VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Формирование фонематических функций в онтогенезе

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W002682
Тема: Формирование фонематических функций в онтогенезе
Содержание
АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА

КАФЕДРА ЛОГОПЕДИИ

ЯРОСЛАВЛЕВА СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА
(ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО СТУДЕНТА)






ОСОБЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ 
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 

Выпускная квалификационная работа


по направлению 44.03.03 специальное (дефектологическое) образование
 


Представляется для защиты в ГАК
-- -- 2017г.
      (дата защиты)

Зав. кафедрой__________________ (Логинова Е.Т.)
			(подпись)

Защищена на ГИА  00.00.2017 г.
				

      Научный руководитель:
      доцент, кандидат педагогических наук
      Баулина Марина Викторовна
      
      
      
      
с оценкой______________________

Председатель ГАК ______________ (Кукушкина О.И.)
	      (подпись)



Санкт-Петербург, 2017 г.

     Оглавление
Введение….…………………………………………….………….….................2
Глава I. Теоретические основы проблемы изучения фонематических функций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ....4
1.1. Характеристика фонематической системы и фонематических функций……………………………………………………………...……...........4
1.2.   Формирование фонематических  функций  в  онтогенезе …….....…....10  
1.3. Состояние проблемы изучения фонематических  функций у              дошкольников с общим недоразвитием речи ……………………………...…20                
Глава II. Исследование состояния фонематических и сукцессивных функций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………………………………………..……………...25
2.1. Цель, задачи, методы и организация исследования. Характеристика испытуемых ……...................................................................................................25
2.2.  Методика исследования фонематических и сукцессивных  функций у дошкольников.....……...........................................................................................29
Глава III. Особенности состояния фонематических и сукцессивных функций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием  речи………………………………………………………………….…..……..…32
 3.1. Результаты исследования сенсорно-перцептивного уровня восприятия речи ………………………………………………………………………………32
3.2   Результаты исследования слуховой дифференциации звуков ………….35
3.3  Результаты исследования фонематического анализа и синтеза ………...38
3.4   Результаты исследования сукцессивных функций…………………..….44
Обобщение результатов исследования…………………………………………50
Заключение  …………………………………………….………………………54
Список литературы ……............... ....... ...... ........................................................55
Приложение 1……………………………………………………………………61
Приложение 2……………………………………………………………………66
     Введение
     Уже более трёхсот лет в работах учёных-просветителей Западной Европы и России рассматриваются различные вопросы, касающихся речевого развития детей. Формирование научно – обоснованного подхода к проблеме воспитания правильной речи у детей, подготовило прочную основу для дальнейшего изучения отклонений в развитии речи и поиска методов их предупреждения и устранения.
     Механизм развития устной речи не ограничивается простым приумножением моторных навыков произношения речевых звуков. Звук речи должен обладать свойствами, которые характеризуют всякий звук как физическое явление: силой, высотой, тембром и так далее. С физиологической стороны звук речи возникает в результате работы органов речи (гортани, мягкого нёба, языка и прочее), но ни физическая, ни физиологическая стороны не охватывают всей смысловой полноты звука речи. Звуком речи становится лишь тот звук, который может послужить средством передачи значений слов. 
     Прежде всего, необходимо уточнить такие понятия как фонематический слух, фонематические представления, фонематический анализ и синтез, которые вместе образуют фонематическое восприятие.
      Фонематический слух - «…тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова» [26]. Хватцев
     Фонематический слух, является частью физиологического слуха, направленного на сравнение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека.
     Понятие «фонематический слух» следует отличать от понятия «фонематическое восприятие» [36].
     В словаре Селиверстова В. И.  приводится следующее определение: «Фонематический слух - это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка»[?38, 373].
     Фонематическое восприятие - «специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова» [26,676]. Данное определение включает в себя и различение фонем, и фонематический анализ, синтез и представления, т.е. всё, что входит в систему фонематического восприятия.
     По данным многих авторов, недостаточная сформированность фонематического восприятия занимает важное место в числе причин, приводящих к речевым нарушениям и неготовности детей дошкольного возраста к учебной деятельности [2].
     Первые педагоги, которые занимались исправлениями дефектов произношения звуков, считали основными причинами нарушения звукопроизношения недостаточное упражнение и дурное воспитание, а также органические нарушения. Например, такой точки зрения придерживался А. Куссмауль, но уже в начале 20 века была оценена роль фонематического восприятия в овладении речью. Одной из основных проблем современной логопедии остаётся проблема нарушений функций фонематической системы у детей с ОНР. Дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи испытывают значительные трудности в освоении звукопроизношения. Простое понимание фонетических особенностей звучащего слова влияет  на речевое развитие ребёнка: на понимание грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции.
     Накопление неясных представлений о звуковом составе слова задерживает формирование фонематического восприятия,  основу которого составляет процесс звукового анализа и более сложные операции обобщения и представлений. Уровень фонематического развития детей влияет на процесс овладения звуковым анализом. В устной речи неразличение фонем приводит к заменам и смешениям звуков, соответственно затрудняется овладение навыками анализа и синтеза звукового состава слова.
     Левина Р.Е. на основе психологического изучения детской речи, пришла к выводу о ключевом значении фонематического восприятия для нормального овладения звуковой стороной речи. Уровень развития фонематических функций влияет на овладение звуковым анализом.
     Важность изучения фонематического развития во взаимосвязи с нарушениями речи, необходимость разработки путей профилактики и коррекции нарушений, сочетающихся с недоразвитием сукцессивных функций, определяют актуальность работы.
     Объект исследования: функции фонематической системы и значимые для их формирования неречевые функции  у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.                
     Предмет исследования: особенности фонематических функций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
     Цель исследования: выявление особенностей фонетико-фонематической системы и сукцессивных функций у дошкольников с ОНР по сравнению с детьми с нормальным развитием речи.
           Задачи:
-  анализ лингвистической и психолого-педагогической литературы по теме работы;
- выбор методики диагностики состояния фонетико-фонематической  системы и сукцессивных функций  у дошкольников с ОНР;
- исследование состояния фонетико-фонематической  системы и сукцессивных функций у детей с общим недоразвитием речи и старших дошкольников с нормальным речевым развитием;
- анализ количественных и качественных результатов исследования состояния фонематических и сукцессивных функций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР;
- определение условий, необходимых для развития фонетико-фонематической системы у детей с ОНР в процессе коррекционно-логопедической работы.
     В исследовании использовались методы:
- Организационные методы: сравнительный, комплексный.
- Эмпирические методы: биографические (анализ анамнестических данных), экспериментальные (констатирующий эксперимент).
- Количественный и качественный анализ полученных данных.
- Интерпретационные методы.
Констатирующее исследование осуществлялось в три этапа:
         На первом этапе проводился отбор детей в экспериментальную и контрольную группы. 
     На втором этапе осуществлялось экспериментальное исследование по разработанной методике. 
     На третьем этапе констатирующего исследования осуществлялся качественный анализ экспериментальных данных и их математическая обработка.

Глава 1. Теоретические основы проблемы изучения фонематических функций у детей дошкольного возраста с ОНР.
1.1. Характеристика фонематической системы и фонематических функций.
           На данный момент можно считать установленным, механизм развития устной речи не ограничивается простым приумножением моторных навыков произношения речевых звуков. Анализ разнообразия речевых звуков, в новейшем языковедении, определяет новые пути изучения процесса их усвоения. Звук речи должен иметь свойства, которые характеризуют любой звук как физическое явление: сила, высота, тембр, ритм, темп. С физиологической стороны речевой звук возникает в результате работы органов речи (гортани, мягкого нёба, языка и пр.) Но всё же ни физическая, ни физиологическая сторона не исчерпывает качественного своеобразия звука речи, выделяющегося из всех прочих звуков, заключается в его социальном качестве. Звуком речи становится только тот звук, который может быть средством передачи значения слов. В этом его основное отличие от звуков, издаваемых животными (например, лая, блеяния и т. п.), и от звуков, воспроизводимых человеком, но не участвующих в речи (крик, лепет младенца и т. п.) [29,34].
          В любом языке употребляется огромное количество различных звуков, но все это разнообразие находится под влиянием своей системы. В каждом языке имеется определенное количество основных звуков, которые выделяются, несмотря на  разнообразие оттенков звучания каждого из них. В каждом произношении любого звука речи имеются свои качества, определяющиеся соответствующими условиями. С одной стороны это - высота, тембр, интонация и другие качества, зависящие от свойств голоса; с другой, различные сочетания этого звука с другими (ба, бо, бу и т. д.) и, в конце концов разные положения звука (ударность, безударность, переход звонкого в глухой и т. д.). В итоге на характер звука и  на множественность его произношения оказывают влияние особенности голоса, сочетание соседних звуков, расположение в слове и ударение. Язык как система звуков речи опирается на  основные звуки, которых в каждом языке имеется немного, но речевое общение с их помощью оказывается вполне возможным. Ключевое значение здесь имеет смыслоразличительная функция, выполняемая звуками речи. Для определения значений слов совершенно необязательно, чтобы эти слова состояли из разных звуков. Это достигается  присутствием хотя бы одного отличного звука, например, в словах дом - том, гора – кора, для изменения значения слова достаточно замены первого звука. В данных примерах первые звуки акустически очень близки (д-т, г-к), но также в языке используются звуки, акустически более далекие, которые служат для этой же цели. Исходя из вышесказанного, видно, что акустическое различие звуков и есть та необходимая основа, благодаря которой присутствует уникальная гибкость значений, имеющихся в человеческой речи. Звуки, составляющие смыслоразличительные признаки и взятые независимо от индивидуальных оттенков, носят название фонем.      А.Р. Лурия под «фонемой» понимает устойчивый звук речи, изменение которого меняет смысл слова (например, - д - в отличие от - т - в словах: дочка и точка). Известный лингвист Г.А. Климов даёт следующее определение: «Фонема - единица звукового строя языка, служащая для опознавания и различения значимых единиц - морфем, в состав которых она входит в качестве минимального сегментного компонента, а через них - и для опознавания и различения слов. Фонема - инвариантная единица языка»[18, с. 24]. Фонема - основная незначимая единица языка, связанная со смыслоразличением лишь косвенно. Выполняя перцептивную (опознавательную) и сигнификативную (различительную), а иногда и делимитивную (разграничительную) функции в тексте, фонемы в системе языка находятся в состоянии противопоставления друг с другом. Основанием для такого состояния способствуют различительные признаки, представляющие собой обобщение артикуляционных и/или акустических признаков звуков. Так что фонема может представляться как пучок различительных признаков - дифференциальных, формирующих оппозиции, в которые вступает данная фонема, и интегральных, не образующих оппозиций данной фонемы с другими[4].  
          В.К. Орфинская дала определение фонематической системы: фонематическая система – это система фонем языка, в которой каждый элемент характеризуется определенными смыслоразличительными признаками. Такими признаками в русском языке являются: место и способ образования,  звонкость или глухость, твердость или мягкость, участие нёбной занавески. По состоянию положения голосовых складок звуки делятся на звонкие и глухие, по степени напряженности средней части спинки языка звуки  на твердые и мягкие. В зависимости от участия мягкого неба звуки подразделяют на ротовые и носовые, по способу образования звуки делятся на щелевые, смычные, смычно-проходные, дрожащие, аффрикаты. По месту образования звуки подразделяются на губные (губно-губные, губно-зубные) и язычные (переднеязычные, заднеязычные, среднеязычные) [13].
           В наше время имеют место различные точки зрения о природе фонематических функций. В современной литературе часто смешиваются понятия «фонематический слух», «фонематическое восприятие», «фонематический анализ». 
      Звучащую речь, взрослый человек воспринимает как членимую не только на фразы, синонимы, слова, но и на фонемы. Слово – есть минимальная единица, воспринимаемая в устной речи. У ребёнка представления о системе фонем родного языка  формируются бессознательно при анализе услышанного слова. Выделение фонем людьми зависит не от акустических или физиологических признаков, а от смысловых отношений. Более точно смысловые отношения, выражаемые с помощью фонем, проявляются при сравнении слов-квазиомонимов. Воспринимая слово, как нераздельный отрезок звучащей речи, ребенок всё же  распознаёт в нем тот дифференциальный признак (или комплекс признаков), который отличает одно слово от другого [12].  
     А.Н. Гвоздев определяет следующие особенности становления системы фонем: «Только тогда, когда у ребенка осуществляется распознавание до этого смешивавшихся звуков и их устойчивое использование для различения слов, происходит формирование фонем.»[7, с. 48].  Из вышеизложенного определения следует: пока ребенок не будет владеть прочным навыком, не смешивать звуки в собственной речи, рано говорить о сформировавшейся в его сознании системе фонем в полном объёме. Речевое общение с точки зрения психолингвистики состоит, с одной стороны из процессов восприятия речи, а с другой стороны, процессов порождения речи. Отсюда следует, что механизмы формирования фонематической системы в онтогенезе должны рассматриваться с учетом двух основных видов речевой деятельности: дифференциация звуков как фонем;   образование звуков как фонем.     
      Чтобы произнести слово как целостный комплекс звуков, у ребенка должно быть сформировано представление о системе фонем родного языка, которое развивается при восприятии речи окружающих его людей. Возникает вопрос: происходит ли, с одной стороны, формирование представления о системе фонем родного языка, и с другой, разграничение соответствующих звуков в собственной речи в одно время параллельно. Основываясь на представлении о том, что экспрессивная речь формируется позже, чем импрессивная, вначале при восприятии речи окружающих, у ребенка формируется представление о системе фонем родного языка и только спустя некоторое время происходит их различение, в процессе порождения собственной речи. Но создание внутренней, правильной фонемной модели слова еще не означает, что реализация этой модели при произнесении ребенком слова будет правильной. В связи с этим возникает вопрос: можно ли утверждать о достаточно полном формировании фонематической системы у ребенка, который вполне адекватно различает на слух фонемы в речи других людей, но из-за недостаточного развития артикуляционного аппарата сам не может произнести два звука, отличающихся одним или несколькими артикуляционными признаками. Достаточным основанием для положительного ответа на этот вопрос являются такие высказывания ребенка, как – «это не крыса, а крыса» (это не крыса, а крыша), следовательно,  в его памяти хранятся две различные фонемные модели слов, обозначающие два разных предмета. Выходит, что в подобных случаях при порождении речи ребенок слышит не то, что он реально произносит сам, а  что хотел бы произнести. При этом, произнося дважды одну и ту же комбинацию звуков, он уверен, что говорит разные слова. На этом этапе развития ребенок должен и может создавать правильную фонемную модель слова, потому что он ориентируется на эталонное произношение окружающих его людей. Ценность  этого образца эталонного произношения настолько велика, что не позволяет ребенку слышать самого себя (Е.Н. Винарская)[5].          
     Таким образом, фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения  и  узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова ?26??
     Формирование фонематического слуха происходит у детей при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются дифференциальные признаки фонем. Узнавая слово, ребёнок познаёт, из каких фонем оно состоит, и в какой последовательности они в нем следуют. На основе восприятия каждой отдельной фонемы, составляющей слово, слухопроизносительная дифференциация звуков речи позволяет различать слова.  Некоторые  авторы, например, Н.Х. Швачкин Л.Ф. Спирова, Р.Е. Левина, называют эту функцию «фонематическим восприятием», другие, такие как М.Е. Хватцев, Е.И. Исенина, А.И. Максаков, - «фонематическим слухом» [12,14,16,31,27,41]. Но термин «фонематический слух» определяет только слуховой компонент, не отражая в полном объёме понятие данной функции. В то же время установлено (В.И. Бельтюков,  Л.В. Бондарко), что восприятие звуков речи осуществляется на основе слухового и произносительного образов звуков,  носит сенсомоторный характер[2,3,4].
       Исходя из вышесказанного, фонематическое восприятие (или слухопроизносительная дифференциация фонем) – это процесс определения и различения звуков речи. Воспринимая речь, слова не расчленяются на свои составные части, и их звуковой состав не осознается. Процесс узнавания слов происходит,  опираясь, в зависимости от условий восприятия, либо на отдельные элементы, либо на признаки всего слова в целом. Поэтому мы можем относить процесс фонематического восприятия к простым функциям, в формировании которых основную роль играют речеслуховой и речедвигательный анализаторы, а также такие психические процессы, как внимание и память.                 
          Фонематический анализ – это разложение слова на составляющие его фонемы, функция не только сложная, но и многоплановая. В.К. Орфинская  определяет следующие основные действия для оперирования фонемами:                                                                                                                                  1. Узнавание звука на фоне слова.              
2. Выделение первого и последнего звуков из слова.                 
3. Определение последовательности, количества звуков, их места в слове по отношению к другим звукам[13,24].                 
         Развитие фонематического анализа тесно связано не только с состоянием диагностико-практических функций, но и развитием высших форм познавательной деятельности, на что указывает Л.Б. Эльконин. Он отмечает, что фонематический анализ является сукцессивным процессом, который представляет собой легкоуязвимую предпосылку интеллекта и страдает даже при лёгких резидуально-органических поражениях центрально-нервной системы[44].              
         Фонематический синтез – это умственное действие по формированию звуковой структуры слова, слиянию звуков в слово. Как считал Т. Г. Егоров, процесс фонематического синтеза не только не уступает по трудности фонематическому анализу, но значительно сложнее анализа.                                            Фонематические представления формируются на основе фонематического восприятия и фонематического анализа. Наряду с указанными выше процессами, в их развитии большую роль играют внимание и память [9].                                                                        
                                                             
1.2. Формирование фонематических  функций в  онтогенезе.
       Формирование функций речи в онтогенезе происходит по определённым правилам, определяющим поэтапное  и взаимосвязанное развитие всех сторон речевой системы (фонетической стороны, лексического запаса и грамматического строя).
      В своем развитии речевая функция проходит ряд физиологических этапов, а в законченном сформированном виде является физиологическим стереотипом, сложной уравновешенной системой связей, которые возникают и укрепляются в ходе развития организма в результате его взаимодействия с окружающей средой. Относительно онтогенеза эту мысль в основном развивали Л.С. Выготский, А.Е. Лурия, подчеркивая, что развитие речи идет от диффузности и дифферентности по всем компонентам (словарь, грамматический строй, фонетика) и социально обусловлено. Проблемой развития фонематических функций в онтогенезе занимались такие исследователи как  В.К. Орфинская, Н.Х. Швачкин, Р.Е. Левина, В.И. Бельтюков и другие. Фонематическое представление о звуковом составе языка формируется у ребенка на основании приобретаемой способности слышать и различать звуки (фонематическое восприятие), выделять звуки на фоне слова, сопоставлять слова по выделенным звукам (фонематический анализ). Так как фонематические анализ, синтез и представления формируются на основе фонематического восприятия, то фонематическое восприятие в процессе онтогенеза проходит определенные стадии своего развития. В.К. Орфинская, Н.Х. Швачкин, Р.Е. Левина, Д.Б. Эльконин, Л.Е. Журова, Е.Н. Винарская, В.И. Бельтюков, А.Н. Гвоздев выделяют разное количество этапов в становлении детской речи, по-разному называют их, указывают различные возрастные границы каждого этапа. Но, необходимо сказать, что это деление на периоды условно и вводится только для удобства изучения путей развития детской речи[2,3,4,13,42,44].                                                                        
     Так, например, Е.Н. Винарская  выделяет два уровня восприятия речи: Первый уровень – фонетический (сенсомоторный) – различение звуков речи на слух и превращение их в артикуляторные образы на основе сохранности акустического и кинестетического анализа. Этот уровень обеспечивает полноценность импрессивной и экспрессивной речи.
Второй уровень – фонологический (языковой) фонемное распрознавание речи, установление последовательности звуков и их количества[5].                                                                        
        Такого же мнения придерживается Н.Х. Швачкин. По его мнению, речь, которую слышит ребенок, представляет собой чрезвычайно сложный по своему звуковому составу, текучий и изменчивый процесс. Перед ребенком стоит сложнейшая задача – выделить из всего звукового многообразия живой речи те звуковые отношения, которые играют в языке роль смыслоразличителей [43].                                                                        
     Ребенок должен проделать весьма сложную операцию не только выделения, но и обобщения произносительных слуховых признаков звуков речи. Основой обобщения может быть только семантика самого языка. Благодаря тому, что общение ребенка опосредствовано словом, он, постепенно овладевая значением слова, начинает обобщать звуки, образуя слово. Через слово ребенок переходит к фонематическому восприятию речи.
     Н.Х. Швачкин выделил два периода в развитии детской речи. Речь первого периода – дофонемная, просодическая речь, речь второго периода – фонемная[43]. Автор определил, что последовательность различения звуков речи идет от различения контрастных к различению все более близких звуков. Вначале формируется различение гласных, затем согласных, так как гласные звуки чаще встречаются и лучше воспринимаются. Различение между наличием и отсутствием согласного появляется раньше различения согласных. Вначале ребенок выделяет в речи сонорные и шумные звуки. Среди шумных согласных раньше других начинает выделять артикулируемые шумные звуки. На этом этапе в развитии фонематического восприятия принимает участие не только слух, но и оказывает свое влияние артикуляция. 
     Таким образом, в процессе развития речи речеслуховой и речедвигательный анализаторы между собой тесно взаимодействуют. Недоразвитие речедвигательного анализатора затормаживает деятельность речеслухового. Ребенок вначале различает твердые и мягкие согласные, которые артикулируются, а затем те, которые позднее появляются в речи. После этого ребенок усваивает дифференциацию внутри групп согласных от сонорных к шумным. В дальнейшем развитии фонематического восприятия начинают различаться звуки разные по способу образования, прежде всего взрывные и фрикативные. Взрывные согласные различаются и артикулируются раньше, так как наличие смычки способствует усилению кинестетических ощущений в процессе артикулирования этих звуков. Затем появляются различение передне- и заднеязычных звуков. Затруднение дифференциации этих согласных объясняется неточностью кинестетических ощущений положения языка в ротовой полости.
     На следующей стадии фонематического восприятия ребенком усваивается дифференциация глухих и звонких согласных. Вначале происходит их акустическое различение, на основе чего возникает произносительная дифференциация, которая способствует совершенствованию акустической дифференциации. На этом этапе также большая роль отводится взаимодействию речеслухового и речедвигательного анализаторов.
      Позже в процессе развития фонематического восприятия ребенком усваивается дифференциация свистящих шипящих, плавных и i (й). Шипящие и свистящие звуки в речи детей появляются поздно, в силу близости по своим артикуляторным признакам, и различаются только тонкой дифференциацией движений передней части спинки языка.
     Другой известный ученый – В.И. Бельтюков – также подробно изучал становление фонематических функций в онтогенезе речи. Так, например, он подробно изучил сложность взаимодействия речедвигательного и слухового анализаторов в процессе формирования фонематического слуха и объяснил ее своеобразием чисто моторных трудностей, с которыми сопряжены овладение артикуляцией тех или иных фонем и их дифференцировки в произношении. [2,3].                                                                        
     В.И. Бельтюков экспериментально доказал, что к концу второго года жизни фонематический слух нормально развивающегося ребенка оказывается уже сформировавшимся, однако, для овладения правильным произношением ребенку требуется, по меньшей мере, еще весь третий год, а иногда и несколько лет. Кроме того, последовательность овладения произношением фонем, артикуляционными противопоставлениями лишь от части, главным образом по отношению к гласным, совпадает с последовательностью формирования слуховых дифференцировок. То есть реализация накапливаемых ребенком слуховых образов и фонем в его произношении, зависит в основном от специфического хода развития аналитико-синтетической деятельности его речедвигательного анализатора.  От тех ступеней чисто моторных трудностей, которые заключают в себе овладение артикуляцией определенных фонем и способностью четко отмечать их в произношении друг от друга и от всех остальных фонем[2,3].                                                                        
          Исследования В.И. Бельтюкова дают основание полагать, что причиной этого явления можно считать нечеткость слухового восприятия, когда речедвигательный анализатор оказывает тормозящее влияние на слуховой.
Однако и это можно проследить из работ В.И. Бельтюкова, в процессе дальнейшего развития ребенок овладевает способностью не всегда считаться с артикуляцией звуков и строить звуковые образы слов в соответствии с их акустическими признаками. Эти правильные звуковые образы, сформированные в соответствии со слуховым восприятием, и стимулируют совершенствование правильного произношения ребенка.
      Таким образом, в дальнейшем происходит освобождение слухового анализатора от тормозящего влияния речедвигательного и способствует этому - развитие навыка сравнения слов (произносимых самим ребенком и окружающими по звучанию), т. е. развитие элементарных видов фонематического анализа, что способствует координационному взаимодействию анализаторов.
     В.И. Бельтюков указывал, что после стадии лепета раньше всего в детских словах происходит различение сонорных и шумных согласных (мама-папа, тетя-дядя). Он пишет: «Прежде всего, в детской речи дифференцируются звуки, в основе различения которых лежит противопоставление надставных труб: ротовой и носовой» [2, с. 58]. Далее в детской речи происходит различие звонких и глухих согласных (папа-баба). Противопоставление звуков отличается по признакам звонкости и глухости и является, по-видимому, следующей дифференцировкой согласных в развивающейся речи ребенка, а поэтому сравнительно менее контрастной, чем предыдущая.
          Фонематический анализ является более сложной функцией фонематической системы. Фонематический анализ включает в себя выделение звуков на фоне слова, сопоставление слов по выделенным звукам, определение количественного и последовательного звукового состава слова.
     При фонематическом анализе не только узнаются и различаются слова, но и обращается внимание на звуковой состав слова. Даже при самых элементарных видах фонематического анализа происходит сравнение слов по звучанию, выделение звуков на фоне слова и т. д. Формирование фонематического анализа связано не только с состоянием постоянно практических функций, но и эволюцией высших форм познавательной деятельности, в частности мышления. Это подтверждается различными сроками формирования навыков фонематического анализа и восприятия в онтогенезе. В процессе онтогенеза развитие фонематического анализа осуществляются постепенно. Простые формы фонематического анализа возникают спонтанно в процессе развития устной речи в дошкольном возрасте. Сложные формы (определение количественного и последовательного звукового состава слова) формируются в процессе специального обучения [44].
     В формировании фонематических представлений выделяется несколько периодов. На первых этапах (от одного года до трех лет) фонематические представления складываются в соответствии с собственным неправильным произношением. В процессе дальнейшего развития ребенок овладевает способностью не всегда считаться с артикуляцией звуков, т. е. речеслуховой анализатор освобождается от тормозящего влияния речедвигательного анализа [2].
           Таким образом, развитие всех фонематических функций в процессе онтогенеза проходит определенные стадии своего развития. В норме деятельность функций фонематической системы осуществляется в единстве и неразрывной связи.

1.3.  Состояние проблемы изучения фонематических функций у дошкольников с общим недоразвитием  речи
     Одной из актуальных проблем современной логопедии является проблема нарушений фонематических функций у детей с общим недоразвитием речи. У детей старшего дошкольного возраста с ОНР распространенными являются трудности в овладении звукопроизношением.
У детей с ОНР прослеживается недоразвитие фонематического восприятия. Их смазанная, непонятная речь не дает возможности для формирования четкого слухового восприятия и контроля. Это еще более усугубляет нарушение фонематического анализа структуры слова, так как неразличение собственного неправильного произношения и произношения окружающих затормаживает процесс фонематического восприятия речи в целом [28,29].      При нарушении фонематической стороны речи у детей с ОНР, как отмечает Т. А. Ткаченко (1980), выявляется несколько состояний:
– недостаточное различение и затруднение в анализе только тех звуков, которые нарушены в произношении (наиболее легкая степень недоразвития);
– нарушение звукового анализа, недостаточное различение большого количества звуков, относимых к разным фонетическим группам при сформированной их артикуляции в устной речи;
– неразличение звуков в слове, неспособность выделить их из состава слова и определить последовательность (тяжелая степень недоразвития).
     Произносительные ошибки оцениваются по-разному: одни затрагивают лишь оттенки фонем и не нарушают смысла высказывания, другие ведут к смешению фонем, к их не различению. Последние — более грубые, так как затрудняют понимание высказывания [27, с. 11].
     У детей с нарушением формирования фонематических процессов наблюдаются общая смазанность речи, недостаточная ее выразительность и четкость. Их смазанная, непонятная речь не дает возможности для формирования четкого слухового восприятия и контроля. Это еще более усугубляет нарушение фонематического анализа структуры слова, так как неразличение собственного неправильного произношения и произношения окружающих затормаживает процесс фонематического восприятия речи в целом.
     У детей с ОНР сформированность звуко-слогового анализа находится на низком уровне. Особенности фонематических представлений, заключаются в нечетком представлении о звуке как самостоятельной языковой единице. Обращает на себя внимание несформированность у детей понятий «начало», «середина», «конец» слова. У детей с нарушениями речи выявляется низкий уровень сформированности операций определения места звука в слове, а также количественного и последовательного анализа.
     Левина Р.Е. писала: «При выборе путей и средств преодоления и предупреждения речевых нарушений у детей необходимо ориентироваться на узловые образования, от которых зависит нормальное протекание не одного, а целого ряда речевых процессов». Таким речевым образованием, ключевым моментом в системе коррекции речевых нарушений являются фонематическое восприятие и звуковой анализ [26 с. 129].
     Особенности фонематического восприятия у детей с ОНР впервые были представлены в работе Р.Е. Левиной. У детей I уровня речевого развития фонетико-фонематическая сторона речи характеризуется фонематической неопределенностью и нестойким фонетическим.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%