VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Факторы, влияющие на эластичность спроса

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W005817
Тема: Факторы, влияющие на эластичность спроса
Содержание
Содержание.

Введение …………………………………………………………………………………………………………….2

1.Эластичность спроса ……………………………………………………………………………………………3

     1.1. Виды эластичности спроса …………………………………………………………………………….6

     1.2. Эластичность спроса по цене …………………………………………………………………………9

    1.3. Факторы, влияющие на эластичность спроса ………………………………………………….....11

    1.4. Эластичность спроса по доходу ………………………………………………………………….....12

2. Эластичность предложения …………………………………………………………………………………13

     2.1. Виды эластичности предложения ………………………………………………………………….15

     2.2 Эластичность предложения по цене ……………………………………………………………….17

     2.3.  Факторы, влияющие на эластичность предложения …………………………………………..20

Заключение………………………………………………………………………………………………………...22 Список используемой литературы …………………………………………………………………………….23

































     

Введение.

Эластичность – важная категория экономической науки. В теорию экономику впервые её ввел А. Маршал. Она представляет собой выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Эластичность позволяет понять, как происходит адаптация рынка к различным экономическим факторам. Обычно предполагают, что если фирма повышает цену на свою продукцию, то они могут увеличить выручку. Но часто бывает совершенно наоборот. И поэтому «эластичность» имеет огромное значение для производителей товаров, для рынка и экономики в целом. 

Изучение спроса потребителей – важнейшая задача фирмы в условиях конкуренции и любое время в целом. Для фирмы очень важно иметь в виду, от чего зависит спрос на её продукцию. Величина спроса зависит от цены на товар, доходов потенциальных потребителей и т.д. Когда повышается цена на продукцию, можно ожидать того, что при прочих равных условиях, при этом активная деятельность конкурентов, выпускающих подобный товар и продающий его по более низкой цене, также может привести к снижению спроса. Но в это же время, сели доход населения увеличится, то фирма может рассчитывать на расширение потребительского спроса и быстрому сбыту товара. 

Поэтому для фирмы важно определить, какое воздействие на величину спроса может оказать изменение цены продукции, доходов потребителей или цен на товары-заменители, производимые конкурентами, и все это руководители фирмы могут контролировать, понимая понятие «эластичность».













1. Эластичность спроса.

Спрос принято характеризовать так называемой эластичностью ( плавностью, мягкостью).

ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА – показатель степени чувствительности (реакции) потребителей к изменениям цены товара.

Эластичность спроса может быть связана не только с изменением цены на товар, но и с изменением доходов покупателей. Поэтому различают эластичность спроса по цене и эластичность спроса по доходам. Рассмотрим первый вариант.

Реакция потребителей на изменение цены на товар может быть сильной, слабой и нейтральной. Каждая из них порождает соответствующий спрос: эластичный, неэластичный, единичный. Возможны варианты, когда спрос оказывается совершенно эластичным или совершенно неэластичным.

Элаcтичность cпроса измеряется количеcтвенно через коэффициент эластичноcти по формуле:



Коэффициент ценовой элаcтичности cпроса = % изменения количеcтва продаж / %изменения цены

Еcли даже незначительные колебания в цене приводят к значительным колебаниям в спросе, то спрос cчитаетcя эластичным. При cнижении цены на каждый % величина спроса возраcтает больше, чем на 1 %.

Например: У наc cильная конкуренция. Мы потеряли половину потребителей, хотя подняли цену всего на 5 %.

Кэ = 50% / 5% = 10 больше 1, следовательно спрос эластичен.

Знакомство c законом cпроса и элаcтичноcтью cпроса позволяет cделать два вывода, о которых нельзя забывать никому:

1). Повышение цен не всегда гарантирует увеличение выручки от продаж, а cнижение не вcегда грозит падением этой выручки;

2). При определении цены на cвой товар любой коммерcант обязательно должен прикинуть: cколько он cможет выручить при такой цене, исходя из существующей элаcтичности cпроса на этот товар по цене.

Неэластичный спрос

Еcли эффект от изменения цен отноcительно мал, то cпроc на товар считают неэластичным

Почему спрос неэластичен?

Основные причины:.

Это товары первой необходимости;

Для таких товаров трудно найти заменители

Товары отноcительно недороги

Безвыходное положение потребителя.

Неэластичный спрос означает cлабую реакцию покупателей на изменение цены товара.

Приобретаемое количество товара увеличивается меньше чем на 1% на каждый процент снижения цены этого товара.

 

Спрос с единичной эластичностью занимает промежуточное положение между эластичным и неэластичным спросом, когда увеличение цены, например, вдвое, приводит к снижению количества покупаемого товара ровно вдвое. В данном случае общая выручка от реализации товара оказывается одинаковой.

 

Один и тот же товар может обладать разной эластичностью в разных ситуациях.

 

Информация об эластичности спроса на те или иные товары имеет важное практическое значение, так как изменение цены по разному сказывается на величине общей выручки от продажи продукции.

При эластичном спросе снижение цены за единицу продукции ведет к росту общей выручки. Почему? Потому что удешевление товара стимулирует покупки и получаемый при этом выигрыш от увеличения объема продаж перекрывает потери от снижения цены.

При неэластичном спросе все происходит наоборот.

Цены и выручка движутся в одном и том же направлении. Снижение цены уменьшает общую выручку, так как не ведет к заметному расширению объема продаж. А рост цены увеличивает выручку, поскольку выигрыш от удорожания продукции перекрывает потерю от относительно небольшого сокращения продаж.

Яркий пример - плата за транспортные услуги в городах. Как бы она не повышалась, неэластичный спрос на эти услуги уменьшается незначительно, и выручка монополистов-транспортников растёт.























1.1. Виды эластичности спроса.

1. Эластичность спроса по цене. Зависимость изменения спроса на товар от измене-

ния его цены называется эластичностью спроса по цене (ценовая эластичность спроса).

Принято различать 3 варианта ценовой  эластичности:

-  Эластичный спрос, когда при незначительных понижениях цены объем товара значительно возрастает (ЕD>1);

-  единичная единичность спроса, когда изменение цены, выраженное в %, равно проценту изменения объема продаж  (ЕD=1);

-  неэластичный спрос, если изменение цены не приведет к существенному изменению продаж (ЕD<1);

Эластичным спрос по цене бывает для предметов роскоши и дорогих  предметов потребления. Неэластичен  спрос на товары первой необходимости с низкими ценами.



На графике видно, что чем больше коэффициент эластичности, тем более пологая кривая спроса.

А чем он меньше, тем более круто падает кривая.

Экстремальные случаи эластичности спроса



В случае абсолютно эластичного спроса – это горизонтальная кривая спроса – потребители платят одну и ту же цену за товар, независимо от величины спроса (Е = ?). В случае абсолютно неэластичного спроса они покупают одно и то же количество товара при любых уровнях цен (Е = 0) – вертикальная прямая.

Эластичность спроса по цене влияет на объем выручки и финансовое состояние продавца. Объем выручки – это Р ? Q или площадь прямоугольника, одна сторона которого равна цене товара,  а вторая –  количеству товара, проданного по этой цене. При эластичном спросе снижение цены вызывает такое увеличение объема товара, которое ведет к увеличению общей выручки (площадь прямоугольника, соответствующего низкой цене, явно больше площади прямоугольника, соответствующего высокой цене).



При неэластичном спросе снижение цены ведет к столь малому увеличению продаж, что объем общей выручки, ? уменьшается (площадь прямоугольника, соответствующего низкой цене, меньше площади прямоугольника, соответствующего высокой цене).



Эластичность спроса по цене зависит от следующих факторов:

1)  незаменимость – если у товара есть заменители, то спрос будет более эластичным;

2)  значимость товара для потребителя – неэластичным является спрос на товары первой необходимости, более эластичным -  на все другие группы;

3)  удельный вес в доходах и расходах -  товары, занимающие значительную долю потребительского бюджета, эластичны и наоборот – неэластичны;

4)  временные рамки – эластичность спроса увеличивается в долгосрочном периоде и становится менее эластичной на коротких промежутках времени.

Эластичность спроса по доходу -  отношение процентного изменения объема спроса на товар к процентному изменению доходов (I):

ED= ?Q/Q : ?I/I=(Q2 –Q1)/Q1 : (I2 –I1)/I1

Если потребитель увеличивает объем закупок при возрастании доходов, то эластичность по доходу положительна (ET>0) – стандартные (нормальные) товары.

Если рост спроса опережает рост дохода (ET>1), то это высокая эластичность спроса по доходу.

Если значение отрицательно (ET <0), то речь идет о низкокачественных товарах, т.е. тех товарах, когда потребители при растущем доходе покупают эти товары меньше, заменяя их более качественными.





1.2. Эластичность спроса по цене.

Ценообразование является важным элементом стратегии и тактики ведения бизнеса. Компании, как правило, не свободны в определении цены товаров, а ориентируются на рыночные реалии. Иногда компании могут определять свою цену продажи. В любом случае, ценообразование связано с целями, которые компания стремится достичь. Например, максимизация прибыли, рост выручки, рост доли рынка, загрузка свободных производственных мощностей, наконец, выживание… Важным элементов ценообразования является понятие эластичности спроса по цене.

Прибыль от продажи товаров являемся результатом взаимодействия величины расходов, объема продаж и цены продаж. Ранее я уже посвятил статью анализу безубыточности, или анализу «затраты – объем – прибыль» (CVP-анализ Cost – Volume – Profit). Такой анализ позволяет выявить влияние изменения постоянных затрат, переменных затрат, цены реализации, количества и ассортимента продукции на будущую прибыль. Например объем продаваемых товаров влияет на размер затрат на единицу продукции. С увеличением объема постоянные расходы распределяются на большее количество единиц и, таким образом, расходы на единицу сокращаются (эффект масштаба). Более низкие затраты дают возможность компании снизить цену и еще больше увеличить объем реализации… или не снижать цену и повысить маржинальность продаж. В упомянутой заметке основной упор сделан на анализ внутренних по отношению к предприятию факторов.

Важным фактором ценообразования является степень зависимости объема продаж от изменения цены. Если снизить цену, насколько увеличиться спрос? Если увеличить цену, снизится ли спрос, и насколько.

Эластичность спроса относительно цены (EDP) показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на 1%:

EDP = (?Q/Qd)/(?P/P)

где ?Q/Qd - относительное изменение спроса; 
?P/P- относительное изменение цены.

или

EDP = %Qd/%P

%Qd - изменение спроса в процентах, %Р - изменение цены в процентах.

или



Смысл и сущность эластичности спроса: на сколько процентов изменится спрос, если цена изменится на 1%.

Коэффициент эластичности рассматривается по модулю, т.е. его абсолютное значение |EDP|.

Пример. Какова эластичность спроса по цене, если при снижении цены на товар на 10% выручка увеличилась на 10%. 
Решение.

EDP = %Qd/%P = |10%/(-10%)| = |-1| = 1



































































1.3. Факторы, влияющие на эластичность спроса.

Важным моментом, оказывающим воздействие на эластичность спроса, является наличие товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов, признанных удовлетворять одну и ту же потребность, тем больше возможностей для покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар.

Например, спрос на хлеб относительно неэластичен. В то же время спрос на отдельные сорта хлеба является относительно эластичным, так как с повышением цены, к примеру, на бородинский хлеб покупатель может перейти на другой сорт ржаного хлеба и т.п. Спрос на сигареты, лекарства, мыло и другие подобные продукты относительно неэластичен. Однако если рассматривать эластичность по отношению к отдельным видам сигарет, сортам мыла и т.п., то она будет значительно выше.

Другим важным обстоятельством, влияющим на ценовую эластичность, является фактор времени. В краткосрочном периоде спрос имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в долгосрочном. Например, спрос на бензин со стороны индивидуальных владельцев автомобилей относительно неэластичен, и повышение цены, особенно в летний сезон, вряд ли сократит спрос. Однако можно предположить, что осенью значительная часть автовладельцев поставят свои машины в гаражи, спрос на бензин снизится, сократится объем продаж его. Кроме того, к следующему лету часть из них начнут пользоваться пригородными электричками. Несмотря на то, что спрос на бензин относительно неэластичен в обоих случаях, в долгосрочном периоде эластичность выше.



Различия в эластичности спроса объясняются также значимостью того или иного товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен; спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен. Действительно, при повышении цен мы можем отказаться от дополнительной пары обуви, драгоценностей, мехов, но вряд ли сократим покупки хлеба, мяса и молока. Как правило, спрос на продукты питания неэластичен, и сейчас, при снижающемся уровне жизни населения, на их приобретение тратится все большая часть доходов средней российской семьи.







1.4. Эластичность спроса по доходу.



Эластичность спроса относительно дохода (EPI) показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения дохода на 1%:

EPI = (?Q/Qd)/(?I/I)

где ?Q/Qd - относительное изменение спроса; 
?I/I- относительное изменение дохода.

или

EPI = %Q/%I

%Q - изменение спроса в процентах, %I - изменение дохода в процентах.

или



Смысл и сущность эластичности спроса по доходу

Те ограничения сегодняшние, которые украинцы в отношении русской культуры вводят вообще в целом, в отношении русских фильмов, русских телевизионных  программ, русских книг… Мне кажется, что это всё больно и жалко, понимаете. Михаил Ефимович, я говорю, совершенно не моя задача здесь сидеть и преобразовать вашу позицию в комфортную для части нашей аудитории. Поскольку я занимался много лет армяно-азербайджанским общественным диалогом, я знаю, как это тяжело, больно и трудно. Но всё равно надо думать о том, как мы будем жить потом, чтобы потом никому не было бы стыдно. Я хочу чуть-чуть поменять тему, хотя она всё та же. Всё, что у нас происходит, примерно то же самое. Вы были много лет посетителем «Ники», были в числе гостей. Я ходил на «Нику» всегда. Да-да. В этом году я просто не знаю. Я не был, меня не было в Москве, я был в Ташкенте в это время. Вот. Но, с одной стороны, вы имеете непосредственное отношение к деятелям культуры, как я уже говорила, с другой стороны, к российскому телевидению просто биографически, руководили одним из крупнейших телевизионных холдингов. Выступил Сокуров по разным поводам, по поводу режиссера Олега Сенцова, это опять же Украина, по поводу митингов и вообще ситуации, которая была совсем сейчас. Как вы относитесь хотя бы к этой ситуации? Что касается того, о чем говорил Александр Сокуров, я считаю, что вообще… Я сейчас не беру Сенцова, на этот счет президент ответил, не мне его комментировать. А вот что касается диалога, то диалог нужен. Нужен диалог с молодежью, разумный диалог. С немолодежью. Да и с немолодежью нужен диалог. Он всегда нужен. Всё равно общество состоит из большинство и меньшинства. Меньшинство тоже имеет свои права, это вообще даже не обсуждаемо. Что касается несанкционированных митингов, то это всегда некая провокативность, которая существует. Она существует. Призывать на несанкционированные митинги людей, которые на это могут повестись и попасть в сложное положение, я считаю, неправильно. Михаил Ефимович, как человек, который занимается международным сотрудничеством, вы должны знать, что только у нас они санкционируются более-менее. Вы совершенно справедливо сказали «более или менее». Потому что если бы вы захотели пройтись вдруг по Трафальгарской площади или выйти на Унтер-ден-Линден, не известив власти, были бы проблемы. Не будем с вами пускаться в тонкости уведомительного и разрешительного принципа, потому что у нас он, конечно, разрешительный, а везде уведомительный. Когда перекрывается движение в США, скажем, в Нью-Йорке перекрывается движение и проходит нечто… Вы же согласны со мной про уведомительность и разрешительность? Мне кажется, это бесспорно. Иногда власти имеют право предпринять. Иногда. Вот смотрите, вы говорите, законы Украины вы принимаете. Ее не пускают потому, что она была в Крыму. Это совсем не так. Я сказала, что вы понимаете логику, и объясняю ее зрителям. Существует такой закон. Его не надо нарушать, с моей точки зрения. Есть и такая точка зрения, да. При том, что я еще раз хочу сказать. Юля, вы поймите, я считаю, что происходило в консерватории, когда велели читать списки ? это вообще всё безобразие. Это от беспомощности на самом деле. К сожалению, у нас не так много людей, которые могут разговаривать с молодежью на нормальном языке. Как кто-то совершенно справедливо сказал, у нас, во-первых, мало людей, которые могут разговаривать, во-вторых, знаете, мы вам не дети. Это я про молодежь говорю. Нужен диалог нормальный. Я вам сразу скажу: к герою этого события я отношусь… Максим, вы уже написали, вам речь Усманова показалась неубедительной, и вы его обвинили в двух вещах, не обвинили, а поймали на двух вещах: вы рассказали, что, во-первых, взятки бывают разные, потому что действительно Усманов говорит, что взятки не регистрируются в органах и так далее, во-вторых, вы говорите про эту историю с компенсацией упущенной выгоды, на которой построена эта история с обменом активами, сейчас еще к этому вернемся, но я хочу с самого начала немножко начать, если можно. Я попробую как бы Алишера Усманова защитить перед вами, если угодно, потому что он оправдывается, и по крайней мере в чем-то он оправдался. Навальный его обвиняет в этом, в этом, в изнасиловании, в том, что он задаром что-то получил, и так далее, но по крайней мере здесь Усманов отбился? Смотрите, давайте так я расскажу. Речь Усманова можно разбить, условно, на две части. Первое, что он условно честный бизнесмен и платит адекватную зарплату, второе — про взятки. В первой части я больше согласен с Усмановым, чем с Навальным, потому что пока не было предоставлено никаких доказательств, что Усманов какой-то жулик-бизнесмен и унижает или обижает рабочих. Он платит вполне нормальную зарплату согласно российским реалиям, то есть его задача, как любого бизнесмена, максимизировать прибыль. Он не собес и вообще не обязан за свой счет повышать благосостояние в стране. Яхты и самолеты — полное право, это его прибыль, он может тратить как угодно. В сделках, где он покупал, тоже не проследуется никаких очевидных взяток, то есть он покупал вполне, на мой взгляд, адекватно. Поэтому здесь, я считаю, что это, скорее, проблема российского общества, что российское общество установило такие низкие стандарты оплаты. Например, я сейчас нахожусь в Аргентине, где при том же уровне экономики минимальная зарплата в четыре раза выше, зарплата учителя 100 тысяч рублей, но это именно аргентинское общество смогло добиться. И российской общество должно добиться таких зарплат, это не задача бизнесмена. Бизнесмен должен платить как можно меньше, чтобы максимизировать свою прибыль, иначе придет другой человек, который его просто с рынка уберет и все. Поэтому здесь, касательно вот этой части, я скорее на стороне Усманова, я считаю, что он ведет бизнес согласно правилам игры, а то, что такие правила, это не вопрос к Усманову, это вопрос к нашему государству и более — к нашему обществу. Наше общество не требует у государства установления нормальных стандартов социальной защиты и все остальное. Это первое. Касательно взятки я действительно считаю, что в расследовании Алексея Навального предоставлено достаточно улик, чтобы, как минимум, общество заподозрило Медведева в получении взятки. Потому что опять-таки, мы напомним, что Медведев сам не является собственником этой недвижимости, о которой идет речь, всей на свете, в том числе и от Усманова, и так далее, то есть это еще надо доказывать. Действительно, это корректно, но здесь я не согласен, что это нужно доказывать. Здесь ключевое отличие между первой частью, что Усманов честный бизнесмен, в отношении которого действует презумпция невиновности, и пока не доказано, что он что-то делает не так, он считается невиновным. Касательно Медведева и касательно всех политиков в мире, большинства в мире, действует презумпция виновности: как только человек становится политиком, он получает дикую власть, дикие полномочия и дикую ответственность, и это его обязанность в случае возникновения таких обоснованных подозрений доказывать, что он чист. И что,  у него не получилось это сделать, объясниться? Смотрите, Медведев вообще устранился. Нет, я сейчас имею в виду уже Усманова. Да, Усманов, конечно, странно, что Усманов, который тут все-таки не ключевой фигурант, пошел обелять Медведева, которой вообще молчит. Действительно у него не получилось, потому что, как я уже сказал, есть два таких столпа его доказательств: первый — доказательств, что взятка — это то, что не регистрируется, это вообще не так, есть много способов дачи взяток, которые регистрируются. Вот я привел кейс, самый известный в России, фондов Ролдугина, формально все деньги, которые получал Ролдугин, были по каким-то договорам… Да, но еще не значит, что это все честные деньги. Это не значит, и более того, в современном мире большинство взяток именно так и дается, что это все проходит по регистрационным органам. Бывает продажа недвижимости по каким-то смешным ценам, дарение недвижимости, как в случае Усманов подарил «Соцгоспроекту» особняк, согласно оценке Навального, в 5 миллиардов рублей, это не значит, что это все чисто просто потому, что прошло через регистрационные органы. И Усманов, как человек, который работает в России, и если даже он взяток не дает, он должен знать, как это работает, — вот просто это никуда не годится, что он говорит, что взятка это только то, что передается где-то там кешем, нерегистрируемо, под столом. Вторая — касательно упущенной выгоды, это тоже, на мой взгляд, немножко сомнительная история. У меня есть некоторый опыт работы в бизнесе, и в том числе я сталкивался… Только надо быстро напомнить, о чем идет речь. Речь идет об обмене, если я не ошибаюсь. Да, там такая хитрая история, что земля была у одной компании, а у «Соцгоспроекта», совсем другой компании, было желание там что-то построить. То есть это два разных юридических лица. Усманов, видимо, не захотел, чтобы у него под окнами что-то строили, и он купил землю у юрлица, которому принадлежала земля, и в дополнение он решил компенсировать упущенную выгоду, согласно его истории, на 5 миллиардов рублей «Соцгоспроекту», который лишил себя возможности построить… Долларов. 5 миллиардов рублей, примерно 80 миллионов долларов, согласно текущего курса. Опять же это оценка фонда ФБК, я ее не проверял. Я не знаю, сколько стоит, других оценок у меня нет, поэтому я ссылаюсь на то, что было опубликовано. И он решил вроде как компенсировать, что «Соцгоспроект» не смог получить прибыль, и вот такой Усманов хороший, всем возместил. Мне кажется, это очень слабый момент, потому что опять же он не считает нужным платить зарплату своим рабочим выше чем минимальный уровень, за который они готовы работать, и тут вдруг он решил компенсировать упущенную выгоду какой-то там третьей стороне, потому что она лишилась возможности построить землю. Это не ее земля. Если он двигает эту историю, то должно быть предоставлено существенно больше обоснований и доказательств. Например, что это было по каким-то обязывающим соглашением между компаниями, то есть это все… Более того, мне не верится, я вот работал некоторое время в бизнесе и видел похожие истории по упущенной выгоде, обычно это очень жесткие переговоры. Как определить упущенную выгоду? Очень часто это идет с привлечением суда, потому что каждая сторона считает, что у нее большая упущенная выгода, и надо много, то есть это все большие терки.: на сколько процентов изменится спрос, если доход изменится на 1%. Чем более жизненно необходим продукт, тем ниже эластичность спроса по доходу.

Виды эластичности по доходу.

EPI = 0. Совершенно неэластичный спрос - товары первой необходимости (соль, спички);

EPI < 0. Товары низкого качества;

0 < EPI < 1. Товары неэластичные по доходу. Продукты питания, топливо, сырье;

EPI = 1. Единичная эластичность. Товары второй необходимости. Унитарный спрос. Снижение цены не приводит к коммерческому эффекту;

EPI > 0. Товары высокого качества (нормальные, стандартные товары);

EPI > 1. Товары эластичны по доходу. Качественные товары. Престижные товары;

EPI = ?. Совершенно эластичный спрос - товары роскоши;

Если экономика переживает подъем и средние доходы домохозяйств возрастают, то отрасли, производящие товары с EPI > 1, ждет расширение, а отрасли с EPI < 0, могут столкнуться с серьезными трудностями.



2. Эластичность предложения.

Предложение представляет собой экономическую категорию, которая показывает, какой объем товаров, работ, услуг производитель или иная посредническая организация готовы поставить на рынок для продажи по определенным ценам.

Эластичность — это гибкость в данном случае предложения, его возможность максимально быстро и точно реагировать на любые изменения внешней среды и ее показателей.

Эластичность предложения показывает, насколько масштаб производства и, как следствие, объем готовой продукции зависимы от таких рыночных факторов, как цена, в том числе, цена на товары-комплиментыи субституты. Иными словами, данный показатель определяет способность производителя наращивать или урезать масштабы производства в зависимости от сложившейся на рынке экономической ситуации.

1. Ценовая эластичность показывает зависимость спроса от цены:

ES = (AQ/AP) x (P/Q),

где Q — количество предлагаемого производителем блага;

P — цена, по которой данное благо реализуется на рынке;

AQ и AP — это соответствующие изменения в цене и, как следствие, объеме продаж.

 В противном случае предприятие будет вынуждено отправить излишние материальные ресурсы в запас и в результате простоя оборудования понесет дополнительные издержки, вызванные недопроизводством. При планировании на длительный промежуток времени предложение, наоборот, абсолютно эластично, так как есть время для преобразований и налаживания производственной деятельности.  Например, можно внедрить в производство новые, более мощные основные производственные фонды или качественно изменить сам технологический процесс.

2. При перекрестной эластичности все зависит от того, чем являются товары по отношению друг к другу.Товары-субституты — товары, по своим функциям приблизительно одинаковые, но различающиеся отдельными категориями, например ценой. Такие товары способны в случае чего заменить друг друга. При росте цены на масло производитель сократит производство маргарина, тем самым увеличив предложение масла. Такое действие поможет ему получить больший доход, и возможно — сверхприбыли. 

ES = (AQа/ APв) х (Pв/Qа)

где Qa — объем производства блага А;

Pв — цена на единицу блага В;

AQa и APв — изменения в цене и количестве товара.

Теория эластичности имеет большое значение при планировании предпринимательской деятельности. Чтобы увеличить прибыль, необходимо повысить цены, но в этом случае может упасть спрос и объем продаж. Важно учесть коэффициент эластичности: если он < 1, то нет никакого риска и можно смело повышать цены, в противном случае следует воздержаться от коренных действий.













































































2.1. Виды эластичности предложения.



Предложение, поскольку оно связано с изменением производственного процесса, медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос. Поэтому фактор времени является важнейшим в определении показателя эластичности.

Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода:

краткосрочный,

среднесрочный,

долгосрочный.

Под краткосрочным понимается период, слишком короткий для осуществления каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции.

Среднесрочный период достаточен для расширения или сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей.

Долгосрочный период предполагает расширение или сокращение фирмой своих производственных мощностей, а также приток новых фирм в отрасль при расширении спроса на данную продукцию или уход из нее при сокращении последнего.

Эластичность предложения служит показателем относительного изменения предложения в соответствии с относительным изменением рыночной цены. Если предлагаемое количество товара остается неизменным для перепродажи по любой цене, то имеет место неэластичное предложение. Когда же малейшее уменьшение цены товара вызывает сокращение предложения до нуля, а малейшее увеличение цены обусловливает увеличение предложения, то имеем дело с абсолютно эластичным предложением.

Различают пять вариантов эластичности предложения. Эластичность предложения равна нулю, когда кривая предложения вертикальна. Здесь предложение не изменяется от того, что возрастает цена. Например, кривая предложения картины Шишкина "Утро в лесу" является совершенно неэластичной, так как в наличии имеется фиксированное количество (одна картина), которое не может быть увеличено, как бы высоко ни поднялась цена. Эластичность предложения обычно бывает больше на протяжении длительного времени, чем в короткие сроки. Это вызвано приспособлением производителей к более высокой цене. Эластичность предложения меняется под воздействием технического прогресса, изменения качественного и количественного состава используемых ресурсов. Усиление ограниченности ресурсов, применяемых при производстве того или иного товара, ведет к уменьшению значения 















2.2. Эластичность предложения по цене.



От цены зависит не только спрос, но и предложение данного товара. Эластичность предложения по цене показывает, на сколько процентов изменяется предложение товара (s), при изменении цены этого товара (p) на 1%.

Формула расчета коэффициента эластичности:



Соответственно эластичность предложения по цене в данной точке исчисляется по формуле:


,

где P и q – значения цены и предложения в данной точке, ?P и ?q –абсолютные изменения цены и предложения.

Если Вы не понимаете, откуда взялась приведенная формула, Вам следует вернуться к п. Б первого вопроса данной темы.

Если задана функция предложения от цены, то для точного нахождения коэффициента эластичности в данной точке используется формула:



Обоснование формулы найти в п. Ж первого вопроса этой темы.

Поскольку кривая предложения обычно имеет положительный наклон (величина предложения растет по мере роста цены и снижается вместе с ее падением), эластичность предложения по цене положительна:



В отношении прямой эластичности предложения по цене возможны три случая:

1. Если при некотором процентном изменении цены величина предложения товара изменяется в большей степени, чем цена, то предложение эластично по цене. В этом случае:

.

2. Если при некотором процентном изменении цены величина предложения товара изменяется в меньшей степени, чем цена, то предложение неэластично по цене. В этом случае:

.

3. Если при некотором процентном изменении цены величина предложения товара изменяется в той же степени, что и цена, то предложение характеризуется единичной эластичностью по цене. В этом случае:

.

Пусть функция предложения линейна: q=a+bp. Рассчитаем эластичность предложения по цене:



Выводы:

- Если параметр «а» равен нулю, то эластичность во всех точках функции равна 1.

- Если параметр «а» больше нуля, то эластичность во всех точках функции меньше 1.

- Если параметр «а» меньше нуля, то эластичность во всех точках функции больше 1.

Графически это выглядит так (рис. 4-6):

Рис. 4-6. Эластичность предложения по цене







































2.3. Факторы, влияющие на эластичность предложения.



Основными факторами, определяющими эластичность предложения являются:



1. период времени (мгновенной, краткосрочный, долгосрочный)

§ для мгновенного периода предложение неэластично;



§ для краткосрочного периода производить может в определенных пределах адаптировать к изменяющейся цене;



§ для долгосрочного периода предложение эластично;

2. специфика производства (минимальный объем затрат на расширение производства);

3. возможности хранения изготовленной продукции;

4. максимально возможный объем производства при полной загрузке мощностей.





Изучение эластичности предложения является необходимым условием исследования относительного изменения предложения в соответствии с относительным изменением рыночной цены.

Если предлагаемое количество товара остается неизменным для перепродажи по любой цене, то имеет место неэластичное предложение. Когда же небольшое изменение цены вызывает сокращение предложения до нуля, а небольшое увеличение цены обуславливает увеличение предложения то данная ситуация характеризует абсолютно эластичное предложение.

Таким образом эластичность предложения изменяется под воздействием технического прогресса, изменения качественного и количественного состава используемых ресурсов, усиления ограниченности ресурсов применяемых при производстве того или иного товара, что ведет к уменьшению значения эластичности предложения.











































Заключение.

Концепция спроса и предложения, раскрывая основные закономерности формирования рын очных цен и достижения рыночного равновесия, занимает центральное мест о в современной фундаментальной экономической теории. Подводя итог написания курсовой работы, можно сделать некоторые выводы. Спрос воспринимается как желание покупателя иметь до ступ к потреблению конкретного экономического блага, как готовность по тратить на эти цели определенную сумму денег. Зависимость объема спроса от соответствующих факторов выражает функция спроса. В качестве ведущего фактора изменения сп.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%