- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Формирование социальной активности
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W003198 |
Тема: | Формирование социальной активности |
Содержание
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВО «ОмГПУ») Факультет начального, дошкольного и специального образования Кафедра педагогики и психологии детства Допущена к защите «___» _____________ 2017 г. Зав. кафедрой ПиПД: доцент, к.п.н. Мурзина Наталья Павловна _______________ (подпись) Формирование социальной активности детей старшего дошкольного возраста в трудовой деятельности Выпускная квалификационная работа по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование Направленность (профиль) Дошкольное образование Выполнил: студент 54 группы заочной формы обучения Давид Наталья Альбертовна ________________ (подпись) Научный руководитель: доцент, канд. пед. наук Тельнова Жанна Николаевна ________________ (подпись) Выпускная квалификационная работа защищена «___» _____________ 2017 г. Отметка ____________________ Председатель ГЭК_______________________ (подпись) Омск, 2017 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1. Проблема формирования социальной активности детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях ……… 9 1.2. Средства развития социальной активности детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………………………………… 14 1.3. Возможности трудовой деятельности как средства формирования социальной активности детей старшего дошкольного возраста ………….... 24 Выводы по первой главе ………………………………………………….…… 31 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2.1. Выявление уровня сформированности социальной активности детей старшего дошкольного возраста …………………………………………..….. 32 2.2. Реализация программы по формированию социальной активности детей старшего дошкольного возраста в трудовой деятельности …………...…... 44 2.3. Выявление эффективности реализованной программы по формированию социальной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности ……………………………………………….……..…. 51 Выводы по второй главе ………………………………………………………. 55 ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………...……. 56 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ….58 ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………..……. 64 ВВЕДЕНИЕ Актуальность проблемы и темы исследования. Современный период, отличающийся кардинальными изменениями, ставит проблему формирования социально активного человека, способного к творческой, преобразовательной деятельности, готового принимать самостоятельные решения. Эти требования, предъявляемые обществом, относятся и к современному дошкольному образованию. Они предполагают, прежде всего, необходимость создания оптимальных условий для воспитания активности личности, направленной на полноценное взаимодействие с окружающей средой в соответствии с возрастными особенностями и возможностями. Социальная активность не возникает спонтанно. Для ее формирования необходима целенаправленная работа, начиная с дошкольного детства, поскольку в этом возрасте закладывается фундамент развития личности, формируются многообразные отношения с миром. В процессе развития ребенка происходит усвоение им социальных норм и правил, совершенствование его поведения, поступки приобретают социально детерминированную форму. Этот процесс происходит не пассивно, а осуществляется в результате активного взаимодействия ребенка с социальным окружением. Необходимо, чтобы с самого начала такая активность приобретала выраженный социальный характер. Об этом же свидетельствуют и основные государственные документы, касающиеся дошкольного образования: закон ФЗ «Об образовании в РФ», а также вступивший в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС). Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития социальной активности. Это обусловлено, с одной стороны, сохраняющейся высокой восприимчивостью к социальным воздействиям, с другой – потерей непосредственности, развитием элементов произвольности, самосознания, внутренних этических инстанций, возникновением иерархии мотивов, обобщением переживаний, что обеспечивает ребенку определенный уровень сознательности и самостоятельности. В ходе взаимодействия с миром у ребенка развивается способность к проявлению инициативы и исполнительности, через которые выявляется ценность человека как социального существа, мера его дееспособности в обществе. Разное сочетание инициативы и исполнительности начинает определять индивидуальный стиль активности ребенка, который стабилизируется, трансформируется, изменяется в ходе дальнейшего становления личности. Ретроспективный анализ философской, психолого-педагогической литературы позволяет заключить, что элементы формирования социальной активности личности всегда входили в задачи социально-нравственного воспитания (Р.С. Буре, Г.М. Киселева, В.И. Логинова, В.Г. Нечаева, Д.В.Сергеева и др.). Исследования М.М. Алексеевой, Р.Ю. Андрекене, А.К. Бондаренко, В.Я. Вороновой, С.В. Иванниковой, Р.И. Капустиной, М.В. Крулехт, Р.Г. Казаковой, Ю.Н. Рюминой, Л.И. Сайгушевой, Э.К. Сусловой и др. были направлены на изучение проявлений активности в том или ином виде деятельности, раскрыты педагогические условия ее формирования. Однако проблема социальной активности, ее проявлений и динамики в трудовой деятельности дошкольников изучена недостаточно полно. В науке и практике определено место трудовой деятельности детей в образовательном процессе детского сада и его содержание (Е.И. Корзакова, В.Г. Нечаева, Е.И. Радина); выделены формы организации трудовой деятельности детей (З.Н. Борисова, Р.С. Буре, Г.М. Киселева, М.В. Крулехт, Л.И. Сайгушева, Д.В. Сергеева, А.Д. Шатова); изучен процесс формирования положительного отношения к труду, трудолюбия и трудовой активности дошкольников (В.И. Логинова, Я.З. Неверович, Л.И. Сайгушева, Т.И.Тарабрина, А.Г. Тулегенова, Ю.А. Мичурина); рассмотрены особенности организации трудовой деятельности дошкольников в семье (Д.О. Дзинтере, Л.В. Загик, Т.А. Маркова), овладение детьми дошкольного возраста позицией субъекта труда (М.В. Крулехт). Цель исследования: теоретически обосновать, составить и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность программы по формированию социальной активности детей старшего дошкольного возраста в трудовой деятельности. Объект исследования: процесс формирования социальной активности детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: формирование социальной активности детей старшего дошкольного возраста посредством трудовой деятельности. В основе исследования лежит гипотеза исследования о том, что реализация программы по формированию социальной активности детей старшего дошкольного возраста в трудовой деятельности будет успешной, если: - определены содержание и структурные компоненты социальной активности (мотивационный, эмоционально-ценностный и волевой (поведенческий)), где мотив определяет направленность личности ребенка и обеспечивает устойчивое и длительное волевое напряжение дошкольника; - соотнесено поведение каждого ребенка с определенным типом активности; * учтены педагогические условия организации труда в группе и на участке дошкольной образовательной организации. В соответствии с целью, объектом, предметом и выдвигаемой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования: 1. Осуществить теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы по проблеме формирования социальной активности детей старшего дошкольного возраста и выявления ее эффективных средств. 2. Выявить уровень сформированности социальной активности детей старшего дошкольного возраста. 4. Разработать и экспериментально апробировать программу по формированию социальной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. 5. Проверить эффективность реализованной программы по формированию социальной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс методов исследования, адекватных объекту и предмету исследования: * теоретические – анализ, синтез, обобщение психолого-педагогической литературы; * эмпирические – беседа, анкетирование, наблюдение, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный). Теоретическую основу исследования составляют: * деятельностный подход в образовании (Б.Г. Ананьев, В.А. Беликов, А.Н. Леонтьев и др.); * личностно-ориентированный подход в образовании (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, В.Г. Маралов, И.С. Якиманская и др.); * теория трудового воспитания и обучения дошкольников (Р.С. Буре, Г.Н. Година, Г.М. Киселева, М.В. Крулехт, В.Г. Нечаева, Л.И. Сайгушева, Д.В. Сергеева, А.Д. Шатова и др.). Исследование проводилось в несколько этапов: Первый этап (сентябрь – октябрь 2016 г.) – поисково-теоретический. Изучалась и анализировалась философская, социологическая, психолого-педагогическая литература по исследуемой проблеме. Были определены цель, рабочая гипотеза исследования и намечены его задачи. Второй этап (ноябрь-декабрь 2016 г.) – опытно-поисковый. На этом этапе систематизировался полученный материал, разрабатывалась программа по формированию социальной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе труда в природе. Осуществлялась подготовка формирующего этапа исследования. Третий этап (январь-апрель 2017 г.) – итогово-аналитический. Проводился формирующий этап исследования, осуществлялась обработка и обобщение полученных данных, которые подтвердили гипотезу исследования. Практическая значимость исследования состоит в разработке и апробации программы по формированию социальной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. Содержащиеся в работе материалы по формированию социальной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности могут быть реализованы воспитателями ДОУ для совершенствования образовательной работы с детьми и в системе педагогического просвещения родителей. База исследования: БДОУ г. Омска «Детский сад общеразвивающего вида № 377». Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в условиях образовательного процесса БДОУ г. Омска «Детский сад общеразвивающего вида № 377». В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста в количестве 20 человек, их родители и два педагога: воспитатели группы. Основные положения исследования обсуждались на XIX Всероссийской студенческой научно-практической конференции на секции «Современные проблемы дошкольного образования» (г. Нижневартовск, 4-5 апреля 2017 г.). Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка источников и литературы, включает приложение. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1. Проблема формирования социальной активности детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях Формирование социально активных людей – одна из важнейших предпосылок дальнейшего развития общественного производства, активного участия каждого гражданина в экономической, социальной, политической, духовной сферах жизни. Однако, всестороннее развитие возможно только при условии активности самой личности. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что понятие «активность» трактуется учеными по-разному. В широком спектре проявлений активности человека особое место занимает категория «социальная активность». Термин «активность» во многих исследованиях отождествляется с деятельностью (Ю.И. Агеев, С.А. Батурин, С.Н. Кожевников, Е.А. Лукьянчик, Н.Н. Седова). Исследователи отмечают, что социальная активность есть деятельность людей, направленная на прогрессивное преобразование общественной жизни. Данный подход не учитывает содержательной стороны социальной активности, ее само детерминируемого характера [8]. Анализ подходов к определению понятия «социальная активность» в отечественной психологии позволил определить необходимость использования деятельностного подхода, разрабатываемого в работах А.Н.Леонтьева, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна и др. С позиций данного подхода развитие личности происходит в процессе осуществления деятельности. Социальная активность может осуществляться в различных формах, не только как индивидуальная, но и как групповая, коллективная, организационная, направленная на реализацию возможностей и интересов тех или иных социальных общностей. Значение социальной активности определяется её содержанием и направленностью, тем, насколько она отвечает объективным интересам, потребностям общества в стратегической перспективе. Важно и в какой сфере общественной жизни человек её проявляет. В каждом виде деятельности проявляются и совершенствуются различные виды активности: * двигательная активность – подвижность в процессе познания действительности; общение; * умственная активность – оптимальность усвоения доступного детям социального (эмоционального, логического, нравственного, трудового, художественного) опыта; * трудовая активность – участие в играх, посильном труде, учении; * эстетическая активность – самостоятельность и творчество в процессе создания детьми выразительных образов в игровой, художественно-речевой, изобразительной деятельности; * этическая активность – проявление бережного отношения ко всему, что сделано природой и человеком, доброжелательность в общении с детьми и взрослыми, выражающаяся в сочувствии, сопереживании, сострадании, помощи [24]. Социальная активность – это тип активности, характерный для человека, соответствующий социальному уровню организации материи, обуславливающий и проявляющийся при взаимодействии субъекта с социальной средой в социальной деятельности, имеющей позитивную целенаправленность – и самодеятельный, творческий характер, в процессе которой происходит преобразование субъекта и среды. Социально активная личность интерпретируется исследователями (К.А. Абульханова-Славская, А.Е. Дмитриев, Н.М. Сокольникова и др.) как личность, способная осуществлять интенсивную, результативную, творчески преобразующую деятельность в соответствии с потребностями общества и своими интересами. Социальная активность представляет собой не какое-либо качество человека, а его интегральное свойство и реализуется в различных видах предметной деятельности, таких, как познавательная, общественно-политическая, нравственная, трудовая [1, 2]. Социальная активность характеризуется способностью усваивать и претворять в жизнь регламентированную обществом систему знаний, умений, навыков, норм и правил поведения, общения. Индивид осознает стоящие перед ним цели, а также мотивы, способы решения задач, достигает положительных результатов. Социальная активность проявляется в способности субъекта осознанно относиться к тому, что и как он делает, что и как познает (В.А. Ситаров, В.Г. Маралов). Единицами социальной активности выступают инициатива и исполнительность, сочетание или преобладание которых дают представление о типических особенностях социальной активности (исполнительно-инициативный, инициативный, исполнительный, реактивный, социально-пассивный). Основы социальной активности могут быть заложены в дошкольном возрасте. Особое значение для формирования основ социальной активности имеет старший дошкольный возраст, характеризующийся рядом важнейших личностных новообразований (Л.И. Божович, Л.Л. Коломинский, Е.Е. Кравцова, Е.А. Панько, Е.В. Субботский, Д.И. Фельдштейн и др.), обуславливающих появление общественной направленности в поведении и деятельности детей. Основы социальной активности дошкольников возникают, когда дети начинают ориентироваться на результаты деятельности и поведения как социально-ценные не только для себя, но и для других, когда появляются элементы ответственности за свои действия и поступки, что характерно только для старшего дошкольного возраста. На этом уровне активность ребенка проявляется в виде исполнительности, так как без усвоения норм и требований невозможно успешное осуществление деятельности. Инициативы же выступают в рамках социальной реактивности, в виде импульсивного поведения, которое важно корректировать, воспитывая у ребенка ответственность. Признаком появления ответственности у старших дошкольников является способность выходить за пределы наличной ситуации, подавить имеющееся импульсивное желание, осознать смысл решаемой задачи, свои возможности. Возникновение и развитие основ социальной активности целесообразно рассматривать на основе последовательного формирования её показателей – инициативности и исполнительности, приобретающие постепенно черты ответственной инициативы и ответственного исполнения. Проведенные исследования (Л.И. Сайгушева, Е.А. Шанц и др.) показывают, что в дошкольном возрасте активность и реактивность имеют свои специфические особенности, определяемые своеобразием развития инициативы и исполнительности. Вместе с тем, социальная активность представляется базовой, фундаментальной характеристикой личности, определяющей особенности ее поведения и отношений с окружающим миром [35, 45]. Е.И. Комкова [14] отмечает, что процесс социальной активности в дошкольном детстве происходит непосредственно в общении со сверстниками, взрослыми в игровой, трудовой и учебной деятельности. Дальнейшее качественное развитие социальной активности детей дошкольного возраста осуществляется за счет интеграции инициативы и исполнительности. Т.М. Недвецкая [26] выявила взаимосвязь социального интеллекта дошкольников и социальной активности в игровой деятельности. Автор показал, что инициативность и исполнительность в процессе разных видов игр, особенно в сюжетно-ролевой игре, предполагают высокий уровень развития социального интеллекта старших дошкольников. Оказание развивающего воздействия на социальный интеллект детей, в свою очередь, будет содействовать обогащению и развитию их игровой деятельности, что может быть рассмотрено как условие полноценного формирования личности дошкольника на современном этапе. А.Г. Николаева [27] в рамках своего исследования рассматривает социальную активность старших дошкольников, как реализуемое стремление детей участвовать в пространстве дошкольного образовательного учреждения в доступной общественно значимой деятельности, направленной на решение интересных и близких для них общественных задач при активном взаимодействии с другими людьми: взрослыми, сверстниками, детьми младшего возраста. Проанализировав подходы различных исследователей к определению социальной активности, можно выделить три основных аспекта: * состояние субъекта, как черта, свойство личности; * социальная активность, как отношение к деятельности; * социальная активность, как мера деятельности. Процесс формирования социальной активности детей старшего дошкольного возраста очень сложен, предполагает сознательное и гибкое применение педагогом богатого арсенала различных методов, приемов и средств. Структура социальной активности ребенка складывается из нескольких компонентов: мотивационного, волевого, эмоционально-ценностного. Таким образом, социальная активность детей старшего дошкольного возраста это деятельно-предметное инициативное отношение ребенка к миру, проявляющееся под влиянием мотивов и волевых актов, в основе которых лежат общественно значимые потребности. Социальная активность дошкольника – способность ребенка включаться в специфические для данного возраста виды деятельности для решения общественных задач, проявлять такой уровень психической активности, который бы способствовал получению результатов, значимых для других и для себя. 1.2. Средства развития социальной активности детей старшего дошкольного возраста Средство – прием, способ действий для достижения чего-нибудь. Средства обучения – материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в образовательный процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности педагога и учащихся. Социальная активность определяется как «почин, внутреннее побуждение, предприимчивость» [43], то есть социальная активность – средство осуществления какой-либо деятельности. Ряд исследователей раскрывают понятие «социальной активности» в рамках причины начала и развертывания деятельности [40]. Средствами развития социальной активности детей старшего возраста являются: разные виды детской деятельности (игровая, трудовая, учебная и др.), общение со сверстником и взрослым, педагогическая ситуация. Т. Рибо, С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов определяют трудовую деятельность как качество личности. П.А. Рудик пишет о трудовой деятельности как о способности «к самостоятельным волевым проявлениям» [33]. Понятие «социальная активность» рассматривается в работах А.С. Макаренко, М. Вайсфельда, Б.А. Кадырова, А.И. Крупнова и др. где Интеллектуальная активность как разновидность социальной, по мнению В.Д. Шадрикова, проявляется в поиске дошкольником нового или усовершенствованию старого подхода к решению задачи. Возникновение этого качества возможно только в случае сформированности у дошкольника познавательного мотива, интереса и постановки цели деятельности. Д.Б. Богоявленская считает интеллектуальную активность «качественной характеристикой умственного развития, которая обеспечивает формирование интеллектуальных способностей личности», «продолжение мыслительной деятельности за пределами требуемого». В.Д. Шадриков, Д.Б. Богоявленская определяют это понятие в качестве характеристики умственного развития, средство формирования интеллектуальной способности [4, 45]. Противоположным активности качеством является исполнительность. Отличие активности от исполнительности заключается в том, что активность реализует свои желания, а исполнительность – желания других, то есть исполнительность ведет за собой активность. Активность является средством осуществления какой либо деятельности, активности. В практике дошкольного воспитания проблеме самостоятельности дошкольника в бытовом труде уделено особое место. Самостоятельность воспитывается при выполнении детьми обязанностей по обслуживанию себя и близких людей; уровень самостоятельности связан с освоением социального опыта трудовой деятельности, возможностью проявления ребенком в труде субъектной позиции. Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности. Главная задача трудового воспитания дошкольников – формирование правильного отношения к труду. Она может быть успешно решена только на основе учета особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, на основе учета возрастных особенностей ребенка. Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить цели, находить пути для ее достижения, получать результат, соответствующий цели. Цель перед ребенком вначале ставится педагогом. В воспитании детей старшего дошкольного возраста педагог обычно сталкивается с характерными для этого возраста процессуальными действиями. Стремление ребенка сделать что-то самостоятельно и является важным фактором в становлении его личности. Цель, поставленная перед ребенком педагогом, должна быть рассчитана на возможность ее осуществления. Поэтому, формируя целенаправленную деятельность детей, следует избегать непосильной для них работы. В труде детей должны иметь место и более отдаленные цели. Не следует идти по пути привлечения к труду только тех детей, которые уже умеют работать, необходимо вовлекать в труд и тех детей, которые еще не умеют работать, их надо научить тому, что они еще не умеют делать. В формировании целенаправленной деятельности в развитии умения и желания трудиться важное значение имеют мотивы, обуславливающие трудовую активность детей, их стремление достичь высокого результата работы. В трудовой деятельности ребенка большое значение имеет его собственная творческая активность: обдумывание предстоящей деятельности, подбор необходимых материалов, инструментов, преодоление известных трудности при достижении намеченного результата. Предварительное планирование работы чаще всего осуществляется педагогом. При этом следует иметь в виду, что оно не должно занимать времени больше, чем сам трудовой процесс. Элементарное планирование могут выполнять и дети 5 - 7 лет. Умение планировать работу наиболее успешно формируется в трудовом процессе. На занятиях план чаще всего предлагается педагогом, так как здесь основной задачей является научить ребенка тому, чего он еще не умеет делать. Определенное воздействие на детей оказывает подведение результатов по окончании работы. Воспитывая у детей интерес к труду, очень важно помнить о том, что добиваться от детей результата высокого качества следует постепенно, сообразно силам и формирующимся у них навыкам. Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной трудовой деятельности. Выполнения трудовых поручений способствуют формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения. В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается) т.е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия. В подготовительной к школе группе при выполнении общих поручений дети должны проявлять необходимые навыки самоорганизации, и поэтому воспитатель более требователен к ним, переходит от разъяснения к контролю, напоминанию. Дежурства – форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участие в труде. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех. В старших группах вводится дежурства по уголку природы. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств. Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Он широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети уже имеют достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении разнообразных поручений. Возросшие возможности позволяют педагогу решать более сложные задачи трудового воспитания: он приучает детей договариваться о предстоящей работе, работать в нужном темпе, выполнять задание в определенный срок. В старшей группе воспитатель использует такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание и, когда в конце работы подводится общий итог. Многие педагоги (В.Г. Нечаева, Т.В. Маркова, А.П. Усова и др.) неоднократно отмечали, что детский труд должен иметь большое социальное значение. Он должен быть не игрой в труд, а настоящим трудом. Задача взрослых – раскрыть перед детьми объективную необходимость их труда и тем самым содействовать воспитанию у них чувства долга. Е.И. Тимошина, Е.В. Шишенко, П.Н. Шведова выделяли педагогическую ситуацию как одно из средств развития социальной активности ребенка в старшем дошкольном возрасте. Они отмечали, что педагогическая ситуация имеет определенный социальный заряд и способствует решению перспективных задач формирования личности с педагогической точки зрения. Развитие социально активной личности – это создание стройной системы педагогических ситуаций в рамках общего процесса воспитания, включающей в себя общественно ценные цели, оптимальные формы и методы, а также социально значимые изменения в личности, проявляющиеся в активной, сознательной и самостоятельной деятельности и поведении. Данное концептуальное положение является основой для разработки авторами технологии формирования основ социальной активности у старших дошкольников. В контексте своего исследования, авторы представили два типа педагогических ситуаций, это – ситуации задачи и проблемные ситуации. В основе данного исследования лежит технология проблемного урока Е.Л. Мельниковой, адаптированная к дошкольному возрасту. Технология включает четырёхступенчатую структуру: постановка проблемы – поиск решения – выражение решения – реализация продукта. Специфика использования её в дошкольном образовании заключается в том, что она не может реализовываться в рамках одной организационной формы, ее элементы необходимо включать в разные компоненты образовательного процесса. Так постановка проблемы и поиск решения может осуществляться в непосредственной образовательной деятельности. Выражаться решение может в режимных моментах или при взаимодействии с семьёй. Реализовываться продукт будет в совместной деятельности с различными социальными партнёрами (малышами, сверстниками, родителями, детьми с ограниченными возможностями и так далее) [40]. Исследователями (В.Г. Маралов, В.А. Ситаров) отмечается, что использование только проблемных ситуаций не решает задач формирования социально активной личности, поскольку инициативность, не подкрепленная разумной исполнительностью, а значит, организованностью и дисциплинированностью, способствует развитию самоуверенной личности, умеющей выдвинуть инициативу, но не всегда способной ее реализовать [22]. Исследования специалистов (Р.Г. Казакова, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров и др.) свидетельствуют, что необходимо использовать и одновременную работу в коллективе, направленную на достижение общей цели, напрямую зависящую от работы каждого ребенка, и работу в парах, предполагающую распределение обязанностей на равных основаниях, и групповую работу, позволяющую наиболее полно реализовать принципы коллективности: осознание общей цели, распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль. Одним из видов взаимодействия детей является групповое внешне наблюдаемая сторона взаимодействия между группой людей, связанная с установлением и развитием контактов между субъектами, характеризующаяся стремлением обменяться информацией, познать друг друга и повлиять на поведение или установки [3, с.152]. В соответствии с различными критериями формирования группы, групповое взаимодействие может быть весьма разнообразным (по интересам, по возрасту, по возможностям, по характеру межличностных отношений, по типу активности, по гендерному признаку). Именно в групповом взаимодействии проявляется активность дошкольника, развивается его самосознание, организаторские способности, своеобразно и глубоко сочетается индивидуальное начало с коллективным. Огромное значение в воспитании социально активной позиции детей играет и коллективное взаимодействие, которое определяется как равноправное личностное взаимодействие дошкольников, направленное на согласование и объединение общих усилий с целью достижения высокого уровня активности, коллективной общности и индивидуальной удовлетворённости, проявляющейся в адекватной оценке себя и других, реализации творческого потенциала и комфортности. В коллективной деятельности социальная активность проявляется в двух формах: общение и общественно значимый результат. Общение в процессе коллективной деятельности – это средство передачи полезной информации и практического опыта, средство формирования культуры самого общения. А общественно значимый результат может быть получен при участии дошкольников во Всероссийских («Лыжня России», «Радуга открытий»), региональных («Война глазами детей, внуков, правнуков», «День отца») и внутрисадовских акциях («Поможем бездомным животным ВМЕСТЕ») и др. Показателями сформированности такого вида взаимодействия у детей являются: * общность интересов и осознанность цели работы каждым участником коллективной деятельности; * неограниченность индивидуально-творческого проявления, наличие условий самовыражения и самореализации каждого; * гуманистический характер общения, составление групп на основе добровольности и взаимных симпатий, защищённость личности от произвола; * доверие и взаимопомощь (между членами коллектива); * сочетание ролевого и личностного взаимодействия с периодической сменой лидеров. * коллективному общению присущи следующие функции: * информационная – обмен чувственной и познавательной информацией; * контактная – готовность к приёму и передаче информации; * координационная – согласование действий и организация взаимодействия; * перцептивная – восприятие и понимание друг друга; * развивающая – изменение личностных качеств участников деятельности, что является принципиальным в контексте темы нашего исследования. Коллективное общение дошкольников направлено на развитие умения сотрудничать, уважать чужую инициативу, защищать собственные идеи, координировать свою деятельность и объективно оценить результаты коллективного творчества. Следуя принципу развития, дети должны осознать, что продукты их деятельности необходимы для других. Этому способствует разновозрастное общение, при котором воспитанники старших групп постоянно взаимодействуют с детьми из младших групп. Разновозрастное общение – взаимодействие двух или нескольких детей....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: