VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Формы и методы развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W007122
Тема: Формы и методы развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Институт педагогики и психологии детства

Кафедра педагогики и психологии детства















КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: «Формы и методы развития творческих способностей детей дошкольного возраста»











                                                                                  Выполнила: Кордюкова И.П.

                                                                                  Студентка 4 курса

                                                                                  группа БУ-37z

                                                                                                          _____________

                                                                                                        подпись

                                                             Научный руководитель:

                                              Сулимова Н.П. 

                                                                   доцент кафедры педагогики

                                                                и психологии детства

                                                                  

                                                                                                     ________________

                                                                                                оценка



                                                                                                 ________________

                                                                                               подпись







Екатеринбург 2017

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1.Творческие способности дошкольного возраста – понятие, сущность, и их структура

1.2.Возрастные особенности развития творческих способностей

1.3.Условия развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

ГЛАВА 2. ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1. Формы развития творческих способностей детей дошкольного возраста

2.2. Методы развития творческих способностей детей дошкольного возраста

2.3. Подбор методики изучения детей дошкольного возраста

ГЛАВА 3. ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1





















ВВЕДЕНИЕ

Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей вовсе времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. 

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством  результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Цель данного исследования - изучение развития творческих способностей дошкольников, а именно тех ее аспектов, знание которых необходимо для практической деятельности в этом направлении воспитателей детских садов и родителей. 

Задачи исследования:

Описание основных компонентов творческих способностей на основе анализа литературы.

Определение условий, благоприятных для развития творческих способностей детей.

Выявление эффективных форм и методов развития творческих  способностей на основе анализа и обобщения передового педагогического опыта.

Объект исследования - процесс развития творческих способностей в дошкольном возрасте. 

Предмет исследования - формы и методы развития творческих способностей в дошкольном возрасте. 

Методы исследования:

- теоретические: анализ, синтез и обобщение;

	- эмпирические: анализ документов, сравнение, описание.

Структура курсовой работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, списка использованной литературы, содержащего 40 источников.

































ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1.Творческие способности дошкольного возраста – понятие, сущность, и их структура

Творческие способности - это синтез свойств и особенностей личности, характеризующих степень их соответствия требованиям определённого вида творческой деятельности и обусловливающих уровень её результативности. Основными видами деятельности, в которой дошкольник проявляет творчество являются музыкальная и художественная, поэтому большое значение имеет выявление и развитие специальных способностей. Специальные способности - это индивидуально-психологические свойства личности, которые обусловливают возможность успеха в специальных областях деятельности.

Очень рано начинают развиваться у детей музыкальные способности. Они проявляются, прежде всего, в высокой музыкальности, включающей в себя как ладовое чувство (способность эмоционально откликаться на музыку), так и тонкое дифференцированное восприятие музыки (слуховой компонент музыкальности). Музыкальные способности ребенка выражаются и в способности к слуховому представлению. Музыкально-репродуктивная способность в сочетании с ладовым чувством и лежит, по мнению Б.М. Теплова, в основе гармонического чувства. Высокоразвитое музыкально-ритмическое чувство, выражающееся в способности активно (двигательной) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить, также является показателем музыкальной способности. Музыкальная одаренность не исчерпывается музыкальностью. В нее могут быть включены и другие качества, такие как богатство воображения, особенности памяти, внимания, жизненный опыт и др.

Музыкальные способности многогранны. Активно развиваются в дошкольном возрасте музыкально-двигательные способности. Разнообразны проявления одаренности в этой области (их изучали А.В. Кенеман, Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, К.В. Тарасова и др.). Сюда включается и способность воспринимать музыку, чувствовать ее выразительность, непосредственно и эмоционально откликаться на нее, и способность оценить красивое в музыке и движении, оценивать ритмическую выразительность, проявлять музыкальный вкус в пределах возможности для данного возраста особое же внимание исследователи обращают на способность детей выразительно, непринужденно, ритмично двигаться под музыку. Эта способность, по данным профессора Н.А. Ветлугинон, изучающей ее проявление в музыкальных играх дошкольников, выражается: 1) в увлеченности движением под музыку, в радостной готовности выполнять поставленные задачи, связанные с музыкой; 2) в непосредственной, искренней передаче игрового образа, в попытках воплотиться в этот образ, в поисках правдивых естественных движений, соответствующих характеру музыки и сюжету игры; 3) в произвольности движений (умение подчинить их ритму музыки, "укладывать" во времени и в пространстве, коллективе и проявлять при этом быструю реакцию, инициативу, находчивость); 4) в ритмичности движений, свидетельствующей о правильных ощущениях метроритмической пульсации, акцентов, сильных долей метра; 5) в проявлении творческой инициативы, выдумки, выражающейся в придумывании, "сочинении" отдельных элементов музыкальной игры.

Хорошие возможности для развития музыкальных способностей дошкольников созданы в детских садах. Это и регулярно проводимые музыкальные занятия (их проводит музыкальный руководитель совместно с воспитателем), включающие пение, слушание, ритмику, обучение элементам музыкальной грамоты, музыкальные игры, детские оркестры, праздники, развлечения в детском саду, дополнительные индивидуальные и групповые занятия с детьми и т. д. Музыкальные способности, музыкальнее творчество дошкольников развиваются и в процессе широкого использования музыки в игровой деятельности, бытовой.

Любимейшим занятием дошкольников является рисование. Способности к изобразительной деятельности, также как и к музыкальной, проявляются рано. Даже если они ярко не выражены, нужно развивать их у всех детей, ибо рисование - такая деятельность, без которой немыслимо полноценное развитие личности. Умение рисовать в будущем поможет каждому из наших воспитанников, какую бы профессию он ни избрал. Изобразительная деятельность помогает глубже, полнее узнать окружающий мир, красоту его.

По мнению психологов (В.И. Кириенко, Е.И. Игнатьев и др.). Изобразительные способности представляют собой сложное комплексное образование, включающее в свою структуру ряд необходимых и специфических способностей. Среди них в первую очередь отмечают "остроту видения", целостное, ясное восприятие, яркое воображение, зрительную память, точные (согласованные) движения рук. В своем рисунке, лепке, аппликации ребенок отражает не только окружающую действительность, но и свое отношение к ней. Вот почему, когда речь идет о развитии изобразительных способностей, предполагается активное развитие не только глаза и руки, но и эмоциональной отзывчивости ребенка.

У наиболее способных детей уже в дошкольные годы относительно быстро развиваются острота и точность наблюдения, умение анализировать воспринимаемый предмет. Развитию способностей к изобразительной деятельности в значительной степени способствуют рассматривание предметов, наблюдение явлений природы, восприятие произведений искусства. Восприятие художественных картин, рисунков талантливых художников содействует формированию у детей понятия "красивый рисунок", которым ребенок начинает пользоваться как мерилом, идеалом в своей дальнейшей изобразительной деятельности.

Специальные исследования (В.А. Езикеева, Н.М. Зубарева и др.), передовой педагогический опыт убеждают в эффективном влиянии на создание в рисунке ярких образов наблюдения природы, рассматривания картин, сопровождаемые художественным словом, музыкой, пением, что усиливает эмоционально-эстетическое восприятие. От того, насколько глубоким, индивидуальным будет эмоционально-эстетическое восприятие ребенком предмета, в значительной степени зависит и развитие его способности к рисованию.

Велика роль в развитии изобразительных способностей собственной художественной деятельности ребенка. Необходимо создавать условия для нее. Специалисты (художники, педагоги) обращают внимание взрослых на необходимость давать детям материал хорошего качества, широко использовать цветную бумагу. Особо важное значение в развитии изобразительных способностей дошкольника советские психологи и педагоги придают обучению, усвоению ребенком с помощью взрослого социального опыта.

Среди специальных способностей выделяют и литературные способности. Литературные способности, как известно, являются сложным видом способностей. В совокупности психических свойств, определяющих успех в литературной деятельности, особо значимую роль имеют поэтическое восприятие действительности, наблюдательность, образное мышление, творческое воображение, образная память, точный и выразительный язык. Активное развитие литературных способностей относится к более позднему периоду (школьный возраст). Однако первые проявления их можно наблюдать уже в среднем и старшем дошкольном возрасте в словесном творчестве детей. Иногда элементы словесного творчества встречаются и в более ранний период. 

Связь с движениями, играми, плясками - характерная особенность этих первых элементов словесного творчества в ранний период. "Вообще стихотворения детей в возрасте от двух до пяти всегда возникают во время прыжков и подскакивание, - отмечает К.И. Чуковский. - Если ты пускаешь мыльные пузыри, тебе естественно прыгать с соломинкой возле каждого пузыря и кричать: "Как высоко! Ай, ай, ай!" А если играешь в пятнашки, тебе нельзя не выкрикивать: "Как могу, так и бью! Как могу, так и бью!".

В среднем и старшем дошкольном возрасте эта связь с действием становится не обязательна; дети начинают специально сочинять сказки, рассказы, стихи. Творческая способность изобразительная музыкальная детские дразнилки, считалки - своеобразная сатирическая лирика - являются наиболее распространенным видом детского поэтического творчества ("А я больше тебя, а ты меньше комара"). В них стремление ребенка к самоутверждению, желание выглядеть сильнее, умнее, смелее путем подчеркивания недостатков других.

Другим видом детского словесного творчества являются сочиненные ими сказки, продолжающиеся истории, рассказы. Первые детские рассказы, сказки, стихи, как по форме, так и по содержанию в большей части примитивны, подражательны, но они имеют огромное значение для развития психики ребенка в целом.

Развитие словесного творчества предполагает совершенствование всех компонентов литературных способностей. В первые же годы жизни - в раннем и дошкольном детстве - особое значение, по мнению специалистов, имеет развитие у ребенка способности подлинного восприятия стиха, умения наслаждаться художественной литературой. Это способствует развитию поэтического слуха, наличие которого помогает лучше чувствовать красоту и богатство речи. А это важная предпосылка для развития художественных способностей (Б.М. Теплов, А.В. Запорожец, П.М. Якобсон и др.).

К концу дошкольного периода содержание детских сказок, рассказов становится более сложным, увлекательным, насыщенным динамизмом, нередко - драматичностью, появляются новые, эмоционально окрашенные образы, хотя и в них нетрудно обнаружить влияние знакомых детям литературных произведений.

Зарождается в дошкольном периоде и способность к театральной деятельности. Дети, проявляющие способность к этой деятельности, обладают относительно высокой художественно-образной выразительностью, живым воображением, высокой эмоциональной чувствительностью, эмоциональной памятью. Театральные способности дошкольников развиваются в разных видах театрально-игровой деятельности (игры-драматизации, кукольный театр и др.). Этому способствуют и специальные упражнения, занятия с детьми, направленные на развитие интонации, мимики, жеста, позы и походки.

Интерес к окружающему миру, стремление понять его теснейшим образом связаны с развитием способностей человека. Сложны взаимоотношения между способностями и склонностями. Причинно-следственные связи, противоречия между ними являются, по мнению советских психологов (Б.М. Теплов, В.Н. Мясищев и др.), важной движущей силой развития способностей. И хотя между ними не всегда полное соответствие (зародившийся интерес ребенка к какому-либо делу может в одном случае отвечать, а в другом - не соответствовать имеющимся способностям), без увлеченности, стойкого интереса к определенной деятельности человек не в состоянии достичь высокого уровня развития своих способностей. Пробуждение же интереса к определенной деятельности является часто своего рода индикатором способностей ребенка.

Воспитать широкие, устойчивые интересы, выделить среди них центральные, которые отражают главные стремления, склонности ребенка к какой-либо деятельности, - важная предпосылка для развития его способностей. Реализовать ее в дошкольном возрасте не так-то просто. Дело в том, что жизненный опыт маленького ребенка еще очень ограничен, каждый день, порой даже час, дарит ему новое открытие об окружающем мире: "Оказывается, божья коровка летает!", "А снег, если его взять в руки, почему-то исчезает, а рукавицы становятся мокрыми!", "Какая красивая дорожка остается на бумаге, если провести по ней кисточкой!", "Как интересно играть с кубиками! Можно построить стул, кровать, мостик. А что еще?".

По мнению советского психолога В.Н. Мясищева, интересы, склонности проявляются в раннем возрасте и на первом этапе опережают развитие способностей. Трудно говорить об избирательности интересов в самые первые годы жизни ребенка - его все интересует, устойчивую привязанность в этот период он проявляет редко. Постепенно же под влиянием общения с взрослыми, чтения сказок, рассказов, непосредственного знакомства с окружающим миром расширяется кругозор ребенка, зарождается любознательность, которую он все активнее пытается удовлетворить. "Воробьи - это маленькие вороны?", "Как это люди в телевизоре появляются?", "Мама, правда, если мы обезьяну заведем, у нас человек из нее появится?", "А что внутри земли?", "А на чем солнце висит?" - такого рода вопросы, вопросы познавательные в собственном смысле слова, особенно часты в среднем и старшем дошкольном возрасте, за что его и называют "возраст почемучек". Наличие именно этого типа вопросов является показателем познавательной активности ребенка, так необходимой в школе, в дальнейшей его творческой деятельности.

Не у всех дошкольников любознательность развита в достаточной степени. Необходимую предпосылку ее развития психологи видят в ориентировочно-исследовательских реакциях, вызываемых новизной окружающих предметов. Характер этой новизны не является постоянным, он изменяется. Если в младшем возрасте любопытство ребенка вызывает яркая игрушка, неожиданное ее исчезновение или появление новой, звон бубенчиков (внешняя сенсорная новизна), то потом, с развитием, свою любознательность он проявляет к новизне внутренней, интеллектуальной. Но такого перехода может и не произойти, если роль ребенка ограничена всего лишь пассивным созерцанием окружающего.

Нужно помочь ребенку включаться в процесс активного познания действительности. Ученые обнаружили широкие возможности формирования умственной активности дошкольника в семье и в детском саду. Оказалось, что дети не просто усваивают знания, они активно привносят от себя в этот процесс такое содержание собственного опыта, которое обусловливает возникновение новых, подчас неожиданных знаний в виде догадок, предположении, удивляющих своей новизной и оригинальностью. Важно поддержать данный процесс. А ведь эта незапрограммированная активность может и легко погаснуть, если воспитатель будет направлять ее в жесткие рамки регламентированного обучения.

Исследования выявили: деятельностью, в которой ярко проявляется активность дошкольника, является детское экспериментирование. В процессе экспериментирования с новым объектом ребенок может получить совершенно неожиданную для себя информацию, что часто влечет к изменению направленности этой деятельности, перестраивает ее. В детском экспериментировании имеют место две тенденции: преобразования раскрывают перед ребенком новые стороны и свойства объектов, а новые знания в свою очередь рождают новые вопросы, новые более сложные преобразования.

Детское экспериментирование создает благоприятные условия для наиболее содержательной формы психической активности детей - творчества, которое не без основания рассматривают как универсальную способность, обеспечивающую успешное выполнение самых разнообразных форм деятельности.

Созданию интереса к определенному виду деятельности, развитию способностей способствует "атмосфера увлеченности", царящая в детском саду, в семье. Увлеченность взрослых членов семьи общественно полезной деятельностью способствует пробуждению интереса, склонности к ней и детей. "Атмосферой увлеченности" в значительной степени объясняются нередкие случаи, когда дети в семье музыкантов обнаруживают склонность к музыке, в семье инженера, рабочего-рационализатора - к конструктивной деятельности, к технике; в семье агрономов, ботаников, селекционеров - к живой природе, в семье учителей - к педагогической деятельности.

В группах детского сада, где работает воспитатель, любовь к педагогическому труду которого сочетается с увлеченностью живописью, дети, как правило, проявляют повышенный интерес к изобразительной деятельности. Характер увлечений педагогов отражается на формирующихся интересах, способностях их воспитанников.

Создание атмосферы увлеченности в детском саду-материала, танцевальными движениями, умениями действовать с игрушками и др. Владение ими будет способствовать дальнейшему развитию способностей ребенка. Слабое же развитие умений и навыков делает способности бескрылыми, лишает ребенка средств для реализации своего замысла, своих способностей.

Важное условие успешного развития способностей дошкольников - знание их во всех отношениях. У одних детей способности рано проявляются, и они достаточно ярки, так что их нельзя не заметить. Каково должно быть отношение к таким детям? - развивать дальше их способности. Правильно поступают воспитатели, когда способному, например, к рисованию, ребенку дают более сложные задания, предъявляют к его результатам более высокие требования, развивают стремление помогать другим. Специалисты советуют поддерживать сложившиеся интересы дошкольника, но и не допускать однобокости в его развитии, не пророчествовать. Неправильное отношение взрослых к способностям ребенка ведет к появлению у него целого ряда негативных качеств (зазнайство, высокомерие, тщеславие, эгоизм и др.), что опасно как для самого ребенка, так и для окружающих. Развивая способности дошкольника, важно не забывать о главном - о нравственной основе его личности.

Далеко не всегда способности ребенка лежат на поверхности. Нередко приходится "раскапывать", отыскивать их. Необходимо изучать внутренний мир каждого воспитанника, его склонности, интересы, познавать возможности дошкольника в разных видах деятельности. Это поможет обнаружить область знаний, вид деятельности, к которым наиболее способен ребенок, поможет найти адекватные методы для развития способностей каждого ребенка [7, с. 123-128].

В настоящее время, как в отечественной, так и в зарубежной психолого-педагогической науке активизировались поиски истоков креативности (творческих проявлений), условий, способствующих развитию творческого воображения.

Неоднозначность научных подходов к изучению данной проблемы и вызвала выбор данной темы. Недоказанной остается "невербальность" детской фантазии. По-разному оценивается вопрос о богатстве или скудности детского воображения. Воображение в дошкольном возрасте проявляется настолько ярко и интенсивно, что многие психологи рассматривали его как изначально заданную детскую способность, которая с годами теряет свою силу [9, с 67].

Важнейшим новообразованием старших дошкольников является воображение, выступающее психологической основой творчества. В воображении тесно переплетены когнитивное и аффективное (Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко и др.). Уровень воображения в значительной степени определяет развитие сферы эстетических эмоций, детского музыкального творчества. Возрастная сензитивность, "реактивность" дошкольников на непосредственные впечатления, чуткость к образно-эмоциональным моментам, типичное для данного периода соотношение первой и второй сигнальной систем способствуют притягательности художественной деятельности, развитию творческого воображения (А.В. Запорожец, Н.С. Лейтес). Накопление опыта влияет на развитие памяти, мышления, речи, мелкой моторики, что помогает овладению различными приёмами рисования, элементами музыкальной грамоты, навыками игры на детских музыкальных инструментах.

Достаточно сложен вопрос о богатстве детского воображения. Существует мнение, что воображение ребенка гораздо богаче воображения взрослого человека. Действительно, дети фантазируют по самым различным поводам: они сочиняют истории, выдумывают фантастические сюжеты, приписывают камням или деревьям человеческие переживания и отношения, разговаривают с вещами и пр. Однако все элементы, входящие в детские фантазии, так или иначе, заимствованы ими из их опыта: из сказок, рассказанных взрослыми, из случайно услышанных слов или увиденных фильмов, из того, с чем они встречались в своей реальной жизни. Новое объединение и перекомбинация знакомых образов, перенос свойств и событий с одних персонажей на другие создают фантастическую картину, совершенно не похожую на реальность [5, с. 67].

Задачи творческого воображения состоят в определении возможных результатов действий, направленных на открытие или создание новых предметов, явлений, ситуаций. В самом ярком виде творческое воображение проявляется в труде изобретателей, ученых, художников, писателей, артистов. Но творческое воображение необходимо и каждому человеку в любом виде труда. Так, например, воспитатель при его помощи представляет себе, как он проведет с детьми новое занятие, как организует новую игру [23, с. 78].

Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер, как и процесс восприятия. Уже в восприятии анализ позволяет выделять и сохранять некоторые общие, существенные черты и отбрасывать несущественные.

Старший дошкольный возраст - возраст, в котором активное воображение ребенка приобретает самостоятельность, отделяется от практической деятельности и начинает ее предварять. Вместе с тем оно объединяется с мышлением и действует совместно с ним при решении познавательных задач. Складываются действия воображения-создание замысла в форме наглядной модели, схемы воображаемого предмета, явления, события и последующее обогащение этой схемы деталями, придание ей конкретности, отличающей результаты действий воображения от результатов мыслительных действий.

Известно, что самооценка - отношение к себе в целом - выступает фундаментом личности. Оптимальной характеристикой общей самооценки считается удовлетворенность собой, отражающая высокий уровень самоуважения. Именно самоуважение является важнейшим условием развития творческих способностей. Самооценка в конкретном виде деятельности отражает отношение ребенка к результатам своей деятельности, поступкам, действиям, способностям, возможностям. Исходя из понимания личности как единства, целостности можно отметить взаимообусловленность характера самооценки и эмоциональных состояний и их негативное или позитивное влияние на активность, поведение и деятельность ребенка, в том числе и музыкально-творческую. 

Поэтому необходимо знать, как старшие дошкольники оценивают свои личностные качества, способности в предпочитаемом виде музыкальной и музыкально-творческой деятельности, т. е. их частную самооценку. Например, завышенная или заниженная самооценка негативно отражается на качестве музыкального исполнительства детей и, как следствие, на проявлении музыкального творчества. Дошкольники с завышенной самооценкой за любое исполнение ожидают от взрослого лишь похвалы: одни болезненно реагируют на попытки педагога исправить их ошибки в пении, танцах, игре на музыкальных инструментах; другие отказываются повторить нужную фигуру, мелодию; третьи повторяют, но без учета сделанных замечаний.

Итак, дошкольное детство - период, когда начинают формироваться как познавательные, так и практические и специальные способности. Важной предпосылкой развития способностей является активность и саморегуляция ребенка. Развитие познавательных способностей дошкольника тесно связано с овладением и применением им сенсорных эталонов в персептивных действиях, с овладением принципами построения и использования модельных представлений в интеллектуальных действиях.

Из специальных способностей особенно активно развиваются художественные, что связано и с возрастными особенностями дошкольника. Формирование способностей - сложный процесс. Важную роль здесь играют воспитание, обучение, та среда, в которой живет ребенок. Взрослые должны не только выявить интересы, склонности ребенка, но и стимулировать детскую активность, наиболее содержательную форму его - творчество. Способности дошкольника развиваются в процессе его деятельности.

Важный компонент способностей - трудолюбие. Педагогам, родителям следует уделить должное внимание формированию этого ценного качества. Взрослые помогут проявить ребенку его замыслы, способности, обучив его специальным умениям. На развитие способностей дошкольника благоприятное воздействие оказывает атмосфера увлеченности, сотворчества, создаваемая в процессе педагогического общения воспитателя с детьми

1.2.Возрастные особенности развития творческих способностей

Творческие способности человека проявляются очень рано. Самый интенсивный период его развития — 2-7 лет. В этом возрасте закладывается фундамент личности, и она уже проявляет себя. Первичное проявление способностей обнаруживается в непреодолимой, непроизвольной тяге к различным сферам деятельности [1, 351]. Следовательно, предпосылки творческих возможностей надо искать в продуктивной творческой деятельности ребенка.

К проблеме возрастных особенностей творчества обращались различные ученые. Так, А.В. Бакушинский рассматривал периодизацию детского творчества [5, 66]. Развитие творческой деятельности он делит на три основных периода. Первый – от рождения до 6-7 лет; второй – от 7 до 10-12 лет; третий – от 10-12 до 14-15 лет (подростковый период). Так как нас интересует старший дошкольный возраст, то охарактеризуем только первый период. Развитию творческой деятельности в дошкольном возрасте соответствуют следующие основные характеристики: 1) активность; 2) отсутствие созерцания; 3) равнодушие к результату работы; 4) преобладание интереса к самодовлеющей конструкции, к элементам художественной формы в их первичной физиологической значимости для восприятия [5, 68].

В свою очередь, Л. Плестед [18, 220], исследовательница детского творчества, выделяет три этапа. Первый этап соответствует возрасту от 0 до 3 лет, второй этап - от 3 до 7 лет и третий этап – от 7 до 10 лет. И вновь остановимся на характеристике второго этапа, с которым пересекается старший дошкольный возраст. В этот период, как отмечает Л. Плестед, моторные центры развиваются быстрее сенсорных, крепнет память, появляются зачатки воображения, но воля еще слаба и неоформленная, действия импульсивны, представления смутны и мимолетны, быстро претворяются в акты.

Если обратится к более поздним исследованиям психологии и физиологии детского творчества, можно заметить, что качественная периодизация творческого развития детей в процессе творческой деятельности в целом будет совпадать.

В исследованиях Е.И. Игнатьева [8, 223] отмечается, что ко второму году жизни ребенка закладываются первые элементы зрительно-двигательной координации, которая в дальнейшем в процессе развития творческой деятельности будет иметь решающее значение. Особое значения для совершенствования зрительно-двигательная координации в процессе творчества имеет развитие корковой регуляции движений, достигающей только к семи годам достаточно высокого уровня развития. Образование двигательного навыка у 5-7 летнего ребенка происходит в 4,5 раза быстрее, чем у 3-4 летнего.

Можно отметить, что у современных детей «критический» период (наиболее благоприятный для развития творчества) смещается на более ранний возраст от 4-6 до 9-10 лет, в отличие от исследований Л.Плестед, в которых «критический период» относится к младшему школьному возрасту (7-10 лет) [18, 224]. А.А. Мелик-Пашаев [14, 14] пишет, что родовая (являющаяся результатом совокупной жизнедеятельности человека в определенный исторический момент и в определенной культуре) способность к творчеству особенно широко и ярко проявляется у человека в приблизительных возрастных границах от 4-6 до 8-9 лет. Исследователь называет этот период сензитивным, благоприятным именно для художественного развития.

Ребенок рисует, лепит, строит, вырезает. Общим для всех этих видов деятельности является направленность на создание того или иного продукта - рисунка, конструкции, аппликации. Но все творческие способности имеют свои особенности, требуют владения особыми способами действия и оказывает свое специфическое влияние на развитие ребенка [15, 286].

Установив, что 4-10-летний возраст является наиболее благоприятным для развития творческих способностей, необходимо определить, какую специфику возрастных и психофизиологических особенностей детей данного возраста необходимо учитывать, чтобы правильно организовать воспитательный процесс. Об этом речь пойдет в следующем параграфе.

1.3.Условия развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

Большую роль в будущей жизни ребенка играют творческие способности. Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Проявляя интерес ко всему новому и необычному, они обладают большой инициативой, но вместе с тем успешно приспосабливаются к требованиям социального окружения, сохраняя личную независимость суждений и действий [16, 496].

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. А. В. Запорожец утверждал, что детское художественное творчество существует, и обращал внимание на то, что необходимо научиться управлять особенностями его проявления, разрабатывать методы, побуждающие и развивающие детское творчество [23, 18]. Он отводил большую роль занятиям художественной деятельностью, а также всей воспитательной работе с детьми по развитию у них восприятия красоты в окружающей жизни и в произведениях искусства. Эстетическое воспитание играет большую роль в общем психическом и творческом развитии ребенка. Нельзя забывать и о том, что искусство дает богатый эмоциональный опыт. Это опыт особого рода: искусство не только вызывает переживание, но и познает его, а через познание чувства оно ведет к овладению им (эмоциональная отзывчивость) [17, 301].

Особый интерес, по мнению ученых, вызывает старший дошкольный возраст, когда меняется характер деятельности детей по сравнению с ранним детством, названный Л.С. Выготским как переход к творческой деятельности, «если иметь в виду тот факт, что во всех видах деятельности дошкольника возникают своеобразные отношения мысли к действительности, именно возможность воплощения замысла...» [23, 22].

Д	ля развития творческих способностей, по мнению Дж. Смита, необходимо создание следующих условий [12, 11]:

А) условия физические, то есть наличие материалов для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними;

Б) условия социально-экономические, т.е. создание взрослыми у ребенка чувства внешней безопасности, когда он знает, что его твор.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.