- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Формирование познавательных учебно универсальных действий при решении логических задач в 6-8 классах школьного курса информатики
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W012313 |
Тема: | Формирование познавательных учебно универсальных действий при решении логических задач в 6-8 классах школьного курса информатики |
Содержание
+МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ФГБОУ ВО «ИГУ» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Кафедра Информатики и методики обучения информатике Направление: 44.03.01 Педагогическое образование Профиль: Информатика Форма обучения: очная ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Формирование познавательных учебно универсальных действий при решении логических задач в 6-8 классах школьного курса информатики Оценка________________ Протокол №____ Выполнил(а): Шкиря Анна Сергеевна «_____»_________20___г. ______________________ (подпись руководителя) Руководитель: к.п.н., доцент Пегасова Н.А. Иркутск, 2018 ВВЕДЕНИЕ Сегодня общество нуждается в самостоятельно легко обучаемой, мобильной и готовой к самостоятельным решениям, личности. Главное в обучении - формирование способа действий, регулируемое через умения. Достигнуто это может быть только в ходе деятельности. Ведь только через деятельность обучающийся может овладеть знаниями ирациональными приемами. Именно поэтому существует проблема овладения самостоятельно обучающимися компетенциямии ЗУН, а так же умение учиться, является приоритетом. Немалые возможности для этого представляют универсальные учебные действия (УУД). Федеральный Государственный Образовательный Стандарт основного общего образования подразумевает условия для формирования универсальных учебных действий: регулятивных, личностных, познавательных и коммуникативных, которые обеспечивают обучающимся умения учиться на протяжении всего времени в образовательной организации, т.е. «способность субъекта к саморазвитию, и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения новейшегосоциального опыта»[]. Важным ориентиром современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, которые обеспечат обучающимся умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Актуальность - Объект исследования –процесс развития познавательных универсальных учебных действий. Предмет исследования – формирование познавательные УУД при решении логических задач в 6-8 классах школьного курса «Информатика и ИКТ». Цель исследования - создание учебно-методических материалов, направленных на формирование познавательных УУД обучающихся 6-8 классов при изучении темы «Логика»., В соответствии с целью определяются задачи исследования. Провести анализ представлены темы «Логика» в учебно-методических комплектах по курсу «Информатика и ИКТ» для 6-8 классов с целью выявления их направленности на развитие познавательных универсальных учебных действий. Выявить пути …, способствующие формированию познавательных УУД Разработать критерии и уровни сформированности познавательных УУД. Разработать учебно-методические материалы по теме «Логика» для обучающихся 6-8классов , направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий Экспериментально проверитьсформированность познавательных универсальных учебных действий на основе разработанных учебно-методических материалов Методы исследования: изучение и анализ научной, психолого-педагогической, методической и специальной литературы по проблематике исследования; анализ учебных программ, учебников и методических пособий по информатике; изучение и обобщение опыта формирования познавательных УУД; педагогический эксперимент, его анализ. Новизна ВКР Практическая значимость заключается в том, что разработанные материалы могут быть использованы в образовательном процессе 6-8 классов. Работа состоит из ведения, двух глав, заключения, списка литературы из .. наименований и … приложений. В работе таблиц, … рисунков. В первой главе «» содержится рассматриваются ГЛАВА 1. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ 1.1 Познавательные универсальные учебные действия: понятие, структура Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.[2] В широком значении термин “универсальные учебные действия” означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Познавательные УУД – это умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире. Они включают в себя: ?общеучебные: Формулировка познавательной цели; Поиск и выделение информации; Использование знаково – символических средств; Моделирование ? логические: Анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); Синтез как составление целого из частей с восполнением недостающих компонентов; Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; Подведение под понятие, выведение следствий; Установление причинно – следсвенных связей; Построение логической цепи рассуждений; Доказательство; Выдвижение гипотез и их обоснование; ? действия постановки и решения проблем: формулирование проблемы; Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. При формировании познавательных УУД необходимо обращать внимание на установление связей междувводимыми учителем понятиями и прошлым опытом детей, в этом случае ученику легче увидеть, воспринять и осмыслить учебный материал.[7] Предполагается, что результатом формирования познавательных универсальных учебных действийу обучающихся будут являться умения: владение осознанного и произвольного приема решения задач, поиск и отбор необходимой информации для выполнения заданий, ориентироваться в выборе различных способах решения задач, а так же умение выделять существенную информацию из текстов разных видов, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять синтез как составление целого из частей, осуществлять сравнение по заданным критериям, устанавливать причинно-следственные связи,строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, уметь устанавливать аналогии. Усвоение общего приёма решения задач в школе базируется на сформированности логических операций – умении анализировать объект, осуществлять сравнение, выделять общее и различное, осуществлять классификацию, логическую мультипликацию (логическое умножение), устанавливать аналогии. В силу сложного системного характера общего приема решения задач данное универсальное учебное действие может рассматриваться как модельное для системы познавательных действий. Решение задач выступает и как цель, и как средство обучения. Умение ставить и решать задачи является одним из основных показателей уровня развития учащихся, открывает им пути овладения новыми знаниями. При обучении различным предметам используются задачи, которые принято называть учебными. С их помощью формируются предметные знания, умения, навыки. Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия: моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта; преобразование модели с целью выявления общих законов; Логическими универсальными действиями являются: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; построение логических рассуждений, анализ верности утверждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. В связи с этим применяются различные формы активизации познавательной деятельности, промежуточного и итогового контроля: тестовые задания, разноуровневые карточки, задания с инструкциями по выполнению. Включая учеников в активную учебную работу, используя при этом разнообразные формы, методы познавательной деятельности. Интерактивные методы значительно расширяются учебно-воспитательные возможности урока: составление задач учащимися; конструирование обратных задач; творческие задачи (требующие самостоятельной постановки, описания алгоритма, использования специальных и межпредметных знаний учащихся); создание конкурсных мероприятий; рефераты; доклады; составление кроссворда по изучаемым темам; разгадывание ребусов по информатике; составление тестов для контроля знаний по предмету, а также по заказу школы; проект – создание учащимися готового программного продукта.[7] Информатика как предмет имеет ряд отличительных особенностей от других учебных дисциплин: во-первых, наличием специальных технических средств, в первую очередь — персонального компьютера для каждого ученика, а также задействованной в учебном процессе оргтехники, мультимедийных устройств; во-вторых, именно на уроках информатики активная самостоятельная деятельность, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом; в-третьих, предмет информатика отличает изначальная высокая мотивация учащихся. Работа за компьютером создаёт учителю информатики благоприятные начальные условия для работы в классе, развития компетентности целеполагания, и для органичного внедрения компетентностного подхода. 1.2 Развитие познавательной сферы в подростковом возрасте Основная школа – это время овладения высшими формами мыслительной деятельности теоретическим формальным, рефлексивным мышлением. И хотя подлинной зрелости такое мышление достигает на следующей стадии развития (в юношеском возрасте), тем не менее основы его закладываются с 11 - 12 лет. Это выражается прежде всего в том, что у подростка появляется способность рассуждать гипотетико – дедуктивным способом, т. е. на основе общих посылок, абстрактно – логически (в словесном плане), не прибегая к опоре на действия с конкретными предметами. Содержанием такого рассуждения являются высказывания (суждения), а процесс решения интеллектуальных задач опирается на предварительное мысленное построение различных предположений и их последующую проверку. Иными словами, подросток, в отличие от младшего школьника создаёт различные гипотезы, а затем их проверяет. Умение оперировать гипотезами как отличительный инструмент научного рассуждения – одно из важнейших достижений подростка в познавательном развитии. В подростковом возрасте происходит перестройка памяти. Активно начинает развиваться логическая память, скоро достигая такого уровня, что подросток переходит к преимущественному использованию этого вида памяти, а также произвольной и опосредствованной памяти. Подросток, абстрагируясь от конкретного, наглядного материала, рассуждает в чисто словесном плане. Подростки могут формулировать гипотезы, рассуждать предположительно, исследовать и сравнивать между собой различные альтернативы при решении одних и тех же задач. Развиваются такие операции, как классификация, аналогия, обобщение и другие. Устойчиво проявляется рефлексивный характер мышления: дети анализируют операции, которые они производят, способы решения задач. Особенности теоретического рефлексивного мышления позволяют подросткам анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в суждениях. Без высокого уровня развития интеллекта был бы невозможен характерный для этого возраста интерес к абстрактным философским, религиозным, политическим и прочим проблемам. Подростки рассуждают об идеалах, о будущем, иногда создают собственные теории, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир. Становление основ мировоззрения, начинающееся в этот период, тесно связано с интеллектуальным развитием. Контролируемой и управляемой становится речь (обучающийся способен осознанно и произвольно строить свой рассказ), а также другие психологические функции – внимание и память. Развитие теоретических навыков на основе системы научных понятий становится источником формирования психологических новообразований – нового типа познавательных интересов. 1.3 Пути и способы формирования познавательных УУД Учитель определяет структуру урока в соответствии с типом урока и его дидактическими задачами. Не останавливаясь на типологии уроков по ФГОС, отметим, что центральным моментом в организации обучения в рамках системно - деятельностного подхода является поиск и освоение таких форм обучения, в которых акцент ставится на самостоятельную деятельность самих обучающихся. То есть, развитие универсальных учебных действий находится в прямой зависимости от приемов и методов, применяемых учителем в соответствии с поставленной целью. Пути формирования универсальных учебных действий у обучающихся: освоение новых видов деятельности, затребованных в любых жизненных ситуациях; использование современных образовательных технологий; многообразие методов и форм организационной деятельности; увеличение роли самостоятельной работы; формы работы основаны на ответственности самих обучающихся. На схеме 1 показы педагогические технологии, методы обучения, приемы обучения, формы обучения и решение задач, способствующих формированию универсальных учебных действий. Близкой с проблемной ситуацией рассматривается – проблемная технология, во время использования которой происходит усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей. Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций. Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон. В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса. Поиск решения проблемы, проведение исследований с поэтапным контролем и коррекции результатов включают: умение наблюдать; умения и навыки поведения экспериментов; умение делать выводы и умозаключения; организацию наблюдения, планирование и проведение простейших опытов для нахождения необходимой информации и проверки гипотез; использование разных источников информации; обсуждение и оценка полученным результатов и применение их к новым ситуациям. Стимулированиепознавательной деятельности обучающихся происходит через использование активных методов обучения. Строятся на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Данные методы предполагают высокий уровень активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Наибольший интерес, в образовательном процессе, представляют игровые технологии. Игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение). При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. В образовательном процессе используют занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, 1.4 Критерии и уровни сформированности УУД Оценить сформированность УУД достаточно непростая задача. Развитие УУД и ,в том числе, познавательных УУД в образовательном процессе происходит поэтапно и на различных уроках. Анализ учебно-методической литературы позволил нам выделить существующие методики для оценивания сформированности познавательных УУД. В таблице 1 представлен фрагмент динамической модели, разработанной Е.Ю. Игнатьевой и О.Б. Даутовой []. Таблица 1. Преемственность в формировании и диагностике познавательных УУД Класс Познавательные УУД (ученик умеет) Общеучебные умения Действия постановки и решения проблемы 6-й Формулировать цель учебной деятельности, урока, проекта с помощью учителя; Предвосхищать содержание текста исходя из заголовка; Объяснять порядок частей текста; Создавать развернутый план – тезисы; Преобразовывать текст в другие формы представления информации (формулы, графики, схемы) при помощи учителя; Оценивать утверждения, взятые из текста; Создавать и объяснять вещественные и простые мыслительные модели Самостоятельно выявлять противоречия и формулировать проблему; Предлагать способы решения проблемы на основе анализа известного и неизвестного, обосновывать свое решение 7-й Формулировать цель учебной деятельности, урока, проекта самостоятельно; Делить познавательную цель на задачи; Быстро находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами), определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте; Находить необходимую единицу информации в тексте; Выделять главную и избыточную информацию в тексте; Использовать знаково – символические средства для пояснения мысли, модельные и реальные объекты Самостоятельно выявлять противоречия и формулировать проблему; Предлагать способы решения проблемы на основе анализа известного и неизвестного, причинно – следсвеннных связей, предлагать алгоритм действий, обосновывать свое решение 8-й Формулировать цель учебной деятельности, урока, проекта самостоятельно; Решать учебно – познавательные задачи и учебно – практические задачи, требующие полного и критического понимания текста; Формировать на основе текста систему аргументов для обоснования определенной позиции; Делать вывод о главной мысли текста или намерениях автора; Строить с использованием знаково – символических средств модели объектов и различных систем Самостоятельно выявлять противоречия и формулировать проблему, выделять цель и задачу, предлагать пути решения; Предлагать гипотезы как способы решения проблемы, на основе анализа известного и неизвестного, причинно – следственных связей, предлагать алгоритм действий, планировать его реализацию, обосновывать свое решение Среди познавательных универсальных учебных действий особое место занимают логические, так как именно на их основе формируются предпосылки для развития теоретического мышления у обучающихся. Уже с начальных классов начинается работа над формированием у детей логических универсальных учебных действий. Большое значение играет сформированность таких логических операций , как анализ, синтез, сравнение. Действие анализа формируется на основе задач по выявлению частей объектов, этапов процессов, выделению составляющих из целого, определению признаков. Действие сравнения формируется на основе установления сходства и различий. В таблице 2 показаны формирования логическихУУД на протяжении всего курса обучения Таблица 2. Преемственность в формировании и диагностике логических УУД Класс Логические УУД (ученик умеет) 1-4 й Выделять тождества / различия; Сравнивать объекты; Опознавать конкретно – чувственные образы; Классифицировать объекты по известным основаниям; Анализировать несложный объект путем разделения целого на части, выделения элементов из целого 5-й Упорядочивать объекты по известным признакам (сериация); Видеть алгоритм в последовательности действий; Делать логический вывод 6-й Выделять критерии в группе объектов; Упорядочивать по самостоятельности и действий; Делать логический вывод 7-й Обобщать: выделять сущностные связи и выводить общности, делать вывод; Выдвигать логические цепочки; Строить алгоритмы решений 8-й Строить логические цепочки рассуждений; Устанавливать причинно – следственные связи; Выстраивать систему доказательств; Выдвигать гипотезы; Планировать решения 9-й Подводить под понятие (выделять признаки, устанавливать связи, выводить понятие); Абстрагироваться от конкретных предметов, применять абстрактные формы мышления; Размышлять (мыслить) понятиями; Демонстрировать сформированность основных логических умений 10-й Устанавливать аналогии среди разнообразных классов объектов; Прогнозировать развитие объекта, ситуации и т.д., устанавливать направления развития 11-й Реализовать полный комплекс логических операции в междисциплинарном контексте Для оценки сформированности универсальных учебных действий, в том числе и познавательных, могут быть применены существующие методы диагностики знаний и умений, в частности, тестирование. . Согласно исследованиям ГазейкинаА.И.. разработка диагностических заданий должна осуществляться с учетом следующих требований. Комплексность. Для обеспечения надежности результатов диагностическая работа должна включать задания для проверки сформированности каждой операции конкретного учебного действия. Вариативность содержания. Универсальные учебные действия имеют метапредметный характер, следовательно, контроль таких умений должен осуществляться с учетом вариативности содержания: для каждой операции определенного учебного действия должны быть разработаны задания по всем тематическим линиям курса. Однонаправленность. Разработанная с учетом выше представленных требований диагностическая работа может оказаться весьма объемной по содержанию, а как следствие, и значительно продолжительной по времени выполнения. В связи с этим рекомендуем в рамках одной работы производить диагностику одного познавательного умения. Это позволит не только сократить временные рамки выполнения работы, но и избежать перегрузки обучающихся. Таким образом, структура диагностической работы может быть представлена в виде рисунка 1. Рис. 1 «Структура диагностической работы» Согласно представленной схеме контроль каждой операции определенного универсального учебного действия будет проводиться в рамках не одной, а целого набора тематических линий учебной дисциплины, что позволит наиболее точно определить сформированность всех умений. В данной диагностики выделяют четыре уровня сформированности познавательного универсального учебного действия: повышенный, средний, низкий, нулевой. Повышенный: у обучающегося сформированы умения осуществлять все операции учебного действия. Средний уровень: у обучающегося сформированы половина или более умений осуществлять операции учебного действия. Низкий уровень: у обучающегося сформировано менее половины умений осуществлять операции учебного действия. Нулевой уровень: у обучающегося не сформировано ни одно умение осуществлять операции учебного действия. При этом считается, что умение осуществлять определенную операцию сформировано, если у обучающегося имеется верно выполненное задание на эту операцию. Следующая методика - это методика разработанная А.З.Заком и предназначенная для диагностики уровня сформированности теоретического анализа и внутреннего плана действий у обучающихся 4-6 классов. Результаты исследования позволяют установить степень развития теоретического способа решения задач в целом, сделать вывод об особенностях формирования у ребенка такого интеллектуального умения, как рассуждение. Примеры заданий представлены в приложении 1. Для оценки сформированности логических УУД автор использует таблицу 3. Таблица 3. Примеры заданий для оценивания сформированности познавательных УУД Логические УУД Примеры заданий, которые могут быть включены в игровой сюжет Балл Определение понятия Составьте определение. Обозначьте части компьютера … по схеме. Составьте описание хранения информации в памяти компьютера. Вставьте пропущенное слово в текст 0-1 0-1 0-1 0-1 Классификация Обозначьте части Компьютерных объектов (устройства, связи, файлы) 0-3 Самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации Подчеркните названия программ для создания изображений. По описанию составьте критерии отбора программ лично для Вас. 0-3 Умозаключение, индуктивные и дедуктивные технологии Решите ребус Составьте ребус Решите кроссворд Составьте кроссворд 0-3 0-3 0-3 0-3 Выводы Прочитайте задачу и сделайте вывод почему так происходит и к чему приведет неполадка? 0-5 Мы рассмотрели несколько подходов для определения уровня сформированности познавательных УУД. При разработке собственных критериев мы учитывали исследования Газейкиной А.И. [..], такие как комплексность (задания, включенные в тему, направлены на проверку сформированности каждой операции конкретного учебного действия); вариативность (для каждой операции определённого уровня УУД должны быть разработаны задания по всем тематическим линиям рассматриваемого курса); однонаправленность (составленные задания позволят производить диагностику одного познавательного умения). Нами разработаны три уровня сформированности познавательных УУД для обучающихся 6-8 классов: Высокий уровень: Обучающийся все задания выполняет самостоятельно; Сформированы операции обобщения, выделения существенных признаков; Самостоятельно ориентируется в учебнике, определяет умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы/раздела; Владеет логическими операциями, умеет выделять существенные признаки; Хорошо ориентируется в изученном материале, может самостоятельно найти нужный источник информации, умеет самостоятельно наблюдать и делать выводы; Умеет анализировать, устанавливать закономерности, пробует предложить альтернативные варианты решения различных задач; Устанавливает логические связи, сравнивает, группирует, анализирует, синтезирует, классифицирует. Средний уровень: Частично сформированы операции обобщения, выделение существенных признаков; В учебной литературе ориентируется самостоятельно, умеет найти информацию, но не способен - систематизировать; Выполняет задания репродуктивного характера, при решении задач с видоизмененными условиями испытывает затруднения, решает их с помощью наводящих вопросов преподавателя; Владеет логическими операциями частично, не может группировать по определенной классификации; Испытывает затруднения с поиском нужной информации в дополнительных источниках; Способен анализировать, устанавливать закономерности, но делает это с ошибками, либо затрачивает большое количество времени; Логические связи устанавливает с трудом. Допускает ошибки в обобщении, частично в анализе и синтезе. Низкий уровень: Большинство умений не сформированы; Не сформированы операции выделения существенных признаков, операция сравнения затруднена; Самостоятельно не может ориентироваться в учебной литературе, не определяет умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы/ раздела; Не сформировано большинство логических операции; Самостоятельно не может работать с текстом или допускает много ошибок при работе с ним; Низкая скорость мышления, проблема с анализом и выделением закономерностей; Недостаточно развита аналитико – синтетическая деятельность. В таблице 4 представлено соответствие формируемых операций познавательных УУД уровням их сформированости. Таблица 4. Технологическая карты формирования познавательных УУД в основной школе Операция Уровень сформированности познавательных УУД высокий средний низкий Общеучебные универсальные действия самостоятельное выделение познавательной цели; Это осознанное и произвольное речевое высказывание в устрой и письменной форме; Умеет принятую познавательная цель сохранить при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс выполнения; Умеет четко осозновать цель и структура найденного способа решения новой задачи; учебная деятельность приобретает форму активного исследования способов действия Постановка цели урока/задачи ставится верно с помощью наводящих вопросов преподавателя, но затруднения возникают при подборе вариантов решения задач. Самостоятельно не может решить новую практическую задачу и подобрать адекватный способ решения, может принимать лишь простейшие цели поиск и выделение информации; Самостоятельный поиск и выделение необходимой информации; составление единого смыслового текста; определение умений, которые будут сформированы на основе изучения темы; определять круг своего незнания. Информация найдена верна, но не структурирована, имеется повтор различных сведений Подбор неполной информации; ошибочные сведения; Информация не найдена знаково-символические действия (моделирование) Представление информации в удобном виде данных (графы, ментальные карты, схемы, таблицы) ; Умение находить для себя оптимальную запись (вид) информации и уметь в дальнейшем его применять на практике. Умение представлять информацию в однотипном виде и допускать ошибки при ее формировании Представление информации в ином виде затруднено, только при помощи учителя обучающийся выбирает один из видов представления информации, но допускает значительные ошибки и в дальнейшем не может воспроизвести информацию по свой схеме. смысловое чтение Умеет классифицировать текст на сплошной (описание, рассказ, стихотворение) и несплошной (схема, диаграмма, таблица, карта, инфографика) с осознанием прочитанного или представленного; Умеет составлять краткую запись задачи по прослушанному тексту; Умеет составлять схематично план выполнения задачи; Умеет работать с объяснительным текстом, анализировать его и выделять основную мысль; Затруднения с постановкой алгоритма решения задачи Выделение главной мысли текста затрудняется, обучающийся неправильно строит поэтапный алгоритм своих действий Контроль, оценка результатов и процессов деятельности Умеет находить ошибки в решении; поэтапно контролировать свои действия, следовать строгому алгоритму; Умеет находить иные методы решения после верного ответа на поставленный вопрос; Умеет безошибочно решать проверочныйматериалпо изученной теме; Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия; Умеет выделять критерии для оценки результата или процесса, оценка собственных «пробелов» в изученной теме, Умеет анализировать ход своих действий Не всегда находит адекватный способ решения. и решать наиболее легким способом, не использую другие методы решения Контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, ученик не может обосновать свои действия уметь адекватно оценивать свою работу индивидуально Умение выбирать наиболее простые способы решения задач в зависимости от конкретных условий Умеет составлять, выделять правильное решение нескольких вариантов решения одной задачи (проблемы) с дальнейшим выбором оптимального при помощи сравнения по заданным условиям; Самостоятельно предполагать информацию, которая будет необходима для изучения незнакомого материала (незнакомой задачи) Умеет определять условия, при которых представленный способ решения задачи будет наиболее простым Выполняет задания репродуктивного характера; Опирается на ответы других учеников и не способен следовать критериям выбора метода решения задачи Логические Анализировать Умеетбезошибочно разделять целое на части, на элементы, уметь выделять отдельные признаки, выявлять существенные и несущественные признаки; Не всегда точно выделяет части из целого. Умеет характеризовать части объектов и выделять существенные признаки Выделяет части целого с помощью учителя и всегда точно определяет Последовательность, затруднения в выявлении общих признаков Синтезировать Уметь осуществлять поиск целого через образование существенных связей между выделенными элементами целого; Умение выделять основание объединения; Умение преобразовать целое по другому основанию. Мыслит самостоятельно Не всегда получается провести поиск целого, умеет объединить элементы по заданному основанию Может найти и установить поиск целого с помощью учителя. Не способность объединить их по одному признаку Сравнение Умение сравнивать неизученные объекты и выделять обоснованные предположения - чем они отличаются; сравнивать различные формы записи и соотносить их с условием задачи; осуществлять множественное сравнение (большой группы фактов) Не всегда верно делает обоснование предположений. Сравнение объектов только что изученных, но с допущением ошибок Находить только слова противоположного смысла Классификация Уметь осуществлять поиск существенных и общих признаков, элементов, связей для определенной группы объектов, что создает основы для разделения объектов на группы, подгруппы, классы, уметь выделять признаки сходства/различия; умение выделить признаки объекта по определенному критерию; Уметь определять основание классификации объектов Умение выделять признаки, по которым сравниваются объекты, но не объединять это по какой-то одной классификации Не уметь правильно распределить элементы по заданному критерию Установление причинно – следственной связи Умение определить исходные условия по заданным логическим суждениям; Уметьопределить условия по заданным исходным данным и конечному результату. уметьопределитьистинность логических суждений по заданным исходным условиям Уметь определять причину и следствие только в жизненных ситуациях, не перенося их на решение задачи подведение под понятие, выведение следствий Умеет мыслительно соотносить признаки исследуемого объекта, или явления с существенными признаками данного понятия и затем это аргументирова....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: