VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Развитие речевой коммуникации воспитанников детского дома дошкольного возраста.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K016790
Тема: Развитие речевой коммуникации воспитанников детского дома дошкольного возраста.
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
	Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
	ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
	Кафедра общей и социальной педагогики
	СЕВЕРО – ВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
	Направление 44.04.02 «Психолого – педагогическое образование».


РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ 			ВОСПИТАННИКОВ	ДЕТСКОГО ДОМА  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

                                                Магистерская диссертация
                                                        студента группы ППО (Д) - 051
                                                              Акуловой Екатерины Валерьевны













МАГАДАН,
2018	г.

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
ГЛАВАI.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОЙКОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ ДЕТСКОГО ДОМА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……………………………………………………………....................................5
1.1  Роль речевой коммуникации в  развитии	у	детей дошкольного  возраста……5 
1.2  Особенности развития речевой коммуникации у детей - сирот  детского дома дошкольного возраста………………………………………………………………..…...........18
1.3 Формирование  развития речевой коммуникации  в общение  у детей сирот  детского дома дошкольного возраста…………………………………………………………………...27
Выводы по первой главе………………………………………………………………………35
ГЛАВА II. ОПЫТНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ В ОБЩЕНИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЕТСКОГО ДОМА…………………………………………………………………………………………...37
2.1 Диагностика уровня     развития  речевой коммуникации у воспитанников детского дома дошкольного возраста…………………………………………………………………....37
2.2 Опытная работа по развитию речевой коммуникации воспитанников детского дома дошкольного возраста…………………………………………………………………………47
2.3 Анализ результатов опытной работы  развития речевой коммуникации  у детей-сирот  детского дома дошкольного возраста ……………………………………..............................60
Вывод по второй главе…………………………………………………………………………65
Заключение……………………………………………………………………………………...66
Библиография………………………………………………………………………………….67
Приложения……………………………………………………………………………………..70











Введение
Актуальность исследования. Развитие речевой коммуникации у воспитанников дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна. Для воспитанников дошкольного возраста,  этот период является наиболее ответственным, когда у ребенка дошкольного возраста начинает формироваться наиболее фундаментальные способности, которые определяют  дальнейшее развитие речевой коммуникации. Именно в этот  дошкольный период  у ребенка складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически как результат физиологического созревания. 
У воспитанников, дошкольного возраста проблема развития речевой коммуникации стоит особенно остро в связи с тем, что у них отмечаются и сопутствующие их социальному статусу отклонения в развитии: замедленный темп психического развития, низкий уровень интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения. Становление у них речевой коммуникации имеет особенности, в отличие от детей, воспитывающихся в семьях, и требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности, в чем и состоит проблема нашего исследования. Иначе проблему можно выразить вопросом: «Каким образом должен быть организован процесс развития речевой коммуникации у воспитанников детского дома дошкольного возраста?»
Тема исследования: «Развитие речевой коммуникации воспитанников  детского дома дошкольного возраста».
Цель исследования: развитие речевой коммуникации у воспитанников детского дома в дошкольном возрасте.
Объект исследования: развитие речевой коммуникации у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс развития речевой коммуникации воспитанников детского дома дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. выявить роль речевой коммуникации в развитии  детей дошкольного возраста;
2. изучить особенности речевой коммуникации у воспитанников детского дома дошкольного возраста.
3. диагностика уровня развития речевой коммуникации у воспитанников детского дома дошкольного возраста;
4. реализация мероприятий по повышению уровня развития речевой коммуникации у воспитанников детского дома дошкольного возраста;
5.анализ результатов проведенных мероприятий по развитию речевой коммуникации у воспитанников детского дома дошкольного возраста.
Методологической основой  исследования:  являются ведущие положения теории культурно-исторического развития личности (JI.C.Выготский [4], А. В. Запорожец[10], А. Р. Луриа[21], Д. Б. Эльконин [41]и др.);
 — теории деятельности (А.Н. Леонтьев [14,с 584], С. Л. Рубинштейн [30] и др.);
 — теории речевой деятельности (Л.С. Выготский [4], Н. И. Жинкин [9], А. Р. Луриа[21], А. Н. Леонтьев[14,с584], и др.); 
— теории, объясняющие причины и механизмы формирования нарушений в развитии и социализации у детей сирот  в условиях материнской и других видов депривации (М.И. Лисина[15], B.C. Мухина [24,с179], A.M. Прихожан [26], Н. Н. Толстых [26] и др.);
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования,  наблюдение, опытная работа.
Теоретическая значимость исследования состоит в том,что выявлены особенности взаимоотношений взрослых и воспитанников детского дома дошкольного возраста и их влияние на уровень развития речевой коммуникации детей.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применять его результаты, в процессе развития речевой коммуникации у воспитанников детского дома дошкольного возраста.
База и организация исследования: Магаданское областное государственное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом Надежда».
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения,  и библиографии.


ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Роль речевой коммуникации  в развитии  детей дошкольного возраста
РЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ - это общение людей, понимаемое в широком смысле слова не только как разговор или беседа, а как любое взаимодействие с целью обмена информацией. Главной целью речевой коммуникации – обмен информацией различного рода. Очевидно, что общение и обмен информацией между людьми осуществляются не только с помощью языка.
  РЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ - общение людей, понимаемое в широком смысле слова не только как разговор, беседа, а как любое взаимодействие с целью обмена информацией (чтение, письмо и т.д.)
  КОММУНИКАЦИЯ - это способность общаться со сверстниками и взрослыми, понимание и осознание в себя.
  КОММУНИКАЦИЯ – это смысловой аспект социального взаимодействия (Большая психологическая энциклопедия).
  КОММУНИКАЦИЯ – единство взаимного обмена информацией и воздействия собеседников друг  на друга с учетом отношений между ними, установок, намерений, целей, всего того, что приводит не только к движению информации, но и к уточнению и обогащению тех знаний, сведений, мнений, которыми обмениваются люди.
В словаре русского языка С.И. Ожегова «коммуникация» растолковывается как сообщение, общение. В словаре синонимов понятия «коммуникация» и «общение» характеризуются как близкие синонимы, что позволяет считать эти термины эквивалентными. Понятие «коммуникация» по  толковому словарю Ожегова - это обмен информацией между индивидами через посредство обще системы символов.
В лингвистическом словаре «коммуникация - «это специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности». В психологическом же словаре «коммуникация - это целенаправленный процесс передачи некоторого мыслительного содержания при помощи языка». А в педагогическом словаре «коммуникация - это обмен информации между людьми, в процессе которого человек сообщает о своих мыслях, чувствах, желаниях, переживаниях и эмоциональном состоянии». 
     ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ - 	это период, когда ребенок особенно сенситивен к социальным влияниям и устремлен на познание окружающего мира (все органы его чувств задействованы в этом процессе); когда закладываются первоосновы личностных компонентов, а также когнитивной и аффективной сфер, происходит интенсивное сенсорное, физическое развитие. Недаром этот период считается ключевым в жизни человека. Это период активного освоения социального пространства. Ребёнок постигает особенности человеческих отношений через общение с взрослыми, через игровые отношения и общение со сверстниками.
В настоящее время развитие речевой коммуникации в жизни детей дошкольного возраста имеет огромное значение.  По мнение О.С. Павлова речевая коммуникация в развитии ребенка дошкольного возраста играет важную роль. Именно через речевую коммуникацию дети дошкольного возраста приобретают свои способности и качества. С помощью развития речевой коммуникации дети дошкольного возраста могутобмениваются информацией.Развитие речевой коммуникации - одно из главных условий в развитии детей дошкольного возраста. У детей дошкольного возраста происходит взаимодействие с взрослыми, в процессе взаимодействияпроисходит удовлетворение главной потребности, то есть потребности развития речевой коммуникации. У детей дошкольного возраста начинаются совершенствоваться психические и когнитивные возможности, которые должны выйти на более высокий уровень в своем развитии речевогообщения. При нарушении  речевого развития у детей дошкольного возраста могут отмечаться трудности в общении. Одним из главных условий полноценного развития детей дошкольного возраста является установление  развития речевой коммуникации.
Речевое развитие у детей дошкольного возраста является главной психической функцией. По толковому словарю Ожегова: «Речь - это основное средство общения у детей дошкольного возраста».  Детям дошкольного возраста с речевыми нарушениями не просто развивать когнитивные и психические процессы, контролировать  свое поведение и речь,  устанавливать речевую коммуникацию и адаптироваться в социуме. Дети дошкольного возраста испытывают сложности в развитии речевой коммуникации. 
Когда дети в дошкольном возрасте попадают в детский дом, начинают испытывать стресс, глубокую психическую травму в результате переживания  от факта разрыва с семьей. Таким детям нужна помощь специалистов, которые должны решить проблему каждого ребенка дошкольного возраста.
Чтобы предотвратить «травматические» последствия, важнейшее значение имеет  правильно организовать процесс реабилитации, ориентированный на восстановление способностей и психических функций, восполнение среды жизнедеятельности, утраченных социальных связей. Цель данного процесса - снять острое состояние, затрудняющий процесс нормального развития ребенка дошкольного возраста. 

     Важная роль отводиться социальному педагогу. Социальный педагог организует социальную среду, которая включает в себя методический кабинет(где воспитатели и педагоги имеют возможность познакомиться с новыми технологиями и новыми тенденциями в воспитании детей) и детскую площадку. Также социальный педагог собирает информацию о детях, поступивших в детский дом (истории семьи,информация о прошлой жизни ребенка, его интересах и увлеченияхи т.д.), создает базу, на которой основаны усилия всех специалистов. 
     В детском доме индивидуальный подход имеет особую важность в связи с большой неоднородностью особенностей его воспитанников.Индивидуальный подход в детском доме реализуется через создание адаптационных сред, созданных специалистами (психологом, педиатром, дефектологом, логопедом и др.), и направленных на преодоление проблем каждого ребенка дошкольного возраста. Каждый специалист реализует определенное направление реабилитационной работы; соответственно, каждая из данных сред имеет свои цели и задачи, свое оборудование, направленные на индивидуальную работу с ребенком. Специалисты на индивидуальных занятиях решают проблемы, характерные именно для данного ребенка и связанные со своеобразием его психики и личности, а также с индивидуальными особенностями:
     • работа с прошлым (принятие прошлого: почему ребенок оказался в детском доме, что будет с ним дальше);
     • снятие последствий насилия и жестокого обращения;
     • развитие речи, игровых умений, познавательных потребностей, и т.д.
     Очень сложно переоценить роль педагога-психолога в процессе реабилитации детей дошкольного возраста.  Именно во время сбора информации о семье психолог прорабатывает имеющийся у ребенка-дошкольника жизненный опыт и намечает примерную модель его настоящей жизни
     Имея различные заболевания, ребенок дошкольного возраста, прежде всего, переживает душевную травму. Если ее не преодолеть, реабилитировать ребенка-дошкольника практически невозможно. Педагог-психолог реализует деятельность психологической среды, направленной на психотерапевтическую работу, нормализацию поведенческих реакций, формирование само восприятия и т.д. Задача психологической среды - создание благоприятной атмосферы для коррекции и развития дошкольников.
     Психотерапевтической работе, связанной с ведущим видом деятельности - игройпридается особое значение: игра закладывает основу дальнейшего развития дошкольника. Именно в игровой деятельности происходит развитие мышления, внимания, памяти, коммуникативной сферы.
     Игра, являясь ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, становится мощным средством реабилитации воспитанников. В реабилитационной работе с дошкольниками, воспитывающимися в условиях детского дома, игровая деятельность носит характер игровой терапии и используется при различных страхах,неврозах,тревожности,нарушениях поведения, нарушениях общения.
Применение игр в работе с детьми дошкольного возраста - одно из средств в процессе реабилитации и коррекции личности ребенка дошкольного возраста.
Задачи игровой деятельности:
1. Дети в дошкольном возрасте начинают осознавать события окружающего мира.
2. Эмоциональное преодоление последствий неблагоприятного опыта жизни в семье.
3. Компенсаторное удовлетворение чувства самостоятельности и других потребностей, которые не могут быть удовлетворены вне игры.
4. Разрешение внутренних конфликтов.
5. Выражение в игре любых чувств и аффектов, запрещенных побуждений без страха и выражение их вне игры.
6. Моделирование будущего ребенка дошкольного возраста.
7. Отражение роста и развитияребенка дошкольного возраста.
Педагог-психолог применяет игровую деятельность  для детей дошкольного возраста по двум направлениям:
  1. Свободное воспроизведение какой-то травмирующей ситуации – «навязчивое поведение».
  2. Игра - как инструмент для изучения ребенка дошкольного возраста.
Педагог-психолог наблюдает, что в игровой деятельности как  у ребенка дошкольного возраста происходит снятие психического напряжения, травматического и страха.
     Эффективным средством преодоления переживаний, травмирующих ребенка дошкольного возраста является применение педагогом-психологомразличных игр, специально разработанных программ реабилитации и психологической коррекции.В игре,посредством формирования способности к восприятию новых впечатлений и переноса фантазии детей на темы, не связанные с насилием, пережитой травмойпроисходит снятие психического напряжения, травматического опыта, страхов, что способствует повышению самооценки, развитию уверенности в себе,  доверия к взрослым окружающим ребенка. 
     Также в своей работе с детьми  дошкольного возраста педагог-психологпомимо игровых методов использует техники аэротерапии, которые помогают дошкольникам почувствовать себя защищенными, нужными кому-то, раскрепоститься.
     Важным средством психотерапевтической работы, является использование так называемой «Киши жизни» (хронологическая и терапевтическая работа с жизненной историей ребенка), которая направлена на сохранение старых и формирование новых привязанностей. Совместно с дошкольникомпедагог-психологсоздает «Историю жизни ребенка», которая заносится в альбом, куда помещаются рисунки, фотографии, записи о важных событиях жизни ребенка. Этот альбом помещается в надежное, но доступное для ребенка место, чтобы при необходимости он мог им воспользоваться. Данный альбом помогает дошкольнику осознать события, которые с ним произошли. «История жизни ребенка» - это инструмент для работы педагога-психолога и других специалистов детского дома с каждым конкретным воспитанником. 
     Развивать различные психические процессы у дошкольника помогаютразвивающие игры, которые имеют  особое значение. У детей старшего дошкольного возраста, поступивших в учреждения, наблюдается значительное отставание познавательной деятельности, у них не формируются предпосылки готовности к школе. В связи с этим логопед, педагог-дефектолог организуют игры, направленные на развитие мышления, памяти, внимания, воображения и т.д. Специалисты свою работу по развитию психических функций осуществляют в рамках педагогической среды, в структуру которой включены:логопедический кабинет, кабинет коррекционной педагогики, музыкальный зал, игровой уголок, живой уголок (есть в каждой группе), различные кружки по интересам  и т.д.
     Педагоги проводят индивидуальные занятия с ребенком, выбирают программы обучения (общеобразовательная, коррекционная, индивидуальное обучение в соответствии с индивидуальными особенностями, с уровнем знаний и пр.). Распределение учебной нагрузки происходит с учетом психоэмоционального состояния и в соответствии с актуальными возможностями ребенка. Понимание роли снижения мотивации к обучению в связи с утратой интеллектуального контроля и одновременно постепенное восстановление его и последующий перенос этой способности в эмоциональную сферу - в этом состоит «поддерживающий», терапевтический эффект обучения. Специалисты постоянно отслеживают динамику развития познавательной сферы ребенка, предлагая детским социальным работникам организовать дополнительную развивающую среду для данного ребенка (кружки, секции).
     Воспитатели, проводящие с детьми большую часть времени, реализуют задачу организации «живой» среды для ребенка. С одной стороны, это выстраивание границ в общении, помощь в усвоении правил поведения и формировании навыков самообслуживания, а с другой - эмоциональная поддержка и принятие, забота об удовлетворении физических и эмоциональных потребностей ребенка в повседневной жизни. Наблюдения показывают, что крайне сложно контролировать поведение ребенка-дошкольника у которого не сформировалась привязанность к кому-нибудь из окружающих его людей, в связи с тем, что запреты действуют до известного предела, а самоконтроль может быть основан на добровольном послушании, источник которого - доверие к взрослым и позитивные отношения с ними.
     Воспитатели информируют специалистов Реабилитационной службы об актуальном состоянии ребенка, выполняют их рекомендации,  делают «адресные» запросы о помощи к разным специалистам. Новый позитивный опыт в отношениях, социально значимые достижения в повседневной жизни, организуемой воспитателями, успехи в различной деятельности, достигаемые при помощи педагогов, работа с внутренними переживаниями и переосмысление прошлого опыта в ходе занятий с педагогом-психологом - все это необходимо для восстановления самоуважения ребенка-дошкольника и его доверия к другим людям.
     В процессе реабилитации особую роль приобретает медицинская среда. Дети, поступающие в детский дом, имеют многочисленные хронические заболевания, замедляющие их полноценное развитие. Лечение, медицинская реабилитация осуществляются врачом, организующим деятельность данной среды, и медицинской сестрой. Врач проводит наблюдение, профилактику и медицинские назначения в случае соматических и психосоматических проблем; составляет рекомендации воспитателям, сообщает информацию всем специалистам. Медицинская среда предусматривает врачебный кабинет, процедурный кабинет,  массажный и физиокабинет, тренажерный зал, сухой бассейн, фито бар и т.д.
     Для ребенка-дошкольника физическое развитие имеет основополагающее значение: в этот период происходит развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук, совершенствование общей моторики.
     Сочетание возможностей терапевтических сред в зависимости от потребностей конкретного ребенка призвано способствовать решению конкретной ситуации каждого ребенка дошкольного возраста, воспитывающегося в детском доме. Таким образом, происходит реализация индивидуального похода и осуществление индивидуального плана реабилитации.
     Развитие речевой коммуникации у детей дошкольного возраста разные авторы рассматривают с разных сторон, такА. А. Мирошниченко рассматривает развитие речевой коммуникации у детей дошкольного возраста как взаимодействие трех элементов в коммуникативной ситуации: субъект, объект и сообщение [22, 86 с.]
  О.Е. Грибова считает, «что нарушение собственного речевого развития может служить причиной возникновения проблем при общении. А в наиболее тяжелых формах нарушения речевого развития это может привести к отказу от речевой коммуникации совсем».
По мнению О.Е. Грибовой «у ребенка с речевой патологией, а в частности, с общим недоразвитием речи, существенно снижена потребность в общении из-за того, что у таких детей не сформированы формы коммуникации: монологическая и диалогическая речь, что является основой для овладения речью, как средства общения. Это и препятствует осуществлению полноценного общения детей между собой и ребенка с речевыми недостатками с взрослым» [7, с. 12—19.]
О.С. Павлов говорит о том, что коммуникация является одним из основных условий развития ребенка. Автор поясняет, «что сформированность коммуникативных умений является ведущим видом человеческой деятельности, которая направлена на познание и оценку самого себя через других людей». А это значит, замечает автор, что использование речи с целью коммуникации, имеет принципиально важное значение в процессе развития ребенка [9].
О.С. Павлов рассматривает, что у детей дошкольного возраста с речевой патологией не может быть сформирована культура общения.  Автор поясняет, «что развитие речевой коммуникации является одним из ведущих видов деятельности, которая направлена на познание и оценку самого себя  и идет через других людей. А это значит, что развитие речевой коммуникации у детей дошкольного возраста есть цель коммуникации. И  эта цель имеет очень  важное, значение в процессе развития». [28, 97 с.]
М.И. Лисина  считает, «что развитие речевой коммуникации у детей дошкольного возраста идет как средство общения, испытывает влияние многих факторов. Роль в развитии речевого общения играют факторы коммуникативного характера. Коммуникативные факторы влияют на развитие речевой коммуникации у детей   дошкольного возраста при любом развитии  речевых нарушений». Автор говорит о том, что у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи возникают проблемы в развитии речевого общения. Это означает, что развитие речевой коммуникации у детей дошкольного возраста нарушены. А при общении детей дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками темп развития этих процессов значительно замедляется.  И такое взаимодействие может играть роль в речевом развитии детей дошкольного возраста [17, с 320].
Л.Г. Соловьева говорила, что развитие речевой коммуникации у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи очень снижено в  общении. Автор объясняет, « дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеют трудности в общении со сверстниками и взрослыми. У детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи появляются очень серьезные трудности в организации собственного речевого поведения,  и  они отрицательно влияют на развитие речевой коммуникации с окружающими людьми, а, прежде всего, со сверстниками. Детидошкольного возраста с развитием речевой коммуникации не до конца понимают речь, которая адресована им от собеседника. То есть им сложно ответить и нелегко отследить смысловую цепочку речевого общения» [31,с.164]. 
Чтобы у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи не было проблем в установлении контакта со сверстниками и взрослыми, необходима комплексная помощь специалистов: психолога, логопеда, дефектолога и других. Что касается логопедической помощи, то она должна быть обращена, прежде всего, на преодоление речевого дефекта, ведь именно вследствие этого, ребенок дошкольного возраста может испытывать большие затруднения в усвоении коммуникативных умений, а также в развитии моторных функций, психических и когнитивных процессов ребенка. Такую работу следует направлять на включение ребенка дошкольного возраста  в социальное окружение [5].
А.В. Запорожец  о развитии речевой коммуникации у детей дошкольного возраста говорил, «у детей есть недостатки в общении, когда с ними очень мало разговаривают в период дошкольного. Если нет никаких потребностей в общении, то речевая коммуникация отстает» [10]. 
Л.С. Выготский считает, что в ведущей деятельности у детей дошкольного возраста, внутри которой рождаются новые виды деятельности, могут развиваться высшие психические функции [4].
Н.И. Жинкин в своем исследовании внутренних механизмов речи рассматривал проблему речевой коммуникации, как понимания текста  речи детьми дошкольного возраста [9].
Для детей дошкольного возраста роднойязык является одним из самых главных приобретений и рассматривается как общая основа воспитания и обучения.   
У детей  дошкольного возраста речь в развитии речевой коммуникации является главным компонентом общения, в процессе которого оно формируется.Главной предпосылкой развития в речевой коммуникации у детей дошкольного возраста, является создание эмоционально - благоприятной ситуации, способствующей возникновению  и желанию к активному  участию в развитии речевого общения.Развитие речевой коммуникации у детей дошкольного возраста очень связано с формированием психических процессов (мышления, восприятия, воображения и др.).
При норме в развитии речи у детей дошкольного возраста, самостоятельная речь достигает достаточно высокого уровня в общении с взрослыми и сверстниками. Дети дошкольного возраста умеют слушать и понимать обращенную речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их. Дошкольники сами умеют  составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, предложения. Детидошкольного возраста  хорошо  овладевают монологической речью, что является приоритетным значением для подготовки ребенка к школе. У ребенка дошкольного возраста словарный запас постоянно увеличивается, но его качественное преобразование целиком связано с  участием окружающих его взрослых. Речь в жизни ребенка дошкольного возраста  выполняетсамые разнообразные функции, а именно: общение, регуляция  поведения и деятельности, передача накопленного человечеством опыта. Все функции в развитии речевого общения в коммуникации взаимосвязаны между собой, они формируются посредством друг друга и функционируют одна в другой. Чтобы эти функции своевременно появились и полноценно реализовались, необходимы соответствующие условия. Когда ребенок-дошкольник  только начинает говорить, он с трудом использует свою речь в развитии речевого общения. Дошкольникине могутпередать свой опыт без наглядной и действенной опоры с помощью слова.Чтобы выполнить все свои функции, развитие речевой коммуникации в общении у детей -дошкольников надо пройти более сложный путь  в развитии, который тесно связан с  общим психическим развитием ребенка дошкольного возраста (восприятия, мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы).В развитии речевой коммуникации у детей дошкольного возраста выделяют два направления:1. Социальное направление – процесс в развитии речевой коммуникации с взрослыми и сверстниками; 2.  Семантическое направление –  развитие речевого общения и становится основой качественного преобразования психических процессов. Выделяют два этапа: а) пассивное – ребенок овладевает словом, понимает обращенную к нему речь, но ещё не умеет говорить; б) активное – ребенок использует развитие речевого общения. 
Для родителей  подготавливается консультация «О развитии речевой коммуникации у детей дошкольного возраста как средство общения». В данной консультации рассматриваются необходимые условия,  которые побуждают детей дошкольного возраста к общению, формирование потребности у детей дошкольного возраста осознанного обращения к слову, чтобы ребенку было  понятно, что говорят сначала взрослыми, а потом и сверстниками. Такие условия возникают, прежде всего, в процессе самого развития речевого общения и деятельности, организованной взрослыми, совместно с ребенком дошкольного возраста. При правильной организации всей его жизни и  деятельности ребенка дошкольного возраста, речь уже становится основным средством общения. Для детей дошкольного возраста речь привлекает внимание к предметам и действиям, которое определяет её эмоциональный тон, настроение к развитию речевого общения.  При не развитии речевого общения, его ограниченности, бедности, ненасыщенности, ребенку дошкольного возраста будет трудно научиться общаться с детьми дошкольного возраста и другими людьми, он может вырасти необщительным и замкнутым. Приемные родители должны понимать, что язык - это главный предмет в деле воспитания.  Понимать значение этой роли и ответственности в деле развития речевой коммуникации  языка  для своего ребенка дошкольного возраста. Когда дети дошкольного возраста, начинают знакомиться с окружающим миром, идет расширение их словаря и это происходит не только в процессе обучения, но и в процессе общения. Большие возможности для обогащения и расширения словаря может представлять и  бытовая деятельность (еда, одевание). Очень важна для развития речевого общения в коммуникации словаря и трудовая деятельность детей дошкольного возраста [30].
Для дошкольников  значение многих словстановится понятно.  У ребенка дошкольного возраста развивается речевое общение во время трудовой деятельности, в процессе которой ониспользует приобретенные слова и закрепляет   их в памяти. Каждое новое событие в жизни приемной семьи – это посещение театра, музея, выезд на природу, работа на дачном участке, является предпосылкой для получения новых знаний, умений, навыкови активизации словаряребенком-дошкольником. 
Дошкольникис нарушения  речи с большим трудом овладевают синтаксисом языка. Это проявляется в неправильном построении фразы, предложения; в ошибках в падежных окончаниях всех грамматических категорий, в неправильном согласовании слов. Приемным родителям необходимо тактично указать ребенку-дошкольнику  на ошибку, не повторять ее, и  правильно проговаривать вариант, предложив ребенку  дошкольного возраста повторить его. Эффективным средством словарной работы в  приемной семье является игра. Важным фактором для развития речевой коммуникации  у дошкольников  является участие в игре родителей(старших членов семьи). У детей  дошкольного возраста обогащение словаря начинает происходить в процессе ознакомления с искусством и в их творческой деятельности.  Просмотр телевизионных передач, кинофильмов, соответствующих возрасту детей дошкольного возраста, чрезвычайно расширяет кругозор дошкольников, делает понятными новые для них слова, благодаря сочетанию звуковых и зрительных восприятий. Большое значение для развития речевой коммуникации у  дошкольников имеет беседа после просмотра кинофильма или спектакля, повторение новых, незнакомых ребенку  слов и выражений. Развитие речевой коммуникации  у дошкольников со сверстниками играет не менее важную роль в развитии детей дошкольного возраста, чем общение с взрослыми. Развитие речевого общениявозникает в совместной деятельности. 
У детей дошкольного возраста  с речевой патологиейнаблюдается крайняяограниченность словарного запаса,являющаясяодним из определяющих факторов, препятствующих их речевому общению. 
Однако, такие дети-дошкольники не до конца владеют достаточным запасом общеупотребительных слов (существительные,  обозначающие предметы быта, и глаголы, обозначающиеповседневные действия). Даже в том случае, когда они не могут правильно воспроизвести их звуковой образ, дошкольники достаточно хорошо  узнают их в речевом потоке или воспроизводят в самостоятельной речи. 
Высказывания детей дошкольного возраста в бытовой речи, как правило, грамматически просты и лаконичны.  Но когда идет применение лексики с  каким- либо конкретным предметным значением, то  исключают несовпадение русского языка  у субъектов  развитие речевой коммуникации и соответственно не препятствует ее осуществлению [9,10].
В развитие речевой коммуникации с взрослыми ребенок-дошкольник  не до конца овладевает речевыми нормами. Взрослый всегда поймет ребёнка дошкольного возраста, даже в том случае, когда развитие речевой коммуникации у ребенка-дошкольника не слишком понятно. Другое дело – сверстник, который не будет пытаться угадывать желания и настроения своего друга. Дошкольнику достаточноясно и четко объяснить,во что  он любит играть, что собирается делать, чего он хочет и чем  он недоволен.  Детям дошкольного возраста очень хочется общаться, они стараются более ясно и четко выразить  свои мыслижелания и намерения. Дошкольники,  которые не имеют контактов со сверстниками, начинают испытывать значительные трудности  в развитии речевой коммуникации с взрослыми, несмотря на активное желание поговорить с ними.  Для полноценного развития речевой коммуникации  дошкольникам необходимо как общение с взрослыми, так и со сверстниками.  Необходимо отметить, что при речевой патологии у ребенка дошкольного возраста возникают проблемы на всех ступенях развития речевого общения. При этом отставание речевых умений у дошкольников с общим недоразвитием речи снижается  уровень коммуникации. Такие дети становятся замкнутыми, робкими, нерешительными, застенчивыми, импульсивными, эмоциональными, агрессивными. Это в свою очередь порождает особые черты речевого поведения: идет отсутствие инициативы общения, ограниченная контактность, замедленная включаемость в ситуацию  развития  речевого общения, неумение поддерживать беседу и вслушиваться в речь собеседника, отсутствие умения договариваться о чем-либо, трудности в понимании смысла речи собеседника и многие другие. 
Следовательно, можно сделать вывод о том, что коррекционная работа по преодолению нарушения развития речевой коммуникации у детей-дошкольников с общим недоразвитием речи должна начинаться в первую очередь с коррекции речевого развития и с преодоления его речевой патологии.


1.2. Особенности развития речевой коммуникации у воспитанников детского дома дошкольного возраста
Отечественные и западные психологи в своих  исследованиях дают сравнительную характеристику для детей-сирот, и детейдошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей. Исследования показали, что общее психическое,физическое развитие.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44