- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Физиологические механизмы психики человека. Мозг и психика
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W006559 |
Тема: | Физиологические механизмы психики человека. Мозг и психика |
Содержание
Введение Данная контрольная работа призвана осветить некоторые вопросы из учебной дисциплины «Психология». В частности, в работе рассматриваются физиологические механизмы психики человека, показано как соотносятся и связаны между собой мозг и психика человека. Психология, как наука, изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой. Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно. Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д. Также в работе присутствует и исследовательская часть, в которой проведена прикладная исследовательская методика в соответствии с выбранной темой контрольной работы. Содержанием исследовательской части данной контрольной работы является выполнение и детальное описание психодиагностической процедуры, которая, в свою очередь, была взята из научной литературы, сборников методов психологического исследования, учебников по психодиагностике. В данной конкретной работе психодиагностической процедурой, по которой нужно провести полноценную исследовательскую работу, является составление психологического портрета личности, с применением необходимых для этого приемов и методик. Физиологические механизмы психики человека. Мозг и психика Психика – функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма. Психика – это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой. Возникновение и развитие психики обеспечивается развитием нервной системы и особенно головного мозга. Развитие нервной системы, в свою очередь, вызвано усложнением и изменением условий существования животных и человека. Рассмотрим строение и деятельность нервной системы и мозга с точки зрения психологии человека. Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием «сознание». В структуру психики входят: психические свойства; психические процессы; психические качества; психические состояния. Психические свойства – устойчивые проявления, которые имеют генетическую основу, передаются по наследству и практически не изменяются в процессе жизни. К ним относят свойства нервной системы: сила нервной системы – устойчивость нервных клеток к длительному раздражению или возбуждению; подвижность нервных процессов – скорость перехода возбуждения к торможению; уравновешенность нервных процессов – относительный уровень сбалансированности процессов возбуждения и торможения; лабильность – гибкость изменения под воздействием различных раздражителей; резистентность – сопротивляемость к воздействию неблагоприятных раздражителей. Психические процессы – относительно устойчивые образования, имеющие латентный сензитивный период развития, развиваются и формируются под воздействием внешних условий жизнедеятельности. К ним относят: ощущение; восприятие; память; мышление; воображение; представление; внимание; волю; эмоции. Психические качества – относительно устойчивые образования, которые возникают и формируются под воздействием учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности. Наиболее отчетливо качества психики представлены в характере. Психические состояния – представляют собой относительно устойчивый динамичный фон деятельности и активности психики. Психические процессы теснейшим образом связаны с физиологическими. В основе психической деятельности лежат не элементарные процессы возбуждения и торможения, а системные, объединяющие многие одновременно протекающие в мозге процессы анализа и синтеза в интегрированное целое. Психическая деятельность – функция целостного мозга, когда на основе интеграции многих нейрофизиологических механизмов мозга возникает новое качество – психика. При этом нервная модель стимула есть не что иное, как нейрофизиологическая основа формирования субъективного образа. Субъективный образ возникает на базе нервных моделей при декодировании информации и сравнении ее с реально существующим материальным объектом. В настоящее время установлены следующие достаточно определенные корреляции между различными проявлениями психической деятельности и нейрофизиологическими показателями работы мозга: «волны ожидания» на ЭЭГ, которые регистрируются в ответ на сигнал, предупреждающий о предстоящей команде к действию; поздние компоненты вызванного потенциала, ассоциируемые с корковыми механизмами оценки смыслового содержания сенсорных сигналов; мозговые коды психической деятельности в виде определенных паттернов импульсной активности нейронов. При мультиклеточном отведении импульсных реакций корковых нейронов установлена специфичность паттернов (узоров) импульсных потенциалов нервных клеток и нейронных ансамблей не только в отношении физических (акустических) сигналов, но и семантического (смыслового) содержания воспринимаемых слов. Психика является свойством мозга. Психическая деятельность организма осуществляется множеством физиологических механизмов. Одни из них воспринимают воздействия, другие преобразуют их в сигналы, строят план поведения и контролируют его, третьи - придают поведению энергию и стремительность, четвертые - приводят в действие мышцы и т. д. Все это обеспечивает активную ориентацию организма в среде и выполнение им жизненно важных функций. Нервная система функционирует как единое целое. Однако отдельные функции приурочены к деятельности ее определенных зон: управление простейшими двигательными реакциями осуществляется спинным мозгом, координация более сложных движений -стволовой частью мозга и мозжечком, сложная психическая деятельность -корой больших полушарий. Анатомно-физиологический механизм рефлекторной деятельности обеспечивает: прием внешних воздействий; преобразование их в нервные импульсы; передачу в мозг; декодироваиие и переработку принятой информации; выдачу команд в виде нервных импульсов к мышцам, железам; прием и передачу в мозг информации о результатах совершенного акта (обратная связь): коррекцию повторных действий с учетом данных обратной связи. Механизм анализаторов выполняет одну из функций головного мозга: с помощью разложения сложных явлений окружающей действительности на отдельные элементы обеспечивает психическое отражение мира. В структурной организации нервной системы принято выделять центральную нервную систему (ЦНС) и периферическую. ЦНС в свою очередь включает в себя спинной мозг и головной мозг. Все остальные нервные структуры входят в периферическую систему. Высший отдел ЦНС – головной мозг состоит из мозгового ствола, большого мозга и мозжечка. Большой мозг представлен двумя полушариями, наружная поверхность которых покрыта серым веществом – корой. Кора составляет важнейшую часть головного мозга, являясь материальным субстратом высшей психической деятельности и регулятором всех жизненных функций организма. В осуществлении любой психической деятельности участвует весь мозг в целом, однако разные полушария выполняют различную дифференцированную роль в осуществлении каждой психической функции. Например, в результате экспериментальных и клинических исследований было обнаружено, что правое и левое полушария различаются в стратегии переработки информации. Стратегия правого полушария состоит в целостном одномоментном восприятии предметов и явлений, эта способность воспринимать целое раньше его частей лежит в основе творческого мышления и воображения. Левое полушарие осуществляет последовательную рациональную обработку информации. Проблема межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия далека от своего решения и требует дальнейших экспериментальных и теоретических исследований. Изучение мозговых механизмов, обеспечивающих психические процессы, не приводит к однозначному пониманию природы психического. Простого указания на мозг и нервную систему как на материальный субстрат психических процессов недостаточно для решения вопроса о характере взаимоотношения психического и нейрофизиологического. В изучение того, как работа мозга обеспечивает сложнейшие формы психической деятельности, существенный вклад внесла нейропсихология. Один из ее создателей, отечественный психолог А.Р. Лурия (1902-1977) установил, что для осуществления психической деятельности необходимо взаимодействие трех основных блоков (аппаратов) человеческого мозга. 1. Энергетический блок, поддерживающий тонус, необходимый для нормальной работы коры больших полушарий головного мозга. Мозговые структуры, обеспечивающие деятельность этого блока, располагаются в подкорковых отделах мозга и в стволе мозга. 2. Блок приема, переработки и хранения информации. Мозговые структуры, обеспечивающие деятельность этого блока, расположены в задних отделах обоих полушарий коры головного мозга. Он включает три области, каждая из которых обеспечивает прием и переработку определенного типа информации: затылочная - зрительной, височная - слуховой и теменная - общечувствительной. Этот блок состоит из трех надстроенных друг над другом корковых зон. Первичные зоны принимают нервные импульсы, вторичные - обрабатывают полученную информацию и, наконец, третичные - обеспечивают наиболее сложные формы психической деятельности, для выполнения которых необходимо участие различных областей мозговой коры. В третичных зонах осуществляются логические, грамматические и другие сложные операции, требующие участия абстрактного мышления. Они ответственны за сохранение информации, человеческую память. 3. Блок программирования, регуляции и контроля деятельности. Этот блок расположен в передних отделах больших полушарий. Наиболее существенной его частью являются лобные доли. Этот раздел мозга отвечает за планирование, контроль и регуляцию наиболее сложных форм поведения и деятельности. Повреждение или недоразвитие любого из этих блоков, а также отдельных областей, зон головного мозга влечет за собой множественные нарушения. А.Р. Лурия и его сотрудники исследовали, как больные с локальными (т.е. местными, ограниченными) поражениями различных частей мозга выполняют различные умственные операции, например решают задачи. Так, например, нарушение отделов коры височной области приводит к тому, что больной оказывается не в состоянии удержать в памяти сложное условие задачи. Поэтому части условия у них пропадают. Еще более сложные нарушения возникают при нарушениях лобных долей. Вот что пишут по этому поводу А.Р. Лурия и Л.С. Цветкова: «Больные с массивным поражением лобных долей мозга не испытывают никаких затруднений в усвоении и сохранении условий задачи; память их обычно не страдает, умение воспринимать смысл логико-грамматических отношений и оперировать числовыми величинами остается сохранным. Однако решение сколько-нибудь сложных задач оказывается для них недоступным на этот раз из-за невозможности составить четкий план их решения, затормозить побочные ассоциации и принять нужное решение из всех возможных операций выбрать только соответствующие условиям задачи. Многие ученые считают также, что вклад каждого полушария в психическую деятельность различен в разные периоды жизни человека. Так, есть данные о том, что правое полушарие созревает быстрее левого и поэтому в дошкольном возрасте вносит больший вклад в психическую деятельность, чем в более взрослые периоды. Отсюда - образный характер познания и восприятия мира детьми-дошкольниками, их бурная фантазия. Эти данные послужили основой создания новых программ для начальной школы, ориентированных не столько на развитие речевого и логического мышления (как это преимущественно происходит в настоящее время), сколько на образное, чувственное, целостное, т.е. «правополушарное» познание мира. Но в этой проблеме еще очень многое остается неясным. Существует много данных об очень сложных взаимодействиях в развитии отдельных зон, находящихся в разных полушариях. Кроме того, отмечается, что при описании функций полушарий учитывается только деятельность мозга «правшей». В то же время у «левшей» ситуация несколько иная. Например, речевые процессы у них представлены в обоих полушариях. Этот вопрос имеет не только научный, но и практический интерес. Долгое время «левшество» рассматривалось как вредная привычка или болезнь. Детей, которые пытались писать или делать что-либо левой рукой, наказывали, высмеивали, привязывали левую руку к туловищу так, чтобы они не могли ею действовать, и т.п. Неудивительно, что такое «воспитание», такое «переучивание» нередко заканчивалось срывами, неврозами. Потребовалось несколько столетий, чтобы люди поняли, что «левшество» - такое же свойство человека, как, например, темперамент. Было установлено, что многие гениальные люди были «левшами». Например, великий художник и ученый Леонардо да Винчи, знаменитый математик, автор «Алисы в стране чудес» Льюис Кэрролл. Вспомним и подковавшего блоху мастера Левшу, героя произведения Н.С. Лескова. Это не значит, конечно, что «левши» обязательно умнее, талантливее «правшей». Но это подтверждает, что «левшество» не мешает человеку развиваться, достигать самых больших высот. В настоящее время и психологи, и физиологи, и врачи единодушны в том, что леворуких детей не надо переучивать. Кстати, многие из них сами научаются почти одинаково хорошо действовать обеими руками. Однако в школе такие дети требуют особого внимания педагога, поскольку не только обучение школьным навыкам, но и само здание, сама архитектура школы, расположение парт, доски рассчитаны на «правшей». Если своевременно обращать на это внимание, проблем, как правило, не возникает. При проявлении каких-то особых трудностей учителю следует обратиться к школьномупсихологу. В поведении и деятельности человека, как и у животных, многое может быть объяснено, исходя из условных рефлексов. Однако далеко не все. Значительную роль играет наличие осознанной внутренней программы поведения, представление о будущем результате. Изучая эту проблему на примере произвольных (контролируемых, осознанных) движений отечественный физиолог Н.А. Бернштейн (1896-1966) показал, что такая программа представляет собой модель потребного будущего, а само действие происходит в виде рефлекторного кольца. Напомним, что до этих исследований считали, что все рефлексы - и безусловные, и условные - осуществляются по принципу рефлекторной дуги: от рецептора, воспринимающего раздражение к исполнительному органу. Н.А. Бернштейн доказал, что при выполнении человеком того или иного действия происходит сравнение, сличение поступающей в мозг информации о выполнении действия с имеющейся программой. Благодаря этому действия исправляются, меняются в направлении исходного замысла. Свою теорию Н.А. Бернштейн назвал физиологией активности, подчеркивая, что основное содержание жизни человека - не пассивное приспособление, а реализация внутренних программ. Существенное влияние на развитие оказывают и индивидуальные особенности нервной системы и мозга, составляющие природную основу задатков тех или иных способностей и характеристик темперамента. Подробнее вы об этом узнаете при изучении соответствующих разделов курса. Вопрос о том, насколько психические особенности, психический облик человека определяется наследственностью, генотипом (т.е. тем набором генов, которым он обладает и который является носителями наследственности), в настоящее время очень интенсивно разрабатывается в психогенетике. Данные, накопленные в этой области, свидетельствуют, что генотип вносит определенный вклад в развитие человеческой индивидуальности. Связь с ним обнаруживают некоторые характеристики интеллекта, а также ряд личностных особенностей (например, «открытость новому опыту»). Однако эти генетические характеристики оказываются подчиненными условиям среды. Именно условия среды определяют в конечном итоге, будет ли реализован имеющийся у человека потенциал. Удельный вес наследственного фактора может меняться. Мера прояснения наследственных особенностей во многом зависит от условий жизни, особенностей воспитания, типа обучения, возраста ребенка. Но уже из приведенных примеров видно, как сложно взаимодействуют биологические и социальные факторы. Они показывают также решающую роль обучения, воспитания, условий жизни в психическом развитии ребенка, в деятельности взрослого. Человек живет и в биологической (природной), и в социальной среде. Природные, экологические факторы оказывают существенное влияние на его деятельность. Например, в России, США и еще нескольких странах были проведены исследования влияния содержания в воздухе солей свинца на психическое развитие детей. Изучались уровень интеллекта школьников, их эмоциональное состояние и т.п. Выяснилось, что у детей, проживающих у заводов, которые производят подобные выбросы, хуже память, нарушено внимание, снижен интеллект, повышена тревожность. Таким образом, экология природной среды оказывает существенное влияние на психическую деятельность человека. Для развития человека решающее значение имеет и социальная среда. Причем для ребенка - это не просто некоторые условия его жизни. В ней в готовом виде содержатся все те духовные, материальные ценности, все те знания и умения, которые ребенок должен сделать своими - «присвоить». Эти знания, умения и ценности воплощены в орудиях труда, в предметах быта. Даже питье из чашки, использование ложки - действия, социальные по своей природе, которые ребенок может освоить только в совместной деятельности, в общении со взрослыми. Вне социальных условий жизни и воспитания никакое созревание мозга не обеспечит формирование собственно человеческих особенностей психики. Об этом неопровержимо свидетельствуют трагические факты воспитания детей животными. Маугли из книги Р. Киплинга, к сожалению, всего лишь сказочный образ. Реальные дети, в течение нескольких лет находившиеся среди животных, а потом вновь возвратившиеся к людям (науке известно несколько таких случаев), с большим трудом усваивали даже наиболее простые человеческие умения и навыки. Сложные формы психической жизни человека - логическое мышление, творческое воображение, волевое поведение - им были недоступны. Однако роль общения с взрослыми в развитии ребенка не ограничивается, конечно, только передачей необходимых умений, знаний и т.п. Значительную роль на протяжении всего периода детства играет эмоциональный контакт, эмоциональная поддержка со стороны взрослого. Недостаток эмоционального, ласкового, обращенного лично к ребенку общения приводит к серьезным нарушениям в развитии и формировании личности. Такое обращение с детьми нередко встречается в детских больницах, домах младенца, детских домах. Это явление получило название госпитализм. Дети, растущие в таких условиях, существенно отстают в психическом развитии, испытывают серьезные эмоциональные трудности. В годы второй мировой войны в фашистской Германии был проведен ужасный опыт, который с невероятной отчетливостью продемонстрировал значение наследственности и воспитания в развитии. По критериям, предъявляемым к высшей арийской расе, был проведен отбор молодых мужчин и женщин. Они были физически и психически хорошо развиты, происходили из здоровых семей, никто из них не имел наследственных заболеваний. Из этих мужчин и женщин подбирались супружеские пары, которые жили в тайных лагерях до тех пор, пока у них не появлялся ребенок. После родов ребенка забирали у матери и воспитывали в специальном детском доме. Цель этого кошмарного эксперимента - формирование «сверхлюдей», носителей чистой расы. Результаты опыта были плачевны. В отчете о деятельности одного из таких детских домов отмечалось, что все его 20 воспитанников сильно отставали в развитии. Лишь одного ребенка можно было считать нормальным, у остальных же запаздывало развитие речи. Некоторые были, как отмечают авторы отчета, просто идиотами. Анализируя причины случившегося, авторы отчета писали: «Они были лишены самого важного, т.е. любви, настоящей любви матери. Младенцы лежали, как телята в инкубаторе. Никто к ним не обращался с ласковым словом» (Лангмейер И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. - Прага, 1984. - С. 71-72). Многочисленные исследования, посвященные роли общения в психическом развитии, показали, что уже на самых ранних стадиях развития (в младенчестве, раннем, дошкольном детстве) характер общения ребенка с взрослыми и сверстниками изменяется и усложняется. С возрастом все большую и большую роль начинают играть отношения со сверстниками, достигая особой силы в подростковом и юношеском возрастах. Однако общение с взрослыми остается значимым и на этих этапах развития. Важнейшим фактором психического развития ребенка, формирования его личности является активность. Присвоение им исторического опыта происходит не пассивно, а в процессе деятельности. Роль деятельности в развитии, наличие на каждом его этапе ведущего вида деятельности интенсивно изучается отечественными психологами, прежде всего А.Н. Леонтьевым (1903-1979), его учениками и последователями. Активность человека не ограничивается познанием и преобразованием внешнего мира. С возрастом он приобретает все больше и больше способности воздействовать на себя самого - свое поведение, свой внутренний мир, заниматься саморазвитием и самовоспитанием. Русский физиолог И.П. Павлов поставил перед собой задачу раскрыть сущность психического объективными физиологическими методами исследования. Ученый пришел к выводу, что единицами поведения являются безусловные рефлексы как реакции на строго определенные раздражители из внешней среды и условные рефлексы как реакции на первоначально безразличный раздражитель, который становится небезразличным вследствие его неоднократного сочетания с безусловным раздражителем. Условные рефлексы осуществляются высшими отделами мозга и основываются на образующихся между нервными структурами временных связях. П.К. Анохиным была создана теория функциональных систем, явившаяся одной из первых моделей подлинной психологически ориентированной физиологии. Согласно положениям этой теории физиологическую основу психической деятельности составляют особые формы организации нервных процессов. Они складываются при включении отдельных нейронов и рефлексов в целостные функциональные системы, которые обеспечивают целостные поведенческие акты. Исследования ученого показали, что поведение индивида определяется не отдельным сигналом, а афферентным синтезом всей доходящей до него в данный момент информации. Афферентные синтезы запускают в ход сложные виды поведения. В итоге П.К. Анохин пришел к выводу о необходимости пересмотра классических представлений о рефлекторной дуге. Он разработал учение о функциональной системе, под которой понималась динамическая организация структур и процессов организма. Согласно этому учению движущей силой поведения могут быть не только непосредственно воспринимаемые воздействия, но и представления о будущем, о цели действия, ожидаемый эффект поведенческого акта. При этом поведение вовсе не заканчивается ответной реакцией организма. Ответная реакция создает систему «обратной афферентации», сигнализирующей об успехе или неуспехе действия, составляет акцептор результата действия. психика темперамент личность физиологический Процесс сличения модели будущего с эффектом выполненного действия является существенным механизмом поведения. Только при условии их полного совпадения действие прекращается. Если же действие оказывается неудачным, то происходит «рассогласование» модели будущего и результата действия. Поэтому действие продолжается, в него вносятся соответствующие коррективы. Рефлекторную дугу П.К. Анохин заменил более сложной схемой рефлекторного кольца, объясняющей саморегулирующийся характер поведения. Теория функциональных систем П.К. Анохина создала новую – системную – методологию изучения целостных поведенческих актов. В работах ученого было показано, что любая целостная деятельность организма осуществляется только при избирательной интеграции многих частных физиологических механизмов в единую функциональную систему. Несмотря на неоспоримость того, что мозг является органом психического отражения, взаимосвязь психического и нейрофизиологического должна рассматриваться с позиций самостоятельности и специфичности каждого из этих процессов. Психическое невозможно свести к обеспечивающим его морфофункциональным структурам, работа мозга не является содержанием психики. Психическое отражает не физиологические процессы, протекающие в организме человека, а объективную реальность. Специфическое содержание психического заключается в представленности образов мира и субъективного отношения к нему. Психологический портрет личности. Психологический портрет личности – это комплексная психологическая характеристика человека, содержащая описание его внутреннего склада и возможных поступков в определенных значимых обстоятельствах. При решении проблем управления следует учитывать, что люди по-разному приспосабливаются к жизненным условиям. По способности адаптироваться можно выделить три типа людей: 1 — с ориентацией на текущий момент и легкой приспосабливаемостью к обстановке; 2 — с ориентацией на прошлое, способностью действовать в рамках жесткой структуры с четкими разрешениями и запретами, правами и обязанностями; 3 — с ориентацией на будущее, неадекватным ситуации поведением, плохо приспособленных к иерархической структуре. Первый тип людей лучше работает при принятии решений, второй — при их реализации в рамках имеющихся структур, третий — в качестве генераторов идей. Психологический портрет личности, описание личности; включает следующие компоненты: 1) Базовые свойства личности: · темперамент (Темперамент — устойчивая совокупность индивидуальных психофизиологических особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера.) · характер,( Характер — это совокупность устойчивых проявлений психики человека, воспроизводимые в общении и деятельности и обусловливают типичные способы поведения в той или иной ситуации) · способности человека,( Способностями называются такие психические качества, благодаря которым человек сравнительно легко приобретает знания, умения и навыки и успешно занимается какой-либо деятельностьюм) 2) Динамические характеристики: · направленность (деловая, личностная, коммуникативная),( Направленность личности — это система устойчиво характеризующих человека побуждений (что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество; чего избегает, против чего готов бороться). · интеллектуальность - степень развития и структура интеллекта;( интеллектуальность — Способность системы функционировать в изменяющейся среде, подстраиваясь под эти изменения с помощью адаптивных или эвристических алгоритмов.) · эмоциональность - уровень реактивности, тревожности, устойчивости;( эмоциональность — свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств.) · волевые качества - умение преодолевать трудности;( ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА — качества, проявляющиеся в волевых действиях человека и характеризующиеся как настойчивость, решительность, выдержка, смелость и т.д) · настойчивость в достижении цели; · общительность(Общительность — качество личности, обеспечивающее коммуникацию, т. е. процесс О., взаимодействия и построения отношений между людьми.) · самооценку (заниженная, адекватная, завышенная);( Самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто.) · уровень самоконтроля: способность к групповому воздействию. Темперамент - обозначает динамические особенности психики человека, т. е. только темп, ритм, интенсивность протекания психических процессов, но не их содержание. Темперамент определяет стиль поведения человека, способы, которыми человек пользуется для организации своей деятельности. Выделяют четыре основных типа темпераментов: 1) Сангвиник — это обладатель сильного уравновешенного типа нервной системы (возбуждение легко сменяется торможением и наоборот). «Доверяй, но проверяй». Общая характеристика сангвиника Люди, которые относятся к типу темперамента «сангвиник», устойчивы к разным психологическим нагрузкам. Даже в экстренной ситуации они могут сохранять эмоции и чувства в равновесии и действовать спокойно. Они легко приспосабливаются к обстоятельствам. Сангвиники обладают высокой социальной адаптивностью и их поведение очень гибкое. Сангвинику легко переключаться с одного дела на другое, и за новые дела он берется с легкостью. У такого человека огромное количество жизненной энергии. Но поддерживать ее он может, как раз благодаря постоянной смене действий и ярким впечатлениям, которые он получает ежедневно. Если источник новых впечатлений иссякнет, и его день станет монотонным, сангвиник станет вялым и безразличным. Не стоит считать психотип сангвиник самым хорошим из всех, у него много преимуществ, но есть и свои недостатки. Сильные стороны сангвиника: душа компании, он поднимет всем настроение; легкий в общении, уравновешенный человек; прекрасный оратор обладает даром убеждения; сангвиники хорошо чувствуют время и им распоряжаются. Всегда успевают сделать больше других в один и тот же промежуток времени. Слабые стороны у сангвиников: в общении они поверхностны, из-за чего могут не иметь настоящих друзей, при этом иметь огромное количество знакомых.; любит новые впечатления, ведет слишком активный образ жизни, из-за чего может не иметь семьи, так как не чувствует такой потребности или видит в семье ограничение его свободы; быстро загорается идеей, но быстро теряет интерес к чему либо; может много обещать, но не всегда выполнять свои обещания. Для сангвиника подойдут профессиональные сферы, где он сможет применить свой дар убеждения и коммуникабельность: реклама, маркетинг, продажи, руководящие должности, адвокатура, тренерская работа, подбор персонала. 2) Холерик — это обладатель неуравновешенного типа нервной системы с преобладанием возбуждения над торможением. «Ни минуты покоя». По определению Гиппократа, в организме холериков преобладает желтая желчь, что делает представителей этого типа темперамента истеричными, несдержанными, необузданными. Им свойственна агрессивность, они легко заводятся, выплескивая эмоции на окружающих, и точно так же легко остывают и успокаиваются, особенно когда чувствуют, что им идут навстречу. Сильный характер позволяет холерикам с легкостью решать многие проблемы, однако такая черта, как неустойчивость, мешает контролировать собственное поведение и доводить начатое до конца. Зачастую определить холерика бывает несложно: представители этого темперамента — индивидуалисты, всегда имеющие свое мнение. У холериков нередко присутствует желание быть первым — это обусловлено прежде всего врожденными лидерскими качествами, стремлением привлекать внимание. Нередко людей с этим типом личности можно заметить как активных участников споров, инициатором которых становятся они сами, а также благотворительных и политических акций. Плюс к тому визуально определить холерический темперамент позволяют моторика и поступки — представитель этого типа темперамента порывист и динамичен в движениях. Его мимика всегда выразительна, жесты — резки и лихорадочны, походка — стремительна. Человеку-холерику свойственна быстрота речи, использование преувеличений и максимально окрашенных слов. Такие люди часто мало спят, ест много и с аппетитом. Холерики относятся к тем типам личности, кто бьет кулаком по столу и считает, что лучшая защита — это нападение. 3) Флегматик — с сильным, уравновешенным, но инертным, неподвижным типом нервной системы. «Не торопи». Человек-флегматик может быть безошибочно выделен в толпе людей. Черты этого типа личности можно описать как серьезность и сдержанность. Он всегда старается избегать споров, ссор и скандалов. Поэтому в большинстве конфликтных ситуаций согласится со всеми доводами, лишь бы выйти из затруднительного положения. При этом он будет держаться спокойно и уравновешенно, не проявляя каких-либо ярких эмоций, согласия или не согласия. Он не будет принимать опрометчивых и поспешных решений, так как ему свойственна выдержка, вдумчивость и рассудительность. Поэтому он «возьмет паузу» и тщательно обдумает то или иное действие. Флегматику не свойственны приступы ярости или агрессии, он всегда остается невозмутимым. Для этого ему не нужно делать над собой каких-либо усилий, так как эмоциональная уравновешенность у него от природы. Если он и поссорился с кем-то, то склонен первым пойти на контакт и быстро наладить отношения с другой стороной, так как не любит в жизни перемен и расставаний. В незнакомой ситуации или в новом коллективе флегматику нужно много времени, чтобы адаптироваться, подружиться и присмотреться к окружающим его людям. 4) Меланхолик — со слабым неуравновешенным типом нервной системы. «Не навреди». Общая характеристика меланхолика Характеристика меланхолика описывается тремя словами - это замкнутость, ранимость и вдумчивость. Меланхолики живут в повышенной тревожности и обладают сложным внутренним миром. Меланхолики очень чувственные и ранимые натуры. Зачастую меланхолические личности обладают великолепным вкусом, богатым воображением, творческими способностями и ?тонким стилем. Человек данного типа темперамента весьма серьезен и придает большое значение своим словам и действиям. Про него можно сказать: «слов на ветер не бросает». Например, если он что-то пообещал и не может это выполнить, то он будет искренне переживать и мучиться из-за этого, даже если в этой ситуации от него мало что зависело. Более того, такая ситуация может привести меланхоликов в подавленное и замкнутое состояние. Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливающих типичные для нее способы поведения. В структуре характера выделяют четыре группы черт, выражающих отношение личности к определенной стороне деятельности: · к труду (например, трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственность, инициативность, настойчивость и противоположные им черты — лень, склонность rрутинной работе, безответственность, пассивность); · к другим людям, коллективу, обществу (например, общительность, чуткость, отзывчивость, уважение, коллективизм и противоположные им — замкнутость, черствость, бездушие, грубость, презрение, индивидуализм); · к самому себе (например, чувство собственного д....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: