- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Формы и методы краеведческой работы в школьных библиотеках
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W002484 |
Тема: | Формы и методы краеведческой работы в школьных библиотеках |
Содержание
Содержание Введение…………………………………………………………………….2 Глава 1. Краеведческая деятельность школьных библиотек 1.1. Особенности краеведческой работы в библиотеке……………7 1.2. Основные направления краеведческой деятельности школьной библиотеки…………………………………………………………………17 1.3. Формы и методы краеведческой работы в школьных библиотеках…………………………………………………………………22 Глава 2. Разработка проекта « Мой Крым- Республика моя» Заключение…………………………………………………………………55 Список использованной литературы…………………………………….58 ВВЕДЕНИЕ Краеведение - это многогранное изучение конкретной части страны, города или деревни, для которого эта территория является родным краем. Краеведение – комплекс естественных и общественных исследований. Краеведение изучает население, природу, географию, хозяйство, культуру и историю родного края. Краеведение осваивает все эти вопросы во взаимосвязи, отраслевое краеведение - отдельные разделы: географическое, историческое, этнографическое, топонимическое краеведение и т.д. В настоящее время общество становится свидетелем возрождения краеведения. Это связано с подъемом национального самосознания, признанием авторитета общечеловеческих ценностей, возрастанием интереса к проблемам истории отечества и «малой родины» у людей разных убеждений, профессий, увлечений, возраста. Задачи воспитания любви к своему краю, познания его истории и культуры традиционно ставят перед собой библиотеки, в том числе школьные. Российские дети воспитываются сегодня в качественно иной, по сравнению с началом 1990-х годов, социокультурной ситуации. Изменились принципы функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, библиотечного обслуживания. Происходящие процессы выдвинули перед государством и обществом такие значимые для сохранения российской государственности задачи, как необходимость формирования у подрастающего поколения высоких нравственных, моральных и этических качеств, среди которых важное значение имеет патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и «малой родины». В связи с этим значительно возросла роль школьных библиотек, в рамках которых происходит духовно-нравственное становление детей, в том числе при помощи распространения краеведческих знаний. Термин «краеведение» был введен лишь в начале XX века, но краеведческая деятельность характеризуется более ранним временем. В XIX веке вводились такие школьные учебные понятия как: «родиноведение», «отчизноведение». Краеведение занимало особое место в концепции народного воспитания, у его истоков стоял К.Д. Ушинский. Основные задачи краеведения - это сбор информации, предметов культурного наследия, полезных ископаемых и других данных, способствующих расширению знаний о крае. Краеведение играет огромную роль в общественном, культурно-просветительском значении и в учебно-воспитательном процессе. В краеведческих исследованиях наибольшее место занимают: изучение и охрана природы края, выявление ее природных ресурсов; изучение истории, культуры края, изучение и охрана местных памятников культуры и старины, изучение народного творчества, пропаганда знаний о своем крае, обобщение научной информации, сосредоточение библиографических данных, фототек, организация выставок, экскурсий, музеев. Существует много разнообразных средств, которые способствуют формированию нового человека в системе воспитания, но особо важное место принадлежит школьному краеведению. Краеведческая работа в школе является важной частью всей образовательной и учебно-воспитательной работы школы, дополняет и насыщает учебный материал конкретными фактами, делающими учебный процесс более интересным и доходчивым, способствует превращению теоретических знаний в убеждения, связывает школу с жизнью, способствует всестороннему росту и развитию способностей учащихся, пробуждает их интерес к знаниям, воспитывает стремление к самостоятельному творчеству. Краеведение в школе – это действенная форма обогащения учащихся знаниями о своем родном крае, прекрасное средство воспитания наблюдательности, находчивости и инициативы, любви и уважения к боевым и трудовым традициям своего народа, его национальной культуре. Всестороннему развитию учащихся их воспитанию и самосознанию помогут различные материалы из истории малой родины. Изучение своего города, район, улицы, дома и т.д. содействует воспитанию у учащихся чувства гордости и любви за свою Родину. Задача краеведческой работы в школе состоит в том, что бы всесторонне изучить родной край. Значительная роль в развитии краеведения принадлежит краеведческим музеям, а также библиотекам. Они обрабатывают, хранят и пропагандируют материал, собранный краеведами, и выполняют функции научно- методических центров. Библиотеки накапливают и собирают краеведческую литературу, а так же способствуют ее продвижению. Так Н.Н. Щерба, разработавший термин «библиотечное краеведение», предложил следующую классификацию краеведения. Если в основании лежит признак отрасли, то выделяется географическое, литературное, историческое краеведение и т.д. если в основе - организационные каналы, то - архивное, библиотечное, вузовское, музейное, туристическое, церковное, школьное краеведение [93]. В школьном краеведении главная роль в краеведческой работе принадлежит учащимся, участвующим в этой деятельности под руководством учителя, в соответствии с учебными и воспитательными задачами школы. Актуальность темы выпускной квалификационной работы вызвана общественным интересом к краеведению и приданием ему приоритетного значения в деятельности школьных библиотек. Это позволяет выявить специфику краеведческой деятельности школьных библиотек, нуждающуюся в теоретическом обобщении. Теоретическая разработанность проблемы. Вопросами краеведения занимались такие ученые, как Д. С. Лихачев, Н. П. Анциферов, И. М. Гревс. Теоретические и методические вопросы школьного краеведения описаны в трудах К. Ф. Строева, И. С. Мартусова, П. В. Иванова, Б. Г. Иоганзена. Выдающимися краеведами в Крыму стали: Сосновский С.К.- историк и филолог, написавший более 20 книг о Крыме, Славич С.К. – крымский писатель, автор повестей, статей рассказов о Крыме, Волошинов Л.И., Крикун Е.Ф. и многие другие. Краеведческая деятельность библиотек стала привлекать внимание специалистов ещё в 60-е годы XX века. Наиболее существенные работы по этой теме написаны: В.А. Николаевым «Краеведческая библиография» (М.,1961); Е.Н. Буринской «Краеведческая библиография в РСФСР (1917-1928 гг.)» (Jl.,1969); О.И. Талалакиной «Краеведческая работа библиотек» (М.,1973); А.В. Мамонтовым «Методика составления краеведческой библиографии» (JI.,1974); Н.Ф. Горбачевской «Работа массовых библиотек с краеведческой литературой» (Jl.,1978); А.Н. Бученковым «Советское краеведческое библиографоведение» (М.,1984); В.А. Голодяевой «Комплексность и её реализация в краеведческой библиографической деятельности» (М.,1990); И.И. Пашниной «Краеведческая литературная библиография в системе региональной библиографической информации» (М.,1992); С.Н. Криворотенко (Акулич) «Формирование краеведческого фонда библиотек: современное состояние и пути совершенствования» (М.,1993); II.Н. Щерба «Библиотечное и библиографическое краеведение» (М.,1995); И.И. Михлиной «Краеведческая библиография в системе российской библиографии» (Краснодар,2001); Т. А. Каширских «Управление краеведческой деятельностью общедоступных библиотек» (М.,2001); Е.П. Солодовниковой «Территориальный аспект информации и принципы библиографирования краеведческой литературы» (Краснодар,2001); И.В. Касьяновой «Краеведческие информационно-библиографические потребности преподавателей гуманитарных дисциплин высшей школы» (Краснодар,2002). [55] Цель выпускной квалификационной работы – изучение особенностей краеведческой деятельности в школьной библиотеке и разработка проекта «Мой Крым-Республика моя» по популяризации краеведческих знаний в школьных библиотеках (Приобщения молодого поколения к традициям и обычаям родного края). Популяризация краеведческой литературы различными формами и методами с целью продвижения книги. Цель работы продиктовала решение следующих задач: 1. Изучить особенности краеведческой работы в школьной библиотеке. 2. Выявить основные направления краеведческой деятельности школьной библиотеки. 3. Раскрыть формы и методы популяризации краеведческой литературы. 4. Разработать проект «Мой Крым-Республика моя» по популяризации краеведческих знаний в школьных библиотеках Объектом исследования в работе является краеведческая работа, а предметом исследования – деятельность школьной библиотеки по популяризации краеведческих знаний. Практическая значимость исследования заключается в том, что: 1. Выявлены формы и методы краеведческой деятельности в школьной библиотеки (материалы могут быть использованы в практике работы публичными и школьными библиотеками); 2. Приведены (предложены, рекомендованы) новые формы работы по краеведению, которые будет способствовать популяризации краеведческой литературы в библиотеке; 3. Результаты исследования апробированы на конференциях: Крымский мир: культурное наследие, VI Республиканская студенческая научно-практическая конференция, г. Симферополь, Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Республики Крым «Крымский университет культуры, искусств и туризма», 23 марта 2017 г; XLII МЕЖДУНАРОДНЫЕ научные чтения «Культура народов Причерноморья с древнейших времён до наших дней» апрель 2017. Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений. Глава 1. Краеведческая деятельность школьных библиотек 1.1. Особенности краеведческой работы в библиотеке. Краеведческая работа - одно из ведущих направлений в деятельности библиотек. Настоящее время характеризуется небывалым всплеском краеведческой деятельности. Краеведение переживает процесс поиска новых форм, первостепенных задач. Оно приобретает ярко выраженный социально-политический характер, особенно в связи с возросшим интересом к прошлому отдельных территорий, с обострившимися национальными, экономическими, экологическими проблемами. О проблемах «малой родины» заговорили многие представители научных кругов, экологи, экономисты, педагоги, участники общественных движений. С апреля 1990 года действует Союз краеведов России. Основным направлением его деятельности стала долговременная комплексная программа, направленная на поддержку и развитие краеведческой работы в России, а также ряд целевых программ: «Теория и история краеведения»; «Природное наследие»; «Общественные музеи»; «Школьное краеведение»; «Культурные гнёзда России»; «Земляки»; «Летописание»; «Исчезнувшие памятники России» и другие. Специалисты отмечают, что регулярно проводимые Союзом съезды и конференции, способствуют налаживанию краеведческой работы [11]. Начиная с 1990 г. разрабатывались и апробировались концепции краеведческого образования и соответствующие им программы учебных курсов, учебные пособия. Имеет место введение отдельного курса краеведения (он может изучаться факультативно). Широкое распространение и большую популярность имеет многообразная внеклассная историко-краеведческая работа. Написано и опубликовано немало работ и статей по опыту школьного исторического краеведения. Педагогическими коллективами учреждений образований накоплен интересный опыт в сфере воспитания детей, сложились определенные традиции, способствующие совершенствованию воспитательного процесса. Во многих школах организована совместная деятельность педагогов и школьников по возрождению, сохранению и развитию культурного, исторического наследия нашего народа, педагоги всё больше внимания уделяют подбору нравственных ориентиров учащихся на основе уважения к национальным традициям [56, с 34 ]. В школах, начиная с конца 80-х годов ХХ века, разрабатывались и апробировались различные концепции краеведческого образования и соответствующие им программы учебных курсов, учебные пособия. Краеведение в школе изучается в разных формах: 1) на уроках по различным учебным дисциплинам; 2) на факультативных занятиях; 3) во внеклассной и внешкольной работе; 4) как самостоятельный интегрированный курс. Г. Н. Матюшин отмечал, что историческое краеведение раскрывает учащимся связи родного края, города, села с великой Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, села с историей, с жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края С точки зрения Д. С. Лихачева, историческое краеведение в школе играет существенную педагогическую роль в трудовом, нравственном и эстетическом воспитании учащихся, занимает важное место в формировании патриотизма молодого поколения, т. к. «свои истоки любовь к Родине берет в стране нашего детства – отчем крае, чей светлый образ навсегда остается в сердце каждого» [36]. Краеведческую деятельность сегодня осуществляют многие учреждения и организации: органы власти и управления регионов, музеи, архивы, школы, вузы, творческие и общественные организации, туристические станции. Особая роль в связи с этим отводится библиотекам, в том числе школьным. Библиотеки являются такими учреждениями, которые помогают пользователям лучше узнать свой край, с детства сформировать и развить у каждого человека чувство гражданственности и долга перед «малой родиной», возродить её духовный потенциал. Краеведческое движение в своих лучших традициях, заложенных в конце XIX столетия, получило большое развитие в первой четверти XX века. Тогда же в публичных библиотеках появились местные отделы (в современном понятии краеведческие). Н. А. Рубакин(1862-1946)- просветитель, ученный, известный библиограф и библиопсихолог, определил задачу местного отдела в фондах публичных библиотек: « Всячески служить местной жизни, знакомству с ней возможно широких кругов, пониманию этой жизни со всеми ее деталями и особенностями, как той реальной обстановки, в которой приходиться жить, девствовать и бороться» [////] Организации этого отдела, по убеждению Н. А. Рубакина, следует «…уделять особое внимание, но не в смысле собирания печатных редкостей, трактующих о данном географическом уголке, а в смысле подчёркивания перед читающей толпой особенно важных и знаменательных произведений печати, утилизируя каждое из них в целях развития общественного сознания» [1]. Отдельные положения и тезисы Н. А. Рубакина о назначении, задачах и функциях местных отделов подверглись обсуждению на Первом Всероссийском съезде по библиотечному делу в 1911 году. В сконцентрированном виде они представлены в проекте резолюции В. И. Чарнолуского «К вопросу о местных отделах при библиотеках» [2]. В ней проведена очень важная мысль о том, что общественные библиотеки призваны «выполнять функции местных общественных книгохранилищ». Этот тезис, по мнению библиографоведа Николая Николаевича Щербы (1941– 1994), доказывает, что идея превращения библиотек в центры библиотечного краеведения была выдвинута не в 1920е годы, как утверждалось в литературе, и тем более не в 40е и 50е, а ещё в самом начале столетия [3]. Местные отделы, по рекомендации съезда, желательны «при всех, по возможности, общественных библиотеках» [2]. Краеведческая функция библиотеки есть интегральная, она объединяет в одно целое все элементы системы «библиотека» и в тоже время раскрывает особый смысл, содержания каждого элемента с учетом краеведческой специфики. Краеведческий документ содержит краеведческую информацию, библиотечный персонал обрабатывает документы по краеведению, читатель пользуется данными документами и обработанной информацией о них, наконец, краеведческий документ- это еще и материальный носитель, объект, имеющий цену, приобретенный библиотекой за плату, потому он является частью краеведческого фонда и материально-технической базы библиотеки. Все эти элементы являются общесистемными, они подчинены одной функции – краеведческой. Максимальное удовлетворение информационных потребностей в документах краеведческого характера, обеспечение полноты краеведческого фонда невозможны без четкого определения сущности исходных понятий, устранения бытующих противоречий в их прочтении. Содержательную сторону понятий определяет методологический фундамент краеведения, для которого стержневым, направляющим движением повосходящей и в теории, и в практике является понятие «край». От определения конкретных границ территории, в пределах которой следует вести отбор документов, зависят полнота краеведческого фонда, удовлетворение информационных потребностей пользователей. В зависимости от расширения или сужения границ края, соответственно, увеличивается или уменьшается объем включаемых краеведческий фонд документов. Анализ литературных источников свидетельствует, что понятие «край» - предмет разработки многих наук (географии, истории, краеведения, литературоведения, библиографоведения, библиотековедения и др.). Широкое распространение термин «край» получил в работах известных отечественных библиографоведов и библиотековедов Н. В. Здобнова, К. В. Сивкова, С. Я. Борового, В. А. Николаева, А. Н. Бухченкова, И. Н. Войханской, Н. Ф. Горбачевской, И. И. Михлиной и др. [21, С. 5]. Так, например, географы под «краем» понимают преимущественно небольшую территорию: село, город, район. Литературоведы предлагают использовать термин «край» применительно к крупной административно-территориальной единице, имеющей в своем составе автономную область. Видный библиограф-краевед Н. В. Здобнов предлагал определять границы края на основе административно-территориального деления соответствующего исторического периода с учетом национальных, культурно-исторических, экономических особенностей. Под краем он подразумевал территорию, выделенную «по какому-либо признаку: географическому («Тунгусский край»), культурно-историческому («Киевщина»), административно-политическому («Казахстан»), экономическому («Горнозаводской Урал»)». [21, 6]. Многообразие подходов к определению понятия «край» не могло не повлиять на истолкование другого понятия: «краеведческий документ». На протяжении длительного времени социальная информация о крае содержалась первоначально в рукописных, а затем в печатных книгах. Являясь памятниками истории и культуры своей эпохи, они дают образное представление о языке, мироощущении, образе мыслей наших предшественников. Употребление термина «краеведческая литература» применительно к произведениям письменности и печати, связанным с краем, вполне оправдано. «Книга как средство фиксации информации доказала свои преимущества как оптимальный способ закрепления знаний с целью их передачи в пространстве и во времени». Сегодня круг документных источников информации значительно увеличился. Помимо печатных и рукописных произведений, в него входят грампластинки, магнитные ленты, магнитооптические диски, компакт-диски, CD-ROMы, видеодиски и др. Эти единицы представляют собой видовую часть краеведческого фонда, столь же необходимую абоненту, как и книги. [21, 7]. В течение длительного времени в библиотековедении и библиографоведении не употребляется единый термин для обозначения документов, связанных с краем. В исследованиях 1920--1930 гг. встречаются такие сочетания, как «краевая литература» (Б. Лунин, В. Ельцов, П. П. Макаров), «краеведческая литература» (Е. К. Бетгер, А. Мансуров, Б. М. Городецкий, Б. М. Бирюков, Н. В. Здобнов), «краеведная литература» (Л. К. Ильинский, Н. В. Здобнов). Термином «краевая литература» обозначалась книжная продукция о крае, а также изданная в нем. Нередко один и тот же термин «краеведческая литература» употреблялся в двух смысловых значениях: «краевая литература» и «краеведная литература». Терминологические разногласия - результат исторических особенностей практической деятельности библиотеки, так как ей приходилось удовлетворять самые разнообразные информационные потребности. В условиях бурно развивающегося краеведческого движения услугами библиотек пользовались краевед-исследователь, краевед-любитель, педагог, школьник, хозяйственник, сотрудник государственного учреждения. Поэтому неслучайно, что в трудах многих авторов встречаются различные термины для обозначения документов, так или иначе связанных с краем. В целях устранения терминологической путаницы к концу 1930-х гг. наметилось общее стремление авторов сосредоточиться на каком-либо одном термине. Сочетания «краевая литература», «краеведная литература» вышли из специального библиотечного лексикона, и в профессиональном обиходе закрепился термин «краеведческая литература». Решая методические вопросы отбора документов в краеведческие библиографические пособия, Н. В. Здобнов попутно рассматривал и их содержание. Он утверждал, что произведения печати относятся к местному краю по содержанию, если в них сообщаются, описываются, анализируются или обобщаются: · явления, не наблюдаемые в пределах данного края, но возникшие в результате деятельности его сил; · явления, возникшие за пределами данного края, в результате деятельности посторонних для него сил, но с целью воздействия на данный край или с целью изучения его. Совершенно очевидно, что документы по тем отраслям знания, в изучении которых превалирует территориальный аспект (география, история, геология, ботаника, зоология, археология, статистика и др.), содержат больше краеведческой информации. Однако следует иметь в виду, что краеведческая направленность исследований свойственна не только отрасли в целом, но и отдельным ее разделам, например, медицинской географии, географии животных края и др. Кроме того, в цикле наук явно «некраеведческих» (физика, химия, математика и т. п.) встречаются отдельные проблемы, предусматривающие изучение явлений в территориальном аспекте. К числу краеведческих следует относить также документы, содержащие описание технологии, оборудования, продукции отдельных предприятий края, рационализаторских предложений и изобретений, осуществленных в крае [21]. Особого внимания заслуживает информация о видных деятелях края. В специальной литературе употребляются различные словосочетания для обозначения лиц, связанных с краем. Наиболее широкое «земляки». В целях устранения терминологической путаницы предлагается использовать единый обобщающий термин «видные жители края». Исходя из трех основных параметров (место рождения, место жительства, содержание деятельности), можно выделить семь основных групп лиц, связанных с краем: · лица, родившиеся в крае, жившие или живущие в нем и связанные с краем своей деятельностью; · лица, связанные с краем местом рождения и местом жительства, независимо от содержания деятельности. В данном случае определяющим признаком является нетворческая связь с краем, а факт рождения в крае; · лица, связанные с краем местом рождения и деятельностью, независимо от места проживания; · лица, связанные с краем местом рождения, независимо от места жительства и творческой связи с краем; · лица, связанные с краем местом жительства и содержанием своей деятельности, независимо от места рождения; · лица, связанные с краем местом жительства, независимо от места рождения и содержания деятельности; · лица, связанные с краем содержанием деятельности, независимо от места рождения или места жительства. Таким образом, к числу видных деятелей края относятся лица, связанные с краем по содержанию своей деятельности, по месту жительства или по месту рождения. Наличие хотя бы одного из перечисленных признаков позволяет рассматривать документ о каком-либо деятеле как краеведческий. Причем одно и тоже же лицо может быть объектом краеведческого изучения в различных территориальных единицах, в том числе и зарубежных. [21,С. 13]. Соответствующие документы должны комплектоваться с исчерпывающей полнотой, независимо от времени проживания и характера деятельности этих лиц. Они должны широко пропагандироваться среди абонентов, воспитывая в них гордость за свой край и его замечательных людей, привлекая их к более активному участию в дальнейшем развитии экономики и культуры региона. Эти документы позволят ощутить связь поколений, причастность к духовному наследию прошлого, осознать свой долг перед Родиной, воспитывают готовность беречь и приумножать достижения своего народа. При таком подходе удается систематизировать все аспекты содержания краеведческого документа, выделив среди них пять основополагающих: · природно-климатический; · общественно-политический; · социально-экономический; · культурно-просветительный; · персонификационный. Если признать такой подход, то содержательными признаками, определяющими краеведческий документ, следует считать: · наличие информации о географическом положении, рельефе, климате, полезных ископаемых, водных источниках, растительном и животном мире, природоохранительной деятельности в крае; · наличие сведений о деятельности краевых, муниципальных образований и их исполнительных органов, других общественных организаций (материалы сессий, пленумов, конференций, совещаний, отражающих деятельность указанных организаций, информация об участии трудящихся в общественно-политических событиях страны и края, документы и материалы центральных органов государства, в которых имеются сведения о крае); · отражение сведений о промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, связи и других отраслях экономики края; · фиксация в документе данных о культуре, науке, просвещении в крае; наличие сведений о людях, являющихся предметом гордости жителей данного края. Сведения о биографии и творчестве видных деятелей могут быть дополнены информацией об их родных и знакомых. [11]. Как видим, социальная информация о крае по содержанию весьма разнообразна. Она выявляет специфику природных ресурсов, хозяйственный, производственный профиль края, его предприятий в целом или отдельной отрасли. В ней закреплен огромный фактический материал, изучение которого позволяет выявить особенности исторического и культурного развития края, воссоздать своеобразие быта и традиций его населения. Иными словами, содержание краеведческого документа отражает совокупный общественно-природный профиль региона. Краеведческий документ — это документ, содержанием и/или формой связанный с краем; под содержанием краеведческого документа следует понимать только заключенную в нем информацию о крае, под формой — информацию о месте издания, авторской принадлежности, принадлежности к краю других лиц, участвующих в создании документа. В соответствии с общей теорией библиографоведения и библиотековедения для обозначения совокупности краеведческих документов правильнее использовать термин «краеведческий фонд». Краеведческий фонд - совокупность документов, содержанием и/или формой связанных с краем и предназначенных для общественного использования. Краеведческий фонд является ценным информационным ресурсом всестороннего познания и развития каждого региона. [11]. Осмысление терминов «краеведческий документ», «краеведческий фонд» актуально для библиотековедческой теории и практики. Выявление исходного значения их в содержательно-формальном аспекте будет способствовать научно обоснованному формированию краеведческих фондов и управлению ими, обеспечит максимально полное удовлетворение реальных и потенциальных запросов потребителей информации. Понятие « школьное краеведение» определяется как наиболее массовая форма краеведческой работы, преследующая, помимо общекраеведческих задач, цели учебно–воспитательного характера» (Барков 1960: 311). Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края по разным источникам и главным образом на основе непосредственных наблюдений под руководством преподавателя. Таким образом, библиотека играет важную роль в формировании краеведческих знаний. 1.2. Основные направления краеведческой деятельности школьной библиотеки. Привлечение школьников к краеведческим знаниям одна из главных задач, стоящих перед общедоступными библиотеками, в том числе и школьными. Именно в юном возрасте происходит формирование жизненных принципов и различных интересов. Библиотеки должны активно сотрудничать с различными учреждениями, краеведческими музеями, средствами массовой информации, вести работу с архивами, собирать краеведческие материалы по истории малой родины, и тем самым пополнять и обновлять свои книжные фонды. Существуют различные формы библиотечно-краеведческой работы, которые способствуют активному продвижению книг краеведческой тематики, а также воспитанию уважения к историческому прошлому нашей родины. Краеведческие знания сегодня необходимы обучающейся молодежи, и получить эти знания возможно через воспитательную деятельность, она дает возможность обратиться, прежде всего, к истории повседневности. Это значит – к близкой российской истории, той, что заключена в судьбах рядом живущих людей, семей, зданий, учреждений, предприятий, города. Так как любая судьба неразрывно связана с судьбой страны. [ 48,с 34] Школьное краеведение является важной частью учебно-воспитательной работы школы, это помогает дополнить учебный материал конкретными фактами, делают учебный процесс интересным и доходчивым, пробуждает интерес к знаниям у учащихся, помогает стремиться к самостоятельному творчеству. Школьное краеведение- это форма получения знаний о своем родном крае, воспитания любви и уважения к традициям своего народа, его национальной культуре. Краеведение в нашей стране долгое время понималось в основном как форма кружковой работы со школьниками и вид досуга провинциальной интеллигенции. Сегодня этому термину возвращается первостепенное значение: «краеведение — это «сфера научной, культурно-просветительской и памятнико-охранительной деятельности определенной тематики: прошлое и настоящее какого-либо «края» (от сравнительно крупного региона до отдельных города, села, завода, усадьбы, монастыря и даже улицы, дома), а также общественной деятельности, к которой причастны и ученые-специалисты, и широкий круг лиц (разного возраста и разной подготовки), преимущественно местных жителей» [2]. В нашей стране сложились следующие организационные формы краеведения: государственное, школьное, общественное. Государственное краеведение осуществляется краеведческими музеями, научно-исследовательскими учреждениями, местными органами управления, в ведении которых находятся библиотеки. В школьном краеведении главная роль в краеведческой работе принадлежит учащимся, участвующим в этой деятельности под руководством учителя, в соответствии с учебными и воспитательными задачами школы. Краеведение - одно из приоритетных направлений в деятельности школьной библиотеки. Библиотеки систематически выявляют источники, рассказывающие об истории края и составляют рекомендательные списки литературы о нем, календари знаменательных и памятных дат, выполняют большое количество запросов читателей по краеведению. Для этого библиотеки: 1. Тщательно собирают и сохраняют литературу по местной историко-культурной жизни. 2. Наиболее полно отражают местную тематику в справочно-поисковом аппарате. 3. Составляют тематические картотеки, оформляют папки-накопители, рекомендательные списки литературы по краеведению. 4. Совместно с другими организациями создают летописные и биографические описания местных достопримечательностей, истории отдельных семейств, знаменитых деятелей, наиболее ярких событий [5]. Общественным изучением края занимается самодеятельное население, организуемое общественными профсоюзными организациями, домами культуры, клубами, библиотеками, в том числе детскими и юношескими. Сегодня все эти три направления переживают важный, качественно новый этап своего развития: государственное - в связи с изменением приоритетов в развитии политики, экономики и культуры России, с наметившейся тенденцией повышения роли регионов в решении задач российского общества; школьное - в связи с гуманитаризацией образования, появлением новых типов школ, поисками новых путей, форм и методов воспитательной работы; общественное - в связи с обострением в обществе нравственных, экономических, экологических, межнациональных и других проблем. Просматриваются основные направления краеведческой работы в библиотеке: - литературное; - историческое; - культурологическое; - этнографическое. Традиционно задачами библиотечного краеведения являются: * сбор материалов и информирование читателей об истории, современном состоянии и перспективах развития своей республики, города, села; * развитие у читателей интереса к родному краю; * воспитание любви и бережного отношения к своей малой родине; * организация и проведение встреч с интересными людьми; * знакомство с творчеством писателей и поэтов родного края. Краеведческая деятельность библиотеки сегодня включает в себя такие темы, как: этнография, топонимика, местный фольклор, воспоминания участников событий, генеалогия и т.д. Задача библиотеки – найти литературу и предложить формы работы, которые бы не только привлекали внимание и дошли до сердца каждого читателя, но и позволили ребенку выразить и утвердить себя как личность. В этой работе весьма важна позиция того, кто руководит краеведческой работой, его готовность к этой деятельности. [6] Для успешной работы школьной библиотеки в области краеведения нужна соответствующая профессиональная подготовленность к такой работе требующей эрудиции, энциклопедических знаний, навыков, организаторских способностей, умения работать с людьми, личного интереса, убежденности, не говоря уже о знании детской литературы и детского читателя. Демократические процессы, происходящие во всем мире, в том числе и в России, вдохнули новую жизнь в краеведение, повысили его значимость, способствовали оживлению краеведческой деятельности. Новые реалии, в которых развивается сегодня краеведение, это – глобализационные процессы, происходящие в мире и непосредственно касающиеся России. В условиях глобализации особую остроту приобретают вопросы сохранения национальной самобытности и культуры, фольклора, изучения родной литературы, истории. Чувство ответственности за страну и за свой край, приверженность высоким духовным ценностям и нравственным идеям, культура личности, толерантность по отношению к представителям различных религиозных конфессий - вот что актуально сегодня в краеведческой работе школьной библиотеки. [6] В краеведческой деятельности появились новые акценты, краеве....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: