VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Функционирование глаголов мимики в текстах современных художественных произведений

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W001442
Тема: Функционирование глаголов мимики в текстах современных художественных произведений
Содержание
                                                     ОГЛАВЛЕНИЕ         



ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................................3
ГЛАВА I.Теоретические аспекты использования глаголов мимики в 
современном английском языке.................................................................6          
1.1.Исследования  мимики в работах по  психологии………………. …...6                     
1.2. Роль и место мимики в коммуникативном процессе …………….…19  
1.3. Выделение исследовательского корпуса глаголов мимики ………...25
1.3.1 Отбор глаголов мимики по словарю -тезаурусу…………………....25
 1.3.2 Анализ словарных дефиниций глаголов мимики………………......26
Выводы по главе I ………………………………………………………..30
ГЛАВА II. Функционирование глаголов мимики в текстах современных  художественных произведений.......................................31
2.1. Семантика и функционирование глаголов, обозначающих мимику в целом…………………………………………………….………..................31 
2.2. Семантика и функционирование глаголов, обозначающих мимику, исполняемую губами……………………………………………………....32
 2.3. Семантика и функционирование глаголов, обозначающих мимику, исполняемую глазами……………………………………………………...32
Выводы по главе II ……………………………………………………....43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………………..44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……….…………...46  
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ……………………….50
СПИСОК ИСТОЧНИКА ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА.……...51
    

    ВВЕДЕНИЕ

     
          Данная работа посвящена изучению глаголов английского языка, обозначающих мимику.
          Актуальность исследования заключается в том, что глаголы мимики являются частотными, активно используются в текстах художественных произведений с целью передачи эмоционального состояния героев произведения, их настроения, отношения друг к другу. В современной британской и американской художественной литературе мимика отражена широким пластом лексики. Мимика, отраженная в художественном тексте,  составляет важную деталь портрета героя произведения. Мимические проявления двигательной активности человека в процессе вербальной коммуникации делают  речь более эмоциональной и выразительной. Наиболее активно мимические проявления двигательной активности используются при непосредственном общении людей, в диалогической речи. Таким образом, при описании бытовых диалогов в художественной литературе авторами обязательно отражена мимика собеседников.
        Целью выпускной квалификационной работы является изучение особенностей семантики и функционирования глаголов мимики в современном английском языке. Поставленная цель диктует следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть мимику как одно из важнейших средств повышения эффективности коммуникативного акта, обратившись к данным психологии;
2. Изучить данные смежных с лингвистикой наук (паралингвистика, семиотика), лежащие в основе значения лексических единиц, обозначающих мимику.
3. Изучить словарные дефиниции глаголов мимики;
4. Проанализировать использование глаголов мимики в текстах художественных произведений;
5. Систематизировать полученные данные о функционально - семантических особенностях глаголов мимики. 
      Объектом исследования являются глаголы мимики современного английского языка:  smile, laugh, giggle, grimace, chuckle, blink, mimic, wink и др.
      Материалом исследования послужили  примеры из современных художественных произведений английских и американских писателей.
      Теоретической базой для написания данной выпускной квалификационной работы послужили положения, разрабатываемые в следующих отраслях лингвистической науки:
     - в рамках функционально-логического подхода к анализу лексико - семантической структуры  слова в работах Ю.Д. Апресяна, Н.Д. Арутюновой, Ю.С. Степанова и др.
      -  в психологии и паралингвистике – труды  Г.В. Колшанского, Г.Е. Крейдлина, А.Н. Леонтьева, А.Пиза, , С.А. Рубинштейна,   и др.
        В данной выпускной квалификационной работе применялись следующие методы исследования: 
     * Метод сплошной выборки примеров фактического материала из произведений художественной литературы и интернет-источников;
     * Анализ словарных дефиниций;
     * Логико-семантический анализ;
     * Контекстуальный анализ;
     * Описательный метод.
      Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что полученные в ходе исследования материалы могут быть использованы в практике преподавания английского языка, лингвистических дисциплин.
         Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, списка использованных словарей, списка источников фактического материала. Во введении даётся общая характеристика работы, определяется её актуальность, цели, задачи, объект и предмет исследования. ГЛАВА I является теоретической базой исследования. В I главе рассматривается такое явление, как мимика, её роль и место в процессе коммуникации; привлекаются данные психологии и паралингвистики, лежащие в основе значения глаголов мимики; выделяется исследовательский корпус глаголов мимики.  ГЛАВА II несёт практическую направленность. В ней приводятся словарные дефиниции исследуемых глаголов, а также рассматриваются их функционально-семантические особенности на примерах фактического материала. Обе главы завершаются выводами. В ЗАКЛЮЧЕНИИ излагаются результаты проведённого исследования.
     
     
     
     
     









Глава I. Теоретические аспекты использования глаголов мимики в современном английском языке


1.1. Исследования мимики в работах по психологии
    
    
          Человек как объект восприятия отличается социальной значимостью. При восприятии нового для себя человека субъект выделяет в нем те свойства его внешности, которые могут дать информацию о его социальных и  психических свойствах. При восприятии человека особо выделяются: его  жестикуляция, походка, мимика, речь, голос. Восприятие лица человека тоже происходит избирательно. Тут в первую очередь срабатывает механизм влияния предыдущего опыта и мышления, выделяющий в воспринимаемом изображении те места, которые наиболее  информативны, на основе которых, соотносится полученная информация с памятью, на основе которых можно составить целостное мнение о человеке. Изучение движений глаз человека, который рассматривает изображенного на рисунке человека, проведенное А. Л. Ярбусом, показало, что в изображени есть  участки, несущие в себе наиболее занимательную и полезную для восприятия информацию. При анализе этих элементов, на которых больше всего останавливался взор в процессе рассматривания, было обнаружено, что движения глаз практически отражают мыслительный  процесс. Практически было установлено, что при рассматривании человеческого лица, наблюдатель более всего уделяет внимание  глазам, губам и носу. Глаза и губы человека действительно являются более выразительными и подвижными элементами лица, по характеру и движениям которых мы можем судить о психическом состоянии человека. Они многое могут сказать наблюдателю о характере человека, о его настроении, о его отношении к окружающим людям и т.д.. Важно отметить, что образ человека, возникший по внешним признакам, часто влияет на взаимодействие с этим человеком (http://lektsii.org).
         Учеными давались разные определения мимики, но мы следуем за определением мимики, приведенном в электронной энциклопедии Википедия. В Википедии (http://ru.wikipedia.org/wiki) даётся следующее определение мимики: «мимика – это выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека – радости, грусти, разочарования, удовлетворения и т.п. Мимика – один из вспомогательных способов общения людей. Сопровождая речь, она способствует её выразительности».  Различают: 
       –    непроизвольную (рефлекторную) бытовую мимику;
       – произвольную (сознательную) мимику, как элемент актёрского искусства, передающую душевное состояние персонажа выразительными движениями мышц лица. Она помогает актёру в создании сценического образа, в определении психологической характеристики, физического и душевного состояния персонажа.
            Мимика, также как и речь, может использоваться человеком для передачи ложной информации (то есть для того, чтобы проявлять не те эмоции, которые человек реально испытывает в тот или иной момент). При передаче информации лишь 7% от неё сообщается посредством слов (вербально), 30% выражается звучанием голоса (тональностями, интонацией) и более 60% идёт по прочим невербальным каналам (взгляды, мимика, жесты).
       Наши телесные изменения следуют непосредственно за восприятием волнующего факта, а наше переживание этих изменений, по мере того как они происходят, и является эмоцией. Нервная система каждого живого существа предрасположена реагировать определенным образом на определенные воздействия среды. Всякое живое существо представляет собой что-то вроде замка, чьи рычаги и пружины предполагают специальную форму ключей, которые не прилагаются к замку с рождения, но которые наверняка найдутся где-то рядом в жизни. Причем к замкам подходят только их собственные ключи. Среди этих предрасположенностей, заложенных в  нервной системе, конечно же, можно усмотреть эмоции, поскольку они могут быть вызваны непосредственно восприятием определенных событий. Еще до того как ребенок узнает что-либо о слонах, он не может не испугаться, увидев слона, издающего трубные звуки и быстро надвигающегося на него. Ни одна женщина не может без восхищения смотреть на хорошенького голенького младенца, а в пустыне никто не может без волнения и любопытства видеть вдалеке человеческую фигуру. Таким образом, всякая эмоция сопровождается определенными телесными движениями. В тот момент, когда некоторое телесное изменение возникает, - оно нами более или менее нами переживается. Даже когда мы слегка чем-нибудь обеспокоены, можно заметить, что главную роль в чувстве тела играет напряжение, часто совсем незначительное, бровей и взгляда. Если мы представим себе некоторую сильную эмоцию и затем постараемся удалить из сознания переживания всех телесных симптомов, которые ей свойственны, окажется, что ничего не осталось, нет никакого “психического материала”, из которого эта эмоция могла бы образоваться, и что сохраняется лишь холодное и безразличное состояние интеллектуального восприятия. Любое произвольное возбуждение так называемых проявлений некоторых эмоций вызовет и саму эмоцию. Другими словами каждый акт восприятия должен вести к некоторому нервному возбуждению. Если им будет нормальное выражение эмоции, то оно скоро пройдет, и наступит естественное успокоение. Таким образом, можно сказать, что мимика очень важна для выражения наших эмоций, т.е. является своеобразной формой общения. С этой точки зрения можно дать определение выразительным движениям тела человека. Это внешнее выражение психических состояний, особенно эмоциональных, проявляющихся в мимике (мышц лица) и “вокальной мимике” - динамической стороне речи (интонация, тембр, ритм, вибрато голоса), в экспрессии, которая может быть решающей в интерпретации значения произносимых высказываний (Рубинштейн, 1989). Огромное влияние на мимику, как на выразительное движение оказало возникновение чисто человеческих чувств. В процессе общения она обогащается и дифференцируется, приобретая характер образного “языка”, специфического для передачи многообразных оттенков чувств, оценок, отношений к событиям и явлениям. Правильная же интерпретация осуществляется в процессе более или менее длительного общения. Будучи актом общения, мимика превращается в средство сознательного воздействия на людей. Форма употребления выразительных движений определяется системой конкретных общественных отношений, становясь объектом социального контроля общественной среды в соответствии со значением, передаваемым выразительным движением. 
     Информацию несет каждая часть нашего тела (Пиз, 1992). Однако самым «красноречивым» является, конечно же, лицо. Прочесть мысли по лицу проще всего, так как мимика лица очень выразительна. Это совершенно верное замечание. Недаром в народе существует изречение: «Лицо, интеллектом не обезображено»!
Конечно, многие пытаются скрывать свои мысли, контролируя выражение лица. Но это сможет обмануть только неопытного.  Мимика лица уникальна, словно почерк. Она – отражение всей прожитой жизни. Чтобы по-настоящему изменить её, нужно, для начала изменить ход своих мыслей. Для успешного существования в обществе мало одного умения читать по лицам, нужно ещё и грамотно посылать информацию. Основные навыки распознания этих посылов заложены в нас природой, так что надеяться, что вас никто не «раскусит»– не очень умно. Для правильного понимания говорящего, необходимо оценивать произносимое  в неразрывной связи слов, речи, пантомимики и других сопроводителей «общения», доводя своё восприятие до некоторой завершённости. Испытываемые в душе эмоции люди обычно выражают: конвенционально (стандартно принятым в данной среде общения способом); спонтанно (непроизвольно). Однако не все так просто. И психологи, и лингвисты отмечают двойственную способность лица: с одной стороны, с помощью мимики человек непосредственно выражает эмоции, с другой стороны, благодаря лицевым мускулам, он может контролировать свои чувства. По определению В.А. Лабунской, «мимика лица складывается из спонтанных и произвольных движений мимических мышц. Сокращение лицевых мышц происходит в соответствии с теми или иными состояниями человека» (Лабунская 1999: 131). Ю.Д. Апресян отмечает две основные формы внешнего проявления эмоций: 
а) «неконтролируемые физиологические реакции тела на причину, вызывающую эмоцию или на самое эмоцию;
б) контролируемые двигательные и речевые реакции субъекта на фактор, вызывающий эмоцию, или на его интеллектуальную оценку» (Апресян 1995: 53). 
    Люди нередко взвешивают свои слова и конторолируют мимику, однако человек способен следить одновременно не более чем за двумя-тремя из всех рождаемых внутри реакций. Благодаря такой «утечке информации» у собеседника при наличии соответствующих знаний и опыта имеется возможность выявлять те чувства и стремления, которые объект предпочёл бы утаить. Непроизвольно возникающие у людей реакции сугубо индивидуальны и хорошо читаются лишь при отменном знании партнёра. Непонимание этого момента может привести к фатальному самообману в познании другого человека. Оценивая персональную экспрессию, в учёт берут не только врождённые различия, но и влияние воспитания, традиций, среды и общей жизненной культуры. Осознавать желательно как фоновое состояние (настроение индивида), так и его реакцию на некий появляющийся стимул (поступок, ситуацию).
          Особой эмоциональной выразительностью отличаются губы человека, читать которые совсем несложно (усиленная мимика рта или закусывание губ, к примеру, свидетельствуют о беспокойстве, ну а искривленный в одну сторону рот — о скепсисе или насмешке). Улыбка на лице, как правило, выказывает дружелюбие или потребность в одобрении. Улыбка для мужчины — это хорошая возможность показать, что он во всякой ситуации владеет собой. Улыбка женщины значительно правдивее и чаще соответствует ее фактическому настроению. Так как улыбки отображают разные мотивы, желательно не слишком полагаться на их стандартное истолкование:
• чрезмерная улыбчивость — потребность в одобрении;
• кривая улыбка — знак контролируемой нервозности;
• улыбка при приподнятых бровях — готовность подчиниться;
• улыбка при опущенных бровях — выказывание превосходства;
• улыбка без подъема нижних век — неискренность;
• улыбка с постоянным расширением глаз без их закрывания — угроза.
Типичные выражения лица, сообщающие об испытываемых эмоциях, таковы:
• радость: губы искривлены и их уголки оттянуты назад, вокруг глаз образовались мелкие морщинки;
• интерес: брови немного приподняты или опущены, тогда как веки слегка расширены или сужены;
• счастье: внешние уголки губ приподняты и обычно отведены назад, глаза спокойные;
• удивление: поднятые брови образуют морщины на лбу, глаза при этом расширены, а приоткрытый рот имеет округлую форму;
• отвращение: брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой, глаза как бы косят; человек словно подавился или сплевывает;
• презрение: брови приподняты, лицо вы тянуто, голова возвышена, словно человек смотрит на кого-то сверху вниз; он как бы отстраняется от собеседника;
• страх: брови немного подняты, но имеют прямую форму, их внутренние углы сдвинуты, через лоб проходят горизонтальные морщины, глаза расширены, причем нижнее веко напряжено, а верхнее слегка приподнято, рот может быть открыт, а уголки его оттянуты назад (показатель интенсивности эмоции); когда в наличии лишь упомянутое положение бровей, то это — контролируемый страх;
• гнев: мышцы лба сдвинуты внутрь и вниз, организуя угрожающее или нахмуренное выражение глаз, ноздри расширены, крылья носа приподняты, губы либо плотно сжаты, либо оттянуты назад, принимая прямоугольную форму и обнажая стиснутые зубы, лицо часто краснеет;
• стыд: голова опущена, лицо отвернуто, взгляд отведен, глаза устремлены вниз или «бегают» из стороны в сторону, веки прикрыты, а иногда и сомкнуты; лицо покрасневшее, пульс учащенный, дыхание с перебоями;
• скорбь: брови сведены, глаза тусклы, а внешние углы губ иной раз несколько опущены.
        Знать выражения лица при различных эмоциях полезно не только для того, чтобы понимать других, но и для тщательнейшей отработки (обычно перед зеркалом) своих рабочих имитаций. Кинесика (др. греч. -движение) - совокупность телодвижений (жестов, мимики), применяемых в процессе человеческого общения (за исключением движений речевого аппарата). Изучает паралингвистика. Термин кинесика был предложен для исследования общения посредством движений тела. Кин - мелкая единица движения, из них складывается поведение. Так же как речь складывается из слов, предложений и фраз. Считывая кинемы, можно интерпретировать сообщения, передаваемые через жесты и остальные телодвижения. Элементами кинесики являют жесты, мимика, позы и взоры, которые имеют как физиологическое происхождение (например, зевота, потягивание, расслабление и др.), так и социокультурные (обширно раскрытые глаза, сжатый кулак, символ победы и т. п.) Согласно Толковому онлайн словарю русского языка жест - это "телодвижение, преимущественно движение рукой, сопровождающее речь для усиления её выразительности или имеющее значение какого-либо сигнала, знака и т.п." Жесты - это различного рода движения тела, рук либо кистей рук, сопровождающие в процессе коммуникации речь человека и выражающие отношение человека конкретно к собеседнику, к какому-то событию, другому лицу, какому-либо предмету, свидетельствующие о желаниях и состоянии человека . Жесты могут быть случайными и непроизвольными, культурно обусловленными и физиологичными. Так, зевота либо почесывание - физиологичны. Это так называемые жесты-адапторы - движения рук, нацеленные на себя, либо на внедрение физических объектов (потирание рук, верчение карандаша в руках). Но крупная часть жестов культурно обусловлена, они являются знаками и носят контрастный характер. Их можно классифицировать следующим образом: Иллюстраторы - описательно-изобразительные и выразительные жесты, сопровождающие речь и вне речевого контекста, теряющие смысл. С их помощью говорящий старается более глубоко раскрыть смысл высказывания, сопровождают идущий в данный момент разговор, более подробно раскрывая его содержание, к примеру, иллюстраторы имеют свойство усиливаться, когда увеличивается интерес говорящего, либо когда кажется, что слушающий не понимает говорящего. Конвенциональные жесты, либо эмблемы употребляются при приветствии, либо прощании, приглашении, запрещении, оскорблении и т. п. Они могут быть прямо переведены в слова, употребляются сознательно и являются условными движениями. Часто их употребляют вместо слов, которые неудобно высказать вслух. Поэтому, все неприличные жесты попадают в эту категорию. Мимика относится к так называемым выразительным движениям, является материалом, весьма ценным при анализе личности в ее различных состояниях. Хотя в мимике вообще принимают участие все мышцы, все части тела, но главным мимическим органом является лицо. Каждое психическое переживание - горе, радость, испуг, боль, утомление, напряжение внимания - отражается в мимике лица; все богатство внутренних переживаний может быть передано только ею. Слово передает лишь отдельные понятия, мимика же передает состояние психики в ее целом, в ее динамике и текучести".Мимика представляет собой все конфигурации выражения лица человека, которые можно следить в процессе общения. Она является важнейшим элементом невербальной коммуникации. Лицо собеседника вольно, либо невольно приковывает внимание, поскольку выражение лица дозволяет получать обратную связь о том, понимает нас партнер, либо нет. Ведь, человеческое лицо пластично и может воспринимать самые различные выражения. Конкретно мимика дозволяет выразить все универсальные эмоции: печаль, счастье, отвращение, гнев удивление, ужас и презрение. Считается, что в выражении лица участвуют 55 компонентов, сочетание которых способно передать до 20000 смыслов. Лучше всего изучена улыбка, с помощью которой можно передать симпатию к своему собеседнику, либо снисхождение к нему, свое не плохое настроение, либо притворство по отношению к партнеру, а также просто показать не плохое воспитание. Мимика складывается из спонтанных и случайных мимических реакций. Развитие мимики стало вероятным потому, что человек может управлять каждым отдельным мускулом собственного лица. В связи с этим, осознанный контроль над выражением лица, позволяет нам усиливать, сдерживать, либо скрывать переживаемые эмоции. Поэтому при интерпретации мимики особое внимание следует обращать на её согласованность со словесными высказываниями. Пока между мимикой и словами есть согласованность, мы традиционно не воспринимаем её раздельно. Но в том случае, когда несогласованность становится довольно сильной, это сходу же кидается в глаза даже неопытному человеку. Для усиления эмоций мимику делают более выразительной и чёткой в согласовании с характером и содержанием процесса коммуникации. Так, можно несколько преувеличить удовлетворенность при получении подарка, либо представить себя более огорченным, чтобы наказать дитя. Но разные формы проявления человеческих эмоций часто имеют специфичный характер: к примеру, хохот во всех западных странах ассоциируется с шуткой и радостью. В стране восходящего солнца хохот является признаком смущения и неуверенности, и поэтому время от времени появляются ситуации непонимания, когда европеец сердится, а японский партнер, смущаясь, улыбается. Если европеец не знает таковой особенности японской культуры, то его гнев возрастает, так как он думает, что над ним смеются. Довольно часто люди попадают в ситуации, когда им приходится сдерживать свои эмоции, чтобы не обидеть, либо не оскорбить близких или знакомых. Решающим фактором при этом оказываются культурные традиции. Если в согласовании с нормами данной культуры мужчина не обязан публично проявлять ужас или открыто рыдать, ему придется сдерживать свои эмоции, если же нет, он будет осужден публичным мнением. Есть ситуации, когда строго необходимо маскировать свои эмоции: ревность, разочарование и др. Люди в разной степени способны контролировать свою мимику, но всем приходится учиться это делать, равно, как и интерпретировать мимику остальных людей. Таким образом, любое явление действительности, реальное или виртуальное, которое существует только в сознании, связано с конкретным понятием или конкретным чувственным опытом. Это явление должно получить конкретное наименование в языковой системе и иметь соотношение с отдельной языковой единицей (словом, словосочетанием, лексемой и т.д.). Следовательно, если есть явление, действие, предмет, процесс, признак и т.д., то и есть название для него в любой языковой системе: русской, английской и т.д. Вычленение в лексико-семантических группах глаголов, которые обозначают мимику и жесты, объясняет особенное свойство языковой семантики, ее многогранность. Благодаря этому, через призму языковой картины мира раскрывается суть кинесики, как совокупности телодвижений (жестов, мимики), применяемых в процессе человеческого общения. 
     Наверное, каждый из нас неоднократно замечал, что при знакомстве с новым человеком буквально в первые минуты возникает чувство симпатии, предрасположенность к дальнейшему общению либо антипатия, желание прекратить коммуникацию. Причина такой, казалось бы, спонтанной реакции на нового знакомого кроется в его жестах и мимике - каждому свойственно интуитивно оценивать собеседника по его неосознанной жестикуляции и выражению лица. Психология жестов и мимики является наукой, призванной изучить связь между внутренним состоянием человека и внешними проявлениями, выявить закономерность между эмоциями, чувствами, и сопровождающими их жестами, определить влияние непреднамеренной жестикуляции и мимики на эффективность межличностных коммуникаций. Изучая язык жестов, психология достигла немалых успехов: опытные специалисты по невербальным сигналам, подающихся человеческим телом, определяют настроение и переживания человека, распознают обман, выявляют основные черты характера. Однако знание основ психологии мимики и жестов полезно не только специалистам, проводящим исследования в данной сфере, но и людям, далеким от психологии - владея информацией о значении невербальных сигналов, можно не только научиться лучше понимать собеседника, распознавать ложь, но и использовать знания для достижения успеха в межличностном общении. Вне зависимости от воспитания, манеры поведения, привычек, на подсознательном, интуитивном уровне организм каждого человека реагирует на разные ситуации примерно одинаково, поэтому, наблюдая за непроизвольной жестикуляцией и мимикой даже незнакомого человека, с большой вероятностью можно сделать правильные выводы. Однако следует помнить, что все жесты необходимо рассматривать в комплексе, а не по отдельности - жесты многозначны, их можно верно истолковать только в совокупности с другими невербальными сигналами. Владея начальными знаниями и некоторым опытом, можно правильно распознавать настроение собеседника, его личное отношение к оппоненту. Рассмотрим распространенные жесты. Закрытые жесты. В случае, когда человек чувствует опасность, дискомфорт, испытывает недоверие и антипатию к собеседнику, ощущает себя не комфортно в обществе определенных людей, он подсознательно стремится отгородиться, закрыться от них. Поэтому, если собеседник при общении скрещивает руки на груди, закладывает ногу на ногу, отодвигается назад, держит перед собой в качестве дополнительной преграды между ним и вами какой-либо предмет (папку с документами, бумаги), значит, конструктивного диалога, скорее всего, не выйдет - человек чувствует себя напряженно и подсознательно настроен на защиту. Еще одним красноречивым невербальным знаком негативной реакции и защиты психология жестов называет сжатые в кулаки руки. Жесты скуки. Понять, что собеседнику скучно и вам необходимо перевести разговор в другое русло либо закончить беседу, довольно просто. Об скуке свидетельствует постукивание ногой об пол, переступание с ноги на ногу, подпирающая голову ладонь, разглядывание обстановки, "пустой" взгляд, постоянные поглядывания на экран мобильного телефона, перебирание в руках посторонних предметов (щелканье авторучкой, бессмысленное перелистывание страниц блокнота, др). Мимика - лицо расскажет больше, чем слова. Мимика собеседника является не менее важной, чем язык жестов, так как по выражению лица психологи могут многое сказать о человеке. Психология мимики позволяет по малейшим изменениям в мимике понять настроение человека и его отношение к тому, что он слышит, видит или говорит сам. Так как люди не могут полностью контролировать все сокращения и расслабления лицевых мышц, именно они в первую очередь выдают все эмоции. Спокойные глаза и немного приподнятые внешние уголки губ свидетельствуют о хорошем, приподнятом настроении, а тусклые глаза, сведенные брови и несколько опущенные уголки губ являются признаком печали, плохого настроения. Немного приподнятые брови, слегка расширенные веки - знак искренней заинтересованности, а если к такой мимике прибавлен немного приоткрытый рот - вероятно, человек удивлен. Если собеседник плотно сжимает губы, хмурит брови, ноздри его носа непроизвольно расширяются, значит, он испытывает злость или негодование. Также плохим знаком является вытянутое лицо и приподнятые брови собеседника - такое выражение лица зачастую свидетельствует о неуважении, презрении. Психология жестов и мимики - это наука, позволяющая "читать" эмоции, подмечать малейшие изменения в настроении оппонента и чувствовать своего собеседника. Умея применять на практике знания этого подраздела психологии, можно достичь успеха в общении практически с каждым человеком и навсегда забыть, что такое недопонимание в разговоре. 










1.2. Роль и место мимики в коммуникативном процессе        


           Общепризнанным в современной зарубежной и отечественной  лингвистике является изучение языка как единой системы. Начало именно такого понимания — в работах основателей русской лингвистической традиции: В.В. Виноградова, А.А. Потебни, А.И. Смирницкого, Ф.Ф. Фортунатова, Л.В. Щербы, и других учёных. Основные идеи такого подхода,  в частности к лексике, развиваются в трудах Ю.Д. Апресяна, И.В. Арнольд, С.Д. Кадснельсона, Ю.Н. Караулова, Г.В. Колшанского, В.М. Солнцева, Ю.С. Степанова,  А.А. Уфимцевой, Ф.П. Филина, Д.Н. Шмелёва, Н.А. Шехтмана, и др.. В зарубежной лингвистике принцип системы языковых единиц был основан и введен в науку  о языке Ф. Де Соссюром, хотя о системном характере языка говорили и до него (например, В. Гумбольдт). «Язык, - по Соссюру, - есть система, все части которой могут и должны рассматриваться в их синхронической взаимообусловленности. Весь механизм языка зиждется исключительно на тождествах и различиях, причём эти последние являются лишь оборотной стороной первых» (Соссюр1977: 120). Подход к системному изучению лексической семантики связан с именами  Ш. Балли, Л. Ельмслева,, Д. Лайонза, Е. Найды,  Э. Осериу, Ф. Палмера,  С. Ульмана и др.Представление о языке как системе предполагает рассмотрение языковых единиц в связи и отношениях с другими. Язык — система, каждый элемент которой находиться в определенной связи с другими элементами этой системы и в тоже время противопоставлен им. Язык — многоуровневая система, системность обнаруживается на всех языковых уровнях. Не только элементы одного уровня, находятся в сложном взаимодействии. Дело лингвистов- вскрыть закономерности этого взаимодействия, без чего не может быть глубоко и полного понимания той или иной единицы, того или иного явления. 
Положение о невозможности глубокого понимания природы любого языкового явления без лексико-семантического  аспекта в современном языкознании можно считать общепринятым. Из особенностей лексической семантики глагола выводят грамматические особенности исследователи английских глаголов И.Б. Долинина, А.Г. Елисеева, И.П. Иванова,. Однако до полного описания всех лексико-семантических групп глаголов, тем более всего лексического состава языка, очень далеко. Глаголы с эмоциональным значением номинирует проявления в психоэмоциональной сфере человека.
          Границы невербальной коммуникации определяются лингвистами неоднозначно с самих истоков паралингвистики ? дисциплины, в сферу интересов которой и входят невербальные средства, сопровождающие речь (см. работы М.В. Давыдова, Г.И. Колшанского, Т.М. Николаевой, Р. Якобсона,  и др.), однако в настоящее время наиболее распространенным является следующий подход. Под паралингвистикой понимается «наука, которая составляет отдельный раздел невербальной семиотики и предметом изучения которой является параязык ? дополнительные к речевому звуковые коды, включенные в процесс речевой коммуникации и могущие передавать в этом процессе смысловую информацию» (Крейдлин, 2004: 27). Изучением же «языка тела» занимается кинесика, которая, вместе с паралингвистикой, является центральной частью невербальной семиотики. Ее объектом выступают, жесты рук, а также мимические жесты,  головы и ног, позы и знаковые телодвижения (Крейдлин, 2004:43). Мы разделяем мнение Г.Е. Крейдлина о том, что невербальная концептуализация эмоций связана более с лицом, так как лицо является местом симптоматического выражения чувств, внутреннего состояния человека и межличностных отношений (Крейдлин, 2004:165). Из трех основных функций лица (эмотивная, коммуникативная (передача адресату определенной информации и отражение межличностных отношений), регулятивная (контактоподдерживающая и контактоустанавливающия )), главной выступает эмотивная, т.е. функция выражения эмоций (Крейдлин, 2004:165). Именно мимика была первой областью невербальной коммуникации, которая  подверглась подробному изучению. К.С. Станиславский писал, что взгляд есть «прямое, непосредственное общение в чистом виде, из души ? в душу, из глаз ? в глаза, или из концов пальцев, из тела без видимых для зрения физических действий» (Станиславский, 1985: 307). Если говорить об основных вехах в становлении знания о человеческой мимике, то в первую очередь необходимо отметить работу Ч. Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных» (1872), в которой ученый впервые заявил о том, что в основе мимических движений лежат  полезные действия. Например, оскаливание зубов в гневе есть остаточная реакция от их использования в драке и т.п. По Ч. Дарвину, в основе мимических движений лежат врожденные механизмы, и существует связь между определенным выражением лица и конкретной эмоцией (Дарвин, 1977). Гипотеза Ч. Дарвина дала толчок множеству исследованиям, авторы которых пытались доказать или опровергнуть тезис об универсальности лицевого выражения некоторых эмоций. 
          В большинстве случаев автор предлагает читателю дешифровать свернутое описание эмоциональной кинемы лица («кинема» ? термин Р. Бердвистелла, обозначающий отдельное телодвижение, имеющее определенное социально-культурное значение в данной системе кинетических средств (Birdwhistell, 1965), полагаясь на его знание мимических стереотипов описываемых эмоций. Под мимическими стереотипами понимаются определенные мимические компоненты эмоций, которые чаще всего отражаются на лице (Покровская, 1998: 41). Как отмечается в работах многих исследователей (Галичев, 1987; Железанова, 1982; Накашидзе, 1981; Чанышева, 1979 и др.), описания мимического выражения эмоции представляют собой «свернутую» информацию, в сжатой форме отражающую представления о мимических стереотипах определенной эмоции в определенной лингвокультуре. Известно, что «любой паралингвизм в большинстве случаев содержит в себе гораздо больше информации, чем это фиксируется как при его номинации языковой единицей, так и при его лексическом описании» (Железанова, 1982:59). Например, «гневный» взгляд воспринимается собесед.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.