VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Формирование самооценки младшего школьника

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W008644
Тема: Формирование самооценки младшего школьника
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ



Учреждение образования 

«Гомельский государственный университет 

имени Франциска Скорины»

 

Институт повышения квалификации и переподготовки кадров



Факультет по переподготовке кадров



Кафедра социально-гуманитарных дисциплин 

 







Формирование самооценки младшего школьника 

средствами  арт-терапии



 

Курсовая работа 







Исполнитель:

слушатель группы ПП-2			______________О.Н.КНЫШОВА





Научный руководитель

магистр психологических наук 	        _______________ И.А. ПЫЛИШЕВА





























Гомель, 2018

Содержание

Введение………………………………………………………………….…….3

1 Теоретические аспекты формирования 

самооценки детей младшего школьного возраста………………………….5

2 Арт-терапии как средство формирования самооценки 

Младшего школьника………………………………………………………..10

3 Виды и техники арт-терапии в работе педагога-психолога 

по формированию самооценки у младшего школьника…………………..15

Заключение ……………………………………………………………………32

Список использованных источников ……………………………………….34







































































Введение 





Самооценка -  оценка личностью самого себя, своей внешности, места среди других людей, своих качеств и возможностей. Самооценка определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека, обуславливает динамику, направленность развития субъекта как личности. Самооценка в зависимости от своей формы (адекватная, заниженная, завышенная) стимулирует или подавляет активность человека. Неадекватная, низкая самооценка снижает уровень социальных притязаний человека, способствует развитию неуверенности в собственных возможностях, ограничивает жизненные перспективы человека. Такая самооценка может сопровождаться тяжелыми эмоциональными срывами и внутренним конфликтом. Человек с заниженной самооценкой не в полной мере реализует свои силы и возможности, трудится не с полной отдачей. Зарубежные психологи рассматривают самооценку как механизм, обеспечивающий человеку ориентацию в окружающей среде, согласованность его внутренних требований к себе с внешними условиями.

Формирование у младших школьников адекватной положительной самооценки влияет не только на отношение к школе и к процессу обучения в целом, но и способствует становлению интересов, формированию жизненной позиции, выступает как значимый этап развития личности. В возрастной и педагогической психологии младший школьный возраст занимает особое место: в этом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом. Младший школьный возраст является периодом интенсивного складывания самооценки, что обусловлено включением ребенка в новую общественно значимую и оцениваемую деятельность. К завершению младшего школьного периода самооценка ребенка становится автономной и в меньшей степени зависимой от мнения окружающих. Учебная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на формирование самооценки детей младшего школьного возраста.

Актуальность изучения  данной темы заключается в том, что  формирование самооценки у детей младшего школьного возраста  играет одну из главных ролей в развитии ребенка, его эмоциональной и личностной сферы. 

Объект: формирование самооценки в младшем школьном возрасте.

Предмет:  формирование самооценки младшего школьника средствами арт-терапии.

Цель работы: рассмотреть теоретические аспекты формирования самооценки младшего школьника средствами арт-терапии.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, метод обобщения и систематизации.

Задачи исследования: выделить факторы, влияющие на формирование самооценки детей младшего школьного возраста; раскрыть роль арт-терапии в формировании самооценки младшего школьника; охарактеризовать виды и техники арт-терапии в работе педагога-психолога по формированию самооценки младшего школьника.

Теоретико-методологическую основу  исследования составили теоретические и практические разработки ученых психологов, педагогов: Л.И. Божович, А.И. Липкиной,  Б.Г. Ананьева,  Л.С. Выготского,  М.И. Лисиной, К. Роджерса, В.В. Столина.

В отечественной психологии проблема самооценки, успешное развитие и формирование личности ребенка раскрывается в работах:  В.В.Столина, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, К.К.Платонова, И.С.Кона и др. авторов.

Зарубежные авторы также рассматривали становления самооценки и развития личности в целом (К.Хорни, А.Адлер, В.Шутц, Д.Боулби, Й.Лангмейер и др.).

Как отечественные, так и зарубежные ученые признавали значимость семейного воспитания для формирования самооценки ребенка. Очевидно, что уклад жизни семьи, семейные ценности, взаимоотношения с родителями во многом формируют отношения младшего школьника к себе.

Арт-терапия это особая форма психотерапии, психокоррекции и развития личности, основанная на творческом самовыражении посредством различных видов искусства

Первоначально арт-терапия возникла в контексте теоретических идей З. Фрейда и К.Г. Юнга, а в дальнейшем приобретала более широкую концептуальную базу, включая гуманистические модели развития личности К. Роджерса и А.Маслоу.

Изучение арт-терапии началось в 20-е годы нашего столетия с фундаментальных работ Принцхорна (Prinzhorn H., 1922). В России в 1926 г. вышла первая монография, посвященная арт-терапии книга П. И. Карпова "Творчество душевнобольных и его влияние на развитие науки и техники", где проблема творческих проявлений при психических заболеваниях рассматривалась не только в медицинском, но и в историческом и биологическом аспектах. В США изобразительные средства в психотерапевтическом процессе впервые применил в 1925 г. при анализе сновидений своих пациентов Левис (Lewis N. D. S). 

Теоретическая значимость: в работе проанализирован, обобщен, систематизирован теоретический материал по данной проблеме, а также показано, как арт-терапия может влиять на формирование самооценки  ребенка младшего школьного возраста.















     1 Теоретические аспекты формирования самооценки детей младшего школьного возраста





Одной из самых значимых тем в психологии можно считать формирование  самооценки личности. Самооценка  - одно из главных условий, благодаря которому индивид становится личностью. Она формирует у индивида потребность соответствовать не только уровню окружающих, но и уровню субъективных оценок.

Правильная сформированная самооценка выступает не просто как знание самого себя, но и как определенное отношение к себе, предполагает осознание личности в качестве некоторого устойчивого объекта. 

Самооценка, формируясь  в процессе всей жизнедеятельности личности, выполняет важную функцию в её развитии, выступает регулятивной функцией различных видов деятельности и поведения человека. Большинство советских ученых рассматривало самооценку как свойство личности, выполняющее определенную функцию в её развитии,  обуславливающее поведение и деятельность  человека, характер  его взаимоотношений с окружающими людьми. 

От самооценки человека зависит характер его общения, отношения с другими людьми, успешность его деятельности, дальнейшее развитие его личности. [1]

Самооценка – это оценка личностью себя, своих способностей,  возможностей,  качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям.

Различают общую и частную самооценку. Частной самооценкой будут выступать такие показатели как детали своей внешности, отдельных черт характера. В общей самооценке отражается одобрение или неодобрение, которое переживает человек по отношению к самому себе. [2]

младший школьный возраст – начальный период осознания ребенком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений. Поэтому важно в этот период заложить основы для формирования адекватной самооценки. Все это позволит ребенку правильно оценить себя, реально рассматривать свои силы к задачам и требованиям социальной среды, в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой цели и задачи, а самое главное адекватно с ними справляться. [3] 

Самооценка - системообразующее ядро индивидуальности человека, которая во многом определяет его жизненные позиции, уровень его притязаний, всю систему оценок.

Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека. Самооценка во многом обусловливает динамику и направленность развития субъекта. Человек, чья самооценка высока, создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания, любви. Такой человек чувствует себя важным и нужным, он ощущает, что мир стал лучше оттого, что он в нем существует. Только ощущая свою собственную высокую ценность, человек способен видеть, принимать и уважать высокую ценность других людей. [4]

Самооценка ребенка – это не врожденная характеристика организма, а сложное личностное образование, которое подвержено процессам формирования в структуре всех личностных характеристик. Совокупность множества факторов влияет на формирование личности ребенка. Развивающийся ребенок постоянно взаимодействует с внешней средой на различных уровнях. Сердцевину одного из уровней составляет семья. Именно от семьи зависит, каким вырастет ребенок, кем он будет и какое место в обществе он займет. Тип семьи, в которой рождается ребенок, может самым серьезным образом повлиять на его ожидания, установки, систему взглядов и взаимоотношений с другими людьми, а также на его когнитивное, эмоциональное, социальное и физическое развитие в течение всего жизненного пути. Влияние родителей и семьи в целом является одним из элементов обширного процесса социализации. [5]

В отечественной психологии влияние семейного воспитания на самооценку и успешное развитие личности ребенка раскрывается в работах:  В.В. Столина, А.Н.Леонтьева, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной, К.К. Платонова, И.С. Кона и др.

Зарубежные авторы также рассматривали опыт семейных отношений как важный фактор становления самооценки и развития личности в целом (К.Хорни, А.Адлер, В.Шутц, Д.Боулби, Й.Лангмейер и др.).

Как отечественные, так и зарубежные ученые признавали значимость семейного воспитания для формирования самооценки ребенка. Очевидно, что уклад жизни семьи, семейные ценности, взаимоотношения с родителями во многом формируют отношения младшего школьника к себе.

Так, например, в семьях, где ребенку уделяется достаточно внимания, родители охотно и достаточно хвалят своего ребенка, предъявляют адекватные требования, дети имеют адекватную или высокую самооценку. Дети, которые находятся в атмосфере всеобщего внимания и поклонения, имеют завышенную самооценку. Соответственно дети, которые находятся в семьях с нарушением детско-родительских отношений, а также с другими проблемами, где ребенок получает недостаточное количество должного внимания и участия со стороны родных, имеют низкую или заниженную неадекватную самооценку. [6]

Уровень самооценки выступает как показатель нервно-психического здоровья подрастающего поколения. Семья в первую очередь может помочь ребенку преодолеть объективно возникающие трудности.

Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться.)

Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.

Адекватное представление – гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при ребенке. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания.

В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, - бесконтрольность, следствие равнодушия родителей к детям и друг к другу.

Младший школьный возраст – это начало школьной жизни, следовательно, учебная деятельность становится основной. Новая для ребенка ведущая деятельность и социальная ситуация развития выступают, в основном, как стрессогенные факторы, что существенно влияет на формирование самооценки ребенка. [7]

Воздействие оценки учителя на формирование самооценки младшего школьника было рассмотрено в работах Л.И. Божович, Б.Г.Ананьева, А.И. Липкиной и др. Авторы указывают на необходимость учитывать мотивы школьников к педагогической оценке их поступков, раскрывают сложность отношений школьников к педагогической оценке и переживаний, ею вызванных, подчеркивают преобразующий характер действия педагогической оценки, которая влияет на степень осознания школьником собственного уровня развития. А.И. Липкина писала, что педагогическая оценка, формируя самооценку у детей, оказывает воздействие на развитие личности в целом, степень уверенности в себе, а также формирование отношения ребенка к сверстникам. [8]

А.В.Захарова отмечает, что учебная деятельность и оценка школьной успеваемости оказывает большое влияние на становление самооценки ребенка младшего школьного возраста. Поскольку, для него теперь очень важно чувствовать себя компетентным в учебной деятельности. Младшие школьники начинают оценивать себя и своих сверстников, прежде всего, с точки зрения успеваемости и оценки учителя. Например, описывая наиболее популярных сверстников, дети в первую очередь выделяют знания, ум и успехи в учебе. [9]

Зарубежные исследователи также выделяли данный фактор, как один из основополагающих в формировании самооценки младшего школьника. Э.Эриксон считал, что полноценное развитие в младшем школьном возрасте, прежде всего, предполагает формирование у ребенка чувства компетентности. Если младший школьник не чувствует себя компетентным в своей учебной деятельности, то его личностное развитие, а, следовательно, и формирование адекватной самооценки искажаются. Так как в этом возрасте оценка успеваемости ребенком, является, по сути, его оценкой личности. [10]

Учебная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на формирование самооценки младшего школьника, поэтому учитель начальных классов должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе.

Влияние оценок со стороны социально значимого окружения, как один из ведущих факторов формирования самооценки рассматривали в своих работах как отечественные авторы (И.В. Дубровина, А.И. Липкина, А.В. Захарова и др.), так и зарубежные (У. Джемс, Ч. Кули, М. Вебстер, Г. Мид, Б. Собичек и др.).

У младшего школьника уже в достаточной степени развиты рефлексивные способности. Ребенок начинает придавать существенное значение оценке своего поведения и поступков окружающими людьми. Как  писала В.С. Мухина, «внутренняя позиция ребенка по отношению к самому себе – «Я – хороший», теперь требует подтверждения со стороны значимых взрослых и сверстников». [11] 

Изменения в формировании самооценки детей младшего школьного возраста в значительной степени связаны с развитием мотивационной сферы ребенка. [12]

Совершая объективно положительные поступки, дети не дают себе отчета в их объективной пользе, не осознают своего долга по отношению к другим людям. Чувство долга зарождается под влиянием той оценки, которые дают взрослые поступку, совершенному ребенком. На основе этой оценки у детей начинает развиваться дифференцирование того, что хорошо и что плохо. В первую очередь они учатся оценивать поступки других детей. Позднее дети в состоянии оценить не только поступки сверстников, но и свои собственные поступки. Появляется умение сравнивать себя с другими детьми. От самооценки внешнего вида и поведения ребенок к концу дошкольного периода все чаще переходит к оценке своих личностных качеств, отношений с окружающими, внутреннего состояния и оказывается способным в особой форме осознать свое социальное «Я», свое место среди людей. Достигая старшего дошкольного возраста ребенок уже усваивает моральные оценки, начинает учитывать, с этой точки зрения, последовательность своих поступков, предвосхищать результат и оценку со стороны взрослого. Дети шестилетнего возраста начинают осознавать особенности своего поведения, а по мере усвоения общепринятых норм и правил использовать их в качестве мерок для оценки себя и окружающих [13]

Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам. Для детей пяти – шести лет характерна в основном еще недифференцированная завышенная самооценка. К семилетнему возрасту она дифференцируется и несколько снижается. Появляется отсутствующая ранее оценка сравнивания себя с другими сверстниками. Недифференцированность самооценки приводит к тому, что ребенок шести-семи лет рассматривает оценку взрослым результатов отдельного действия как оценку своей личности в целом, поэтому использование порицаний и замечаний при обучении детей этого возраста должно быть ограничено. В противном случае у них появляется заниженная самооценка, неверие в свои силы, отрицательное отношение к учению. Неадекватная заниженная самооценка также может сформироваться у ребенка как результат частого неуспеха в какой-то значимой деятельности. Существенную роль в ее формировании играет демонстративное подчеркивание этого неуспеха взрослыми или другими детьми. [14]

  Вся психическая жизнь ребенка развивается под воздействием оценок окружающих; каждый новый опыт, новое знание, умение, приобретенное ребенком, оценивается окружающими. И скоро ребенок сам начинает искать оценку своих действий, подкрепление правильности или неправильности познаваемой им действительности.

Знать оценочные и самооценочные действия дошкольника очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения, в которое ребёнок включается. С возрастом ребенок все с большей определенностью различает свои действительные достижения и то, чего он мог бы достичь, обладая определенными личностными качествами. В самооценке отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств. Как и все другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и детскому саду. Кроме осознания своих качеств дошкольники пытаются осмыслить мотивы своих и чужих поступков. Они начинают объяснять собственное поведение, опираясь на знания и представления, почерпнутые от взрослого, и собственный опыт. [15]

В период младшего школьного возраста у ребенка на основе самопознания и самоотношения формируется деятельность самооценивания, в результате которой складывается самооценка. Самооценка ребенка младшего школьного возраста включает не только знания о себе, но и оценку самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. [16]

Таким образом, самооценка опосредует отношение ребенка к самому себе, интегрирует опыт его деятельности, общение с другими людьми.  Факторами, влияющими на формирование самооценки у детей младшего школьного возраста,  являются, в первую очередь, семья. Именно от семьи зависит, каким вырастет ребенок, кем он будет, а главное, какое место в обществе он займет. Семья может самым серьезным образом повлиять на его ожидания, установки, набор ролей, систему взглядов и взаимоотношений с другими людьми, а также на его когнитивное, эмоциональное, социальное и физическое развитие в течение всего жизненного пути. Влияние родителей и семьи в целом является одним из элементов обширного процесса социализации. 

Не менее важным фактором формирования  самооценки младшего школьника является учебная  деятельность, так как влияние оценок со стороны социально значимого окружения, является одним из ведущих факторов формирования самооценки. Учебная деятельность и оценка школьной успеваемости оказывает также большое влияние на формирование самооценки ребенка младшего школьного возраста, в связи с тем, что для детей этой возрастной группы очень важно чувствовать себя компетентным в учебной деятельности. Младшие школьники начинают оценивать себя и своих сверстников с точки зрения успеваемости и оценки учителя. Следовательно, именно от учебной деятельности зависит, как будет сформировываться самооценка у детей младшего школьного возраста, т.к. она напрямую связна с  его успехами и успеваемостью. Поэтому очень важно чтобы была сформирована адекватная самооценка.

     2  Арт-терапии как средство формирования самооценки младшего школьника





Первоначально арт-терапия возникла в контексте теоретических идей З.Фрейда и К.Г.Юнга, а в дальнейшем приобретала более широкую концептуальную базу, включая гуманистические модели развития личности К.Роджерса и А.Маслоу.

Арт-терапия на сегодняшний день по праву считается одним из наиболее эффективных методов, используемых психологами и педагогами во время занятий с детьми. Посредством творчества они воплощают свои эмоции, страхи и желания, что позволяет узнать о них что- то новое. Кроме того, с помощью искусства ребенок не только способен выразить себя, но и познать окружающий мир, что способствует его социальной адаптации. В настоящее время под арт-терапией рассматривают  использование всех видов искусства: рисование; лепка из пластилина, работа с песком, глиной, пластика, танцы,  кино, художественная самодеятельность (игры, представления),  музыкотерапия, сказкотерапия и т.д. [17]   

Арт-терапия – метод лечения, основанный на использовании художественного творчества. Существует целый ряд специалистов в области психологии и психотерапии, которые полагают, что художественное творчество оказывает благотворное влияние на здоровье, а терапевтические техники и упражнения обладают диагностическим, лечебным, коррекционным, развивающим потенциалом и действительно повышают качество психотерапевтического, психологического, медицинского и педагогического воздействия. Использование арт-терапевтического метода в педагогической профессиональной практике создает необходимые и достаточно органичные условия для развития ребенка, учитывая его возрастные особенности и возможности.

Арт-терапия – это особая форма психотерапии, психокоррекции, формирования и развития личности, основанная на творческом самовыражении посредством различных видов искусства. [18]

Арт-терапию  рассматривали зарубежные клинические арттерапевты – Т.Боронска, М.Лимбан, Л.Монтанари, Р.Сильвер, К.Уэлсби М.Федорко, Э.Холт, Э.Хольцман и другие. 

В работе с детьми очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Арт-терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом. Арт-терапевтические методики позволяют погружаться в проблему на столько, насколько человек готов к ее переживанию. Сам ребенок, как правило, даже не осознает то, что с ним происходит. Арт-терапевтические занятия придают сил, уверенности, могут помочь найти выход из тупиковой ситуации. Использование художественного творчества оказывает помощь в повышении самооценки и адекватного принятия себя в социуме. В процессе творчества на поверхность выходят многие проблемы, которые были глубоко скрыты и решаются они безболезненно. Так, живопись помогает человеку абстрагироваться от своих проблем и чувств и посмотреть на них со стороны. 

Арт-терапия рассматривается как инструмент прогрессивной психологической помощи, способствующей формированию здоровой и творческой личности, а также реализацией на практике таких функций  социализации личности, как адаптационная, коррекционная, профилактическая. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Основным механизмом коррекционного воздействия в арт-терапии является механизм сублимации. 

Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства и эмоции: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т.д. [19]

Методика арт-терапии базируется на убеждении, что содержание  внутреннего «Я» человека отражаются в зрительных образах всякий раз, когда он рисует, пишет картину или лепит скульптуру, в ходе чего происходит гармонизация состояния психики. Все наши невысказанные мысли блокируются в теле, а это приводит к физическим и невротическим расстройствам.  Выплёскивая эмоции и чувства на холст, на бумагу, человек помогает себе, своему телу освободиться от ненужных «блоков» и быть живым. Творческое проявление себя — это путь к себе, возможность успешно строить свою жизнь. При прохождении арт-терапии человек воспроизводит своё подсознательное в визуальное выражение. У каждого человека есть потребность выразить себя, и, создавая что-то, он чувствует себя удовлетворённым, словно находит себя, гармонию в себе. 

По мнению К.Юнга, важнейшей техникой арт-терапевтического воздействия является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия. Дети, как и взрослые, все разные. К каждому нужно подобрать свой ключик. Способность ребенка удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях – это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. [20] 

При выборе методов арт-терапевтического воздействия следует учитывать индивидуальные особенности ребенка и его предпочтения. То, как человек рисует или  рассказывает, является ключом к познанию его внутреннего мира. Задачи арт-терапии: дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам (работа над рисунками, картинами является безопасным способом выпустить «пар» и разрядить напряжение). Достаточно успешно корректируется образ «Я», который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми. Хорошие результаты достигнуты в работе с некоторыми отклонениями в развитии эмоционально-волевой сферы личности. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции.  Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о ребенке, который может помогать в интерпретации своих произведений. 

Арт-терапия это корректный способ понаблюдать за ребенком в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции. В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе, а также особенности семейной ситуации. Арт-терапия выявляет и внутренние, глубинные проблемы личности, прорабатывает  мысли и чувства, которые клиент привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.  [21] 

Работа над рисунками, картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм, концентрацию внимания на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию, помогают развить  художественные способности и повысить самооценку. Побочным продуктом арт-терапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития. Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения. Опыт работы с детьми дошкольного возраста позволяет сформулировать условия, соблюдения которых делает арт-терапию более успешной и интересной. Работать с детьми можно как в группе, так и индивидуально. Групповые и индивидуальные занятия различаются как по целям, так и по процедуре и приемам работы. Есть задачи, которые эффективно решаются в ходе встреч один на один – снятие эмоционального напряжения, преодоление негативизма, коррекции страхов, устранение барьеров, явившихся следствием гиперсоциализированного стиля воспитания в семье и пр. А группа сверстников дает возможность удовлетворить потребность во взаимодействии с детьми, научиться учитывать мнения других и отстаивать свои, проявлять активность, сдерживаться и пр. Хорошие результаты наблюдаются, когда ребенок сначала проходит курс индивидуальной коррекции эмоционально-личностных особенностей, а потом включается в группу, но не всем детям требуется такая длительная работа.  [22]  

Рисуночные сессии с детьми не должны ограничиваться обычным набором изобразительных средств и традиционными способами их использования. Ребенок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык. Техники и приемы должны подбираться по принципу простоты и эффективности. Ребенок не должен испытывать затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребенку. Арт-терапия предполагает создание безопасных условий, способствующих самовыражению и спонтанной активности, вызывает новые способы активности и помогает их закрепить. Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат. [23] 

Изобразительные способы и техники должны быть нетрадиционными. Во-первых, новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание. Во-вторых, имеет значение получение ребенком необычного опыта. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения, а значит, неосознанной информации. В работе с детьми можно использовать следующие изобразительные техники: марания, штриховка, каракули, монотипия, рисование пальцами, рисование сухими листьями, сыпучими материалами и продуктами, рисование предметами окружающего пространства, трехмерные изображения из газет, фольги. Дети выполняют задания индивидуально, каждый создает свой рисунок или трехмерное изображение. Но особое удовольствие доставляет создание коллективных работ – общих картин, композиций, где объединяются изображения, созданные всеми детьми группы. В процессе коллективного выполнения задания создаются условия для развития умений договариваться, уступать, вносить собственный вклад в общее дело, проявлять инициативу, выдвигать предложения, отстаивать собственное пространство, идею. Коллективное изображение всегда богаче по содержанию, производит более яркое впечатление, чем индивидуально выполненная работа. Дети понимают, что все вместе могут получить более значительное изображение, чем каждый в отдельности. Каждый может видеть в ней что-то свое, давать ему свое название. Однако чувство причастности создает ощущения единства с группой, право на пребывание в ней здесь и сейчас. Арт-терапия очень помогает детям  взаимодействовать с окружающим миром и адаптироваться к нему. Контакт и общение с другими людьми – это процесс, при котором необходимо принимать решения о том, что, где и как сказать, как выразить эмоции, как себя вести. [24]

Занимаясь арт-терапией, ребенок принимает решения сам – он решает, какой лист бумаги ему выбрать, чем ему рисовать, как представить работу и так далее. Тренируясь в процессе творческой деятельности, ребенок учится принимать решения и в обычной жизненной ситуации. Тренировка в безопасной среде становится необходимой базой для развития социальных навыков ребенка. Во время групповых занятий арт-терапией дети попадают в ситуацию, в которой они учатся делать выбор, избегать критических высказываний, учатся сотрудничать и эмоционально поддерживать друг друга. Это отличная тренировка навыков, имеющая к тому же очень хороший терапевтический эффект. [25]

Таким образом, арт-терапия – это особая форма психотерапии, психокоррекции, формирования и развития личности, основанная на творческом самовыражении посредством различных видов искусства.

Арт-терапия также рассматривается как инструмент прогрессивной психологической помощи, способствующей формированию здоровой и творческой личности, а также реализацией на практике таких функций  социализации личности, как адаптационная, коррекционная, профилактическая. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Основным механизмом коррекционного воздействия в арт-терапии является механизм сублимации. 

Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства и эмоции: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т.д.   

Использование арт-терапевтических методов в педагогической профессиональной практике создает необходимые и достаточно органичные условия для развития ребенка, учитывая его возрастные особенности и возможности.

































































3  Виды и техники арт-терапии в работе педагога-психолога по формированию самооценки у младшего школьника





Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) - методика лечения и развития при помощи художественного творчества [26].

Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства. [27]

Детская арт-терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это – лечение творчеством.

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через разв.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44