- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Финансовые процессы, операции и отношения, образующие финансовые потоки в деятельности ФСС РФ
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W010835 |
Тема: | Финансовые процессы, операции и отношения, образующие финансовые потоки в деятельности ФСС РФ |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 5 1.1. Внебюджетные фонды: экономическая сущность, необходимость, источники, структура 5 1.2. Сущность и особенности функционирования фонда социального страхования РФ 9 1.3. Финансовые проблемы функционирования фонда социального страхования РФ и способы их решения 12 2. СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ИЗМЕНЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИНАНСОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ЗА 2012-2017 ГГ. 23 2.1. Изменения показателей финансов ФСС РФ, характеризующих их использование и формирование на современном этапе за 2012-2017 гг. 23 2.2. Недостатки формирования и использования финансов Фонда социального страхования Российской Федерации и пути их исправления 24 3. ВЫВОД ИЗ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГЛАВЫ 31 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования. Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства. Внебюджетные фонды– это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, которые предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую помощь, а также для удовлетворения других общественных потребностей, не финансируемых из бюджета. Считается, что внебюджетные фонды возникли раньше бюджета и в какой-то мере послужили его основой. Объясняется это тем, что в процессе становления современной системы государственной власти происходило выделение отдельных функций государства и закрепление за ними специальных финансовых ресурсов. Как правило, это были специальные виды правительственной деятельности, для которых была нежелательна огласка. Покрывались они специальными доходами. Количество специальных фондов и счетов не было постоянным. Одни счета открывались, другие закрывались. В современных условиях перехода к рыночной экономике используемый в условиях плановой экономики механизм социального обеспечения граждан России стал нежизнеспособным и потребовал коренных изменений. Важную роль в механизме социального обеспечения и экономического развития страны играют внебюджетные фонды, создаваемые для поддержания населения и экономики страны. Для дальнейшего совершенствования системы социального обеспечения и стимулирования экономики необходимо изучение современного состояния внебюджетных фондов. Объект исследования представляет собой Фонд социального страхования России. Предметом исследования выступает финансовые процессы, операции и отношения, образующие финансовые потоки в деятельности ФСС РФ. Цель работы – изучение особенностей Фонда социального страхования РФ и его роль в реализации социальных функций государства. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: * изучить теоретические аспекты особенностей формирования и использования финансов государственных внебюджетных фондов; * провести статистическую оценку изменения показателей финансов государственных внебюджетных фондов, характеризующих их использование и формирование на современном этапе за 2012-2017 гг.; * сделать выводы из аналитической главы. Теоретическу и методологическую основу работы составили фундаментальные и прикладные исследования зарубежных и отечественных специалистов и законодательные акты РФ в области финансового обеспечения обязательного социального страхования. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 1.1. Внебюджетные фонды: экономическая сущность, необходимость, источники, структура Внебюджетные фонды – это самостоятельные финансово-кредитные учреждения и организации, в большинстве своем наделенные статусом юридического лица. [5, c.7] Государственные внебюджетные фонды – целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за пределами государственного бюджета за счёт обязательных платежей и отчислений юридических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное обеспечение и страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. [10, c. 8] Внебюджетные целевые фонды независимы в правовом и экономическом отношении от госбюджета. Денежные средства внебюджетных фондов не включаются в общую сумму доходов и расходов бюджета государства. Вместе с тем средства внебюджетных фондов принадлежат государству, которое и осуществляет общую регламентацию их деятельности (рис. 1.1). Все внебюджетные фонды функционируют автономно от бюджета. Рис. 1.1. Место внебюджетных целевых фондов в структуре госфинансов Необходимость возникновения внебюджетных фондов была вызвана рядом общеэкономических и финансово-организационных причин. Основная экономическая причина – необходимость расширить источники финансирования государством социально-экономических нужд. Другими словами, внебюджетные фонды призваны охватить существенно важные направления общеэкономического развития страны, её социальной сферы. Органы государства определяют целевое назначение фонда и направление использования средств из фонда. По функциональному назначению внебюджетные фонды делятся на общегосударственные, т.