- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Формирование универсальных логических действий у младших школьников при изучении темы «Имена существительные»
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W002727 |
Тема: | Формирование универсальных логических действий у младших школьников при изучении темы «Имена существительные» |
Содержание
Минобрнауки России Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина» (ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина») Институт педагогики и психологии Кафедра теории и методики обучения Допустить к защите: Зав. кафедрой теории и методики обучения ____________________ к.п.н., доцент Терентьева С.Н. «______» _____________ 2017 г. ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Формирование универсальных логических действий у младших школьников при изучении темы: «Имена существительные» Направление: 44.03.01 Педагогическое образование Профиль: Начальное образование Научный руководитель: Доцент, канд.пед.наук Терентьева Светлана Николаевна Исполнитель: студентка 6501 группы Немчинова Анна Васильевна Сыктывкар, 2017 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………..………..… ГЛАВА 1. Теоретические основы развития логического мышления младших школьников на уроках коми языка 1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ФГОС ДЛЯ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ . 1.2. ПОНЯТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ЛОГИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ И УСЛОВИЯ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ ………………………..………………… 1.3. АНАЛИЗ УМК ПО КОМИ ЯЗЫКУ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ .. 1.4. АНАЛИЗ УМК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ….. 1.4. ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ УУД НА УРОКАХ КОМИ ЯЗЫК………………………...………………………..………………. Выводы по первой главе …………………………………………………… ГЛАВА 2. Опытно-педагогическая работа по диагностике развития логического мышления младших школьников 2.1. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ КОМИ ЯЗЫК И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ ………………………………………………………….. 2.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ КОМИ ЯЗЫК ………………………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………...…………………………… СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………..……………………………… ГЛОССАРИЙ …………………………………………………………… ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………… ВВЕДЕНИЕ Актуальность проблемы исследования: школа сегодня меняется, пытается не отставать от новшеств, идти в ногу со временем. Вопрос о необходимости специальной работы учителя начальных классов над развитием логической составляющей мышления ребенка приобретает особенную остроту. В младшем школьном возрасте ребенок располагает значительными резервами развития. Именно младший школьный возраст является продуктивным в развитии логического мышления. Наши познания об окружающем мире, выдающиеся достижения современной науки представляют собой результат деятельности человеческого мозга, обладающего замечательной способностью рассуждать. Все суждения оформляются в виде некоторых предложений, выраженных в терминах и символах, присущих данной науке. При этом ни одно суждение не может быть построено без использования логического языка [Белошистая А.В., Левитес В.В. Развитие логичесого и алгоритмического мышления младшего школьника // Начальная школа: плюс до и после. – 2006. - №9. – С. 1-8; 1]. Формирование широких познавательных мотивов учения у младших школьников тесно связано с усвоением теоретических знаний и ориентацией на обобщенные способы действий. Важная роль отводится использованию познавательных задач, под которыми понимают осмысление явлений и формулировку целей. Познавательные задачи проходят через весь учебный процесс, выполняя в нем самые различные функции: активизируют и мотивируют учащихся, побуждают их к учебной деятельности, удерживая ход процесса учения на высоком уровне, являясь инструментом для выявления результатов учения. От качества познавательных задач зависит качество знаний, умений и навыков и уровень развития способностей ребенка. На сегодняшний день существую различные программы, направленные на развитие мышления у учеников начального класса, но не всегда и не все реализуются на практике. Следовательно, не происходит полноценного развития младшего школьника и формирование у него логических универсальных действий, что полностью противоречит требования, которые представлены в Федеральном государственном стандарте второго поколения. Данное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: какие педагогические условия нужно создать на уроках коми языка в начальной школе, чтобы они помогли реализовать планомерную и эффективную работу по формированию логических действий младших школьников. Развитием мыслительных способностей подрастающего поколения занимались и продолжают заниматься ряд отечественных и зарубежных ученых (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, П.П. Блонский, П.Я. Гальперин, В.В Давыдов, Е.А. Вяхирев, А.И. Мещеряков, Н.А. Менчинская, Д.Б. Эльконин, А.В. Брушлинский, Ж. Пиаже, М. Монтессори) считают, что мыслить вовсе не трудно и не скучно, а чтобы стать хорошим мыслителем, не обязательно быть гением. Проблема развития логического мышления исследовалась психологами в общей психологии теории мышлении (А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, К.А. Славская), в теории развития мышления (Д.Б. Богоявленская, Л.В. Занков, Н.А. Менчинская, З.И. Калмыкова, Т.В. Кудрявцев, И.С. Якиманская). Среди иностранных психологов можно выделить Ж. Пиаже, Э.Де Боне [Н.А. Максимова. Развитие логического мышления учащихся с использованием информационных технологий // Современные проблемы науки и образования. – 2014. - №5. [Электронный ресурс] http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-logicheskogo-myshleniya-uchaschihsya-s-ispolzovaniem-informatsionnyh-tehnologiy ]. Цель исследования: определить условия, направленные на формирование универсальных логических действий младших школьников на уроках коми язык. Для реализации данной цели необходимо решить несколько логически-взаимосвязанных задач: 1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу для выявления сущности категории «универсальные логические действия». 2. Дать характеристику ФГОС для начального общего образования. 3. Раскрыть понятие универсальных логических действий и условия их формирования. 4. Проанализировать УМК по коми языку с точки зрения направленности методического аппарата на формирование логических универсальных действий. 5. Определить приемы формирования логических УУД на уроках коми язык. Объект исследования: процесс формирования логических УУД младших школьников на уроках коми язык. Предмет исследования: условия, способствующие формированию логических УУД младшего школьника в условиях изучения предмета «Коми язык». Гипотеза исследования: развитие логического мышления младших школьников на уроках коми языка в 4 классе будет эффективным, если ученикам будут предлагаться: 1. Упражнения разного уровня сложности; 2. Упражнения процессуальной направленности направленные на развитие логических операций. Методы исследования: * Теоретические 1. Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования. * Практические 1. Анализ УМК по коми языку с точки зрения формирования логических универсальных действий. 2. Анализ УМК по русскому языку с точки зрения формирования логических универсальных действий. 3. Диагностики по развитию логического мышления на уроке коми язык и русский язык в 4 классе по теме «Имя существительное». Методологической базой исследования послужили работы таких авторов как Л. С. Выготский, А.А. Леонтьев, И.Я. Лернер, Н.В. Кузьмина, Ш.А. Амонашвили, В.С. Сухомлинский. Теоретическая основа исследования: Л.Ф. Тихомирова, В.М. Андреев, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, П.Я Гальперин. База исследования: МБОУ «Мохченская СОШ», 4 класс. Этапы исследования: 1 этап (март-май 2016 г.) - выявление методологических подходов к исследованию, составление списка литературы по теме исследования, анализирование опыта работы по развитию логического мышления младших школьников на разных уроках, в частности на уроках коми язык. 2 этап (сентябрь-октябрь 2016 г.) – разрабатывается содержание, подготовка написания работы. Техническое оформление теоретической части работы. 3 этап (декабрь 2016 г - май 2017 г.) - разработка, проведение и обработка диагностики по теме исследовательской работы. 4 этап (май 2017 г.) – техническое оформление всей работы, подготовка презентационных материалов к защите. Теоретическая значимость исследования: систематизация теории вопросов и в уточнении основных понятий работы. Практическая значимость исследования: диагностические материалы, подобранные для развития логического мышления на уроках коми язык могут быть использованы учителями начальных классов. Структура исследования: дипломная работа состоит из ведения, из трёх глав и вывода к ним, заключения, списка литературы, глоссария, приложения. §1. ХАРАКТЕРИСТИКА ФГОС ДЛЯ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Начальная школа играет важную роль в общей системе образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию [Вяземский Е.Е. Государственный образовательный стандарт и историческое образование в России // Новая и новейшая история. – 2011. – №4. – С.73-85; 73]. Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Это звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры. Введение ФГОС предъявляет новые требования не только к организации образовательного процесса, но и к результатам этого процесса. Ориентация на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов реализации основной образовательной программы ставит учителя перед проблемой обновления педагогической практики на основе системно-деятельностного подхода. Это требует изменений в деятельности методической службы района, потому что именно она сегодня способствует созданию условий для эффективной реализации ФГОС НОО, повышению психологической готовности самого учителя, развитию его профессиональной компетентности [Бурзанова Л.А. ФГОС – новый стимул профессионального развития педагога // Педагогическая диагностика. – 2013. – №4. – С. 89-95;90]. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования должен обеспечивать: * единство образовательного пространства Российской Федерации; * преемственность основных образовательных программ начального общего и основного общего образования. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает требования к формированию универсальных учебных действий (УУД). Основные группы универсальных учебных действий как основы умения учиться: личностные универсальные действия; регулятивные универсальные учебные действия; коммуникативные универсальные учебные действия; познавательные универсальные учебные действия. Основные характеристика результатов формирования универсальных учебных действий на иразных этапах обучения представлены в таблице 1 [Суворова Г. Профилактика трудностей в учении – формирование жизненно важных универсальных учебных действий // Школьное планирование. – 2012. – №2. – С. 43-66; 43]. Таблица 1 Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий Класс Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД 1 класс 1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». 2. Уважать к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям. 3. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. 4. Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. 1. Организовать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. 3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. 2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. 3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. 5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему. 1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. 2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. 3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 4. Слушать и понимать речь других. 5. Участвовать в паре. 2 класс 1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг». 2. Уважение к своему народу, к своей родине. 3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться. 4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. 1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место. 2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности. 3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. 4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 5.Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем. 6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем. 7. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего назначения. 2. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. 3. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу. 4. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план. 5. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. 6. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике. 7. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы. 1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 2. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 3. Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. 4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). 3 класс 1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание поднимать друг друга», «понимать позицию другого». 2. Уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов. 3. Освоение личностного смысла учения, желания продолжать свою учебу. 4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей. 1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. 2. Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в учебной деятельности и жизненных ситуациях. 3. Определять цель учебной деятельности с помощью, самостоятельно. 4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 5.Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов. 6. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе. 7. Использовать в работе литературу, инструменты, приборы. 8. Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным. 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего назначения; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. 3. Извлекать информацию, представленную в разных форматах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.). 4. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ. 5. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. 1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 2. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 3. Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. 4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). 5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. 6. Критично относиться к своему мнению. 7. Понимать точку зрения другого. 8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. 4 класс 1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание поднимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность». 2. Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов. 3. Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута. 4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России. 1. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать. 2. Использовать при выполнении задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы. 3. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего назначения; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски. 3. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). 4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. 5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. 6. Составлять сложный план текста. 7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. 1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 2. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 3. Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. 4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). 5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета, аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. 6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. 7. Понимать точку зрения другого. 8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся: умение соотнести поступки, события с принятыми этическими принципами знаниями, моральных норм, умение выделить нравственные аспекты поведения. Регулятивные действия обеспечивают организацию учебной деятельности учащихся. К ним относятся: 1. целеполагание как постановка учебной задачи; 2. планирование, т.е. составления плана и последовательности действий; 3. прогнозирование, т.е. предвосхищение результат и уровня усвоения знаний его временных характеристик; 4. контроль в форме сравнения, способа действия и его результата с заданным эталонов; 5. коррекция, внесение необходимых дополнений и корректировка плана и способ действия; 6. оценка, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание уровня усвоения. К коммуникативным действиям относятся: планирование учебного сотрудничества с учителем и с сверстниками, постановка вопросов в поиске и в сборе информации, разрешение конфликтов, управление поведением партнера входе коммуникации, умения с достаточной полнотой и с точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и с условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи. В блоке универсальных действий познавательной направленности следует различать общеучебные, включая знаково-символические; логические, действия постановки, решения проблем и универсальные логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование [Колесникова С.Н. Универсальные учебные действия в начальной школе // Исследовательская работа школьников. – 2012. – №2. – С. 17-29; 18-19 ]. В нашей исследовательской работе более подробно остановимся на блок познавательных универсальных действий, а именно на логические действия младших школьников. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Таким образом, рассмотрев характеристику ФГОС для начального общего образования и тем самым необходимо наметить работу по понятию универсальных логических действий и приемы их формирования. §2. ПОНЯТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ЛОГИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ И УСЛОВИЯ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ Стандарты второго поколения ориентированы на развитие универсальных учебных действий, в частности логических, являющихся основой формирования умения учиться [Магомеддибирова З.А., Расулова П.А. Формирование у младших школьников логического универсального действия «классификация» // Педагогическая образование в России. – 2012. - №.1. – С. 166-170; 166]. Раскрыть само понятие УУД, можно использовать несколько авторов, сравнить их точки зрения. По мнению Асмолова А.Г., в широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении, психологическом, этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса [Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.;27]. Н.В. Шигапова пишет, что УУД в широком смысле дают возможность развивать способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию путем активного и сознательного присвоения нового социального опыта. В узком же смысле текущий термин как совокупность действий учащегося обеспечивают его культурную идентичность социальную компетентность и толерантность, способность к самообразованию [Шигапова Н.В. Некоторые особенности проектирования универсальных учебных действий школьников в начальном образовании // Современные исследования социальных проблем. – 2013. - №6. [Электронный ресурс] http://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-osobennosti-proektirovaniya-universalnyh-uchebnyh-deystviy-shkolnikov-v-nachalnom-obrazovanii ]. Далее мы рассмотрим более подробно познавательные учебные действия. Логические действия имеют наиболее общий характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, установление аналогий, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем). Прежде чем рассмотреть логическое мышление детей младшего школьного возраста, определим, что такое мышление. Мышление – это теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательского и познавательного характера. А.В. Петровский дает такое определение мышлению, что этот процесс как социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза [Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 512 с.; 325]. По мнению, следующего автора, Н.А. Максимовой, мышление – это высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Решая мыслительные задачи, человек размышляет, делает выводы и тем самым познает сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир. Для современного общества одной из важных проблем является развитие мыслительных способностей подрастающего поколения. Мыслительные способности, как и всякие другие, можно развивать, вырабатывая в себе определенные навыки и умения. Эти качества потребуются ребенку, чтобы добиться успеха в жизни. На сегодняшний момент наиболее остро стоит вопрос развития логического мышления [Н.А. Максимова. Развитие логического мышления учащихся с использованием информационных технологий // Современные проблемы науки и образования. – 2014. - №5. [Электронный ресурс] http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-logicheskogo-myshleniya-uchaschihsya-s-ispolzovaniem-informatsionnyh-tehnologiy ]. Логические действия являются основными видами учебных действий при выполнении некоторых практических упражнений. Обучающиеся выполняют действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей и построения рассуждений [Полякова Э.И. Коми кыв уджтас 1-4 классъяслы]. Рассмотрим некоторые приемы умственной деятельности – анализ и синтез. Анализ – разложение целого на части, мысленное или практическое, на составляющие его элементы с последующим их сравнением. Синтез есть построение, объединение этих частей на целое [Левин Г.Д. Анализ и синтез // Вопросы философии. – 2016. – №2. – С.95-104; 95]. Анализ и синтез неразрывно связаны между собой. Первоначально учащиеся анализируют то или иное задание, делая вывод в конце рассуждения - синтезируют все полученные данные. С.Л. Рубинштейн писал: «Для глубокого познания требуется раскрытие внутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Это осуществляется мыслительными операциями – анализом и синтезом». Анализ и синтез, как и все мыслительные операции, возникают сначала в плане действия. Теоретическому мыслительному анализу предшествовал практический анализ вещей в действии, которое расчленяло их в практических целях [Баматова Д.К. Теория и методика формирования приемов анализа и синтеза у младших школьников в процессе обучения математике // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2010. №5. – С. 135-140;136-137]. Сравнение – логическая операция, «состоящая в установлении сходства и различия между предметами и явлениями». Под сравнением понимают умственные акты, посредством которых в воспринимаемых, представляемых или мыслительных объектах обнаруживают сходство или различие. Цель сравнения – выявить в объекте сравнения новые, важные для субъекта высказывания свойства. Сравнение помогает углублять и уточнять изучаемый материал [Походова Н.С., Фефилова Е.Ф. Особенности формирования познавательных универсальных учебных действий (на примере сравнения) // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. – 2013. – №4. – С.139-146; 141]. Логическое универсальное действие «классификация» – мыслительная операция, выполняемая с целью соотнесения предметов и явлений к определенному целому, на основе выявленных общих признаков или свойств. Распределение объектов по существенному признаку, в результате чего каждый объект попадает в точно определенный класс, подкласс, группу [Магомеддибирова З.А., Расулова П.А. Формирование у младших школьников логического универсального действия «классификация» // Педагогическая образование в России. – 2012. - №.1. – С. 166-170; 166]. Обобщение – выведение общности для целого ряда класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи. Обобщение базируется на анализе и синтезе, направленных на установление существенных признаков объектов, а также на сравнении, которое позволяет определить общие существенные признаки [Шигапова Н.В. Некоторые особенности проектирования универсальных учебных действий школьников в начальном образовании // Современные исследования социальных проблем. – 2013. - №6. [Электронный ресурс] http://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-osobennosti-proektirovaniya-universalnyh-uchebnyh-deystviy-shkolnikov-v-nachalnom-obrazovanii ]. Установление аналогий – аналогия есть умозаключение, в котором на основе сходства предметов или элементов в одном отношении делается вывод об их сходстве в другом отношении [Шигапова Н.В. Некоторые особенности проектирования универсальных учебных действий школьников в начальном образовании // Современные исследования социальных проблем. – 2013. - №6. [Электронный ресурс] http://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-osobennosti-proektirovaniya-universalnyh-uchebnyh-deystviy-shkolnikov-v-nachalnom-obrazovanii ]. Развитие логического мышления в начальных классах является одной из важнейших задач начального образования. Недостаточная развитость логики в первые годы обучения в школе создает школьникам трудности, которые не уменьшаются с последующим переходом в следующий ступень образования. Следовательно, логическое мышление необходимо развивать в младших классах. Ученые Н.Ф. Талызина, Н.А. Менчинская и Н.Б. Истомина считают, что логическое мышление характеризуется способностью к оперированию понятиями, суждениями и умозаключениями, а его развитие сводится к развитию логических приемов мышления [Курбатов В.И. Как развивать свое логическое мышление – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – 110 с.]. При помощи мыслительных действий сравнении, анализа и синтеза, обобщения и классификации осуществляются рассуждение, суждение, умозаключения. Таким образом, развитие мыслительных действий у детей начальных классов будет способствовать развитию логического мышления в целом. Придерживаясь различных подходов, ученые единодушны в том, что в практике обучения необходима работа по развитию логического мышления у младших школьников. Развитие логического мышления – одна из главных задач начального образования. Успешное формирование и развитие логического мышления могут быть созданы в процессе изучения всех предметов. Формировать умения необходимо за счет регулярной, распределенной во времни деятельной включенности в специально организованные ситуации. Формирование познавательных универсальных учебных действий связано с содержанием учебных предметов, способами и логикой преобразования учебного материала [Горленко Н.М., Запятая О.В., Лебединцев В.Б., Ушева Т.Ф. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования // Народное образование. – 2012. - №4. – С. 153-160; 154]. Между тем коми язык может стать основой также и для развития познавательных учебных действий через модифицированные задания. Необходимо отметить, что продуктивным обучение становится лишь тогда, когда способ деятельности, сформированный на одном предметном содержании, может быть самостоятельно перенесен учеником на другое предметное содержание. Большинство детей с трудом овладевают начальными приемами мышления, что можно объяснить стихийностью развития логического мышления. Выпускники младшей школы, у которых не сформированы основные логические приемы мышления, переходя в следующий ступень образования, сталкиваются с трудностями. Работа по развитию логического мышления в этой системе требует определенного порядка действий, потому что внутри системы логических приемов мышления существует последовательность, при которой один прием строится над другим. В силу традиционного опыта, некоторые учителя акцентируют внимание на выполнение заданий по образцу (бессознательные действия). Факты говорят о том, что отсутствует четкая система целенаправленной работы по формированию логического мышления детей, которые учатся в начальной школе. Мы считаем, что недостаточно использование организации освоения через формальное, механического заучивания знаний по предмету коми язык. Нужно создать ситуацию осмысленного, самостоятельного выполнений определенных упражнений. Внимание важно ставить на природе внут....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Формирование универсальных логических действий у младших школьников при изучении темы «Имена существительные»
- Формирование логических универсальных учебных действий младших школьников при изучении орфографии
- Формирование у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий при обучении математике