- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Развитие речевой коммуникации воспитанников детского дома дошкольного возраста.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K016790 |
Тема: | Развитие речевой коммуникации воспитанников детского дома дошкольного возраста. |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Кафедра общей и социальной педагогики СЕВЕРО – ВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Направление 44.04.02 «Психолого – педагогическое образование». РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Магистерская диссертация студента группы ППО (Д) - 051 Акуловой Екатерины Валерьевны МАГАДАН, 2018 г. ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3 ГЛАВАI.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОЙКОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ ДЕТСКОГО ДОМА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……………………………………………………………....................................5 1.1 Роль речевой коммуникации в развитии у детей дошкольного возраста……5 1.2 Особенности развития речевой коммуникации у детей - сирот детского дома дошкольного возраста………………………………………………………………..…...........18 1.3 Формирование развития речевой коммуникации в общение у детей сирот детского дома дошкольного возраста…………………………………………………………………...27 Выводы по первой главе………………………………………………………………………35 ГЛАВА II. ОПЫТНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ В ОБЩЕНИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЕТСКОГО ДОМА…………………………………………………………………………………………...37 2.1 Диагностика уровня развития речевой коммуникации у воспитанников детского дома дошкольного возраста…………………………………………………………………....37 2.2 Опытная работа по развитию речевой коммуникации воспитанников детского дома дошкольного возраста…………………………………………………………………………47 2.3 Анализ результатов опытной работы развития речевой коммуникации у детей-сирот детского дома дошкольного возраста ……………………………………..............................60 Вывод по второй главе…………………………………………………………………………65 Заключение……………………………………………………………………………………...66 Библиография………………………………………………………………………………….67 Приложения……………………………………………………………………………………..70 Введение Актуальность исследования. Развитие речевой коммуникации у воспитанников дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна. Для воспитанников дошкольного возраста, этот период является наиболее ответственным, когда у ребенка дошкольного возраста начинает формироваться наиболее фундаментальные способности, которые определяют дальнейшее развитие речевой коммуникации. Именно в этот дошкольный период у ребенка складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически как результат физиологического созревания. У воспитанников, дошкольного возраста проблема развития речевой коммуникации стоит особенно остро в связи с тем, что у них отмечаются и сопутствующие их социальному статусу отклонения в развитии: замедленный темп психического развития, низкий уровень интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения. Становление у них речевой коммуникации имеет особенности, в отличие от детей, воспитывающихся в семьях, и требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности, в чем и состоит проблема нашего исследования. Иначе проблему можно выразить вопросом: «Каким образом должен быть организован процесс развития речевой коммуникации у воспитанников детского дома дошкольного возраста?» Тема исследования: «Развитие речевой коммуникации воспитанников детского дома дошкольного возраста». Цель исследования: развитие речевой коммуникации у воспитанников детского дома в дошкольном возрасте. Объект исследования: развитие речевой коммуникации у детей дошкольного возраста. Предмет исследования: процесс развития речевой коммуникации воспитанников детского дома дошкольного возраста. Задачи исследования: 1. выявить роль речевой коммуникации в развитии детей дошкольного возраста; 2. изучить особенности речевой коммуникации у воспитанников детского дома дошкольного возраста. 3. диагностика уровня развития речевой коммуникации у воспитанников детского дома дошкольного возраста; 4. реализация мероприятий по повышению уровня развития речевой коммуникации у воспитанников детского дома дошкольного возраста; 5.анализ результатов проведенных мероприятий по развитию речевой коммуникации у воспитанников детского дома дошкольного возраста. Методологической основой исследования: являются ведущие положения теории культурно-исторического развития личности (JI.C.Выготский [4], А. В. Запорожец[10], А. Р. Луриа[21], Д. Б. Эльконин [41]и др.); — теории деятельности (А.Н. Леонтьев [14,с 584], С. Л. Рубинштейн [30] и др.); — теории речевой деятельности (Л.С. Выготский [4], Н. И. Жинкин [9], А. Р. Луриа[21], А. Н. Леонтьев[14,с584], и др.); — теории, объясняющие причины и механизмы формирования нарушений в развитии и социализации у детей сирот в условиях материнской и других видов депривации (М.И. Лисина[15], B.C. Мухина [24,с179], A.M. Прихожан [26], Н. Н. Толстых [26] и др.); Методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение, опытная работа. Теоретическая значимость исследования состоит в том,что выявлены особенности взаимоотношений взрослых и воспитанников детского дома дошкольного возраста и их влияние на уровень развития речевой коммуникации детей. Практическая значимость исследования заключается в возможности применять его результаты, в процессе развития речевой коммуникации у воспитанников детского дома дошкольного возраста. База и организация исследования: Магаданское областное государственное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом Надежда». Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, и библиографии. ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1 Роль речевой коммуникации в развитии детей дошкольного возраста РЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ - это общение людей, понимаемое в широком смысле слова не только как разговор или беседа, а как любое взаимодействие с целью обмена информацией. Главной целью речевой коммуникации – обмен информацией различного рода. Очевидно, что общение и обмен информацией между людьми осуществляются не только с помощью языка. РЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ - общение людей, понимаемое в широком смысле слова не только как разговор, беседа, а как любое взаимодействие с целью обмена информацией (чтение, письмо и т.д.) КОММУНИКАЦИЯ - это способность общаться со сверстниками и взрослыми, понимание и осознание в себя. КОММУНИКАЦИЯ – это смысловой аспект социального взаимодействия (Большая психологическая энциклопедия). КОММУНИКАЦИЯ – единство взаимного обмена информацией и воздействия собеседников друг на друга с учетом отношений между ними, установок, намерений, целей, всего того, что приводит не только к движению информации, но и к уточнению и обогащению тех знаний, сведений, мнений, которыми обмениваются люди. В словаре русского языка С.И. Ожегова «коммуникация» растолковывается как сообщение, общение. В словаре синонимов понятия «коммуникация» и «общение» характеризуются как близкие синонимы, что позволяет считать эти термины эквивалентными. Понятие «коммуникация» по толковому словарю Ожегова - это обмен информацией между индивидами через посредство обще системы символов. В лингвистическом словаре «коммуникация - «это специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности». В психологическом же словаре «коммуникация - это целенаправленный процесс передачи некоторого мыслительного содержания при помощи языка». А в педагогическом словаре «коммуникация - это обмен информации между людьми, в процессе которого человек сообщает о своих мыслях, чувствах, желаниях, переживаниях и эмоциональном состоянии». ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ - это период, когда ребенок особенно сенситивен к социальным влияниям и устремлен на познание окружающего мира (все органы его чувств задействованы в этом процессе); когда закладываются первоосновы личностных компонентов, а также когнитивной и аффективной сфер, происходит интенсивное сенсорное, физическое развитие. Недаром этот период считается ключевым в жизни человека. Это период активного освоения социального пространства. Ребёнок постигает особенности человеческих отношений через общение с взрослыми, через игровые отношения и общение со сверстниками. В настоящее время развитие речевой коммуникации в жизни детей дошкольного возраста имеет огромное значение. По мнение О.С. Павлова речевая коммуникация в развитии ребенка дошкольного возраста играет важную роль. Именно через речевую коммуникацию дети дошкольного возраста приобретают свои способности и качества. С помощью развития речевой коммуникации дети дошкольного возраста могутобмениваются информацией.Развитие речевой коммуникации - одно из главных условий в развитии детей дошкольного возраста. У детей дошкольного возраста происходит взаимодействие с взрослыми, в процессе взаимодействияпроисходит удовлетворение главной потребности, то есть потребности развития речевой коммуникации. У детей дошкольного возраста начинаются совершенствоваться психические и когнитивные возможности, которые должны выйти на более высокий уровень в своем развитии речевогообщения. При нарушении речевого развития у детей дошкольного возраста могут отмечаться трудности в общении. Одним из главных условий полноценного развития детей дошкольного возраста является установление развития речевой коммуникации. Речевое развитие у детей дошкольного возраста является главной психической функцией. По толковому словарю Ожегова: «Речь - это основное средство общения у детей дошкольного возраста». Детям дошкольного возраста с речевыми нарушениями не просто развивать когнитивные и психические процессы, контролировать свое поведение и речь, устанавливать речевую коммуникацию и адаптироваться в социуме. Дети дошкольного возраста испытывают сложности в развитии речевой коммуникации. Когда дети в дошкольном возрасте попадают в детский дом, начинают испытывать стресс, глубокую психическую травму в результате переживания от факта разрыва с семьей. Таким детям нужна помощь специалистов, которые должны решить проблему каждого ребенка дошкольного возраста. Чтобы предотвратить «травматические» последствия, важнейшее значение имеет правильно организовать процесс реабилитации, ориентированный на восстановление способностей и психических функций, восполнение среды жизнедеятельности, утраченных социальных связей. Цель данного процесса - снять острое состояние, затрудняющий процесс нормального развития ребенка дошкольного возраста. Важная роль отводиться социальному педагогу. Социальный педагог организует социальную среду, которая включает в себя методический кабинет(где воспитатели и педагоги имеют возможность познакомиться с новыми технологиями и новыми тенденциями в воспитании детей) и детскую площадку. Также социальный педагог собирает информацию о детях, поступивших в детский дом (истории семьи,информация о прошлой жизни ребенка, его интересах и увлеченияхи т.д.), создает базу, на которой основаны усилия всех специалистов. В детском доме индивидуальный подход имеет особую важность в связи с большой неоднородностью особенностей его воспитанников.Индивидуальный подход в детском доме реализуется через создание адаптационных сред, созданных специалистами (психологом, педиатром, дефектологом, логопедом и др.), и направленных на преодоление проблем каждого ребенка дошкольного возраста. Каждый специалист реализует определенное направление реабилитационной работы; соответственно, каждая из данных сред имеет свои цели и задачи, свое оборудование, направленные на индивидуальную работу с ребенком. Специалисты на индивидуальных занятиях решают проблемы, характерные именно для данного ребенка и связанные со своеобразием его психики и личности, а также с индивидуальными особенностями: • работа с прошлым (принятие прошлого: почему ребенок оказался в детском доме, что будет с ним дальше); • снятие последствий насилия и жестокого обращения; • развитие речи, игровых умений, познавательных потребностей, и т.д. Очень сложно переоценить роль педагога-психолога в процессе реабилитации детей дошкольного возраста. Именно во время сбора информации о семье психолог прорабатывает имеющийся у ребенка-дошкольника жизненный опыт и намечает примерную модель его настоящей жизни Имея различные заболевания, ребенок дошкольного возраста, прежде всего, переживает душевную травму. Если ее не преодолеть, реабилитировать ребенка-дошкольника практически невозможно. Педагог-психолог реализует деятельность психологической среды, направленной на психотерапевтическую работу, нормализацию поведенческих реакций, формирование само восприятия и т.д. Задача психологической среды - создание благоприятной атмосферы для коррекции и развития дошкольников. Психотерапевтической работе, связанной с ведущим видом деятельности - игройпридается особое значение: игра закладывает основу дальнейшего развития дошкольника. Именно в игровой деятельности происходит развитие мышления, внимания, памяти, коммуникативной сферы. Игра, являясь ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, становится мощным средством реабилитации воспитанников. В реабилитационной работе с дошкольниками, воспитывающимися в условиях детского дома, игровая деятельность носит характер игровой терапии и используется при различных страхах,неврозах,тревожности,нарушениях поведения, нарушениях общения. Применение игр в работе с детьми дошкольного возраста - одно из средств в процессе реабилитации и коррекции личности ребенка дошкольного возраста. Задачи игровой деятельности: 1. Дети в дошкольном возрасте начинают осознавать события окружающего мира. 2. Эмоциональное преодоление последствий неблагоприятного опыта жизни в семье. 3. Компенсаторное удовлетворение чувства самостоятельности и других потребностей, которые не могут быть удовлетворены вне игры. 4. Разрешение внутренних конфликтов. 5. Выражение в игре любых чувств и аффектов, запрещенных побуждений без страха и выражение их вне игры. 6. Моделирование будущего ребенка дошкольного возраста. 7. Отражение роста и развитияребенка дошкольного возраста. Педагог-психолог применяет игровую деятельность для детей дошкольного возраста по двум направлениям: 1. Свободное воспроизведение какой-то травмирующей ситуации – «навязчивое поведение». 2. Игра - как инструмент для изучения ребенка дошкольного возраста. Педагог-психолог наблюдает, что в игровой деятельности как у ребенка дошкольного возраста происходит снятие психического напряжения, травматического и страха. Эффективным средством преодоления переживаний, травмирующих ребенка дошкольного возраста является применение педагогом-психологомразличных игр, специально разработанных программ реабилитации и психологической коррекции.В игре,посредством формирования способности к восприятию новых впечатлений и переноса фантазии детей на темы, не связанные с насилием, пережитой травмойпроисходит снятие психического напряжения, травматического опыта, страхов, что способствует повышению самооценки, развитию уверенности в себе, доверия к взрослым окружающим ребенка. Также в своей работе с детьми дошкольного возраста педагог-психологпомимо игровых методов использует техники аэротерапии, которые помогают дошкольникам почувствовать себя защищенными, нужными кому-то, раскрепоститься. Важным средством психотерапевтической работы, является использование так называемой «Киши жизни» (хронологическая и терапевтическая работа с жизненной историей ребенка), которая направлена на сохранение старых и формирование новых привязанностей. Совместно с дошкольникомпедагог-психологсоздает «Историю жизни ребенка», которая заносится в альбом, куда помещаются рисунки, фотографии, записи о важных событиях жизни ребенка. Этот альбом помещается в надежное, но доступное для ребенка место, чтобы при необходимости он мог им воспользоваться. Данный альбом помогает дошкольнику осознать события, которые с ним произошли. «История жизни ребенка» - это инструмент для работы педагога-психолога и других специалистов детского дома с каждым конкретным воспитанником. Развивать различные психические процессы у дошкольника помогаютразвивающие игры, которые имеют особое значение. У детей старшего дошкольного возраста, поступивших в учреждения, наблюдается значительное отставание познавательной деятельности, у них не формируются предпосылки готовности к школе. В связи с этим логопед, педагог-дефектолог организуют игры, направленные на развитие мышления, памяти, внимания, воображения и т.д. Специалисты свою работу по развитию психических функций осуществляют в рамках педагогической среды, в структуру которой включены:логопедический кабинет, кабинет коррекционной педагогики, музыкальный зал, игровой уголок, живой уголок (есть в каждой группе), различные кружки по интересам и т.д. Педагоги проводят индивидуальные занятия с ребенком, выбирают программы обучения (общеобразовательная, коррекционная, индивидуальное обучение в соответствии с индивидуальными особенностями, с уровнем знаний и пр.). Распределение учебной нагрузки происходит с учетом психоэмоционального состояния и в соответствии с актуальными возможностями ребенка. Понимание роли снижения мотивации к обучению в связи с утратой интеллектуального контроля и одновременно постепенное восстановление его и последующий перенос этой способности в эмоциональную сферу - в этом состоит «поддерживающий», терапевтический эффект обучения. Специалисты постоянно отслеживают динамику развития познавательной сферы ребенка, предлагая детским социальным работникам организовать дополнительную развивающую среду для данного ребенка (кружки, секции). Воспитатели, проводящие с детьми большую часть времени, реализуют задачу организации «живой» среды для ребенка. С одной стороны, это выстраивание границ в общении, помощь в усвоении правил поведения и формировании навыков самообслуживания, а с другой - эмоциональная поддержка и принятие, забота об удовлетворении физических и эмоциональных потребностей ребенка в повседневной жизни. Наблюдения показывают, что крайне сложно контролировать поведение ребенка-дошкольника у которого не сформировалась привязанность к кому-нибудь из окружающих его людей, в связи с тем, что запреты действуют до известного предела, а самоконтроль может быть основан на добровольном послушании, источник которого - доверие к взрослым и позитивные отношения с ними. Воспитатели информируют специалистов Реабилитационной службы об актуальном состоянии ребенка, выполняют их рекомендации, делают «адресные» запросы о помощи к разным специалистам. Новый позитивный опыт в отношениях, социально значимые достижения в повседневной жизни, организуемой воспитателями, успехи в различной деятельности, достигаемые при помощи педагогов, работа с внутренними переживаниями и переосмысление прошлого опыта в ходе занятий с педагогом-психологом - все это необходимо для восстановления самоуважения ребенка-дошкольника и его доверия к другим людям. В процессе реабилитации особую роль приобретает медицинская среда. Дети, поступающие в детский дом, имеют многочисленные хронические заболевания, замедляющие их полноценное развитие. Лечение, медицинская реабилитация осуществляются врачом, организующим деятельность данной среды, и медицинской сестрой. Врач проводит наблюдение, профилактику и медицинские назначения в случае соматических и психосоматических проблем; составляет рекомендации воспитателям, сообщает информацию всем специалистам. Медицинская среда предусматривает врачебный кабинет, процедурный кабинет, массажный и физиокабинет, тренажерный зал, сухой бассейн, фито бар и т.д. Для ребенка-дошкольника физическое развитие имеет основополагающее значение: в этот период происходит развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук, совершенствование общей моторики. Сочетание возможностей терапевтических сред в зависимости от потребностей конкретного ребенка призвано способствовать решению конкретной ситуации каждого ребенка дошкольного возраста, воспитывающегося в детском доме. Таким образом, происходит реализация индивидуального похода и осуществление индивидуального плана реабилитации. Развитие речевой коммуникации у детей дошкольного возраста разные авторы рассматривают с разных сторон, такА. А. Мирошниченко рассматривает развитие речевой коммуникации у детей дошкольного возраста как взаимодействие трех элементов в коммуникативной ситуации: субъект, объект и сообщение [22, 86 с.] О.Е. Грибова считает, «что нарушение собственного речевого развития может служить причиной возникновения проблем при общении. А в наиболее тяжелых формах нарушения речевого развития это может привести к отказу от речевой коммуникации совсем». По мнению О.Е. Грибовой «у ребенка с речевой патологией, а в частности, с общим недоразвитием речи, существенно снижена потребность в общении из-за того, что у таких детей не сформированы формы коммуникации: монологическая и диалогическая речь, что является основой для овладения речью, как средства общения. Это и препятствует осуществлению полноценного общения детей между собой и ребенка с речевыми недостатками с взрослым» [7, с. 12—19.] О.С. Павлов говорит о том, что коммуникация является одним из основных условий развития ребенка. Автор поясняет, «что сформированность коммуникативных умений является ведущим видом человеческой деятельности, которая направлена на познание и оценку самого себя через других людей». А это значит, замечает автор, что использование речи с целью коммуникации, имеет принципиально важное значение в процессе развития ребенка [9]. О.С. Павлов рассматривает, что у детей дошкольного возраста с речевой патологией не может быть сформирована культура общения. Автор поясняет, «что развитие речевой коммуникации является одним из ведущих видов деятельности, которая направлена на познание и оценку самого себя и идет через других людей. А это значит, что развитие речевой коммуникации у детей дошкольного возраста есть цель коммуникации. И эта цель имеет очень важное, значение в процессе развития». [28, 97 с.] М.И. Лисина считает, «что развитие речевой коммуникации у детей дошкольного возраста идет как средство общения, испытывает влияние многих факторов. Роль в развитии речевого общения играют факторы коммуникативного характера. Коммуникативные факторы влияют на развитие речевой коммуникации у детей дошкольного возраста при любом развитии речевых нарушений». Автор говорит о том, что у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи возникают проблемы в развитии речевого общения. Это означает, что развитие речевой коммуникации у детей дошкольного возраста нарушены. А при общении детей дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками темп развития этих процессов значительно замедляется. И такое взаимодействие может играть роль в речевом развитии детей дошкольного возраста [17, с 320]. Л.Г. Соловьева говорила, что развитие речевой коммуникации у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи очень снижено в общении. Автор объясняет, « дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеют трудности в общении со сверстниками и взрослыми. У детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи появляются очень серьезные трудности в организации собственного речевого поведения, и они отрицательно влияют на развитие речевой коммуникации с окружающими людьми, а, прежде всего, со сверстниками. Детидошкольного возраста с развитием речевой коммуникации не до конца понимают речь, которая адресована им от собеседника. То есть им сложно ответить и нелегко отследить смысловую цепочку речевого общения» [31,с.164]. Чтобы у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи не было проблем в установлении контакта со сверстниками и взрослыми, необходима комплексная помощь специалистов: психолога, логопеда, дефектолога и других. Что касается логопедической помощи, то она должна быть обращена, прежде всего, на преодоление речевого дефекта, ведь именно вследствие этого, ребенок дошкольного возраста может испытывать большие затруднения в усвоении коммуникативных умений, а также в развитии моторных функций, психических и когнитивных процессов ребенка. Такую работу следует направлять на включение ребенка дошкольного возраста в социальное окружение [5]. А.В. Запорожец о развитии речевой коммуникации у детей дошкольного возраста говорил, «у детей есть недостатки в общении, когда с ними очень мало разговаривают в период дошкольного. Если нет никаких потребностей в общении, то речевая коммуникация отстает» [10]. Л.С. Выготский считает, что в ведущей деятельности у детей дошкольного возраста, внутри которой рождаются новые виды деятельности, могут развиваться высшие психические функции [4]. Н.И. Жинкин в своем исследовании внутренних механизмов речи рассматривал проблему речевой коммуникации, как понимания текста речи детьми дошкольного возраста [9]. Для детей дошкольного возраста роднойязык является одним из самых главных приобретений и рассматривается как общая основа воспитания и обучения. У детей дошкольного возраста речь в развитии речевой коммуникации является главным компонентом общения, в процессе которого оно формируется.Главной предпосылкой развития в речевой коммуникации у детей дошкольного возраста, является создание эмоционально - благоприятной ситуации, способствующей возникновению и желанию к активному участию в развитии речевого общения.Развитие речевой коммуникации у детей дошкольного возраста очень связано с формированием психических процессов (мышления, восприятия, воображения и др.). При норме в развитии речи у детей дошкольного возраста, самостоятельная речь достигает достаточно высокого уровня в общении с взрослыми и сверстниками. Дети дошкольного возраста умеют слушать и понимать обращенную речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их. Дошкольники сами умеют составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, предложения. Детидошкольного возраста хорошо овладевают монологической речью, что является приоритетным значением для подготовки ребенка к школе. У ребенка дошкольного возраста словарный запас постоянно увеличивается, но его качественное преобразование целиком связано с участием окружающих его взрослых. Речь в жизни ребенка дошкольного возраста выполняетсамые разнообразные функции, а именно: общение, регуляция поведения и деятельности, передача накопленного человечеством опыта. Все функции в развитии речевого общения в коммуникации взаимосвязаны между собой, они формируются посредством друг друга и функционируют одна в другой. Чтобы эти функции своевременно появились и полноценно реализовались, необходимы соответствующие условия. Когда ребенок-дошкольник только начинает говорить, он с трудом использует свою речь в развитии речевого общения. Дошкольникине могутпередать свой опыт без наглядной и действенной опоры с помощью слова.Чтобы выполнить все свои функции, развитие речевой коммуникации в общении у детей -дошкольников надо пройти более сложный путь в развитии, который тесно связан с общим психическим развитием ребенка дошкольного возраста (восприятия, мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы).В развитии речевой коммуникации у детей дошкольного возраста выделяют два направления:1. Социальное направление – процесс в развитии речевой коммуникации с взрослыми и сверстниками; 2. Семантическое направление – развитие речевого общения и становится основой качественного преобразования психических процессов. Выделяют два этапа: а) пассивное – ребенок овладевает словом, понимает обращенную к нему речь, но ещё не умеет говорить; б) активное – ребенок использует развитие речевого общения. Для родителей подготавливается консультация «О развитии речевой коммуникации у детей дошкольного возраста как средство общения». В данной консультации рассматриваются необходимые условия, которые побуждают детей дошкольного возраста к общению, формирование потребности у детей дошкольного возраста осознанного обращения к слову, чтобы ребенку было понятно, что говорят сначала взрослыми, а потом и сверстниками. Такие условия возникают, прежде всего, в процессе самого развития речевого общения и деятельности, организованной взрослыми, совместно с ребенком дошкольного возраста. При правильной организации всей его жизни и деятельности ребенка дошкольного возраста, речь уже становится основным средством общения. Для детей дошкольного возраста речь привлекает внимание к предметам и действиям, которое определяет её эмоциональный тон, настроение к развитию речевого общения. При не развитии речевого общения, его ограниченности, бедности, ненасыщенности, ребенку дошкольного возраста будет трудно научиться общаться с детьми дошкольного возраста и другими людьми, он может вырасти необщительным и замкнутым. Приемные родители должны понимать, что язык - это главный предмет в деле воспитания. Понимать значение этой роли и ответственности в деле развития речевой коммуникации языка для своего ребенка дошкольного возраста. Когда дети дошкольного возраста, начинают знакомиться с окружающим миром, идет расширение их словаря и это происходит не только в процессе обучения, но и в процессе общения. Большие возможности для обогащения и расширения словаря может представлять и бытовая деятельность (еда, одевание). Очень важна для развития речевого общения в коммуникации словаря и трудовая деятельность детей дошкольного возраста [30]. Для дошкольников значение многих словстановится понятно. У ребенка дошкольного возраста развивается речевое общение во время трудовой деятельности, в процессе которой ониспользует приобретенные слова и закрепляет их в памяти. Каждое новое событие в жизни приемной семьи – это посещение театра, музея, выезд на природу, работа на дачном участке, является предпосылкой для получения новых знаний, умений, навыкови активизации словаряребенком-дошкольником. Дошкольникис нарушения речи с большим трудом овладевают синтаксисом языка. Это проявляется в неправильном построении фразы, предложения; в ошибках в падежных окончаниях всех грамматических категорий, в неправильном согласовании слов. Приемным родителям необходимо тактично указать ребенку-дошкольнику на ошибку, не повторять ее, и правильно проговаривать вариант, предложив ребенку дошкольного возраста повторить его. Эффективным средством словарной работы в приемной семье является игра. Важным фактором для развития речевой коммуникации у дошкольников является участие в игре родителей(старших членов семьи). У детей дошкольного возраста обогащение словаря начинает происходить в процессе ознакомления с искусством и в их творческой деятельности. Просмотр телевизионных передач, кинофильмов, соответствующих возрасту детей дошкольного возраста, чрезвычайно расширяет кругозор дошкольников, делает понятными новые для них слова, благодаря сочетанию звуковых и зрительных восприятий. Большое значение для развития речевой коммуникации у дошкольников имеет беседа после просмотра кинофильма или спектакля, повторение новых, незнакомых ребенку слов и выражений. Развитие речевой коммуникации у дошкольников со сверстниками играет не менее важную роль в развитии детей дошкольного возраста, чем общение с взрослыми. Развитие речевого общениявозникает в совместной деятельности. У детей дошкольного возраста с речевой патологиейнаблюдается крайняяограниченность словарного запаса,являющаясяодним из определяющих факторов, препятствующих их речевому общению. Однако, такие дети-дошкольники не до конца владеют достаточным запасом общеупотребительных слов (существительные, обозначающие предметы быта, и глаголы, обозначающиеповседневные действия). Даже в том случае, когда они не могут правильно воспроизвести их звуковой образ, дошкольники достаточно хорошо узнают их в речевом потоке или воспроизводят в самостоятельной речи. Высказывания детей дошкольного возраста в бытовой речи, как правило, грамматически просты и лаконичны. Но когда идет применение лексики с каким- либо конкретным предметным значением, то исключают несовпадение русского языка у субъектов развитие речевой коммуникации и соответственно не препятствует ее осуществлению [9,10]. В развитие речевой коммуникации с взрослыми ребенок-дошкольник не до конца овладевает речевыми нормами. Взрослый всегда поймет ребёнка дошкольного возраста, даже в том случае, когда развитие речевой коммуникации у ребенка-дошкольника не слишком понятно. Другое дело – сверстник, который не будет пытаться угадывать желания и настроения своего друга. Дошкольнику достаточноясно и четко объяснить,во что он любит играть, что собирается делать, чего он хочет и чем он недоволен. Детям дошкольного возраста очень хочется общаться, они стараются более ясно и четко выразить свои мыслижелания и намерения. Дошкольники, которые не имеют контактов со сверстниками, начинают испытывать значительные трудности в развитии речевой коммуникации с взрослыми, несмотря на активное желание поговорить с ними. Для полноценного развития речевой коммуникации дошкольникам необходимо как общение с взрослыми, так и со сверстниками. Необходимо отметить, что при речевой патологии у ребенка дошкольного возраста возникают проблемы на всех ступенях развития речевого общения. При этом отставание речевых умений у дошкольников с общим недоразвитием речи снижается уровень коммуникации. Такие дети становятся замкнутыми, робкими, нерешительными, застенчивыми, импульсивными, эмоциональными, агрессивными. Это в свою очередь порождает особые черты речевого поведения: идет отсутствие инициативы общения, ограниченная контактность, замедленная включаемость в ситуацию развития речевого общения, неумение поддерживать беседу и вслушиваться в речь собеседника, отсутствие умения договариваться о чем-либо, трудности в понимании смысла речи собеседника и многие другие. Следовательно, можно сделать вывод о том, что коррекционная работа по преодолению нарушения развития речевой коммуникации у детей-дошкольников с общим недоразвитием речи должна начинаться в первую очередь с коррекции речевого развития и с преодоления его речевой патологии. 1.2. Особенности развития речевой коммуникации у воспитанников детского дома дошкольного возраста Отечественные и западные психологи в своих исследованиях дают сравнительную характеристику для детей-сирот, и детейдошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей. Исследования показали, что общее психическое,физическое развитие....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: