- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Формы организации педагогического процесса, которые обеспечивают полноценное развитие личности учащихся
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K011551 |
Тема: | Формы организации педагогического процесса, которые обеспечивают полноценное развитие личности учащихся |
Содержание
4 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 5 1.1. Инновационная деятельность в педагогическом процессе в современных условиях 5 1.2. Основные признаки инноваций в педагогическом процессе 10 ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 15 2.1. Изучение опыта инновационной деятельности в образовательном учреждении 15 2.2. План-конспект экскурсии по теме «Весенние изменения в природе» 18 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26 ВВЕДЕНИЕ Школа накопила за многие века достаточно обширный опыт обучения и воспитания детей. Многие педагоги изучали формы организации педагогического процесса (Сластенин В.А., Чередов И.М., Дьяченко В.К. и др.), новшества, которые необходимы для улучшения образовательного процесса. Сложились различные точки зрения на понятие, особенности и эффективность применения различных инновационных форм процесса обучения. До сих пор нет единого мнения по этому вопросу. Кроме того, развитие общества требует постоянных поисков новых форм организации обучения для достижения наибольшего эффекта. Анализируются также и традиционные формы организации педагогического процесса с целью поддержания высокого уровня образования учеников. Объективные потребности развития современного общества обусловливают необходимость применения в работе образовательных учреждений системы инновационных форм организации педагогического процесса. Инновационные формы организации современного педагогического процесса позволяют наиболее эффективно осуществлять личностно-ориентированное образование, способствующее развитию личности, ее интеллектуального и духовного потенциала. Сегодня применение инновационных технологий в педагогическом процессе является одним из приоритетных направлений модернизации современного образования, которое позволяет повысить качество обучения, достичь нового уровня отношений между участниками образовательного процесса на каждом этапе педагогической деятельности. Объект исследования – педагогический процесс. Предмет исследования – инновационные формы организации педагогического процесса. Цель нашей работы: выявление таких форм организации педагогического процесса, которые обеспечивают полноценное развитие личности учащихся. Гипотеза исследования заключается в том, что применение инновационных форм организации процесса обучения делает этот процесс более эффективным, ученики становятся активными, способными самостоятельно решить поставленные задачи, повысится уровень обучения учеников. Поэтому были поставлены следующие задачи: - определить теоретические основы применения инновационных форм организации педагогического процесса; - рассмотреть особенности и признаки инновационной деятельности в педагогическом процессе в современных условиях; - изучить опыт практического применения инновационных форм организации учебно-воспитательного процесса на примере муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения лицей № 7 г. Таганрога; - разработать конспект занятия инновационной формы. Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; наблюдение, анализ и систематизация изучаемого материала; изучение педагогического опыта по теме исследования Структура исследования: работа состоит из двух глав, заключения, списка литературы. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА Инновационная деятельность в педагогическом процессе в современных условиях Изменения, которые происходят сейчас во всех сферах общества, способствуют возникновению новых, различных взглядов и методов в современном образовании. К системе образования выдвигаются важные требования: она должна готовить учеников к «свободному плаванию» в стремительно развивающемся обществе, воспитывать силу духа, патриотизм, быть самостоятельной личностью. Для достижения этих целей особый акцент сделан на обеспечение инновационного характера педагогической системы в соответствии с инновационным характером экономики и социально-экономическими вызовами [4]. Существуют разные подходы к определению понятия инноваций в педагогическом процессе. Современный словарь по педагогике так трактует этот термин: «Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности» [7, 123]. М.В. Кларин, например, в понятие «инновация» вкладывает следующий смысл: «Инновация относится не только к созданию и распространению новшеств, но и к преобразованиям, изменениям в образе деятельности, стиле мышления, который с этими новшествами связан» [17, 208]. Авторы работ по педагогической инноватике М.С. Бургин, В.И. Загвязинский, С.Д. Поляков, В.М. Полонский, М.М. Поташник, Н.Р. Юсуфбекова и другие понятие «новое в педагогике» соотносят с такими характеристиками, как полезное, прогрессивное, положительное, современное, передовое [7]. В условиях перехода нашей страны на международные стандарты образования, а также интеграции в мировое образовательное пространство каждому современному педагогу необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения обширного арсенала современных образовательных технологий. В процессе образования применяют современные инновационные формы организации педагогического процесса, которые позволяют повысить качество образования, применять учебное время более результативно и повысить репродуктивность деятельности учеников за счет сокращения времени. Современные инновационные формы организации педагогического процесса обращены на индивидуализацию, мобильность и дистанционность образовательного процесса, не смотря на возраст учеников и уровень их знаний. В образовательных заведениях в настоящее время представлено большое количество инновационных технологий и форм, которые можно применять на уроках в процессе обучения. «Главная задача инновационных форм организации педагогического процесса заключается в раскрытии совокупности закономерностей с целью установления и применения на практике последовательных, наиболее результативных образовательных действий, которые требуют наименьших затрат времени, интеллектуальных и материальных ресурсов для достижения необходимого результата» [16, 123]. Вопрос инновационных форм организации педагогического процесса изучали и продолжают изучать огромное количество ученых, педагогов и психологов. Среди них Подласый И.П., Симоненко В.Д., Шапкин В.В., Андреев В.И., Сластенин В.А. и др. Все они внесли значительный вклад в развитие психологии и педагогики на территории России. В переводе с латинского языка понятие «инновация» обозначает «обновление, новшество или изменение». В отношении педагогики инновация означает внедрение новшеств в цели, задачи, содержание, формы и методы воспитания и обучения, организацию общей образовательной деятельности учителя и учеников [3]. Суть инновационных форм организации педагогического процесса заключается в направлении учебного процесса на вероятные возможности самого человека и их реализацию. Образование должно формировать механизмы инновационной деятельности, показывать креативные творческие способы решения актуальных задач. В самой сути инновационных процессов в образовании лежат две немаловажные проблемы педагогики – проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема введения инновационных форм организации процесса обучения. Значит, предмет инновации, механизмы и содержание самих процессов соответственно должны находиться в союзе взаимосвязанных между собой процессов, т.е. в результате применения инновационных форм организации педагогического процесса должно приносить результаты в обучении учеников. Все это подчеркивает важность и необходимость преподавательской деятельности по изучению, созданию, использованию различных педагогических инноваций. Таким образом, учитель может быть и автором, новатором, исследователем и пользователем инновационных технологий, теорий и методик. Потребность в инновациях педагогической деятельности в нынешних условиях развития общества, культуры и образования обусловливается рядом обстоятельств. Во-первых, в настоящее время происходят социально-экономические изменения в обществе и во всех сферах общественной жизни происходят обновления. Образование не исключение. Инновации деятельности педагогов, включающей в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, и являются обновлением образовательной системы [2]. Во-вторых, изменение количества уроков, физической нагрузки, объема информации, введение новых предметов, приводит к тому, что требуются новые формы организации педагогического процесса. В данном случае повышается роль педагогического знания в учительской среде. В-третьих, нужно менять отношение педагогов к изучению и применению инновационных форм организации педагогического процесса. В отличие от прошлого, где у учителей был небольшой выбор педагогических технологий, у современных педагогов есть огромная база информации, методик, которые он может использовать в образовательном процессе. В настоящее время педагоги выступают и избирателями и исследователями. Смена информационно-объяснительного обучения на инновационно-действенный связана с использованием новых компьютерных и других информационных технологий, электронных учебников, видеоматериалов, фотоматериалов, интернета. Это все обеспечивает учителю поисковую деятельность [3]. Исходя из вышеизложенного, можно отметить разнообразные инновационные технологии. Такие как, игровая и проблемная технологии, технологии групповой и коллективной деятельности, имитационные методы активного обучения, методы анализа различных ситуаций, метод проектов, сотрудничество в обучении, креативное обучение, лекция-пресс-конференция, лекция-беседа, лекция-визуализация, лекция-диспут и т. д. На практике можно заметить, что инновационные формы организации процесса обучения дают возможность качественно и быстрее получить хороший результат. Применение разнообразных инновационных методов, повышает у школьников интерес к самой учебно-познавательной деятельности, повышает мотивацию и в купе решает комплекс поставленных воспитательных и обучающих задач. Современные педагоги должны применять различные инновационные формы организации педагогического процесса. Существуют на современном этапе уже хорошо зарекомендовавшие себя формы организации процесса образования. Основной формой организации педагогического процесса по-прежнему является урок. Однако педагоги стараются внедрить инновации и в эту форму организации процесса обучения. Кейс-технологии. При этой форме организации образовательного процесса учащимся не предоставляются пути решения проблемы, ученики вынуждены действовать максимально эффективно в поиске таких решений. Пример такого урока в домоводстве для девочек: разделить класс на группы, каждой группе дать одинаковый набор продуктов, снабдить выходом в интернет, кулинарными книгами, предложить приготовить вкусное блюдо с учетом имеющегося времени. Желательно, объявить победившую группу. Урок-экскурсия. Особо интересным может быть для начальной школы ввиду того, что дети младшего школьного возраста еще сильно ориентированы на спонтанное запоминание и оценивание чего-то яркого и запоминающегося. Например, в городах России проходили 3-d выставки Ван Гога на огромных экранах под классическую музыку, хорошей идеей было бы дать ученикам перед экскурсией задания запомнить и описать понравившуюся картину и свои чувства при одновременном аудио– и визуальном ряде. Явление синестезии (единство чувств восприятия) также стоит активно использовать при внедрении инновационных форм организации процесса обучения. Урок-дебат, дискуссия. Ученики в группах выдвигают решение какого-то вопроса, ни один вариант не отвергается, из множества мнений рождаются самые невероятные гипотезы. Мастер-класс. Особенно хорош будет на уроках труда, рисования, лепки и т.д. Урок-ролевая игра. Применим абсолютно ко всем учебным дисциплинам, творческий потенциал его практически неисчерпаем. Урок-модерация. Ученикам предлагается страничка в сети, посвященная той или иной учебной проблеме. Информация содержит ошибки, ученикам предлагается отыскать их и исправить страничку. Урок-спектакль, посвященный какой-то остросоциальной проблеме. Подобных организационных форм достаточно много, все они характеризуются активным включением обучаемого в поиск новых знаний и умений, развитием его творческого начала и прагматичности. Инновационные формы организации педагогического процесса в современных, быстро меняющихся условиях жизни, в густом информационном потоке видится перспективной отраслью образовательной сферы. 1.2. Основные признаки инноваций в педагогическом процессе «Образование – целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества и государства, который сопровождается констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней. Уровень образования обуславливается современными требованиями производства, состоянием науки, культуры и техники, общественными отношениями» [10, 450]. Образование можно определить как целенаправленную познавательную деятельность по получению научных знаний, считающихся надежно установленными, истинным или должными быть повсеместно применяемыми знаний, пусть даже противоречащих истине, но установленных в качестве обязательной нормы писанными и неписанными законами и нормами общества; а также умений, или по совершенствованию умений и знаний. Инновация – это внедренное новшество, которое обеспечивает качественный рост эффективности процессов. Инновационные процессы в образовании относятся к социальным инновациям. Социальные инновации – это процесс обновления сфер жизни человека в реорганизации социума (система управления, педагогика, благотворительность, организация процесса, обслуживание) [8]. Как правило, инновационные технологии, формы и методы работы возникают в результате попыток решить традиционные проблемы новым способом, в результате длительного процесса накопления и осмысления фактов, когда рождается новое качество, которое несет новаторский смысл. Большинство современных инноваций находятся в преемственной связи с историческим опытом и имеют аналоги в прошлом. Это дает основание утверждать, что инновационный процесс – мотивированный, сознательный и целенаправленный процесс по созданию, использованию, освоению и распространению современных или осовремененных теорий, идей, технологий, методик и т.п., актуальных и адаптированных для конкретных условий и соответствующих определенным критериям. Он направлен на качественное улучшение системы, в которой новшество вносится, предполагает стимулирование его участников и изменение их взглядов с позиции нововведения. В основе инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики: - проблема изучения педагогического опыта; - проблема доведения до практики достижений психолого-педагогической науки [4, 21]. Результатом инновационных процессов в образовании является использование теоретических и практических новшеств, а также тех, которые создаются на стыке практики и теории. При этом инновации в системе образования предполагают введение нового в цели образования, разработку нового содержания, форм и методов образования; внедрение и распространение уже существующих педагогических систем; разработку новых форм организации педагогического процесса, технологий управления учреждением образования, его развитие. В основе развития инновационных процессов находятся две группы факторов: - объективные факторы – создание условий, которые стимулируют развитие инновационной деятельности и обеспечивают принятие ее результатов; - субъективные факторы связаны с субъектом инновационных процессов, с его готовностью к инновационной деятельности. Субъектами инновационных процессов являются ученые, педагоги, другие работники сферы образования, чья деятельность носит инновационную направленность [18]. Какие же отличительные признаки инновационных процессов в образовании? Отличительными признаками инновационных процессов в образовании являются следующие [1, 48]: 1. Новизна. 2. Постоянство, длительность и непрерывность. Образование как живой, творческий процесс всегда постоянно и непрерывно. Сюда относится и постоянство совершенствования процесса образования, поскольку ничто не совершенно. Инновации внедряются в процесс образования не сразу, и даже если инновации осуществлены полностью, это не значит, что они закреплены в педагогическом процессе. 3. Системность, научность и структурность. Ориентация на структурность и системность в создании инновационных подходов и технологий, форм организаций педагогического процесса. Установка на научные методы при создании инновационных технологий и подходов, форм организаций процесса образования. 4. Гармоничность. Учитываются возможности творческого применения инноваций в массовом опыте. Большое внимание также уделяется успешному совмещению и сочетанию субъективного и объективного, индивидуального и коллективного, личного и общественного. 5. Установка на успех (высокую результативность). Установка на успешное совершенствование процесса образования, успешное развитие умений, навыков и другой необходимой для образовательной деятельности у участников педагогического процесса. 6. Установка на коллективный и индивидуальный педагогический, научный и мировой опыт. Чем более опытные участники процесса образования, тем более сложные инновационные процессы могут рождаться в среде, где взаимодействуют участники. 7. Установка на рынок труда и потребителя. Инновационные процессы в любой сфере должны быть востребованы, т.е. современное образование также должно быть востребовано. 8. Постоянно растущая ресурсоемкость, которая прямо пропорциональна постоянно растущей сложности инноваций. Чем сложнее процесс инноваций, тем больше он требует ресурсов. Инновации, ведущие к увеличению эффективности педагогического процесса, требуют большого количества ресурсов. Выводы по ГЛАВЕ 1. Итак, мы рассмотрели понятие инновации в образовательном процессе, особенности инновационной деятельности в образовательном процессе в современных условиях, а также определили основные признаки инноваций в педагогическом процессе. Нами было выявлено, что понятие «инновация» в специальной литературе определяется по-разному. Можно выделить следующие определения: 1. Инновации рассматриваются как результат творческого процесса. 2. Инновации представляются как процесс внедрения новшеств. Объективные потребности развития современного общества обусловливают необходимость использования в работе заведений образования инновационных форм организации педагогического процесса. Инновационные формы организации педагогического процесса наиболее эффективно позволяют осуществить личностно-ориентированное образование, которое способствует развитию личности, ее духовного и интеллектуального потенциала. Сегодня применение инновационных форм организации педагогического процесса – одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня отношений между участниками учебно-воспитательного процесса на всех этапах педагогической деятельности. ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 2.1. Изучение опыта инновационной деятельности в образовательном учреждении Нами был изучен опыт инновационных форм организации педагогического процесса на примере муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения лицей № 7 г. Таганрога. По результатам государственной аккредитации МОУ СОШ № 7 в 2008 г. присвоен статус информационно-экономического лицея. Лицей расположен в микрорайоне завода «Прибой» и НИИ связи. Одной из особенностей деятельности педагогического коллектива является осуществление лицейского образования на основе информационно-экономического профиля. Педагогический коллектив лицея – это творческая, обладающая огромным потенциалом общность высококвалифицированных профессионалов, имеющих реальные возможности для исследовательской деятельности в области методических разработок по различным образовательным направлениям. В лицее работают 72 % учителей высшей и первой категории, 2 отличника народного просвещения, 1 почетный работник. Педагоги лицея ежегодно представляют опыт инновационной работы на площадках различного уровня (муниципального, регионального, всероссийского, международного), участвуют в «Круглых столах», вебинарах, форумах по обсуждению перспектив инновационной деятельности в образовательных учреждениях, публикуют научные статьи, разрабатывают методические пособия, размещают свои материалы на образовательных порталах педагогических сообществ. Среди педагогов лицея лауреаты городского конкурса «Учитель года Таганрога», 2 победителя ПНПО, 3 призера регионального Фестиваля-конкурса «Учитель профильной школы», 2 победителя заочного этапа конкурса «Мой лучший урок». В лицее разработан ряд комплексно-целевых программ, которые позволяют продуктивно реализовывать президентскую инициативу «Наша новая школа»: «Первые шаги в науку», «Управление», «Информатизация», «Сотрудничество», «Здоровье», «Безопасность», «Крепкая семья». Лицей реализует инновационные программы развития по темам: «Профильное обучение на основе технологии тьюторской поддержки выбора профиля дальнейшего обучения»; «Экономический лицей – социальный партнер на рынке труда»; «Формирование уклада школьной жизни как основы развития содержания и технологий образования в условиях внедрения государственного стандарта общего образования второго поколения»; «Экономический лицей – социальный партнер на рынке труда (2016 – 2020 гг.) В школе широко используются следующие инновации в работе с учащимися. - интерактивные формы проведения классных часов, игр, ток шоу с приглашением психологов, родителей, работников правоохранительных органов, медицинских работников; - работа школы как воспитательного центра (краеведческий музей, библиотека, кабинеты информатики, спортзал); - школьное самоуправление (ученический совет, школьная газета); - тематические вечера отдыха; - информационные технологии (создание презентаций, сайта школы, использование возможностей Интернета); - нестандартные мероприятия (деловая игра «День самоуправления, торжественная церемония награждения «Ученик года»; - социальное проектирование («Сделаем нашу школу красивой», экологические акции «Помоги природе»; - исследовательские работы (Краевед- «Танаис»). В этом учебном году лицей реализовывал следующие инновационные проекты: Областная инновационная площадка по теме «Формирование уклада школьной жизни как основы для развития содержания и технологий образования в соответствии с государственными стандартами общего образования второго поколения» Областная инновационная площадка для реализации проекта «Интеграция общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей в условиях реализации ФГОС начального образования через организацию системы модульных погружений» Пилотное учебное заведение по внедрению обучающей программы по основам малого предпринимательства Участие в федеральном проекте «Автоматизированная система анализа и оценки личностных результатов школьников» Школа – участница Федерального сетевого образовательного сообщества «Школьная лига РОСНАНО» С 2015 года лицей подготовил программы и получил статус областной инновационной площадки для реализации следующих инновационных проектов: - по теме «Обеспечение профессионального роста педагогов средствами технологии индивидуального образовательного маршрута»; - по теме «Развитие метапредметности в дополнительном и общем образовании как фактор модернизации муниципального образовательного пространства» (подпроект «Реализация метапредметного подхода на уроках и во внеурочной деятельности средствами инновационных технологий») Все это способствует развитию личности учеников, создает оптимальные условия для творческого развития и «формирования социальной адаптивности и мобильности» в условиях рыночной экономики. Школьники обретают в процессе усвоения ими накопленной культуры и выращивания своей собственной качества, необходимые для гражданина и патриота своей страны. А также способствует развитию школы как единого «государства» с целью создания условий для созидательной деятельности каждого участника педагогического процесса. 2.2. План-конспект экскурсии по теме «Весенние изменения в природе» Учитывая все выше приведенное, цели и задачи образовательного учреждения по воспитанию и обучению школьников, нами был разработан план-конспект занятия по окружающему миру для первого класса в виде инновационной формы организации процесса обучения – экскурсии. Экскурсия: «Весенние изменения в природе». Цели экскурсии: - познакомить детей с местными травянистыми растениями, кустарниками, деревьями; с изменениями в жизни птиц и растений с приходом весны; - развивать речь, мышление, наблюдательность; умение работать в группах; делать выводы и анализировать увиденное; - воспитывать эстетические чувства, экологические навыки. Оборудование: блокноты, карандаши, термометры, лупы, рабочие перчатки, пакеты для мусора, корм для птиц. Ход экскурсии: 1 стоянка Апрель – уже настоящий весенний месяц. Пусть иногда теплая погода не сразу установится, пусть и мороз ударит, и снег пойдет, а все-таки чувствуется уже весна. Идя в школу, вы, наверняка, замечали, как весело звенит вешняя капель. На земле среди потемневшего снега сверкают лужи. В лужах отражается солнце и по-весеннему ярко-синее небо. Лицом к весне. Потихоньку снег сошел, Почернел и стаял. Всем на свете хорошо: В роще - птичьим стаям, На деревьях - лепесткам, Клейким и пахучим, В синем небе - облакам, Легким и летучим, Лучше всех на свете - нам: По сырой тропинке мы бежим, Лицом к весне, промочив ботинки. Так написал о весне поэт Роман Сэф, передав свою любовь к этому времени года. Вспомните, а какие еще стихи о весне об окончании зимы вы знаете? (Ф. Тютчев «Зима недаром злиться…», А. Плещеев «Уж тает снег…!», «Травка зеленеет…», С.Я. Маршак «Апрель, апрель, на дворе звенит капель…»…) Давайте немного постоим, посмотрим вокруг, почувствуем весну, насладимся красками весеннего пейзажа, его звуками и запахами. Все дети делятся на группы. Каждая группа выбирает себе ведущего знатока, который получает от учителя задания. Какие вы видите признаки весны? - Сравните высоту Солнца с высотой выбранного дерева. - Определите по термометру температуру воздуха. - Понаблюдайте за облачностью. - Отметьте силу ветра. - Определите, холодная ли вода в лужах. - Определите, холодная ли почва. - Сравните дневную и ночную температуру воздуха. - Как по продолжительности света изменились день и ночь? Обобщение: Солнце поднимается высоко над землей, оно стало греть дольше и сильнее, температура воздуха меняется, днем становится плюсовой, поэтому почва и вода больше прогреваются. Дни становятся длиннее, ночи короче. Небосклон чист и прозрачен. В теплые дни появляются кучевые облака. Между дневной температурой и ночной есть разница температуры воздуха, поэтому могут быть туманы и заморозки. 2 стоянка. Посмотрите на деревья. Изменились ли они по сравнению с зимой? (Зимой они были голыми, темными, а сейчас меняют свою окраску. У деревьев появляются листья). Опыт № 1. Рассмотрите в лупу участок дерева, где есть трещина на коре. Что вы видите? (На коре из трещины выделяется сок. У деревьев весной начинается сокодвижение. Стало тепло, и вода с растворенными веществами поднимается из почвы по стволу к почкам. Они оживают и распускаются листья.) Опыт № 2. Рассмотрите в лупу зеленый молодой лист и засохший осенний лист. Сравните их по весу. (Зеленый лист, несмотря на то, что маленький по размеру, весит больше, т.к. в нем есть вода и органические вещества.) Обратите внимание, что листья на деревьях весной блестят. Кто знает почему? (Молодые листочки покрыты смолой. Ее можно почувствовать на пальцах – листья клейкие. Эта смола оберегает нежные молодые побеги от резких перемен погоды и затрудняет испарение влаги.) 3 стоянка. Фронтальное наблюдение за растениями: Перед вами 2 дерева – дуб и ольха. Рассмотрите их. Что интересного вы можете рассказать о них? (Молодые листья дуба красного цвета, а не зеленого.) Учитель: - Молодые побеги дуба бывают необычно красного цвета из-за присутствия в них особого красящего вещества. Через некоторое время они становятся зелеными. (Ольха цветет, хотя листьев еще нет) Учитель: В природе есть такие удивительные кустарники и деревья, которые цветут еще до распускания листьев. К ним относятся орешник, ольха, ива. - Какие деревья растут в нашем сквере? (Береза, вяз, туя, ель, рябина, ива, можжевельник) - Какие кустарники вы видите? (Крушина, сирень, чубушник) - Чем отличаются кустарники от деревьев? (У деревьев только один твердый стебель – это ствол. А у кустарников не один, а несколько твердых стеблей.) 4 стоянка. Работа в группах. - Сравните листья (1 группа – березы и ели, 2 группа – дуба и осны, 3 группа – осины и можжевельника). Чем они отличаются? (Листья ели, сосны, можжевельника – хвойные, поэтому эти деревья называют хвойными. А береза, дуб, осина – лиственные деревья.) Практическое задание: (Ведущие знатоки получают карточки с заданиями) Рассмотрите выбранное вами дерево. Назовите признаки, по которым вы определили, что это дерево. Рассмотрите общий вид дерева: размеры ствола, форму кроны, окраску молодых листьев, окраску коры) Зарисуйте общий вид дерева. Зарисуйте лист этого дерева. После практической работы все группы собираются вместе и отчитываются по своим заданиям. Делается обобщение материала. - А что вы можете сказать о травянистых растениях? (Земля местами покрыта травой.) - А вы знаете, почему сразу же после таяния снега можно увидеть густую траву? (Травянистые растения различаются по особенностям перезимовки. Некоторые из них сохраняют на зиму живые, зеленые листья, которые выходят весной из-под снега. Другие к зиме теряют всю свою надземную часть и переносят холодное время года в виде клубней, луковиц и корневищ, находящихся в почве. Весной эти растения вновь появляются над землей, как бы начинают жизнь заново.) Наблюдение за птицами. - Посмотрите вокруг. Каких птиц вы видите? (Воробьев, грачей, голубей. Голуби и воробьи – зимующие птицы, а грач – перелетная птица.) - Почему весной прилетают перелетные птицы? (Весной появляется корм. Просыпаются насекомые: сонные жуки, мухи …) - Почему грачи прилетают первыми? (Грачу достаточно первых проталин, чтобы разыскать себе корм. Своим длинным крепким клювом он выкапывает из земли личинки червей и различных насекомых) Учитель: Проделывая долгий путь, грачи прилетают во второй половине марта. Грачи прилетают только с приходом весеннего тепла, в наших родных краях. Примерно в эти дни в весеннем лесу уже можно услышать радостный трезвон вернувшихся птиц. Этот день весны называли странным именем Сороки. Предпоследний день марта – Алексей – с гор потоки воды. Еще немного и прольет дождь. Затем прилетят другие птицы. Кто знает, а может когда-нибудь подметил, какие птицы прилетают весной раньше – стрижи или ласточки? Почему? (Ласточки прилетают раньше, так как они могут ловить насекомых у земли. Высоко в воздухе, где обитают стрижи, насекомые появляются позднее.) Прошли дожди, апрель теплеет, Всю ночь - туман, а поутру Весенний воздух точно млеет И мягкой дымкою синеет В далеких просеках в бору. И тихо дремлет бор зеленый, И в серебре лесных озер Еще стройней его колонны, Еще свежее сосен кроны И нежных лиственниц узор! (И. Бунин) Домашнее задание: вспомнить народные приметы весны. Заканчивается экскурсия тем, что дети собирают мусор и выбрасывают его в мусорные контейнеры. Выводы по ГЛАВЕ 2. Во второй главе рассмотрен опыт инновационных форм организации педагогического процесса на примере муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения лицей № 7 г. Таганрога. Педагогами лицея разработан ряд комплексно-целевых программ, которые позволяют продуктивно реализовывать президентскую инициативу «Наша новая школа»: «Первые шаги в науку», «Управление», «Информатизация», «Сотрудничество», «Здоровье», «Безопасность», «Крепкая семья». В лицее реализуются несколько инновационных программ развития, например: обучение на основе технологии тьюторской поддержки выбора профиля дальнейшего обучения»; экономический лицей; формирование уклада школьной жизни как основы развития содержания и технологий образования в условиях внедрения государственного стандарта общего образования второго поколения. В работе широко используются следующие инновации: интерактивные формы проведения классных часов, игр, с приглашением психологов, родителей, работников правоохранительных органов, медицинских работников; работа школы как воспитательного центра (краеведческий музей, библиотека, кабинеты информатики, спортзал); школьное самоуправление (ученический совет, школьная газета); информационные технологии (создание презентаций, сайта школы, использование возможностей Интернета); - нестандартные мероприятия (деловая игра «День самоуправления, торжественная церемония награждения «Ученик года»; - социальное проектирование («Сделаем нашу школу красивой», экологические акции «Помоги природе»; - исследовательские работы (Краевед- «Танаис»). ЗАКЛЮЧЕНИЕ Кардинальные изменения во всех сферах жизни, прогресс в культуре и науке, новые потребности в сфере педагогической деятельности привели к необходимости модернизации системы образования. Одним из путей развития этой области являются инновации. Результатом инновационных процессов в сфере образования является использование новшеств, как теоретических, так и практических, а также тех, которые образуются на стыке теории с практикой. Инновации в системе образования предполагают введение нового в цели образования; новых форм организации педагогического процесса, внедрение и распространение уже существующих образовательных с....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- азвитие методологической культуры личности учащихся как важный компонент образовательного процесса
- Комплексное исследование правотворчества как общественного явления, как процесса и как вида деятельности, а также факторов которые влияют на правотворчество
- Развитие умения организации сотрудничества у учащихся младшего подросткового возраста при изучении факультатива «3D моделирование»