- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Факторы, влияющие на совокупный спрос и совокупное предложение в условиях российского рынка
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K011116 |
Тема: | Факторы, влияющие на совокупный спрос и совокупное предложение в условиях российского рынка |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» Улан-Баторский филиал КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Макроэкономика» на тему «Факторы, влияющие на совокупный спрос и совокупное предложение в условиях российского рынка» Выполнил студент 1 курса очной формы обучения направления «Экономика» Тумат Шагдыр Научный руководитель: Немова А.В. Монголия, 2017 Оглавление ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. Макроэкономическое равновесие во взаимодействии с совокупным спросом и совокупным предложением 5 1.1 Действия ценовых и неценовых факторов на совокупный спрос и совокупное предложение 5 1.2 Государственные закупки товаров и услуг 10 Глава II. Анализ равновесного объема производства дохода и занятости 12 2.1. Особенности равновесия совокупного спроса и совокупного предложения 12 2.2 Трансформация производственных возможностей страны 18 2.3 Анализ организационно-правовых норм, влияющих на совокупный спрос и совокупное предложение. 22 2.4 Анализ макроэкономического равновесия 25 Глава III. Перспективы управления совокупным спросом и совокупным предложением. 27 3.1. Инструментарные средства воздействия на потребительский спрос и потребительское предложение для устойчивого развития российской экономики. 27 3.2. Определение приоритетных направлений подъема национального хозяйства в посткейнсианских теориях. 28 Список использованной литературы: 31 ВВЕДЕНИЕ Новая модель регулирования экономики, предложенная английским экономистом Д. Кейнсом в книге «Общая теория занятости, процента и денег», появилась как ответ на те неотложные проблемы, которые поставила жизнь перед экономистами. Д. Кейнс подверг резкой критике классические представления о саморегуляции рынка, о том, что производство само создает потребление, и поэтому рынок не нуждается в каком-либо вмешательстве со стороны государства. Напротив, он утверждал, что только благодаря государственному регулированию можно обеспечить выход из так называемой Великой депрессии 30-х годов. Основная идея его теории заключается в том, чтобы увеличить реальный объем производства и ликвидировать его спад через расширение государственных расходов и снижение налогов. Такие расходы значительно увеличат совокупный спрос и тем самым будут способствовать подъему производства и оживлению экономики. Поскольку макроэкономика изучает не отдельные элементы и процессы экономической системы, а их совокупность в целом, постольку она оперирует агрегированными переменными. К ним относятся совокупные цены, или, точнее, уровень цен, а также совокупный объем товаров или реальный объем внутреннего или национального производства. В рыночных условиях, когда совершаются миллиарды сделок купли-продажи на товарном рынке, для анализа их влияния на совокупный спрос и совокупное предложение товаров должны быть представлены и совокупные цены, что можно осуществить на основе их агрегирования. Актуальность данной темы состоит в том, что в период глубокого экономического кризиса в России всех волнуют экономические проблемы. То и дело слышатся слова «инфляция», «курс рубля» и тому подобные экономические термины. Цель курсовой работы – выявить на примере российского рынка основные факторы, действующие на модель ADи AS. Предметом исследования является факторы, влияющие на совокупный спрос и совокупное предложение. Объектом изучения являются совокупный спрос и совокупное предложение. Задачи: -раскрыть зависимость макроэкономического равновесия от совокупного спроса и совокупного предложения -определить факторы, влияющие на совокупный спрос и совокупное предложение -проанализировать на примере одного предприятия уровень производства при ценовых и неценовых факторах, влияющих на совокупное предложение -провести анализ равновесного объема производства дохода и занятости населения -выявить особенности равновесия совокупного спроса и совокупного предложения в России -проанализировать организационно-правовые нормы, влияющих на совокупное предложение -определить перспективы управления совокупным спросом и совокупным предложением -рассмотреть инструментарные средства воздействия на потребительский спрос и потребительское предложение для устойчивого развития российской экономики -определить приоритетные направления подъема национального хозяйства в посткейнсианских теориях. AD и AS могут быть представлены как общая сумма, соответственно индивидуальных спросов и предложений во всей экономике страны, то есть мы должны объединить тысячи отдельных цен – на зерно, персональные компьютеры, коленчатые валы, бриллианты, нефть, духи и т.д. в единую совокупную цену, или уровень цен. Мы также должны собрать равновесное количество отдельных товаров и услуг в единое целое, которое называется реальным объемом национального производства. ГЛАВА I. Макроэкономическое равновесие во взаимодействии с совокупным спросом и совокупным предложением 1.1Действия ценовых и неценовых факторов на совокупный спрос и совокупное предложение Функционирование рыночного механизма не просто устанавливает равновесие между спросом и предложением на всех рынках товаров, услуг и факторов производства, но и обеспечивает оптимальное развитие экономической системы в целом. Ранее упрощенно предполагалось, что достижение рыночного равновесия происходит на отдельных локальных (частичных) рынках сравнительно независимо и автономно. Тесно связанными между собой являются функциональные рынки потребительских и инвестиционных товаров, финансовые рынки и рынки труда, рынки научно-технических разработок и информации. Все они объединены ограничением на совокупный доход. В связи с этим в любой национальной экономике возникает необходимость постоянно синхронизировать во времени и экономическом пространстве меры и действия, направленные на развитие и регулирование всех рынков, активно формировать их адекватную структуру. Совокупный спрос– это реальный объем национального производства, которые потребители, предприятия и правительство изъявляют готовность купить при любом возможном уровне цен. Наряду с построением структурированных по рынкам моделей общего экономического равновесия в последние десятилетия особое развитие получил подход, подробно рассматривающий условия обеспечения равенства между совокупным спросом AD и совокупным предложением AS в национальной экономике. Прежде чем перейти к подробному рассмотрению AD – AS – анализа при решении проблем общего экономического равновесия, сформулируем понятия совокупного спроса и совокупного предложения с учетом факторов, их определяющих. Их взаимодействие определяет динамику и пропорции воспроизводства, в том числе цен, заработной платы, налогов, денежного обращения и т.п. Совокупный спросAD–это потребность, представленная на рынке в денежной форме населением, предприятиями и государством. Методически целесообразно AD подразделить на четыре группы, в соответствии с распределением совокупного спроса по секторам экономики: · Потребление C – совокупный спрос домохозяйств; · Инвестиции I – спрос на капитальное оборудование со стороны предпринимателей; · Государственные закупки G – спрос на товары и услуги со стороны государства; · Чистый экспорт X – разность между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на иностранные товары. Иными словами, AD равен общей сумме спросов за конечную продукцию: AD=C+I+G+X Теперь рассмотрим факторы, которые, определяя конкретный спрос на отдельный товар, в то же время оказывают воздействие и на уровне целостной экономики. Если доход покупателя возрастает, то его спрос на конкретный товар также увеличивается. Одна из фундаментальных пропорций макроэкономики состоит в том, что стоимостная величина всех продаж за определенный период времени должна равняться произведению предложения денег на число оборотов этих денег между всеми секторами экономики за период. Иными словами, если в течении года вся денежная масса совершит 5 полных оборотов, т.е. каждая денежная единица в среднем пять раз пройдет из одного сектора экономики в другой, то объем годовых продаж конечных товаров в стране будет равен: 5 х предложение денег. Число полных оборотов денег называется скоростью V продаж конечных товаров. В нашем примере V=5 оборотов в год. Будем условно считать, что предложение денег М=200 млрд. ден. ед., тогда: МхV= 200х5=1000 млрд. ден. ед. = стоимости всех продаж конечных товаров за год; МхV – уровень цен х Q = ВНП, где Q – объем товаров и услуг, произведенных в течении года. Окончательно имеем: МхV = PхQ, где Р – уровень цен. Из этого равенства можно сделать вывод о том, что величина валового национального продукта может увеличиваться только в случае изменения либо предложения денег, либо скорости их оборота. Если ВНП возрастет, то при каждом уровне цен будет предъявляться совокупный спрос на большое количество товаров и услуг, т.е. увеличится совокупный спрос. Следовательно, кривая спроса AD займет положение A1-D1, т.е. сместиться вправо. Аналогично падение ВНП приведет к уменьшению совокупного спроса и сдвигу кривой AD влево. Таким образом, можно сделать вывод, что на совокупный спрос влияют величина денежной массы и скорость обращения между секторами экономики. AD является функцией М и V; AD =f(М, V). Влияние всех других факторов (инфляционные ожидания, вкусы потребителей, цены на товары-заменители) на совокупный спрос, в конечном итоге, можно свести к изменениям денежной массы и скорости обращения. Итак, на уровень совокупного спроса, т.е. на положение кривой AD, оказывают воздействие только два основных фактора – M и V. Совокупное предложение AS определяется количеством материальных благ и услуг, которые предприниматели предлагают на рынке. При этом они стремятся достичь потенциального объема производства, поскольку любая экономическая система стремится к такой цели. Но это определяется размером производственных затрат, среди которых важное место принадлежит труду и капиталу. В таком случае совокупное предложение может быть приравнено к величине ВНП. AS = ВНП = уровень цен х Q; AS = зарплата+рента+процент+прибыль Кривая совокупного предложения ведет себя по-разному в краткосрочном и долгосрочном периодах. Кривая совокупного предложения в краткосрочном периоде, обычно в течении года, плавно поднимается вверх, показывая, что при росте спроса фирмы также увеличивают цены и объем производства. Происходит это потому, что имеются временно фиксированные элементы затрат – зарплата, рента и т.п. Наиболее важной из этих временно фиксированных затрат является заработная плата. Таким образом, если потребители запросят больше товаров, фирмы в свою очередь реагируют повышением цен, получая высокие прибыли и производя больше продукции. В долгосрочном периоде изменение цен приводит к тому, что кривая совокупного предложения будет вертикальной, поскольку однажды фиксированная зарплата вскоре двинется вверх, реагируя на рост цен. В результате в долгосрочном периоде предприятия соответственно не будут увеличивать объем производства. Таким образом, в долгосрочном периоде кривая совокупного предложения примет вид вертикальной прямой, отражающей реальный объем ВНП, равный потенциальному объему. Форма кривой совокупного предложения имеет ключевое значение для определения объема производства в этих периодах. По мере удлинения сроков объем производства приближается к потенциальному, а краткосрочные его движения отражаются в основном в расходах. В долгосрочном периоде совокупный спрос становится менее важным фактором для реального объема производства. Если линия совокупного предложения вертикальна, реальный объем производства определяется единственно уровнем потенциального объема производства. Совокупный спрос изменяет уровень цен, но не уровень реального объема ВНП.Исходя из этого, нетрудно понять, что главная задача правительства на макроуровне – правильно определить факторы, влияющие на совокупный спрос и совокупное предложение, и принятьсоответствующие меры. Более высокие уровни цен создают стимулы для производства дополнительного количества товаров и предложения их для продажи. Более низкие уровни цен вызывают сокращение производства товаров. Поэтому зависимость между уровнем цен и объемом этому зависимость между уровнем цен и объемом национального продукта, который предприятия выбрасывают на рынок, является прямой, или положительной. Форма кривой совокупного предложения отражает изменение издержек на единицу продукции при увеличении или уменьшении объема национального производства. Издержки на единицу продукции можно рассчитать путем деления производства при полной занятости» – это скользкие понятия. Это справедливо не только потому, что рабочий день и размеры рабочей силы иногда можно увеличить сверх нормальных пределов. Рис.2 Кейнсианская модель Кейнсианская модель AS рассматривает функционирование экономики в краткосрочном периоде.(Рис.2) Анализ AS в этой модели базируется на следующих предпосылках: экономика функционирует в условиях неполной занятости; цены и номинальная зарплата относительно жесткие; реальные величины относительно подвижны и быстро реагируют на рыночные колебания. Таким образом, объем AS в краткосрочном периоде зависит главным образом от величины AD. В условиях неполной занятости и жесткости цен колебания AD вызывают прежде всего изменение объема выпуска и лишь впоследствии смогут отразиться на уровне цен. 1.2 Государственные закупки товаров и услуг Государственные закупки — конкурентная форма размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд по заранее указанным в документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности. Государственный или муниципальный контракт заключается с победителем — участником закупки (поставщиком), подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены наилучшие условия. Основным нормативно-правовым актом (НПА), регламентирующим процедуры госзакупок в Российской Федерации, является Федеральный закон № 44-ФЗ от 05 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Главными критериями для проведения государственных закупок можно назвать следующими: -справедливость и равенство по отношению к участникам торгов. Всем поставщикам, которые принимают участие в конкурсе, предоставляются равные права, возможности участия и равный доступ к информации. -открытость и прозрачность. Госзаказчик обязан публиковать всю информацию о ходе проведения торгов на сайте государственных закупок и давать извещение в СМИ о мероприятиях, связанных с закупками. -эффективное использование государственных средств. Товары и услуги должны приобретаться за минимально возможные средства. Практика показывает, что уже сейчас, благодаря открытому размещению заказов на сайте госзакупок, удается оптимизировать расходы бюджета. -ответственность. Должна вестись строгая отчетность по госзакупкам и обосновываться причины, по которым выбран тот или иной исполнитель. В случае сговора ответственность будут нести обе стороны, при этом исполнитель попадает в реестр, где указаны недобросовестные поставщики. Контроль за проведением тендера осуществляет ФАС. Для наглядности примера ниже приведена таблица госзакупок по заключенным контрактам согласно №44-ФЗ(94-ФЗ) за последние годы в Российской Федерации. Уровень государственных закупок по заключенным контрактам 2013 млн руб. 2014 млн руб. 2015 млн руб. 2016 млн руб. 5 894 807,7 5 508 479,6 5 462 389,9 5 426 637,4 Таблица 1 Согласно данным в таблице (таб.1), уровень госзакупок по заключенным контрактам с годами снижается. Помимо критериев для проведения государственных закупок существуют общие принципы организации государственных закупок: 1) Во многих документах, которые регулируют государственные закупки, речь идет о том, что отличительной чертой государственных закупок от частных является осуществление закупок на деньги налогоплательщика, а не на свои собственные. На средства налогоплательщика приобретаются и используются товары и услуги для его пользы. При этом существуют бюджетные ограничения. Окончательный бюджет на госзакупки и все его дальнейшие изменения утверждаются законодательным органом. Эффективное расходование бюджета – один из важнейших принципов госзакупок. Государство обязано произвести всестороннюю оценку выгод от приобретения того или иного товара. Например, автомобиль импортного производства дороже, чем отечественного, но его обслуживание много дешевле. Поэтому в конечном итоге, приобрести «иномарку» становится целесообразнее. При этом ни в коем случае нельзя забывать о том, что покупка отечественного автомобиля – вложение денег в отечественную экономику. Только рассмотрев этот вопрос со всех сторон, государство принимает решение о закупке. 2) Принцип равноправия и справедливости ко всем поставщикам. Этот принцип в России осуществляется путем предоставления равных возможностей участия в госзакупках всем поставщикам – унитарным предприятиям и обществам с ограниченной ответственностью, предприятия, принадлежащие российским гражданами открытым акционерным обществам с иностранным капиталом. Конечно, государство устанавливает довольно жесткие требования к качеству товара, наличию лицензий для того, чтобы поставлять товары и услуги мог никто угодно, а надежные поставщики с хорошим качеством продукции. Например, опыт работы поставщика в определенной области должен быть от 3 до 5 лет, а объем продаж на уровне 500-1000% от объема государственного контракта, высокие требования к квалификации персонала и качеству специального оборудования. Стоит отметить интересный момент – использование торговых и фирменных наименований, ссылок на лицензии и патенты. Использование таких ссылок недопустимо, так как это ограничивает конкуренцию между поставщиками. Например, нельзя в наименовании закупки лекарств указывать: «Аспирин UPSA», нужно «Ацетилсалициловая кислота». 3) Принцип открытости и прозрачности выражается в проведении конкурсов, публикации информации и объявлений. Объявление о проведении открытых конкурсах должно быть размещено в специальных изданиях (в России – «Конкурсные торги»). 4) Принцип подотчетности. Вся письменная отчетность по важным этапам осуществления закупок и принимаемых решений предоставляется заинтересованным органам (проверяющим, общественным организациям, СМИ). 5) Принцип ответственности. Все органы государственной власти, отдельные чиновники несут административную, гражданскую и уголовную ответственность. Контроль за федеральными и государственными закупками осуществляет федеральная антимонопольная служба – ФАС, и в случае сговора при осуществлении госзакупки ответственность несут обе стороны – закупщик и поставщик. Поставщик в данном случае попадает список недобросовестных поставщиков. Глава II. Факторы, влияющие на совокупный спрос и совокупное предложение 2.1. Особенности равновесия совокупного спроса и совокупного предложения Макроэкономическое, или общее экономическое, равновесие (ОЭР) - такое состояние национальной экономики, когда существует совокупная пропорциональность между: наличием ресурсов и их использованием (в частности, наличием рабочей силы и ее занятостью); объемами производства и потребления; материальными и финансовыми потоками, сбережениями и инвестициями. Иначе говоря, это оптимальная реализация совокупных социально-экономических интересов в обществе. Здесь можно привести сравнение со здоровым «экономическим кровообращением», в котором нет явлений распада, вызываемых «болезнями» экономики, - инфляцией, безработицей и т.п. Идея такого равновесия очевидна и желаема для общества, поскольку на практике она означала бы достаточно полное удовлетворение потребностей всех членов общества без излишне затраченных ресурсов и нереализованного продукта. Однако способы достижения такого экономического идеала различны при тех или иных моделях экономических систем, что во многом зависит от степени осознания этой идеи обществом на теоретическом и практическом уровнях. Цель макроэкономического анализа состоит в оценке степени равновесности экономики, а его предпосылкой выступает агрегировании показателей. Например, речь идет не об индивидуальном спросе и предложении одного конкретного товара, а о совокупном агрегированном показателе спроса - совокупной массе товаров и услуг, произведенных национальной экономикой за определенный период, выраженной не в натуральных величинах, а в стоимостном измерении. Совокупное предложение товаров и услуг при равновесном состоянии балансируется совокупным спросом и представляет собой валовый национальный продукт общества. По сравнению с индивидуальным спросом и предложением это качественно новые категории, изучение которых позволяет вскрыть взаимосвязи, закономерности и тенденции развития экономики в целом. Равновесный национальный продукт обеспечивается установлением равновесной совокупной цены на произведенный продукт, что осуществляется в точке пересечения кривых совокупного спроса и совокупного предложения. Достижение равновесного объема производства в условиях всегда существующей ограниченности ресурсов является целью национальной экономической политики. Все основные проблемы общества так или иначе связаны с несовпадением совокупного спроса и совокупного предложения. Дефицитность и разбалансированностъ административно-командных систем, например, в бывшем СССР, обусловливались большим опережением совокупного спроса, особенно на товары широкого потребления. Это было связано с системой централизованно устанавливаемых фиксированных цен, а значит, с неспособностью экономического механизма уравновесить спрос и предложение на товарных рынках. Для оценки макроэкономического равновесия используются агрегированные показатели, рассчитанные на базе валового национального продукта. Поскольку ВНП как измеритель валового объема производства не учитывает ту часть годового производства, которая необходима для замещения инвестиционных товаров, вместо валового национального продукта рассматривается чистый национальный продукт (ЧНП), отражающий более реальную картину текущего годового производства. Он представляет собой чистый результат экономической деятельности страны, т.к. стоимость износа основного капитала представляет по сути затраты на производство. В связи с этим показатель ЧНП более точно характеризует состояние национальной экономики. Показатели национальных счетов на базе ВНП являются основными для составления макроэкономических моделей и пропорций, поэтому важно знать, какие факторы определяют их величину и динамику. Различные подходы к описанию поведения экономических субъектов обусловливают наличие в современной экономической теории альтернативных моделей равновесия и использование различных моделей функционирования национальной экономики. К числу наиболее распространенных относятся неоклассический и неокейнсианский подходы к моделированию макроэкономического равновесия. Неоклассическая модель утверждает, что рыночный механизм с гибкими процентными ставками и ценами постоянно направляет экономику к состоянию равновесия при полной занятости. Превышение предложения над спросом на рынке труда (безработица) или на рынке благ (кризис перепроизводства) возможно лишь как временное явление и связано с отклонением цен от их равновесных значений. К числу такого рода моделей относятся, например, модель создателя теории общего экономического равновесия, швейцарца Л. Вальраса и модель известного американского ученого В. Леонтьева («затраты-выпуск»). Общее равновесие в этих моделях складывается из совокупности микроравновесий на отдельных рынках (модель Л. Вальраса) и межотраслевого баланса между фазами воспроизводства (модель В. Леонтьева). Модель Л. Вальраса при всей ее значимости для определения экономических тенденций и выявления функциональных зависимостей все же рассматривается в настоящее время как некая идеальная модель, возможная лишь для рынка совершенной конкуренции. Далее эти модели получили свое развитие в моделях известных экономистов и социологов - В. Парето, Д. Хикса и др. - уже на основе синтеза классического и кейнсианского подходов. Такой синтез позволил снять некоторую ограниченность классических моделей, на которую указал Кейнс в своей работе «Общая теория занятости, процента и денег». Объектами критики послужили, в частности, равновесные цены, гибкие процентные ставки, гибкие ставки зарплаты, которые в соответствии с классической теорией должны быстро обеспечивать равенство спроса и предложения на всех рынках - товаров, капитала и труда. Кроме того, в неоклассической модели денежный рынок объявляется нейтральным по отношению к реальному рынку - количество денег в обращении не влияет на равновесные значения параметров макроэкономического равновесия, а меняет лишь их номинальное значение. Из неоклассической модели вытекает, что государству нет необходимости вмешиваться в экономические процессы. Великая депрессия 1929-1933 гг. поколебала эти воззрения, поскольку они не могли объяснить причины кризиса столь разрушительной силы, когда 1/4 населения в 1933 г. находилась без работы, а реальный ВНП был на 30% ниже уровня 1929 г. Классическая теория утверждала, что национальный доход зависит от предложения факторов производства и технологий, но эти переменные не претерпели существенных изменений в период с 1929 по 1933 гг. После Великой депрессии многие экономисты пришли к выводу, что новая модель нужна не только для того, чтобы объяснить развернувшийся глубокий кризис, но и для того, чтобы предложить меры государственной политики, которые могли бы обеспечить большую устойчивость экономики. Так появилась знаменитая работа Дж.М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег», революционизировавшая экономическую науку и предложившая новые теоретические и практические подходы к обеспечению макроэкономического равновесия. Сторонники кейнсианского подхода к определению равновесия, в отличие от неоклассиков, рассматривают рыночное хозяйство в условиях несовершенной конкуренции, т.е. учитывают различные факторы искажающие «идеальный» рынок. По мнению кейнсианцев, в краткосрочном периоде цены на блага и факторы производства не являются идеально чувствительными к изменению спроса (так же, как и процентные ставки), поэтому в течение какого-то периода они остаются постоянными. В этом случае происходит не ценовое, а количественное приспособление к новому равновесию через действие мультипликатора. Согласно точке зрения Кейнса, равновесный уровень ЧНП в краткосрочном периоде в большей мере зависит от эффективного спроса, а не только от совокупного предложения (капитала, труда и технологии), как считали классики экономической теории. Основной вывод кейнсианской теории состоит в отрицании автоматического регулирования ставки процента и соотношения цен и заработной платы, т.е. в отсутствии механизма, гарантирующего полную занятость. Следовательно, экономика не может развиваться устойчиво сама по себе, а требует определенного регулирующего вмешательства со стороны государства с целью обеспечения сбалансированности экономических интересов. Таким образом, неоклассический подход справедлив для рассмотрения экономических процессов в долгосрочном периоде, тогда как кейнсианская модель описывает условия краткосрочного макроэкономического равновесия. Современная экономическая теория примиряет обе точки зрения: неоклассический синтез в модели совокупного спроса (АD) и совокупного предложения (АS). Эта синтетическая модель иллюстрирует процесс установления макроэкономического равновесия путем взаимного приспособления совокупного спроса к совокупному предложению на основе взаимодействия всех рынков - товарного, денежного, труда и капитала. Она дает основу для анализа экономических колебаний как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах, а также для выработки необходимой экономической политики. Рассмотрим основные условия и соответствующие им простейшие модели равновесия, на базе которых строится его синтетическая модель. В самом общем виде экономическое равновесие - это соответствие между имеющимися ограниченными ресурсами (земля, труд, капитал, деньги), с одной стороны, и возрастающими (неограниченными) потребностями общества - с другой. Рост общественных потребностей, как правило, опережает необходимое увеличение экономических ресурсов. Поэтому обычно равновесие достигается посредством либо ограничения потребностей (платежеспособного спроса), либо расширения мощностей и оптимизации использования ресурсов. Как отмечалось ранее, для анализа на макроуровне можно выделить частичное и общее равновесие. Частичное равновесие - количественное соответствие двух взаимосвязанных макроэкономических параметров или отдельных сторон экономики (например, равновесие производства и потребления, товарной и денежной массы, доходов и расходов бюджета, спроса и предложения и т.п.). Общее экономическое равновесие (ОЭР) означает соответствие и согласованное развитие всех сфер экономической системы. Наиболее важными предпосылками ОЭР являются: - соответствие общенациональных целей имеющимся экономическим возможностям; - оптимальное использование всех экономических ресурсов - рабочей силы, денег, основных фондов или обеспечение нормального уровня занятости и допустимых резервов мощностей без изобилия простаивающих мощностей, чрезмерной денежной эмиссии, массовой безработицы, нереализованных товаров, равно как и чрезмерного напряжения ресурсов; - приведение структуры производства в соответствие со структурой потребления (например, отсутствие нормальных ценовых пропорций в Российской Федерации между промышленностью и сельским хозяйством обусловило отставание последнего и возникновение продовольственной проблемы, а непродуманная политика индустриализации породила несоответствие между первым и вторым подразделениями общественного производства - производством средств производства и производством предметов потребления); - соответствие совокупного спроса и совокупного предложения всех четырех типах рынков - товаров, труда, капитала и денег. Указанные условия ОЭР описываются с помощью соответствующих математических моделей, основными из которых являются следующие: - модель Ж.-Б. Сэя; в которой макроэкономическое предложение товаров балансируется совокупным спросом: АS = АD, где АS —совокупное предложение; АD — совокупный спрос; - модель «национального счета» страны, в которой объем совокупных национальных расходов равен национальному доходу: АЕ = N1, где АЕ — объем национальных расходов, N1 — национальный доход; - модель равновесных капиталовложений (инвестиций) и сбережений в экономике, в которой равновесие между совокупным спросом предложением товаров есть следствие и результат баланса инвестиций и объема сбережений населения: S = I, где S — общие сбережения, I— общие инвестиции; - модель IS—LМ, учитывающая в рассмотрении ОЭР денежный рынок и определяющая сдвиг кривой совокупного спроса под влиянием спроса и предложения денег (L — ликвидность, М— деньги). Итак, макроэкономическое равновесие предполагает соответствие совокупного спроса (АD) и совокупного предложения (AS). На макроуровне пересечение кривых АD и АS (рисунок 3.5) определяет общий равновесный уровень цен (Р) и равновесный объем выпуска продукции всей экономики (Q). Значение N1 в денежном выражении в таком случае равно произведению объема производства Q на величину обще уровня цен Р. Расширение совокупного спроса приведёт к существенному увеличению производства ВВП до уровня Q2, сократится безработица без повышения цен. На классическом отрезке рабочая сила и производственные мощности используются полностью и увеличение совокупного спроса от AD5 до AD6 окажет воздействие только на уровень цен, они возрастут до P5. На промежуточном отрезке расширение совокупного спроса от AD3 до AD4 приведёт к увеличению объёма реального ВВП с Q3 до Q4 и повышению уровня цен с P2 до P3. Таким образом, увеличение спроса на промежуточном и классическом отрезках ведёт к росту уровня цен, то есть наблюдается инфляция. Когда совокупный спрос сокращается: – на кейнсианском отрезке произойдёт уменьшение ВВП, а уровень цен останется прежним; – на классическом отрезке реальный ВВП не изменяется, а уровень цен снизится; – на промежуточном отрезке уровень цен и ВВП должны бы сократиться, но с ценами этого может не произойти. Такой случай называется эффектом храповика. 2.2 Трансформация производственных возможностей страны На макроуровне моделью, которая характеризует редкость экономических ресурсов и ограниченность экономических благ является модель кривой производственных возможностью страны. Экономические ресурсы – все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые могут использоваться для производства товаров и услуг, т.е. благ. Виды ресурсов: материальные (земля, или сырьевые материалы, и капитал) и людские (труд и предпринимательская способность). Поскольку наши потребности безграничны, а ресурсы ограничены, мы не в состоянии удовлетворить все потребности. Приходится решать, какие товары и услуги необходимо производить, а от каких в определенных условиях следует отказаться. При этом возникает проблема рационального ведения общественного хозяйства. Эта проблема выбора всегда была и будет.Производственные возможности– возможности страны по производству экономических благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов при данном уровне технологий. Кривая производственных возможностей иллюстрирует четыре фундаментальных положения: 1. Ограниченность ресурсов. 2. Необходимость выбора. 3. Существование издержек упущенных возможностей. 4. Увеличение издержек упущенных возможностей с увеличением выпуска продукта. Двигаясь по границе производственных возможностей вправо вниз и изменяя таким образом структуру производства в пользу увеличения объемов товара X, приходится отказываться от все большего количества товара Y при росте выпуска товара X на единицу. Принятие решения о том, как производить, предполагает достижение эффективности в производстве, или технологической эффективности, т. е. производства товаров наиболее дешевым способом. Ответ на вопрос о том, для кого производить товары, как распределять произведенный продукт между членами общества, требует оптимального сочетания эффективности в распределении и справедливости. Эффективность в распределении считается достигнутой тогда, когда невозможно путем перераспределения благ повысить благосостояние одного человека, не уменьшая при этом уровня жизни другого. Этот принцип получил название эффективности по Парето. От принципов распределен....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: