- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Фискальная политика государства инструменты и проблемы осуществления
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W002438 |
Тема: | Фискальная политика государства инструменты и проблемы осуществления |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет» Кафедра теоретической и прикладной экономики, финансов и кредита К У Р С О В А Я Р А Б О Т А по экономической теории на тему: Фискальная политика государства: инструменты и проблемы осуществления Студент: Дубов Демид Группа: 16-ГУ-8 Научный руководитель: канд. экон. наук, доцент Кофанова Тамара Александровна Кострома 2017 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 6 1.1. Сущность и значение фискальной политики 6 1.2. Виды фискальной политики 16 2. ИНСТРУМЕНТЫ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 22 2.1. Государственные расходы 25 2.2. Налоги 27 2.3. Государственные трансферты 34 3. ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 39 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48 ВВЕДЕНИЕ Изучение фискальной политики на сегодняшний день является весьма актуальным. Одним из важнейших факторов, влияющих на основные макроэкономические параметры, является активное использование налогово-бюджетных инструментов в процессе регулирования социально-экономических пропорций территориального и отраслевого развития. Значимость государственных расходов и налогов в обеспечении макроэкономической стабильности обусловлена возможностью сознательно и целенаправленно определять их воздействие на экономические процессы. Проблемы фискального регулирования, как фактора роста эффективности экономики, для большинства стран мира остаются весьма актуальными на современном этапе развития общества. Фискальная политика наряду с монетарной составляет основу всего государственного регулирования экономики. Актуальность данной работы обусловлена тем, что фискальная политика – это одна из основных политик государства, направленная на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса, которая служит важнейшим инструментом целенаправленного вмешательства государства в экономику страны. Объектом исследования данной курсовой работы является фискальная политика государства в рыночной системе. Предметом исследования выступают цели и инструменты проведения фискальной политики различных стран. Целью данной курсовой работы является теоретическое описание типов и основных инструментов фискальной политики, раскрытие разных точек зрения на способы ее проведения. Большое внимание уделяется выявлению проблем реализации бюджетно-налоговой политики и путей их решения, анализу направлений государства в реализации фискальной политики. Из поставленной цели вытекают следующие задачи: раскрыть сущность и значение фискальной политики; изучить виды фискальной политики; рассмотреть инструменты, с помощью которых осуществляется фискальная политика; выяснить проблемы осуществления фискальной политики. В методологическом плане при написании настоящей курсовой работы были использованы общенаучные методы познания: анализ и синтез, обобщение, сравнительный анализ. При написании работы использовались работы таких авторов как Агапова Т.А., Серегина С.Ф., Бернанке Б., Самуэльсон П.Э., Нордхаус В.Д., Гальперин В.М., Тарасевич Л.С., Юрьева Т.В., Вахрин П.И., Базылев Н. И. Данная тема ввиду ее актуальности широко представлена в научной печати. Особенно следует отметить статьи Ибрахим М. А. «Аспекты фискальной политики государства», в которой исследуется понятие фискальной политики, раскрывается сущность государственного регулирования социально-экономического развития как процесса включения государства в экономическую сферу общества посредством бюджетно-налоговой политики. Даются определения видов фискальной политики. А также статью Динмухаметова И. Ф. «Инструменты фискальной политики государства». Данная статья посвящена вопросам бюджетно-налоговой политики государства. Рассмотрены определения фискальной политики. Приведена классификация инструментов фискальной политики, рассмотрены особенности каждого из них. Представлена взаимосвязь государственных расходов и налогов и их влияние на совокупный спрос. Интерес представляет статья Белова И. А. «Типы фискальной политики государства», в которой рассматриваются определения фискальной политики государства. Приведена классификация типов фискальной политики, рассмотрены особенности каждого типа. Представлена взаимосвязь государственных расходов и налогов и их влияние на совокупный спрос и, следовательно, величину ВНП, занятость и цены. Поставленные задачи определили структуру курсовой работы, которая включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников. Результаты, полученные в курсовой работе, могут быть использованы при изучении курса «макроэкономики» 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 1.1. Сущность и значение фискальной политики Фискальная политика представляет собой совокупность финансовых мероприятий правительства государства по регулированию государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленных на стабилизацию экономики путем достижения поставленных целей. Выделяют следующие цели фискальной политики: • сглаживание колебаний экономического цикла; • обеспечение устойчивого экономического роста; • достижение высокого уровня занятости при умеренных темпах инфляции. [11, c.656] Фискальная политика государства – это важнейшая, если не самая главная часть общей политики государства. По сути, в условиях рыночных отношений, именно фискальная политика определяет направление и темпы развития народного хозяйства. Если экономика государства пробуксовывает, то в первую очередь необходимо проанализировать налоговую систему как основу фискальной политики государства. Фискальная политика государства призвана, не просто формировать государственный бюджет, необходимый для нормальной жизнедеятельности общества в целом, но и быть справедливой. Основной принцип фискальной политики должен быть таковым – чем больше доходы, тем больше платежей в бюджет, а не облагать нищих непомерными налогами и, при этом, брать с богатых минимум. К сожалению, такой подход часто существует в системе налогообложения государств, в том числе и в России. А это, как правило, помимо недовольства многих граждан, вызывает и застой, и стагнацию в экономике. Посредством государственного бюджета и фискальной политики, т.е. с помощью различных манипуляций с государственными расходами и налогообложением государство способно изменить очень многое в экономке. Например, можно поменять отраслевую структуру народного хозяйства, создать лучшие условия для развития производства, занятости населения, снизить инфляцию и многое иное. Но в России все не так. Несмотря на понимание многих проблем в экономике, фискальная политика российского государства не меняется уже давно. Всем ясно что современная ситуация в налоговой системе не способствует развитию экономики, не стимулирует внутренний спрос, без которого народное хозяйство России развиваться не будет. Определим, кому выгодна такая ситуация с применением фискальной политики в России в ее существующем виде: нескольким добывающим корпорациям и банкам. Вот почему в России создаются новые банки очень часто, при финансовой поддержке Правительства. Ситуация при этом в реальном производстве упадническая. В настоящее время, если не считать ряд отраслей монополистов, экономика реального сектора едва ли считается конкурентоспобной на рынке [13, c.103]. Существующая сегодня фискальная политика в России выгодна лишь отдельным юридическим и физическим лицам, но не экономике в целом и, тем более, не большинству граждан России. Экономика – это не наличие денег (деньги – это всего лишь посредник, соединяющий всех производителей при обмене своим трудом), а работа реального производства, являющаяся истинным богатством государства. Можно иметь много денег (особенно бумажных) и быть нищим, а можно быть богатым без денег, имея свое производство. В теории фискальной политики выделяют два основных подхода: дискреционная фискальная политика – сознательное регулирование налогообложения и государственных расходов с целью повысить объемы производства, занятость населения, совокупный спрос и так далее, за счет увеличения расходов и дефицита бюджета при снижении налогов. А в период подъема этот дефицит гасится; не дискреционная фискальная политика – использование автоматических стабилизаторов. Например, изменение налоговых поступлений в различные периоды экономического цикла. При этом налоговые ставки действуют достаточно долго, не меняя своих величин. Но данная схема хороша только в том случае, если и сами налоги и их ставки построены правильно, направлены на стимулирование экономики, совокупного спроса и так далее, а не просто, как ныне в России, только по фискальному принципу [14, с.67]. Фискальная политика – это основа влияния государства на свою экономику, и от того, насколько правильно и справедливо Правительство этим пользуется, зависит, собственно, как жизнь государства, так всех его граждан. Когда используется такой термин, как фискальная политика, имеется в виду комплекс мер, предпринимаемых правительством для поддержания стабильности экономики посредством изменения величины расходов и/или доходов государственного бюджета. По этой причине фискальную политику справедливо будет называть еще и бюджетной. Изучая то, какие отличия несет в себе дискреционная и недискреционная фискальная политика, стоит отметить, что встроенные стабилизаторы при автоматической системе воздействия используются для достижения одной ключевой цели – преодоления отрицательных следствий инфляции и возможного производственного спада [14, с.65]. Непредвиденные международные изменения спроса также могут сделать малоэффективными любые виды фискальной политики. Для того чтобы понять негативное влияние этого фактора, нужно представить следующую ситуацию: допустим, был проведен ряд стимулирующих действий, следствием которых стало успешное увеличение совокупного спроса, позволившего обеспечить полную занятость. Но в то же время страна, являющаяся торговым партнером, переживает стремительный рост экономики. В результате происходит настолько быстрое увеличение совокупного спроса, что возникает инфляция. На данный момент формирование базы для современной налоговой системы в России уже завершено. И если обратить внимание на ключевые параметры устройства налоговой системы в Российской Федерации, то можно заметить, что они не отображают советских реалий. Действующая система основывается на актуальных в условиях современной мировой практики ключевых видах налогов, которые используются с учетом нынешних экономических условий РФ [18, c. 500]. В России дискреционная фискальная политика предполагает преобразование налоговой системы с параллельным проведением бюджетной реформы. Для того чтобы решить различные проблемы, препятствующие успешной реализации стратегии налоговых реформ, российское Правительство использует популярные инструменты воздействия на экономику. В качестве примера можно привести использование плоской ставки налога на доходы физических лиц. Но в некоторых случаях эффективность системы снижается по причине непродуктивности администрирования и применения законодательства о налогах и сборах. В качестве итога можно отметить, что дискреционная и автоматическая фискальная политика – это механизмы влияния, при грамотном использовании которых государство способно на постоянной основе эффективно стабилизировать состояние экономики и преодолевать как различные кризисы, так и рост инфляции, также требующей квалифицированного контроля [2, c. 16]. В современных условиях государственное регулирование экономики решает различные задачи стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре. Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ (государственного регулирования экономики) определяются характером и составом экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период. Для достижения желаемых целей государство проводит фискальную политику. Бюджетно-налоговая политика – это инициатива Правительства в области налогообложения, государственных расходов, государственного бюджета, имеющая целью достижение естественной безработицы, обеспечение рабочих мест для населения и решение экономических проблем страны. Она является частью финансовой политики, важной составной частью экономической политики государства и инструментом государственного регулирования экономики. В условиях циклического развития экономики для каждой фазы цикла будут присущи свои цели и задачи, свой инструментарий и методы регулирования [15, c. 81]. В период экономического спада, зачастую, проводят стимулирующую политику, целью которой является повышение инвестиционной активности как внутри государства, так и для привлечения иностранных инвестиций. Во-первых, через увеличение государственных расходов на закупки товаров и услуг в целях компенсации недостающего частного спроса, для увеличения совокупного выпуска. Во-вторых, через норму банковского процента, которая не должна быть слишком высокой, чтобы предприниматели могли брать кредиты. В третьих, через регулируемую ставку налогообложения, с тем, чтобы повысить как производственный, так и потребительский спрос путем снижения налогов. Совершенно иные мероприятия проводятся в период начинающегося подъема экономики, порой переходящего в кризис перепроизводства. Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (рестрикционная) имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов (сокращение государственных закупок), уменьшение выплат трансфертов, увеличение налогов, это позволяет снизить уровень инфляции спроса ценой роста безработицы и спада производства. Всестороннее изучение этого аспекта, а также компетентное использование механизмов фискальной политики позволяет обеспечить стабильные темпы экономического роста, возможность использования государством экономических рычагов регулирования. Грамотно спланированная и последовательно проводимая бюджетно-налоговая политика, как правило, характеризуется достижением макроэкономической стабильности, сбалансированностью государственных финансов [4, c. 97]. Необходимо учесть тот факт, что эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с проведением соответствующей денежно- кредитной политики. Государственное регулирование подразумевает использование набора инструментов, способствующих реализации наиболее выгодной государству политики, то есть это, по сути, действие налогового механизма. Итак, механизм реализации фискальной функции налогов проявляется в процедуре изъятия определенной части доходов налогоплательщиков, что достигается при условии добровольной уплаты налогоплательщиком необходимой исчисленной суммы. В ином случае соответствующие органы вынуждены применять принудительные меры изъятия налогов с целью соблюдения принципа полноты и своевременности формирования доходной части государственного бюджета. Регулирующая роль налогов предполагает не прямое снижение налогового бремени, а преимущественно создание логической цепочки, связывающей налогообложение с результатами финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков в целях стимулирования и расширения налогооблагаемой базы [6, с.74]. Недостатки фискальной политики: при применении мер фискальной политики в первую очередь проявляется эффект вытеснения. Этот термин обозначает, что в период спада экономики значительно увеличивается расходование бюджетных средств. Как результат происходит повышение процентных ставок; внутренний лаг. Этот термин схож с внешним лагом и обозначает задержку во времени между моментом, в который вмешательство в экономические процессы со стороны государства стало необходимостью, и моментом, когда было принято соответствующее решение; сложности с расчетом величины изменения экономических инструментов. Для принятия эффективного решения требуется взвешенный анализ ситуации и точный расчет, которые не всегда возможны. В любом случае на одной из стадий стабилизации экономики с помощью фискальной политики возникает дефицит бюджета. Он может быть выражено в минимальной степени, но присутствует обязательно. Таким образом, фискальная дискреционная политика – это законодательное регулирование колебаний экономики, которое направлено, в первую очередь, на стабилизацию и по возможности безубыточное прохождение кризисных периодов экономики. А под фискальной политикой понимается использование государственных расходов в целях воздействия на макроэкономические условия [8, c. 34]. Фискальная политика предполагает манипулирование доходной и расходной частями государственного бюджета в целях обеспечения устойчивости экономики. Действенными методами реализации фискальной политики являются законодательно установленные нормы, направленные на создание условий для эффективности развития экономики. Фискальная политика представляет собой деятельность государства по регулированию правительственных расходов и налоговой политики. Что такое правительственные расходы? Под ними понимается комплекс мер, направленных на разработку способов и средств использования государственных финансовых ресурсов на государственную закупку товаров и услуг. Правительственные расходы связанны, с одной стороны, с запуском средств, необходимых для удовлетворения потребностей населения правительственными товарами (например, сельскохозяйственная продукция); с другой стороны, эти расходы осуществляется по средствам распространения заказов на изготовления изделий, необходимых государственному сектору экономики. [10, с.53] Фискальная политика в зависимости от механизма реагирования на изменения экономической ситуации подразделяется на дискреционную и недискреционную (автоматическую), в соответствии с чем определяется механизм ее функционирования, конкретизируются формы и методы регулирования. Дискреционная фискальная политика основывается на решениях правительства, которое, манипулируя налоговыми ставками или структурой налогообложения, уровнем государственных расходов, воздействует на формирование совокупного спроса и совокупного предложения, реальный объем национального продукта, уровни занятости, инфляции и цен. Автоматическая бюджетно-налоговая политика, обусловленная возможностью автоматических изменений уровня государственных расходов и налоговых поступлений при перемене экономических условий, формируется независимо от решений правительства. Это политика встроенных стабилизаторов – механизмов, работающих в режиме саморегулирования и компенсирующих изменения в общем объеме и структуре плановых затрат и инвестиций. Встроенные стабилизаторы могут повышать дефицит государственного бюджета (или сокращать его положительное сальдо) в период спада и увеличивать положительное сальдо (или уменьшать дефицит) в период инфляции без принятия специальных решений со стороны правительства. К встроенным стабилизаторам относятся: налоги, пособия по безработице, социальные выплаты, которые служат для ослабления реакции экономической системы на изменения объема производства товаров и услуг, уровня цен и процентных ставок. Ведущая роль здесь принадлежит налогам [11, c. 73]. Действие встроенных стабилизаторов объясняется следующим образом. В период спада растет безработица и автоматически увеличиваются расходы бюджета на выплату социальных пособий, следовательно, растут доходы населения и совокупный спрос. В период подъема складывается противоположная ситуация. Правительства проводят дискреционную, так называемую стабилизационную, фискальную политику, которая в зависимости от фазы экономического цикла может быть сдерживающей или стимулирующей (дефицитной). Сдерживающая фискальная политика проводится на этапе экономического подъема с целью преодоления инфляции, вызванной избыточным спросом. Она направлена на ограничение деловой активности, уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем. Механизм реализации сдерживающей политики предполагает увеличение чистых налогов (разность между доходом правительства, полученным от взимания налогов, и правительственными трансфертными платежами) или их рост в сочетании с уменьшением правительственных расходов (закупок и заказов), что компенсирует ожидаемое оживление совокупного спроса в частном секторе экономики [13, c. 86]. Стимулирующая (дефицитная) фискальная политика осуществляется в период спада производства при значительном уровне безработицы посредством мероприятий, направленных на снижение чистых налогов или на сочетание снижения чистых налогов с увеличением государственных расходов. Дж. Кейнс особое значение придавал недискреционной бюджетно-налоговой политике, которая, по его мнению, способна амортизировать кризис. Встроенная стабильность возникает вследствие наличия функциональной зависимости между налогами и национальным доходом. Так, величина собираемого чистого налога варьируется пропорционально величине чистого национального продукта (ЧНП), следовательно, по мере изменения уровня ЧНП возможны автоматические колебания (увеличение или уменьшение) размеров налоговых поступлений и возникающих бюджетных дефицитов и излишков Антиинфляционный эффект заключается в том, что по мере роста ЧНП происходит автоматическое повышение налоговых поступлений, которое со временем обусловливает сокращение потребления, сдерживает избыточный инфляционный рост цен, а в итоге – вызывает понижение ЧНП и занятости. Следствием этого становится замедление экономического подъема и формирование тенденции к ликвидации дефицита государственного бюджета и образованию бюджетного излишка. Таким образом, в кейнсианской теории основным показателем фискальной политики является изменение бюджетной позиции, т. е. величины дефицита или излишка федерального бюджета. Неоклассическая модель налогового регулирования основывается на теории экономики предложения, представители которой обосновали вывод, что одним из условий, обеспечивающих рост сбережений и расширение инвестиционной деятельности, выступает низкий уровень налогов. Для этого они использовали бюджетную концепцию А. Лаффера, где главной переменной величиной являются предельные ставки налогов. Так, если предельные ставки достигают достаточно высокого уровня, то сокращаются стимулы для предпринимательской инициативы и расширения производства, падают прибыли, усиливается процесс уклонения от уплаты налогов, а, следовательно, снижаются и общие налоговые поступления. Уменьшение предельных налоговых ставок вызывает противоположный эффект [14, c. 23]. Анализ последствий снижения налогов для государственных финансов осуществляется на основе кривой Лаффера. Считая, что налоговые поступления являются продуктом налоговой ставки и налоговой базы, Лаффер проследил графическую взаимосвязь между ними и пришел к выводу, что эффект воздействия изменения норм обложения на бюджетные поступления зависит от величины эластичности выпуска продукции по налоговой ставке. Когда ее величина достигает -1, налоговые поступления начинают сокращаться. Таким образом, по мере роста норм обложения от 0 до 100% поступления в государственный бюджет будут расти от 0 до некоторого максимального уровня, а затем вновь начнут снижаться до 0 в связи с тем, что более высокие налоговые ставки сдерживают экономическую активность и сокращают налоговую базу. Кривая Лаффера не устанавливала количественных критериев, они были разработаны позднее. Определено, что все налоговые изъятия из прибыли не должны превышать ее половины, так как в противном случае нарушается действие производственно-стимулирующей функции налога и он начинает оказывать дестабилизирующее влияние на экономическую деятельность. Оптимальным считается налоговое изъятие 1/3 прибыли, или 30-40% ее величины. Таким образом, неокейнсианцы строят механизм налогового регулирования на основе изменений уровня налогов (их снижения как средства проведения антициклической политики, повышения в годы оживления с целью сдерживания деловой активности), а неоклассики - на основе широкомасштабного и целенаправленного снижения общего уровня налогов для поддержания высокого уровня сбережений и инвестиций, а также расширения общих налоговых поступлений.[7, с. 112] Виды фискальной политики Так как фискальная политика является прямым непосредственным вмешательством в экономику, то выделяют ее виды по следующим критериям[2]: 1. По характеру воздействия на экономику различают: стимулирующую фискальную политику; сдерживающую фискальную политику. Стимулирующая фискальная политика – политика, направленная на снижение уровня безработицы и увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются увеличение государственных закупок, инвестиций, снижение налогов и увеличение трансфертов. Стимулирующая фискальная политика осуществляется при спадах, в период экономического кризиса. Результатом ее может служить бюджетный дефицит. В зависимости от состояния экономики и стоящих перед правительством целей фискальная политика может быть: стимулирующей (экспансионистской) и сдерживающей (рестриктивной). Стимулирующая фискальная политика осуществляется в период спада, депрессии, включает повышение государственных расходов, понижение налогов и приводит к дефициту бюджета. Рассмотрим рис. 1, где предполагаем, что резкое снижение инвестиционных расходов привело к смещению кривой совокупного спроса в экономике от AD1 до AD2. Возможно, перспективы получения прибылей от инвестиционных проектов стали более туманными, поэтому инвестиционные расходы и совокупный спрос значительно сократились. В результате этого реальный ВВП уменьшился с 505 млрд р. — величины, близкой к уровню производства при полной занятости, — до 485 млрд р. Это падение реального производства на 20 млрд р. сопровождалось ростом безработицы, поскольку для производства меньшего объема продукции требуется меньше рабочей силы. Такая экономика находится в фазе спада с сопутствующей ему циклической безработицей. Есть три основные возможности проведения фискальной политики: 1) увеличение государственных расходов; 2) сокращение налогов; 3) сочетание двух первых вариантов [16, c. 37]. Если федеральный бюджет сбалансирован, то фискальная политика в период спада должна быть направлена на создание бюджетного дефицита, то есть на превышение государственных расходов над налоговыми поступлениями. Рис. 1 Стимулирующая фискальная политика Сдерживающая фискальная политика – политика, направленная на снижение инфляции и сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются сокращение государственных закупок, увеличение налогов и сокращение трансфертов, что является обратным стимулирующей политики. Данная политика применяется в периоды экономического подъема и галопирующей инфляции. Ее результатом может быть образование бюджетного профицита. Сдерживающая фискальная политика осуществляется в период бума и инфляции, включает снижение государственных расходов, повышение налогов и приводит к избытку государственного бюджета. Привлекает внимание к вертикальному отрезку кривой совокупного предложения. Во-первых, допустим, что сдвиг кривой совокупного спроса от AD3 до AD4, на вертикальном отрезке кривой совокупного предложения повысил уровень цен с Р3 до Р4. Это увеличение совокупного спроса может быть, например, результатом резкого роста инвестиционных расходов или чистого экспорта. Если правительство собирается контролировать инфляцию, то его фискальные меры должны носить совершенно иной характер по сравнению с теми, которые оно применяло для борьбы со спадом. В подобном случае правительство может: 1) сократить государственные расходы; 2) повысить налоги; 3) использовать два первых варианта в сочетании. 2. По степени участия государства в решении макроэкономических проблем выделяют: дискреционную фискальную политику; автоматическую фискальную политику. Дискреционная фискальная политика – политика, при которой активно осуществляется сознательное манипулирование государственными закупками и налогообложением с целью стабилизации экономики, в частности воздействие на экономический рост, безработицу и инфляцию. Наиболее распространенными методами и средствами осуществления дискреционной политики являются общественные работы, программы материальной помощи, изменение налоговых ставок и другие подобные инструменты. Так, к примеру, привлечение к общественны работам безработных с оплатой за счет государственных средств с целью борьбы с нарастающей безработицей. Эффективная дискреционная фискальная политика предполагает грамотную диагностику происходящих экономических процессов, на основе которой правительство настраивает свои рычаги: налоги и государственные расходы на прогнозируемую хозяйственную конъюнктуру. Однако узнать, во что выльются возникшие тенденции макроэкономики, полностью не удается. Поэтому правительство не всегда может предугадать действительные направления развития экономики, что вынуждает его принимать решения по настройке фискальной политики с известным запозданием. Образуется временной лаг между необходимостью настройки экономических рычагов фискальной политики и принятию решений правительства. Запаздывание действия необходимых рычагов дискреционной политики связано также с обычными административными процедурами по организации мероприятий, обусловленных проведением новой хозяйственной политики [15, c. 55]. Эффект от принятия новой фискальной политики обычно приходит не сразу, потому что вложения средств в развитие производства окупаются по истечении достаточно большого срока времени. Отмеченные запаздывания, временные лаги между периодом возникновения потребности в новых направлениях фискальной политики и получением ожидаемого положительного эффекта от их применения накладываются друг на друга. Это, безусловно, ухудшает возможности дискреционной фискальной политики быстро настраиваться на происходящие изменения в экономике и эффективно их корректировать. При дискреционной политике в периоды кризиса целенаправленно создается дефицит бюджета страны, а в периоды экономического подъема – его профицит. Главное назначение дискреционной фискальной политики состоит в противодействии циклическим колебаниям экономики посредством стимулирования или ограничения совокупного спроса. Так с целью оказания влияния на экономику, ее рост в периоды кризиса правительство прибегает к мерам бюджетного дефицита. Это объясняется тем, что это один из способов стимулирования, расширения совокупного спроса путем изменения госрасходов с целью запуска процесса мультипликации. Данный метод называется дефицитным финансированием, который был предложен Дж. Кейнсом, рассматривающий его в качестве временного средства, стимулирующего совокупный спрос, который способствует снижению уровня безработицы. Однако дефицитное финансирование способствует развитию инфляции, так как создаваемый бюджетный дефицит, финансируемый за счет эмиссии, приводит непосредственно к инфляции. Поэтому данный метод сейчас считается неоправданным. Впрочем, большинство государств на сегодняшний день регулярно создают дефицит бюджета. Даже больше, эта практика считается зачастую нормальной и желательной, примером можно считать США [9, c. 89]. Достоинства дискреционной фискальной политики: мультипликативный эффект – это совокупное воздействие инструментов, которое позволяет сбалансировать состояние всех отраслей экономики; отсутствие задержки (так называемого внешнего лага). Это означает, что изменения вступают в силу сразу же после принятия соответствующих законов, меры дискреционной политики обычно настолько эффективны, что первые результаты заметны по прошествии незначительного периода времени. Чистой дискреционной политики в современной экономике не существует, а значит, она также опирается на действие встроенных стабилизаторов. Это значительный плюс, так как при незначительных колебаниях экономики не требуется специальных мер, в ситуации циклического изменения все подъемы и спады стабилизируются без участия законодательной власти [8, c. 97]. Автоматическая фискальная политика – политика, связанная с «автоматическим» манипулированием государственных расходов и налогов за счет встроенных стабилизаторов, обеспечивающее естественное приспособление экономики. Встроенный стабилизатор представляет собой инструмент, автоматически стабилизирующий экономику при спаде и сдерживающий ее при чрезмерном росте, «перегреве». Встроенными стабилизаторами являются пропорциональная налоговая система и социальные пособия и пособия по безработице. Такая стабильность смягчает тяжесть экономических колебаний. ИНСТРУМЕНТЫ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Фискальная политика в государстве проводится с помощью своих инструментов. Инструменты фискальной политики государства – это экономические механизмы, с помощью которых достигаются цели, поставленные перед фискальной политикой. Основными инструментами фискальной политики являются правительственные (государственные) расходы, государственные трансферты и налоги. Под правительственными расходами понимаются государственные закупки товаров и услуг. Это могут быть различные виды закупок (строительство за счет бюджетных средств дорог, школ, медицинских учреждений, объектов культуры, закупки сельскохозяйственной продукции, внешнеторговые закупки, закупки военной техники и т.д.). Главный признак этих закупок состоит в том, что потребителем выступает государство. Государственные закупки разделяют на два вида: закупки для собственного потребления государства и закупки для регулирования рынка.[5, c.68] Государственные трансферты, являясь одним из инструментов фискальной политики, представляют собой выплаты государственных органов, не связанные с движением товаров и услуг. Они перераспределяют доходы государства, полученные от налогоплательщиков, через пособия, пенсии, выплаты по социальному страхованию и т.д. Налоги, как один из главных инструментов фискальной политики, представляют собой принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций. Они выполняют н....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: