VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Эластичность спроса и предложения

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W000511
Тема: Эластичность спроса и предложения
Содержание
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Институт управления экономики и финансов
Кафедра экономической теории

  
 
К У Р С О В А Я   Р А Б О Т А

По дисциплине   "Микроэкономика"
  
"Эластичность спроса и предложения"
  



       Выполнила:  
  студент гр. 14.1-524 Насырова Ралина Ринатовна

                                                                         Руководитель: 
                                                                            ассистент кафедры       
                                                                           экономической   теории
                                                                                            Батталова Алина Рустамовна
  
Оценка при защите 
__________________________________ 
  
Дата__________________ Подписи ____________
             
                                         
КАЗАНЬ – 2015

    План курсовой работы по теме
    
    «Эластичность спроса и предложения»
      
      
      
      
     Введение.                                                                                                        3
     1.Сущность, факторы эластичности спроса и предложения.                    5                                                     
     2.Практическое значение эластичности спроса и предложения.              25                                                                        
     3.Применение теории эластичности и законов спроса и предложения.   29                                                                                
     
     Заключение.                                                                                                    36      
     Список литературы.                                                                                       38
                                
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
     Введение
     
     Эластичность - одна из наиболее значимых категорий экономической науки. В экономическую теорию она была введена английским экономистом Альфредом  Маршаллом. Эластичность представляет собой сформулированное изменение в процентах одной переменной в ответ на сформулированное изменение  другой переменной. Понятие эластичности дает возможность узнать, как совершается адаптация рынка к изменениям его факторов. Как правило, планируется, что фирма, увеличивая стоимость на собственную продукцию, обладает вероятностью повысить выручку от ее продажи. Тем не менее, в действительности, это случается не постоянно: возможна ситуация, когда увеличение стоимости приведет не к росту, а напротив, к понижению выручки в силу снижения спроса и надлежащего сокращения сбыта. Поэтому понятие эластичности обладает огромным значением для производителей товаров, т.к. предоставляет решение на вопрос о том,  на какую величину изменится объем спроса и предложения при изменении цены.
     Исследование спроса потребителей, кроме того мотивов, которыми они управляют, совершая покупки, - основная цель фирмы в условиях конкурентной борьбы. Владение как можно большими данными о спросе, дает возможность фирме обеспечивать сбыт собственного продукта, расширять производство и небезуспешно конкурировать на рынке.
     В данной курсовой работе рассматриваются кривые спроса и предложения и направление их изменения; масштабы изменения объема спроса и предложения при изменении стоимости данного товара. По этой причине мы выясним, вследствие чего кривые спроса и предложения изменяются конкретным способом, а следовательно, из-за чего  они пересекаются в той или иной точке. Также в этой работе будет рассматриваться теория потребительского выбора, которая объясняет, каким способом потребители предпочитают расходовать получаемые ими доходы в целях наибольшего удовлетворения собственных потребностей, эластичность спроса  по доходам, ценам, перекрестная эластичность, что дает возможность оценить воздействие перечисленных показателей на спрос.
     Изучение спроса и предложения дает возможность раскрыть общие направления изменения спроса и предложения под влиянием ценовых или неценовых факторов и выразить основной закон - закон спроса и предложения. Но весьма зачастую исследователю бывает недостаточно знать, что увеличение стоимости порождает сокращение объема спроса на товар, требуется более четкая количественная оценка, т.к. указанное сокращение способно являться быстрым или медленным, сильным и слабым. 
     Чувствительность  рынка к изменению дохода, цен сказывается в показателе эластичности, которая способна быть охарактеризованной специальным коэффициентом. 
     При планировании объема и структуры производства, для фирмы  весьма  немаловажно знать, от чего находится в  зависимости  спрос  на ее продукцию.  Величина  спроса  зависит от дохода  потенциальных покупателей, от цены товара, а также цен на товары, которые  считаются либо взаимодополняемыми  (комплементарные товары) (например, автомобили  и бензин), либо взаимозаменяемыми  (товары-субституты) (например, масло и маргарин, чай и кофе).
     С повышением стоимости на продукцию фирмы, можно ожидать уменьшения спроса на нее. При этом интенсивная деятельность конкурентов, выпускающих товары-субституты и продающих их согласно невысоким расценкам, также способно послужить причиной  уменьшения  спроса на изделия фирмы. С увеличением дохода населения фирма способна рассчитывать на развитие покупательского спроса и в соответствии с этим на увеличение сбыта предлагаемого продукта.
     Но нас будет интересовать не только направление, но и величина изменения спроса. Как поменяется величина спроса при снижении или повышении цены продукции на 10, 100, 1000 рублей? Как правило, предприятие, увеличивая стоимость, рассчитывает на рост выручки от продаж. Но вероятна ситуация, если увеличение стоимости, приведет не к росту выручки, а, напротив, к ее снижению из-за сокращения  величины  спроса и уменьшения сбыта.
     По этой причине фирме важно определить какое влияние на величину спроса способно оказать изменение цены продукта, доходов потребителей или цен на товары-субституты, производимые конкурентами.   
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     1.Сущность, факторы эластичности спроса и предложения.
     
     Введение эластичности в экономический анализ имеет большое значение. С одной стороны, коэффициент эластичности - это механизм статистических измерений,  стремительно применяемых в маркетинговых исследованиях. С другой стороны, концепция эластичности служит  значимым инструментом экономического анализа, т.к. науке недостаточно только лишь определить и измерить полученный результат, необходимо еще и  обладать способностью объяснить это. 
     Прежде чем перейти  к эластичности спроса и предложения, для начала рассмотрим сами понятия спроса и предложения,  их законы,  кривые  и  факторы, влияющие на них.
     Спрос – это количество товара, который потребитель готов приобрести по определенной цене. Спрос отражает, с одной стороны, потребность потребителя в определенных товарах либо услугах,  желание купить данные товары в определенном количестве и, с другой стороны, вероятность оплатить покупку согласно стоимости, находящихся в пределах «доступного» диапазона. Совместно с этими обобщенными определениями спрос характеризуется рядом свойств и количественных параметров,  из которых в первую очередь необходимо выделить объем и величину спроса.
     С позиций количественного плана спрос на товар, подразумевается как объем спроса, означает количество конкретного товара, которое потребители (покупатели) желают, готовы и имеют денежную возможность купить за определенный промежуток согласно конкретным расценкам. 
     Величина спроса  — это максимальное количество товаров и услуг, которое покупатели готовы приобрести в данное время, в данном месте, при данных ценах. Величина спроса зависит от доходов покупателей, цен на товары и услуги, цен на товары-субституты и комплементарные блага, ожиданий покупателей, их вкусов и предпочтений.
     Закон спроса — величина (объём) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. Это означает, что существует обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса на него (чем выше цена, тем ниже спрос, и наоборот). Природа закона спроса не сложная. Если у потребителя имеется конкретная сумма денег на приобретение данного товара, то он сможет приобрести тем меньше товара, чем больше их стоимость и наоборот. Безусловно,  реальная  картина значительно сложнее, т.к. потребитель может привлечь дополнительные  ресурсы, приобрести взамен данного товара другой — товар-субститут.
     Факторы, влияющие на спрос:
     1) доходы  потребителей;
     2) мода и предпочтения потребителей;
     3) сезонность;
     4) ожидание изменения цены;
     5) цены на дополняющие и замещающие товары;
     6) число  потребителей;
     7) вкусы потребителей;
     8) культурные религиозные традиции.
     Функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов называется функцией спроса. Важнейшим из них является цена на единицу блага в данный момент. 
     
     В самом общем виде ее записывают следующим образом :
     Qd = f (Р, I, Z, W, Psub, Pcom, N, В),   где:
     Qd  — спрос; 
     Р    — цена; 
     I    — доход; 
     Z   — вкусы;
     W  — ожидания (waiting); 
     Psub — цена на товары-субституты; 
     Pcom— цена на комплементарные товары; 
     N — количество покупателей; 
     В — прочие факторы.  
     Эти факторы и изменение цен способствуют сдвигу кривой спроса вправо или влево.  Кривая спроса – кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени.  Чем эластичнее спрос, тем выше цена может быть установлена на товар. Эластичность спроса — это реакция рынка на отсутствие товара, возможность его замены, цену конкурентов, понижение цен, нежелание покупателей менять свои потребительские привычки и искать более дешёвые товары, повышение качества товаров, естественный рост инфляции на другие факторы.
                             
     
     Например, увеличение денежных доходов потребителей (при отсутствии инфляции) означает повышение спроса, т.е. сдвиг кривой D в положение D2. При этом спрос может возрастать быстрее или медленнее роста дохода в зависимости от качества товара, его места в бюджете потребителя и ряда других свойств, которые будут выяснены позже. Такая ситуация типична для большинства товаров, за исключением низкокачественных. Рост доходов переключает спрос потребителей на товары лучшего качества, спрос же на низкокачественные товары снижается, то есть кривая перемещается из положения D в положение D1.
     Итак, подведем итоги. Движение вдоль кривой спроса отражает изменение величины спроса: чем выше цена, тем ниже величина спроса и, наоборот. Сдвиг кривой спроса влево или вправо отражает изменение спроса: оно происходит под влиянием факторов, определяющих функцию спроса.
     Предложение- количество товара, который производитель готов продать по определенной цене. Такое определение описывает предложение и отражает его суть с качественной стороны.  В количественном плане предложение  характеризуется по своей величине и объему. 
     Объем, величина предложения – это количество товаров  и услуг, которое производитель (продавец) желает, может и способен в соответствии с наличием или производительными возможностями предложить для продажи на рынке в течение  определенного времени при конкретней стоимости.  Как и объем спроса, величина предложения находится в зависимости не только от цены, но и от ряда  неценовых факторов ,  в том числе производственных возможностей, состояния технологий, ресурсного обеспечения, уровня стоимости на другие товары  и инфляционного ожидания. 
     Объем  и структура  предложения  определяют экономическую ситуацию на рынке со стороны производителей	(продавцов) и обусловливается объемами и возможностями производства,  а также той частью товаров, которая направляется на рынок и может быть приобретена покупателями. Объем предложения, как правило,  меняется в зависимости от цены. Если цена окажется низкой, то продавцы предложат мало товара, другую часть товара придержат на складе, если же цена будет высокой, то производитель предложит рынку максимальное количество товаров.  Когда же цена существенно возрастет и окажется очень высокой, то производители постараются увеличить предложение товаров, пытаясь сбыть даже бракованные изделия. Предложение товаров на рынке во многом зависит от издержек производства, то есть тех производственных затрат, которые напрямую формируют издержки связанные с процессом производства. 
      Закон предложения — при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар. Это означает, что существует прямая зависимость между ценой товара и его предложением, т.е. чем выше цена, тем выше предложение. Рост величины предложения товара при увеличении его цены обусловлен в общем случае тем обстоятельством, что при неизменных издержках на единицу товара с увеличением цены растёт прибыль и производителю (продавцу) становится выгодным продать больше товара. Реальная картина на рынке сложнее этой простой схемы, но выраженная в ней тенденция имеет место.
     Факторы, влияющие на предложение:
     1) количество продавцов (чем оно больше, тем больше предложение);
     2) внедрение новой технологии;
     3) стоимость налогов, сборов, пошлин (чем они выше, тем выше предложение);
     4) цена ресурсов, материалов (чем они выше, тем меньше предложение);
     5) сезонность;
     6) природные явления и катаклизмы.
     Функция предложения  определяет предложение в зависимости от влияющих на него различных факторов.  Как мы уже выяснили, важнейшим из них является цена на единицу блага в данный момент времени. В самом общем виде ее записывают следующим образом :
     Qs = f (P, Pr, К, Т, N, В),    где:
     Pr - цены ресурсов;
     К -  характер применяемой технологии;
     Т - налоги и субсидии;
     N - количество продавцов;
     В - прочие факторы.                    
     Для понимания функции предложения важное значение имеет фактор времени. Обычно различают кратчайший, краткосрочный и долгосрочный рыночные периоды. В кратчайшем периоде се факторы производства постоянны, в краткосрочном некоторые факторы (сырье, рабочая сила и др.) являются переменными, в долгосрочном – все факторы переменны.
     В условиях кратчайшего рыночного периода повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения (рис. а). В условиях короткого периода повышение спроса обусловливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, т.к. фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом (рис. б). В условиях длительного периода увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном повышении цен (рис. в). 
     
     
     
     Кривая предложения - кривая, которая показывает, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени. В экономической теории принято откладывать независимую переменную по вертикальной,  а зависимую - по горизонтальной оси.
     Изменение цены означает движение по кривой предложения. (рис. а)
     Например, повышение цен на факторы производства означает сокращение предложения, т.е. сдвиг кривой  S в положение S1 . Наоборот, в случае понижения цен на факторы производства произойдет увеличение предложения, что приведет к сдвигу кривой S в положение  S2. (рис. б)
     (рис. а)                                                             (рис. б)
                         
     
     
     
     
     Изображенная кривая S характеризует уровень цен и объем предложения блага X в определенный момент времени. Она имеет положительный наклон, что свидетельствует о желании производителя продать большее количество благ по более высокой цене. Кроме цены, на предложение влияют и другие факторы. 
     Итак? подведем итоги. Движение вдоль кривой предложения отражает изменение величины предложения: чем выше цена,  тем выше величина предложения и, наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина предложения.
Сдвиг кривой предложения влево или вправо отражает изменение предложения:  оно происходит под влиянием факторов, определяющих функцию предложения.
     Более общее определение эластичности — отношение относительного 
     приращения функции к относительному приросту независимой переменной.
                                                 
     Для рассматриваемых нами функций спроса и предложения подобными независящими переменными могут быть цены данного или иных товаров, уровень издержек,  доходов.
     Эластичность спроса —  это показатель, выражающий колебания  совокупного спроса, вызванные изменением цен на товары и услуги. Эластичным называется спрос, сформировавшийся при условии, что изменение его объёма (в %) превышает процентное выражение снижения цен.
В случае если показатели падения стоимости и увеличения спроса, выраженные в процентах, одинаковы, т.е. увеличение объема спроса лишь компенсирует понижение уровня цен, в таком случае эластичность спроса равна 1. 
В случае, если степень снижения цен превышает показатель спроса на товары и услуги,  спрос неэластичен. Таким образом, эластичность спроса – показатель степени чувствительности потребителей (покупателей) к изменениям цены товара. 
Факторами ценовой эластичности  спроса  являются:
     1) наличие товаров-субститутов (взаимозаменяемые товары) (если не существует хороших заменителей какого-либо товара, то риск снижения спроса из-за появления его аналогов минимален);
     2) значимость товара для потребителя  (если товар является необходимым в повседневной жизни (зубная паста, мыло, услуги парикмахера), то спрос на него будет неэластичным к изменению цены. Товары, которые не столь важны для потребителя и приобретение которых может быть отложено, характеризуется большей эластичностью);
     3) удельный вес затрат на продукцию в расходах потребителя (чем выше уровень расходов на товар относительно доходов потребителя, тем чувствительнее будет спрос на изменения цены);
     4) степень универсальности товара  (чем больше различных областей использования имеет товар, тем более эластичен спрос на него. Это связано с тем, что рост цены уменьшает область экономически оправданного использования данного товара. Напротив, уменьшение цены расширяет сферу его экономически оправданного применения. Этим объясняется тот факт, что спрос на универсальное оборудование, как правило, эластичнее спроса на специализированные приборы);
     5) степень насыщения потребности (если рынок насыщен каким-либо товаром, например, холодильниками, то маловероятно, что производители смогут существенно стимулировать свой сбыт путем снижения цен, и наоборот, если рынок ненасыщен, то снижение цен может вызвать значительное увеличение спроса);
     6) временной фактор (рыночный спрос имеет тенденцию быть более эластичным в долгосрочном периоде и менее эластичным в краткосрочном).
     Эластичность спроса измеряется количественно через коэффициент эластичности по формуле:
                                                 
     * K o  — коэффициент эластичности спроса
     * Q — процент изменения количества продажи
     * P — процент изменения цены
     Коэффициент эластичности показывает степень количественного изменения одного фактора (например, объема спроса или предложения) при изменении другого (цены, доходов или издержек) на 1%.
     При подсчете коэффициента эластичности используют два основных метода:
     Точечная эластичность представляет собой точный показатель чувствительности спроса и предложения к изменениям цен, доходов и т.д. Она отражает реакцию спроса или предложения на бесконечно незначительное изменение цены, доходов и других факторов.  Точечная эластичность может быть определена, если провести касательную к кривой спроса. Наклон кривой спроса в любой своей точке, как известно, определяется значением тангенса угла касательной с осью X.
                                      
                                                    
      
     Значение точечной эластичности обратно пропорционально тангенсу угла наклона.
     Дуговая эластичность — показатель средней реакции спроса на изменение цены товара, выраженной кривой спроса на некотором отрезке D1D2 .Дуговая эластичность – примерная или ориентировочная степень реакции спроса или предложения на изменение цены, дохода и других факторов. Дуговая эластичность определяется как средняя эластичность , соединяющая две точки. В действительности применяется для дуги значение цены и объема спроса и предложения. При незначительных изменениях, рассматриваемых величин, как правило используется формула точечной , а при больших (свыше 5% от начальных величин) используется формула дуговой эластичности.
     
      
     Если кривая спроса задается линейной функцией Q = а — ЬР, то ее наклон совпадает с наклоном касательной во всех точках на кривой спроса и равен AQ/AP = -Ь. Точечная эластичность линейной функции может выражаться тогда как
                                               где b — наклон кривой спроса.
     Хотя наклон для линейной функции неизменен, значение эластичностибудет различным в разных точках кривой и принимает любые значения. Эластичность линейной функции спроса изменяется от 0 (в точке D1) до ? (в точке D2).
      
      
      
     Это обстоятельство легко объяснить чисто арифметически. Дело в том, что в левом верхнем углу процентное изменение количества продукции велико, каждый шаг означает значительное (в процентном отношении) изменение. Наоборот, процентное изменение цены представляет довольно скромную величину, так как база, с которой осуществляется сравнение, относительно высока. Отсюда становится понятным, почему первоначально    > 1, а в правом нижнем углу     < 1.
      
     Эластичность спроса может быть связана не только с изменением цены на товар, но и с изменением доходов потребителей. Поэтому различают эластичность спроса по цене и по доходам. Есть и спрос с единичной эластичностью. Это ситуация, при которой и доход, и величина спроса изменяются на одинаковый процент, так что общий доход остаётся постоянным по мере изменения цены.
     Реакция потребителей на изменение цены товара может быть сильной, слабой, нейтральной. Каждый из них порождает соответствующий спрос: эластичный, неэластичный, единичный. Возможны варианты, когда спрос оказывается абсолютно эластичным или совершенно неэластичным.
     Эластичность спроса относительно цены измеряет чувствительность спроса к изменениям цены - процентное изменение количества спроса на благо или услугу, которое возникает при однопроцентном изменении цены. Практическое значение при этом имеют не абсолютные величины, а относительные. Когда мы говорим, что цена на "Сникерс" поднялась на 10 рублей — это слишком существенное для "Сникерса" изменение цены, его нельзя не заметить. Оно вызывает значительное изменение величины спроса. Рост цен автомобиля "Вольво" на 10 рублей практически не ощутим для покупателей этой автомашины, поэтому изменение цены и величины спроса дается в формуле эластичности не абсолютно, а относительно:
                 где:
     — эластичность спроса по цене;
     ? P/P — относительное изменение цены;
     ?Q/Q — относительное изменение спроса.
     Спрос называют эластичным, когда >1 (это означает, что спрос растет или падает быстрее цены), и неэластичным (жестким),  когда <1, т.е. спрос растет (падает) медленнее, чем изменяются цены.
     Если изменение цены не вызывает никакого изменения спроса, то = 0, если  бесконечно малое изменение цены вызывает бесконечное расширение спроса, то Е = ??
     
      

Взаимосвязь изменения эластичности по цене и совокупной общей выручки
     Совокупная выручка равна произведению количества проданной продукции на ее цену:
     TR = Р х Q,
     Где  TR — совокупная (общая) выручка (доход);
     Р  — цена;
     Q  — количество.
     
     Если спрос по цене эластичный (>1), то снижение цены вызывает рост совокупной выручки (TR). И наоборот, если спрос по цене эластичен, то рост цены приведет к снижению совокупной выручки. 
Если спрос по цене неэластичен (<1), то снижение цены приведет к падению совокупной выручки. И наоборот, если спрос по цене неэластичен, то рост цены приведет к росту общей выручки. 
     В современной экономической науке используется также показатель эластичности спроса относительно дохода.
     Эластичность спроса по доходу - степень изменения количества спрашиваемых товаров и услуг в ответ на изменение в размере доходов потребителей.
        
     Если показатель эластичности спроса относительно дохода является отрицательным (EI < 0), то увеличение дохода приводит к падению спроса на данное благо, и можно сказать, что оно является низкокачественным. Потребитель, став богаче, считает возможным и необходимым заменить его другим, более качественным товаром. Например, снизить потребление маргарина, заменив его маслом, отказаться от потребления части картофеля, заменив его другими овощами (огурцами, помидорами и т. д.).
     Если показатель эластичности спроса относительно дохода положителен (EI > 0), благо является нормальным. Если 0 < ЕI < 1, то спрос на благо растет медленнее дохода, что типично для благ первой необходимости (хлеб, соль, спички). При ЕI > 1 спрос на благо опережает рост доходов и не имеет насыщения (предметы роскоши). Такое деление допустимо при фиксированном уровне дохода по группам потребителей, так как в зависимости от дохода одни и те же блага могут давать численные значения эластичности по доходу как меньше единицы, так и равные единице или больше нее (например, мебель).
     Еще одним часто встречающимся показателем является перекрестная эластичность. Эластичность спроса на одно благо относительно цен на другое благо называется перекрестной эластичностью.
               
     * Если E > 0, то товары являются взаимозаменяемыми (например,  масло и маргарин). Повышение цены на один товар ведет к увеличению спроса на другой, его заменяющий.
     * Если E < 0, то товары считаются взаимодополняющими (например,  автомобиль и бензин). Повышение цены на один товар ведет к сокращению спроса на другой.
     * Если E = 0, то товары считаются независимыми друг от друга и повышение или понижение цены на один товар не оказывает практически никакого влияния на величину спроса на второй товар.
     Основным фактором, определяющим перекрестную эластичность различных товаров, являются потребительские свойства различных благ, их способность замещать или дополнять друг друга в потреблении. Перекрестная эластичность может иметь ассиметричный характер, когда один товар строго зависит от другого.  Например: рынок компьютеров и рынок ковриков. Сокращение цены на компьютеры вызывает рост  спроса на рынке ковриков, но если снизится цена на коврики, то это не окажет никакого влияния на величину спроса на ПК.
     Эластичность предложения - показатель, воспроизводящий изменения совокупного предложения, которые происходят в связи с ростом цен. В случае, когда увеличение предложения превышает  рост цен, последнее характеризуется как эластичное (эластичность предложения больше единицы — E> 1).  Если прирост предложения равен приросту цен, предложение называется единичным, а показатель эластичности равен единице (E = 1). Когда прирост предложения меньше прироста цен, формируется так называемое неэластичное предложение (эластичность предложения меньше единицы — E <1). Таким образом, эластичность предложения характеризует чувствительность (реакция) предложения товаров на изменения их цен.
     Факторами ценовой эластичности  предложения  являются:
     1) изменение в себестоимости производства (за счёт цен на ресурсы, изменения налогов и дотаций, достижений науки и техники, новых технологий. Снижение себестоимости позволяет производителю доставить на рынок больше товаров. Рост себестоимости приводит к противоположному результату — предложение снижается);
     2) изменения цен на другие товары, в частности на товары субституты;
     3) индивидуальные вкусы потребителей;
     4) перспективные ожидания производителей  (при прогнозах относительно роста цен в будущем производители могут сократить предложение, чтобы вскоре продать товар по более высокой цене, и наоборот, ожидание падения цен заставляет производителей избавиться от товара как можно скорее, чтобы не получить убытков в будущем);
     5) количество производителей (непосредственно влияет на предложение, так как чем больше поставщиков товаров, тем выше предложение и наоборот, при уменьшении числа производителей резко сокращается предложение);
     6) период  времени (кратчайший, краткосрочный, долгосрочный);
     * для кратчайшего  периода предложение неэластично;
     * для краткосрочного периода производить может в определенных пределах адаптировать к изменяющейся цене;
     * для долгосрочного периода предложение эластично;
     7) специфика производства (минимальный объем затрат на расширение производства);
     8) возможности хранения изготовленной продукции;
     9) максимально возможный объем производства при полной загрузке мощностей.
     Степень изменения объема предложения в зависимости от изменения цены характеризует эластичность предложения по цене. Мерой этого изменения является  коэффициент эластичности предложения, рассчитываемый как отношение объема предложения к росту цен.
     Эластичность предложения вычисляется через коэффициент эластичности предложения по формуле:
                                                            
     * K m  — коэффициент эластичности предложения
     * G — процент изменения количества предлагаемого товара
     * F — процент изменения цены
      Эластичность предложения по цене  показывает относительное изменение объема предложения под влиянием изменения цены на один процент.
                                     
     Как было сказано ранее, для понимания эластичности предложения важное значение имеет фактор времени.                                                                 
     В условиях кратчайшего рыночного периода предложение совершенно неэластично  ( = 0). Поэтому повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения.  (рис.а)                                                                                                                
     В условиях короткого периода предложение более эластично. Это выражается в том, что повышение спроса обусловливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом. (рис.б) 
     В условиях длительного периода предложение почти совершенно эластично, поэтому увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном повышении цен. (рис. в)
     
     
     Изучение  эластичности предложения считается важным обстоятельством исследования относительного изменения предложения в соответствии с относительным изменением рыночной цены.
     В случае  если предлагаемое количество продукта остается неизменным для перепродажи согласно любой стоимости, то имеет место неэластичное предложение. Если незначительное выражение стоимости вызывает сокращение предложения вплоть до нуля, а незначительное повышение стоимости обуславливает увеличение предложения, то данная ситуация характеризует абсолютно эластичное предложение. 
     Таким образом эластичность предложения изменяется под воздействием технического прогресса, изменения качественного и количественного состава используемых ресурсов, усиления ограниченности ресурсов применяемых при производстве того или иного товара, что ведет к уменьшению значения эластичности предложения.
     2. Практическое значение эластичности спроса и предложения.
     
     Теория эластичности имеет важное значение для определения экономической политики фирм и правительства. Эластичность спроса – важный фактор, влияющий на ценовую политику фирмы. Если эластично предложение, то в связи с ростом цены на товар и сокращением объема производства налоговое бремя ложится в основном на потребителя, сумма налога снижается по сравнению с суммой налога при неэластичном предложении, потери общества возрастают. Увеличение издержек производства вынуждает предприятие повышать цены на продукцию. Чтобы знать, каким образом сбыт отреагирует на эти изменения, и правильно выбрать ценовую стратегию предприятия, надо определить эластичность спроса и предложения на данный товар.  Для фирмы важно иметь в виду, что эластичность спроса на ее продукцию и эластичность рыночного спроса не совпадают. Первая всегда (за исключением абсолютной монополии фирмы на рынке) выше второй. Рассчитать ценовую эластичность спроса на продукцию фирмы достаточно сложно, так как необходимо принимать во внимание и реакцию конкурентов на повышение или понижение фирмой цены. Помочь в этом может использование математических моделей или опыт руководителей фирмы. Если фирма при принятии решения о цене будет руководствоваться только данными об эластичности рыночного спроса, то потери сбыта от повышения цен могут стать более значительными, чем ожидалось.
     Эластичность спроса является важным фактором, влияющим на ценовую политику фирмы. Предположим: какая-то фирма построила многоквартирный дом и решает вопрос, по какой цене следует предлагать квартиры съемщикам. Расходы на строительство и эксплуатацию фактически не зависят от того, сколько квартир будет сдано (за исключением расходов на текущий ремонт, что составляет небольшую долю от общих расходов). Если фирма знает спрос на квартиры и его эластичность, она может определить, по какой цене следует сдавать эти квартиры, чтобы обеспечить максимальную выручку. При этом максимальная выручка может достигаться даже в том случае, если часть квартир останется пустовать. 
     Другим примером практического использования теории эластичности является государственная налоговая политика. При введении косвенных налогов государство преследует цель увеличить объем налоговых поступлений в бюджет для перераспределения ресурсов в экономике, перераспределения доходов населения и поддержки малоимущих, развития социальной сферы, инфраструктуры, обороны и т.п. Однако в зависимости от эластичности спроса и предложения на отдельные виды товаров и услуг налоговое бремя будет распределяться по-разному между производителями и потребителями продукции. Вводя косвенные налоги, государство преследует цель увеличить объем налоговых поступлений в бюджет для перераспределения ресурсов в экономике, перераспределения доходов населен.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44