- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Формы и механизмы государственного регулирования воспроизводства и использования трудовых ресурсов в отрасли культуры
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K006639 |
Тема: | Формы и механизмы государственного регулирования воспроизводства и использования трудовых ресурсов в отрасли культуры |
Содержание
8 СОДЕРЖАНИЕ СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА I. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОСПРОИЗВОДСТВА И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ В ОТРАСЛИ КУЛЬТУРЫ Место и роль культуры в социально-экономическом развитии региона Государственная политика в сфере культуры 1.3 Формы и механизмы государственного регулирования культурно-творческой деятельности 1.4 Организационная структура воспроизводства трудовых ресурсов в сфере культуры ГЛАВА II. ПРАКТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ В ОТРАСЛИ КУЛЬТУРЫ РЕГИОНА (на примере ЯНАО) 2.1 Состояние кадрового обеспечения отрасли культуры региона 2.2 Программа кадрового обеспечения региона: этапы разработки, реализация 2.3 Основные направления увеличения эффективности государственного регулирования трудовых ресурсов региона ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРИЛОЖЕНИЯ СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ РФ - Российская Федерация ФЗ - Федеральный закон ЕГЭ - единый государственный экзамен Минобрнауки - Министерство образования и науки МО - муниципальное образование МОУ НИМЦ - муниципальное общеобразовательное учреждение научно-исследовательский методический центр МТБ - материально-техническая база НСОТ - новая система оплаты труда ПНПО - приоритетный национальный проект «Образование» ФГОС - федеральный государственный образовательный стандарт ВВЕДЕНИЕ Современные экономические отношения в России обусловили радикальные перемены всей институциональной системы, в частности системы управления трудовыми ресурсами. Инновационные изменения и направления мировой интеграции привели к формированию течений национальной политики на принципах приоритетности развития человека и повышения интеллектуального уровня. Эффективное использование человеческих ресурсов сдерживают на сегодняшний день мировоззренческая неопределенность относительно экономической модели развития и недостаточность реформ социальной направленности. Для обеспечения наиболее результативного использования трудового потенциала возникает необходимость научного обоснования организационно-экономического механизма, взаимодействия существующих и внедрение новых рычагов. Усовершенствование экономики, социальных и институциональных взаимосвязей, нацеленных на формирование инновационного хозяйства в базе перехода к новейшим технологиям, степени производства, науки и образования, формирует новые требования к человеческому капиталу, уровню воспроизводства трудовых ресурсов как ведущим факторам экономики, содействующим реализации на практике условий современного общества по увеличению производительности и конкурентоспособности производства. Результат выполнения структурных, технологических и научно-технических преобразований в наибольшей степени находятся в зависимости от качества человеческих ресурсов, компетентности и мастерства всех категорий работников, что, в свою очередь, приводит к необходимости соответственного развития социальной сферы, рынка труда и внимания к проблемам воспроизводства и использования трудовых ресурсов. Эффективность экономики непосредственно находится в зависимости от того, каковы ее трудовые ресурсы (по количеству и качеству) и насколько эффективно они применяются. На формирование, распределение и перераспределение, использование и другие процессы воспроизводства трудовых ресурсов государство оказывает регулирующее воздействие. При таком подходе обеспечивается целостность регулирующего воздействия его целевая направленность, преемственность и последовательность. Основной целью государственного регулирования в области воспроизводства и использования трудовых ресурсов является эффективная занятость населения, которая достигается с помощью роста уровня и качества жизни, повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы, стимулирования рационального распределения трудовых ресурсов по секторам и отраслям экономики, а также обеспечения гарантий в области социально-трудовых отношений. В современных условиях государство переходит от прямого, преимущественно административного воздействия на хозяйствующие субъекты к более широкому применению рыночных инструментов, мер и методов координации экономической деятельности. Систематизированное регулирование экономической жизни общества формируется как новая экономическая роль государства. Эффективное государственное регулирование предполагает применение правомочными властными структурами, организациями, учреждениями системы мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера по обеспечению процесса воспроизводства и поддержанию жизнедеятельности населения. Государственное регулирование воспроизводства и использования трудовых ресурсов в отрасли культуры следует понимать как деятельность, направленную на достижение заданных социально ориентированных целей, обусловленную необходимыми для их выполнения управленческими мерами и использованием административных и экономических средств, непосредственно связанную с экономической политикой, в значительной степени определяемую ею, и одновременно способствующую ее реализации. Необходимость государственного регулирования культурной деятельности обусловлена высокой социальной значимостью культуры, ее возрастающим влиянием на экономику, образ жизни населения, ее способность к трудовой деятельности, на социальную стабильность общества, здоровье населения. В общем виде, государственное регулирование трудовых ресурсов заключается в формировании организационных, правовых, финансовых и экономических условий деятельности организаций культуры, а также физических лиц, создающих культурные блага. Актуальность работы состоит в том, что отрасль культуры как специфическая сфера создания уникального продукта имеет ряд особенностей, связанных с экономическими отношениями населения и организациями данной сферы, в частности эти особенности проявляются через рынок труда и рынок социально-культурных благ. Человек в данных отношениях выступает, с одной стороны, как потребитель благ, производимой сферой культуры, а с другой стороны, как обладатель творческих способностей, знаний и навыков. В этих экономических отношениях важнейшим является рынок труда, или воспроизводство трудовых ресурсов. Прогнозирование потребностей рынка труда в отрасли культуры является важной составляющей информации, необходимой для разработки мероприятий по регулированию и контролю рынка образовательных услуг, в частности по стратегическому планированию системы подготовки и переподготовки кадров отрасли культуры, ориентированной на объем спроса социально-культурных благ населения региона. Социально-демографическая, национальная, экономическая специфика региона ЯНАО предполагает необходимость учета разнонаправленных и одновременно взаимозависимых тенденций функционирования отрасли, что обуславливает поиск эффективных способов и инструментов государственного регулирования воспроизводства и использования трудовых ресурсов в отрасли культуры и применение программно-целевого подхода. Одновременно с этим, государственное регулирование трудовых ресурсов в культурной сфере обусловлено неготовностью значительного числа объектов культуры, осуществлять безубыточную работу, подготовку кадров, повышение квалификации и категорий работников, что вызывает необходимость выделять на их деятельность значительные объемы материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Государственное регулирование, его формы, применяемые методы и инструменты в значительной степени зависят от проводимой экономической политики, оценки роли и значения культуры как средства объединения общества в решении политических, экономических, социальных, этнических и иных аспектов жизнедеятельности. Государственное регулирование - сложный и многогранный процесс, направленный на осуществление государственной политики в различных сферах, реализуемой государственными органами, образующими механизм управления. Государственная политика в отрасли культуры на региональном уровне - это совокупность мер воздействия на экономические процессы, для реализации общественно значимых целей (рост культурного потенциала региона, доступность культурных благ для населения, сохранение культурно - исторического наследия региона). Цель такого воздействия - наиболее полное и эффективное использование культурного потенциала региона через создание и совершенствование условий для создания связей между культурой и рынком, включая правовое обеспечение экономических реформ, стимулирование развития конкурентной среды, оптимизацию налоговой и бюджетной системы. Необходимость управления экономическим развитием в регионе обусловлена в первую очередь общими недостатками функционирования рыночной экономики, ее нацеленностью на получение экономического эффекта и игнорированием проблем сферы культуры. Цель исследования – изучить формы и механизмы государственного регулирования воспроизводства и использования трудовых ресурсов в отрасли культуры и провести анализ кадрового обеспечения в сфере культуры региона. Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи: - изучить государственную политику в сфере культуры; - рассмотреть основные формы и механизмы государственного регулирования культурно-творческой деятельности, организационную структуру воспроизводства трудовых ресурсов в отрасли культуры; - провести анализ кадрового обеспечения в сфере культуры региона; - дать оценку эффективности государственного регулирования кадрового обеспечения региона. Предмет исследования - трудовые ресурсы в отрасли культуры. Объект исследования - культурно-досуговые учреждения региона ЯНАО г. Ноябрьск. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений. В первой главе раскрыты научные основы государственного регулирования воспроизводства и использования трудовых ресурсов в отрасли культуры. Во второй главе выпускной квалификационной работы проведен анализ кадрового обеспечения в сфере культуры региона ЯНАО на примере г.Ноябрьска. Теоретической основой выпускной квалификационной работы послужили законодательные и нормативные акты, специальная научная и учебная литература, периодические издания. В процессе работы над темой исследования применялись различные методы: экономико-математический, статистический, аналитический и другие. Практическая значимость настоящей выпускной квалификационной работы заключается в возможности реализации предложенных рекомендаций по эффективному государственному регулированию воспроизводства и использования трудовых ресурсов региона ЯНАО. ГЛАВА I. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОСПРОИЗВОДСТВА И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ В ОТРАСЛИ КУЛЬТУРЫ Место и роль культуры в социально-экономическом развитии общества Инновационное мироздание требует новое отношение к культуре, понимание ее важности и роли в современном обществе, признание культуры в качестве одного из важнейших ресурсов социально-экономического развития. Приоритетными стали такие задачи, как реализация целевой программы развития культуры, придание особого значения национальным культурам народов и народностей, укрепление материально-технической базы. Отличительной особенностью современного этапа общественного развития является увеличение социальной роли культуры как одного из факторов, организующих духовную жизнь людей. Человечество используют культуру для организации и нормализации собственной жизни и деятельности. Культура регулирует взаимодействия людей, определяет единый масштаб для соотнесения поступков индивида с требованиями социума. Россия, представляя собой модель сложного территориального, социально-культурного, хозяйственного образования, на сегодняшний день одной из целей ставит объединение огромного разнообразия хозяйствующих субъектов в единое целое и поддержание его. Это возможно и реализуемо главным образом через культуру. В данном случае «культура» понимается как один из базовых регуляторов, определяющих социальноэкономическое развитие региона. Создание качественно новых материальных и духовных ценностей, являющихся не просто продуктом производства, но, прежде всего результатом творческой деятельности людей, обладающих специфическими, порой уникальными, неповторимыми способностями, во всем этом находит свое выражение развитие культуры. Уровень культуры, в основе которого лежат творческие способности ее деятелей, работа исполнителей, материально-вещественные и финансовые ресурсы, которыми располагают институты культуры, выступают опосредованными факторами производства валового внутреннего продукта и национального дохода. Культура выступает в качестве фактора развития творческих способностей людей, обеспечивая производство духовных ценностей. В силу этого она играет такую же роль в экономике страны, как и образование. На основе ее развития происходят активизация человеческих сил и культурных ресурсов, повышение квалификации производителей материальных и духовных благ, совершенствование навыков труда. Важнейший принцип определения роли культуры в регионе заключается в понимании отношения культуры, универсальности ее смыслов и содержаний. Феномен культуры несет в себе целый комплекс различных социальных функций; ни одно культурное явление не обладает лишь одним смыслом и непосредственным содержанием, а представляет собой целостность различных смыслов и содержаний как актуального, так и мемориального характера. С этим связаны особая необходимость различного подхода к регуляции социокультурных процессов в регионе. Регион - это сложное и комплексное явление, представляющее собой целостную, пространственно организованную форму жизнедеятельности как системы, которой присущи относительная обособленность, целостность, комплексность, структурированность, подчиненность единой цели, связи с внешней средой. Социально-экономическое развитие региона - это особый вид государственной политики, направленный на государственное регулирование развитием территории. Целью управления социально-экономическим развитием региона является достижение эффективного и равномерного распределения всех ресурсов территории. Она может быть достигнута на основе формирования механизма управления всеми экономическими и социокультурными процессами, протекающими в регионе. Одним из таких процессов и качественным фактором экономического развития выступает культура. Особую значимость это понимание приобретает в регионах, обладающих высоким потенциалом культурного и природного наследия, потому что в условиях рыночной экономики существует угроза реализации на данной территории ряда промышленных проектов, дающих прибыль на первом этапе, но имеющих гибельные последствия для сохранности исторических и природных богатств. Планы перспективного устойчивого развития подобных регионов должны опираться на такую модель хозяйствования, которая позволила бы обеспечить рост экономического потенциала региона и бережное использование культурного и природного наследия. Одним из инструментов устойчивого развития региона, является культура и культурная политика. Одним из значимых факторов, повышающих конкурентоспособность той или иной территории является ее культурное наследие, культурная среда, культурная атмосфера, набор культурных благ, которые территория может предложить сейчас или в будущем. При этом важно обеспечить преемственность между самобытным историко-культурным наследием и современной культурой в сфере интеллектуально-духовной и повседневной деятельности населения, и это важнейшая задача культурной политики, осуществление которой представляется в данном контексте весьма актуальным. При эффективной реализации политики, ориентированной на применение интегрирующей функции сферы культуры, которая способна объединить население, его различные слои и группы на основе осознания общих ценностей, целей и экономических интересов, единства исторической судьбы, культурно-исторических корней, риск деградации и разрушения культурного наследия будет минимизирован, а для совершенствования и развития культурного потенциала будут созданы необходимые предпосылки. Принципиальные позиции современной экономики, на которых в существенной мере основываются конкурентные преимущества той или иной территории, уже сейчас определяются не только разного рода налоговыми стимулами, которые для развития сферы культуры предоставляет государство или местные органы самоуправления, но также местными культурными особенностями, образом жизни, качеством и комфортностью среды. Помимо тех конкурентных преимуществ, которые предоставляет странам и регионам высокоразвитая сфера культы, участие в ней государства объясняется также наличием внешних положительных эффектов. Они находят свое проявление, к примеру, в повышении общего уровня культуры населения, что, в частности, позитивно воздействует на производительность труда. По сути производство культурных благ является одним из важных факторов роста производительности труда в материальном производстве. Кроме того, с точки, зрения государственной вовлеченности: в реализацию экономического механизма функционирования сферы культуры, важно, что она обладает ярко выраженным, свойством общественной значимости, поскольку необходима не только для отдельного потребителя, но, и для общества в целом. При этом культурное наследие и значительная часть производимых в сфере культуры продуктов и услуг являются общественными благами коллективного потребления. Они не выступают в качестве объектов соперничества. Изменения полезных свойств продуктов при их потреблении не происходит, а значит становится возможным, их неоднократное и совместное использование. Достижение ключевых целей и задач стран и регионов, в частности, создание благоприятных условий для социально-экономического развития региона, влияние на глобальное информационное пространство, завоевание устойчивых позиций на мировых рынках крайне затруднительно без использования культурных ресурсов и культурного потенциала. Поэтому в настоящее время в регионах идет широкий поиск направлений территориального развития, что стимулирует отработку новых целей, задач, методов культурной политики на местах. При этом цели регулирования культурной сферы либо размыты и в условиях кризиса невыполнимы, либо, по существу, являются лишь конкретными задачами. Перспективные цели федерального и регионального развития, увязанные с социокультурной практикой, невозможно получить в готовом виде извне. Они могут быть определены самим федеральным и региональным со- обществом и отрефлексированы представителями власти, общественных организаций, интеллектуальной элитой. Таким образом, культура в обществе представляется: - как особая сфера и форма деятельности, связанная с мышлением, занятиями художественным творчеством, принятыми нормами поведения; - как общий уровень развития общества, его просвещенности и рациональности на пути «от дикости к цивилизованности»; - как сумма общественных достижений (включая технологии, отношения и представления), благодаря которым человек выделяется из природы и выходит за рамки биологической детерминации; - как специфическая система норм, ценностей и смыслов, отличающих одно общество от другого (или различные части общества - социально-статусные, профессиональные), способствующая его интеграции и придающая ему самобытность; - как духовное измерение всякой деятельности, в котором формируются ее мотивы, принципы, правила, цели и смыслы. В этом последнем понимании культура предстает как духовный компонент совокупного производства, обеспечивающий поддержание и изменение этого производства и общественных отношений в целом. Культура выражает способы (или средства, механизмы) жизнедеятельности людей, результаты этой деятельности в материальной и духовной сферах, но не собственно социальные отношения. Культурное богатство личности зависит от включения ценностей в личную деятельность и от того, насколько общество стимулирует этот процесс, насколько оно способствует ему. 1.2 Государственная политика в сфере культуры Основную суть культурной политики государства составляет совокупность отношений государства и культуры, цели государства в области культуры, механизм его регулирования и воздействия на культурные процессы, а так же реагирование на культурные потребности общества и имманентные проявления культуры. В совокупности культурная политика представляет: - выявление приоритетных направлений развития культуры, исходя из должного состояния культурной жизни и реальных проблем; - разработку или внедрение различных социокультурных программ; - поддержку и реализацию программ путем распределения различного рода ресурсов: материальных, финансовых, трудовых и информационных. В современных научных исследованиях, анализирующих политику государства в области культуры, можно найти несколько определений и подходов к этой проблеме. Как полагает исследователь Белановский В.Е., имеются три ее модели: - консервативная модель, которая исходит из особого пути России и ее исторического развития; - коммерческая, предполагающая интеграцию России в мировую экономическую и культурную системы; - модель диалога культур, которая основывается на партнерском участии России в мировом культурном развитии и позволяет поддерживать социокультурную динамику в стране. .Культурная политика в России в настоящий период находится в стадии реформирования, проводятся три реформы: административная, бюджетная и оплаты труда работников бюджетной сферы, в значительной степени охватывающая сферу культуры и искусства. Проведение административной реформы предполагает, прежде всего, уточнение функций органов власти разных уровней и разграничение между ними расходных полномочий, в том числе и в сфере культуры и искусства. К основополагающим законодательным актам, определяющим расходные обязательства государства в сфере культуры, относятся Конституция Российской Федерации, Бюджетный кодекс РФ, Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». В статье 44 Конституции РФ закреплено право каждого человека на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Таким образом, государство гарантирует населению предоставление бюджетных услуг культуры, независимо от места проживания. Политика государства в области культуры заключается, прежде всего, в создании экономических и организационно-правовых условий развития культуры, сохранения и обеспечения эффективной деятельности ее предприятий, организаций, учреждений, подготовки и социальной защиты работников культуры, деятелей искусства, стимулирования любительских объединений и самодеятельного народного творчества. Государственные органы во взаимодействии с общественными организациями должны обеспечить развитие культуры, они несут ответственность за духовное, нравственное, эстетическое воспитание граждан. Основные направления культурной политики нашего государства сформулированы в ряде законодательных актов. Прежде всего, это Закон о культуре «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (№ 3612-1) (ред. от 28.11.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016), где определены основные цели и задачи культурной политики. В современных условиях государственная культурная политика призвана: - обеспечить охрану и учет культурного наследия, сохранение и преемственность национально-культурных традиций и усиление процессов межкультурных коммуникаций; - осуществлять моральную и материальную поддержку социальных институтов и деятелей, которые создают настоящие ценности культуры и способствуют дальнейшему развитию национально-культурного богатства; - обеспечить общедоступность библиотек, музеев, театров, концертных залов и других центров национальной и общечеловеческой культуры; - создавать реальные социально-политические и экономические условия для становления и развития на территории республики национального культуры; - способствовать возрождению и развитию национальных традиций, культур других этносов. Этого можно достичь при следующих условиях: - преемственности и непрерывности традиций, опоры на фундаментальные общечеловеческие ценности, культурное и историческое наследие; - гуманизации, усиления личностного содержания социальной и культурной деятельности; - равноправного развития культур представителей всех этносов; - научной разработки проблем культуры, творческой деятельности научных и учебных заведений, творческих объединений; - демократизации управления культурой, укрепления самодеятельных основ культурной деятельности, разработки новых подходов, учитывающих современные тенденции и направления развития культуры, широких внешних связей с зарубежными партнерами. Из изложенного следует, что государственная культурная политика - это совокупность идеологических принципов и практических мер, осуществляемых через образование, просветительские, научные, религиозные, творческие, издательские, коммуникационные, социально-организационные и другие государственные и общественные институты по всесторонней и углубленной социализации населения. Культурная политика не может осуществляться без ее обоснования и серьезной научной работы в этой области. Поэтому в России принято Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 №317 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма «на 2013 - 2020 годы». Программа предусматривает изучение культурных потребностей и рынка культурных благ общества в целом, различных его слоев и групп. Изучаются вопросы обеспечения отрасли высококвалифицированными кадрами, осуществления политики в культуре. Таким образом, государственная политика России в области культуры на современном этапе представляет продуманный и ответственный выбор приоритета, целей, механизмов их осуществления. Учитывая разнообразие отношений в сфере культуры, все изменения и дополнения в законодательстве должны найти отражение в регламентации отношений собственности, налогообложения, бюджетного регулирования, трудового, общественного, таможенного законодательства в сфере охраны и использования памятников истории и культуры, взаимодействия государственных органов с общественными объединениями культурного направления. Важной проблемой является координация деятельности в сфере культуры, рациональные и оптимальные соотношения между органами культуры на региональном и местном уровнях. Основные элементы системы государственного управления в сфере культуры: - государственные органы, определяющие и реализующие культурную, социальную и экономическую политику (институциональная подсистема); - законодательные и нормативные акты, определяющие правовую основу деятельности в сфере культуры и предпринимательства в данной сфере, формы взаимоотношений и механизм правового регулирования и правовой ответственности участников отношений (нормативная подсистема); - система формальных и неформальных связей и отношений между государственными органами управления и объектами управления (государственные, негосударственные, коммерческие и некоммерческие организации культуры, творческие коллективы и отдельные творческие профессионалы), общественное мнение (коммуникативная подсистема); - культура и профессионализм субъектов управления (культурная подсистема). Институциональная подсистема управления, в том числе в сфере культуры, подразделяется на органы управления: – общей компетенции; – отраслевые; – организаций. Значительное место в управлении сферой культуры принадлежит Правительству РФ. В соответствии со ст. 13–17 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» правительство осуществляет регулирование в социально-экономической сфере, формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию. Кроме того, правительство реализует предоставленное ему право законодательной инициативы. В сфере культуры Правительство РФ обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение культурного наследия. В сфере экономики, куда относится предпринимательство в сфере культуры, а также вопросы федеральной собственности, правительство обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, прогнозирует социально-экономическое развитие, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики, осуществляет управление федеральной собственностью, принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг. Специализированное (отраслевое) государственное управление в сфере культуры осуществляет Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России). Структура управления сферой культуры неоднократно менялась. Последние изменения произошли в 2008 г., когда из сферы ведения были выведены средства массовой информации и массовых коммуникаций (телерадиовещание и др.). В настоящее время данный федеральный орган исполнительной власти осуществляет выработку государственной политики в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия и кинематографии, архивного дела, авторского права и смежных прав и нормативно-правовое регулирование (за исключением охраны культурного наследия и осуществления контроля и надзора в сфере авторского права и смежных прав). Структурные подразделения Минкультуры России по основным направлениям деятельности министерства являются департаменты: – современного искусства и международных культурных связей; – кинематографии; – культурного наследия; – науки и образования; – нормативно-правовой; – экономики и финансов. Кроме того, Минкультуры России выполняет функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере культуры и кинематографии. Минкультуры России уполномочено устанавливать своими нормативными актами: 1) перечень перемещенных культурных ценностей, не подлежащих передаче иностранным государствам, международным организациям и вывозу из Российской Федерации; 2) положение о национальном фильме и порядок хранения исходных материалов национальных фильмов и исходных материалов кинолетописи; 3) порядок формирования, учета, сохранения и использования Музейного фонда, а также деятельности музеев в РФ; 4) правила и условия деятельности государственных, муниципальных и других архивов РФ; 5) нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных органам государственной власти субъектов РФ полномочий по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, и по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения, осуществляемой в соответствии со ст. 33 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»; 6) перечни документов, образующихся в процессе деятельности федеральных органов государственной власти и подведомственных им организаций, с указанием сроков их хранения, а также примерные номенклатуры дел и др. Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящегося в его ведении Федерального архивного агентства, а также Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия. Федеральное архивное агентство, оказывая государственные услуги в архивном деле, организует: – исполнение запросов российских и иностранных граждан, а также лиц без гражданства, связанных с реализацией их законных прав и свобод, оформление в установленном порядке архивных справок, направляемых в иностранные государства; – информационное обеспечение граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе документов архивного фонда РФ и других архивных документов, а также публикацию и экспертизу документов архивного фонда. Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура) является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет функции по охране культурного наследия, авторского права и смежных прав, по контролю и надзору в указанной сфере деятельности, а также по нормативно-правовому регулированию в сфере охраны культурного наследия, осуществления контроля и надзора в сфере авторского права и смежных прав. Проблема управления сферой культуры заключается в том, что Минкультуры России руководит исключительно ведомственными учреждениями, в большинстве своем бюджетными. Это традиционные культурные институты – музеи, театры, библиотеки, клубно-досуговые учреждения и т. п. Негосударственный некоммерческий сектор, а тем более коммерческий, не попадают в поле зрения органов управления культурой и не задействованы в реализации культурной, социальной и экономической политики государства. И это происходит несмотря на то, что организации негосударственного сектора культуры и творческого предпринимательства по творческому потенциалу, разнообразию и качеству услуг не уступают государственным учреждениям, а по количеству занятых, по вкладу в экономику страны, по популярности (особенно среди молодежи) превосходят бюджетные учреждения. 1.1.3. Законодательные и нормативные акты, определяющие правовую основу деятельности в сфере культуры и культурного предпринимательства Правовая система России исходит из общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ и поэтому включает международные акты и действующее законодательство РФ. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора[8]. Международные документы, регулирующие отношения в сфере культуры: – соответствующие позиции Устава ООН (1945, ст. 1 п. 3, ст. 55, 57) и Устава ЮНЕСКО (1945, ст. 1), Всеобщей декларации прав человека (1948, ст. 22, 27), Конвенции о правах ребенка (1989, ст. 13, 31), Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966, ст. 15); – конвенции, декларации и рекомендации ЮНЕСКО (Конвенция Юнеско «Об охране всемирного и природного наследия» (1975); – Европейская культурная конвенция Совета Европы (1991); – Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Заключительный акт, п. 3. Сотрудничество и обмены в области культуры) и др.; – Конвенции, соглашения и договоры по авторскому праву и интеллектуальной собственности: • Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений; • Всемирная конвенция об авторском праве; • Женевская конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства; • Мадридское соглашение о международной регистрации знаков; • Международная конвенция по охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Римская конвенция); • Соглашение о....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: