статье на материале художественных текстов современных авторов -  российско-американского писателя Юрия Дружникова и казахского писателя  Мухтара Магауина рассматриваются различные стратегии гуманитарного художественного дискурса в произведениях о детстве военного времени, уточняется его значение  для семиосферы национальных  культур. Особое внимание уделено анализу системы образов – характеров, структуре сюжета и   принципам его выстраивания, в результате делается вывод о сходстве и различиях в стратегиях художественного дискурса, обусловленных ролью устойчивых  традиций социальных связей и семейных отношений. Многогранность парадигматического образа детства в повести Ю.Дружникова заключается в том, что он позволяет осуществить сложный анализ внутреннего духовного мира главного героя произведения, ставшего эмигрантом, выявить нравственные доминанты. Значимую эстетическую роль выполняет образ детства в произведениях М.Магауина, характеризуя ведущие  этнокультурные особенности жителей степи. Подобная  направленность гуманитарного дискурса выступает  символическим маркером традиционной казахской культуры, вокруг которого возникает весь сложный контекст степной субкультуры с ее этическими и психологическими атрибутами.

Ю.М. Лотман предлагает дифференцировать города на концентрические и эксцентрические. Первые – города векторного типа, они имеют начало, но не имеют конца, а потому квалифицируются как «вечные». Это города «на горе/горах», выступающие посредниками между Небом и Землей. Эксцентрические города расположены на границе освоенного человеком пространства: на берегу моря, реки, на краю культурной ойкумены. Такие города созданы вопреки стихии, идейно воплощая борьбу между Гармонией и Хаосом. Смысловое поле эксцентрического города насыщено эсхатологическими мифами – это могут быть потоп, погружение на дно, землетрясение, извержение вулкана. У каждого из приведенных типов городов собственная мифология и аксиология

Интересна классификация городов, предложенная В.Н. Топоровым. Ученый разделяет города на «дев» и «блудниц». «Сознанию вчерашних скотоводов и земледельцев предносятся два образа города, два полюса возможного развития этой идеи – город проклятый, падший и развращенный, город над бездной и город-бездна, ожидающий небесных кар, и город, преображенный и прославленный, новый град, спустившийся с неба на землю». Символом города-блудницы является Вавилон, города-девы – Иерусалим.

Н.Е. Меднис предлагает рассматривать города в аспекте гендерной оппозиции. В работах исследовательницы, посвященных венецианскому локальному тексту, древние города воплощают женское начало, это города генетические. В свою очередь, города, возведенные волевыми усилиями человека вопреки природе и нагруженные апокалиптическими коннотациями, - это города «мужского» типа, такие, как Петербург. В художественной литературе ХХ века особое место занимает изображение образов детей в условиях нелегкой военной поры, что является важнейшим сюжетообразующим элементом творчества многих писателей - представителей мировой художественной литературы. В статье на материале художественных текстов современных авторов -  российско-американского писателя Юрия Дружникова и казахского писателя  Мухтара Магауина рассматриваются различные стратегии гуманитарного художественного дискурса в произведениях о детстве военного времени, уточняется его значение  для семиосферы национальных  культур. Особое внимание уделено анализу системы образов – характеров, структуре сюжета и   принципам его выстраивания, в результате делается вывод о сходстве и различиях в стратегиях художественного дискурса, обусловленных ролью устойчивых  традиций социальных связей и семейных отношений. Многогранность парадигматического образа детства в повести Ю.Дружникова заключается в том, что он позволяет осуществить сложный анализ внутреннего духовного мира главного героя произведения, ставшего эмигрантом, выявить нравственные доминанты. Значимую эстетическую роль выполняет образ детства в произведениях М.Магауина, характеризуя ведущие  этнокультурные особенности жителей степи. Подобная  направленность гуманитарного дискурса выступает  символическим маркером традиционной казахской культуры, вокруг которого возникает весь сложный контекст степной субкультуры с ее этическими и психологическими атрибутами.

Еще одна оппозиция в изучении города – исследование концептов «ГОРОД/СТОЛИЦА» vs «ПРОВИНЦИЯ/УЕЗДНЫЙ ГОРОДОК».

В западной научной литературе также присутствует ряд значительных работ, посвященных образу города в художественном тексте. Особо важные из них: Burton Pike, «The lmage of the City in Modern Literature» (Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1981), Diana Spearman, «The Novel and Society» (London, Routledge & Kegan Paul, 1966), Raymond Williams, «The Country and the City» (London: Oxford University P.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44