е. образованные для решения важных общеэкономических проблем, имеющих программный характер (дорожное строительство и дорожное хозяйство; борьба с преступностью; экология; развитие таможенной системы; воспроизводство минерально-сырьевой базы и т. п.) и целевые, которые создаются для финансирования социальных нужд, образования, науки, медицины, снижения безработицы. [8, c. 156] Средства всех внебюджетных фондов находятся на специальных счетах. Все внебюджетные фонды подразделяются на общегосударственные, федеральные и местные. Финансирование из фондов выполняется по строго целевому признаку. Причем, социальные потребности гораздо шире финансируются из внебюджетных фондов, чем из соответствующих целевых бюджетных фондов. Несмотря на автономность финансирования всех внебюджетных фондов, очевидна их взаимосвязь и взаимозависимость с бюджетом. Во-первых, взносы во все внебюджетные фонды носят обязательный характер и объективно соотносятся и взаимодействуют с налоговой системой. Во-вторых, будучи обязательными к уплате, взносы во внебюджетные фонды включаются в себестоимость производимой продукции. В-третьих, законодательные изменения по увеличению социальных выплат неизбежно ведут к дополнительной нагрузке на бюджет, способствуют появлению бюджетного дефицита. С помощью внебюджетных фондов государство и муниципальное образование решают важнейшие социальные задачи: [8, c. 158] * социальную защиту населения; * повышение жизненного уровня населения; * сохранение и улучшение здоровья населения; * социальную ориентацию безработного населения. * оказание социальных услуг населению. Аккумуляция средств во внебюджетных Фондах позволяет накапливать источники финансирования для выплат пенсий, пособий, стипендий и т.п. Доходы и расходы государственного внебюджетного фонда образуют его бюджет, предназначенный для финансового обеспечения задач и выполняемых функций. Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов разрабатываются их органами управления и представляются в органы исполнительной власти, которые передают их на рассмотрение законодательным или представительным органам власти. Они представляются одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год. Бюджеты федеральных внебюджетных фондов выносятся на рассмотрение и утверждение Государственной думы и Совета Федерации и принимаются в форме федеральных законов одновременно с принятием закона о федеральном бюджете. Бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов выносятся на рассмотрение законодательных или представительных органов власти субъектов РФ и принимаются в форме законов субъектов РФ одновременно с принятием законов о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год. Источниками формирования доходов бюджетов внебюджетных фондов являются: [6, c. 171] * обязательные платежи, предусмотренные соответствующими законодательными актами; * добровольные взносы юридических и физических лиц; * прочие доходы. Статьи расходов государственных внебюджетных фондов устанавливаются в строгом соответствии с их социальным назначением и утвержденными законами. Отчёт об исполнении бюджета федерального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Государственной Думой и Советом Федерации в форме федерального закона. Отчёт об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется органом исполнительной власти субъекта РФ на рассмотрение и утверждение законодательному или представительному органу субъекта РФ в форме закона субъекта РФ. Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов возложен на органы, обеспечивающие контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы РФ. От уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды освобождаются: [10, c. 267] 1) организации в части выплат, начисленных по всем основаниям независимо от источников финансирования, в пользу работников, являющихся инвалидами I, II и III групп и получающих пенсии по инвалидности; 2) общероссийские общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, их региональные и территориальные организации, а также организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов таких организаций и организаций, единственным собственником имущества которых являются эти общественные организации; 3) индивидуальные предприниматели, в том числе иностранные граждане; лица без гражданства, проживающие на территории РФ; частные детективы, занимающиеся частной практикой; нотариусы, адвокаты, являющиеся инвалидами I, II и III групп и получающие пенсии по инвалидности. 1.2. Сущность и особенности функционирования фонда социального страхования РФ Фонд социального страхования Российской Федерации был создан в 1990 г. в соответствии с постановлением Совета министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. в целях управления средствами государственного социального страхования России. Фонд социального страхования является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением, созданным при Правительстве РФ. Денежные средства данного Фонда являются государственной собственностью, но не входят в состав федерального бюджета или бюджета субъекта РФ. Большая часть денежных средств, составляющих бюджет Фонда социального страхования, реализуется в государственных ценных бумагах со сроком обращения не более 1 года. Управление денежными средствами Фонда социального страхования находится в руках органов государственной власти. Бюджет данного внебюджетного государственного фонда подлежит рассмотрению и утверждению в Государственной Думе РФ, а операции по исполнению бюджета осуществляются Федеральным казначейством [5, c. 109]. Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также Положением о нем. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет Фонда и отчёт о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчёты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда. Одной из форм социального обеспечения является социальное страхование. Оно представляет собой государственную систему материального обеспечения граждан в старости, в случае временной или постоянной потери трудоспособности, а также охраны их здоровья. Осуществляется за счёт особых фондов, образуемых из обязательных взносов организаций, а также дотаций из бюджетных средств на материальное обеспечение рабочих, служащих и членов их семей. Основные составляющие финансового механизма социального страхования - взносы, целевые фонды и социальные выплаты [4, c. 145]. Выполнение основных функций государства в сфере социального страхования возложено на Фонд социального страхования Российской Федерации. Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования. Основной функцией Фонда является финансирование выплат пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребёнка и ежемесячного пособия по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет, а также пособия на погребёние усопших. Основная задача ФСС – выплата страхового обеспечения по следующим видам социальных страховых рисков [4, c. 146]. * необходимость получения медицинской помощи; * временная нетрудоспособность; * трудовое увечье и профессиональное заболевание; * материнство; * инвалидность; * наступление старости; * потеря кормильца; * признание безработным; * смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении. Основными задачами ФСС РФ является распределение денежных средств Фонда на [4, c. 146]: * Выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребёнка, по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет, на погребёние; * Санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, предусмотренные законодательством (частичное содержание санаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества, лечебное (диетическое) питание, частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей, оплату проезда к месту лечения и отдыха и др.); * Обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда; * Финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда); * Проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труды; * Осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения. Правление ФСС концентрирует свое внимание на задачах фонда и совершенствовании государственного социального обеспечения, формировании и использовании резервных средств, проекте размера тарифа страховых взносов, проекте бюджета фонда и его исполнении, рассматривает отчёты о результатах деятельности региональных и центральных отраслевых отделений, а также о контрольно-ревизионной деятельности ФСС. Правительство РФ, которому подотчётна деятельность ФСС, утверждает отчёт об исполнении его бюджета. Председатель ФСС руководит деятельностью фонда и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач, распределяет обязанности между заместителями, вносит проект бюджета ФСС на утверждение в правительство РФ. Организация работы ФСС построена по территориальному принципу и включает региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов РФ, центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отраслях экономики; филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда социального страхования РФ [7, c. 86]. Бюджет Фонда и отчёт о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчёты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда. Средства Фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных в Положении о фонде. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных. Средства, полученные от взимания пеней и наложения финансовых санкций (в размере 5 процентов), образуют фонд развития Фонда социального страхования Российской Федерации [7, c. 87]. 1.3. Финансовые проблемы функционирования фонда социального страхования РФ и способы их решения С 1993 года ФСС является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации. Государственное социальное страхование, осуществляемое ФФС, компенсирует временную утрату трудового дохода. Формируя финансовые ресурсы системы социального страхования, ФСС, с одной стороны, обеспечивает выплату пособий по временной нетрудоспособности и пособий в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием, которые имеют ясно выраженную страховую природу, а с другой – выплачивает целый ряд иных социальных пособий и компенсаций (по беременности, родам и воспитанию детей и т.п.), не связанных на прямую с условиями и охраной труда работающих граждан и имеющих скорее форму социального обеспечения, нежели страхового возмещения. Основными задачами ФСС являются следующие [9, c. 74]: * обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учёт в ранние сроки беременности, при рождении ребёнка, по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребёние или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей; * участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования; * проведение мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда; * разработка совместно с Минфином РФ и другими заинтересованными ведомствами предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование. Особенностью ФСС является то, что его средства могут расходоваться самим страхователем в пределах сумм, оставленным в его распоряжении по нормам, установленным Фондом для данного плательщика на каждый финансовый год. Это позволяет непосредственно заинтересовать и привлечь плательщика взносов к механизму формирования этого фонда. Рис. 1.2. Перечень основных направлений деятельности Фонда [9, c. 75] Фонд социального страхования РФ является вторым (после Пенсионного фонда) по объёму аккумулируемых средств государственным внебюджетным фондом. Доходы бюджета Фонда социального страхования РФ образуются за счёт следующих источников [2, c. 90]: 1. отчислений от единого социального налога; 2. страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности); 3. страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством; 4. страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд; 5. доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период; 6. добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством; 7. ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях; 8. прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачёту в счёт страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счёт средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других). До отмены единого социального налога примерно 62% всех доходов ФСС РФ обеспечивал именно вышеуказанный источник. Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний давали при этом почти 17% доходов ФСС РФ. Остальные доходы ФСС РФ, обеспечивающие около 21% поступлений в доходную базу Фонда, складывались из единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единого сельскохозяйственного налога и других поступлений. В частности, более 17% всех доходов ФСС РФ составляли средства, поступающие из федерального бюджета, передаваемые на выплату пособий гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по санаторно-курортному лечению, включая проезд к месту лечения и обратно, на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий. Следует отметить, что действующая в настоящее время в России система социального страхования до сих пор сохраняет черты, в большей степени характерные для социальной помощи, чем страхования. При достаточно высокой страховой нагрузке на работодателей уровень большинства социальных выплат явно недостаточен и не увязан с объёмом вносимых страховых средств. Правовое поле данного института социальной защиты только формируется. Отсутствует реальное разделение системы социального страхования и системы социальной помощи [2, c. 92]. Это во многом объясняет массовую незаинтересованность занятого населения (работников и работодателей) в своевременной уплате в полном объёме страховых взносов во внебюджетные социальные фонды. Таким образом, приходится констатировать серьезные отставания в создании экономических условий и институциональной базы для формирования новых механизмов социальной защиты в форме сбалансированных между собой экономических отношений и института социального страхования. Анализируя финансовую деятельность ФСС РФ, следует отметить, что в последние годы были приняты важнейшие решения в отношении социального страхования как экономической системы – в частности были снижены тарифы на обязательное социальное страхование, введена регрессивная шкала по единому социальному налогу. Декларируемые при этом цели в целом совпали с целями либерализации экономики и облегчения налоговой нагрузки на работодателя и на социальные группы, имеющие более высокий доход. Вместе с тем, снижение ставки единого социального налога имело определенные негативные стороны. В современных условиях это усугубило несбалансированность финансовой системы внебюджетных фондов. Если проанализировать динамику доходов и расходов ФСС за последние годы, то можно отметить появление в 2017 г. такой негативной тенденции, как превышение расходов над доходами. Снижение поступлений в ФСС в связи с введением регрессивной шкалы по взиманию страховых взносов с заработной платы резко ограничило возможности фонда по выполнению возложенных на него функций. С 1 января 2010 года единый социальный налог заменён страховыми взносами. При этом максимальный размер отчислений для компаний вырос с 26 до 34%. В настоящее время данные отчисления составляют 30%, из них 22% - обязательный пенсионный взнос. Начиная с 2018 года отчисления в пенсионный фонд будут взиматься с годового заработка, не превышающего 1021 000 рублей в год, а в ФСС – 815 000 рублей в год. При этом в Фонд социального страхования пойдут 2,9%. Предполагается, что это сделает внебюджетные фонды более адаптированными к рыночной экономике и стать самодостаточными по источникам, перестав зависеть от бюджетных вливаний. Правда, эксперты предупреждают, что властям придется столкнуться с последствиями увеличения налоговой нагрузки на бизнес и трудностями переходного периода [2, c. 92]. В работе Фонда имеются проблемы, связанные с причинами как внутреннего, так и внешнего характера: 1. сложный и специфический финансовый механизм деятельности Фонда, наличие многочисленных разноплановых функций; 2. незавершенность законодательной базы; 3. финансовый кризис; 4. нерациональное распределение страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Помимо прямых направлений деятельности (обязательное социальное страхование, обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний) Фонд выполняет значительный объём функций (оказание помощи отдельным категориям граждан), не соответствующих его целевому назначению. Часть этих функций Фонда целесообразно передать другим государственным органам (например, органам соцзащиты). Это поможет снизить нагрузку Фонда и его подразделений, что повысит эффективность его функционирования. Проблемой можно считать незавершенность формирования законодательной базы, регламентирующей деятельность Фонда. До настоящего времени не принят Федеральный закон о Фонде социального страхования; отсутствует нормативно-правовой документ, который определил бы организационно-правовой статус Фонда как страховщика. Практика показывает, что Фонд в своей деятельности ссылается на разрозненные, а в ряде случаев на нормативные акты, которые не соответствуют изменившимся социально-экономическим условиям. Так, Фонд руководствуется «Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. № 101, которое на сегодняшний день по отдельным позициям не соответствует законодательству Российской Федерации. Доходная часть бюджета Фонда напрямую зависит от текущего состояния всех сфер экономики. В частности, финансовый кризис привел к ряду негативных явлений, в том числе снижению финансовой устойчивости и ликвидации предприятий, росту банкротств, сокращению числа страхователей. Все это свидетельствует о необходимости поддержания соответствующего уровня доходов бюджетов Фонда со стороны государства. Кроме того, Фонду и всем его структурным подразделениям необходимо усилить контроль за обоснованностью выдачи листов нетрудоспособности, так как кризисные явления, рост безработицы и нестабильность заработной платы приводят к тому, что работающие используют листы нетрудоспособности для поддержания своих доходов. Страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (далее ОСС НСПЗ) структурно распределяются, на мой взгляд, нерационально: в среднем 89% страховых взносов направляются на гарантированные пособия и страховые выплаты; порядка 4% – на предупредительные мероприятия по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний и 4% – на профессиональную, медицинскую и социальную реабилитацию. Однако предотвращение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с экономической и социальной точки зрения обходится дешевле, чем лечение и реабилитация пострадавшего, выплата ему пенсии по инвалидности, зачастую пожизненной [9, c. 78]. Если же страховой случай произошел, то затраты на реабилитацию и восстановление профессиональной трудоспособности должны быть предпочтительней последующих затрат на страховые выплаты. Поздняя медицинская реабилитация, длящаяся годами, малоэффективна и отвлекает значительные средства Фонда. Сокращение сроков временной нетрудоспособности с последующим снижением случаев первичного выхода на инвалидность, возвращение пострадавшего в сферу трудовой деятельности и интеграция его в общество – это основные показатели эффективности ранней реабилитации пострадавших от тяжелых несчастных случаев на производстве. Выделим ряд основных причин нерационального распределения финансовых ресурсов Фонда в части ОСС НСПЗ: * нерешенные организационные вопросы по данному направлению; * высокий размер страховых выплат, провоцирующий иждивенческие настроения и отказ пострадавших от реабилитационных мероприятий; * отсутствие должного внимания и контроля страхователей к решению вопросов сокращения производственного травматизма и профзаболеваний. Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что Фонд, его региональные отделения и филиалы не в полной мере выполняет одну из главных задач социального страхования – предупреждение рисковых ситуаций. Итак, основными перспективными направлениями развития Фонда являются [9, c. 79]: 1. развитие интерактивных форм взаимодействия Фонда, страхователей и застрахованных лиц; 2. создание на уровне отделений Фонда специальных групп по работе с организациями разных форм собственности; 3. снижение детской заболеваемости; 4. внесение изменений в порядок финансирования по программе «Родовой сертификат»; 5. модернизация системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Важнейшей перспективой функционирования Фонда, по нашему мнению, является более широкое применение интерактивных форм взаимодействия всех субъектов Фонда, страхователей и застрахованных лиц: создание интернет-сайтов, сдача отчётности в электронном виде, прием граждан по средствам видеосвязи. Создание интернет-сайтов региональных отделений и филиалов Фонда необходимо для успешного и эффективного функционирования всех его подразделений, для прозрачности их деятельности, для ведения информационно-разъяснительной работы со страхователями, медицинскими учреждениями, застрахованными лицами. Сдача отчётов в электронном виде очень удобна, поскольку экономит время не только работников Фонда, но и страхователей. Перспективой развития Фонда является создание специальных групп по работе с организациями разных форм собственности (индивидуальные предприниматели, бюджетные организации, предприятия других форм собственности) на уровне каждого отделения. За каждой из групп следует закрепить специалистов правового отдела, которые будут осуществлять юридическое сопровождение их деятельности. Данная схема применяется в настоящее время только в Курском РО ФСС РФ. Анализ работы групп в Курском РО ФСС РФ позволил работникам правового отдела выявить ряд проблем во взаимодействии с организациями. Грамотная работа в рамках правового поля позволяет группам работать более эффективно. Увеличение финансирования на оздоровление детей застрахованных граждан является профилактической мерой снижения детской заболеваемости и расходов на выплату пособий по уходу за больным ребёнком. В целях повышения эффективности работы медучреждений и снижения затрат по программе «Родовой сертификат» разумно было бы структурные подразделения Фонда наделить правом не оплачивать талоны родовых сертификатов при наличии жалобы женщины на качество оказанных ей медицинских услуг. В ОСС НСПЗ Фонд перешел к определению класса риска, а значит, и размера страхового тарифа в зависимости от определенного типа деятельности, от отраслевой системы, т. е. к классификации по видам экономической деятельности, что соответствует мировым нормам. На мой взгляд, следует углубить дифференциацию при определении тарифа: от вида экономической деятельности до конкретных предприятий. В конечном счете Фонд может перейти на методологию актуарных расчётов и установление класса риска, а значит, и размера страховых взносов для каждого предприятия индивидуально. Тогда работодатель будет более заинтересован в охране труда, будет нести ответственность за безопасность своих работников. В качестве модернизации системы ОСС НСПЗ можно рассмотреть реформирование методики установления скидок и надбавок к страховым тарифам: необходимо учитывать страховые случаи за последние три года, а не за весь период деятельности страхователя; один несчастный случай со смертельным исходом приравнивать к определенному количеству дней временной нетрудоспособности. Следует также увеличивать расходы на проведение углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Дополнительные медицинские и углубленные медицинские осмотры отражают реальное состояние здоровья людей, работающих во вредных условиях. По результатам углубленных медицинских осмотров можно будет принимать меры по улучшению здоровья конкретного работника. Изменения в законодательстве, регулирующем обязательное социальное страхование, в частности, порядок финансирования социальных внебюджетных фондов, говорят скорее о стихийном, чем последовательном развитии этой социально значимой сферы жизни общества. Очевидно, что по мере роста благосостояния населения нашей страны и в целях усиления стимулирующей роли финансов, формирующих внебюджетные фонды, будет усиливаться страховая природа указанных фондов и нивелироваться их бюджетное прошлое. Таким образом, в перспективе эффективность деятельности внебюджетных социальных фондов, в том числе и Фонда социального страхования, будет зависеть от того, насколько успешно удасться заинтересовать и привлечь плательщика и выгодоприобретателя к механизму формирования этих фондов. Таким образом, несмотря на имеющиеся недостатки и трудности в ряде социальных вопросов, Фонд социального страхования на сегодняшний момент является необходимым и важным финансовым институтом. 2. СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ИЗМЕНЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИНАНСОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ЗА 2012-2017 ГГ. 2.1. Изменения показателей финансов ФСС РФ, характеризующих их использование и формирование на современном этапе за 2012-2017 гг. Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд, ФСС), являясь специализированным некоммерческим финансово-кредитным учреждением в структуре органов Министерства здравоохранения и социального развития РФ, осуществляет обязательное страхование социальных рисков, связанных с утратой или уменьшением заработка....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: