- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Формирование профессиональной компетентности воспитателей доо посредством «школы молодого специалиста.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K001569 |
Тема: | Формирование профессиональной компетентности воспитателей доо посредством «школы молодого специалиста. |
Содержание
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тольяттинский государственный университет» ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ «Дошкольная педагогика и психология» 050400.62 Психолого-педагогическое образование Психология и педагогика дошкольного образования БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА на тему __ ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОО ПОСРЕДСТВОМ «ШКОЛЫ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА» Студент(ка) Н.И. Сорокина Руководитель А.А. Ошкина Допустить к защите Заведующий кафедрой д.п.н., профессор, О.В. Дыбина ________________ «_____»______________________2016г. Тольятти 2016 Оглавление Введение…………………………………………………………………… 3 Глава 1. Теоретико-методологические подходы к развитию профессиональной компетентности у педагогов ДОО ……………… 10 1.1 Проблема формирования профессиональной компетентности воспитателей ДОО ...................................................................................... 10 1.2 Формы и методы формирования профессиональной компетентности воспитателя ДОО ……………………………………. 21 Глава 2. Опытно – экспериментальное исследование по формированию профессиональной компетентности воспитателей ДОО посредством «Школы молодого специалиста»………………… 32 2.1 Выявление уровня сформированности профессиональной компетентности воспитателей ДОО ……………………………………… 32 2.2 Разработка и апробирование в рамках формирования профессиональной компетентности «Школы молодого специалиста ДОО»………………………………………………………………………… 45 2.3 Оценка эффективности работы «Школы молодого специалиста» в рамках формирования профессиональной компетентности воспитателей ДОО»…..…………………………………………………….. 55 Заключение………………………………………………………………… 63 Список используемой литературы…………………………………….. 66 Приложение……………………………………………………………….. 71 Введение Прогрессивное дошкольное образование считается одной из основных развивающихся ступенек образовательной системы нашей страны. Обновляющиеся нормативные требования к определению совокупной структуры, и еще условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования имеют прямое воздействие на работу педагогических кадров, которые конкретно реализую образовательный процесс. В разных образовательных организациях, которые гарантируют развитие, воспитание и образование дошкольников испытывают кадровые проблемы. В условиях общественных взаимоотношений и гуманизации образования ориентируются новейшие задачи формирования нравственной, творчески интенсивной, общественно зрелой личности педагога образовательной организации, в том числе и дошкольной. Огромное значение имеет профессиональное миропонимание педагогических сотрудников, способность их приспособиться к прогрессивным меняющимся условиям. Профессионал становится значимой персоной, а компетентность – ценным социальным явлением. В условиях неустойчивости профессионального пространства, образовательные системы, которые призваны повышать профессиональную компетентность педагогических кадров, которые достаточно не обеспечивают необходимый уровень сформированности мастерства, становления профессиональной культуры и личностных свойств молодого педагога. Отталкиваясь от данного усложняются задачи работы методической службы, как составляющего элемента системы постоянного профессионального образования. От старшего воспитателя потребуется более высококачественное решение образующихся проблем, только после этого возможно оказывать влияние на профессиональное формирование педагога, которое гарантирует довольно быстрые темпы его профессионального формирования. За прошедшие годы статистика гласит о том, что педагогический состав дошкольных организаций стремительно «ветшает». Как следует из вышесказанного, одной из первостепенных задач считается поддержка молодых начинающих специалистов, которые выбирают такой непростой путь педагога. В любой дошкольной образовательной организации имеются свои традиции, особая система методической работы с молодыми педагогическими сотрудниками, подбираются такие формы и способы работы, , которые станут способствовать предстоящему профессиональному становлению молодого начинающего специалиста, также повышения профессиональной компетентности. В отечественной педагогике проблемы формирования профессиональной компетентности воспитателей получили освещение в экономическом, социальном, организационном и педагогическом аспекте. Это имеет свое отражение в трудах С.Я. Батышева, Г.С. Костыко, А.П. Беляевой, А.М. Новикова, А.Я. Найна, И.М. Старикова, И.Т. Сенченко и др. Актуализировали разработку и развитие проблемы формирования профессиональной компетентности педагогов исследования таких авторов, как Б.С. Гершунский, Ю.В. Васильев, И.Е. Мамаева, В.Н. Казакова, Р.Л. Кричевский, Г.В. Сериков, О.А. Конопкин, В.В. Шапкин и др. Исследование педагогического опыта и проведенные исследования показали, что профессиональная компетентность педагогических работников рассматривается, как итог деятельности методической службы, которая нацелена, на решение организационно-административных задач. Самое принципиальное условие увеличения эффективности педагогического процесса, которое гарантирует высочайший уровень профессиональной деятельности педагогических работников в дошкольных образовательных организациях. Наиболее важное значение представляют работы, в которых рассматриваются методологические и теоретические аспекты формирования профессиональной компетентности педагогов (В.П. Беспалько, Н.М. Таланчук, Б.С. Гершунский, К.Я. Вазина, B.И. Загвязинский, В.В. Краевский, А.К. Маркова, Н.В. Кузьмина, М.И. Махмутов и др.), а также психологическая структура и особенности развития профессиональной деятельности педагога (Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова, И.М. Стариков, Н.В. Кузьмина, А.И. Мищенко и др.). Перспективы формирования профессиональной компетентности педагогических кадров представлены в трудах Б.С. Гершунского, А.Г. Венделина, М.М. Махмутова, Е.Е. Мамаевой, В.Г. Онушкина, А.М. Новикова, Н.Е. Отвагиной и др. Молодые педагоги, приходящие в образовательную организацию имеют трудности с адаптацией в новом коллективе, проблема «незнания» документов и неумения использовать их. Не имеют возможности правильно обосновать основные направления собственной деятельности с детьми, также то: на какие основные документы необходимо ориентироваться организовывая образовательный процесс, какие документы обязательны для выполнения, а какие – имеют рекомендательный характер и так далее. Молодой педагог испытывает затруднения в организации образовательной деятельности, написании разных видов конспектов, планов своей деятельности. Делая упор на это, возникает проблема грамотного методического сопровождения молодых педагогов, также предложение конкретной помощи в организации образовательной деятельности в ДОО, в соответствии с современными требованиями в настоящее время приобретает первоочередное значение. Основной целью методического сопровождения в ДОО считается создание необходимых условий для роста молодых специалистов, которое содействует снижению проблем адаптации и удачному вхождению в профессиональную деятельность. Образовательная организация при работе с молодыми специалистами ставит определенные задачи, которые определяются правовыми и нормативными документами, уставом ОО, общеобразовательной программой. Молодым специалистом, возможно, назвать педагогов без стажа либо с маленьким опытом работы, а также педагоги, которые вышли из отпуска по уходу за ребенком, вновь поступившие на работу специалисты, в том числе и в случае если у них имеется определенный опыт работы в ДОО. Такая категория педагогов, имеют определенный опыт педагогической работы, в состав методического сопровождения включаются педагоги, имеющие квалификационную категорию с целью ознакомления с требованиями общеобразовательной программы (в случае если педагог действовал по иной программе), с режимом работы, инновационными подходами к образовательной деятельности, также традициями, принятыми в коллективе образовательной организации. Анализ современных тенденций, которые складываются в педагогической практике и науке, позволяет выявить противоречия между необходимостью формирования профессиональной компетентности воспитателей ДОО и недостаточностью теоретического обоснования процесса формирования профессиональной компетентности; между потенциальными возможностями методической работы и недостаточностью ее использования в процессе формирования профессиональной компетентности воспитателей ДОО. Выделенные противоречия позволяют определить проблему бакалаврской работы,: каковы возможности методической службы в формировании профессиональной компетентности у воспитателей ДОО посредством реализации «Школы молодого специалиста»? Цель исследования – теоретически обосновать, разработать и апробировать деятельность «Школу молодого специалиста», ориентированную на формирование профессиональной компетентности педагогов ДОО с учетом индивидуальных особенностей педагогического состава. Объект исследования – процесс формирования профессиональной компетентности воспитателей ДОО. Предмет исследования – формированию профессиональной компетентности воспитателей посредством «Школы молодого специалиста» В основу данного исследования легла следующая гипотеза: Формирование профессиональной компетентности воспитателей ДОО в ходе деятельности «Школы молодого специалиста» будет результативной если: - работа с педагогами в ДОО осуществляется через совершенствование теоретического уровня и профессионального мастерства; - процесс формирования профессиональной компетентности воспитателя ДОО включается в методическую работу организации. Для проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи исследования: 1. Изучить теоретические основы по проблеме формирования профессиональной компетентности воспитателей ДОО и деятельности «Школы молодого специалиста». 2. Выявить уровень сформированности профессиональной компетентности воспитателей ДОО. 3. Разработать и апробировать «Школу молодого специалиста» для формирования профессиональной компетентности воспитателей ДОО. Теоретической основой исследования являются: – исследование о повышении качества профессиональной деятельности рассматривались в работах Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина, В.И. Гинецинского, А.Е. Марона, А.К. Марковой, Э.М. Никитина, А.И. Щербакова и др.; - исследование теории профессиональной компетентности (А.С. Белкин, В.И. Загвязинский, Э.Ф. Зеер), раскрывающие конкретные рекомендации и указания по отбору содержания методической работы с воспитателями (К.Ю. Белая, О.А.Хохлова, А.Г.Казакова, Г. Стрельченко, М.Л.Волобуева). – исследование об организации методической работы Р.И. Будниковой, В.И. Зверевой, Л.П. Быстровой, Л.И. Дудиной, В.И. Дружинина, И.Н. Орловой С.Г. Воровщикова, Е.Н. Линчинской, и др. Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент, включающий в себя констатирующий, формирующий, контрольный этапы; количественный и качественный анализ полученных результатов. Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность использования деятельности "Школы молодого специалиста" как средства формирования профессиональной компетентности воспитателей ДОО. Теоретическая значимость состоит в том, что определено и обосновано содержание и формы деятельности «Школы молодого специалиста», наставничество, консультации, взаимопосещение занятий, проведение мастер-классов для молодых воспитателей; стажировки в процессе формирования профессиональной компетентности воспитателей ДОО посредством реализации «Школы молодого специалиста». Практическая значимость исследования заключается в том, что результат экспериментальной работы по формированию профессиональной компетентности воспитателей ДОО может быть использован в дальнейшей профессиональной деятельности методистами при создании организационных и педагогических условий при формировании профессиональной компетентности воспитателей посредством «Школы молодого специалиста ДОО». Экспериментальной базой исследования явилось ГБОУ СОШ № 10 имени полного кавалера ордена Славы П. Г.Макарова СПДС «Светлячок», г.о. Жигулевск. В исследовании принимали участие 15 педагогов ДОО. Бакалаврская работа состоит из введения, двух параграфов, заключения, списка используемой литературы, приложения, 4 таблиц, 12 рисунков. Глава 1. Теоретико-методологические подходы к развитию профессиональной компетентности у педагогов ДОО 1.1 Проблема формирования профессиональной компетентности воспитателей ДОО Профессиональная компетентность современного педагога ДОО определяется как сочетание общечеловеческих и определенных профессиональных установок, которые позволяют ему справиться с образовательной программой и особыми ситуациями, которые возникают в психолого-педагогическом процессе в дошкольной организации, разрешение таких ситуаций способствуют уточнению, совершенствованию и практической реализации задач развития, общих и специальных способностей [3. С. 4] Современная жизнь на сегодняшний день предъявляет человеку серьезные требования - такие как высокое качество образования, коммуникабельности, целеустремлённости, креативности, а самое главное – умения ориентироваться в огромном потоке поступающей информации. Произошедшие перемены в нашей стране за последние годы, влекут за собой изменения в образовательной политике, произошел пересмотр основ теории и практики образования. В систему образования страны прочно вошел Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и неведомая ранее аббревиатура «ФГОС ДО», в действие также вошел Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», эти перемены ознаменовали новый этап в развитии современной системы дошкольного образования. Дошкольное образование стало первым, начальным уровнем общего образования. Учитывая на данный момент важность получения дошкольного образования, возникает потребность в педагогах которые легко мыслят, умеют прогнозировать результаты деятельности, способные моделировать образовательный процесс, именно такие педагогические кадры являются гарантом достижения поставленных целей. В связи с этим актуальным становится вопрос повышения уровня профессиональной компетентности воспитателей ДОО. Главным средством управления качеством образования в ДОО является профессиональная компетентность и ее постоянное совершенствование. Говоря о профессиональной компетентности воспитателей необходимо рассмотреть основные понятия «компетенции» и «компетентность», их значение и отличия. Компетенция – это межличностные и личностные качества, знания и навыки, способности, выражающиеся в разнообразных формах и ситуациях работы, а также в социальной жизни. Компетенции - это структурные компоненты компетентности. Под профессиональной компетентностью понимают совокупность личностных и профессиональных качеств, которые необходимы для успешной педагогической деятельности. Формирование профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности педагогов, восприимчивости к инновационным технологиям, способность адаптироваться в постоянно меняющейся педагогической среде. Педагог должен быть компетентным в различных вопросах, касающиеся организации и содержания деятельности по следующим направлениям: • воспитательно-образовательной деятельности; • учебно-методической деятельности; • социально-педагогической деятельности. Воспитательно–образовательная деятельность включает в себя следующие критерии компетентности: • создание развивающей среды, осуществление всего педагогического процесса; • обеспечение и охрана жизни и здоровья детей. Выделенные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: • знание целей, задач, содержания, принципов, методов, форм и средств обучения и воспитания дошкольников; • умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой • умение не просто руководить основными видами деятельности дошкольников, а взаимодействовать с детьми Учебно-методическая деятельность педагога включает в себя критерии компетентности: • Планирование образовательной работы; • проектирование педагогической деятельности используя анализ достигнутых результатов. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: • знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; • умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; • владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей. Имея право выбора образовательных программ как основной, так и парциональных, а также разнообразных пособий, воспитатель должен умело соединять их, обогащать и расширять содержание каждого из направлений, избегая «мозаичности», формируя целостностное восприятие ребенком. Можно сказать, что компетентный педагог умеет грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивает взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка. Социально – педагогическая деятельность педагога включает в себя следующие критерии компетентности: • консультативная помощь родителям; • создание условий для социализации детей; • защита интересов и прав детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями: • знание нормативных документов об обязанностях родителей, взрослых по отношению к детям, правах ребенка; • умение вести консультативную и разъяснительную работу с родителями, а также со специалистами ДОО. Для полного представления о возможных путей, способов формирования и развития профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных организаций необходимо рассмотреть ключевые понятия: компетенции, компетентности, профессиональной компетентности. «Компетентность» как феномен, несмотря на большое количество исследований, еще не имеет конкретного определения и не получил своего точного анализа. Очень часто это понятие, в научной литературе обращаясь к педагогической деятельности, употребляется в контексте приведения в действие внутренних движущих сил педагогического процесса, причем в не научной категории, а в роли образной метафоры. Для многих исследователей компетентность педагога проявляется, в эффективном выполнении своих функциональных обязанностей. Но под компетентностью понимают и такое определение как: - мера взаимодействия с окружающим миром и адекватность понимании его [61, c. 66]; - навыки, знания и умения, позволяющие грамотно и ответственно выполнять свою деятельность [27, c. 54]; - определенный уровень сформированности практического опыта педагога [22, c. 87]; - уровень обученности индивидуальным и социальным формам активности, позволяющая педагогу в рамках своих индивидуальных способностей и статуса, плодотворно реализовывать себя в обществе [55, c. 76]; - сочетание профессиональных свойств и качеств, т.е. способность реализовать свои должностные требования на определенном уровне [2, c. 87] и др. Научные исследования показывают, что понятие компетентности очень тесно связано с таким определением как «компетенция». Следует отметить, что в различных источниках понятие «компетенция» имеет два общих основных объяснения: 1) круг вопросов; 2) опыт и знания в определенной области [24, c. 107]. Таким образом, под понятием компетенции понимают: – способность применять умения и знания, личностные качества для успешной и продуктивной деятельности в определенной области; – знание как действовать (практическое применение полученных знаний в конкретных ситуациях); – знание и понимание (теоретическое знание области, а также способность знать и понимать); – знание как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия жизни в социальном контексте) [2, 4, 6]. Компетенции – это «измеряемые и ожидаемые достижения определенной личности, которые показывают, чему способна научиться конкретная личность по завершению процесса обучения; общая характеристика, определяющая готовность педагога использовать весь накопленный потенциал (умения, знания, опыт, а также личностные качества) для наиболее успешной деятельности в определенной профессиональной области» [24, c. 111]. Анализ термина «профессиональная компетентность» предполагает возможность представить его как совокупность знаний, умений, опыта и профессионально значимых личностных качеств, отражающие способность воспитателя эффективно и продуктивно выполнять профессиональную деятельность и достигать поставленных целей, которые связаны с развитием каждой личности в системе дошкольного образования. Это становится возможным только в том случае, когда педагог в своей профессиональной деятельности достигает той самой определенной стадии профессионализма. Профессионализм в этом случае понимается, как высокая профессиональная подготовленность к выполнению задач, как качественная характеристика труда, которая отражает высокую профессиональную компетентность и квалификацию, разнообразие эффективных профессиональных умений и навыков. [4, c. 98]. Известно, что профессионализм специалиста проявляется в потребности и безусловной готовности периодически повышать свою профессиональную квалификацию и проявлять творческую активность, результативно удовлетворять свои возрастающие требования культуры и производства, совершенствовать достигнутые результаты своего труда, а также собственную личность. В таком случае, возможно, говорить не только о профессиональной компетентности воспитателя в профессиональной деятельности, но и личностной компетентности, что является важным для системы педагогической специальности «человек-человек». В различных исследованиях очень четко описана структура, основные содержательные свойства, и еще требования к деятельности и личности педагогических сотрудников. Но, чрезвычайно работ, в которых представлена точная система формирования профессиональной компетентности воспитателей дошкольного образования. Таким образом, эта самая система обеспечивает возможность видения средств, путей и способов достижения профессиональной компетентности субъектом в конкретной сфере деятельности. Эта система представляет собой конкретный процесс сотрудничества и взаимодействия администрации, педагогов, преподавателей и экспертов психолого-методических служб по определению компетентности в области осуществления воспитательной работы, решения сложных профессиональных задач, осуществления высоконравственно обоснованного выбора и т.д. [21, c. 54]. Конкретные составляющие предложенной системы имеют свое отражение и в практической работе в различных дошкольных образовательных организациях, а иные лишь начинают внедрять составляющие этой системы и часть из них требует апробации. В предложенный перечень таковых деталей вполне возможно включать и другие действенные и действующие методы, и механизмы формирования профессиональной педагогической компетентности сотрудников ДОО. Но главной целью считается мысль о том, что составление профессиональной компетентности воспитателей обеспечивает возможность выбора действенных приемов и методов решения поставленных задач; творческое исполнение многофункциональных обязанностей; проектирование успешных стратегий профессионального становления и саморазвития; адекватная оценка и улучшение личной личности; определение причин, сопутствующих профессиональному развитию; внесение плодотворных корректив в жизненный умысел и творение развивающей среды для своих воспитанников [28, c. 156]. Небезынтересно проследить за формированием профессиональной компетентности воспитателя ДОО в сфере воспитания на всевозможных этапах формирования педагогической мысли: от родового строя до нашего времени. Как изменялись требования к профессиональной компетентности педагогов, занимающихся воспитанием детей дошкольного возраста, на протяжении всего исторического становления нашего сообщества, как продемонстрировал сравнительный тест педагогической литературы, таковые требования имеют собственные истоки в развитии публичного и домашнего воспитания.[33, 36, 43]. Интересно проследить за формированием профессиональной компетентности воспитателя ДОО в области воспитания на различных этапах формирования педагогической мысли: от родового строя до нашего времени. Как менялись требования к профессиональной компетентности воспитателей, занимающихся воспитанием детей дошкольного возраста, на протяжении всего исторического развития нашего общества, как показал сравнительный анализ педагогической литературы, таковые требования имеют свои истоки в развитии общественного и семейного воспитания.[33, 36, 43]. Вопросом компетентности педагогов во взаимоотношениях с воспитанниками свое внимание уделяли в исследованиях и научных работах Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, M.X. Свентицкая, П.Ф. Лесгафт, А.С. Симонович и др. В связи с этим В.А. Сухомлинский, Н.И. Пирогов, рассуждают о необходимых воспитателю механизмах особенного понимания ребенка. Такие рассуждения являются цепными для нашего исследования в связи с рассматриваемыми механизмами понимания другого человека: «эмпатии», «способности к децентрации» и др. В педагогических концепциях зарубежных ученых в большей степени нас интересовали требования, которые предъявляют к компетентности воспитателя. Вопросами профессионального мастерства воспитателей и в особенности их ораторского искусства большое внимание уделяли древние философы, такие как Сократ, Аристотель, Платон и др. Зенон Элейский (V в. до н.э.) ввел впервые диалогическую форму изложения знаний. Гуманное отношение к ребенку, основанное на изучении его индивидуальных качеств и свойств вот что больше всего ценили в педагоге прогрессивные мыслители эпохи возрождения (Т. Мор, Ф. Рабле, Э. Роттердамский и др.). Современная модель антиавторитарной дошкольной организации имеет свои теоретические обоснования философские, гуманистические и психолого-педагогические концепции всемирно известного ученого Р. Штейнера, основателя «вальдорфской» педагогики, и М. Монтессори. В качестве обязательных условий туманной практики воспитания они выделяют чувство глубокого почитания ребенка и умение воспитателя постоянно носить в себе образ ребенка [33, c. 167]. Современные отечественные исследователи, изучающие педагогическую деятельность, а также критерии ее успешности, совместно с понятием профессиональной компетентности рассматривают и такие понятия, как педагогическая деятельность, педагогическая техника, педагогическое мастерство, педагогические умения и др. Подведя итог, мы можем сформулировать основные требования к профессиональной компетентности воспитателя следующим образом: - наличие глубоких знаний индивидуальных психофизических и возрастных особенностей детей; - проявление во взаимоотношениях с воспитанником и существование развитых механизмов понимания другой личности; - владение педагогической техникой и педагогическим мастерством; - владение профессионально значимыми личностными качествами и свойствами, ценностными ориентациями. Концепция дошкольного воспитания, авторами которой являются И.А. Карпенко, А.М. Виноградова, В.А. Петровский и другие, определили новые целевые ориентиры в работе воспитателя на партнерское общение и личностное взаимодействие с ребенком в условиях сотрудничества и взаимодействия. При определении содержания нормативно-диагностического эталона профессиональной компетентности воспитателя ДОО в области воспитания используются, в качестве основного, следующие ориентиры: - результаты ретроспективного анализа требований к профессиональной компетентности воспитателя на различных этапах формирования педагогической мысли; - положения о ведущей роли общения в профессиональной деятельности воспитателя и психологическом развитии детей дошкольного возраста; - квалификационные требования к специалистам из «Методических рекомендаций по аттестации руководящих и педагогических работников ДОО» [10, c. 188]. Исследования последних лет доказали необходимость поиска новейших подходов к обеспечению качества управления, за счет реализации эффективных структур, нового содержания педагогических технологий. Образовательные организации могут реализовать поставленную задачу, но при условии соблюдения требований непрерывного развития и творческого поиска прогрессивных методик и технологий, роста профессионализма на управленческом, методическом и педагогическом уровне [46, c. 66]. Произошедшие изменения в системе дошкольного образования вызваны определенной потребностью в изменениях, адекватных развитию как общества, так и образовательной системы в целом. Главным механизмом этих перемен является поиск и освоение новейших технологий повышения профессиональной компетентности, которые способствуют качественным изменениям в деятельности дошкольной образовательной организации. Результаты исследований показывают, что сегодня проявляются такие изменения профессиональной некомпетентности среди воспитателей ДОО, как недостаточные знания педагогов в области возрастных особенностей детей дошкольного возраста; минимальный профессионализм в проведении индивидуальной диагностики личности дошкольника и его эмоционального состояния; направленность большого количества педагогов на учебно-дисциплинарную модель взаимодействия с детьми [48, c. 176]. Однако в реализации новых целей отмечены некоторые трудности: в области дошкольного воспитания они позволяют констатировать, что проблема особой подготовки воспитателей дошкольных образовательных организаций (ДОО) и является актуальной проявления прогрессивной профессиональной компетентности. Но в системе подготовки и переподготовки педагогических кадров дошкольных работников обнаружились недостатки, которые в связи с изменившимися социальными ожиданиями нашего общества и с переходом от авторитарной к гуманной педагогике, решение этой проблемы становится более медленным. Существующее противоречие между требованиями к профессиональной компетентности воспитателей ДОО, определяемыми новыми целевыми ориентирами в области дошкольного воспитания, и недостаточно разработанной технологией повышения профессиональной квалификации воспитателей ДОО в современной социокультурной ситуации. На основе анализа современной литературы, профессиональную компетентность воспитателей ДОО возможно определить как способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемую должностными требованиями, основывающиеся на фундаментальном научном образовании и эмоциональном отношении к педагогической деятельности. Данная способность предполагает владение профессионально значимыми установками и теоретическими знаниями, личностными качествами, профессиональными умениями и навыками. 1.2. Формы и методы формирования профессиональной компетентности воспитателя ДОО Момент вхождения молодого воспитателя в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального формирования. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в отрасли дошкольного образования либо найдет себя в иной сфере деятельности. Проблеме профессионального становления начинающего педагога в сфере дошкольного образования посвящены научные исследования К.Ю. Белой, М.С. Гвоздевой, Л.М. Денякиной, Н.Н. Лященко, Л.В. Поздняк, П.И. Третьякова, Л.И. Фалюшиной и др. Вместе с тем при постижении азов профессиональной деятельности у многих начинающих педагогов возникают те или иные трудности. Не секрет, что и у старшего воспитателя ДОО могут возникнуть проблемы в работе с молодым педагогом в силу, к примеру, своего небольшого опыта работы или других причин. В каждодневной профессиональной деятельности молодых педагогов старшему воспитателю необходимо обращать пристальное внимание на выполнение задач дошкольного образования, за овладением современными педагогическими технологиями и приемами, коммуникативной культурой. Вносить необходимые коррективы в план работы образовательной организации с учетом возникающих трудностей у молодых педагогов. Е.В. Рыженкова отмечает, что в первую пятилетку педагогической деятельности молодой педагог приобретает базовый, начальный практический педагогический опыт, осваивает основные навыки. В этот период одна из ведущих деятельностей начинающего педагога меняется: учебная деятельность заменяет «производственная» - педагогическая, имеющая характерные особенности: • педагогическая деятельность не терпит скидок на недостаточную квалификацию: высокие требования, к профессиональной компетентности, действующие с первого и до последнего дня работы со стороны образовательной среды; • за неимением возможности остановить педагогический процесс или отсрочить его для получения необходимой консультации; • в связи с изменчивостью образовательной среды, присутствием в ней большого количества тяжело прогнозируемых и неопределенных ситуаций в деятельности педагога, требующих повторяющихся моделей поведения; • педагогическая деятельность требующая профессионально выверенной реакции; • большой период проявления окончательных результатов и высокая цена допущенных ошибок в педагогической деятельности; • работа в условиях постоянного высокого уровня неопределенности; • огромное значение внутренней мотивации воспитателя [43]. Любая образовательная организация – это коллектив и педагогические кадры, работающие в нем. В последние годы статистика гласит: педагогический состав в ДОО стремительно "стареет". В дошкольных образовательных организациях работают воспитатели с большим стажем работы, и в скором времени для части, которых будет характерна «усталость от профессии», «эмоциональное выгорание». Одной из первоочередных задач коллективов детских садов на этом фоне становится разнообразная поддержка тех немногих молодых специалистов, которые выбирали нелегкий путь воспитателя, несмотря на то, что становление их как педагогов проходит в процессе работы. Поэтому первые годы работы молодого педагога формируются те качества, которые в дальнейшем определят степень профессионального мастерства. Задачей опытных педагогов – проявление тактичности, оказание поддержки молодому специалисту, проявление человеческой и профессиональной мудрости, а от администрации ДОО – это грамотно организовать систему помощи молодым педагогам в приобретении так необходимого практического опыта. Считается, что в управленческой деятельности использование системного подхода по повышению профессиональной компетентности педагогов, позволяет молодому специалисту быстро пройти адаптацию в работе в детском саду, избегать неуверенности в собственных силах, наладить успешную ко....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: