- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Этноконфессиональные отношения в дагестане в период хх века, состояние и особенности
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W011409 |
Тема: | Этноконфессиональные отношения в дагестане в период хх века, состояние и особенности |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВО «КубГУ») Кафедра истории, обществознания и педагогических технологий КУРСОВАЯ РАБОТА Этноконфессиональные отношения в дагестане в период хх века: состояние и особенности Работу выполнила _______________________________ М. А. Матюшенко (подпись, дата) (инициалы, фамилия) Филиал ФГБОУ ВО «КубГУ» в г. Славянске-на-Кубани Направление 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки – История, Право) Научный руководитель доцент кафедры, канд. ист. наук __________________________________ Т. Г. Письменная (подпись, дата) (инициалы, фамилия) Нормоконтролер доцент кафедры, канд. ист. наук __________________________________ Д. Н. Гречишко (подпись, дата) (инициалы, фамилия) Краснодар 2018 СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………………………... 3 1 Этноконфессиональные отношений в республике Дагестан в 1917 – нач. XXI в. ………………………………………………………………… 7 1.1 Этнополитические процессы, происходившие в республике Дагестан в Советский период………………………………………… 7 1.2 Роль органов власти в регулировании этноконфессиональных процессов в республике в конце XX – нач. XXI вв. ………………... 12 2 Этноконфессиональные конфликты в России, их причины и особенности………………………………………………………………... 18 2.1 Факторы, обусловившие развитие в России этноконфессиональных конфликтов…………………………………. 18 2.2 Особенности возникновения межрелигиозных и межнациональных конфликтов в республике Дагестан……………. 21 3 Политическая основа регулирования современных этноконфессиональных отношений в республике Дагестан…………… 26 3.1 Факторы устойчивости этноконфессионального согласия в республике Дагестан…………………………………………………... 26 3.2 Перспективы развития этноконфессиональных отношений в республике Дагестан…………………………………………………... 30 Заключение…………………………………………………………………... 34 Список использованных источников………………………………………. 37 ВВЕДЕНИЕ Актуальностью темы исследования является то, что Северный Кавказ, ввиду своего геополитичекого расположения, поликонфессиональной и полиэтнической структуры жителей, занимает особое место в процессах, происходящих в РФ. Характерные отличительные черты конкретных этносов, их связь в сфере культуры и конфессии, нередко динамичное и противоречивое, в условиях коренных качественных изменений в обществе, как правило, неопределенно отображается в общественном сознании, что безусловно, выражает немаловажное влияние на все стороны социальной жизни. Межнациональные и конфессиональные взаимоотношения в их связи образуются в ходе деятельности и взаимодействия определенных социальных субъектов: этносов и конфессий, этионациональных и религиозных (конфессиональных) групп, институтов и организаций, индивидов, отличающихся по своим национальным и религиозным чертам (идентичностям). Характер этих взаимоотношений, их тенденция, интенсивность, возможность происхождения конфликтных обстановок или, напротив, улаживания и гармонизации во многом обусловливаются их внутренней спецификой. На данном этапе становления общества мы сталкиваемся с тем, что межконфессиональные противоречия крайне неблагоприятно сказываются на межнациональных взаимоотношениях, поэтому важность и актуальность проведение исследования всевозможных причин зарождения этноконфессиональных противоречий немыслимо переоценить. Возникшую на сегодняшний день напряженность во взаимоотношениях представителей разных этносов и конфессий невозможно назвать неожиданной. В первую очередь всего, необходимо выделить, то, что конфликтный потенциал межконфессионального, а кроме того, межэтнического и межконфессионального контакта насыщается, в первую очередь всего, экономическими и общественно-политическими источниками. В условиях всеобщего упадка, испытываемого странами СНГ в целом, действие этих источников особенно заметно. Среди них позволительно выделить: увеличение безработицы, снижение жизненного уровня, скачкообразный рост преступности и т.д. В этой связи крайне актуальным может стать исследование исторического опыта преодоления указанных конфликтов в XX в., попытка чего и предпринимается в настоящей работе. Степень изученности проблемы. В настоящем обзоре историография имеет традиционное деление на советскую, современную и зарубежную. Среди советских исследований особу ценность представляют работы A. A. Андреева, Н. Эмирова, М. А. Абдуллаева [не забывайте про падежные склонения], чьи работы отразили, основные этапы становления и развития феномена государственно-конфессиональных отношений России в историческом развитии [8, 40, 3]. Следует отметить труды современных дагестанских ученых А. К. Алиева, Р. Г. Абдулатитова, Т. К. Муслимова, в чьих работах освещаются проблемы формирования идентичности новой России, трансформационные процессы в этноконфессиональной и этнополитической сферы Республики Дагестан [5, 2, 36]. Динамичные процессы в конфессиональных отношениях активно обсуждаются в СМИ, в том числе и в Интернете. В последнее время наблюдается множество публикаций в журналах и газетах республиканских и центральных СМИ, в материалах интернет-сайтов, посвященных отдельным вопросам специфики этноконфессиональной ситуации в Дагестане, и т.д. Объектом исследования выступают этноконфессиональные отношения в России в XX в. Предметом исследования являются особенности экноконфессиональных отношений в республике Дагестан в ХХ в. Цель исследования: всесторонний анализ этноконфессиональных отношений в республике Дагестан, выявление их специфики и особенностей. Для реализации указанной цели потребовалось решить следующие задачи: - дать определение понятию «этноконфессиональные отношения»; - выявить роль этноконфессиональных процессов в развитии социальной напряженности; - определить возможности государственно-правовых механизмов в разрешении и прогнозировании этноконфессиональных конфликтов на исследуемой территории; - рассмотреть взаимодействие органов власти и религиозных организаций в целях выявления стабильности государственно-конфессиональных отношений; - оценить современное состояние и перспективы развития этноконфессионального диалога в р. Дагестан. Хронологические рамки исследования охватывают 1917–1991 гг. В то же время автор оставляет за собой право обращаться и к более позднему историческому периоду с целью более глубокого раскрытия темы. Территориальные рамки исследования охватывают территорию республики Дагестан в ее современных границах. Методологической основой данного научного исследования выступают как общенаучные, так и специально-исторические методы. В качестве общенаучных отметим: синтез, анализ, дедукцию, индукцию, абстрагирование, обобщение, аналогию. В числе специально-исторических необходимо указать: проблемно-исторический, историко-сравнительный и историко-системные. Источниковая база исследования представлена совокупностью опубликованных материалов официального характера. В исследовании использовались официальные выступления и воспоминания политических деятелей Дагестана. В их числе президента республики Дагестан, государственного секретаря, министра обороны [19, 20]. Анализ данной группы источников стал составной частью доказательной и аналитической базы в области исследования. Документальной основой работы являются официальные документы органов государственной власти Российской Федерации и Республики Дагестан. В работе нашли отражение материалы федерального и республиканского законодательства, результаты социологических исследований и опросов, заявления и обращения религиозных и политических деятелей [13, 14, 16]. Практическая значимость исследования ? может быть использованы при разработке учебных программ по истории для общеобразовательных школ, написания монографий, проведении внеклассных занятий по истории. Структура работы. Курсовое исследование состоит из введения, трех разделов, заключения и списка используемых источников. 1 Этноконфессиональные отношений в республике Дагестан в 1917 – нач. XXI в [в конце заголовка действительно не ставится точка, но есть исключение – общепринятые сокращения] 1.1 Этнополитические процессы, происходившие в республике Дагестан в Советский период Для Дагестана начало XX в. – основание расселения, а следовательно [вводное слово указывающее на логическую связь выделяется запятыми] все народные движения вступили в плотный контакт друг с другом. Настолько близкий, что между ними возникла конкуренция. В основополагающих чертах нынешний образ Дагестана сформировался конкретно тогда, рассмотреть его является значимым в силу того, что тогда еще никак не было большевистского воздействия и картину можно разглядеть в истинном виде. Как итог развития Дагестана 2-ой половины XIX в. шел процесс возникновения «лишних» людей, т.е. тех, кто недостаточно принимал участие в локальных движениях в горах. Они существовали опорой исламизации, однако при расселении горцев по равнинному Дагестану численность их очень возросла. Переселявшиеся не сразу налаживают нормальную жизнь, а следовательно почти все из прежних связей теряется, а новых ещё нет, что приводило к отрыву доли населения от собственных корней, установлению контактов с такими же переселенцами с других сторон и практической деэтнизации. Тут деэтнизацию следует расценивать равно как процедуру уничтожения взаимосвязей среди народных концепций и выпадения вообще из каких-бы то ни было народных течений. Центрами деэтнизации стали города и территории равнинного Дагестана [1, с. 52]. В свою очередь деэтнизированная доля жителей со временем снова становились предметом упорядочивания со стороны своих родственников. У этого слоя людей примечательная участь. Верное решение проблемы о них даст возможность сформировать верное понимание о развития Дагестана и вот почему. Перенаселение в горах устанавливает естественные ограничения на локальные процессы упорядочения существования и тут все без исключения способности для формирования, кроме исламского, были исчерпаны ещё в начале века, а экспатриация это в любом случае повтор ситуации. Исключения народных движений неминуемо модифицируются как «в кривом зеркале» и обретают новейший смысл, а следовательно здесь можно было предполагать возникновения новых и вместе с тем органичных для Дагестана конфигураций общежития. В свою очередь, сформировавшуюся на равнине в начале XIX в. обстановку нужно расценивать равно как основание процесса выстраивания типичного именно для нее, как независимого региона, народных форм. Следовательно, следует отслеживать развитие народного становления равнины и обнаружить ключевые течения, шедшие на ней. Ислам в этот период принял особенное значение как исламский фактор, влияние которого выразилось в двух формах. Подчинение жителей духовенству, как концентрирующей силе и тогда участвовавшие в этом стали многосоставной составляющей мусульманского субэтноса в Дагестане. Принимая во внимание изолированность жителей равнины от участия в непосредственно аварском, даргинском движении, стали неминуемо выстраиваться как ключевая база и главное место дислокации и приложения усилий духовенства, главным выразителем его заинтересованностей и проч. Так, что со временем горское духовенство неминуемо бы стало эмиссаром равнинного (в следствии в современном Дагестане так и есть), что в свою очередность значит перестройку самого духовенства. Очень важно, чтобы народ равнины так и оставался состоящим из большого количества этнических полуразрушенных частей, что позволило бы поладить многочисленным исламским течениям. Рост её активности, при абсорбции пассионариев, повергло бы к образованию общедагестанского этноса, в котором основным субэтносом было бы духовенство. А в перспективе допустимо появление претензии на формирование суперэтноса, в котором базой станет опыт, органического совмещения многочисленных религиозных течений и в который в первую очередь включению подлежали бы северокавказские республики. Это вариант Ирана. Как и в случае с Ираном он пришел бы переходу в новую фазу к 1980-м гг. Организация жителей тут каким-нибудь мусульманским течением или орденом, к примеру Кадирийским суффийским, и в таком случае допускается сказать о образовании независимой новой исламской народной силы, активно разрушающей влияния аварское, кумыкское и проч., поскольку она делала бы тоже самое, что и они, т.е., стремительно упорядочивала жизнедеятельность. Сформировавшись, эта сила вошла бы в этнический состав Дагестана на равных с другими. Однако сформировавшись за счет осколков от локальных действий, она бы так и анализировала их как объект для экспансии. А следовательно у нее неминуемо появилась бы претензия на военное объединение Дагестана. Это реализовался бы вариант имамата, причем очень может быть, что саму эту новую совокупность получилось бы создать, но завоевать весь Дагестан ей при этом не удалось бы вовсе. Такая претензия привела бы к войне с горцами. Эти две формы друг с другом взаимосвязаны. Выработанный духовенство-субэтнос при конкретной степени насыщения принимается освобождаться от излишнего усердия лишних пассионариев, дозволяя им образовывать на базе их религиозных представлений ранее не известные этнические или общественные объединения но при этом требует, чтобы они решали вопросы всего Дагестана в целом, к примеру, формирование государства, или же искали поле для собственной деятельности где-нибудь на стороне, для чего суффийские ордены в свою очередь необычайно удобны. И в таком случае соответствует основанию экспансии за пределы Дагестана. Исламский процесс был доминантным в интересах равнины, однако в начале 20-го в. ещё не был отделим от процесса становления ислама в горах. В свою очередность, определенное формирование событий зависело также от деятельности разных этносов на равнине. Этническое положение равнины в это время обусловливалось тремя этносами: аварцами, кумыками и даргинцами, отношения между которыми определяли его изменение. Так как равнина – родина кумыков, в 1910–20-е гг. у них был приоритет, но локальные взаимодействия – тоже действие, у которого имеется направленность и который возможно изучить. Аварцы и кумыки. Аварцы заинтересованы в наличии структуры на осваиваемой ими местности, как молочница заинтересована в корове. Кумыки в биоценозе, сводят все без исключения к нему и сами заинтересованы в устроении своей централизованной концепции управления на своих землях. Результат – конфронтация. Для кумыков ещё все горцы – «пришельцы» [39]. Даргинцам нужен порядок, они богаты и лояльно принадлежат к аварской самобытности и религиозности, воспринимая их равно как одно из дозволенных чудачеств, подчинить даргинцев никак невозможно, но сферу даргинского влияния аварцы значительно суживают. При подобном взаимодействии сохраняется тенденция на аваризацию, однако она становится до такой степени неторопливой, что может развиться новая форма общежития, соединение на религиозной основе в единое целое [39]. 19 мая 1944 г. был организован Совет по делам религиозных культов при Совнаркоме СССР. 6 июня 1944 г. На пост Председателя был ратифицирован И. В. Полянский. В первой статье Положения о Совете говорилось: «Совет по делам религиозных культов при Совнаркоме СССР реализовывает связь между Правительством СССР и главами религиозных организаций и сектантских учреждений по вопросам этих культов, требующим разрешения Правительства СССР». Данным органом осуществлялся надзор соблюдения законов о культах, оказывалась поддержка верующим в удовлетворении их религиозных потребностей и выполнении законоположений совести. В рамках такой политической деятельности Совет стремительно поддерживал многие ходатайства религиозных центров, связанные с «религиозным возрождением» [22, с. 213]. Именно середина 1940-х гг. подмечена неоднократными попытками протестантских групп в Дагестане легитимизировать свое состояние, т.е. имелась в виду официальная регистрация своих общин, а также получение разрешения свободно осуществлять свои молитвенные собрания. В 1950–60-е гг., невзирая на протекающий новый кризис в государственно-церковных взаимоотношениях и возврат к худшим периодам (наступление на религию) количество различных религиозных сект на территории Дагестана заметно возрастает. Так, в 1959 г. на территории республики функционировало около 13 нелегальных сектантских групп, в которые вступали более 400 верующих, и, несмотря на ряд постановлений ЦК КПСС в 1958–1962 гг., государственными органами, в том числе КГБ, МВД, были выполнены меры по административному закрытию большого числа храмов, приходов, духовных школ [24, с. 90]. В 1969 г. в Дагестане также были многочисленные группы сектантов в г. Махачкала, Кизляре, Хасавюрте. Ключевыми считались Евангельские христиане-баптисты, количество которых составляло порядком около 260 чел. Новая Конституция 1977 г. не приняла новейших принципов конфессиональной политической деятельности, однако словосочетание «антирелигиозная – пропаганда» было заменено на «атеистическая – пропаганда», это может говорить о смещении акцентов, т.е. государство боролось за безбожие, а не вопреки религии [24, с. 92]. К началу 1980-х гг. стало понятно, что управлять РПЦ или другими религиозными организациями исключительно из партийных интересов невозможно. Государству довелось согласиться на некоторые уступки, чтобы можно было предъявить Западу правдоподобные подтверждения существования независимости вероисповедания в СССР. Такой уступкой стала передача Храма Данилова монастыря в Москве. Возросло количество прибывающих в духовные семинарии. Появилось церковное художественно-производственное предприятие «Софрино», был учрежден синодальный издательский отдел, снизились налоговые ставки [24, с. 95]. Вплоть до 1986 г. не прекращалось закрытие храмов, мечетей, молитвенных домов. Что касательно РПЦ, то закрывалось в среднем приблизительно 50 приходов в год, но эти закрытия уже крайне редко затрагивали крупных населенных пунктов. В основном, упразднялись церкви в сельской местности, когда приход оставался без священника по причине искусственно создаваемого властями дефицита сотрудников. Если в церкви не осуществлялась церковная работа, то он снимался с регистрации. В 1965 г. у РПЦ значилось 7 874 прихода, в конце правления Брежнева в 1982 г. их стало 7 001. Число монастырей сократилось в 2, с 18 до 16. Интересно то, что руководство РПЦ этому процессу не мешало [14]. 1.2 Роль органов власти в регулировании этноконфессиональных процессов в республике в конце XX – нач. XXI вв. Этноконфессиональные противоречия считаются непосредственным феноменом в полиэтничной среде, имеющим необходимость в непрерывном мониторинге и оптимизации механизмов его разрешения и преодоления [1]. Запрещенные, а ещё хуже, игнорируемые противоречия повышают объем проблемных обстановок и обостряют первичную проблематичную ситуацию. Это заметно на примере южного-макрорегиона, инциденты с этнической компонентой совершаются систематически, на Северном Кавказе сохраняется накаленность в этнополитических отношениях, превышающая низкоприоритетный уровень. Имеющиеся противоречия увеличивает геополитическое состояние Северного Кавказа, которое обусловливает факт внутренних и внешних общественно-политических актов, обладающих в регионе свои интересы [30]. В нынешнее время в связи с отсутствием на Северном Кавказе сформулированных этносепаратистских настроений геополитические конкуренты сосредоточивают собственное внимание на конфессиональных процессах, вопросах и конфликтах. Ценности, лежащие в основании народной и конфессиональной идентификации, считаются наиболее устойчивыми и свободно актуализируются в обстоятельствах нестабильности, социально-экономического и общественно-политического кризисов, в критические моменты формирования социума. От того, в какой степени и в каком контексте в предвыборных кампаниях станет применяться общенациональный вопрос, во многом находится в зависимости этнополитической устойчивости в регионах РФ (в первую очередь в целом на северном Кавказе) и во всей стране. Член Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции Н. Д. Ковалёв, выступая в Госдуме, сконцентрировал внимание на допустимость возрастания сепаратистских настроений в РФ. Согласно суждению экс-главы ФСБ РФ, «возродить» сепаратистские настроения в регионах, расшатать положение России и сформировать посылы для развала страны» – основная цель внешних и внутренних противников российской федерации [13]. Минувшие десятилетия характеризуются трудным действием становления новой российской государственности на базе общепринятых принципов равенства и самоопределения народов, что обусловливает важность изыскания и моделирования межэтнических взаимоотношений как в РФ, так и в отдельных её регионах. Трудность формирования этнических движений, усугубление межэтнических отношений, их политизация в ряде республик и областей российской федерации в 90-е года, в особенности в северокавказском регионе, все ещё выражают прямое давление на все возможное развитие современной Российской Федерации. В то же время новая эпоха в общественно-политическом формировании российской федерации заставляет по-новому оценить по достоинству общественно-политические, экономические и социально-культурные роли отечественных регионов, их место в общегосударственной, хозяйственной и культурной системе, требует нового осмысления государственных проблем и новых операций к их решению. В процессе преображений в каждом регионе Российской Федерации, в любой ее республике скапливается неповторимый навык этнополитического формирования в следствии [это предлог – пишется слитно с «е» на конце] чего меняется социокультурный образ Российской Федерации. Регулярное исследование данного опыта, обнаружение объективных и индивидуальных факторов тенденций этнополитических действий, анализ изменяющихся ориентиров и программ реализации национальной политики – ключевая теоретическая и фактическая цель нынешней политической деятельности. Этнополитическая обстановка в Российской Федерации видоизменилась в обстоятельствах укрепления вертикали власти и завязавшихся действий консолидации общества. «Сохранение государства в широком пространстве, поддержка уникального сообщества народов при сильных позициях страны в обществе» – эта цель, сформулированная Президентом Российской Федерации, призывает от политологов не только высококачественной экспертизы этнополитических ситуаций, складывающихся в регионах и государстве в целом, но и аргументированных предопределений, дозволяющих осуществлять последующую разработку мировозренческих основ нынешней национальной политической деятельности и предлагать свежие способности и пути для её осуществления. Сформированный в 1990 г. по инициативе Р. Г. Абдулатипова и при содействии Совета национальностей Верховного Совета Российской Федерации и Института этнографии АН СССР информационно-аналитический бюллетень «Этнополитический вестник РФ» («Этнополис») исполнил существенную роль в формировании правовой основы межэтнических взглядов. Публиковавшиеся в этом журнале абстрактные и аналитические материалы, комментарии к проектам законов поспособствовали прорыву в создании новых юридических основ межэтнических связей и исполнили немаловажную роль в конституировании этнополитологии равно как независимой отрасли научных изысканий. Задачи этнополитического становления, особенно когда социум пребывает в переходном состоянии, находятся в поле интереса нынешних политических деятелей и научных работников [1, с. 23]. В республике в одно и то же время имеют место факторы, удерживающие межнациональный мир, соглашение и целостность республики, неразрешенность острых важных этноконфессиональных проблем. В Дагестане, равно как, ни в одной иной республике, после пережитой агрессии чеченских террористов на территорию республики, выражаются тенденции к укреплению территориальной целостности, государственности, поддержанию мира меж народами, населяющими Российскую Федерацию и Северный Кавказ, сохранению цивильного согласия. Этнополитическая обстановка Республики, обнаружение обстоятельств, оказывающих большое влияние на её развитие, исследование опыта регулировки этнополитическими процессами, может оказывать содействие в выработке аргументированных рекомендаций для последующего улучшения общественно-политического, общественно-экономического и этнополитического обустройства как отдельных территорий Российской Федерации, так и страны в целом. В следствии, кардинальных изменения в общественно-экономической, социально-политической и культурной отраслях в конце ХХ века в Дагестане стремительно увеличилось значение этнического фактора, актуализировались разнообразные формы народной мобилизации, произошло увеличение общественно-политического и правовых полей этничности, что стало фактором обострения этнополитической ситуации. Изменение взаимоотношений собственности и власти, развитие новых элит, общественных и социально-профессиональных групп, поменяли содержание и направление этнополитических процессов в республике, которые стали совершенствоваться и применяться с целью свершения клановых и корпоративных целей, а никак не общегосударственных заинтересованностей [10]. Государственная национальная политика в Республике, реализованная в 1990-е гг. может быть типологизирована согласно характеру взаимоотношения органов власти к действиям этнической мобилизации и представлена в виде поддержки, индифферентности или отвержения этнической мобилизации, определяя тем самым нацеленность этнических процессов на консолидацию, интеграцию или сепарацию. Современная национальная политика в Республике объективно содействует укреплению государственности, поддержанию устойчивости в мире, возрождению и формированию этнических культур, развитию межэтнических взаимоотношений в русле взаимопонимания и взаимоуважения. Для сохранения общественно-политической устойчивости и гармонизации межэтнических взаимоотношений нужны целенаправленные административные действия и обеспечение непрерывного функционирования механизмов общественного взаимодействия в области этногосударственных и межэтнических отношений в Республике Дагестан [5, с. 37]. На основании заключений и аналитических исследований на следующем этапе исследования этнополитических действий в Дагестане имеют все шансы быть выявлены общественно-политические, общественно-экономические и этнокультурные факторы, характеризующие суть содержание и ключевые возможности этнополитического становления республики, охарактеризованы факторы консолидации полиэтничного общества, проанализированы стратегии и общественно-политические технологические процессы предоставления этнополитической стабильности Дагестана как субъекта Российской Федерации на рубеже XX–XXI вв. 2 Этноконфессиональные конфликты в России, их причины и особенности 2.1 Факторы, обусловившие развитие в России этноконфессиональных конфликтов Эффективные политико-правовые технологии нейтрализации этноконфессиональной остроконфликтной ситуации на Северном Кавказе (исламский ваххабитский экстремизм) обязаны содержать в себе последующие меры противодействия: - усиление нынешнего российского федерализма и конституционализма; - повышение государственно-правового власти за деятельностью исламских организаций радикального толка. Для оптимизации урегулирования межконфессиональной напряженности колоссальное методологическое значение содержит система экспертно-правовых процедур, институционализирующий этническую конфликтогенность с учетом ее политизированных форм и государственно существенных ограничений. Скопленный за последнее время, как в зарубежных странах, так и в нашем государстве опыт исследования и рассмотрения основных условий, факторов, этапов и форм зарождения и развертывания социальных столкновений, их ключевых структурных и динамических параметров дает возможность описать определенные общие ориентиры конфликтологического мониторинга, который ограничивается определенными институциональными конфигурациями. В число всеобщих ориентиров конфликтологического мониторинга вступает концепция критериев различать целенаправленные действия и меры со стороны участников, посредников и государства по нейтрализации и урегулированию столкновений. Конфликтологический мониторинг этноконфессиональных взаимоотношений обязан строиться на государственно-юридической модели регламентации религиозных движений, соответственной конкретно-исторической ситуации и социокультурному виду антропологической интеграции, объединяющей независимость религии граждан с государственной поддержкой классических для этого типа общества религиозных предпочтений. В данной взаимосвязи концептуальную схему поэтапной конфликтологической интерпретации этноконфессиональных взаимоотношений в контексте политико-правовой модификации нынешней российской государственности базирующуюся в последующем алгоритме: - установление форм государственно-правового регулирования религиозных движений обязано пребывать в зависимости от типа общественной интеграции и её исторической ориентированности (традиционное или же постиндустриальное (информационное) общество). В этой связи рост вида социальных взаимосвязей от традиционного состояния к цивильному как правило сопутствуется переосмыслением концепции ценностей, элиминацией прошлых духовных ориентиров. Значимость религии в достижении социального консенсуса в таком обществе меняется, в соответствии с этим делается положение ключевых конфессий и оппозиционных религиозных объединений. Другими словами, правительство и социум, покидая от употребления идеократических процедур развития социального единства и построения интегративной общественной структуры перейдут к технократическим. Таким образом, концепция социального консенсуса для государства является более результативным методом контроля, регулировки и принципиального разрешения общественных столкновений, для конфессий – их наиболее стабильным способом организации, функционирования и формирования. В свете изложенного позволительно говорить, что ключевое направление развития и современная модернизация человеческих сообществ можно разъяснять с помощью конфликтологического мониторинга и менеджмента, которые базируются на оценке закономерностей и элементов согласования ключевых интересов классических и нестандартных конфессий. Умение гарантировать на этой основе конфессиональную устойчивость и религиозную терпимость вместо навязывания интересов одной части общества абсолютно всем прочим его долям – таков основной принцип гражданского общества. Только лишь государственно-правовая концепция, отвечающая данному вызову, содержит историческую перспективу. С точки зрения оценки состояния государственно-правовой конструкций выделяется общественно-политический процесс стационарного и переходного типов. Выделение этих двух видов считается довольно популярным в общественно-политической науке, в частности, устойчивые и переходные процессы выделяют то что первый вид подразумевает «стойкое воссоздание общественно-политических связей», а второй – недостаток «конкретного преобладания тех или иных базисных свойств организации власти», которая осуществляется в обстоятельствах «несбалансированности общественно-политической активности главных субъектов» [23, с. 31]. Интерпретируемая в этом контексте системная государственно-этноконфессиональная модификация может быть выполнена с помощью анализа главных форм: - взаимодействия и взаимовлияния духовно-культурной, религиозной сферы с иными ключевыми сферами бытия общества (общественно-политической, экономической); - взаимодействия микросоциального и макросоциального компонентов в государственно-конфессиональных взаимоотношениях; - динамики государственно-этноконфессиональных взаимоотношений. Анализ государственно-этноконфессиональных движений содержит в себе проявление его ключевых субъектов, их ресурсов, способов и условий их взаимодействия, а кроме того, саму закономерную последовательность этого взаимодействия [23, с. 39]. 2.2 Особенности возникновения межрелигиозных и межнациональных конфликтов в республике Дагестан Правовую основу межэтнических взаимоотношений на территории Республики Дагестан составляют: Конституция РФ, общепринятые принципы и нормы международного права, ФЗ РФ, издаваемые в соответствии с ними прочие нормативно-правовые акты, Конституция Республики Дагестан, настоящий Закон, иные нормативно-правовые акты Республики Дагестан [31, 21]. Дагестан считается самым исламизированным регионом РФ. Очевидной характеристикой данного региона является общественно-политическая нестабильность. В общественно-политическом плане постсоветский Дагестан пребывает в состоянии, которое почти все научные работники оценили, равно как «неустойчивую стабильность». Другой отличительной особенностью республики считается неповторимая для РФ народная разнохарактерность региона. Здесь живут 14 основных этносов и огромная численность субэтносов. Этот обстоятельство направило общественно-политическое руководство Дагестана к образованию в первые постсоветские годы такого общественно-политического института, как Государственный Совет. По сути дела, это институт коллективного президентства, вписанный в конституцию республики 1994 г. и состоящий из 14 членов – по числу основных этнических групп в регионе [23, с. 48]. Многонациональность Дагестана поставила перед необходимостью некоторых ученых искать наиболее упрощённые и простые разъяснения местной политики. Собственно – расценивать республику как поле поединка для разных этнических группировок и этнических элит за главенство и ресурсы. В статье «Там, где цветёт насилие» российско-американский обозреватель и специалист М. Липман, писала о том, что общественно-политические конфликты в республике совершаются «в рамках межэтнической борьбы междуэтнической группой, стоящей у правительства». Этноцентрические трактовки дагестанской политики, которые истолковывали местный общественно-политический процесс, борьбой между этнонациональными более поверхностными и недостоверными. Дагестанское общество и политика значительно не схожи друг с другом. Согласно их взгляду, в религиозной жизни Дагестана содержатся как минимум три основных обстоятельства, удерживающих республику в системе постоянно воспроизводящейся «нестабильной стабильности» – автономность состава расколов и уход от принципа «этнической чистоты». Если взять историческую эволюцию джамаатов, то по суждению Э. Кисриева и В. Бобровникова, ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: