- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Факторы, влияющие на спрос и предложение в условиях российского рынка
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W003883 |
Тема: | Факторы, влияющие на спрос и предложение в условиях российского рынка |
Содержание
АККРЕДИТОВАННОЕ НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: Микроэкономика на тему: «Факторы, влияющие на спрос и предложение в условиях российского рынка.» Выполнил: Студент 1 курса 02ЭКЗ5610 группы заочной формы обучения, Стельмахович Екатерина Александровна Руководитель: Грачева Юлия Васильевна МОСКВА 2017 г. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 5 1.1. Понятия совокупного спроса, совокупного предложения и макроэкономического равновесия 5 1.2. Факторы, влияющие на спрос и предложение 8 ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЫНКА ТРУДА) 14 2.1. Факторы спроса и предложения на рынке труда 14 2.2. Динамика заработной платы в российской экономике в результате взаимодействия спроса и предложения 18 2.3. Государственное регулирование заработной платы в России 27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37 ВВЕДЕНИЕ Последние два десятилетия существования современного российского общества характеризуются значительными преобразованиями в экономической, политической и духовно-нравственной сферах. Становление многоукладной экономики и существенная дифференциация доходов различных слоев населения приводят к появлению новых типов общественных отношений, возникновению социальных общностей со свойственными им иными взаимосвязями и структурой. Вусловиях современного экономического спада важно определить, какие основные внутренние факторы способствуют учащению кризисов и препятствуют устойчивому подъему, помимо санкционного противостояния и падения цен на энергоносители. По нашему мнению, в этом аспекте значимыми являются нынешняя система подоходного налогообложения физических лиц и сложившаяся дифференциация заработной платы, которые в перспективе будут все больше сдерживать экономическое развитие и провоцировать масштабные социальные конфликты. В настоящем времени в экономиках разных стран, в числе которых и экономика России, совершается трудный переход от плановых хозяйств к рыночным системам. Знания законов, принципов экономики позволяют познавать основные понятия рыночной экономики; понимать механизмы формирования рынков и ценообразования, подъемы и спады в экономике, особенности экономического поведения потребителей, рабочих, фирм и правительства страны; объясняют преимущества специализации и обмена на индивидуальных, региональных и международных уровнях и т. д. В связи с этим исследования макроэкономических закономерностей, где особое место принадлежит теории совокупного спроса (AD) и совокупного предложения (AS), а также проблеме равновесия рыночной системы и экономической эффективности является актуальным. Целью работы является анализ факторов, влияющих на спрос и предложение в условиях российского рынка. Исходя из данной цели, можно выделить следующие задачи работы: - раскрыть понятия совокупного спроса, совокупного предложения и макроэкономического равновесия - определить факторы, влияющие на спрос и предложение - проанализировать факторы спроса и предложения на рынке труда - проанализировать динамику заработной платы в российской экономике в результате взаимодействия спроса и предложения - раскрыть государственное регулирование заработной платы в России. Объектом исследования является рынок труда России, предметом – спрос и предложение на рынке труда. Данная тема в той или иной степени раскрыта в работах таких авторов как Аттали Ж., А.В. Рябов, Е.Ш. Курбангалеева, Бородай Ю. М., Добреньков В.И., Кравченко А.И., Мостовая И. В., Печчеи, А., Парсонс Т., Радаев В. В., Шкаратан О. И., Сорокин П., Гидденс Э., Горшков М.К., Дарендорф Р., Заславская Т.И., Кузьмич А., Леге, Ж., Смелзер Н., тем не менее, данным разработкам нехватает системности и комплексности. В работе систематизированы основные теоретические подходы к изучению вопросов в области оплаты труда отечественных и зарубежных ученых на различных стадиях социально-экономического развития общества. Определены особенности заработной платы в планово-централизованной и рыночной экономике. Обоснована необходимость рассмотрения теорий заработной платы различных экономических школ для более глубокого понимания ее сущности, функций и принципов организации. Представлены выводы автора, определяющие возможные направления исследований по затронутой проблематике. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1.1. Понятия совокупного спроса, совокупного предложения и макроэкономического равновесия Взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения, которые являются основой жизни в рыночной экономике, помогает дать ответы на вопросы, что производить, для кого производить и по какой цене продавать произведенные товары, чтобы извлекать необходимый объем прибыли для дальнейшего развития экономики. Категория совокупного спроса состоит в зависимости между количеством произведенной продукции, на которое предъявляется покупательский спрос, и общим уровнем цен1. Совокупный спрос является шкалой, графически изображаемой в виде кривой, которая отражает различный объем товара или услуг, то есть реальный объем производства, который внутренний потребитель, фирма или правительство готов купить при любых возможных уровнях цен. Зависимость между общей суммой расходов на конечные блага и уровнем цен можно выразить графически (в системе координат (P; Y)) в виде кривой с отрицательным наклоном. Кривая совокупного спроса в макроэкономическом анализе строится с учетом обратной зависимости реального объема производства (реального ВВП или выпуска (Y) и уровня цен (Р) или дефлятора) (рис. 1). На обратную зависимость между уровнем цен и реальным объемом внутреннего продукта, который будет куплен, указывает нисходящая кривая совокупного спроса. В реальном объеме национального производства (объединение равновесного количества отдельных товаров и услуг в единое целое) совокупный спрос (AD) и совокупное предложение (AS) могут быть представлены как общая сумма соответственно индивидуальных спросов и предложений во всей экономике страны. Рис. 1. Кривая совокупного спроса2 Величина продукта (объем выпуска), реально производимого всеми производителями в экономической системе при определенном уровне цен, получила название совокупное предложение. Модель совокупного предложения графически (в системе координат (Р; Y) можно представить в виде кривой с положительным наклоном, которая показывает уровень производства реального внутреннего продукта при любом возможном уровне цен (рис. 2)3. Закон совокупного предложения заключается в следующем: повышение уровня цен создает для предпринимателей стимулы производить и предлагать к продаже дополнительные объемы продукции, в то время как снижение уровня цен приводит к сокращению объема производства. Таким образом, уровень цен и объем реального продукта, который фирмы выбрасывают на рынок, находятся в прямой или положительной, зависимости друг от друга4. Рис. 2. Кривая совокупного предложения5 Макроэкономическое равновесие наступает только в том случае, когда происходит пересечение кривых совокупного спроса и совокупного предложения. Графически модель макроэкономического равновесия обозначают путем совмещения на одном графике кривой AD и AS. В модели AD–AS различные варианты макроэкономического равновесия рассматривают в условии неполной занятости и в условии инфляции в зависимости от того, на каких участках кривой совокупного предложения ее пересекают кривые совокупного спроса. В связи с различными теоретическими школами кривая AD может пересечкать кривую AS в трех точках (рис. 3). Рис. 3. Модель экономического равновесия6 В точке Е1 наблюдается макроэкономическое равновесие при неполной занятости без инфляции (т. е. без повышения уровня цен). В точке Е2 — равновесие при небольшом повышении цен и состоянии, близком к полной занятости. А в точке Е3 макроэкономическое равновесие в условиях полной занятости(Y*). Как показано на рис. 3, конкретные последствия увеличения совокупного спроса зависят от того, на каком отрезке кривой совокупного предложения — горизонтальном, промежуточном или вертикальном — находится в данный момент экономика. 1.2. Факторы, влияющие на спрос и предложение В курсе макроэкономики макроэкономическое равновесие является центральной проблемой. Прежде всего, это некий баланс в национальной экономике, возникающий между совокупным спросом и совокупным предложением. Другими словами, это ситуация, которая устраивает как потребителей, так и производителей, обе стороны довольны уровнем цен, существует сбалансированность и пропорциональность всех процессов, происходящих в экономике. Требования в рыночной экономике устанавливают определенные рамки производственных отношений. От того насколько грамотно будут выстроены эти рамки, будет зависеть не только производственно-хозяйственная деятельность предприятия, но и удовлетворение потребности потребителя в определенных экономических благах.7 Следует подчеркнуть, что актуальность выбранной темы заключается в поиске современных условиях консенсуса между производителем и потребителем продукции. Руководствуясь требованиями текущего дня необходимо опираться на потребность в совершенствовании процессов качественной составляющей производства любого экономического блага. Роль современного государства в регулировании данных отношений достаточно велика. Способствовать развитию субъектов общественного производства сегодня можно благодаря глубоким исследованиям потребностей конечного потребителя продукции. В настоящее время конъюнктура рынка характеризуется высокой динамичностью рыночной среды: значительное расширение ассортимента за счет появления товаров-новинок, товаров-заменителей, повышение требований покупателей к ассортименту и качеству товаров.8 В связи с этим возникает необходимость создания единой системы мониторинга спроса в целях выявления закономерностей его развития, потребительских предпочтений, а также более точного прогнозирования и максимального приближения планируемого ассортимента выпускаемых и реализуемых товаров к предъявляемому спросу населения. Еще с давних времен, когда только образовывались товарные рынки, многие производители товаров и услуг уже посчитали для себя нужным сделать акцент на поиске первичной необходимости для конечного потребителя. В результате этого возросла роль исследований конечного потребителя с целью формирования знаний о желаниях и возможностях покупателя. Недаром образовались институты изучения поведения потребителей и производителей, чтобы в дальнейшем плодотворным образом создать типичную модель поведения потребителя и производителя на отдельном взятом рынке. Исходя из рассмотрения концепции этой модели, становится ясно, что каждый потенциальный потребитель отдельно взятого товара или услуги, стремится максимизировать свою выгоду при минимальных затратах. Под максимизацией выгоды мы понимаем показатель полезности товара или услуги, а также показатель его предельной полезности. 9 Для создания благоприятных условий для совершенияпотребителем покупки товара, необходимо, прежде всего, вспомнить, что в первую очередь количество и качество предложения товаров и услуг играет в этом вопросе ключевую роль. Стоит остановиться и рассмотреть это подробнее. Предложение товаров и услуг зависит полностью от предъявляемого спроса конечным потребителем. Если потенциальный потребитель предъявляет определенному товару или услуги высокую планку качества, то в этом случае происходит перенаправление деятельности производителя выпускаемой продукции с низкого качества на высокое качество. Давайте рассмотрим факторы спроса на реализуемую продукцию производителя, в свою очередь они выступают и в качестве критериев покупателя при покупке товара или услуги: - первое, на что акцентирует внимание любой потенциальный покупатель товара или услуги – это цена. Цена определенного блага будет сигнализировать потребителю о его покупательской способности приобрести данное экономическое благо. – вторым фактором выступает качество экономического блага.Качество выпускаемой продукции играет немало важную роль в процессе реализации товара конечному потребителю. Человеческая природа такова, что всегда и при любых условиях, человек хочет получить только самыйкачественный товар. – третьим фактором в данной цепочке выступает экономичностьиспользования блага. Если рассматривать пристальным образом данный фактор спроса на товар или услугу, то нельзя не отметить, что потребитель даже после приобретения товара, выражает желание увеличивать свою выгоду от покупки определенного экономического блага. - особое внимание следует уделять, количеству полезного срока использования товара или услуги для конечного потребителя. 10 – замыкает группу представленных факторов – это эргономичность использования товара. Покупатель, выбирая товар для покупки, обращает свое внимание на такую его составляющую как удобство и комфорт от его использования. На самом деле, идеальная модель макроэкономического равновесия существует только теоретически, когда речь идет об экономике отдельной страны, то эта модель имеет большие отличия от идеальной. Приближенное к идеальному можно достичь тогда, когда интересы всех субъектов хозяйства всех отраслей и сфер экономики будут реализованы. Существует два основных индикатора, по которым определяется равновесие в национальной экономике: безработица и уровень инфляции. Зачастую, нарушение в какой-то определенной сфере или отрасли влечет за собой ряд проблем таких как: рост инфляции и безработицы, снижение валовой продукции и сокращение доходов населенияэто все, говорит о неустойчивости. В условиях равновесия, темп инфляции минимален и можно наблюдать только естественный уровень безработицы11. Как было сказано ранее, инфляция и безработица являются основными индикаторами, показывающие макроэкономическое равновесие. В следствие стихийных бедствий, резко возрастает уровень безработицы, большое количество людей остаются без крова и работы соответственно. Рост цен начинает резко расти и эта ситуация приводит к повышению темпа инфляции. Спрос на определенный вид товаров и услуг может возрасти, например как на основные продукты питания (хлеб, вода) и в то же время понизить спрос на другую продукцию. Пересечение кривых совокупного предложения и совокупного спроса уже не будет равновесной. Иногда, уходят месяцы и годы, чтобы привести экономику в изначальное положение. Рынок сводит продавцов и покупателей; равновесная цена и объем продаж устанавливаются в точке, где намерения продавцов и покупателей совпадают. Изменения в спросе или предложении, вызванные действием неценовых факторов (изменением потребительских предпочтений, ростом денежных доходов, введением дополнительных налогов и проч.), приводят в действие рыночные силы, благодаря которым равновесие на рынке устанавливается в новой точке. Рыночную экономику следует понимать, как экономику спроса в отличие от директивной плановой экономики, представляющей собой экономику предложения (к тому же, во многом принудительного). Именно в этом заключается кардинальная причина неэффективности плановой экономики. Потребитель был в ней всегда неполноценным субъектом, а удовлетворение потребностей зачастую носило суррогатный характер. Первое направление, исследующее механизм равновесия экономической системы, связано с классической экономической школой. Она зародилась на первых этапах развития капитализма. В тот период рынок медленно насыщался, не приводя к кризисам перепроизводства. Классики считали, что рынок способен сам, без экономических спадов восстанавливать равновесие.12 Неоклассическая точка зрения, т.е. точка зрения современных классиков, также состоит в том, что рыночная экономика не нуждается в государственном регулировании совокупного спроса и совокупного предложения. Эта позиция основана на представлении о рыночной системе как самонастраивающейся структуре. Кейнсианская модель общего экономического равновесия построена на принципах, отличных от постулатов классической школы. Она опирается на эмпирические данные, демонстрирующие, что экономика развивается не так гладко, как полагают классики, а заработная плата, цены и процентная ставка не настолько гибки, как хотелось бы. Сравним некоторые аспекты определения понятия макроэкономического равновесия с позиции модели Маркса и моделей макроэкономического равновесия. Выберем в качестве объекта сравнений определений теории Маркса и моделей макроэкономического равновесия модель AD-AS. Теория Маркса определяет, что состояние макроэкономического равновесия возникает при одновременном достижении состояния “микроэкономического равновесия” на всех отраслевых рынках, и предполагает выполнение равенства спроса и предложения при “ценах равновесия” или средних ценах, равных стоимости. 13 Проф. В.Я.Иохин, А.А.Никифоров, Л.С.Тарасевич и другие авторы современных учебников, которые принимают или, напротив, отрицают теорию Маркса, допускают общие ошибки, некритически принимая определение макроэкономического равновесия модели AD-AS, и игнорируют, что его проблематично согласовать с “формулами” теории равновесной цены, которые рассматриваются в микроэкономической теории. ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЫНКА ТРУДА) 2.1. Факторы спроса и предложения на рынке труда Как известно, важнейший компонент рынка труда – это механизм функционирования данного рынка, который регулирует взаимодействие и согласование интересов различных групп, среди которых – работодатели и трудовое население. При этом, учитывается разнонаправленность интересов данных категорий: работодатели стремятся получить прибыль, трудовое население – трудоустроиться и получать заработную плату за свой труд. Причинами несовпадения интересов могут быть экономические, организационные, политические и национальные. Таким образом, формируется две основных группы факторов, которые определяют соотношение категорий спроса и предложения в рамках рынка труда. На спрос на рабочую силу воздействует спрос на ряд товаров и услуг, соотношение издержек на технический капитал и человеческие ресурсы, техническая насыщенность производства. В то же время предложение на рынке труда определяет уровень заработной платы, демографическая ситуация, налоговая система, влияние провсоюзов и другие факторы. Масштаб и структура трудовых ресурсов варьируется в зависимости от изменения тенденций в сфере образования, профессиональной подготовки, социальной сфере и миграционных тенденциях. Соответственно, можно утверждать, что факторы спроса трудовых ресурсов – это цена трудовых ресурсов, спрос на ряд продуктов производства, в которых используется рабочая сила, объемы производства и технологии, используемые производителями.14 Анализ ценообразования на труд в современной экономической теории базируется на теории спроса и предложения, теории предельной производительности и теории «человеческого капитала». В рыночной экономике заработная плата как цена труда и факторный доход владельца трудового ресурса должна выполнять ряд функций: * воспроизводственную, * стимулирующую, * регулирующую, * распределительную, * информационную. Функции факторных доходов связаны с ограниченностью ресурсов и необходимостью их рационального использования. Если эти функции не реализуются, то не может быть обеспечено сохранение и расширение ресурсного потенциала, повышение эффективности национальной экономики15. Труд был и остается главным ресурсом экономики, а заработная плата наемных работников – основным источником денежных доходов населения. Мы предлагаем множество факторов предложения рабочей силы и качества трудового потенциала населения регионов объединить в две группы: социальноэкономические и политико-географические. Социально-экономические факторы характеризуют сложившуюся на уровне региона систему населения и расселения и включают следующие компоненты: естественное воспроизводство населения, механическое движение населения, систему профессиональной подготовки кадров, особенности трудового законодательства. Большое значение имеет учет факторов, приводящих к изменению численности трудовых ресурсов за счет: - высвобождения работников в связи с интенсификацией труда, внедрением новых технологий, сокращением объемов хозяйственной деятельности, ликвидацией хозяйствующих субъектов, неблагоприятной психологической обстановкой в трудовых коллективах; - изменения количества лиц, демобилизованных из рядов Вооруженных сил, а также вернувшихся из мест лишения свободы; - увеличения количества выпускников организаций профессионального образования, а также желающих работать выпускников общеобразовательных школ; - изменения численности женщин, имеющих детей и принимающих решение заняться трудовой деятельностью.16 Для характеристики влияния указанных факторов на масштаб и структуру предложения услуг труда на региональном уровне используются такие показатели, как: - демографическая нагрузка на работающее население детьми, инвалидами и пенсионерами, то есть степень старения населения области и уровень воспроизводства населения, дающий возможность пополнения трудовых ресурсов новыми поколениями молодежи; - структура трудовых ресурсов (доля экономическиактивного населения в общей численности жителей, зарегистрированных на территории региона; соотношение лиц трудоспособного возраста и лиц моложе и старше трудоспособного возраста; половозрастная структура жителей региона); - профессионально-образовательный уровень трудовых ресурсов, определяемый не только наличием учебных заведений системы профессионального образования и профессиональной подготовки, но и перечнем реализуемых в них образовательных программ, а также соответствием уровня подготовки выпускников требованиям федеральных государственных образовательных стандартов; - уровень развития здравоохранения и экологическая ситуация, влияющие на состояние здоровья и качество жизни населения (средняя продолжительность жизни мужчин и женщин, наличие больниц, поликлиник, санаториев и профилакториев). Указанные выше факторы оказывают прямое влияние на структуру и качество человеческого потенциала в рамках территориальной системы рынка труда.Политико-географические факторы предложения на рынке труда включают: - политическую и экономическую ситуацию в приграничных регионах и в приграничных странах, изменяющую на интенсивность миграции, что в свою очередь оказывает двойное влияние: увеличивает нагрузку на коренное население региона и приводит к росту предложения на рынке труда области за счет трудовых мигрантов (легализовавшихся и нелегальных); - государственную и муниципальную политику по регулированию рынка труда в регионе и поддержанию занятости населения; - развитость транспортной сети сообщения районов области с крупными городами, влияющую на мобильность жителей сельской местности и при достаточном развитии представляющую им возможность при отсутствии рабочих мест на селе трудиться в городе17. Основными факторами формирования спроса на региональном рынке труда, на наш взгляд, являются: географический, экономический, социально-политический, исторический и информационный. Важнейшим географическим фактором является природно-ресурсный потенциал региона, определяющий потенциальные возможности для развития различных отраслей и видов экономической деятельности, а также для реализации новых инвестиционных проектов, позволяющих создавать новые рабочие места. К экономическим факторам, учитываемым при анализе спроса на услуги труда в региональном разрезе, следует отнести размещение территориально-производственных комплексов и финансово-экономические результаты их функционирования в динамике, что определяет дифференциацию издержек на привлечение рабочей силы и инвестиционную привлекательность тех или иных территорий. К группе социально-политических факторов относится содержание и специфика государственной и муниципальной политики, направленной на поддержание занятости населения, развитие малого и среднего предпринимательства, способствующее привлечению безработных к трудовой деятельности. Особого внимания заслуживает учет факторов, стимулирующих самозанятость трудоспособного населения, к числу которых относятся меры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства18. Немаловажное значение имеет и исторический фактор, определяющий традиционные виды экономической деятельности, которыми занято постоянное население тех или иных регионов, а также территориальные различия в уровне оплаты труда. Наибольшее влияние на индикаторы рынка труда оказывают СМИ. Благодаря работе специалистов СМИ, соискатели рабочего места получают информацию о наличии вакансий и условиях организации труда у конкретного работодателя, о ставках заработной платы и уровне розничных цен на потребительские товары, сложившихся в разных регионах, что стимулирует процессы внутрирегионального и межрегионального перемещения рабочей силы. Благодаря рекламе и информации, размещенной на официальных сайтах учреждений профессионального образования, формируется представление потенциальных работников о содержании, объектах и видах конкретной профессиональной деятельности, что позволяет им сделать обоснованный выбор. 2.2. Динамика заработной платы в российской экономике в результате взаимодействия спроса и предложения Показателем, имеющим практическое применение, а в отдельных случаях являющимся базисным для оценки благосостояния населения, выступает средняя заработная плата. Этот параметр отражает величину месячной заработной платы, рассчитываемую в нашей статистике как среднее арифметическое. Положительная динамика средней заработной платы была особенно значительна в первые годы XXI века, но и в 2008?2015 гг., в условиях неоднозначной экономической ситуации, в целом рост реальной заработной платы сохранялся. Заработная плата по темпам роста несколько опережала и ВВП, и производительность труда, что, в частности, обусловило увеличение доли заработной платы в структуре ВВП19. Такое опережение можно считать оправданным применительно к конкретной ситуации: реальная заработная плата в России в результате системного кризиса 1990-х годов опустилась настолько, что ее повышение в настоящее время следует считать необходимым фактором позитивных социально-экономических преобразований в обществе. Тем более что, несмотря на заметный рост средней заработной платы в 2000-е годы, ее уровень остается низким (достаточно сравнить среднюю заработную плату с ценой 1 м2жилья). Воспроизводственная функция такого дохода особенно слабо реализуется при наличии детей в семье, с учетом все большей коммерциализации образования и здравоохранения. Проблема осложняется в еще большей мере тем, что показатель средней заработной платы в стране вряд ли выступает надежным оценочным параметром уровня жизни при сильной дифференциации заработков. В данном случае более точным, более информативным показателем мог бы служить модальный, т. е. чаще всего встречающийся, уровень заработной платы. К сожалению, он не публикуется Росстатом, но, по некоторым расчетам, более чем вдвое ниже среднего. Между тем относительно высокую среднюю заработную плату в стране «создают» высокие заработки в регионах с высокой стоимостью жизни и в некоторых сферах экономики, но более всего за счет того, что почти 50% общей суммы начисленных заработных плат многие годы распределяется между 20% работающих, причем на долю 10% самых высокооплачиваемых приходится 30%. В результате около 70% работающих россиян получают заработную плату ниже средней.20 Неравенство в оплате труда теоретически обусловлено различиями в производительности труда, в уровне квалификации и образования работников, а также степенью сложности, ответственности за результаты выполняемой работы, условиями труда и другими объективными факторами. Однако эти факторы вряд ли являются определяющими на российском рынке труда. Самый высокий уровень средней заработной платы устойчиво сохраняется в сфере финансовой деятельности (более чем в два раза выше общего среднего уровня), что не наблюдается ни в одной развитой стране. В то же время в сельском хозяйстве заработок в два раза ниже общероссийской «планки». Большая асимметрия в заработках отмечается внутри отраслей и секторов экономики. Заработная плата руководителей организаций, топ-менеджеров может в несколько десятков, а то и в сотни раз превышать заработную плату основных работников. В этой связи особенно негативно воспринимается опережающее повышение заработной платы чиновников (менеджмента в общественном секторе экономики, включая топ-менеджеров государственных корпораций), так как заработная плата административного персонала уже неоправданно завышена, учитывая отсутствие реальной ответственности за результаты труда. Ответственность этой категории работников в основном является декларативной, не связанной с существенным изменением их уровня жизни и социального статуса. Проанализировав данные о среднемесячной заработной плате в РФ по видам экономической деятельности можно увидеть наличие сильной дифференциации заработной платы. Так, в 2008 году средняя заработная плата составляла 17290 рублей, при этом в таких отраслях экономики, как финансовая сфера, добыча полезных ископаемых средний размер заработной платы был выше среднего значения по стране и составил 41871,8 и 33206,1 рубля соответственно. Сельское хозяйство, гостиничная и ресторанная сфера продемонстрировали самую низкую среднюю заработную плату – 8474,8 и 11536,2 рубля соответственно. Проанализировав данные по средней заработной плате в 2016 году по отраслям экономики, делаем вывод, что финансовая сфера и добыча полезных ископаемых так же, как в 2008, остаются лидерами по уровню заработной платы – 70087,7 и 63695,3 рубля соответственно - и существенно превышаю среднюю заработную плату по стране (34029,5 руб.). К отраслям с наименьшей заработной платой также относятся сельское хозяйство и гостиничная и ресторанная сфера – 19721,1 и 20625,8 рубля соответственно, что гораздо ниже средней заработной платы по стране. Таким образом, уровень заработной платы очень сильно зависит от видов экономической деятельности и может весьма существенно отличаться от среднего показателя по стране. На рисунке 4 показана динамика ежемесячной заработной платы в 2004 - 2016гг. Рис.4. Динамика заработной платы в РФ в 2004 - 2016гг.21 Декларируемое в предшествующие годы повышение заработной платы иногда было связано с увеличением интенсивности труда, трудовых обязанностей, с неявным увеличением рабочего времени. В таком случае, по существу, происходит не повышение заработной платы, а даже ее снижение. Снижаются воспроизводственные возможности заработной платы, ее роль в воспроизводстве трудовых ресурсов22. В аспекте воспроизводственной и стимулирующей функций заработной платы должна регулироваться оплата единицы услуг труда, цена труда (минимальная часовая заработная плата, приоритеты индексации). На начало 2017 года численность требуемых работников в банке вакансий составляла 5189 единиц (на 1 января 2016 года – 4735 вакансий). В 2016 году от работодателей поступили сведения о наличии 20 855 свободных рабочих мест и вакантных должностей, что меньше показателя 2015 года на 13,5 % (в 2014 году – 24 129 вакантных мест). На заявленные вакантные рабочие места и вакантные должности органами службы занятости населения было выдано 22 238 направлений на работу 9567 безработным и ищущим работу гражданам. Снято с учета 21513 вакантных мест, из них в связи с трудоустройством граждан по направлению органов службы занятости 4567 единиц.23 По состоянию на 1 января 2017 года в республиканском банке данных зарегистрировано 4531 вакантное место, в их числе 62 % – для замещения рабочих профессий. Доля вакансий с оплатой труда выше прожиточного минимума – 78 процентов (табл. 1).Из общего числа вакансий, заявленных в 2016 году, 968 вакансий, или 4,6 %, заявлено предприятиями, реализующими инвестиционные проекты. На 453 вакантных места (46,8 % от числа заявленных) центрами занятости населения были трудоустроены граждане из числа безработных и ищущих работу граждан. Таблица 1 – Динамика движения спроса рабочей силы24 № п/п Наименование показателей 2015 год 2016 год 2016 год к 2015 году, % 1 Всего вакансий на начало года 4735 5189 109,6 2 Заявлено в отчетном периоде 24129 20855 86,4 3 Снято с учета в отчетном периоде 23675 21513 90,8 4 Всего вакансий на конец отчетного периода 5189 4531 87,3 5 Всего заявлено с начала года 28864 26044 90,2 Из числа заявленных вакансий 51,4 % предназначались для трудоустройства подростков в летний период, 35,2 % вакансий для организации общественных работ, 8,2 % для трудоустройства испытывающих трудности в поиске работы, 5,2 % для инвалидов за счет квот.25Наибольшим спросом пользовались: – рабочие профессии с заработной платой от 8,9 тыс. руб. (швея) до 19,3 тыс. руб. (каменщик), а также водитель, повар, электрогазосварщик, штукатур, продавец, фрезеровщик, электромонтер, токарь, официант, тракторист и другие; – служащие: врачи (13,5 тыс. руб.), медсестра (9,8 тыс. руб.), учитель (9,2 тыс. руб.), инженер (15,6 тыс. руб.), менеджер (14,2 тыс. руб.); – профессии, не требующие квалификации: подсобный рабочий (7,7 тыс. руб.), уборщик помещений (7,6 тыс. руб.), грузчик (12,6 тыс. руб.), кухонный рабочий (8,0 тыс. руб.), санитарка (7,4 тыс. руб.), дворник (7,4 тыс. руб.).26 Анализ спроса и предложения показал, что наибольшим спросом работодателей пользуются: специалисты среднего уровня квалификации (2,3 места на одного безработного), квалифицированные рабочие крупных и мелких промышленных предприятий, художественных промыслов, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр (1,8 места на одного безработного), специалисты высшего уровня квалификации (1,6 места на одного безработного). Спрос равен предложению (1,0 место на одного безработного) среди работников, занятых подготовкой информации, оформлением документов, учетом и обслуживанием, среди квалифицированных рабочих сельского, лесного, охотничьего хозяйства, рыбоводства и рыболовства, и неквалифицированных рабочих. Наименее востребованы работодателями работники сферы обслуживания, ЖКХ, торговли и родственных видов деятельности (4 безработных на одно место) и руководители (2 безработных на одно мес....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: