- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Формы реализации исследовательской деятельности
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W004004 |
Тема: | Формы реализации исследовательской деятельности |
Содержание
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОГЛАВЛЕНИЕ Оглавление 2 введение 3 Глава I. Исследовательская деятельность 5 1.1 ФГОС 5 1.2 Формы реализации исследовательской деятельности 11 1.3 Проектная деятельность 13 1.4 Разработка проектов учащихся 21 ВВЕДЕНИЕ В настоящее время одной из наиболее значимых целей обучения является воспитание всесторонне-гармонической, развитой личности. Для непрерывного обучения, самообразования и развития такой личности важное значение имеют развитие самостоятельной деятельности учащихся и воспитание навыков самообучения. Все это в полной мере относится и к школьному курсу информатики. На протяжении всех лет обучения ребенка в школе учителя стараются делать все возможное для достижения результата обучения, максимально близкого к идеалу. В разные времена методистами и педагогами было разработано множество разнообразных форм и методов обучения, способствующих формированию умения работы с информацией, развитию творческого мышления, стимулированию познавательного интереса. На данный момент основной формой работы является классно – урочная система, в которой ведущая роль отводится учителю. Наиболее часто используемые методы обучения, применяемые в классно – урочной форме работы направлены на тренировку памяти ученика, заучивания стандартных алгоритмов решения задач, где учитель сначала объясняет ученикам новый материал, затем разбирает примеры, работая с классом, дает задание на закрепление. Роль ученика в этом случае в большей мере пассивна. Он получает знания, отобранные и строго дозированные учителем исходя из содержания государственного стандарта в соответствие с учебной программой. Ученику остается лишь усвоить необходимый материал и отработать полученные умения на практике. Заданий, раскрывающих творческий потенциал ученика, требующих от него проявления большей самостоятельности, инициативы, как правило, дается мало, зачастую для них просто не остается времени на уроке. На выходе из школы ученик, как правило, хорошо осваивает заученные пути решения проблем, стандартные алгоритмы действий. В современной школе происходит активное обновление целей, содержания и методов образования. Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной позиции учащегося в учебном процессе. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к самостоятельной деятельности, способствовать развитию интереса к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые стоят перед школой. Новый ФГОС по информатике определяет, что большую часть времени учащиеся должны обучаться самостоятельно, на что отводится большее количество часов, чем в прошлых стандартах. Таким образом, актуальность данной темы обусловлена современными требованиями ФГОС и склонностью учащихся к самостоятельному познанию тех аспектов информатики и ИКТ, которые им больше интересны. Объект: процесс обучения информатике в основной школе. Предмет: формирование исследовательской деятельности учащихся в процессе обучения информатике и ИКТ в основной школе. Цель: рассмотреть различные формы исследовательской деятельности на уроках информатики и ИКТ и выбрать самую эффективную Методы исследования: * аналитический (анализ научной литературы по проблеме исследования); * описательный (описание различных форм исследовательской деятельности); * сравнительный (сравнение различных форм исследовательской деятельности) ГЛАВА I. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1.1 ФГОС Исследование — один из видов познавательной деятельности человека, установление, обнаружение, понимание действительности, получение нового знания. С исследованием сопряжены развитие наблюдательности, внимательности, аналитических навыков. Задача современной школы в условиях внедрения ФГОС – воспитание выпускника, умеющего решать разнообразные проблемы, владеющего критическим и творческим мышлением, умеющего работать в коллективе, коммуникабельного и владеющего ИКТ. Современный ФГОС по информатике требует от учащихся усвоения следующих предметных результатов: * формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах; * развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической; * формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных; * формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права Одним из наиболее эффективных путей, обеспечивающих развитие личности ученика, формирование у него универсальных учебных умений, является организация исследовательской деятельности. Именно это направление формирует у учащихся умение и навыки практического применения теоретических знаний, как ничто другое развивает мышление, логику, учит постановке целей, задач и поиску способов их достижения с освоением различных методов. Современный учитель-профессионал не только сам становится исследователем, но и организует исследовательскую деятельность школьников. Она помогает обеспечить активную познавательную деятельность учеников, вовлекает в поиск решения сложных, проблемных вопросов, актуализируя знания, вырабатывая навыки анализа, умение абстрагировать, делать выводы, обобщать. Подготавливая, организуя, проводя исследовательскую деятельность учеников на уроках информатики и ИКТ, педагог стимулирует творческую активность, эмоциональное восприятие, вовлекает их в научную работу, обучает самостоятельному поиску нестандартных решений возникших проблем. Поэтому в современной школе приёмам организации исследовательской деятельности учащихся должно уделяться особое внимание. Работа учителя в этом направлении не должна носить стихийный, бессистемный характер. Только продуманная, логически выстроенная система занятий, организующая исследовательскую деятельность учащихся, даст ожидаемые результаты. Ученик, вооружённый научными методами познания, сумеет обнаружить проблему и не только понять и изучить её, но и самостоятельно предложить нестандартное, креативное, оригинальное решение. Именно такой выпускник сегодня востребован обществом, именно он становится конкурентоспособным. Основными параметрами, определяющими содержание образования в настоящее время являются: * объем информации, обеспечивающий возможность построения ориентационных сетей (или карт) человека в системе накопленных человечеством знаний (или знание куда обратиться за той информацией, в которой в данный момент возникла необходимость); * опыт, личностно присвоенный, организации и реализации предметных деятельностей различного вида; знание о том, что и как необходимо сделать, чтобы самостоятельно достигнуть намеченного результата; * практика выстраивания личностного отношения к предмету деятельности, ее последствиям, способом собственной самореализации в этой деятельности, знание о том, зачем то или иное действие нужно или не нужно делать, представления о разнообразных последствиях этого действия, морально-этическая его квалификация. Через освоение такой практики деятельность учащегося становится рефлексивной, а сам он субъективируется в этой деятельности; * возможность и способность строить эффективные коммуникации. В соответствии с этим можно выделить главные составляющие содержания образования при реализации исследовательской деятельности: * выстраивание обучающимися ориентационных сетей – знания, куда обратиться за информацией, в которой возникла необходимость; * приобретение опыта того, что и как делать для самостоятельной реализации полного цикла исследования – от выделения проблемы до презентации полученного результата; * выстраивание личностного отношения к объекту исследования и его результатам, включая развитие рефлексивного мышления, а также способность эмоционально-нравственной оценки собственных действий; * становление способности строить эффективные коммуникации для достижения результата. Исследовательская деятельность обучающихся — это деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы). Организация исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Эти задачи могут решаться в любом образовательном учреждении при наличии инициативной группы педагогов- единомышленников во главе с управленцем, организатором учебно-воспитательного процесса и научного руководства развитием этой деятельности со стороны специалиста или научного учреждения. Этим педагогам потребуется определённый уровень научно-методической подготовки, владение технологией проектирования и исследовательским методом. При организации учебной деятельности школьников учитель должен иметь в виду, что у него большой выбор методов и приёмов организации исследования. Он может давать домашние задания исследовательского характера, планировать исследования как фрагменты уроков, проводить уроки- исследования, организовывать систему занятий по исследованию определённой темы (проблемы) с текущими консультациями, промежуточным контролем и конечным результатом - защитой реферата или проекта по изученной проблеме. Исследовательскую деятельность можно организовывать на всех этапах урока и на этапе подготовки к уроку при выполнении опережающего задания. Домашние задания подобного типа вызывают подлинный интерес к изучаемому материалу, стимулируют дополнительное чтение, подготавливают к более глубокому и осмысленному восприятию произведения, интересному решению проблемы. Продуктивно использование мини-исследований, которые активизируют мыслительную деятельность учащихся, реализуют творческий потенциал каждого ребёнка. Такие исследования занимают небольшое количество учебного времени (максимум - 15 минут, если они носят характер контрольной работы); они могут быть как индивидуальными, так и проводиться группами учащихся. Основные функции, которые исследование имеет в образовательном процессе: * путь повышения эффективности усвоения учащимися знаний, умений, навыков, освоения государственных образовательных программ образования и достижения соответствующих образовательных стандартов; * инструмент становления и развития психических функций, общих и специальных способностей, мотивационных установок учащихся. В этом аспекте исследовательская деятельность выступает как образовательная технология построения общего образования, ориентированная на задачи развития, способ обновления содержания общего образования через развитие деятельностных способностей: * способ профориентации и начальной профессиональной подготовки. Этот контекст задает задачу построения непрерывного образования школа-вуз, отбора талантливых и мотивированных детей с последующей профилизацией их образования и ориентацией на работу в высокоинтеллектуальных отраслях; * средство обретения молодым поколением культурных ценностей, вхождение в мир культуры через культуру и традиции научного сообщества. Это, прежде всего, способность строить собственные отношения к явлениям окружающего мира, занимать авторскую позицию. Здесь мы имеем дело с образовательными задачами самого широкого плана – эффективной социализацией, историко-патриотическим и сословным воспитанием – в конечном счете, воспроизводством культуры социума от поколения к поколению. Исходя из этого можно сформулировать основные задачи, которые позволяет решать исследовательское обучение: 1. Приобретение навыка решения познавательных, поисковых, проектных задач исследовательским методом – как одним из наиболее мощных методов построения представлений об окружающем мире и оценки достоверности этих представлений. В этом смысле освоение исследовательского метода является приобретением общей компетентности исследователя, основой которой является способность строить достоверные представления об окружающем. 2. Создание познавательной базы исследовательской компетентности – представлений об общей систематике знаний человечества, которая задается через сетку учебных предметов, определяемых базисным учебным планом. 3. Развитие базовых способностей личности к рефлексивному мышлению, аналитическому подходу, становлению субъектности – или способности строить себя как человека, субъекта собственной деятельности. 4. Возможность введения человека в мир человеческой культуры через культуру научного сообщества – освоение принятых здесь способов и норм деятельности, восприятие на личностно-значимом уровне образцов, авторитетов и ценностей научного сообщества. Учебно-исследовательская деятельность предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Специфика исследовательской деятельности школьника заключается в том, что ученик чаще всего осуществляет не весь цикл исследования, а выполняет лишь отдельные его элементы. 1.2 Формы реализации исследовательской деятельности Рассмотрим формы исследовательской деятельности учащихся средней школы. Форма вообще есть способ организации того или иного процесса или предмета, определяющий его внутреннюю структуру и внешние связи [4, с. 567]. Если рассматривать форму применительно к процессу исследовательской деятельности, то можно определить ее как способ, характер взаимодействия учителя с учащимся, учащихся между собой, учащихся с изучаемым материалом. Принимая законченный характер, форма выражается в упорядоченности процесса исследовательской деятельности, в отношении позиции ее субъектов, функций, а также завершенности циклов, отрезков, единиц исследования по времени. Способ организации исследовательской деятельности непосредственно влияет на его продуктивность, и наряду с методами и средствами исследования, наиболее доступен для изменения, варьирования, совершенствования со стороны самого учащегося [7, с. 75]. На основе такого признака, как количество участников выделяются индивидуальные, групповые и массовые формы организации исследовательской деятельности учащихся. Индивидуальные формы организации исследовательской деятельности студентов включают: доклады, рефераты, статьи, сообщения, исследовательские проекты и т.д. Реферат (нем. referat, от лат. refere - докладывать, сообщать) –индивидуальная форма работы учащихся в школе. Реферат представляет собой письменную работу, состоящую из нескольких глав на определенную тему. По содержанию реферат – краткое осмысленное изложение информации по данной теме, собранной из разных источников [6, с. 33]. Данную форму исследовательской деятельности можно рассматривать как аналитический обзор или развернутую рецензию, в которой обосновывается актуальность исследуемой темы, кратко излагаются и анализируются содержательные и формальные позиции изучаемых текстов, формулируются обобщения и выводы [1]. Анализ материалов различных источников [8; 15] показывает, что существуют различные виды рефератов: информативные, индикативные, монографические, обзорные, общие и специализированные, репродуктивные и продуктивные и т.д. Менее трудоемкой формой индивидуальной исследовательской деятельности студентов является сообщение – краткая форма представления информации, имеющей идею или смысл. Выделяются следующие виды сообщений: повествование, уведомление, предложение и т.д. [6, с. 33]. Следующей формой индивидуальной исследовательской деятельности студентов является доклад - сообщение или документ, содержимое которого представляет информацию и отражает суть вопроса или исследования применительно к данной ситуации. Цель доклада - информирование кого-либо о чём-либо. Тем не менее, доклады могут включать в себя такие элементы как рекомендации, предложения или другие мотивационные предложения. Часто имеет структуру научного исследования: введение, методы, результаты и обсуждение. Формат доклада может быть как простым, с заголовками по темам, так и более сложным - в него могут включаться: диаграммы, таблицы, рисунки, фотографии, рефераты, резюме, приложения, сноски, ссылки, гиперссылки. Доклады исследовательского характера могут быть разных видов – устные, письменные, доклады-презентации, научные, рабочие, оценочные и т.д. Одной из наиболее сложных форм индивидуальной исследовательской деятельности, отражающей достаточно краткое изложение её материала, является статья - целостный, логически связанный материал на какую-либо тему. В статье автором рассматриваются отдельные ситуации, являющиеся частью широкого явления, а также через систему фактов аргументируется и выстраивается своя позиция. Составляя классификацию видов статей, мы выделили передовые, проблемные, словарные, научные и др. Не менее интересной формой исследовательской деятельности студентов является исследовательский проект. Данная форма связана с решением исследовательских задач, с заранее неизвестным результатом в различных областях науки, реализующаяся посредством исследовательских методов и являющаяся предварительным замыслом для создания реальных объектов, предметов или теоретических продуктов. Методика выполнения исследовательского проекта основывается на реализации следующего алгоритма действий: выбор темы проекта; составление плана проекта; определение понятийного аппарата; ознакомление с литературой по данной проблематике; сбор материалов проекта; анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение накопленных материалов и др.; оформление материалов проекта в соответствии с необходимыми требованиями; подготовка доклада и презентационных материалов; защита проекта. 1.3 Проектная деятельность Проектирование и исследование – изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Попытки их развести предпринимались разными специалистами. Например, известный специалист в области исследовательского поведения и обучения детей Б. Хендерсон предлагает рассматривать понятия – “свободное исследование” и “проблемное исследование”. Свободное исследование – это исследование, базирующееся на любознательности. Оно не предполагает достижения определенного заранее результата, в виде решения какой-либо практической задачи. Исследование, в идеале, представляет собой вариант бескорыстного поиска истины. Если в итоге исследования и удается решить какую-либо практическую проблему, то это – не более чем побочный эффект. Само новое знание, добытое в результате исследования, может быть не только мало полезно с точки зрения практики, но даже вредно и опасно. Потому и реальный исследователь зачастую не знает, как можно на практике использовать добытые им сведения. Проблемное исследование, напротив, предполагает решение какой-то практической, ясно поставленной в самом начале проблемы. Проект, а следовательно, и проектирование, всегда направлены на решение практической задачи. Человек, реализующий тот или иной проект, не просто ищет нечто новое, он решает реально вставшую перед ним проблему. Разработка проекта – дело, безусловно, творческое, но зависит оно от многих внешних обстоятельств, часто никак не связанных с задачами исследования, и всегда предполагает создание некого продукта. В педагогических целях в последнее время активно используется проектирование (модернизированный метод проектов), причем активное использование во многих странах мира длится уже около ста лет. В современной педагогике исследовательскую деятельность и проектирование обычно не принято разделять, их рассматривают совместно, часто как синонимичные понятия. В методическом плане важно учитывать, что метод проектов (или метод проблем) предполагает составление более четкого плана проводимых работ, ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с четким планом и т.п. В отличие от этого, исследовательская деятельность должна быть более свободной, практически нерегламентированной какими-либо внешними установками. Она значительно более гибкая, в ней много места для импровизации. В практике работы с детьми полезно и исследование и проектирование. Проекты, создаваемые детьми, активизируют их стремление к исследованию, часто делают детские изыскания более строгими, подчиненными определенной задаче. Они также полезны и в плане развития мышления ребенка, и в плане формирования у него исследовательских умений и навыков (выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения). На современном этапе развития образования главной становится задача воспитания думающего человека, способного ориентироваться в меняющихся условиях, потоке информации, готового к творческому поиску. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления. Как же это сделать? Как заставить ребенка думать? Надо его поставить в ту или иную ситуацию, выход из которой он должен найти сам (может быть с некоторой помощью учителя). Это довольно успешно решается при использовании в образовательной практике проектной деятельности учащихся. Данный метод можно использовать на любом предмете. Но на уроках информатики данный метод можно использовать в полном объеме, т.к. на этих уроках чаще всего используется самостоятельная работа за компьютером, используются методы дифференцированного и индивидуального обучения. У многих учащихся информатика – любимый предмет. Но, при изучении курса информатики, очень многие важные темы не подразумевают работы за компьютером. В этот же момент можно заметить, что настроение у ребят падает, они уже не так активны. Ребята без удовольствия отвечают устно. Им непонятно, зачем изучать эту тему, как она связана с предметом. Проектная деятельность учащихся как раз может быть и использована на таких уроках. Это позволит более полно и всеобъемлюще рассматривать материал уроков и поддерживать интерес учащихся при изучении этих тем. Нередко затруднения и непонимание, с которыми школьники сталкиваются на одном из этапов изучения курса информатики, вызывают, неприятие этого предмета и как следствие пассивность на уроках. Важной задачей учителя является развитие активности учащихся на уроках информатики, их побуждения к получению знаний, пробуждения интереса к изучаемому предмету. Проекты учеников показывают как можно применить эти знания, они ищут ответ на вопрос «зачем», показывают все свои умения и навыки. Метод проектов повышает самоконтроль учащихся, а главное, хорошо активизирует деятельность. Успешная защита проекта побуждает ученика к дальнейшим действиям. Ребята обмениваются информацией, иногда спорят, помогают друг другу найти ответы на вопросы, вместе находят ошибки, тем самым лучше понимают материал уроков, и, конечно, сплачается коллектив. При этом свои знания могут показать не только хорошо успевающие ученики. Могут раскрыться таланты и способности у ученика, которому было не интересно и не понятно на уроке, в результате плохой успеваемости. В проекте наблюдается проблема, интрига и ситуация. Ее ученики распознают вместе с учителем, чтобы понять важность, актуальность, острую необходимость решения проблемы. Определяется цель поиска приемлемого способа решения проблемы. Одной из задач учеников становится максимально наглядный показ найденного решения. Изначально, ничего общего с прохождением (изучением) данного программного материала по какому-либо определенному учебному предмету. В то же время учитель, когда замышляет свой проект, разрабатывает его обязательно задумывается об учебно-воспитательном и развивающем процессе. Он ясно понимает, как и с каким материалом иметь подход (предметного содержания или дополнительной информацией) и предстоит ученикам поработать, какие умения от них потребуются, какие личностные качества они смогут проявить, развить и приобрести. Но перед ним стоят вполне конкретные педагогические цели и задачи. Но для детей главная цель работы - решение проблемы проекта, а не просто практическое применение полученных ранее теоретических знаний. Итак, учащимся не объявляется, что сейчас они будут изучать такую-то тему. Им сообщается только название или тема проекта, и через несколько минут уже идет время погружения в проблему проекта и они уже что-то клеят, сооружают, фотографируют, рисуют, и это занятное работа становится для них интересной. Учебный проект дает возможность учащимся, погрузится в проблему, мысленно прожить вполне реальные жизненные моменты ее возникновения, процветания развития и разрешения. Проектировать это значит видеть умозрительно, как могла бы развиваться ситуация при добавлении в нее тех или иных изменений, принятии кардинальных нестандартных решений, действий со стороны всех участников или индивидов извне. Безусловно этот процесс может быть прерван, небольшая игровая условность, наполненная реальным смыслом, готовая превратиться в объективную реальность, может быть необратимо разрушена, если мы вмешаемся и привнесем в нее моменты традиционного учебного процесса, который протекает в отрыве от реальной жизни, когда процессы и сами ситуации рассматриваются будто со стороны, а не просто проживаются «изнутри». Ненарушению процеcса проектирования детьми способствует наличие второго плана, в котором все, что делают дети, объясняется, истолковывается учителем с позиции педагога, с точки зрения их обучения, развития и воспитания. Наличие второго (не видимого для учащихся) плана достаточно важно для учителя. И именно в этом плане дается описание учебного проекта как целенаправленного педагогического инструмента, как дидактического средства в образовательном процессе. Самый сложный этап работы над проектом для учителя – постановка задачи. Во-первых, проблема должна быть привлекательной и интересной для учеников. Во-вторых, проекты требуют хорошо продуманной структуры, целей, обоснования актуальности, обозначения источников информации, продуманных методов и результатов. Темы проектов выбираются учащимися самостоятельно. Одним из наиболее важных требований в отборе тем проектов их творческая направленность. При подборе творческих проектов обязательно учитываются индивидуальные особенности школьников, степень их подготовки, возрастные и физиологические возможности. Кроме того, важным требованием при отборе творческих проектов является их общественно полезная или личностная значимость. Общественно полезная ценность объекта проектирования может включать в себя значимость по удовлетворению запросов учащегося, семьи, школы, общества. И как должное: выбранный проект должен обеспечивать безопасные условия работы учащихся. Суть метода проектов – через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. При этом очень важно, переходя от теории к практике, соединяя академические знания с прагматическими, соблюсти соответствующий баланс между ними на каждом этапе обучения. Для оптимального учебного процесса целесообразно, чтобы большая часть группы выполняла один “типовой” учебный проект, а наиболее продвинутые работали над своими оригинальными проектами. Вообще говоря, форма проекта не имеет принципиального значения, как и не имеет особого значения и его объем. Самое главное здесь то, что учащимся предоставляется уникальная возможность творческого переосмысления и систематизации приобретенных знаний и навыков, их практического применения, а также возможность реализации своего общего интеллектуального потенциала, вкуса и способностей. Дать учащимся почувствовать вкус к самостоятельной творческой работе, ощутить себя социально значимой личностью, ощутить собственную успешность – вот что очень важно! Существенным является также и то, что прохождение через цепочку проектных работ позволяет ученику накопить определенный опыт работы с информацией и, что очень важно, с оцифрованной информацией (очень актуальная задача!). Постепенно растет уверенность, что, столкнувшись с реальной жизненной ситуацией, он не испытает растерянности, а, наоборот, чувство удовлетворения от возможности проявить свою компетентность и свой профессионализм. Чаще темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для повседневной жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний обучающихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, кстати, достигается вполне естественная интеграция знаний, реализуется межпредметная связь. В этой связи хочется привести несколько общих замечаний по поводу выбора темы проекта. Условно назовем их правилами выбора темы проекта: 1. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его, т.к. всякое творчество, возможно и эффективно только на добровольной основе. 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам проекта. 3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Познание начинается с удивления, а удивляются люди чему-то неожиданному. Оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные, привычные предметы и явления. Это правило ориентировано на развитие важнейшей характеристики творческого человека – умение видеть проблемы. Способность находить необычные, оригинальные точки зрения на разные, в том числе и хорошо известные предметы и явления отличает истинного творца от посредственного, творчески не развитого человека. 4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте у ребенка невысока. Долго целенаправленно работать в одном направлении ему обычно очень трудно. Кроме этого, выбирая тему, надо учитывать следующее: * Возможный уровень решения. Естественно, что проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Эта позиция касается обычно не столько выбора проблемы, сколько уровня ее подачи, имеется в виду ее формулировка и отбор материала для решения. Одна и та же проблема может решаться детьми разного возраста на разных этапах обучения по-разному, с различной степенью глубины. * Желания и возможности. Выбирая проблему, нужно учесть, есть ли необходимые для ее решения средства и материалы. Отсутствие литературы, невозможность собрать необходимые данные, обычно приводят к поверхностному решению. Поверхностное решение рождает пустословие. А это не только не содействует, а напротив, существенно мешает развитию творческого мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях. Независимо от темы создаваемого проекта вся деятельность по его выполнению делится на следующие этапы: * выдвижение идей, выбор темы и планирование работ; * оценка интеллектуальных и материальных возможностей, необходимых для выполнения проекта; * сбор и обработка информации; * организация и поэтапное выполнение проекта; * оценка проекта; * защита проекта. 1.4 Разработка проектов учащихся Работу над проектом можно представить в виде алгоритма, блок-схема которого показана на рисунке. На всех этапах работы мы должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат – развитие творческих способностей, приобретение ребенком новых знаний, умений и навыков. Точнее говоря, мы должны иметь в виду, что в данном случае мы имеем дело не с одним результатом, а, по крайней мере, с двумя. Первым можно считать то, что создает ребенок своей головой и руками – макет, проект, отчет и тому подобное. Второй, самый важный – педагогический: бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя. Оба эти результата хорошо видны во время защиты детьми собственных проектных работ. В этой связи защита итогов приобретает особую значимость. Это необходимый этап работы. “Обучая других, обучаешься сам” – эта точная мысль Я.А. Коменского пришла к нам из глубины веков. Интуитивно понимая эту закономерность, ребенок, изучивший что-либо, часто стремится рассказать о том, что узнал другим. В нашем случае при проведении проектных работ сообщить об усвоенном важно не столько тому, кому адресовано сообщение, сколько тому, кто рассказывает. Поэтому этап защиты выполненной исследовательской работы пропустить нельзя. Без него проектирование не может считаться завершенным. Защита – венец проектирования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, ее, как и всякое настоящее исследование, надо защитить публично, с привлечением, как авторов других проектов, так и зрителей (это могут быть учителя, родители, гости школы). В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения. Погружение в проект требует от преподавателя глубокого понимания всех психолого-педагогических механизмов воздействия на учащихся. 1-й этап - организация деятельности. На этом этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо организовать учащихся в группы, определить цели и задачи каждой группы. Если это необходимо, определить роль каждого члена группы. Объединение в группы преподаватель может поручить учащимся - им лучше известны все симпатии и антипатии в ученическом коллективе. На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта. Безусловно, необходимо понимать, что, когда планируется проектная деятельность, может возникнуть нетривиальная ситуация, поскольку проекты весьма разнообразны. Они бывают очень и не очень продолжительными, могут предполагать разнородную деятельность. Наприме....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: