- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Cтатусное положение как характеристика структуры межличностных отношений в группе
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K007467 |
Тема: | Cтатусное положение как характеристика структуры межличностных отношений в группе |
Содержание
1.2 Понятие «статусное положение» как характеристика структуры межличностных отношений в группе Проблеме исследования различных аспектов межличностных отношений в истории российской и зарубежной психологии посвящено большое количество работ. Среди фундаментальных отечественных исследований в области межличностных отношений важнейшее значение имеют труды Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна и др., которые впоследствии были теоретически развиты и экспериментально апробированы работами других авторов. Б.Г. Ананьев общение видит как явление и социальное, и индивидуальное, которое проистекает в определенных ситуациях общения и взаимодействия людей. Автор изучал влияние общения на психическое формирование и развитие личности, значимость общения относительно других видов деятельности человека, исследовал взаимосвязь между межличностным общением и условиями среды [2, с. 250]. По мнению С.Л. Рубинштейна, без отношений с другими людьми невозможно самоосознание человека, Я не может быть раскрыто только через отношение к себе, обособленно от других людей [40, с. 166-167]. Большой вклад в изучение и экспериментальное решение проблем межличностных отношений в сфере общей и социальной психологии внесли Г.М. Андреева и А.В. Петровский, в рамках социальной и дифференциальной психологии – А.А. Бодалев, Е.П. Ильин и др. [5; 47]. В контексте нашего исследования необходимо также отметить, что различные аспекты межличностных отношений применительно к сфере образования подробно исследовали И.С. Кон, Я.Л. Коломинский, А.А. Реан и другие авторы. Некоторые положения этих теорий, непосредственно касающиеся темы настоящего исследования, будут приведены ниже при рассмотрении взаимоотношений дошкольников в группе сверстников. Большой вклад в развитие теории межличностного взаимодействия внесли идеи яркого представителя гуманистического направления в психологии К. Роджерса, выделившего необходимые условия общения: 19 естественность в выражении эмоций в ходе взаимодействия; положительное отношение к другим людям и к самому себе, принятие другого человека как равноправного партнера по общению; эмпатическое осознание процесса общения [39]. Возвращаясь непосредственно к теме нашего исследования, обратимся к рассмотрению межличностных взаимоотношений в группе сверстников. Путь психического становления и развития человека определяется системой отношений между ним и окружающей его социальной действительностью. На протяжении всей жизни каждый человек включается 21 в различные социальные группы, в которых и идет процесс его социализации. Важным инструментом на этом пути служит группа сверстников, которая позже всех присоединяется к этому процессу, но играет едва ли не главную роль в социальном становлении личности Поступление ребенка в дошкольное учреждение и связанное с этим включение его в определенную группу сверстников существенно меняют социальную ситуацию его развития, которая в предшествующий период в основном определялась связями «ребенок-взрослый». С этого момента они дополняются активными отношениями в плоскости «ребенок-сверстник», и рассматривать формирование личности ребенка в период дошкольного детства вне этих связей уже невозможно. И значит, для психолого- педагогической практики важным является вопрос исследования системы взаимоотношений в группе дошкольного учреждения, которая по социально- психологической классификации является малой группой. Понятие «статус» («позиция»), характеризующее место индивида в системе групповой жизни является первым из понятий, которые используются в исследованиях положения индивида в группе в качестве ее члена. Термины «статус» и «позиция» нередко употребляются как синонимы, хотя у некоторых авторов понятие «позиция» имеет несколько иное значение. Самое широкое применение понятие «статус» находит при исследовании и описании структуры межличностных отношений в группе. В этой связи ряд специалистов предлагает различать социальный и личный статус индивида по признаку величины социальной общности, членом которой он является. В рамках большой общности (профессия, класс, национальность, пол, возраст, религия и т.п.) положение субъекта определяется понятием «социальный статус». В рамках малой общности (малая группа) положение субъекта определяется понятием «личный статус» [29, с. 111-113]. С этой точки зрения, в нашем исследовании, в котором центром внимания является группа сверстников, речь пойдет именно о личном статусе индивида. Личное, субъективное восприятие человеком своего статуса, то, как он оценивает реально занимаемое им положение в сообществе, свой авторитет и степень влияния на остальных членов группы – все это характеризует внутреннюю установку человека в системе внутригрупповых отношений. Однако действительный статус человека и его восприятие самим его обладателем могут не только не совпадать, но и значительно различаться. Каждый из участников группы оценивает других ее участников, так постепенно и складывается цепочка предпочтений и отчуждений. Для социально-психологических исследований малых групп анализ социометрической структуры группы – совокупности связей между ее 24 членами, характеризуемых взаимными предпочтениями и отвержениями – представляется очень важным. В основе социометрической структуры группы лежат эмоциональные отношения симпатии и антипатии, феномены межличностной привлекательности и популярности, а основными характеристиками являются характеристики социометрического статуса ее членов. Статус, будучи однажды установленным, остается величиной относительно непостоянной. Он может повышаться, если социальная общность (группа) будет рассматривать его обладателя в динамике социального и личностного роста, или понижаться, если имеет место деградация. Это предполагает, что личность должна соответственно менять свое поведение, работать над собой для сохранения и повышения своего статусного положения. Потребность в приобретении и поддержке статуса – одна из важных социальных потребностей. Невозможность ее реализовать, заняв определенное положение в структуре групповых отношений, или же риск утраты имеющегося статуса может вызывать состояние «аффекта неадекватности», возникающее в случае, когда высокие притязания в какой- либо области не могут быть подкреплены реальными достижениями. При этом негативные эмоциональные реакции зачастую обращены на окружающих. Аффект неадекватности в подобных ситуациях наблюдается у всех возрастных групп. Переживаемое чувство неудовлетворенности проявляется в агрессии, отказе выполнять требования руководителя (педагога, воспитателя), демонстративном нарушении дисциплины. Постоянная борьба за высокий статус и лидерские роли в группе может нарушить здоровые групповые процессы. Психологи, исследующие проблему, отмечают, что человек весьма чувствителен к суждениям тех, кто составляет его эталонную группу, кто разделяет его жизненные взгляды. С этой точки зрения, любой человек ищет признания именно среди «своих», в своем мире. Каждый пытается поддержать приемлемую для него собственную репутацию в глазах тех людей, чье мнение считает важным. 27 Психологами выявлена также высокая чувствительность людей к наличию статуса. Исследованиями доказано, что даже если статус индивида в группе крайне низок, он все равно очень важен, так как без него член группы практически не имеет прав в отношении других. Обладание каким-либо статусом позволяет человеку ждать и требовать определенного отношения к себе со стороны окружающих [29, с. 112-113]. Статус всегда представляет собой некое единство объективно присущих конкретному человеку характеристик и субъективного восприятия его другими членами группы. И, однако же, при этом следует иметь в виду, что положение индивида в группе не формируется целиком и полностью только субъективным эмоциональным восприятием его другими членами данного сообщества, большое значение также имеет и роль, которую человек играет в конфигурации деятельностных отношений в группе. Таким образом, социальный статус обеспечивает права и возможности человека, но вместе с тем ко многому его и обязывает. С помощью статусов регламентируются отношения между людьми. Знание механизмов этих отношений в группе сверстников представляет собой необходимый элемент психолого-педагогической работы с детьми, построенной на научной основе. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности, она в значительной степени определяет активность человека, его отношение к себе и другим людям. Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих качеств, способностей, возможностей и места среди других людей. Самооценку рассматривают как элемент самоотношения, наряду с такими понятиями как самоуважение, самосимпатия, самопринятие и др. Самооценка является важным регулятором поведения человека. Она влияет на взаимоотношения человека с окружающими людьми, определяет степень его критичности, требовательности к себе, отношение к успехам и неудачам, а также эффективность деятельности и развитие личности в целом. Предметом самооценки индивида может быть его тело, способности, отношения с другими людьми и/или группами и все разнообразие других личностных проявлений. Исходя из этого, формируется система частных самооценок, которые взятые в совокупности, интегрируются в некое обобщенное ощущение, связанное с целостным образом «Я». Именно эта самооценка и является предметом психологического анализа в большинстве исследований по данной проблематике. М.И. Лисина утверждала, что самооценка является механизмом переработки знаний о себе на уровне аффективного процесса, то есть, соответствующим отношением к самому себе. Понятие «самооценка» на ее взгляд, является более узким, чем понятие образ самого себя. Как полагает А. Розенберг, самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения к тому, что входит в сферу его «Я». А.Н. Леонтьев предлагает осмыслить самооценку через категорию «чувство» как устойчивое эмоциональное отношение, имеющее «выраженный предметный характер, который является рВедущая роль самооценке отводится в рамках исследования проблем самосознания, – она определяется как стержень этого процесса, показатель степени развития самосознания, его личностный аспект, органично включенный в этот процесс. С самооценкой связываются оценочные функции самопознания, вбирающие в себя эмоционально-ценностное отношение личности к себе, специфика понимания личности самой себя. Б.Г. Ананьев полагал, что самооценка является одним из многообразных элементов самосознания. По его мнению, процедура самооценивания – это сложный диалектический процесс познания самого себя. Это процесс, протекающий во времени, ведущий к осознанию собственного Я как некоего единства, и детерминированный воздействием среды и окружающего социума.езультатом специфического обобщения эмоций» [25, с. 555]. Следовательно, самооценка является важным фактором и для реализации человека в профессиональной, учебной и другой значимой деятельности, поскольку отражает уверенность человека в своих профессиональных и личных качествах, его самоуважение и адекватность происходящему. Высокий уровень самооценки, самоуважение при реалистичном взгляде на свои способности и возможности является в этом контексте оптимальным. Заниженная самооценка приводит к «выученной беспомощности», когда человек перед лицом возникающих трудностей и проблем заранее опускает руки, так как считает себя неспособным их преодолеть. Завышенная самооценка чревата необоснованными претензиями 16 на особое отношение и внимание к своей персоне и непродуктивными решениями в профессиональной, учебной и иной деятельности. Таким образом, важнейший компонент целостного самосознания личности, каким является самооценка, выступает необходимым условием гармонических отношении человека, как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он вступает в общение и взаимодействие. Проблеме исследования различных аспектов межличностных отношений в истории российской и зарубежной психологии посвящено большое количество работ. Среди фундаментальных отечественных исследований в области межличностных отношений важнейшее значение имеют труды Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна и др., которые впоследствии были теоретически развиты и экспериментально апробированы работами других авторов. Б.Г. Ананьев общение видит как явление и социальное, и индивидуальное, которое проистекает в определенных ситуациях общения и взаимодействия людей. Автор изучал влияние общения на психическое формирование и развитие личности, значимость общения относительно других видов деятельности человека, исследовал взаимосвязь между межличностным общением и условиями среды [2, с. 250]. По мнению С.Л. Рубинштейна, без отношений с другими людьми невозможно самоосознание человека, Я не может быть раскрыто только через отношение к себе, обособленно от других людей [40, с. 166-167]. Большой вклад в изучение и экспериментальное решение проблем межличностных отношений в сфере общей и социальной психологии внесли Г.М. Андреева и А.В. Петровский, в рамках социальной и дифференциальной психологии – А.А. Бодалев, Е.П. Ильин и др. [5; 47]. В контексте нашего исследования необходимо также отметить, что различные аспекты межличностных отношений применительно к сфере образования подробно исследовали И.С. Кон, Я.Л. Коломинский, А.А. Реан и другие авторы. Некоторые положения этих теорий, непосредственно касающиеся темы настоящего исследования, будут приведены ниже при рассмотрении взаимоотношений дошкольников в группе сверстников. Большой вклад в развитие теории межличностного взаимодействия внесли идеи яркого представителя гуманистического направления в психологии К. Роджерса, выделившего необходимые условия общения: 19 естественность в выражении эмоций в ходе взаимодействия; положительное отношение к другим людям и к самому себе, принятие другого человека как равноправного партнера по общению; эмпатическое осознание процесса общения [39]. Возвращаясь к теме нашего исследования, рассмотрим межличностные взаимоотношения в группе сверстников. Путь психического становления и развития человека определяется системой отношений между ним и окружающей его социальной действительностью. На протяжении всей жизни каждый человек включается в различные социальные группы, в которых и идет процесс его социализации. Одним из главных инструментом на этом пути служит группа сверстников, которая позже всех присоединяется к этому процессу, но играет очень большую роль в социальном становлении личности Когда ребенок поступает в дошкольное учреждение и попадает в определенную группу сверстников, это существенно меняют социальную ситуацию его развития, которая в предшествующий период в основном определялась связями «ребенок-взрослый». С этого момента они дополняются активными отношениями в плоскости «ребенок-сверстник», и рассматривать формирование личности ребенка в период дошкольного детства вне этих связей уже невозможно. Из этого следует, что для психолого-педагогической практики важным является вопрос исследования системы взаимоотношений в группе дошкольного учреждения, которая по социально-психологической классификации является малой группой. Понятие «статус», которое характеризует место индивида в системе групповой жизни, является первым из понятий, использующееся в исследованиях положения индивида в группе в качестве ее члена. Термин «статус» нередко употребляются как синонимы. Самое распространенное применение понятие «статус» находит при исследовании и описании структуры межличностных отношений в группе. Исходя из этого, ряд специалистов предлагает различать социальный и личный статус индивида по признаку величины социальной общности, членом которой он является. В рамках большой общности, такой как профессия, класс, национальность, пол, возраст, религия - положение субъекта определяется понятием «социальный статус». Что касается малой общности - положение субъекта определяется понятием «личный статус». На этом основании, в нашем исследовании, в котором рассматривается группа сверстников, речь пойдет именно о личном статусе индивида. Личное, а другими словами, субъективное восприятие человеком своего статуса, то, как он оценивает реально занимаемое им положение в сообществе, свой авторитет и степень влияния на остальных членов группы -все это характеризует внутреннюю установку человека в системе внутригрупповых отношений. Но действительный статус человека и его восприятие самим его обладателем могут не только не совпадать, а то и значительно различаться. Любой из участников группы оценивает других ее участников, так постепенно и складывается цепочка предпочтений и отчуждений. Статус, будучи однажды установленным, остается в целом величиной относительно непостоянной. Он может повышаться, если группа, в которой он находится, будет рассматривать его обладателя в динамике социального и личностного роста, или понижаться, если имеет место деградация. Это предопределяет, что личность должна соответственно менять свое поведение, работать над собой для сохранения и повышения своего статусного положения. Потребность в приобретении и поддержке статуса –является одной из важных социальных потребностей. Невозможность ее реализовать, заняв определенное положение в структуре групповых отношений, или же риск утраты имеющегося статуса может вызывать состояние «аффекта неадекватности», которое возникает в случае, когда высокие притязания в какой- либо области не могут быть подкреплены реальными достижениями. В то же время негативные эмоциональные реакции зачастую обращены на окружающих. Аффект неадекватности в данных ситуациях наблюдается у всех возрастных групп, а переживаемое чувство неудовлетворенности проявляется в агрессии, зачастую в отказе выполнять требования воспитателя (педагога), демонстративном нарушении дисциплины. Постоянная борьба за высокий статус и лидерские положение в группе может нарушить здоровые групповые процессы. Психологи, которые исследуют проблему, отмечают, что человек весьма чувствителен к суждениям тех, кто составляет его эталонную группу, кто разделяет его жизненные взгляды. С данной точки зрения, любой человек ищет признания именно среди «своих» - в своем мире. Каждый пытается поддержать приемлемую для него собственную репутацию в глазах тех людей и групп, чье мнение считает важным. Также психологами выявлена высокая чувствительность людей к наличию статуса. Многими исследованиями доказано, что даже если статус индивида в группе крайне низок, он все равно очень важен, потому что без него член группы практически не имеет прав в отношении других. Определенный статус позволяет человеку ждать и требовать то или иное отношение к себе со стороны окружающих. Статус всегда представляет собой общее единство присущих конкретному человеку характеристик и субъективного восприятия его другими членами группы. Но, однако же, при этом следует иметь в виду, что положение индивида в группе не формируется целиком и полностью только субъективным эмоциональным восприятием его другими членами данного сообщества, большое значение также имеет и роль, которую человек играет в группе. Помимо вышесказанного, можно добавить, что социальный статус обеспечивает права и возможности человека, но вместе с тем ко многому его и обязывает. С помощью статусов формируются отношения между людьми. Знание механизмов этих отношений в группе сверстников представляет собой необходимый элемент психолого-педагогической работы с детьми, которые построены на научной основе. 1.2 Связь самооценки и социального статуса детей старшего дошкольного возраста в группе сверстников Теперь рассмотрим, как влияет на развитие и формирование самооценки дошкольника группа сверстников, в которую он включен. Так как большинство видов человеческой деятельности носит коллективный характер и осуществляется в группах и группами, то систематизированные знания относительно процессов групповой деятельности дают возможность эффективно управлять групповыми процессами, улучшать деятельность групп, повышать их эффективность, и главное, влиять на формирование личности [42, с. 46] Психолого-педагогические исследования убедительно демонстрируют исключительно важную роль групповых влияний в формировании личности ребенка, формирование адекватной самооценки, которая активно развивается в дошкольный период, в существенной степени зависит от того, как оценивают детей их сверстники. У ребенка появляются постоянные партнеры по играм, в группах начинают выделяться лидеры, рождается атмосфера соревновательности, конкуренции между сверстниками. Поведение детей дошкольного возраста с различным типом самооценки имеет свои особенности, оказывающие влияние на характер взаимоотношений детей, и которые необходимо учитывать специалисту при работе в группе дошкольников. Дети с неадекватно завышенной самооценкой очень подвижны, не сдержаны, часто переключаются с одного вида деятельности на другой, часто не доводя начатое дело до конца. Эти дети отличаются демонстративным поведением, выставляют напоказ свои знания и умения, пытаются выделиться на фоне других и переключить на себя внимание (если не успехами, то нарушая правила поведения) всеми способами. Среди сверстников они стремятся всегда быть лидерами, но в группе могут быть и не приняты, из-за того, что склонны к доминированию, а не к сотрудничеству. К похвале воспитателя дети с неадекватно завышенной самооценкой относятся как к должному, ее отсутствие может вызвать у них обиду, тревогу, раздражение, а порой даже слезы. На замечания в свой адрес могут реагировать игнорированием и повышено-эмоциональными выпадами. Дети с завышенной самооценкой не склонны анализировать результаты своих действий и поступков, они легко переживают неудачи и двигаются дальше, им свойственен высокий уровень притязаний и стремление к успеху [36, с. 115-116]. Дети с адекватной самооценкой склонны к анализу своей деятельности, они стремятся выяснить причины ошибок. Обычно активны, но уравновешены, способны быстро переключаться с одной деятельности на другую, уверены в себе и настойчивы в достижении цели. Такие дети всегда нацелены на сотрудничество, они дружелюбны и общительны, всегда готовы помогать другим. В случае неудачи они готовы немного снизить трудность, но не отказаться от дальнейшей деятельности, этим детям свойственно стремление к успеху. Дети с заниженной самооценкой обычно молчаливы, нерешительны, недоверчивы, а потому и малообщительны, они очень чувствительны, слезливы, тревожны, не уверены в себе и не могут постоять за себя, не стремятся к сотрудничеству. Такие дети с трудом включаются в деятельность и чем более она значима, тем труднее ребенку к ней приступить, труднее с ней справиться. Для детей с заниженной самооценкой характерна такая стратегия поведения как избегание неудач, из-за этого они безынициативны, ставят перед собой заведомо простые задачи, чтобы максимально гарантировать себе достижение результата, неуспех в деятельности ведет к ее прекращению. Такие дети, как правило, обладают низким социальным статусом в группе сверстников, имеют проблемы с общением, обретением товарищей по играм, никто не хочет с ними дружить. Специалисты детских дошкольных учреждений, воспитатели и психологи, работающие с детьми должны организовывать группы по интересам, помогать каждому ребенку искать пути, как договариваться с товарищами, подбирать нужные игрушки и создавать необходимую обстановку. Но первой задачей для психолога является необходимость проконтролировать и облегчить процесс адаптации ребенка в группе сверстников, помочь ему наладить отношения с новым окружением, помочь занять определенное положение в коллективе. Успешность процесса адаптации зависит от разнообразных условий и имеет множество отдельных особенностей. В рамках данного исследования можно остановиться на закономерностях, связанных с формированием самооценки и обретением социального статуса в группе сверстников. Дети с заниженной самооценкой адаптируются к дошкольному учреждению гораздо сложнее, чем их сверстники, которые не имеют подобных проблем. Обычно нелегко привыкают к детскому саду единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе. Неуверенные в себе дети с трудом вливаются в жизнь детского сада, в данном случае ребенку необходимо постоянное внимание психолога и поддержка с его стороны, т.к. дети склонны дразнить и обижать более слабых и зависимых. Психолог должен очень тонко понимать и чувствовать проблемы такого ребенка, действовать тактично и осторожно, чтобы воспитанник еще больше не замкнулся в себе, а был наравне со всеми в группе. Следует стимулировать его разностороннюю активность, обнаруживать способности, показывать ему сильные стороны его личности, что сможет пробудить уверенность в себе. Но, конечно, излишняя требовательность и настойчивость может оказаться ребенку только во вред. Уже к 6 - 7 годам уже в большой мере сформировано детское самолюбие - очень мощный стимул к развитию и самосовершенствованию. Стремление стать лидером - это и есть реализация своего потенциала, стремление к превосходству над людьми в своей привычной среде обитания [48, с. 57-58]. Рассмотрим теперь на особенности общения детей дошкольного возраста в группе сверстников, поскольку первый опыт взаимодействия со сверстниками во многом определяет характер отношения ребенка не только к другим людям, к миру в целом, но и к самому себе. Общение жизненно важно для человека и рассматривается психологами как особый способ адаптации к окружающей социальной среде, данная потребность появляется у ребенка довольно рано, но ее содержательные и качественные характеристики формируются и расширяются с возрастом. Отличительной чертой межличностных контактов дошкольников является повышенная эмоциональность и раскованность. Когда в общении со взрослыми даже в раннем детстве ребенок придерживается определенных форм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дети используют весьма неожиданные и оригинальные формы общения. Отсутствие умения общаться или низкий его уровень негативно сказывается на характере участия ребенка в совместной деятельности, что детерминирует непрочность, конфликтность взаимодействий между детьми этого возраста. Одними из наиболее характерных для дошкольников проявлений конфликтного отношения к сверстникам можно назвать агрессивность, демонстративность, обидчивость, застенчивость, те качества, которые, среди прочих, мы называли как отличительные черты завышенной или заниженной самооценки дошкольников. Основной причиной конфликтов ребенка с собой и с другими является сосредоточенность на собственной ценности и на том, «что я значу для других». Как выделяется в различных исследованиях, наибольшей популярностью в группе сверстников пользуются те дети, которые могут помочь, уступить, выслушать, поддержать чужую инициативу. Именно такие качества как чуткость, отзывчивость, сочувствие к товарищу больше других востребованы в детской группе, в о время как, их отсутствие вызывает антипатию сверстников и делает ребенка нежелательным компаньоном. Специалисту необходимо помнить, что без специальной психолого-педагогической работы с детьми проблемные формы отношения к сверстнику, появившиеся в дошкольном возрасте, не проходят бесследно, а лишь усиливаются и закрепляются, принося человеку значительные трудности как в отношениях с другими людьми, так и с самими собой. В дошкольном возрасте решающее значение в развитии ребенка имеет игра, что является ведущей деятельностью дошкольника. Игры являются для детей своеобразной формой существования, моделью общественной жизни среди своих сверстников. Во время игры дети осуществляют свои фантазии и замыслы, объединяются по своему усмотрению, в зависимости от своих симпатий, самостоятельно действуют, не испытывая прямой зависимости от взрослого, но при этом, взрослый, организуя на ранних этапах эту деятельность, помогает ребенку овладеть средствами осознавания и оценивания себя. Шести-семилетние дети ярко проявляют в игре способности сюжетосложения - они воображают себя и свои действия в продуманных ими обстоятельствах. Этим дети создают образ себя, возможно даже с целью гармонизации и компенсации реального самовосприятия. В результате, игра - это сюжетное и ролевое воплощение перспективного, потенциального Я-образа ребенка, и потому справедливо будет сказать, что в игре активно проявляется его самооценка, в ней ребенок становится не только объектом, но и субъектом оценочной деятельности. Собственные достижения в игре и самооценка своего в ней участия существенно влияют на формирование отношения ребенка к самому себе. В игре, несомненно, присутствуют два вида взаимоотношений - ролевые и реальные, вступая в совместную игру, ребенок, безусловно, руководствуется собственным отношением к сверстникам, которые станут его со-участниками по игре. Когда дети придумывают сюжет, распределяют роли, стремясь занять более выгодную или удобную позицию для себя, и установить ролевые отношения друг с другом, соотнести свои действия с действиями партнеров. То есть, при руководстве играми и использовании их в своей работе психологу необходимо учитывать и реальные, и ролевые отношения, возникающие между детьми. Большая позитивная роль совместных игр как средства формирования взаимоотношений в группе сверстников заключается в том, что в них создаются благодатные предпосылки для совместных переживаний успехов и неудач, способствующие гармонизации общественных и личных интересов. Дети учатся действовать сообща, распределять и принимать различные роли, планировать деятельность с учетом своих сил и возможностей, а также учитывать интересы товарищей и в то же время отстаивать и защищать свои. В игре подготавливается переход от овладения внутренними (игровыми) правилами к внешним, которые регулируют реальные отношения между детьми. Направляя игру, психолог прививает детям нормы, эталоны, которые должны служить регуляторами положительных взаимоотношений, что должно помогать справедливо решать проблемные ситуации и повышать уровень детского самосознания. Другими словами, предпосылками обладания высоким статусным положением детьми дошкольного возраста является стимулирование самостоятельной деятельности, в частности, игры и общения, воспитание интересов, чувств, навыков и привычек поведения, речи, т.е. всего того, что позволяет ребенку ощущать себя более уверенно в группе сверстников и повышать на этой основе свою самооценку. Организуя процесс группового взаимодействия, психолог должен не только учитывать уровень развития этих качеств у каждого ребенка, но также постоянно прогнозировать и программировать дальнейшее их совершенствование. Подводя итоги раздела, приведем его основные положения и выводы. Важное место в исследованиях психологии старших дошкольников занимает изучение особенностей их взаимоотношений со сверстниками, поскольку именно в такого рода взаимодействии, в совместной деятельности с другими детьми ребенок познает те свои индивидуальные особенности, которые не характерны для общения со взрослыми (умение устанавливать контакты со сверстниками, придумать интересную игру и вовлечь в нее других детей, выполнять те или иные выбранные роли и т.д.), начинает осознавать отношение к себе со стороны других детей. Под влиянием оценок со стороны членов группы у детей формируется критический взгляд на себя и сверстников, происходит осознание позитивных и негативных человеческих качеств, становление не только самооценки, но и в целом основ всей жизненной позиции. В то время как взрослый является для ребенка недосягаемым эталоном, идеалом, к которому можно лишь стремиться, сверстники, напротив, выступают в качестве реального «сравнительного материала». Поведение и действия других детей (для ребенка «таких же, как он») рассматриваются им 46 как бы «со стороны» и потому гораздо легче осознаются и анализируются, чем свои собственные, и в то же время дают возможность учиться правильно оценивать себя и свое место в коллективе. Именно в совместной групповой деятельности происходит выделение ребенком дошкольного возраста собственной позиции, как отличительной от «позиции другого» [49, с. 120]. Поэтому опыт общения с ровесниками оказывает мощнейшее влияние на формирование детского самосознания, становление самооценки и определение своего положения в группе сверстников. Если у ребенка есть трудности с общением, с определением своего места и значения среди других детей, то он пребывает в состоянии постоянного напряженного ожидания недоброжелательных выпадов в свой адрес, что, несомненно, не идет на пользу формирующейся личности. Формирование адекватных представлений ребенка о себе предполагает сочетание его индивидуального опыта и тех оценок и знаний о себе, которые ребенок накапливает в процессе общения с другими людьми. Если эта гармония будет нарушена вследствие ограниченности индивидуального опыта или в силу не сложившегося общения ребенка с окружающими, то его представления о самом себе будут искажаться в сторону завышения или занижения самооценки. К концу дошкольного возраста (к 6 – 7 годам) дети уже склонны анализировать свой опыт, оценивать свои достоинства и недостатки, учитывать отношение к себе со стороны окружающих. Создаются благоприятные условия для преодоления прямого воздействия на его самооценку со стороны взрослых. Поэтому самооценка старших дошкольников становится уже более реалистичной, а в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. Заниженная самооценка у дошкольников встречается гораздо реже завышенной. И основана она не на критичном отношении к себе, а на неуверенности в своих силах. Родители таких детей, как правило, предъявляют к ним завышенные требования, используют отрицательные оценки и характеристики, не учитывают их индивидуальные особенности и возможности. Добавим так же, что заниженная самооценка у детей дошкольного возраста с психолого-педагогической точки зрения является тревожным симптомом и может рассматриваться как отклонение в развитии личности. Важным, на наш взгляд, является профессиональное мнение специалистов в области детской психологии, озвученное И.Ю. Кулагиной и В.Н. Колюцким, и утверждающее, что у детей со сформировавшейся завышенной или заниженной самооценкой изменить ее уровень крайне сложно. Именно в детстве возникает целый ряд ограничений в выборе показателей, критериев собственной значимости. Ориентиры для самооценки, заложенные в детстве, поддерживают сами себя в течение всей жизни человека, и отказаться от них чрезвычайно трудно [24, с. 114]. Проблемам практического исследования возможностей формирования и изменения самооценки и ее связи с социальным статусом старшего дошкольника в группе сверстников будет посвящена вторая глава настоящего исследования........................ |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: