VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Основные этапы развития психики у животных

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: D000397
Тема: Основные этапы развития психики у животных
Содержание
     Титульный лист ( уч.заведение, кто, когда выполнил, тема..)
     Основные этапы развития психики у животных


     Содержание
Введение………………………………………………………………………….…3
Этапы развития психики у животных………………………..……………………4
Заключение………………………………………………………………………….7
Литература…………………………………………………………………………..9

     Введение
     Эволюция психики живых организмов Земли осуществлялась на основе всех общих закономерностей этого процесса. Повышение общего уровня жизнедеятельности организмов, усложнение их взаимоотношений с окружающим миром приводило в ходе эволюции к необходимости более интенсивных контактов со всем многообразием среды обитания, к совершенствованию передвижения и к активному обращению с окружающими предметами. Совершенствование ориентации во времени и пространстве, способствующее выживанию наиболее приспособленных особей, могло обеспечить только усложнение поведения и психического отражения. При этом необходимо обратить внимание на взаимозависимость и параллелизм развития психики и двигательной активности. Как указывает К.Э. Фабри, именно движение животных и человека, обеспечивающее активное перемещение в пространстве; важнейшее приспособление к обитанию в разнообразных условиях среды (плавание, летание, ходьба) являлось решающим фактором эволюции психики. С другой стороны, без прогрессивного развития психики не могла бы совершенствоваться двигательная активность животных, не могли бы осуществляться биологически адекватные двигательные реакции и, следовательно, не могло бы быть эволюционного развития.
     Конечно, психическое отражение не оставалось неизменным в ходе эволюции, а само претерпевало глубокие качественные преобразования. Итак, психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности [7, 35].


     Этапы развития психики у животных.
     Относительно становления и развития психики и поведения у животных существует целый ряд гипотез. Одну из них, касающуюся стадий и уровней развития психического отражения, от простейших животных и до человека, в своей книге «Проблемы развития психики» выдвигает А.Н. Леонтьев. В процессе развития психики выделяется несколько стадий, в основу которых он положил признаки наиболее глубоких качественных изменений, которые претерпела психика в процессе эволюции животного мира. А.Н. Леонтьев выделял две основных стадии развития психики: элементарную сенсорную и перцептивную. Четкая, наиболее существенная грань проходит между элементарной сенсорной и перцептивной психикой, знаменуя собой основную веху грандиозного процесса эволюции психики. Рассмотрим, эти две стадии, а так же стадию интеллектуальной психики.
     1. Стадия элементарной сенсорной психики – простые безусловные рефлексы.
     На этой стадии животные (амебы, рыбы, земноводные) реагируют только на отдельные свойства предметов внешнего мира, поведение определяется врожденными инстинктами (самосохранение, питание, размножение). Структура и цель каждой формы закреплены генетически. Это стадия элементарного поведения и элементарной психики. Выделяют два уровня: 
     1) низший уровень сенсорной психики: для животных характерно появление элементарных форм движений, слабая пластичность поведения, сюда относятся простейшие, кишечнополостные, плоские черви;
     2) высший уровень: развитая двигательная активность, способность дифференцированно отвечать на внешние раздражители, сюда относятся высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные.
     2. Стадия перцептивной психики – сложные безусловные рефлексы (инстинкты).
     1) низший уровень развития перцептивной психики: у животных появляется сложная нервная система, формируются двигательные навыки, двигательные способности усложняются, защитное поведение становится более развитым, появляется предметно-образное отражение действительности. На данном уровне находятся насекомые, головоногие моллюски, рыбы, амфибии.
     2) высший уровень развития перцептивной психики: наблюдаются высокоразвитые инстинктивные формы поведения, способность к научению. На данном уровне находятся высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие).
     Инстинкт – совокупность врожденных компонентов поведения. Инстинкты животных многообразны, всегда связаны с биологическими потребностями, характеризующиеся стереотипностью [2, 95].
     Импринтинг – специфическая форма научения у высших позвоночных, при котором фиксируются отличительные признаки объектов некоторых врожденных поведенческих актов родительских особей как носителей признаков вида; глубокая привязанность к первому движущемуся объекту, который был увиден животными после его появления на свет [1, 146]. 
     3. Стадия интеллектуальной психики – появляется способность к интеллектуальному поведению при возникновении препятствий на пути достижения цели, но интеллектуальные действия имеют примитивный характер и не являются следствием знания объективных законов природы. Животные начинают создавать и использовать в деятельности примитивные орудия, при этом изобретенные способы действий не передаются от одного животного другому. На данном уровне – обезьяны, некоторые другие высшие позвоночные (собаки, дельфины). В результате животные способны обходить препятствия, изобретать новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительных подготовительных действий для своего решения. Интеллектуальный характер носят действия многих животных, но в особенности человекообразных обезьян и дельфинов. Интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации [5, 213].     
     Эволюция психики происходит не прямолинейно. В одной и той же среде обитают животные с самыми разными уровнями отражения, и наоборот, в различных условиях обитания можно найти разные виды животных с близкими уровнями отражения. Среда не есть нечто постоянное. К этой эволюционирующей среде и приспосабливается животный вид, который в ней обитает. Причем изменение среды может существенным воздействовать на развитие психических функций одних видов животных и в тоже время не оказывать значительного влияния на развитие психических функций других видов животных [4, 77]. 


     Заключение
     Животные не могут рассказать нам о своем внутреннем мире. Тем не менее возможно создать представление о нем, внимательно наблюдая за животными. Курт Эрнестович Фабри пишет в связи с этим: «Недоступный прямому наблюдению внутренний мир животного можно раскрыть через доступную восприятию исследователя двигательную активность животного и анализ этой активности». Это положение исторически в психологической науке то совершенно отрицалось, например, в психологии сознания, то возводилось в абсолют, например, в бихевиоризме. Бихевиоризм вообще заменил понятие «психика» понятием «поведение». Поведение бихевиористы считали единственной научной реальностью и истинным предметом психологии, в то время как современные зоопсихологи считают, что изучение поведения - это метод, с помощью которого можно отвечать на вопрос о закономерностях функционирования собственно психического, например, о закономерностях построения образа мира животными. [8, 46].
     Понятие «образ мира» необходимо разрабатывать, исходя из экологии животных. Это основная методологическая концепция современной зоопсихологии, и в то же время «болевая точка» зоопсихологии. Дело в том, что в зоопсихологии и раньше и теперь преобладает тенденция к изучению отдельных психических функций и способностей. Накоплены и обобщены зоопсихологические данные о различении свойств предметов животными, о выработке двигательных навыков, о способности к абстрагированию, об ориентации животных в пространстве и т.д. Тем не менее, представление о психике конкретного вида животных или о психике той или иной особи остается очень мозаичным, похожим на лоскутное одеяло [3, 14].
     В настоящее время должен быть сделан переход от традиционного рассмотрения изолированных психических характеристик к анализу целостного поведения животного в природной среде обитания. Традиционно изучение психики животных происходит в условиях лабораторного эксперимента, которые далеки от природы. Часто задачи, которые ставят исследователи перед животными, искусственны, далеки от жизненных ситуаций; сама логика их постановки порой антропоморфна, то есть навеяна особенностями функционирования психики человека, а не психики животных. 
     


     Литература
     1. Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основа генетики поведения. М.: «Высшая школа», 2002. 
     2. Зорина З.А., Полетаева И.И. Элементарное мышление животных. М., 2001. 
     3. Крушинский Л.В. Формирование поведения животных в норме и патологии. М., I960. 
     4. Панов Е.Н. Поведение животных и структура популяций. М., 1983. 
     5. Панов Е.Н. Общение в мире животных. М., 1970а. 
     6. Савельев С.В. Введение в зоопсихологию. М., 2000. 
     7. Сергеев Б.Ф. Ступени эволюции интеллекта. М., 1986. 
     8. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., 1976. 
     
     
9


.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%