VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Факторы, влияющие на формирование личности сирот; изучить роль специалиста по социальной работе в профилактике данного типа поведения

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W011362
Тема: Факторы, влияющие на формирование личности сирот; изучить роль специалиста по социальной работе в профилактике данного типа поведения
Содержание
РЕФЕРАТ

   Объем дипломной работы 75 листов, 11 рисунок, 17 таблиц, 5 приложений.
   Цель: исследовать факторы, влияющие на формирование личности сирот; изучить роль специалиста по социальной работе в профилактике данного типа поведения.
   Поставленная цель требует выполнения  следующих задач:
* Рассмотреть теоретический аспект проблемы;
* Изучить нормативно-правовую базу по данной проблеме;
Провести практическое исследование воспитания детей
Объект: являются дети и подростки сироты
Предмет: выступают их индивидуальные (особенности характера, духовные ценности, потребности) и социальные (социальный статус семьи) характеристики
Результаты:
     - изучена система социальной зашиты и нормативно-правовую базу в работе с детьми, оставшимися без попечения родителей;
     - определена специфика детей сирот, оставшихся без попечения родителей, как особой подгрупп в социальной системе общества;
     - исследованы формы и методы  социальной работы с детьми сиротами на практике;
     - сформированы выводы и рекомендации по решению основных проблем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих практическое значение для совершенствования исследуемого процесса. 

















ГЛОССАРИЙ

    Агрессия - тенденция (стремление), проявляющаяся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других либо доминировать над ними.
    Антисоциальное поведение – противоправное поведение человека, противоречащее социальным нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей.
    Асоциальное поведение – поведение человека, которое не соответствует нормам, принятым в обществе, но не содержит противоправных действий. 
    Безнадзорный – в соответствии с Законом Республики Казахстан «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности» - это несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или их законных представителей, а также педагогов, воспитателей и других работников учебного, воспитательного и иного учреждения, обязанных осуществлять надзор за несовершеннолетними, либо вследствие самовольного ухода его из дома или организаций, осуществляющих функции по защите прав ребенка.
    Беспризорный – в соответствии с Законом Республики Казахстан «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности» - это безнадзорный, не имеющий места проживания.
    Девиантное поведение – один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для макросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп; система поступков или отдельные поступки, действия человека, носящие характер отклонения от принятых в обществе правил, противоречия правовым и нравственным нормам.
    Дети – особая социально-демографическая группа населения с возрастными границами от рождения до 18 лет, имеющая свои специфические потребности, интересы и права; объект особой социальной заботы со стороны государства.
    Жизненный уровень - степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей массой товаров и услуг, используемых в единицу времени.
    Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – мера цивилизованности и человечности, характеризующая как отдельного человека, так и общество в целом. Он складывается из ориентации на здоровье как абсолютно жизненную ценность, на идеалы личности, семьи, нации и природы, из эффективных мер питания, образования, физкультуры и спорта, гигиены тела и духа.
    Институты социализации – система специально созданных или естественно сложившихся учреждений и органов, функционирование которых направлено на социальное становление человека, формирование его сущности.
    Компетентность личности - обладание практической и интеллектуальной образованностью, решение разных проблем, которые возникают в профессиональной или социальной жизни, что касается своих знаний и опыта. 
    Компетентность ребенка – совокупность способностей и достижений ребенка данного возрастного уровня, которая позволяет ему определенным образом действовать в различных ситуациях.  Ярко проявляется при вхождении в новую для ребенка социальную ситуацию (поступление в детский сад, школу, поездка и т.п.). Характеризует степень его адаптивности - дезадаптивности, определяется общим уровнем интеллектуального развития, широтой социального опыта, основанными на нем навыками общения, а также конституциональными нейро-динамическими особенностями (например, темперамент). 
    Личность - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности
    Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера)
    Опека - вид семейного устройства малолетних (несовершеннолетние до 14 лет), оставшихся без попечения родителей, а также форма защиты прав и интересов гражданина, признанного судом недееспособным вследствие психического расстройства
    Сирота - человек, лишившийся одного или обоих родителей в связи со смертью последних. Как правило, этот термин применяется к детям, не достигшим ещё совершеннолетия.
    Сиротство - социальное явление, характеризующее образ жизни детей, оставшихся без попечения родителей
    Социализация - совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества.
    Социальная адаптация - процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности с социальной средой
    Социальная адаптация ребенка – процесс активного приспособления его к условиям социальной среды; вид взаимодействия ребенка с социальной средой.
    Социальная безопасность - защита жизненно важных интересов общества, личности и семьи от внешних и внутренних угроз
    Социальная защита - система мер, направленных на соблюдение прав человека, на удовлетворение его социальных потребностей.
    Социальная среда – непосредственное социальное окружение человека – семья, трудовой, учебный и др. коллективы и группы; оказывает решающее воздействие на формирование и развитие личности.
    Социальное сиротство - это социальное явление, которое обуславливается наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими
    Социальные нормы – правовые и моральные поведенческие стандарты и ожидания, регулирующие действия людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями определенной культуры и укрепляющие стабильность и единство общества.
    Социальный портрет - комплекс обобщенных характеристик социальной группы, т.е. выявление общих и устойчивых характеристик портретируемой группы, которых можно достигнуть при помощи математических и компьютерных методов
    Социальный работник - специалист по социальной работе с семьями, детьми и молодежью осуществляет социальное инспектирование и оценку потребностей; планирует и определяет методы помощи; предоставляет социальные услуги ; обеспечивает социальное сопровождение , способствует формированию знаний , умений , навыков ; активизирует ресурсы общин ; проводит мониторинг и оценку качества социальных услуг . Простыми словами , специалисты по социальной работе помогают лицам , семьям , детям преодолеть те жизненные трудности , с которыми самостоятельно последние справиться не могут


СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………………
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ………………………………………………………
 1.1 Феномен сиротства в современном казахстанском обществе …………...
 1.2 Нормативно-правовые основы социальной работы с сиротами в Казахстане ………………………………………………………………………….
2. СОЦИАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ(НА ПРИМЕРЕ ИНТЕРНАТОВ Г.АЛМАТЫ) ……………………………………………………..
 2.1 Влияние воспитательного процесса на личность ребенка в детском доме …………………………………………………………………………………
 2.2 Коррекционно-профилактическая работа по социальной адаптации детей в интернатах …………………………………………………………………
 2.3 Социальная деятельность общественных организаций по оказанию адаптационной помощи детям-сиротам ………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………
Приложение А ……………………………………………………………………..
Приложение Б ……………………………………………………………………...
Приложение В ……………………………………………………………………..
Приложение Г ……………………………………………………………………..
Приложение Д ……………………………………………………………………..
     
     


ВВЕДЕНИЕ
   Актуальность работы. Вопросы социальной адаптации и подготовке к самостоятельной жизни детей, оставшимися без попечения родителей чрезвычайно актуальны, отличаются новизной и достаточной сложностью как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Данная проблематика носит межотраслевой характер, находится на пересечении проблемных полей юриспруденции, социологии, социальной работы и педагогики:
   В - первых от того, насколько успешно дети-оставшиеся без попечения родителей будут интегрироваться в общество, будет во многом зависеть стабильность и успешное развитие нашего государства;
   Во - вторых, сегодня в Казахстане проблемы Казахстанских семей достаточно хорошо известны: низкий материальный достаток, жилищно-бытовая неустроенность, безработица, дисгармония личных отношений, пренебрежение интересами детей, жестокость и насилие по отношению к ребенку и т.д. И как всегда самыми незащищенными оказались дети. Ухудшение положения семей приводит к вытеснению ребенка из семьи и порождает такое масштабное явление, как беспризорность и бродяжничество;
   В третьих, проблема  детей, оставшихся без попечения родителей, значительно глубже, чем мы ее себе представляем. Не смотря на то что, Казахстан является в числе развитых государств, жизненный уровень населения настолько низок, что вообще идет речь о выживании семьи, и только в редких, пожалуй, исключительных случаях семьи могут брать на себя функции приемной или опекунской семьи. В среднем на содержание одного ребенка в год из республиканского бюджета выделяется 500-700 тысяч тенге для улучшения качества детей, но мы наблюдаем обратную реакцию, по последним данным, сегодня количество детей, оставшихся без попечения родителей, составляет 48000. Из них только круглых сирот – 3000 [1, с. 16].
     Казахстан динамично развивается в XXI веке. Однако проблема детей-сирот приобретает еще большую остроту и актуальность, так как число их не уменьшается, а непрерывно растет. В глобализирующемся современном обществе происходят сложные и неоднозначные процессы. В развитии современной цивилизации ясно просматриваются две тенденции. С одной стороны, происходит религиозное и философское осознание человечеством смысла бытия, становление личностного сознания, осмысление мировым сообществом наличия глобальных общечеловеческих проблем, от стратегии разрешения которых зависит дальнейшее существование современной цивилизации. С другой стороны, налицо явный кризис культуры, охвативший различные страны и слои общества и приведший к переоценке и перекомпоновке слагаемых духовно-смыслового ядра культуры, включая вековечные народные традиции; «крушение гуманизма», итогом которого стали разгул насилия, терроризма и обесценивание человеческой жизни; утверждение надиндивидуальных форм культуры - от диктата группы до тоталитаризма; обострение проблем одиночества и взаимопонимания в обществе. Проявлением общего духовного кризиса стал и кризис воспитания – серьёзнейшая проблема современной педагогической науки. Так, небывалый духовный, экономический, политический, социальный кризис, потрясший Казахстан в 90-е годы, привел к увеличению числа семей с тем или иным уровнем социальной, психологической или структурной дезорганизации. Резкое падение жизненного уровня населения впервые вызвало такое явление как отказ от ребенка в связи с отсутствием возможности его прокормить.
     Современное общество требует от нынешнего поколения различных личностных качеств, одним из которых является самостоятельность. Общепризнано: от  самостоятельности граждан в значительной степени зависит будущее страны, ее поступательное развитие, совершенствование социальных и экономических отношений. Самостоятельность помогает человеку успешно проявить себя в различных жизненных ситуациях, быстрее и лучше адаптироваться в социуме, а также сознательно  и целенаправленно участвовать в разностороннем развитии собственной личности. Это особенно важно для школ-интернатов, воспитанников детских домов и других учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку им во взрослой жизни приходится рассчитывать, прежде всего, на самих себя.
     Практические и научные исследования свидетельствуют о том, что многие выпускники интернатных учреждений недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неприспособленностью к самостоятельной жизни, низкой социальной активностью. Недостаточная самостоятельность, зависимость от группы, доверчивость, хрупкая эмоциональность, подчиняемость толкают их порой в группы социального риска на первый план, выдвигается проблема неспособности нести социальную ответственность и отстаивать свои права, поэтому именно дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, чаще своих сверстников попадают в криминальный мир.
      Потребительское отношение, формирующиеся у них при жизни на полном государственном обеспечении, неумение строить жизнь по социально – культурным нормам и правилам, непонимание многих социальных взаимоотношений между людьми ведут к негативным последствиям. В связи с этим возникла необходимость создания программы, направленной на успешную социализацию и социальную адаптацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
     Цели социальной адаптации:
      - развитие социальной компетентности личности, ее самоопределению в обществе;
     - создание благоприятных условий для формирования личности гражданина через сотрудничество, создание ситуации успеха, игровые ситуации; 
     - приобретение опыта общения и отношений со сверстниками и взрослыми на основе культурно-нравственных норм;
     - формирование правовых знаний у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
     - повышение делопроизводительной и маркетинговой грамотности воспитанников и обучающихся в школе-интернате;
     - формирование у обучающихся школы-интерната устойчивых семейных ценностей. 
   Однако основной контингент составляют отказные младенцы, подкидыши и дети, чьи папы и мамы лишены родительских прав в судебном порядке. Создается впечатление, что огромные материальные средства, которые вкладывает государство в воспитание детей - оставшихся без попечения родителей, сливаются в другое русло, и тем самым приглушая проблему, хотя на самом деле количество социального сиротства возрастает и это при живых родителях.
   В отчете Министерства Финансов за 2012 год указано: что в среднем на содержание одного ребенка в год из Республиканского бюджета выделяется 500-700 тысяч тенге, для улучшения качества детей. Но мы наблюдаем обратную реакцию, если 2012 году согласно статистическим данным количество детей оставшихся без попечения родителей составляло 39,986, то на сегодняшний день количество детей составляет 48,000, из них круглых сирот 3000, назревает вопрос, в какие русла направлена работа государства в решении проблем детей оставшихся без попечения родителей.
   Для устройства дальнейшей судьбы детей-оставшихся без попечения родителей в оказания им помощи необходимо четко представлять, что это за дети, какой опыт они вынесли из жизни в семье или приобрели вне ее и конечно же какую роль играет социальный работник социальной защите ребенка.
   Дети, в силу присущего им недостаточного для самостоятельной жизни уровня физического, умственного, психического развития и жизненного опыта, всегда нуждались и будут нуждаться в повседневной опеке взрослых, а на уровне государственной власти и местного самоуправления – в социальной защите. Поэтому содержание детей, удовлетворение их разумных потребностей, защита от невзгод и опасностей всегда были и остаются естественной потребностью и обязанностью человека, общности людей, человеческого общества, государства [2, с. 9].
   Проблема детей оставшихся без попечения родителей  является одной из острейших для Казахстана. В условиях продолжающейся нестабильности в социально-экономической жизни, не снижается количество детей , оставшихся без попечения родителей в результате их отказов, принятие решения об ограничении и лишении родительских прав. Социальный портрет этой группы детей характеризуется следующим особенностями
   В 2-4% случаев - это нежеланные младенцы, от которых мать отказывается в родильном доме, к ним используется неблагозвучный термин-« отказные дети»
   В 4-6 % случаев - истинное физическое сиротство в результате утраты родителей. В остальных 90-95% случаях - сироты при живых родителях, не выполняющих своих обязанностей, применительно к этой группе детей мы говорим  о «социальном сиротстве». Существующие детские дома переполнены. Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не уменьшается, а, наоборот, увеличивается. Встает вопрос об открытии новых сиротских учреждений, но это не решает проблемы, т.к. выходя из детского дома, дети оказываются не в состоянии адаптироваться среди нас. 
   Объектом данной работы являются дети и подростки сироты.
   Предметом изучения выступают их индивидуальные (особенности характера, духовные ценности, потребности) и социальные (социальный статус семьи) характеристики.
   Цель работы – исследовать факторы, влияющие на формирование личности сирот; изучить роль специалиста по социальной работе в профилактике данного типа поведения.
   Поставленная цель требует выполнения  следующих задач:
* Рассмотреть теоретический аспект проблемы;
* Изучить нормативно-правовую базу по данной проблеме;
* Провести практическое исследование воспитания детей-сирот, выявить ряд индивидуальных и социальных факторов  его развития.
    Гипотеза исследование заключается в том, что дети-сироты обладают специфическими индивидуальными и социальными характеристиками, что требует организации специальной профилактической работы с ними.
   Степень разработанности проблемы. В ходе выполнения работы использовались следующие методы исследования: наблюдение, беседа, анализ документов, анкетирование, опрос.
   Главная проблема этих детей заключается в том, что у них к восемнадцати годам сформировалась неадекватная позиция реальной жизненной ситуации; они не знают, что будут делать, выйдя из детского дома, как будут организовывать свой досуг, так как привыкли к четко распланированному графику. Многие из них не знают, как создать собственную семью. Что такое семья? Для них семья – это определенный набор социальных функций: «папа чинит телевизор, мама стирает, готовит». Других форм общения, основанных на эмоционально-чувственном восприятии мира, они не знают.
   Для человеческого общества проблемы социальной адаптации сопряжены с проблемами социальной безопасности, стабильности и развития. Таким образом, насколько Казахстанское общество приблизилось к ответу «как лучше и каким образом» разрешить проблемы детей, оставшихся без попечения родителей, насколько эта категория способна к успешной социальной адаптации, к нормальной жизни в обществе, насколько продуктивны методики социальной работы – все эти вопросы непременно актуальны и для отдельного человека и для общества в целом. Анализ законодательства, поиск новых форм устройства детей-сирот также очень важны, они помогают найти положительные и отрицательные моменты защиты, помощи детям, найти новые формы устройства в соответствие со сложившейся социально-экономической ситуацией в Республике Казахстан.
   Теоретико-методологическим основанием данной работы является комплексно-ориентированная модель социальной работы,  что доказывается тем, что  в работе нами были рассмотрены не только социальные, но и индивидуальные характеристики подростков.
   Практическая значимость исследования заключается в получении новых данных теоретического и практического характера по решению проблем детей-сирот.


     1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

1.1 Феномен сиротства в современном казахстанском обществе
     Сиротство, в особенности феномен социального сиротства, скрытого сиротства, актуализировавшийся в Казахстане в последние два десятилетия, является предметом дискуссий в научной литературе, посвященной проблемам семьи, детства, социальной и демографической политике страны. Сегодня в Казахстане по официальным данным, свыше 30 тысяч детей, оставшихся без попечения взрослых. При этом 80 процентов из них - сироты при живых родителях. Об этом факте говорил и Президент страны Н. Назарбаев: «В мирное время мы имеем тысячи сирот - наши детские дома и приюты переполнены. Это, к сожалению, общемировая тенденция и вызов глобализации. Но мы должны противодействовать этой тенденции. Наше государство и общество должны поощрять усыновление сирот и строительство детских домов семейного типа».
     В сложившейся обстановке в современном Казахстане требуются эффективные методы борьбы с данным социальным недугом. Создание действенной системы профилактики сиротства, детской безнадзорности, беспризорности невозможно, на наш взгляд, без учета уникального опыта казахского народа, изучения культурного наследия, в котором важное место занимают традиции и обычаи, выполнявшие социальные функции людей по взаимной поддержке и помощи.
     Казахи, как и другие народы, сформулировали свою философию заботы о немощных, старых, сиротах. Обычаи поддержки соплеменников складывались в течение длительного периода родового устройства.
     Социальные отношения помощи и взаимопомощи, регулируемые правовыми нормами (адатом), проявлялась в особых формах, которые возникли в глубокой древности.
     Живя в трудных и суровых условиях кочевья, казахи, тем не менее, всегда находили время и силы для заботы о детях. Женщины рожали столько детей, сколько им даровала судьба, и стремились вырастить их достойными жителями своей земли. С самого раннего возраста дети вовлекались в трудовую деятельность, помогали в домашнем хозяйстве и ухаживали за младшими. Народная мудрость содержит немало высказываний об отношениях казахов к детям и о роли родителей в их воспитании. В народе говорилось: «Для отца и матери все дети одинаковы», «В доме без люльки уюта нет», « Дом хорош, когда в нем дети играют», «Дети - цветы души и глаз лучи», «Без детей в доме нет счастья» и т.д. В свою очередь младшие члены общины должны были ухаживать за стариками, больными и инвалидами и это правило выполнялось неукоснительно. Потеря детьми одного или двух родителей по разным причинам не приводила их к положению бесправного и лишенного имущества члена общины. Род был обязан сохранить им жизнь, вырастить и наделить имуществом.
     Обычаи казахов по социальной защите прав детей и женщин проявлялись в такой форме как аменгерство - положение закрепленное нормами обычного права (адата), по которому вдова, по истечении срока годовых поминок по мужу, обязана была вступить в брак вторично за одного из братьев мужа или за одного из ближайших родственников. Таким образом, дети оставались полноценными членами родового сообщества. Вдова, имеющая детей, могла отказаться от повторного брака и часто получала права главы семьи до совершеннолетия сыновей при условии проживания среди родственников мужа.
     Одним из разделов Жетi жар?ы являются нормы, регламентирующие имущественные и личные права вдов и сирот, а также обязательства по отношению к ним общины и родственников (жесiр дауы). Это относится к правоотношениям, возникавшим после смерти мужчины - хозяина семьи и владельца имущества (аменгерство, опека малолетних и т.п.). Исследователь М. Чорманов отмечает, что опека устанавливалась над малолетними детьми и детьми, лишенными ума. После смерти отца право быть опекуном над малолетними принималось братом или родственником покойного. Малолетние находились под опекой до 15 лет.
     В отношении сирот у казахов существовал прекрасный обычай - бауырына басу. К обычаю усыновления в основном прибегали только в том случае, если семья бездетна или появляющееся потомство не выживало. Усыновляли детей близких родственников, обычно старшего или младшего братьев, по предварительной договоренности обеих сторон, но во многих случаях этот обычай распространялся на детей, оказавшихся без родителей. Усыновление, передача и прием ребенка происходило в торжественной обстановке, при участии всех аксакалов аула и родственников. После выполнения обрядовых церемоний клятвенно скреплялся договор.
     Аналогичные правовые нормы опекунства и усыновления имели место у народов Центральной Азии (бурятов, шорцев, алтайцев и др.), которые также определялись нормами обычного права.
     Таким образом, в казахском социуме издревле существовали и эффективно практиковались различные формы поддержки и защиты вдов и сирот. Эти исторические свидетельства еще раз подчеркивают актуальность исследования дальнейшей негативной трансформации казахского социума, когда отказаться от ребенка для современного казахстанца становится простым актом. Где произошел надлом, что спровоцировало формирование социального нигилизма?
     Конец XIX и начало XXвека, в связи с колонизацией казахских степей российской империей, стали для казахского общества началом отхода от традиционного патриархального уклада. Разрушение устоявшейся системы социальной защиты сирот в казахском социуме обусловлено комплексом особых условий и процессов в обществе, связанных с революцией 1917 г., тремя разрушительными войнами (первая мировая, гражданская, Великая Отечественная), террором, голодом 20-х-30-х годов, а также последствиями перестройки конца 80-х - начала 90-х годов. Политические и социальные потрясения не могли не сказаться на состоянии традиционного хозяйства, подвергавшегося в эти годы процессу разорения и обнищания. Политика «Малого Октября», упадок животноводства, снижение жизненного уровня крестьян, нарастающий голод оказали влияние на отток населения из аулов и сёл в районы промышленных строек, где они пополняли ряды пауперов и малооплачиваемых рабочих. Вследствие обнищания, голода и болезней, разрушения семейных устоев многие дети просто погибли или остались на улице. Как раньше община, род уже не могли оказать им существенной помощи, родственные узы нещадно истреблялись в горниле классовой борьбы.
     Но гуманизм казахского народа неистребим, о чем свидетельствует его подвиг в годы Великой Отечественной войны. Менее чем за год войны, к 1 мая 1942 г. только трудящимися Казахстана было усыновлено до 2 тыс. осиротевших детей. Но война привела к значительному росту числа детских домов по всей стране, а самое страшное, сформировала определенное «толерантное» отношение к самому факту существования детских домов и наличию сирот в обществе.
     С изменением в 50-е годы политических ориентиров в стране произошли изменения и в семейной политике. Правительство предприняло ряд мер, направленных на укрепление института семьи. Однако в казахском социуме впервые за ее многовековую историю появились так называемые «отказные» дети, которых матери, не желая брать на себя ответственность за воспитание, передавали под расписку государству, навсегда отказываясь от прав на ребенка. Такие дети пополняли Дома ребенка, а позже – детские дома и школы-интернаты.
   Сегодня в Казахстане из 5 млн. детского населения:
- выявлено свыше 48 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей. Причем из них лишь 3000 являются круглыми сиротами. Остальные - это сироты при живых родителях, которые лишены родительских прав, находятся в местах заключения, в розыске, на длительном лечении;
- 154 870 детей с ограниченными возможностями; 
- По данным Министерства внутренних дел Республики Казахстан с 2009 года по 2013 годы в Центры временной адаптации и реабилитации было помещено более 50 тысяч несовершеннолетних, из них около 33 тысяч беспризорных детей [4, с. 128].
   На сегодняшний день под опекой и попечительством состоят 21,585 детей, на патронатном воспитании находятся 2267 детей, в организациях для детей оставшихся без попечения родителей- 12,925 детей (рис.1).
   
   
   
   
   
   
   
    
     Рисунок 1 Количество детей находящихся в Центре временной адаптации
     
     Рост числа разводов в Казахстане является одним из факторов, неблагоприятно влияющих на судьбу детей (11,6 тысяч разводов с ростом по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 6,4 процента) Все больше становится семей, где воспитывает детей один отец. Увеличивается количество детей, рожденных вне брака, дети-сироты, социальные сироты и скрытые социальные сироты относятся к группе риска. К ней же зачастую принадлежат и дети из неполных семей.
     В Кодексе Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье» используется понятие ребенок-сирота и ребенок, оставшийся без попечения родителей (ст. 1) :
     - ребенок-сирота (дети-сироты) - ребенок (дети), у которого умерли оба или единственный родитель.
     - ребенок (дети), оставшийся без попечения родителей (родителя), - ребенок (дети), лишившийся попечения единственного или обоих родителей в связи с ограничением или лишением их родительских прав, признанием безвестно отсутствующими, объявлением умершими, признанием недееспособными или ограниченно дееспособными, отбыванием наказания в местах лишения свободы, уклонением от воспитания ребенка или защиты его прав и интересов, в том числе с отказом взять ребенка из воспитательной или медицинской организации, а также в иных случаях отсутствия родительского попечения и нуждающийся в обеспечении необходимой защиты его прав и интересов, предусмотренных законами Республики Казахстан.
     В свою очередь эта группа делится на две подгруппы. В первую подгруппу входят дети, помещенные в семью (усыновленные или находящиеся под опекой), в настоящее время в семьях проживает почти ? всех детей, оставшихся без родительского попечения. Основной формой семейного устройства остается опека (две трети от всех помещенных в семьи детей). Во вторую подгруппу входят оставшиеся без родительского попечения дети, находящиеся в интернатных учреждениях. Именно их чаще всего называют социальными сиротами.
     Кроме этого, используется термин «отказной ребенок»:
     - отказной ребенок (отказные дети) - ребенок, родители (родитель) которого отказались от его дальнейшего воспитания, обучения, материального обеспечения путем оформления соответствующих юридических документов.
     Применительно к казахстанскому обществу к причинам, порождающим такого рода явление, как социальное сиротство, можно назвать следующие:
     - кризисные явления в жизни государства и общества, связанные с политическими и экономическими переустройствами и реформами, сказывающиеся на семейном бюджете и семейном микроклимате;
     - снижение шкалы жизненных запросов и социальных потребностей молодых людей, падение нравственных устоев, безответственность за последствия временных связей, рождение ребенка и др.;
     - стремление родителей уйти от реальности в наркомир, алкоголизм, бродяжничество;
     - ранние браки, не имеющие экономического обеспечения, заканчивающиеся разводом и проблемами неполных семей;
     - рождение детей вне брака, несовершеннолетними мамами, мытарства матерей-одиночек;
     - вынужденная длительная изоляция родителей в местах лишения свободы;
     - дети-отказники, имеющие серьезные заболевания, дети родителей, лишенных родительских прав, брошенные дети или подкидыши.
     К условиям, провоцирующим социальное сиротство, относятся:
     1) социально-экономические: безработица, невозможность получения жилья, снижение заработной платы, снижение общего материального уровня жизни, постоянный рост цен, невозможность организовать оздоровительные мероприятия и отдых детей, обнищание семьи, недостаточная экономическая поддержка молодой семьи;
     2) кризис семьи: распад семьи, рост числа внебрачных детей, раннее материнство, рост семейного алкоголизма, наркомании, токсикомании среди родителей, рост правонарушений;
     3) педагогическая несостоятельность семьи: утрата традиций, отсутствие связи поколений, безнадзорность детей, снижение ценности семьи в обществе, снижение воспитательного потенциала системы образования, снижение ответственности родителей за воспитание детей, нарушение прав детей, жестокое отношение к ребенку;
     4) снижение воспитательного потенциала системы образования: перекос в сторону обучения, снижение числа детских общественных организаций, сужение сферы внешкольной деятельности, переориентация системы дополнительного образования на образовательные услуги;
     5) неэффективная государственная политика в области разработки четких правовых норм, регулирующих ответственность родителей за воспитание своих детей;
     6) исчезновение системы воспитательной работы с детьми, подростками и родителями по месту жительства;
     7) развитие детской и молодежной субкультуры, не учитывающей традиционных норм духовности и нравственности;
     8) рост влияния СМИ, массовой культуры на субкультуру молодого поколения. Как следствие - разрыв поколений, пропаганда через средства массовой информации новых форм и ценностей поведения детей и молодежи;
     9) недостаточное развитие службы помощи детям, в том числе защиты их прав.
     Ключевая проблема, провоцирующая сиротство – это кризис семьи.
     Государство многое делает для создания в детских домах комфортных условий, но, безусловно, ни один детский дом не заменит родную семью, родительские внимание и заботу. Поэтому в Казахстане, как и во всем мире, активно реализуется политика деинституционализации.
     В республике сокращается сеть государственных учреждений для детей-сирот, развиваются альтернативные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью, в том числе на опеку, попечительство, патронат, усыновление.
     Однако, категория так называемых «социальных сирот» в детских домах, оставшихся без родительского попечения не по естественным причинам (смерть или болезнь родителей), а по «социальным» (прежде всего, по п.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44