- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Формирование познавательных процессов у воспитанников дома ребёнка средствами специально организованной работы по развитию речи
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K010187 |
Тема: | Формирование познавательных процессов у воспитанников дома ребёнка средствами специально организованной работы по развитию речи |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ») Факультет заочного обучения и дистанционных образовательных технологий Формирование познавательных процессов у воспитанников дома ребёнка средствами специально организованной работы по развитию речи Выпускная квалификационная работа по направлению 44.03.02 Психолого-педагогическое образование Направленность программы бакалавриата «Психология и педагогика дошкольного образования» Выполнил: студент группы ЗФ-411/097-4-1 Кп Куликова Жанна Анатольевна Проверка на объем заимствований: _____________________________ ____________% авторского текста Научный руководитель: к.п.н., доцент, Жукова Марина Владимировна _____________________________ Работа _________________ к защите рекомендована/не рекомендована «____» __________ 2017 г. декан факультета __________________ Е.И. Иголкина Челябинск 2017 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3 ГЛАВА I. Теоретические основы развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста 1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста………………………………….……………………..………...…9 1.2. Особенности развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста…………………………………………….…......16 1.3. Психолого-педагогические условия развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста ……………………………….20 Вывод по первой главе………………………………………………………..…36 ГЛАВА I I. Экспериментальное исследование развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста 2.1.Констатирующий эксперимент по определению уровня развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………….38 2.2.Экспериментальное обоснование работы по формированию и развитию логического мышления у детей дошкольного возраста………………………46 2.3. Контрольный этап…………………………………………………….…….52 Выводы по второй глав…………………….…………………………………....55 Заключение ………………………………………………………………………58 Список использованных источников…………………………………………...61 Приложения ……………………………………………………………………..65 Введение В период дошкольного детства ребенок открывает для себя окружающий мир. Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей, коммуникативных умений. Развитие логического мышления занимает весьма важное, центральное, место в жизни детей старшего дошкольного возраста. Развитие логического мышления у детей является очень важным аспектом, так как оно является базой для дальнейшего обучения детей в школе. Умение рассуждать, обобщать, устанавливать причинно – следственные связи, проектировать деятельность, выделять главное, формулировать собственные предположения и находить доказательство в их защиту необходимо детям дошкольного возраста. Логическое мышление, позволяет организовать мыслительные процедуры таким образом, чтобы отталкиваясь от истинных данных чувственного познания, и получить истинные заключения. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, поэтому огромная роль в развитии логического мышления, принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. В старшем дошкольном возрасте можно встретить практически все виды игр, которые обнаруживаются у детей до поступления в школу. Большую часть своего времени дети старшего дошкольного возраста проводят в играх, причем за годы дошкольного детства, от трех до шести-семи лет, детские игры проходят довольно значительный путь развития: от предметно-манипулятивных и символических до дидактических игр с правилами. В дидактической игре проще усваиваются знания, умение, навыки, при помощи игровой ситуации легче привлечь внимание ребёнка, он лучше запоминает материал, поэтому развивать логическое мышление у дошкольников лучше всего с использованием дидактических игр. Актуальность исследования заключается в том, что в старшем дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности, в котором закладываются и развиваются основные новообразования ребенка, деятельностью, которая служит основным способом познания мира. Выявленные противоречия между потребностью в целенаправленном формировании логических приёмов мышления в процессе обучения и воспитания определило тему нашей работы «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры» Потребность в целенаправленном формировании логических приёмов мышления в процессе обучения и воспитания осознаётся психологами и педагогами. Известный психолог Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне интеллектуальных процессов, т. е. в качественных особенностях детского мышления. [7] Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается, как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей, в более старшем возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствуют развитию умственных способностей, что необходимо для успешного перехода детей в школу. Методологическая основа исследования: Психологические основы, сущность, факторы и способы развития логического мышления исследованы в работах П.П. Блонского, Д.Н. Богоявленского, А.В. Брушлинского, Л.И. Божович, Л.М. Веккера, Л.С. Выготского, Н.А. Менчинской, С.Л. Рубинштейна и других. Большой вклад в разработку общеметодологических и методических проблем игровой деятельности детей внесли такие исследователи, как Л.С. Выготский, Воронова В.Я., Леонтьев А.Н. Михайленко Н.Я. и Короткова Н.А., Спиваковская А.С., Эльконин Д.Б. Д.В. Менджерицкая, Л.А. Венгер, В.С. Мухина, М.А. Васильева, Е.И. Щербакова, Л.В. и другие. Проблема игры как деятельность, имеющая особое значение в жизни ребенка, всегда находилась в центре внимания исследователей детского развития (В. Штерн, Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин). В отечественной психологии сформировался взгляд на игру как на важнейшую и чрезвычайно эффективную в детском возрасте форму развития мышления у детей старшего дошкольного возраста (Е. И. Тихеева, А. И. Сорокина). Дидактическая игра одна из форм развития логического мышления. В процессе игры умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер. Применение дидактических игр эффективно повышает развитие логического мышления. Следовательно, существует необходимость изучения развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры. Цель исследования: подобрать дидактические игры, создать развивающую среду и экспериментально обосновать их эффективность развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования является развитие логических способностей у детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх. Предмет исследования являются психолого-педагогические условия развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста средством дидактической игры. Гипотеза: осуществить процесс развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста помогут следующие психолого-педагогические условия: 1) подбор комплекса специальных дидактических игр с учетом возрастных особенностей; 2) организована развивающая среда. С помощью выполнения данных условий эффективно повысится процесс развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста; Задачи исследования: 1) Рассмотреть основные характеристики мышления как психологического процесса 2) Определить особенности развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. 3) Подобрать методику исследования по выявлению уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. 4) Выявить уровень развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. 5) Повысить уровень логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средством дидактической игры и организовать развивающую среду. База исследования: МДОУ ДС №43 г. Копейска Методы исследования: для решения поставленных задач и были использованы следующие методы исследования: Теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме развитие логического мышления старших дошкольников; метод наблюдения; беседа с дошкольниками; педагогический эксперимент. Отражены конкретные процедуры функционального анализа, в частности математический и статистический анализ результатов, полученных в ходе проведения исследовательской деятельности. При помощи математического метода нами было получено количественное соотношение детей по уровням развития логического мышления старших дошкольников (высокий, средний, низкий); при помощи статистического метода мы определили процентное соотношение детей; при помощи графического метода отразили показатели констатирующего и контрольного экспериментов в таблицах и рисунках. Исследование проводилось в 2015-2016 году в 2 этапа: I этап – (сентябрь 2015 г. – январь 2016 г.) поисково-теоретический, на котором изучались и анализировались психолого-педагогические исследования в области логического мышления старших дошкольников, а так же в вопросах развития логического мышления через дидактические игры. Были определены методология и методика исследования, понятийный аппарат, проблема, объект, предмет, задачи, методы. II этап – (январь – апрель 2016 г.) опытно-экспериментальный. На этом этапе систематизировался полученный материал, выяснялись и структурировались уровни развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста, разрабатывалась и внедрялась в педагогический процесс ДОУ технология решения ситуаций развития логического мышления через средства дидактической игры. Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении: 1) подбор комплекса специальных дидактических игр с учетом возрастных особенностей; 2) организации развивающей среды. Данные условия, способствующие эффективному развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Материалы и результаты исследования могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных учреждений. Структура и объем данной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 53 источника и приложения. Текст иллюстрируют таблицы и рисунки. ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования Дошкольный возраст – это важный период развития всех психических функций: речи, мышления, эмоций, механизмов контроля произвольных движений, за которые отвечает высшие структуры головного мозга – это кора. В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие. Умственное развитие дошкольников характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ему думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Проблема возникновения и развития мышления у ребенка обсуждалась в психологии неоднократно и с самых различных точек зрения. Однако за последнее время наиболее распространенным явилось представление о генезисе мышления как о пути от более примитивных его форм ко все более совершенной, каковой является словесно-логическое (дискурсивное) мышление [13, с.69]. Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и выходит далеко за его пределы. Основные функции мышления: 1) Установление всеобщих взаимосвязей. 2) Понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений. 3) Обобщение свойств однородной группы явлений и т.д. Современные психологи, вслед за Выготским Л.С., выделяют три основных этапа в развитии мышления ребенка: наглядно-действенное, наглядно-образное и понятийное мышление. Наглядно-действенное мышление присуще преимущественно детям первого, второго и третьего года жизни. Однако уже на третьем году начинает формироваться наглядно-образное мышление, а затем у более старших дошкольников возникают первые понятия, мышление становится все более отвлеченным [19, с.16]. В психологии выделяют следующие операции мышления: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификацию (систематизацию), абстрагирование, конкретизацию. С помощью этих операции мышления осуществляется проникновение в глубь той или иной стоящей перед человеком проблемы, рассматриваются свойства составляющих эту проблему элементов, находится решение задачи. Анализ – это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Анализ – это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, связей отношений и т.п. С помощью анализа обнаруживаются наиболее существенные признаки. Анализ помогает следователю выделить из показаний самое существенное, самое необходимое. Анализ проводится для выделения признаков, характеризующих данный предмет или группу предметов. Например, задан признак: кислый. Сначала у каждого объекта множества проверяется наличие или отсутствие этого признака, а затем они выделяются и объединяются в группу по признаку «кислые». Синтез – это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. Анализ и синтез обычно выступают в единстве. Они неразрывны, не могут существовать друг без друга: анализ, как правило, осуществляется одновременно с синтезом, и наоборот. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны. Синтез можно охарактеризовать как мысленное соединение частей предмета в единое целое с учетом их правильного расположения в предмете. Сравнение – мыслительная операция, раскрывающая тождество и различие явлений и их свойств, позволяющая произвести классификацию явлений и их обобщение. Сравнение – это прием, направленный установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями. Сравнение требует умения выделять одни признаки объекта и абстрагироваться от других. Для выделения различных признаков объекта можно использовать игру «Найди это»: К 5-6 годам ребенок уже умеет сравнивать различные предметы между собой, но делает это, как правило, на основе всего нескольких признаков (например, цвет, форма, величина и некоторых других). Кроме того, выделение этих признаков часто носит случайный характер и не опирается на разносторонний анализ объекта. Для того чтобы научить ребенка сравнивать, ему необходимо помочь овладеть следующими умениями. Умение выделять признаки (свойства) одного объекта на основе сопоставления его с другим объектом. Дети дошкольного возраста обычно выделяют в предмете всего два – три свойства, в то время как их бесконечное множество. Чтобы ребенок смог увидеть это множество свойств он должен научиться анализировать предмет с разных сторон, сопоставлять этот предмет с другим предметом, обладающим иными свойствами. Умение определять общие и отличительные признаки (свойства) сравниваемых объектов. Когда ребенок научился выделять свойства, сравнивая один предмет с другим, следует начать формирование умение определять общие и отличительные признаки предметов. В первую очередь обучить умению проводить сравнительный анализ выделенных свойств и находить их отличия. Умение отличать существенные и несущественные признаки (свойства) объекта, когда существенные свойство заданы или легко находимы. После того как ребенок научится выделять в предметах общие и отличительные свойства, можно сделать следующий шаг: научить его отличать существенные, важные свойства от несущественных, второстепенных. Обобщение – мыслительная операция, позволяющая мысленно объединить предметы и явления по их общим и существенным признакам. Обобщение может осуществляться в двух уровнях. Первый, элементарный уровень – соединение сходных предметов по внешним признакам (генерализация). Но большую познавательную ценность представляет собой обобщение второго, более высокого уровня, когда в группе предметов и явлений выделяются существенные общие признаки Классификация – группировка объектов по существенным признакам. В отличие от классификации, основанием которой должны быть признаки, существенные в каком-то отношении, систематизация иногда допускает выбор в качестве основания признаков малосущественных (например, в алфавитных каталогах), но удобных в оперативном отношении. Для проведения классификации необходимо уметь анализировать материал, сопоставлять (соотносить) друг с другом отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществлять на этой основе обобщение, распределять предметы по группам на основании выделенных в них и отраженных в слове – названии группы – общих признаков. Классификацию с детьми старшего дошкольного возраста можно проводить: 1) по наименованию предметов (чашки и тарелки, ракушки и камешки, кегли и мячики и т. д.); 2) по размеру (в одну группу большие мячи, в другую - маленькие мячики; в одну коробку длинные карандаши, в другую - короткие и т. д.); 3) по цвету (в эту коробку красные пуговицы, в эту - зеленые); 4) по форме (в эту коробку квадраты, а в эту - кружки; в эту коробку - кубики, в эту - кирпичики и т. д.); 5) по другим признакам (съедобное и несъедобное, плавающие и летающие животные, лесные и огородные растения, дикие и домашние звери и т. д.) [4, с.48]. Таким образом, осуществление классификации предполагает использование приемов сравнение и обобщения. Уровень развития обобщения в дошкольном возрасте находится в прямой зависимости от: 1) степени знакомства дошкольников с многообразием предметов, включенных в данную группу; 2) знания слова, которое обобщает все предметы данной группы; 3) требований, предъявляемых взрослым к ребенку (среди них особенно трудным является определение понятия, т.е. ответ на вопрос «что такое?»; объединение однородных предметов в группу является более легким для детей). Для того чтобы научить обобщать, надо сформировать следующие умения: 1) Умение относить конкретный объект к заданной взрослым группе и, наоборот, выделять из общего понятия единичное. 2) Умение группировать объекты на основе самостоятельно найденных общих признаков и обозначать образованную группу слов. 3) Умение распределять объекты по классам. Систематизировать – значит приводить в систему, располагать объекты в определенном порядке, устанавливать между ними определенную последовательность. Сериация – построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов по выбранному признаку. Сериации можно организовать по размеру: по длине, по высоте, по ширине - если предметы одного типа (куклы, палочки, ленты, камешки и т. д.) и просто «по величине» (с указанием того, что считать «величиной») - если предметы разного типа (рассадить игрушки по росту). Сериации могут быть организованы по цвету: по степени интенсивности окраски. Классический прием сериации: матрешки, пирамидки, вкладные мисочки и т. д. Логическое мышление – это умение оперировать абстрактными понятиями, это управляемое мышление, это мышление путем рассуждений, это строгое следование законам неуловимой логики, это безукоризненное построение причинно – следственных связей. В частности, это умение проводить следующие простейшие логические операции: сравнение, обобщение, классификацию, суждение, умозаключение, доказательство. В дошкольном возрасте мышление ребенка входит в новую фазу развития, а именно: происходит увеличение круга представлений детей и расширение умственного кругозора, идет перестройка самой умственной деятельности. У ребенка семилетнего возраста начинают впервые складываться простейшие формы логического мышления. В период времени от 3 до 7 лет у ребёнка складываются способности мысленно расчленять видимый предмет на части, а затем объединить их в единое целое. Дети учатся выделять структуру предметов, их пространственные особенности, соотношения частей. Развитие восприятия происходит поэтапно. На первом этапе перцептивные действия формируются непосредственно в результате игры с различными предметами. На втором этапе дети знакомятся с пространственными свойствами предметов с помощью ориентировочно-исследовательских движений руки и глаза. На третьем этапе дети получают возможность довольно быстро узнать интересующие свойства объектов, при этом внешнее действие превращается в умственное [5, с.193]. К старшему дошкольному возрасту появляются задачи нового типа, где результат действия будет не прямым, а косвенным и для его достижения ребенку необходимо будет учитывать связи между двумя или несколькими явлениями, происходящими одновременно или последовательно. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и суммарных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном возрасте. Так, например, в 5-7 лет ребенок уже в состоянии овладеть на элементарном уровне такими приемами логического мышления, как сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез. Логическое мышление отличается оперированием абстрактными категориями и установлением различных отношений, которые не представлены в наглядной или образной форме. Дети рано заучивают слова, обозначающие объекты, их свойства и действия с ними, однако понятия, которые обозначаются этими словами, как обобщенное отражение совокупности однородных предметов с общими существенными признаками, формируются у дошкольников только постепенно. Лишь к старшему дошкольному возрасту возникает способность выделять в предмете те существенные детали, по которым конкретный предмет может быть отнесен к определенной категории. Однако, встречая малознакомые предметы, даже старший дошкольник вновь переходит к беспорядочному перечислению их внешних признаков или указывает на назначение предмета. Правильно группировать предметы дети могут, если им известно соответствующее обобщающее слово-термин. Большое значение для группировки предметов имеют те их свойства и связи, которые выделяет дошкольник в своем практическом опыте. Логические приемы – сравнение, синтез, анализ, классификация и другие – применяются во всех видах деятельности. Их используют, начиная с дошкольного возраста для решения задач, выработки правильных умозаключений которые необходимы ребенку дошкольнику для успешного обучения в школе. 1.2. Особенности развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста Возможность усвоения некоторых логических знаний и приёмов детьми дошкольного возраста показана в психологических исследованиях И.Л. Матасовой, Е. Агаевой, А.Ф. Говорковой, Л.Ф. Обуховой и др. В этих исследованиях была доказана возможность формирования отдельных логических приёмов мышления (сериации, классификации, транзитивности отношений между величинами) у старших дошкольников при соответствующей возрасту методике обучения. [15]. Логическое мышление начинает развиваться в дошкольном возрасте. Когда при переходе от первой ко второй половине дошкольного детства внутренняя позиция как возрастное новообразование становится условной. Следствием превращения внутренней позиции в условную, выступает отрыв от конкретной действительности, раздвоение деятельности на саму деятельность и ее внутренний план. Внутренний, или умственный план, план деятельности преобразует ее в планируемую и оцениваемую. Образность, как таковая, отходит на задний план, уступая место словесной регуляции поведения. А проблема связности и противоречивости суждений выступает здесь на первый план. В связи с этим данный вид мышления называют логическим [9] Развитие логического мышления происходит в две стадии: на первой, начиная с 5 лет, преобразование одной внутренней позиции в другую совершается естественным образом или с посторонней помощью, а на второй осуществляется самостоятельно. Формирование у ребенка качественно нового мышления связано с освоением мыслительных операций. В дошкольном возрасте они интенсивно развиваются и начинают выступать в качестве способов умственной деятельности. В основе всех мыслительных операций лежат анализ и синтез. В исследованиях А.К. Марковой было установлено, что дошкольник сравнивает объекты по более многочисленным признакам, чем ребенок в раннем детстве. Он замечает даже незначительное сходство между внешними признаками предметов и выражает различия в слове. Также у старшего дошкольника изменяется характер обобщений [2, с. 36]. Дети постепенно переходят от оперирования внешними признаками к раскрытию объективно более существенных для предмета признаков. Более высокий уровень обобщения позволяет ребенку освоить операцию классификации, которая предполагает отнесение объекта к группе на основе видо-родовых признаков. Развитие умения классифицировать предметы связано с освоением обобщающих слов, расширением представлений и знаний об окружающем и умением выделять в предмете существенные признаки. Причем, чем ближе предметы к личному опыту дошкольника, тем более точное обобщение он делает. Ребенок, прежде всего, выделяет группы предметов, с которыми он активно взаимодействует: игрушки, мебель, посуду, одежду. С возрастом возникает дифференциация смежных классификационных групп: дикие и домашние животные, чайная и столовая посуда, зимующие и перелетные птицы. Одним из условий формирования логического мышления у дошкольников является учёт особенностей психического развития детей данного возраста. Все психологические новообразования детей указанного периода отличаются незавершённостью. Это обусловливает особенности их обучения, которое должно сочетать в себе черты игры и направленного обучения, ориентируясь при этом на сложившиеся формы мышления – наглядно-действенное и наглядно-образное развитие новообразований: знаково-символической функции, элементов логического мышления. И.Л. Матасова в своем исследовании сравнивала усвоение дошкольниками разных возрастов высших логических операций в различных ситуациях – игровой, практической и прямого обучения на занятиях. Результаты исследования показали, что только дети старшего дошкольного возраста могут достигать определённых результатов в ситуации прямого обучения, но эти результаты гораздо ниже полученных в игровой деятельности. Большое влияние на развитие логического мышления оказывает речь, которой ребенок пользуется при действительном, так при образном решении задач на всех уровнях развития [18]. Н. Н. Поддъяков специально изучал, как идет у детей дошкольного возраста формирование внутреннего плана действий, характерных для логического мышления, и выделил шесть этапов развития этого процесса от младшего до старшего дошкольного возраста: 1. Ребенок еще не в состоянии действовать в уме, но уже способен с помощью рук, манипулируя вещами, решать задачи в наглядно-действенном плане, преобразуя соответствующим образом проблемную ситуацию. 2.В процессе решения задачи ребенком уже включена речь, но она используется им только для называния предметов, с которыми он манипулирует в наглядно - действенном плане. Ребенком уже может быть выражен и сформулирован результат выполненного практического действия. 3.Задача решается в образном плане через манипулирование представлениями объектов. Здесь осознаются и могут быть словесно обозначены способы выполнения действий, направленных на преобразование ситуации с целью найти решение поставленной задачи. Возникает элементарная форма рассуждения вслух не отдельного еще от выполнения реального практического действия, но уже направленного на теоретическое выяснение способа преобразования ситуации или условий задачи. 4.Задача решается ребенком по заранее составленному, продуманному и внутренне представленному плану. В его основе - память и опыт, накопленный в процессе предыдущих попыток решения подобного рода задач. 5.Задача решается в плане действий в уме с последующим выполнением той же самой задачи в наглядно - действенном плане с целью подкрепить наглядный в уме ответ и далее сформулировать его словами. 6.Решение задачи осуществляется только во внутреннем плане с выдачей готового словесного решения без последующего обращения к реальным, практическим действиям с предметами [13]. Для того, чтобы слово стало употребляться как самостоятельное средство мышления, позволяющее решать умственные задачи без использования образов, ребенок должен усвоить выработанные человеком понятия, то есть знания об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, закрепленные в словах [5]. По мере формирования логического мышления ребенок все больше научается осознавать обобщенные закономерности явлений. Мышление начинает свободно переходить от единичного через особенное к всеобщему, от случайного к необходимому, от явлений к существенному в них, от одного определения сущности, к все более глубокому его определению и приходит к все более глубокому познанию действительности, к пониманию взаимосвязи ее различных моментов, сторон, ее сущности. Точнее ребенок не столько все глубже познает действительность, по мере того как углубляется его познавательное проникновение в действительность [17]. Наиболее существенной особенностью развития логического мышления в старшем дошкольном возрасте является то, что его первые обобщения связаны с действием. Ребенок мыслит «действуя». А так же ребенок мыслит, опираясь на единичные факты, которые ему известны и доступны из личностного опыта или наблюдений за другими людьми [16]. Таким образом, логическое мышление дошкольника в любой форме отличается некоторыми общими характерными чертами: легкой постановкой в задаче и ее решении на место малознакомых условий более известных на основе «чувства знакомости», установлением простых связей не только между существенными свойствами объектов, но и между случайными, внешними, второстепенными сторонами. Это обусловливает своеобразие мыслительного процесса дошкольников. 1.3. Психолого-педагогические условия развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста Теоретические и экспериментальные работы А.С. Выготского, Ф.Н. Леонтьева, С.Л. Рубенштейна свидетельствуют о том, что ни одно из специфических качеств - логического мышления, творческое воображение, осмысленная память - не может развиваться у ребёнка независимо от воспитания, в результате спонтанного созревания врожденных задатков. Они формируются на протяжении детства, в процессе воспитания, которое играет, как писал Л.С. Выготский «ведущую роль в психическом развитии ребенка». Осуществить процесс развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста помогут следующие условия: 1) подбор комплекса специальных дидактических игр с учетом возрастных особенностей, 2) организация развивающей среды С помощью выполнения данных условий эффективно повысится процесс развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Для того чтобы, развивать мышление ребенка, нужно научить его сравнивать, обобщать, анализировать, развивать речь, научить ребенка писать. Так как механическое запоминание разнообразной информации, копирование взрослых рассуждений ничего не дает для развития мышления детей. В.А. Сухомлинский писал: «…Не обрушивайте на ребёнка лавину знаний…- под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги. Открывайте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку хотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал». Поэтому обучение и развитие ребёнка должны быть непринужденными, осуществляться через свойственные конкретному возрасту виды деятельности и педагогические средства. Таким развивающим средством для старших дошкольников выступает игра. Ведущую роль игры в формировании психики ребенка отмечали крупнейшие психологи и педагоги (К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский Н.К. Крупская, А.М. Горький, А.С. Макаренко, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Д. Эльконин). Понимание игры как отражения действительной жизни впервые было высказано великим педагогом К.Д.Ушинским. Окружающая обстановка, говорит он, имеет сильнейшее влияние на игру, «она дает для нее материал гораздо разнообразнее и действительнее того, который предлагается игрушечной лавкою» [п. 21, c.439-440]. К.Д. Ушинский доказывает, что содержание игры влияет на формирование личности ребенка [п. 21, c.439-440] . По мнению Выготского Л.С., ведущей деятельностью дошкольников является игра, как средство разностороннего развития ребенка, которая составляет основополагающую базу для дальнейшего психического развития, в том числе и наглядно-образного мышления [3, с.202]. Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольн....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: