VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Факторы популярности дошкольников в группе сверстников

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K010138
Тема: Факторы популярности дошкольников в группе сверстников
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное 
образовательное учреждение высшего образования
«Московский педагогический государственный университет»

Орлова Юлия
факультет дошкольной педагогики и психологии

Курсовая работа на тему:

Факторы популярности дошкольников в группе сверстников

Код и направление подготовки: 
Направление 44.03.02 "Психолого-педагогическое образование"
профиль "Психология и педагогика дошкольного образования"

                                                                

Научный руководитель - 
                                                                    кандидат  психол. наук, доцент
                                                                      кафедры возрастной психологии                                                                                                                                             Костяк Татьяна Валерьевна 



Москва, 2016
     Содержание
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПОПУЛЯРНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В КРУППЕ СВЕРСТНИКОВ…………………………… 5
1.1. Социометрический статус и популярность в педагогике и психологии………………………………………………………………………. 5
1.2. Исследования популярности дошкольников в группе сверстников……………………………………………………………………… 
ГЛАВА 2. ФАКТОРЫ ПОПУЛЯРНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ГРУППЕ…………………………………………………………………………. 19
2.2. Самооценка как фактор популярности…………………………………… 19
2.3. Тревожность как фактор популярности………………………………….. 23
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………..
















     Актуальность данного исследования
      Роль общения в психическом развитии ребенка заключается в получении неповторимого эмоционального опыта. Взрослый человек для ребенка - авторитетный пример, а ровесник – соучастник. Общение со сверстниками дает уверенность и эмоциональную подзарядку.
     Поведение детей в компании дошкольников подчиняется особым правилам – их непосредственность выражается в криках, визгах, драках, кривлянии, смехе, шутках. Поддержка других ребят, их одобрение или сочувствие его выходкам приносит малышу несравненное наслаждение и веру в себя, как в хорошего ребенка. 
    Очевидно, что опыт первых контактов со сверстниками становится тем фундаментом, на котором надстраивается дальнейшее социальное и нравственное развитие ребенка. Поэтому вопрос о том, что влияет на положение ребенка в группе сверстников, имеет исключительное значение. 
    Дети 6-7 лет проявляют интерес к ровеснику, как к личности. Теперь формы общения дошкольников облечены в вопросы, ответы, заботу о товарище. Ребятам важно настроение и желания друг друга. Происходит подъем на новую ступень детской социальной лестницы. 
    Интерес к ровесникам имеет познавательный и наблюдательный характер. Дети стараются узнать, как можно больше о своих товарищах, помочь им, причем бескорыстно. В этом возрасте к поведению дошкольников добавляется доброта. Коллектив детей способен сплотиться для игры или защиты товарища. В ровеснике ребенок теперь видит не соперника, а равноценную личность.
     Цель данного исследования: Изучить влияние факторов самооценки и тревожности на популярность дошкольника в группе сверстников.
    Объектом исследования Популярность ребенка в группе сверстников.
    Предмет исследования: Факторы, влияющие на популярность дошкольника в группе сверстников.
    В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Выявить популярность дошкольников в группе сверстников;
2. Определить влияние фактора самооценки на популярность дошкольника;
3. Определить влияние фактора тревожности на популярность дошкольника;
4. Проанализировать связь влияния факторов на популярность дошкольников в группе сверстников;

     Гипотеза: 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПОПУЛЯРНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ
1.1. Социометрический статус и популярность в педагогике и психологии
    Что бы говорить о социометрическом статусе следует для начала дать определение что же это такое:
  	«Социометрический статус – это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию в ней, т.е. определенным образом соотноситься с другими элементами. Элементы социометрической структуры - это личности, члены группы. Но личность может влиять на других двояко - либо положительно, либо отрицательно. Поэтому принято говорить о положительном и отрицательном статусе.» (Шапарь В.Б., Практическая психология. Инструментарий. 306с.)
    Остановимся на этом определении социометрического статуса в психологии. Многие исследователи как: Бреслав Г.М., Коломинский Я.Л., Котырло В.К., Лисина М.И., Мухина В.С., Кряжнева Н.А., Марцинковская Т.Д. и др. связывали социометрический статус со свойствами личности ребенка и его самооценкой, не забыв при этом еще и мотивацию ребенка в общении со сверстниками.
    Взаимосвязь самооценки и социометрического статуса у детей дошкольного возраста связанны той ролью, которую эти психические явления играют в процессе развития личности дошкольника. Самооценка как бы вплетена во множество связей и отношений со всеми психическими свойствами личности тем самым являясь центральным звеном произвольной саморегуляции, она определяет направление и уровень активности человека. 
    Социометрический статус детей во многом обусловлен различными факторами:
· качествами личности и особенностями его поведения;
· успешностью в значимых видах деятельности;
· индивидуально-психологическими особенностями (темпераментом, способностями и др.);
· информационностью личности;
· общественным мнением группы;
· стилем педагогического общения.
     Среднестатусные дошкольники могут либо объединяться между собой небольшими группами, либо присоединяться к игровым объединениям во главе с высокостатусными детьми.
     Статус человека часто представляет собой относительно устойчивую величину. Однако с точки зрения развития личности, неизменность социометрического статуса рассматривается как фактор риска, даже если это высокий статус.
     Коломинский Я. Л. разработал несколько подгрупп которые определяют статус ребенка в группе:
      «Звёзды» (как и «предпочитаемые») находятся в группе в атмосфере чистосердечного и искреннего обожания. «Звездой» ребенок становится за красоту, обаяние, за способность быстро оценить ситуацию, не колеблясь брать на себя ответственность, не бояться риска. Эти дети, как правило, умеют придумывать и организовывать игры, они общительны, дружелюбны, веселы, эмоциональны, развиты в умственном отношении, имеют определенные художественные способности, активно участвуют на занятиях, достаточно самостоятельны, аккуратны и опрятны. Однако дети с особенно высокой популярностью могут «заразиться» излишней самоуверенностью, зазнайством, высокомерием, желанием «командовать во что бы то ни стало», тенденцией унижать других. 
    «Непринятый» ? менее благоприятный статус, который определяется количеством положительных выборов 1-2. У них немного друзей в группе (чаще всего 1 близкий друг).
    «Пренебрегаемый» (в основном набирает сумму только отрицательных выборов) или «изолированый» ? находится в изоляции, на него не обращают внимания. Это крайне неблагоприятный статус. В число наименее популярных («пренебрегаемых», «изолированных») входят дети замкнутые, крайне неуверенные в себе, малообщительные, или же, напротив, сверхобщительные, назойливые, озлобленные. Они нередко обижают сверстников, дерутся, толкаются.
     «Непопулярные» дети зачастую отстают в развитии от своих сверстников, безынициативны, иногда страдают недостатками в речи, во внешнем виде. Такие дети часто ощущают по отношению к себе незаинтересованность ровесников или снисходительность. Их принимают в игру на посредственные роли. 
    Статус (положение) в группе является важнейшим смыслообразующим моментом в жизни каждого человека, особенно ребенка и во многом определяет его психологическое состояние, успех в его деятельности. Эмоциональное самочувствие детей и общее отношение к детскому саду во многом зависят от характера отношений ребенка со сверстниками. Эти отношения могут определять положительное либо отрицательное восприятие ребенком посещение детского сада. 
    Низкий внутригрупповой статус создает достаточно серьезные проблемы для социальной адаптации ребенка и формирования социально желательных качеств. Ребенок, лишенный общения со сверстниками или испытывающий коммуникативную депривацию, растет замкнутым, зачастую угрюмым. Сильно страдает его коммуникативная сфера, гаснет потребность в общении, тормозится развитие коммуникативных навыков. Дошкольники с низким статусом оказываются изолированными, прежде всего, в ситуациях, когда деятельность не регламентируется педагогом.
    Дети с неблагоприятным положением часто испытывают эмоциональный голод, у них постепенно может накапливаться обида на сверстников из-за того, что их не принимают в игры, либо принимают, но не на главные, ведущие роли, к их мнению не прислушиваются. У них развиваются такие отрицательные черты характера, как нелюдимость, скрытность, они эгоцентричны, замкнуты, отчуждены от сверстников.
    Факты, подтверждающие достаточно выраженную дифференциацию в группах дошкольников, были получены целым рядом исследователей, использовавших различные модификации социометрической процедуры. (В.В.Абраменкова, Я.Л.Коломинский, Т.А.Репина и др.).
Необходимо отметить, что в отечественной психологии нет единого мнения относительно стабильности статуса, занимаемого дошкольником в группе. Ряд исследователей считают, что межличностные отношения в рамках группы детского сада характеризуются практически отсутствием длительных привязанностей и при этом отсутствием постоянно изолированных детей.[11]
    Однако Т. А. Репина в своем исследовании показала, что социометрический статус ребенка в группе достаточно устойчивый. При этом интересным является тот факт, что наиболее устойчивой оказалась позиция высокостатусных дошкольников, а наименее - положение низкостатусных[10]. 
    К проблеме детерминации положения детей в группе сверстников обращались такие ученые как М.И. Лисина, В.С. Мухина, Т.А. Репина, А.А. Рояк, Т.В. Сенько, Е.О. Смирнова.
    Ряд авторов показывает существование зависимости положения дошкольников в группе сверстников от их успешности в разных видах деятельности.
     Существует значимая и достоверная взаимосвязь между статусным положением ребенка в группе сверстников и уровнем развития у него мотивации на общение, его эмоциональным состоянием и доминирующей формой отношений. С возрастом значение сформированного мотива, направленного на общение со сверстниками возрастает. У старших дошкольников отсутствие выраженной мотивации на общение характерно лишь для некоторых детей, попавших в группу изолированных.
    Качествами, препятствующими высокому статусу, являются фиксация на отрицательных переживаниях и игнорирование оценки других. В сочетании с эмоциональной холодностью или с агрессией и завышенными притязаниями эти качества являются наиболее характерными для изолированных детей.

  




1.2 Исследования популярности дошкольников в группе сверстников
     Развитие общения ребенка с первых месяцев жизни до семи лет со сверстниками и взрослыми углубленно изучалось под руководством М.И.Лисиной (исследования З.М.Богуславской, Д.Б.Годовиковой, А.Г.Рузской, Е.О.Смирновой, Р.К.Терещук, Р.А.Смирновой и др.). Особое внимание уделялось анализу развития потребностей и мотивов общения ребенка со сверстниками и взрослыми, а также средств общения. Большой интерес представляют исследования становления образа себя (самопознания и самооценки) в процессе общения ( Г.И.Капчеля, И.Т.Димитров и др.).
     Проблема общения и межличностных отношений детей со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье изучалась под руководством Т.А.Репиной (работы Т.В.Антоновой, А.А.Рояк, Р.Б.Стеркиной и др.). Разработаны методы диагностики общения и взаимоотношений детей в разных видах совместной деятельности, позволяющие выявить социально-психологические особенности группы детского сада и ее социализирующую роль в развитии ребенка; показана зависимость характера детских взаимоотношений от стиля общения с ним педагога.
     Как показывают исследования (Я.Л.Коломинский, Т.А.Репина, В.С.Мухина и др.) достаточно устойчивая социальная структура детской группы складывается к старшему дошкольному возрасту. 
     К 6-7 годам возрастает избирательность общения, т.е. у большинства старших дошкольников имеются уже сложившиеся предпочтения, сложившийся круг желаемого общения. В связи с этим в старшем дошкольном возрасте происходит дифференциация детей по их положению в группе: одни дети являются более предпочитаемыми для большинства членов группы, другие -не пользуются особой симпатией и занимают положение отверженных Обычно, наиболее предпочитаемых детей, имеющих высокий статус в группе, называют лидерами.
     Однако термин "лидерство" достаточно трудно приложить к группе дошкольников, в частности к группе детского сада. При всем многообразии трактовок понятия "лидерство", его сущность, в основном понимается как способность к социальной воздейственности, к руководству, к доминированию и подчинению себе других. 
     Лидерство всегда рассматривается, как групповое явление - лидер немыслим в одиночку он всегда является элементом групповой структуры. Лидерство, соответственно интерпретируется как функция группы и изучать его, поэтому следует с точки зрения целей и задач группы. Феномен лидерства традиционно связывается с решением какой-то задачи, с организацией какой-либо важной для группы деятельностью[8]. 
     Однако, группа детского сада не имеет четких целей и задач, у нее нет какой-либо определенной, общей, объединяющей всех членов деятельности, здесь трудно говорить о степени социального влияния. Вместе с тем, не вызывает сомнений факт предпочтения определенных детей, их особой притягательности. 
     По-видимому, более адекватным для данного возраста говорить не о лидерстве, а о привлекательности или популярности таких детей. Популярность в отличие от лидерства не всегда связана с решением групповой задачи и с руководством какой-либо деятельностью.
     Наиболее близким к этому является феномен аттракции, который неоднократно исследовался в социальной психологии. Однако термин "аттракция" обычно используется для характеристики межличностных отношений в диаде и описывает степень привлекательности одного человека для другого. Когда речь идет о группе детей, более адекватным является термин "популярность", который отражает привлекательность ребенка для членов группы. Этот термин уже неоднократно использовался в психологических исследованиях и на наш взгляд, он более соответствует рассматриваемому явлению[18].
     Первая задача нашего исследования состояла в том, чтобы выявить детей, пользующихся симпатией сверстников (популярных), и не пользующихся симпатией (непопулярных, отвергаемых) в группах старших дошкольников (5-7 лет). Этот возраст был выбран потому, что именно к концу дошкольного детства складываются устойчивые избирательные предпочтения детей (в ранних возрастах детским отношениям свойственны неустойчивость и ситуативность). Несмотря на распространенность и разнообразие социометрических процедур, выбрать адекватную методику для решения данной задачи оказалось непросто.
     В дошкольном возрасте традиционно используются социометрические методики "Выбор в действии"[19]. Эти методики, на наш взгляд, не соответствуют поставленной задаче. 
     В методике "Секрет", дети решают, кому бы они хотели подарить три открытки. Однако этот выбор часто диктуется не предпочтением того или иного ребенка, а совсем другими причинами (взаимообменом, желанием удивить, сложившимися близкими отношениями и т.д.). 
     В методике "Выбор в действии" дети выбирают себе партнеров по совместной деятельности. Однако и здесь выбор ребенка может не зависеть от степени привлекательности сверстника. Нас же интересовали не сложившиеся в группе дружеские привязанности, и не практические игровые контакты детей, а предпочтения тех или иных сверстников, которые могут и не проявляться в реальном общении, а существовать на уровне сознания и отношения.
     Для изучения общения в группе дошкольников также используется объективное наблюдение. 
     Т.А.Репиной и ее сотрудниками разработана методика "одномоментных срезов структуры групп в свободном общении", которая предназначена для выявления общей картины реального общения в каждой возрастной группе. 
     Процедура наблюдения заключается- в том, что экспериментатор многократно фиксирует все имеющиеся в определенные моменты времени объединения, а также случаи, когда тот или иной ребенок был в одиночестве. Полученные данные дают сведения о группировках и характере общения каждого ребенка. На взгляд автора, эта методика также не может быть использована для выявления популярных детей, так как не представляется возможным определить, чем определяется популярность ребенка в группе сверстников. 
     Кого считать популярным, того, кто имеет большее число контактов со сверстниками или того, кто имеет 1-2 контакт;], но эти контакты устойчивые и длительные. 
     Кроме того, экспериментатору очень трудно определить характер наблюдаемых контактов детей во время "срезов" (сеансах наблюдения). А это очень важно, так как контакты детей со сверстниками могут носить как позитивный, так и негативный характер. 
     С помощью этого метода можно определить широту контактов ребенка, его общительность, но не его привлекательность для сверстников. Нас же интересовали дети, которые нравятся сверстникам, которые обладают особой притягательностью для других.
     Психологической основой изучения взаимоотношений социометрическими методами является тот факт, что, как писал В.Н.Мясищев, "тяготение одного человека к другому выражается в стремлении быть ближе к объекту привязанностей, сидеть, есть, спать рядом и т.д.". Такое тяготение одного ребенка к другому мы можем обнаружить, спросив у него, к кому он "стремится быть ближе". Следовательно, узнавая, кого ребенок хочет пригласить на день рождения, поселить в своем домике, взять к себе в помощники, мы выявляем у него тяготение, симпатию к определенным сверстникам. Осуществить такой выбор ребенку помог} " методики Два домика", "Капитан корабля" и методика вербального выбора Остановимся на их описании. "Два домика"[26, 672 с.].
     Для выявления симпатий и антипатий к сверстникам с каждым ребенком проводилась индивидуальная беседа. Перед ее началом экспериментатор знакомился с ребенком и предлагал поговорить с ним, создавая при этом доброжелательную атмосферу. Ребенку предлагалось рассмотреть два домика, нарисованные на бумаге заранее. Один из них - был большой красивый, красного цвета, а другой - маленький, невзрачный, был нарисован черным цветом. Экспериментатор рассказывал, что в красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном игрушек нет. 
     Ребенка просили представить, что красный дом принадлежит ему, и он может приглашать к себе всех детей, кого захочет ("Подумай, кого из ребят твоей группы ты бы пригласил к себе пожить, а кого поселил бы в черный домик подальше о" себя"). 
     После окончания беседы экспериментатор спрашивал, не хочет ли ребенок кого-то поменять местами, не забыл ли он кого-нибудь.
     Однако ответы детей могли оказаться случайными и не точно отражающими их отношения, поэтому через месяц мы провели вторую похожую методику "Капитан корабля". Таким образом, мы пытались выявить постоянство положения детей в дошкольной группе.
    Многие педагоги и родители знают, что дети дошкольного возраста по-разному относятся к необходимости посещать дошкольное учреждение: одни идут туда с радостью, других же буквально нужно заставлять. Негативное отношение детей к дошкольному учреждению связано не только с необходимостью расставания с близким взрослым, но и с особенностями межличностных отношений в группе детского сада дошкольника.
    Наблюдая за детьми, можно заметить, что играют не все дети, некоторые стоят в сторонке, а те, которые играют, занимают в игре разное положение – одни командуют, другие выполняют их указания. 
    Некоторые дети могут запросто забрать чужие игрушки, другие даже не попытаются этому воспрепятствовать. Подобных примеров любой воспитатель может привести множество. В исследованиях отечественных и зарубежных психологов показано, что уже к пяти годам в группе детского сада устанавливается четкая иерархия детских предпочтений, изменить которую взрослый не в силах. Если с кем-либо дети не хотят играть, воспитатель может только обратить на это внимание, сделать замечание: «Посмотрите на Мишу, какой он хороший мальчик, давайте играть с ним вместе!» В лучшем случае педагог проследит за тем, чтобы ребенка приняли в игру. 
    Однако такое принятие не означает, что с ним и в дальнейшем будут играть. Как только воспитатель займется другими делами, на ребенка перестанут обращать внимание[27, 116 с.].
    В подобной не выгодной для себя ситуации дошкольник оказывается по причине эмоционального отношения к нему сверстников. Ребенок может не нравиться, потому что он «некрасивый», «грубый», «мешает», «не слушает» и т. д. В таких высказываниях детей отражается в первую очередь общее представление о сверстнике, сложившееся в группе детского сада. Оно характеризуется таким понятием, как статус ребенка в системе межличностных отношений. Причиной негативного отношения могут быть как личностные особенности ребенка (агрессивность, возбудимость, демонстративность и т. д.), так и уровень освоения навыков игры и других продуктивных форм деятельности. 
    Можно ли как-то повлиять на ситуацию? Практика показывает, что изменение характера ребенка и развитие его умений (с тем чтобы он стал интересен сверстникам) – чрезвычайно трудоемкие направления работы педагога и психолога. От положения ребенка в группе во многом зависит развитие его личности. Почему так происходит? Дети, имеющие низкий статус, постоянно получают опыт отрицательного общения со сверстниками, избавиться от него очень сложно, поэтому в дальнейшем они становятся пассивными, неуверенными в себе. Детям с высоким статусом проще добиться успеха (хотя он им не гарантирован), ведь в период дошкольного детства они приобрели опыт положительного социального развития. 
     Вот почему важно знать статус ребенка в группе – без этого невозможно построить адекватную стратегию образовательной и воспитательной работы.
    Методику исследования межличностных отношений дошкольников «Игра в секрет» (для определения статуса ребенка в группе сверстников) предложила Т. А. Репина. Экспериментатор находится в комнате со шкафчиками для одежды и предлагает ребенку поиграть в «Секрет»: «Сейчас я дам тебе три картинки, и ты можешь их подарить тем детям, которым захочешь, только каждому по одной. Можно положить картинки и тем ребятам, которые болеют, если хочешь».
 	Последнее говорится как бы скороговоркой, чтобы дети не воспринимали это положение как обязательное. Экспериментатор выясняет у ребенка, какая картинка нравится ему больше всего, какая меньше. На обратной стороне каждой картинки рядом с номером ребенка по групповому списку ставится условное обозначение: А (первый выбор – лучшая, по мнению ребенка, картинка), Б (второй выбор), В (третий выбор). Затем ребенку говорят: «Теперь подумай как следует, кому из ребят ты хочешь подарить картинки, и положи их в шкафчики, а другие ребята положат тебе». После того как дошкольник положил все подарки в шкафчики, экспериментатор спрашивает: «Скажи, пожалуйста, почему ты самую красивую картинку подарил... Маше?» (называлось имя ребенка, которому испытуемый подарил картинку первого выбора).
    В заключение экспериментатор задает вопрос: «А как ты думаешь, кто из детей вашей группы может тебе подарить картинки?» В протоколе фиксируется: как ребенок относится к мысли подарить картинки другим; имена детей, которым испытуемый отдает свои 1, 2, 3-й выборы, и время реакции выборов; обоснование первого выбора; ожидаемые выборы.
    Чтобы дети, уже принявшие участие в обследовании, не общались с теми, которые в эксперименте еще не участвовали, их уводят в другое помещение или на прогулку.
    Когда все дети сделают свой выбор, экспериментатор просматривает шкафчики, вынимает картинки, фиксирует в протоколе обозначения, имеющиеся на оборотной стороне каждой (какой степени выбор и от кого) и подсчитывает общее количество выборов, полученных ребенком. После этого подарки возвращаются на место, чтобы дети, с нетерпением ожидавшие разрешения войти в раздевальную комнату, могли их забрать.
    Практически в каждой группе есть дети, которые по тем или иным причинам, часто от них не зависящим, не пользуются симпатией сверстников. Некоторые из них это осознают и эмоционально переживают свое положение. Чтобы как-то сгладить ситуацию, экспериментатор после выявления детей, оставшихся без картинок, должен сам подложить один-два подарка в их шкафчики. Слишком большое количество подарков также может негативно сказаться на детях, пользующихся авторитетом у сверстников.
 	Здесь задача экспериментатора будет обратной – несколько уменьшить количество подарков, полученных ими. Особое внимание следует уделить фиксации результатов эксперимента. С этой целью составляется специальная таблица в виде матрицы.
    Кроме того, в матрице соотносятся ожидаемые выборы и выборы, полученные в действительности. Показателем оценки ребенком своего положения в группе является число детей, от которых он предполагает получить подарки, по сравнению с действительно полученным числом подарков. 
    Таким образом, устанавливается мера осознанности ребенком своего статуса в группе. Этой мерой является соотношение оправдавшихся выборов с ожидаемыми.
     В результате обработки полученных данных собирается информация о том, какой статус имеет ребенок среди сверстников и насколько он его осознает. Обычно выделяют три статуса: высокий, средний и низкий. Высокий статус имеют дошкольники, получившие наибольшее количество выборов; средний – дети, получившие 3–5 выборов; низкий – дошкольники, оставшиеся без картинок или получившие лишь одну[9].
    Описанная методика позволяет достаточно быстро составить представление о группе дошкольников и характере отношений в ней. Она несомненно будет полезна психологу, а ее интерпретация может оказаться важной и для педагога. 
     Дело в том, что воспитатели, работающие с детьми, не всегда могут правильно оценить положение ребенка среди сверстников.
     
     
     
     
     
     
     


     
Выводы:
     К 6-7 годам возрастает избирательность общения, т.е. у большинства старших дошкольников имеются уже сложившиеся предпочтения, сложившийся круг желаемого общения. В связи с этим в старшем дошкольном возрасте происходит дифференциация детей по их положению в группе.
     В дошкольном возрасте традиционно используются социометрические методики "Выбор в действии. " Эти методики, на наш взгляд, не соответствуют поставленной задаче.
     Для изучения общения в группе дошкольников также используется объективное наблюдение. Также для выявления симпатий и антипатий к сверстникам с каждым ребенком проводилась индивидуальная беседа.
     
     Но остается вопрос, можно ли как-то повлиять на ситуацию? Практика показывает, что изменение характера ребенка и развитие его умений (с тем чтобы он стал интересен сверстникам) – чрезвычайно трудоемкие направления работы педагога и психолога. От положения ребенка в группе во многом зависит развитие его личности.
     Вот почему важно знать статус ребенка в группе – без этого невозможно построить адекватную стратегию образовательной и воспитательной работы.











2.2. Самооценка как фактор популярности
    Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, ценность, приписываемая ею себе или отдельным своим качествам. Относясь к ядру личности, она важный регулятор поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым она влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности. В качестве основного критерия оценивания выступает система смыслов личностных индивида.
    Главные функции, выполняемые самооценкой:
1) регуляторная - на основе коей происходит решение задач личностного выбора;
2) защитная - обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. [7].
     Периодом возникновения самооценки считается дошкольный возраст, которая характеризуется неадекватностью, является завышенной, и представляет собой повторение оценок окружающих.
     Развитие подлинной самооценки начинается с реалистических оценок детьми своих умений, результатов своей деятельности и конкретных знаний. Менее объективно в этот период дети оценивают качества своей личности. Дошкольники склонны переоценивать себя, на что их направляют по преимуществу положительные оценки окружающих их взрослых.
     Для того чтобы научиться правильно оценивать себя, ребенок должен сначала научиться оценивать других людей, на которых он может смотреть как бы со стороны. А это происходит далеко не сразу. В этот период, оценивая сверстников, ребенок просто повторяет мнения, высказанные о них взрослыми. Собственное мнение ребенка в начальный период оценивания сверстников строится на том, как оценивают того или иного сверстника.  То же самое происходит и при оценивании себя. ("Я хороший, потому что мама так говорит").
     По мере интеллектуального развития ребенка преодолевается прямое принятие оценок взрослых, начинается процесс опосредствования их собственным знанием себя.
     Старшие дошкольники в основном верно осознают свои достоинства и недостатки, учитывают отношение к ним со стороны окружающих. Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам.
     Положительная самооценка основана на самоуважении, ощущении собственной ценности и положительного отношения ко всему, что входит в представления о самом себе. Отрицательная самооценка выражает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.
     В старшем дошкольном возрасте появляются зачатки рефлексии — способности анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка детей старшего дошкольного возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.
     Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности.
     Дети с неадекватно завышенной самооценкой нечувствительны к неудачам, им свойственны стремление к успеху и высокий уровень притязаний.
     Дети с адекватной самооценкой склонны анализировать результаты своей деятельности, пытаются выяснить причины ошибок.
     Дети с заниженной самооценкой нерешительны, малообщительны, недоверчивы, молчаливы, скованны в движениях. Детям с заниженной самооценкой свойственно стремление избегать неудач, поэтому они малоинициативны, выбирают заведомо простые задачи. Неуспех в деятельности чаще всего приводит к отказу от нее.
     Самооценка играет важную роль в регуляции деятельности и поведения человека. В зависимости от того, как оцениваются ребенком собственные качества и возможности, он принимает для себя те или иные цели деятельности, формируется то или иное отношение к успехам и неудачам, тот или иной уровень притязаний.
     Что оказывает влияние на формирование самооценки и представлений ребенка о себе?
     Выделяют четыре условия, определяющие развитие самосознания в детском возрасте:
1) опыт общения ребенка со взрослыми;
2) опыт общения со сверстниками;
3) индивидуальный опыт ребенка;
4) его умственное развитие.
Путь психического развития ребенка определяется системой отношений между ребнком и социальной действительностью и зависит от реального места, которое маленький человек занимает в мире детских отношений. 

      Приход ребенка в детский сад и включение его в группу сверстников существенно меняют социальную ситуацию его развития, которое до этого в основном определялось связями ребенок – взрослый. Теперь эти связи дополняются отношениями ребенок-сверстник. Вне этих связей уже невозможно рассмотреть формирование личности ребенка в период дошкольного детства.
    Накопленные данные о возможностях, представления о самом себе дополняются соответствующим отношением ребенка к самому себе. Формирование образа самого себя происходит на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией получаемой в процессе общения. А так же формируемое действиями и оценками взрослых. Контактируя с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребенок получает знания о самом себе. 
    В психологической науке вопросами детской самооценки занимались Бреслав Г.М., Коломинский Я.Л., Котырло В.К., Лисина М.И., Мухина В.С., Кряжнева Н.А., Марцинковская Т.Д. и др. Обращение к проблеме взаимосвязи самооценки и социометрического статуса у детей старшего дошкольного возраста обусловлено той ролью, которую эти психические явления играют в процессе развития личности старшего дошкольника. Самооценка включена во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности и выступает в качестве важной фактор всех форм и видов ее деятельности и общения. Являясь центральным звеном произвольной саморегуляции, он определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе. 

   Причины появления у ребенка заниженной самооценки:
1. объективные недостатки: низкий рост, непривлекательная внешность и т.п.;
2. вымышленные недостатки: лишняя полнота, кажущееся отсутствие способностей;
3. неуспех в общении: низкий социометрический статус в группе, непопулярность среди сверстников;
4. угроза отчуждения в детстве;
5. нелюбовь родителей, воспитание в «ежовых рукавицах»;
6. чрезмерная сензитивность к внешним оценкам, исходящим от других и т.п.




2.3. Тревожность как фактор популярности

    Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его.
    Все что характерно для тревожных взрослых, можно отнести и к тревожным детям. Обычно это очень неуверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу.	Какова же причина тревожности? Известно, что предпосылкой возникновения тревожности является .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%