- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Формирования конструктивных детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата по средствам игры
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W000341 |
Тема: | Формирования конструктивных детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата по средствам игры |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» Факультет дошкольной и коррекционной педагогики и психологии Кафедра коррекционной педагогики Формирования конструктивных детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата по средствам игры Выпускная квалификационная работа студентки V курса, группы В очного отделения специальности «Специальная дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью логопедия» Александровой Анжеллы Александровны Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики Кожанова Татьяна Михайловна Чебоксары 2015 Содержание Введение Глава I. Теоретические основы изучения проблемы формирования конструктивных детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата по средствам игры 1.1 Формирование конструктивных детско-родительских отношений как психолого-педагогическая проблема 1.2 Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 1.3. Психолого-педагогические условия формирования конструктивных детско-родительских отношений в семьях, имеющих детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата Глава II. Опытно- экспериментальная работа по формированию детско- родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушениями опорно -двигательного аппарата 2.1. Цель, задачи и методики изучения конструктивных детско-родительских отношений 2.2. Система работы по формированию конструктивных детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушениями опорно -двигательного аппарата 2.3 Динамика формирования детско- родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушениями опорно -двигательного аппарата Заключение Список литературы Приложения Введение Детско-родительские отношения разными иследователями описывается весьма различными понятиями и терминами, которые определяются исходными теоретическими позициями авторов. Вместе с тем, практически во всех подходах можно усмотреть исходную дихотомию, которая создает двойственность или поляризацию родительских отношений. Проблематика детско-родительских отношений остается важной для науки и практики. Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье, и вряд ли будет преувеличением сказать, что цивилизованность общества определяется не только отношением к женщинам, но и отношением к детям. Рост интереса к проблемам семейного воспитания в нашей стране связан с новыми социально-экономическими условиями. Смена идеологических ориентиров или полное их отсутствие создает трудности, с которыми приходится сталкиваться современным родителям. Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов, и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на формирование личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений. Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации психолого-педагогической практики. О значимости данной проблемы свидетельствует тот факт, что многие авторитетные психологические теории, такие, как психоанализ, бихевиоризм или гуманистическая психология, не обошли вниманием эту проблему, рассматривая взаимоотношения родителей и ребенка как важный источник детского развития. Первые экспериментальные исследования в области детско-родительских отношений были начаты в 1899 году, разработан опросник, выявляющий мнения родителей о наказании детей. В 30-е годы XX века отмечается быстрый рост исследований родительских установок. На сегодня в зарубежной психологии опубликовано более 800 исследований на тему детско-родительских отношений. В отечественной психологии статистика более скромная, поэтому испытывается определенный дефицит информации по данной проблеме. Как справедливо указывают А.Г. Лидерс, О.А. Карабанова, А.С. Спиваковская и многие другие психологи, занимающиеся изучением психологической службы семьи, и на сегодняшний день сохраняется определенная потребность в методах диагностики детско-родительских отношений и со стороны родителей, и со стороны детей. Интерес многих современных исследователей к сфере детско-родительских отношений объясняется значимостью роли взрослого для детского развития и в настоящий момент принято выделять когнитивный и эмоциональный компоненты этого взаимодействия ребёнок - взрослый. Актуальность данной работы заключается в том, что семьям, имеющим детей с нарушением опорно- двигательного аппарата необходимо помочь выработать общую стратегию педагогической деятельности, вселить в будущего в них веру, что при умелом подходе к ребенку, результаты обучения будут неизмеримо выше уже достигнутых в практике обучения этих детей Проблемой данной выпускной квалификационной работы является недостаточное формирование конструктивных детско-родительских отношений в семьях, имеющих детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата по средствам игры Проблема составляет цель исследования. Объектом исследования является детско-родительское отношение в семьях, имеющих детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата. Предметом данной работы выступает процесс формирование конструктивных детско-родительских отношений в семьях, имеющих детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата по средствам игры Гипотеза: мы предполагаем, что формирование детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата может быть реально и существенно повышена, если в процессе обучения дошкольников будут целенаправленно и комплексно использоваться игра. Цель достигается при решении следующих задач: 1) изучить педагогическую и психологическую литературу по проблеме исследования; 2) разработать коррекционно – развивающую программу, направленную на формирование детско- родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата по средствам игры. Методами исследования являются: 1) анализ педагогической и психологической литературы по исследуемой проблеме; 2) педагогический эксперимент (констатирующий, развивающий, контрольный); 3) количественный и качественный анализ данных эксперимента. Практическая значимость: - Полученные фактические данные дополняют характеристику детей дошкольного возраста с нарушениями опорно- двигательного аппарата могут быть использованы при преподавании курса специальной педагогики; - Разработанная в исследовании программа формирование конструктивных детско-родительских отношений в семьях, имеющих детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата может быть использована педагогами образовательного учреждения в работе с детьми, имеющими нарушения опорно- двигательного аппарата. Этапы исследования: I этап (октябрь – ноябрь 2013г.): анализ психологической и педагогической литературы по исследуемой проблеме, выявление проблемы; разработка плана исследования, подбор комплекса диагностических методик, определение основных параметров исследования; II этап (ноябрь – декабрь 2013г.): разработка системы мер по формирование конструктивных детско-родительских отношений в семьях, имеющих детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата; III этап (январь – март 2014г.): проведение экспериментальной работы по проверке гипотезы; IV этап (апрель – май 2014г.): обработка полученных данных, формулирование выводов, оформление выпускной квалифицированной работы. Организация исследования: исследование проводилось на базе КС(К)ОУ «Чебоксарская специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад №3 "Надежда" г.Чебоксары Чувашской Республики. В исследовании приняло участие 12 детей в возрасте 6-7 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Апробация исследования: результаты исследования были представлены на внутривузовской конференции факультета дошкольной и коррекционной педагогики и психологии (март 2015г.) и оформлены в статью на тему: «Особенности семей, воспитывающих детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата», которая была опубликована в сборнике научных статей «Культурологический подход в специальном образовании: психологический аспект». Глава I. Теоретические основы изучения проблемы формирования конструктивных детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата по средствам игры 1.1 Формирование конструктивных детско-родительских отношений как психолого-педагогическая проблема Понятие родительское отношение имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребёнка. В основе того или иного сложившегося стиля семейного воспитания находится определенное родительское отношение к ребенку. Родительское отношение - это целостная система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера ребенка, его поступков [5]. Понятие «детско-родительские отношения» указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка. Детско-родительские отношения включают в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком [2]. Вообще под понятием «отношение» в психологии понимается позиция личности к тому, что ее окружает . В социальных общностях (а к ним относятся и семья) у составляющих их людей представлены не отношения, а взаимоотношения. И если в отношении не обязательно присутствует обратный сигнал, то при взаимоотношении постоянно осуществляется обратная связь, причем разной модальности. Взаимоотношение – это взаимная позиция одной личности к другой, при этом отношения и взаимоотношения – это стороны общения. Семья является главным институтом воспитания, в котором ребенок получает первый жизненный опыт, учится преодолевать различные трудности на своем пути. Именно семья опровергает всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности: в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения. Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства. Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов (Семейный кодекс РФ, Ст.1). Одной из важнейших функций семьи является обеспечение взаимодействия личности и общества; семья активно участвует в формировании ценностных ориентации и поведения своих членов, является важным средством воспитания и сферой формирования духовно-нравственных основ подрастающего поколения. В семье совершается процесс становления личности человека, закладываются базисные основы, оттачиваются грани личности через ее приобщение к духовным ценностям. Здесь ребенок включается в общественную жизнь, усваивает необходимые нормы поведения, способы мышления, язык. Иначе говоря, семья является школой воспитания, средством передачи опыта поколений, житейской мудрости. В работах выдающихся мудрецов прошлого В. Г. Белинского, И. И. Бецкого, А. И. Герцена, П. Ф. Каптерева, Я. А. Коменского, П. Ф. Лесгафта, Н. И. Новикова, И. Г. Песталоцци, А. Н. Радищева, К. Д. Ушинского и других раскрыты различные функции семьи, оценена роль родителей в развитии ребенка, исследованы взаимоотношения детей и родителей, выявлены стили и стратегии семейного воспитания. Особенно значимо воспитательное влияние семьи на ребенка с ограниченными возможностями здоровья, для которых семья выступает иногда единственным институтом воспитания. Вместе с тем существует проблема принятия или не принятия семьей ребенка с особенностями в развитии. Родительская неадекватность по отношению к подобному ребенку, недостаточность эмоционально-теплых отношений провоцируют развитие у детей негармоничных форм взаимодействия с социальным окружением и формируют дезадаптивные характерологические черты личности (тревожность, агрессивность, отгороженность). Впоследствии это может привести к девиантному поведению и самоизоляции от общества.[9] Специфика детско-родительских отношений охватывает в двойственности и противоречивости позиции родителя по отношению к ребенку. С одной стороны, это безусловная любовь и глубинная связь, с другой - это объективное оценочное отношение, направленное на формирование общественных способов поведения. Сущность детско – родительских отношений заключается в том , что в семейном окружении, в общении, в диалоге разных поколений происходит реальное становление психики детей и одновременно существенно изменяется психическая жизнь родителей. «Как известно, - строчат Смирнова Е.О. и Быкова М.В., психоанализ был первой теорией, в которой отношения между ребенком и родителем рассматривались в качестве главного фактора детского развития. В современном мире семья часто оказывается на перекрестье социальных и экономических проблем общества; она - главный защитник личности, убежище и фундамент, хотя сама при этом испытывает внутренние болезненные противоречия. Огромный вклад в развитие представлений о специфике отношений между детьми и родителями внесла теория классического психоанализа. Связи «родитель-ребенок» имеют важнейшее значение для понимания сложившейся структуры семьи, ее актуального состояния и направлений будущего развития. З. Фрейд придавал смысл отделению ребенка от родителей, утверждая, что отход ребенка от родителем должен быть неизбежным для его социального благополучия. По З. Фрейду и А. Фрейду, мать представляет для ребенка, с одной стороны, как первый и самый важный источник блаженства, как первый объект либидо, а с другой - как первый законодатель и «контролер». Э. Эриксон подчеркнул, что в отношениях между родителем и ребенком существует двойственная интенция, которая совмещает в себе чувственную забота о нуждах ребенка с чувством полного личного доверия к нему. С одной стороны, родители должны оберегать ребенка от окружающих его опасностей, с другой - предоставлять ему определенную степень свободы, а ребенок устанавливает необходимый баланс между требованиями родителей и своей инициативой . Эрик Фромм, рассмотрев родительские отношения как фундаментальную основу развития ребенка, провел качественное схожесть между особенностями материнского и отцовского отношения к ребенку. Это различие наиболее ярко прослеживается по следующим линиям: а) условность – безусловность; б) контролируемость - неконтролируемость. Материнская любовь бесспорна - мать любит своего ребенка за то, что он есть. Материнская любовь не подвластна контролю со стороны ребенка, ее нельзя заслужить (либо она есть, либо ее нет). Отцовская любовь обусловлена - отец любит за то, что ребенок оправдывает его ожидания. Отцовская любовь управляема, ее можно заслужить, но ее можно и лишиться. При этом Фромм наблюдает, что «речь здесь идет не о конкретном родителе, а о материнском и отцовском началах, которые в определенной степени представлены в личности матери или отца» [4]. Ю.Б. Гиппенрейтер подвергнуть рассмотрению детско-родительские отношения с позиции специфики общения. Автор отмечает также чрезвычайную значимость стиля общения с ребенком для развития его личности, удовлетворение насущных жизненных потребностей ребенка сильно зависит от стиля родительского общения, которое может быть как здоровым, так вредоносным [6]. Американский психолог Г. Рон Нортон обусловливает родительское отношение как комплексную задачу, требующую чувствительности и рефлексивности к своему поведению с ребенком и готовность его изменят в случаи необходимости . Согласно А.Я. Варга, «родительское отношение - это единая система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера ребенка, его поступков» [5]. Е.О. Смирнова, раскрывая специфику детско-родительских отношений, думает, что, во-первых, они характеризуются сильной эмоциональной значимостью как для ребенка, так для родителя. Во - вторых, имеет место амбивалентность в отношениях родителя и ребенка. Эта амбивалентность выражается, например, в том, что родитель обязан, с одной стороны, оградить ребенка от опасности, а с другой стороны, дать чаду опыт самостоятельности во взаимодействиях с внешним миром. В - третьих, особенность родительского отношения к ребенку заключается в том, что оно меняется в зависимости от возраста ребенка, т. е. отношение к дошкольнику очень отличается от отношения, например, к подростку . Формирование стиля семейного воспитания – это взаимообусловленный, обоюдный процесс, за который отвечает и родитель, и ребенок. Стиль семейного воспитания, по мнению Спиваковской А. С. проявляет своего рода реализацией личности, своеобразной характеристикой личности родителя. Можно предположить, что родитель с теми или иными личностными особенностями, как правило, будет реализовать вполне назначенный стиль или близкие стили семейного воспитания[23]. Наблюдение за воспитанием детей в различных семьях, за поведением родителей позволили психологам дать описание различных родительских установок, позиций, образов поведения, манер общения и т.п., определяющих специфику детско-родительских отношений. В самом общем подходе к классификации А.И. Захаров, А.С. Спиваковская были сформулированы оптимальная и неоптимальная родительская позиция. Оптимальная родительская позиция отвечает требованиям адекватности, гибкости и прогностичности. * Адекватность родительской позиции может быть определена как умение родителей видеть и понимать индивидуальность своего ребенка, замечать происходящие в его душевном мире изменения. * Гибкость родительской позиции рассматривается как способность перестройки воздействия на ребенка по ходу условий жизни семьи. Гибкая родительская позиция должна быть не только изменчивой в соответствиями ребенка, она должна быть предвосхищающей, прогностичной. * Прогностичность родительской позиции означает, что не ребенок должен вести за собой родителей, а наоборот, стиль общения должен опережать появление новых психических и личностных качеств детей. Только на основе прогностической родительской позиции можно установить оптимальную дистанцию, можно выполнить требования независимости воспитания. В дисгармоничных семьях, как думает З.И. Белоусова , развитие ребенка взяло проблемный характер, довольно ясно выявляется видоизменение родительских позиций по одному или по всем трем выделенным показателям. Родительские позиции неадекватны, утрачивают гибкость, делаются повышенно устойчивыми, неизменчивыми и не прогностичными. [2] В гармоничной семье дать описание роли трудно, потому что все отношения с ребенком гибки и изменчивы. Но в тех случаях, когда родительские позиции утрачивают гибкость, адекватность, детские роли довольно четко выявляются. Наиболее характерны четыре роли: «козленок отпущения», «любимчик», «примиритель», «беби». Первая роль появляется в семье, как полагает З.И. Белоусова, когда матримониальные проблемы родителей, взаимное удовлетворение друг другом переключается на ребенка, он как бы отводит на себя отрицательные эмоции родителей, которые на самом деле они испытывают друг к другу. Вторая, наружно совершенно иная роль по своему психологическому содержанию, возникает тогда, когда родители не испытывают друг к другу никаких чувств, а экспансивный пустота выбирает преувеличенной заботой о ребенке. Две другие роли по существу изображают стиль близости родителей и ребенка думает З.И. Белоусова . «Беби» отдален от родителей, он как бы вытесняется из семейной общности, еще раз и навсегда предписано быть в семье только ребенком, от которого ничего не зависит. Эта роль возникает при сильной близости супругов друг к другу. «Примиритель», рано подключившийся в сложности семейной жизни, занимает важнейшее место в семье, регулируя и устраняя супружеские конфликты. Отведение супружеских конфликтов вынуждает ребенка играть роль взрослого, приближаться к родителям. Некоторые авторы (С.В. Ковалев, Д.З. Капустин, А.В. Толстых) пробовали положить в основу описания типов семьи степень выраженности эмоционального взгляды родителей к своему ребенку. З.И. Белоусова абсорбирует два крайних типа, (а все остальные выделяются по степени выраженности эмоций): 1. Семьи, в которых отношения строятся на основе любви и принятия. Обобщенная формула родительского отношения выражается утверждением: «Ребенок – центр моих интересов» в поведении родителей отмечается ласковость к детям, различные работы с ними, забота об их жизни. 2. Семьи, в которых отношения строятся на неприятии и отторжении ребенка. Обобщенная формула родительского отношения формулируется так: «Ненавижу этого ребенка, не буду о нем заботиться, тревожить». В поведении родителей проявляет небрежность к ребенку, бессердечность и желание как можно меньше якшаться с ним. [16] В ряде исследований (А.Т. Шмелева, Т.М. Афанасьева) внимание уделялось изучению степени свободы ребенка в семье, или тому, как родители регулируют его поведение [20, 32]. Были выделены два крайних типа – чрезмерная опека и излишняя требовательность. 1. Отношения по типу безмерной опеки характеризуются вытекающей родительской установкой: «Все сделаю для своего ребенка, полностью посвящу ему свою жизнь». 2. Связь по типу излишней требовательности. Установка родителей может быть выражена утверждением: «Не хочу ребенка такого, какой есть». Такая директива уничтожает увеличенную критику ребенка при отсутствии похвалы и поощрений. Во многих исследованиях психологи, пытаясь описывать типы семейного воспитания, пришли к выводу, что более точной будет оценка воспитания не в одном, а одновременно в нескольких аспектах. И. Ю. Шилов поведения родителя представляется в системе координат, одна из осей которых отражает эмоциональный аспект отношения к ребенку, а другая – поведенческий. Комбинация крайних значений дают четыре типа воспитания: 1. Теплое отношение к ребенку в сочетании с предоставлением ему самостоятельности и инициативы. 2. Холодное разрешающее воспитание, при котором некоторая холодность к ребенку, недостаточность родительских чувств сочетаются с предоставлением ему достаточной свободы. 3. Теплое ограничивающее воспитание, которое характеризуется эмоционально ярким отношением к ребенку с излишнем контролем за его поведением. 4. Холодное ограничивающее воспитание, которое приводит к постоянной критике ребенка, к придиркам, а иногда и к преследованию любого самостоятельного поступка. Многие работы, посвященные детско-родительским отношениям, базируются на предложенную Д. Баумринд типологию стилей семейного воспитания, описывавшую три основных стиля: авторитарный, демократический и попустительский [6; 10; 18]. Авторитарный стиль – все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету. Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не думают нужным как-то доказывать свои требования, аккомпанируя их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физиологическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные дети сопротивляются и баламутят, становятся избыточно агрессивными. Если по взаимоотношению к старшим детям матери склонны изменять более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы решительно соблюдают избранного типа родительской власти. Робкие, нерешительные дети приучаются во всем слушаться родителей, не производя стремлений решать что-либо самостоятельно. Демократический стиль – родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение. Попустительский стиль – ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми. Беспорядочный стиль (нелогичное руководство)- это отсутствие одного подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями. При таком стиле вырабатывания базируется одна из значительных базовых нужд лицу – потребность в стабильности и хаотичности окружающего мира, присутствии четких ориентиров в поведении и отметках. Заботящийся стиль – влечение неизменно быть с чадом, разрешать за него все начинающиеся вопроса. Родители бдительно следят за поведением подростка, усиливают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти. Исследования влияния разнообразных стилей руководства на развитие личности ребенка и формирование детско-родительских отношений показали, что ярко одобрительное влияние на воспитательный процесс оказывает авторитетный и демократический стиль взаимодействия, в то время как остальные стили приводят к нарушениям личностного развития и дисгармонии межличностных отношений родителей и детей [6]. Детско-родительские отношения как важнейшая детерминанта психологического развития и процесса социализации ребенка, как думают Л.И. Шварко и О.И. Давыдова, могут быть определены следующими параметрами [21]: - характер эмоциональной связи: со стороны родителя — эмоциональное принятие ребенка (родительская любовь), со стороны ребенка — привязанность и эмоциональное отношение к родителю. Особенностью детско-родительских отношений по уподоблению с другими видами межличностных отношений является их высокая значимость для обеих сторон; - аргументы воспитания и родительства; - степень вовлеченности родителя и дитя в детско-родительские отношения; - удовлетворение нужд ребенка, забота и внимание к нему родителя; - стиль общения и взаимодействия с ребенком, особенности проявления родительского лидерства; - способ задержки проблемных и конфликтных ситуаций; - поддержка самоуправления ребенка; - социальный контроль: требования и запреты, их содержание и количество; способ контроля; санкции (поощрения и подкрепления); родительский мониторинг; - степень устойчивости и последовательности (противоречивости) семейного воспитания. Интегративные показатели детско-родительских связей М. А. Хазанова [18,]: • образ родителя как воспитателя и образ системы семейного воспитания у ребенка. • тип семейного воспитания, определяемый параметрами эмоциональных связей, стилем общения и взаимодействия, степенью удовлетворения потребностей ребенка, особенностями родительского контроля и степенью последовательности в его реализации; • родительская воззрение, определяемая нравом эмоционального принятия ребенка, доводами и второстепенностями воспитания, образом ребенка, образом себя как родителя, моделями ролевого родительского поведения, степенью удовлетворенности родительством; Этот показатель стал предметом научного исследования и широкого обсуждения сравнительно недавно. Возникновение интереса к изучению позиции ребенка в системе детско-родительских отношений "обусловлено тем, что ребенок, как и родитель, является их активным участником. Изменение воспитательной парадигмы от отношения к ребенку как объекту воспитания к гуманистической установке — ребенок как субъект воспитания и равноправный участник отношений, произошедшее в последней четверти XX в. в общественном сознании, является основой пересмотра концепта детско-родительских отношений в сторону все большего учета позиции самого ребенка как активного творца этих отношений. Эмоциональная сторона детско-родительских отношений в значительной степени предопределяет благополучие психологического развития ребенка и реализацию воспитательного потенциала родительства как общественного института. Эмоциональное отношение к партнеру у родителей и ребенка в контексте их отношений имеет всякое происхождение, психологическое содержание и динамику развития. Если применительно к супружеским отношениям можно говорить о принципиальном равенстве партнеров — как в отношении генезиса, так и развития и реализации эмоциональной связи, — то в случае детско-родительских отношений природа детской и родительской любви оказывается различной. Эмоциональная связь родителя к ребенку квалифицируется как феномен родительской любви (Э. Фромм) [6, 246]. Мы разобрали некоторые подходы к классификации детско-родительских отношений. Их анализ показал, что в основе выделения типов отношений лежит позиция родителей, особенности их установок, ценностей, целей. За рамками анализа остается еще один очень важный вопрос – отношение ребенка к сложившейся системе семейных отношений. Этот аспект проблемы детско-родительских отношений остается недостаточно изученным. Итак, детско-родительские отношения составляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения. 1.2.Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата Семья является главным институтом воспитания, в котором ребенок получает первый жизненный опыт, учится преодолевать различные трудности на своем пути. Именно семья признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также нужным ситуацией социализации личности: в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения. Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства. Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов (Семейный кодекс РФ, Ст.1). Одной из главных функций семьи выражает обеспечение взаимодействия личности и общества; семья инициативно участвует в формировании ценных ориентации и поведения членов своих, показывает значительным средством воспитания и кругом развития духовно-нравственных оснований подрастающего поколения. В семье совершается процесс становления личности человека, закладываются базисные основы, оттачиваются грани личности через ее приобщение к духовным ценностям. Здесь ребенок включается в общественную жизнь, усваивает необходимые нормы поведения, способы мышления, язык. Иначе говоря, семья является школой воспитания, средством передачи опыта поколений, житейской мудрости. В работах выдающихся мыслителей прошлого А. И. Герцена, В. Г. Белинского, И. И. Бецкого, И. Г. Песталоцци, П. Ф. Каптерева, Я. А. Коменского, П. Ф. Лесгафта, Н. И Новикова,. А. Н. Радищева, К. Д. Ушинского и других выявлены разнообразные функции семьи, оценена роль родителей в воспитании ребенка, изучаны взаимоотношения детей и родителей, выявлены стили и стратегии семейного воспитания. Особенно значимо воспитательное влияние семьи на ребенка с ограниченными возможностями здоровья, для которых семья торчит иногда единственным институтом воспитания. Вместе с тем существует проблема принятия или не принятия семьей ребенка с особенностями в развитии. [2] Нарушения при детском церебральном параличе (ДЦП) характеризуются сочетанием триады расстройств: двигательных, психических и речевых, с сопутствующими нарушениями зрения, слуха и расстройствами сенсомоторной чувствительности (Данилова, Левченко, Ипполитова, Мастюкова, Мамайчук, Семенова, Приходько, Симонова). Двигательные расстройства — основной клинический синдром ДЦП — охватывают параличи, парезы, нарушения координации, насильственные движения, создание костных деформаций и множественных контрактур (Бадалян, Журба, Тимонина, Калижнюк, , Левченко, Приходько, и др.). Патология двигательной функциональной системы у детей с ДЦП является одним из основных факторов, замедляющих и искажающих их психическое развитие. Уровень умственных нарушений у детей, страдающих ДЦП, крайне неоднороден. Большая часть детей с ДЦП имеет задерж....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Психолого-педагогические условия оптимизации детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей 5-6 лет
- Эмоциональные нарушения у детей младшего школьного возраста в семьях с разным типом детско-родительских отношений
- Психологическое содержание детско-родительских отношений в семьях с детьми с ОВЗ.