VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Феномен автобиографической памяти

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W002703
Тема: Феномен автобиографической памяти
Содержание
      1 Теоретические вопросы исследования автобиографической памяти 
      
      1.1 Феномен автобиографической памяти
      
      Под автобиографической памятью подразумевается подсистема долговременной памяти, которая оперирует воспоминаниями о личностно-значимых состояниях и событиях [34]. 
      В настоящее время изучение и исследование автобиографической памяти – новая и актуальная задача в науке психологии. Автобиографическая память, несомненно, является самостоятельной, отдельной мнемической подсистемой, так как обладает уникальной феноменологией; функциональным своеобразием. Ей присуща избирательность нарушений и специфические ошибки. Ею характеризуется самостоятельная линия онтогенеза, нейрофизиологический специфический субстрат, особенности кодирования, извлечения и хранения данных. В содержание автобиографической памяти могут входить значимые автобиографические состояния, события, представления о себе в разные жизненные периоды, которые определяют самоидентичность и уникальность личности человека. Оно может исследоваться на микроуровне (в качестве отдельных воспоминаний) и макроуровне (имеется в виду событийная конфигурация субъективной картины прошлого) [3]. 
      Начиная с конца двадцатого века, в психологии происходит активное развертывание эмпирических исследований автобиографической памяти. Вышедшие монографии по данной проблематике доказывают, что феномен автобиографической памяти следует рассматривать как новый самостоятельный объект исследования, относящийся как к сфере психологии памяти, так и к сфере психологии личности. 
      Б. Росс отмечает, что автобиографическая память «заключается в способности субъекта фиксировать события такого рода, которые осознаются как часть его личной истории. Автобиографическое воспоминание представляет собой процесс, порождаемый потребностью субъекта в вере в стабильность Я и необходимостью в достаточных для поддержания подобной веры фактах» [32, с. 175].
      Дж. Робинсон подчеркивает, что «автобиографическая память – это память на биографическую информацию и жизненные переживания» [9]. Для анализа феноменологии автобиографической памяти весьма важным является предложенное Дж. Куликом понятие «flashbulb» («яркая вспышка»). Оно описывает специфику представления автобиографического материала в памяти в виде «живых» образов с множеством конкретных деталей, что дает возможность субъекту «возвратиться» в прошлую ситуацию, испытать чувства, соответствующие реальному событию [33]. Ученые предполагают, что подобное явление обусловлено особыми нейронными механизмами. Э. Тульвинг, не желая мириться с чисто физиологическим объяснением природы существования в памяти автобиографического эпизода, включает автобиографическую память в эпизодическую подсистему в предложенной им дихотомии семантической – эпизодической подсистем памяти [7]. Однако большинство исследователей, признавая, что автобиографическая память несет в себе некоторые черты как семантической памяти (например, создание словесно оформленной истории жизни), так и эпизодической памяти (представление прошлого в виде ярких эпизодов), выделяют ее как самостоятельную подсистему декларативной памяти. Автобиографическая память, таким образом, можно представить как структуру, «пронизывающую» многообразный мир мнемических процессов и связывающую память с личностью [3; 34; 45].
      В отечественной науке в качестве методологии анализа автобиографической памяти выступает культурно-исторический подход, так как он, по мнению В. В. Нурковой, «обеспечивает продвижение в понимании того, как с помощью формирующейся и развивающейся в рамках конкретных социокультурных реалий «субъективной картины личного прошлого» личность обретает возможность сознательной регуляции своей жизнедеятельности» [37, с. 17]. Поскольку автобиографическая память признана в качестве объекта изучения в психологии, в частности в общей психологии, то вполне закономерна необходимость определить единицы организации данной психической реальности, ее отличительные характеристики и особые функции.
      Единицами автобиографической памяти можно назвать взаимно-перекрывающиеся пространства важных и ярких автобиографических воспоминаний. Они носят событийно-фактологический характер, организованы по пространственно-временному принципу, насыщены «чувственным» и эмоциональным содержанием. В момент фиксации события акцентируются переживания вне зависимости от последствий события для дальнейшей жизни. Содержанием воспоминания о важном для субъекта событии является описание результатов и последствий события (или жизненного этапа), «взгляд из сегодняшнего дня».
      В автобиографической памяти личностно значимое событие всегда погружено не в смысловой контекст. Автобиографический опыт, составляющий важное событие, имеет социально-смысловую, обладающую динамикой во времени, произвольно реконструируемую организацию. Конкретное автобиографическое воспоминание, в зависимости от личностных задач субъекта и его эмоционально-мотивационного состояния, а также от объективных характеристик ситуации актуализации, выступает в качестве функциональной единицы преимущественно или эпизодической, или семантической подсистемы. Наличие в редуцированной форме у воспоминаний одного типа характеристик другого типа является прямым тому подтверждением. Автобиографическая память не является эмоциональным видом памяти, поскольку существует качественное различие между эмоциональной и личностно-смысловой насыщенностью автобиографического воспоминания [34].  
      В качестве системы отличительных характеристик, выделяющих автобиографическую память из ряда других видов памяти, предлагаются следующие:
      – структурирование содержаний автобиографической памяти в соответствии с индивидуальной концепцией «судьбы» в «историю жизни»;
      – неповторимость и уникальность событий жизни, находящихся в автобиографической памяти;
      – яркость, целостность и системность автобиографических воспоминаний, включающих необходимое и достаточное содержание для повторного переживания субъектом данной ситуации с полным ощущением себя вновь ее участником (феномены «живой картины» и «диссоциации разновременных Я»);
      – повествовательная речевая форма представления личности части автобиографической памяти;
      – различие на осознаваемом и неосознаваемом уровнях ценностно-смысловой и мотивационно-эмоциональной насыщенности автобиографической памяти;
      – наличие временного пространства организации автобиографической памяти, характеризующегося системой «опорных, ключевых точек»;
      – специфика произвольной регуляции автобиографической памяти;
      – интерперсональные и интраперсональные функции автобиографической памяти;
      – социально-культурная детерминация формирования автобиографической памяти, путем включения в ее организацию парадигмы «судьбы» [34].
      Исследователи выделяют три группы функций автобиографической памяти: интерсубъективные, интрасубъективные и экзистенциальные. Первые связаны с жизнью человека как члена общества; вторые – с саморегуляцией субъекта, а третьи – необходимы человеку для переживания и понимания себя и своей уникальности [7]. 
      К группе интерсубъективных функций можно отнести функции передачи опыта новому поколению, достижения социальной солидарности или отторжения, предсказания поведения других людей по аналогии с событиями своей жизни. К группе интрасубъективных функций можно отнести функции построения и выбора целей и тактик поведения, управления настроением (когда нам невесело, мы можем вспомнить радостный эпизод из прошлого и поднять себе настроение). Среди экзистенциальных функций автобиографической памяти можно выделить: функцию определения смысла жизни; функцию самопознания; функцию самоопределения (формирования целостной стратегии жизни); функцию культурной, исторической и социальной отнесенности (например, «быть человеком своего времени»);  функцию осознания уникальности своей жизни; функцию структурирования самосознания во времени на основе интервалов самоидентичности личности (субъективной оценки изменений личности на протяжении жизненного пути); функцию финальной интеграции личности.
      Последняя функция – финальной интеграции личности – является самой загадочной функцией автобиографической памяти. В трудной ситуации, когда появляется угроза для жизни, происходит виртуальное проживание заново всего жизненного пути (феномен «вся жизнь прошла перед глазами»). Перед завершением физического существования человека такая интеграция личности часто оказывается важнее прямого выживания, позволяя субъекту максимально сконцентрировать все ресурсы для продолжения физической жизни. Такой механизм, по-видимому, закреплен на уровне биологии. Механизмы автобиографической памяти как особого вида памяти срабатывают интегрально именно в момент приближения катастрофы, открывая человеку его истинную судьбу. Р. Моуди, исследуя предельные переживания личности, отмечает, что умирающий человек «пытается оценить свою жизнь, и этот обзор (прошлой жизни) можно описать только в терминах воспоминаний, хотя некоторые черты отличают его от обычных воспоминаний. Прежде всего – необычайная скорость. Эти воспоминания, когда их описывают в наших обычных временных выражениях, следуют быстро, одно за другим, в хронологическом порядке. Несмотря на то, что воспоминания крайне выразительны, все, пережившие этот опыт, полагают, что этот обзор прошлого совершился буквально за одно мгновение» [17].
      Для адекватного описания феномена автобиографической памяти необходимо обратиться к системному подходу. Благодаря ему появляется возможность проанализировать ее многоуровневое строение, структурное и функциональное взаимодействие осознаваемого и неосознаваемого уровней, соотношение эмоционального и смыслового компонентов. В структуре автобиографической памяти исследователи выделяют три подсистемы явлений: воспоминания о событиях; воспоминания о состояниях; воспоминания о личностных свойствах, которые в свою очередь подразделяются на самоописания и систему сведений о себе. Из всего выше сказанного следует, что автобиографическая память – это система разновременных моделей личности, «размерность», которых сугубо индивидуальна [33].
      Важно отметить, что в структуре идентичности личности рассматриваемое нами явление играет весьма важную роль. Благодаря ей обеспечивается фиксация, сохранение, организация и актуализация информации о значимых для личности событиях и состояниях, определяется временной аспект существования и самопрезентации идентичности. Механизмом формирования и поддержания идентичности, по мнению В. В. Нурковой, служит анализ и ревизия зафиксированных в автобиографической памяти событий жизни [30]. Дж. Робинсон в одной из своих работ упоминает о том, что «быть личностью – это значит иметь самоидентичность и свою историю. Автобиографическая память – это инструмент конструирования и поддержания этих структур» [30, с. 79]. П. Иакин подчеркивает: «Если внутреннее переживание субстанциональности Я гарантирует существование идентичности, то память дает жизнь самому этому гаранту» [30, с. 79]. Из-за того, что социальной реальности свойствены быстрые изменения, то именно благодаря автобиографической памяти, одной из ее функций, происходит обеспечение возможности идентичности. Согласно исследованиям Д. Макадамса автобиографические воспоминания являются своеобразной «базой данных» для формирования идентичности [3].
      Автобиографическая память, выступая как личностно-когнитивная психологическая структура, преломляет реальное бытие человека в различные формы идентичности (таблица 1) [30].
      Таблица 1 – Классификация типов идентичности
Медиатор
Механизмы
развития
идентичности
Тип
идентичности
Содержание
идентичности
автобиографическая память
социализация –идентификация человека с конкретно-историческим, социокультурным пространством жизни и конкретными социальными общностями
Социальная
иерархически организованное «личностное знание» (опыт), отражающее принадлежность к отдельным социальным группам и культурно-исторической эпохе в целом

индивидуализация – понимание и переживание уникальности и целостности себя как природного, психологического и социального субъекта, имеющего «личную историю жизни»
персональная
идентификация с индивидуальными характеристиками (психологическими, поведенческими, физическими)


автобиографическая
идентификация с личной историей («событиями жизни»)
      Автобиографическая память необходима для переживания феномена идентификации с определенной социальной общностью (группой). Многие социальные группы формируются вокруг автобиографических воспоминаний. Общие воспоминания позволяют человеку пережить единение с различными социальными общностями, начиная с семьи, поколения и кончая нацией, человечеством в целом [38].
      В. В. Нуркова отмечает, что «физическое присутствие в группе не ведет автоматически к соответствующей идентичности. Индивидуальная структура соподчиненных социальных идентичностей формируется не логически, а эмпирически, на основе придания субъективной значимости опыту, фиксируемому автобиографической памятью» [36, с. 80]. Ключевую роль в превращении нейтрального знания о факте присутствия в той или иной группе в фактор формирования идентичности играют воспоминания о важных событиях. В автобиографической памяти значимое событие всегда находится не в ситуативном (событийном), а в смысловом контексте жизни субъекта. Оно может быть непрерывным, собираться и конструироваться из разнесенных во времени фрагментов – «континуальное» автобиографическое событие по У. Найссеру [21].
      Существенную роль в формировании персональной идентичности играют воспоминания о переломных событиях. Переломное событие как особый тип единицы организации структуры автобиографической памяти характеризуется критической важностью и заставляет человека приспосабливаться к новым событиям. Предметом интерпретации в таком событии является жизненная ситуация, в отличии, например, от важного события, где предмет интерпретации – это сам субъект. Переломные события обычно резко меняют самооценку человека в различных видах деятельности, представления о себе, образ себя. Структура автобиографического воспоминания о таком событии строится из содержательного сопоставления двух разновременных систем самоописаний в их отношении к точке перелома [31]. Автобиографическая идентичность базируется на субъективном отражении пройденного личностью отрезка жизненного пути и характеризуется определенной динамикой (включает в себя временное измерение).  На протяжении всей своей жизни личность и субъективно и объективно остается одной и той же, сохраняя при этом уверенность в том, что «я есть Я». Основной категорией, которая используется для описания факта субъективной непрерывности жизненного пути и преемственности жизненных этапов, является понятие «интервала самоидентичности личности».  Это определенный отрезок жизненного пути, границы которого личность осознает, как точки качественного преобразования самой себя. Окончание одного интервала характеризуется сдвигом самотождественности с различной амплитудой переживания масштаба изменений от «Я – не тот, что прежде» до «Теперь я – другой человек». Переходы от одного интервала самоидентичности к другому могут носить как «взрывной» (изменения происходят скачкообразно, моментально и иногда переживаются как кризис), так и «кумулятивный» (изменения накапливаются постепенно) характер. Часто субъект, перешедший рубеж интервала самоидентичности, может сохранять свою целостность и не раскалываться. В таких случаях феномен «множественной личности» не возникает. В автобиографической памяти именно эти «точки разрыва единой линии личностного пути» маркируется как особый тип событий жизни – «переломные». При переходе через «точки перелома» личность становится другой (по крайней мере, в собственных глазах) [30].
      Функция построения интервалов самоидентичности личности определяет содержание процесса периодизации самой личностью этапов своего жизненного пути и рефлексию человеком ключевых моментов в собственном развитии, ведущих к качественному преобразованию личности как целостной структуры при сохранении интегральной идентичности, т.е. представлении о себе как о целостном, тождественном самому себе психологическом субъекте. Констатируется, что интервальная структура автобиографической самоидентичности содержит три аспекта: тематический,  количественный. глоссарный [37].
      Первый аспект обнаруживает присутствие в судьбе человека сквозных жизненных тем, иллюстрирующих сферы его активности. Второй позволяет оценить субъективные представления о величине и значимости изменений в процессе перехода от одного жизненного этапа к другому, а также динамику в ходе каждого этапа.
      Третий аспект описывает субъективный «образ Я», используя язык тезауруса личностных черт. Для переживания самоидентичности определяющей является лексика, с помощью которой человек пользуется, описывая себя. Например, свойства, кажущиеся ему центральными атрибутами своей личности, являются ли эти свойства устойчивыми, независимыми от возрастных изменений? Система понятий, которая выделяется человеком для самохарактеристики, отражает не только фокус его внимания по отношению к собственной личности, но и систему координат его бытия, его отношений с собой и внешним миром. От особого типа воспоминаний о событии зависит сохранение автобиографической самоидентичности вопреки личностной изменчивости, воплощенной в ее интервальной структуре.
      Последователи современной когнитивной психологии выдвинули следующую версию: создание и поддержание идентичности является одной из центральных функций автобиографической памяти [38].
      Особое внимание современные ученые уделяют проблематике автобиографической памяти, что продиктовано и насущными потребностями практики. Владение закономерностями функционирования автобиографической памяти можно использовать в криминалистике с целью проведения экспертизы истинности свидетельских показаний, в медицине (с целью повышения эффективности деятельности врача за счет грамотной организации запоминаемой больным информации о процессе лечения, препаратах и процедурах), в педагогике. Исходя из изложенного выше, необходимо отметить, что в настоящее время результаты исследований автобиографической памяти как высшей формы человеческой памяти могут применяться в процессе построения новых психотерапевтических и психокоррекционных подходов в работе практического психолога. 

      1.2 «Монопараметрический» подход к исследованию автобиографической памяти

      В настоящее время существует немало исследований, затрагивающих качества автобиографической памяти. Большинство первоначальных работ было направлено на нахождение, выявление прямой зависимости характеристик автобиографической памяти и каких-либо иных переменных. Условно такой подход называется «монопараметрический подход». Исследования, проводимые на основе этого подхода, можно условно разделить на несколько групп: 
      1) исследования по изучению воздействия индивидуальный свойств (возраст, пол) на особенности проявления у человека автобиографической памяти;
      2) исследования по изучению воздействия личностных свойств и качеств на особенности проявления у человека автобиографической памяти; 
      3) исследования по изучению социокультурного влияния на особенности проявления у человека автобиографической памяти.
      В современных авторских исследованиях проблема гендерных различий в автобиографической памяти рассмотрена довольно широко. При этом результаты таких исследований нередко вступают в противоречие между собой. Автобиографические рассказы женщин являются более яркими и эмоциональными чем у мужчин (в независимости от знака эмоций: женщинам свойственно актуализировать более негативные и более позитивные воспоминания). Исследователями в этой сфере неоднократно подчеркивалось, что значительное воздействие оказывает не сиюминутное эмоциональное проявление на событие, а гендерные различия в аспектах и деталях кодирования [22]. Исследования М. Росса и Д. Холмберга свидетельствуют о справедливости выделения гендерных различий в характеристиках отдельных автобиографических воспоминаний: воспоминания женщин описываются как более яркие, «живые»; воспоминания мужчин предстают как более преукрашенные, поскольку у них возникает желание сделать их более интересными [22]. Авторы выше упомянутого исследования, сравнивая автобиографические воспоминания о межличностных отношениях у супругов, подчеркивают то, что муж и жена сходятся во мнении: женщины обычно лучше помнят подробности событий, связанных с межличностными отношениями, поскольку женщины обладают лучшей памятью на личностно значимые события.
      Данные факты были подтверждены в последующих работах психологов. Так были обнаружены гендерные влияния на форму и распределение «ярких» событий на протяжении жизни. Д. Пиллмер отмечает, что воспоминания женщин носят более конкретный, эпизодичный характер, и часто более прагматичные, т.е. ориентированы на конкретную жизненную задачу [26]. Также есть данные и о том, что распределение воспоминаний на линии жизни также имеет гендерные различия: женщины восстанавливают в памяти в основном события детского возраста, и гораздо быстрее могут их оценить.
      Между тем, в современной науке наряду с исследованиями, подтверждающими влияние гендера на автобиографическую память, существуют и работы, в которых подобное влияние отрицается. Таким образом, в науке до сих пор не снято противоречие о наличие или отсутствии подобного влияния.
      Во многих работах зарубежных и отечественных психологов можно ознакомиться с фактами относительно влияния возраста на автобиографическую память. Автобиографическая память появляется позже других видов памяти у ребенка, и раньше всего подвергается разрушительному влиянию возраста (что соответствует закону формирования и разрушения высших психических функций, по Л.С. Выготскому). Всегда, в первую очередь страдает память на общественные события, поскольку для личности они носят не всегда ценный характер. Влиянию времени менее всего подвержена семантическая память. Уточняющее исследование автобиографической памяти показало; что «страдают» только детали и конкретные факты, но суть события респонденты в любом возрасте отражают и выражают хорошо [22].
      Эмоциональные оценки событий также зависят от возраста: оценивая эмоции по автобиографическим рассказам пожилых и молодых людей, приходим к такому факту, что пожилые люди характеризуются повышенной эмоциональностью с негативным настроем, хотя всегда считалось, что позитивизм более присущ старшему поколению, а бунтарский дух – молодежи. Переоценке подвержены воспоминания не всех людей, так, например, у пожилых людей воспоминания воспроизводятся всегда из предустановленной, сложившейся позиции, а вот у молодых и зрелых – строятся заново. Этот факт подтверждается тем, что автобиографическая память тесно связана с идентичностью; у пожилых людей на стабильность оценок влияет уже сложившаяся, сформировавшаяся идентичность.
      По мнению Д. Рубина существует одна важная деталь: вопреки ожиданиям, распределение событий на линии жизни примерно одинаково и не зависит от возраста испытуемых [26]. То есть, независимо от возраста на момент исследования, все испытуемые представляют в среднем одинаковое количество событий. Автор заключает, что обнаруживаемые различия в количестве актуализируемых событий жизни обусловлены не возрастом (автобиографическая память представляет собой сложное мнемическое образование, и репертуар доступных событий не связан с механическим накоплением хронологии, или с «забыванием» давно имевших место событий) – но с другими факторами, которые еще не известны ученым.
      Широкое распространение получили работы по изучению факторов, влияющих на появления так называемых «ложных» воспоминаний. В феноменологии автобиографической памяти часто встречаются различные виды ошибок и искажение в воспоминаниях. Однако, наряду с «неточностями», встречается и особый вид ошибок – ложные воспоминания – формально «обычные» воспоминания о событиях, никогда не имевших место в действительности. Известно, что ложные воспоминания могут появляться под влиянием каких-либо внешних воздействий: внушения, гипноза, психотерапевтической работы (в частности, интерпретации сновидений). Однако оказалось, что ложные воспоминания могут появляться и в отсутствие подобных техник, более или менее спонтанно [3].
      «Ложные» воспоминания часто встречаются у людей, склонных к фантазированию. Другими словами, здесь имеет место ошибка локализации источника информации: речь идет о способности людей различать воспоминания о внешних событиях и воспоминания о внутренних событиях (таких как мечты, фантазии, воображения). Такой подход был назван исследователями «концепция контроля действительности».
      Чуть позже возникновения отмеченного выше подхода группой исследователей был обнаружен удивительный факт, что именно склонные к фантазиям субъекты весьма сензитивны к «ошибкам» в воспоминаниях. Когда ученые специально вносили в записи дневника испытуемого ошибки (в датировании, именах или месте события) – именно склонные к фантазиям испытуемые наиболее точно узнавали «свои» воспоминания, и отсеивали ошибочные. Подобное исследование позволяет уточнить тот факт, что склонность к фантазиям способствует появлению ложных воспоминаний только при «свободном рассказе», а при задаче на узнавания такое влияние отсутствует, т.к. не производится принятия решения о локализации источника события [3].
      В науке имеются исследования, в которых изучаются индивидуальные особенности автобиографической памяти у депрессивных испытуемых. Исследователи опираются на то, что автобиографическая память далека от идеальной документальной точности, можно наблюдать два типа ошибок: «пропуск» (подлинное воспоминание не опознается испытуемым как его собственное) и «принятые ошибки» (воспоминание ошибочно опознается как принадлежащее испытуемому). Депрессивные симптомы положительно влияли на высоту частоты псевдо-воспоминаний (принятие ошибки). Это вполне согласуется с данными о том, что у депрессивных испытуемых проявляется избегание неприятных мыслей, что приводит к появлению сверх-общих, т.е. неспецифических воспоминаний.
      Влияние личностных черт на специфику автобиографической памяти удалось найти только с применением функционального подхода, о котором будет идти речь далее. Таким образом, была установлена связь самооценки и регуляционной функции автобиографической памяти. Группе исследуемых навязывали плохое настроение, и затем просили вспомнить событие их жизни. Обнаружилось, что при свободном воспроизведении любого события, испытуемых с высокой самооценкой актуализировали более позитивные воспоминания, что приводило к улучшению настроения. В то же время, когда инструкция была более директивной и призывала вспомнить какое-то конкретное событие, то различий между группами с разной самооценкой не обнаружилось. Таким образом, можно говорить о том, что автобиографическая память может выполнять саморегуляционную функцию, на которую оказывает влияние самооценка личности испытуемого. В отечественной психологии есть опыт проведения исследования, нацеленного на выявление роли самооценки в функционировании автобиографической памяти. Данное исследование было проведено Г. Ю. Мосоловой, В. В. Нурковой. Испытуемые заполняли анкету, в которой указывали, частоту воспоминаний детских событий, их степень влияния на жизнь, количество повествования другим людям об этих событиях и т.д. Было обнаружено, что испытуемые, часто обращающиеся к событиям собственного детства, характеризуются низким уровнем самопринятия и саморуководства. В то же время, стремление рассказывать о своем детстве другим людям коррелирует с высоким уровнем самоценности личности и отраженного самоотношения [15; 35].
      В психологической науке проводились исследования, пытающиеся выяснить наличие или отсутствие влияния нейротизма на особенности функционирования автобиографической памяти. Высокий уровень нейротизма (опросник NEO) у студентов не связан с актуализацией негативных воспоминаний, и даже не увеличивал скорость их припоминания. В другой работе были получены данные, которые так же подтвердили отсутствие влияния уровня нейротизма на особенности воспоминаний. Испытуемые с социофобией актуализировали немного больше негативных воспоминаний, но эти различия были статистически незначимы. 
      Между тем иные исследования, проведенные на пожилых людях, показывают связь личностных черт с функциями автобиографической памяти. Так, нейротизм связан с использованием воспоминаний в целях самоопределения, для размышления о негативном прошлом. Такое качество, как «открытость опыту» связана с мысленным воспроизведением, показывающие предопределение жизни и смерти, а именно использующими экзистенциальную функцию автобиографической памяти. Кроме того, имеются данные, что черта «открытость чувствам» связана со степенью доверия к точности своих воспоминаний. Экстраверсия связана с коммуникативной функцией автобиографической памяти (воспоминания об общении, об уехавших любимых людях). Таким образом, можно говорить о том, что существует связь личностных особенностей с функциональными составляющими автобиографической памяти. Иначе можно говорить об индивидуальном своеобразии автобиографической памяти. К аналогичным выводам пришли В. В. Николаева, Г. А. Арина и Н. Н. Каюкова [29]. 
      Они выявили возможные «способы работы с прошлым», и определили их связь с клинической симптоматикой людей. Было показано, что специфика автобиографической памяти соответствует специфике симптоматики. У депрессивных больных – идет фиксация негативного значения событий, ощущение «потери себя»; драматизация событий, акцентирование болевого опыта и т.д. У истерического больного воспоминания носят «детский» характер; передается только внешняя сторона событий, без интерпретации; они приукрашивают события, игнорируют трудности и т.д. Для обеих групп больных характерны явления зацикленности времени, субъективной остановки жизни, – тогда как рассказы здоровых людей ориентированы, прежде всего, хронологически. Ю. А. Немова в своих работах представляет интересные результаты по специфике автобиографической памяти у больных с юношеской депрессией и шизоаффективным психозом [29]. Во-первых, искажения автобиографической памяти своеобразны и сопоставимы с картиной болезни; во-вторых, автобиографическая память нездоровых людей имеет качественные отличия от автобиографической памяти здоровых испытуемых (например, автором был выделен феномен «сужение ближайшего прошлого» – опустошенность временных интервалов, относящихся к периоду болезни и 2-3 лет до нее; тогда как у здоровых, напротив, наблюдается пик воспоминаний – так называемая оперативная составляющая автобиографической памяти). Эти уникальные клинические данные не могут быть впрямую сопоставлены с другими работами, проведенными на здоровых людях. Однако, они подтверждают воздействие личностных качеств на характерные черты автобиографической памяти.
      Сильнейшее влияние на многие аспекты нашей жизни и психики оказывает культурная среда. Исследования показывают, что и автобиографическая память несет на себе «отпечаток культуры». В процессе проведения сравнительного исследования мысленных воспроизведений взрослых американцев европейского и китайского происхождения обнаруживаются существенные содержательные различия. Американцы показали больше воспоминаний об уникальном опыте и событиях, заостряя внимание на своих переживаниях, и выделяя свою роль в событии, тем самым насыщая свой рассказ подробностями. Американские дети в своих автобиографических характеристиках предлагают вниманию наиболее подробное описание, используя временные маркеры, описания (прилагательное, наречия), а также «внутреннюю речь» (слова, указывающие на внутренние когнитивные и эмоциональные процессы). Китайцы более склонны к сжатым воспоминаниям о рутинных, повторяющихся событиях, в своих рассказах большое внимание уделяют социальным взаимодействиям и «значимым другим». Также они чаще американцев обращались к событиям прошлого, чтобы выразить этические смыслы, акцентировать моральные аспекты. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что люди разных культур неодинаково строят свои повествования при воспоминаниях. Авторы полагают, что найденные различия связаны со шкалой социальной вовлеченности: независимость-взаимозависимость. Они связывают культурное влияние с самоопределяющей и директивной функциями автобиографической памяти [3]. 
      С целью изучения процесса передачи и закрепления культурных особенностей автобиографической памяти, было проведено исследование общения матери и ребенка (3-4 года). Сравнительный анализ европейских и корейских диад обнаружил, что европейские диады в три раза больше времени проводили в «memorytalk». Эти матери больше любили говорить о мыслях и чувствах – как детей, так и других людей. Корейские же акцентировали поведенческие ожидания и социальные роли [3].
      На особенности воспоминаний оказывает влияет не только культурная среда, но и язык, на котором происходит воспоминание и воспроизведение. Работа, проведенная на русско-американских билингвах, показывает, что язык может влиять на когнитивные стили: говоря на языке, предполагающем более индивидуалистическую культуру, билингвы продуцируют более индивидуалистические автобиографические рассказы. Говоря же на языке, связанном с более коллективистической культурой, они продуцируют более коллективистические нарративы, – независимо от языка кодирования или основного содержания рассказа. Интересно то, что билингвы выражают более интенсивные эмоции, когда рассказывают о событии на том же языке, на котором они говорили, когда это событие происходило. И наоборот, рассказывая о событии «на другом языке», они испытывают нечто вроде чувства «отчуждения». Можно выдвинуть предположение, что воспоминания и самоописания у испытуемых-билингвов опосредуются языком, фукционирующим как культурное средство, которое передает культурные различия и влияет на когнитивные стили и личность. Близкие по смыслу данные были получены и в другом исследовании: воспоминания из ранней юности и детства, произошедшие в «стране происхождения» более многочисленны, и они сильнее эмоционально окрашены, если испытуемый рассказывает о них на родном языке. Между тем, испытуемые ощущали субъективную трудность в том случае, когда событие произошло в одной языковой среде, а рассказывать о ней приходилось на другом языке, а воспоминания продемонстрировали также большую чувствительность к искажениям, если они были актуализированны на другом языке [36].
      Многие общеизвестные феномены автобиографической памяти имеют также культурную опосредованность. Бернтсен и Рубином была выдвинута гипотеза, что данные феномены автобиографической памяти связаны не с индивидуальной хронологией событий респондента, но с тем, что он ожидает, что именно в этот период времени в его жизни имеют место судьбоносные события. Для выявления типичных жизненны.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44