VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Эволюция обращения в русском речевом этикете

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K002091
Тема: Эволюция обращения в русском речевом этикете
Содержание
Самарский Государственный Технический Университет





Доклад на тему: «Эволюция обращения в русском речевом этикете»





Выполнил студент 1-ТЭФ-5 Комарова Ю.А.
Проверил Белина Н.С.





Самара 2016
Содержание


Введение

1.Речевой этикет и обращение в нем
2.Обращение в русском языке, функции, формы

3. История обращения в русской культуре	
3.1 Официально принятые обращения в дореволюционное время
3.2 Обращения в 20 веке
3.3 Общеупотребительные обращения сегодня
4. Роль обращений в публичной речи
Заключение
Список используемых ресурсов











Введение.
 	Обращение как синтаксическая единица предложения довольно хорошо изучено лингвистами. Обращение — это слово или словосочетание, называющее лицо (реже — предмет), к которому обращена речь. Обращение характеризуется звательной интонацией. В роли обращений обычно употребляется одушевленное имя существительное или имя прилагательное, употреблённое в роли существительного, в форме именительного падежа (Ты знаешь, милая, его?). Обращение используется в устной, письменной речи. Учёные - лингвисты признают роль обращения в общении, считают его социально значимой категорией. В то же время точный ответ на вопрос о том, какие слова употребляются в роли общеупотребительных обращений к незнакомым людям, не установлен. То есть обращения являются больным местом русского речевого этикета. Об этом красноречиво говорится в письме, опубликованном в «Комсомольской правде» (24.01.91) за подписью Андрей. Приведено без сокращений:
«У нас, наверное, в одной-единственной стране мира нет обращения людей друг к другу. Мы не знаем, как обратиться к человеку! Мужчина, женщина, девушка, бабуся, товарищ, гражданин — тьфу! А может, лицо женского пола, лицо мужского пола! А легче — эй! Мы — никто! Ни для государства, ни друг для друга!»
 Актуальность темы. Обращения – неотъемлемая часть речевой культуры человека, речевого общения, которое играет в жизни людей важную роль. Они показывают уровень образованности человека, уровень его воспитанности и вежливости, помогают начать разговор с другими людьми. Чтобы разобраться, какие обращения уместны в той или иной ситуации,  необходимо осмыслить, в чем заключается особенность обращения в русском языке, какова его история.
1.Речевой этикет и обращение в нем
     Этикет по происхождению французское слово (etiquette). Именно в этом значении, слово этикет получило распространение в немецком, польском, русском и других языках. Этикет предусматривает соблюдение норм поведения общения. Общение - это деятельность человека, процесс, в котором он участвует, при общении обязательно учитываются нормы речевого этикета. Под речевым этикетом понимаются разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения. Степень владения речевым этикетом определяет степень профессиональной пригодности человека. Это, прежде всего, относится  к  государственным  служащим, педагогам, врачам, предпринимателям, журналистам, работникам сферы обслуживания, т.е. к тем, кто постоянно общается с людьми. Владение речевым этикетом порождает доверие и уважение, знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости из-за промашек и неправильных действий, избежать насмешек со стороны окружающих во время беседы.
     Общение невозможно без такого компонента, как обращение, которое проявляет себя на протяжении всего времени общения, является его неотъемлемой частью, служит перекидным мостиком от одной реплики к другой. 
2.Обращение в русском языке, функции, формы
     Одно из самых значимых и великих достояний человечества и самых приятных удовольствий – это возможность общаться с себе подобными. Кажется, нет ничего обычнее и проще, чем разговаривать с кем-либо. Но всё же в повседневном быту есть множество примеров того, что не все могут общаться в соответствии с правилами культуры речи.
     Обращение испокон веков выполняло несколько функций. Главной функцией является привлечение внимания собеседника - вокативная функция. В качестве обращений часто используются собственные имена (Анна Сергеевна, Игорь, Саша), названия людей по степени родства (отец, дядя, дедушка), по положению в обществе, по возрасту и полу (старик, мальчик, девочка). То есть обращение имеет еще одну функцию – указывает на соответствующий признак. Также обращения могут быть экспрессивно и эмоционально окрашенными,  оценочными: Любочка, недотепа, умница, красавица. Особенность таких обращений заключается в том, что они характеризуют как адресата, так и адресанта, его воспитанность, отношение к собеседнику, эмоциональное состояние. Приведенные слова-обращения используются в неофициальной ситуации, только некоторые из них, например, собственные имена (в их основной форме) и  названия должностей служат обращениями и в официальной речи.
     Речевой этикет включает то, что выражает благожелательное  отношение к собеседнику, что сможет создать подходящий климат для разговора. Обильный набор языковых средств даёт возможность выбрать уместную в конкретной ситуации, благоприятную для адресата "ты" или "вы" форму общения, установить дружескую, непринужденную или, напротив, официальную тональность разговора, настроить необходимую эмоциональную атмосферу.
     Обращения людей друг к другу зависят от многих факторов: родственных связей, от социальных статусов собеседников, положения в обществе, от вида отношений между людьми (дружеские, неприятельские, нейтральные), от времени их знакомства. Таким образом, обращение - неотъемлемая часть разговора, которая помогает привлечь внимание собеседника и направить разговор в нужное русло, настроить подходящую атмосферу для данного конкретного разговора.
3. История обращения в русской культуре
     Обращения тесно связаны с историей народа, с историей страны. С развитием истории государства, с изменениями, происходящими внутри данного государства, меняется и обращение людей друг к другу. Проследим эволюцию обращений в России.
3.1 Официально принятые обращения в дореволюционной России
     Отличительной чертой обращений на Руси было отражение социального расслоения общества, такой его характерной черты, как чинопочитание. 
     Во-первых, существовал документ «Табель о рангах», изданный в 1717—1721 гг., который затем переиздавался в несколько измененном виде. В нем перечислялись военные (армейские и флотские), гражданские  и придворные чины. Каждая категория чинов подразделялась на 14 классов. Так, к 3-му классу относились генерал-поручик, генерал-лейтенант; вице-адмирал; тайный советник; гофмаршал, шталмейстер, егермейстер, гофмейстер, обер-церемонимейстер; к 6-му классу — полковник; капитан 1-го ранга; коллежский советник; камер-фурьер; к 12-му классу — корнет, хорунжий; мичман; губернский секретарь
     Кроме названных выше чинов, существовали такие обращения как: ваше высокопревосходительство, ваше сиятельство, ваше высочество, ваше величество, милостивейший (милостивый) государь и др. 
     Во-вторых, монархический строй в России до XX века сохранял разделение людей на сословия. Выделялось несколько основных сословий: дворяне, духовенство, разночинцы, купцы, мещане, крестьяне. Отсюда и обращения: господин, госпожа по отношению к людям привилегированных социальных групп; сударь, сударыня — для людей среднего сословия и отсутствие единого обращения к представителям низшего сословия.
     Для сравнения, в языках других цивилизованных стран, существовали обращения, которые использовались как по отношению к человеку, занимающему высокое положение в обществе, так и к рядовому гражданину. Например, мистер, миссис, мисс (Англия, США), сеньор, сеньора, сеньорита (Испания), синьор, синьора, синьорина (Италия), пан, пани (Польша, Чехия, Словакия).
     Таким образом, обращения в дореволюционной России зависели от титула человека, от сословия, к которому он принадлежал.
3.2 Обращения в 20 веке
     В 20 веке в России произошли такие изменения, которые не могли не затронуть речь граждан, поэтому и обращения претерпели кардинальные изменения.
     После Октябрьской революции особым декретом упраздняются все старые чины и звания, а также провозглашается всеобщее равенство. Обращения господин, барин, сударь, милостивый государь (государыня) постепенно исчезают. Только дипломатический язык сохраняет формулы международной вежливости, а именно: к главам монархических государств обращаются: Ваше величество, ваше превосходительство; иностранных дипломатов продолжают называть господин — госпожа. Большую популярность приобретает обращение "гражданин" и "товарищ". "Гражданин"  публичное обращение, а вот "товарищ" – официальное  обращение к советскому человеку.
     О слове "гражданин" нужно сказать отдельно. Впервые оно было зафиксировано еще в летописях 11-го века. Слово пришло в русский язык из старославянского языка, произошло оно от слова "горожанин". В 18-ом веке слово получает значение "полноправный член общества,  государства". Позднее возникает еще одно, дополнительное значение: "человек, который предан Родине, служит ей и своему народу, заботится об общественном благе, подчиняет личные интересы общественным". В 20-30 гг. становится нормой при разговоре арестованных и работников органов внутренних дел употреблять не  "товарищ", а называть друг друга "гражданин". Именно поэтому данное слово не смогло занять место универсального обращения людей друг к другу.
     
     В начале 20-го века слово "товарищ" приобретает новый общественно-политический смысл: единомышленник, борющийся за интересы своего народа. После упразднения дореволюционных обращений классовое противопоставление превратилось в противопоставление людей, употреблявших и не употреблявших обращение "товарищ". Его использование как бы подчеркивало включенность говорящего в советскую систему. Итак, обращение товарищ в советской речевой практике не было нейтральным, так как несло на себе окраску лояльности по отношению к власти.
     Начиная с конца 80-х гг.,  в официальной обстановке стали возрождать обращения сударь, сударыня, господин, госпожа. 
     3.3 Общеупотребительные обращения сегодня
     В современном языке нет определенных правил употребления обращения. Ученые, преподаватели, врачи, работники государственных служб отдают предпочтение словам "коллега", "друг". А слова "мужчина", "женщина", получившие свое распространение в последние время в роли обращения. На улице, в магазине, в городском транспорте все чаще слышатся обращения: мужчина, дед, отец, парень, тетенька. Подобные обращения нельзя назвать нейтральными, они нарушают норму речевого этикета, свидетельствуют о недостаточной культуре и речевой вежливости говорящего. Такие обращения могут быть восприняты как неуважение, и даже оскорбление, в ответ возможны грубость, невежливость. Обращение "господин" воспринимается как норма на заседаниях Думы, по телевидению, в среде бизнесменов. В настоящее время попытки замены обращения «товарищ» на «господин» нередко приводят к таким комичным ситуациям: «Господа, не бросайте окурки на пол!» «Господа, не оставляйте на столах грязную посуду!» Видимо, потребуется еще немало времени, чтобы система обращений устоялась в нашем языке. 
     Однако существует ряд рекомендаций:
1.Считается неприличными и невежливыми обращаться к незнакомым так: Мужчина, войдите! Женщина, подождите! Отец! Папаша! И др.
2.Обращаться к незнакомому человеку лучше с помощью безличных форм, т.е. : Простите, вы не могли бы… Скажите, пожалуйста… и т.д.
3.Познакомившись с человеком, следует запомнить, как его зовут, в дальнейшем будет уместно обращаться к нему по имени отчеству.
     Таким образом, социальные и культурные изменения в обществе, в истории страны, безусловно, имеют своё отражение в языке, речи, а так же и  в обращении людей друг к другу.
     4. Роль обращений в публичной речи
     Публичная речь – это особая форма речевой деятельности в условиях непосредственного общения, речь, адресованная определенной аудитории, ораторская речь. Публичная речь произносится с целью информирования слушателей и оказания на них желаемого воздействия (убеждение, внушение, воодушевление, призыв к действию и т.д.). 
     Подготовка такой речи включает в себя множество этапов, одним из таких этапов является психологическая подготовка оратора. Фраза, с которой начинается публичное выступление, обязательно должна содержать приветствие, а приветствие тесно связано с обращением. Первое обращение позволяет установить эмоциональный контакт с аудиторией, показать настрой на беседу, и самое главное - привлечь внимание слушателей, ведь без этого ни одна публичная речь не сможет стать успешной.
Заключение
     Исследовав тему работы, я пришла к выводам: Обращение - неотъемлемая часть жизни человека, обращение используется во многих сферах общения людей, помогает начать разговор, настроить человека на общение.  Из-за того, что нет установленных правил, каждый обращается, как хочет, иногда не думая о тактичности и уместности сказанного. Пока нет четких правил можно использовать этикетные выражения: будьте добры, будьте любезны и др., данные фразы позволяют привлечь собеседника, не задев и не оскорбив его.
     Овладение искусством речевого общения необходимо каждому человеку независимо от возраста, пола,  положения в обществе, вида деятельности. Общение даёт возможность человеку раскрыть свои чувства, переживания, рассказать о горестях, о взлётах и падениях, привлечь внимание собеседников, настроить разговор на нужный лад. Без общения, как без воздуха, человек не может существовать. Обращение - одно из главных слагаемых речевого общения, которое дает первое впечатление о человеке, именно поэтому так важно умение обращаться друг к другу.
     
     Список используемых ресурсов:
     Л.А. ВВЕДЕНСКАЯ, Л.Г. ПАВЛОВА, Е.Ю. КАШАЕВА «РУССКИЙ  ЯЗЫК и КУЛЬТУРА РЕЧИ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ», Издание двенадцатое, РОСТОВ-на-ДОНУ фЕНИКС 2005.
     
.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%