VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Этапы работы с лексикой при обучении РКИ

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W003460
Тема: Этапы работы с лексикой при обучении РКИ
Содержание
Введение

     Методика обучения русскому языку как иностранному, как и любая другая наука, находится в постоянном развитии. Истоками её формирования служат эффективный методический поиск, новые данные лингвистики, психологии, социо - и психолингвистики, культурологии и других наук. На этой основе совершенствуются методические системы обучения, приёмы овладения иностранным языком и иноязычной культурой.
     Игры на занятиях по иностранному языку способствуют  усвоению знаний и приобретению речевого опыта не по необходимости, а по желанию самих учащихся. Игра вносит разнообразие в повседневную учебную деятельность, повышая интерес к самому учебному предмету. Оптимальное сочетание традиционных и игровых технологий поддерживает мотивацию учащихся к овладению изучаемым языком, в результате чего значительно повышается эффективность обучения в целом. 
     В настоящее время, сфера применения игровых технологий в вузовском обучении русскому языку как иностранному остаётся сравнительно мало исследованной. В аспекте РКИ главным образом разрабатываются дидактические игры для развития лексических навыков и ролевые игры, разновидностью которых являются деловые игры. 
     Целью данной  работы является  выявление наиболее эффективных методов и приёмов использования фонетических, лексических, грамматических игр на занятиях РКИ при обучении лексики, описание игровых форм работы при обучении русскому языку как иностранному, способствующие развитию и совершенствованию речевых умений и навыков. Для этого были поставлены следующие задачи:
     1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме;
     2. Проанализировать проблемы формирования лексических навыков речи
     3. Определить условия, при которых успешно проходит процесс обучения лексике на уроке РКИ.
     4.Определить основные принципы отбора лексического материала и организации работы по обучению лексике на начальном этапе.
     5. Определить как игры способствуют эффективному усвоению лексики, фонетики и грамматики русского языка
     6.Определить  роль и место фонетических, лексических и грамматических игр в практическом курсе русского языка.
     Объектом исследования является методика обучения иностранному языку, а предметом – методы и приёмы обучения лексической стороне речи.
     Основными методами исследования в настоящей работе являются анализ учебных пособий,  изучение и теоретический анализ научной литературы.
     Материалом исследования являются: учебники и учебные пособия по русскому языку для студентов-иностранцев, научно-методическая литература.
     
     
     




























Глава 1
     В системе обучения русскому языку как иностранному обучение лексике занимает важное место в силу того, что лексический навык входит в состав речевых умений аудирования, говорения, чтения и письма. Лексика является основой коммуникации. В практическом курсе РКИ обучение лексике происходит в совокупности с обучением фонетике и грамматике. Изучение лексики это не заучивание новых слов, это понимание и усвоение имеющихся между ними фонетических, грамматических, смысловых и ассоциативных связей. Слово выражает комплекс значений, принадлежащих к разным уровням языка, поэтому, овладевая словарным составом, учащиеся постигают одновременно организованную совокупность звуковых явлений, морфем, совокупность грамматических и лексических  значений. Иностранные студенты учатся грамотному произношению и написанию слов, изучают лексику, читая тексты или слушая новую информацию. Поэтому каждое слово изучается не отдельно, а в контексте, в составе предложения или текста, в сочетании с другими словами. Работа по лексике сочетает в себе работу по фонетике и грамматике, так как все аспекты языка связаны друг с другом и обслуживают все виды речевой деятельности.
     В научной литературе принято различать продуктивные и рецептивные лексические навыки. Продуктивные лексические навыки – это навыки выбора и употребления слов при говорении и письме, рецептивные лексические навыки – навыки узнавания и понимания слов при чтении и аудировании. С понятием продуктивные и рецептивные лексические навыки тесно связано и понятие активное и пассивное владение языком. Отличие активного владения языковым материалом от пассивного состоит в следующем: 
     1.При активном владении языком человек пользуется всеми видами речевой деятельности, а при пассивном человек пользуется только рецептивными лексическими навыками.
     2.Все виды речевой деятельности при активном владении языком осуществляются на более высоком уровне, чем при пассивном.
Другими словами, активное владение языком (или активный словарь) опирается на сформированные у учащегося продуктивные и рецептивные навыки; пассивное владение языком (или пассивный словарь) опирается только на рецептивные навыки, а иногда – только на языковые знания.
     Чтобы слово вошло в активный словарь учащегося, необходимо не  только учить его семантике и плану выражения слова, но и формировать парадигматические, синтагматические и ассоциативные связи. Для учебных целей создаются лексические минимумы, в них включено максимальное количество слов, которые необходимо усвоить студентам за определенный период времени. Так, на элементарном уровне достаточно владеть 500 лексическими единицами. Завершая обучение на довузовском этапе, учащийся должен владеть 3000 лексическими единицами. В действительности же этого не происходит. По данным исследователей, за год обучения иностранные учащиеся могут усвоить 1500–1800 лексических единиц активно и 1000 лексических единиц пассивно. Это означает, что в конце курса обучения они смогут использовать при говорении и письме 1500–1800 слов, а понимать при чтении и аудировании 2500–2800 слов. Следует иметь в виду, что граница между активным и пассивным словарями подвижна: слово, которое было усвоено активно, со временем может стать пассивным, в том случае, если его не использовать в речевой деятельности, особенно в говорении и письме. Слово же, усвоенное пассивно, в благоприятных условиях может быть активизировано и в нужный момент употреблено в речи.
     При отборе лексического минимума следует учитывать, что в русском языке есть однозначные и многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы. 
     Количество синонимов, должно быть минимизировано на начальном этапе обучения. На продвинутых этапах обучения работа с синонимами должна занимать значительное место, так как синонимы играют значительную роль в семантизации слов: плакать ? рыдать, прыгать ? скакать. Отдельные члены синонимических рядов распределяются между активным и пассивным лексическим запасом: врач — доктор, красивый ? великолепный, лететь?парить.
     Антонимы входят в минимум в довольно большом количестве. Они вводятся в связи с разговорной темой или текстом и усваиваются активно: правда ? ложь, утро ? вечер, добрый ? злой, много ? мало, говорить ? молчать.
     Омонимы в лексическом минимуме начального этапа представлены лишь незначительным количеством пар слов: мир ? жизнь без войны и мир? земной шар; среда ? среда обитания и среда ? день недели. На продвинутом этапе обучения с омонимами необходимо активно работать.
     Многозначные слова иногда могут входить в лексический минимум во всех значениях, например, слово лист: 1) лист бумаги; 2) лист дерева. А иногда представлены лишь одним значением: век — только «столетие» (в 17-томном словаре русского языка содержится 5 значений).
     Осознание особенностей значения слова происходит по-разному в зависимости от того, помогает учащемуся это сделать преподаватель или учащийся самостоятельно пытается определить значение слова. Преподаватель семантизирует слово, используя следующие приемы: 
     1. Наглядность (демонстрация предметов, действий, изображений; мимика, жестикуляция).
     2. Перевод слова соответствующим эквивалентом родного языка.
     3. Развернутое толкование значения слова на родном языке учащихся или на русском языке (указание на родовое слово и его конкретизация путем добавления ряда существенных признаков; перечисление основных семантических компонентов данного слова).
     4. Указание на контекст или ситуацию, в которых это слово может быть использовано.
     5. Опору на связи данного слова в лексической системе русского языка (использование синонимов: конец ? финал; антонимов: высокий ? низкий; указание на место слова в ряду уже известных студентам слов, объединенных общей темой: овощи ? капуста, картофель; указание на родственные слова, включая анализ значений тех или иных частей слова).
     6. Подбор родового понятия к видовому: дуб ? дерево, ботинки ? обувь.
     7. Словообразовательный анализ: житель – жить.
     8. Семный анализ слова: перечисление основных семантических долей, составляющих семантику данного слова: вилка – это предмет; предмет, который предназначен для употребления пищи.
В практике обучения иностранных студентов при объяснении значения слов чаще всего используется не один, а несколько из указанных приемов: это способствует сделать семантизацию более точной. 
     При самостоятельной работе с текстом учащийся часто встречает новые слова. Для того чтобы определить их значение он должен уметь работать с двуязычным словарем. Студент должен научиться пользоваться словарём и быстро находить в словаре нужное слово, для чего ему надо знать русский алфавит.
     Преподаватель, работающий в аудитории со словом, должен иметь в виду, что любое слово включается в парадигматическую и синтагматическую составляющую языковой системы, и ему необходимо формировать представления учащихся о русской языковой системе. Поэтому слово вводится не изолированно, а в составе лексико-семантической или тематической группы слов, в неё входящих, с указанием лексико-грамматической сочетаемости.
     Активное владение лексикой является основой для формирования лингвистической компетенции, включающей в свой состав лексическую компетенцию, так как именно слово обозначает реалии материального и ментального уровней сознания, определяет отношения между ними. Сформированная лексическая компетенция содержит в себе навыки быстрого поминания слова, выбор лексической единицы в зависимости от семантической, стилистической и социокультурной характеристики, сочетание данного слова с другими. Лексическая компетенция предполагает и знание коннотативных компонентов значения слова на всех уровнях. Трудности общения с
носителями языка могут возникнуть уже на начальных этапах изучения языка. Представляя те или иные языковые единицы, необходимо указывать их социокультурные ограничения. Конечно, полностью трудности такого рода не снимаются никогда, они постепенно устраняются только при длительном общении с носителями языка, совершенствовании знаний самих учащихся, формировании социокультурной компетенции.


















     
     
     
     
     
     
     Этапы работы с лексикой при обучении РКИ
     
     При обучении лексике выделяют следующие этапы работы с лексическим материалом: 
     1. презентация вводимой лексики; 
     2. методические действия, обеспечивающие усвоение учащимися новой лексики; 
     3. организация повторения изученной лексики и контроль качества усвоения.
     Первый этап включает в себя два процесса: предъявление и интерпретацию лексической единицы. Предъявление лексической единицы происходит не изолированно, а в контексте, потому что только в контексте слово приобретает свой статус и значение. Предъявление лексической единицы сопровождается ее интерпретацией, студентам объясняется значение слова, проводится семантизация.  
     На втором этапе работы с лексическим материалом происходит организация усвоения новой лексики с помощью подготовительных и речевых упражнений. Новые слова должны быть органично включены в уже существующую систему слов конкретного учащегося, чтобы затем данные слова могли быть извлечены из памяти и использованы в работе. 
Существует множество упражнений, с помощью которых можно переместить слова из кратковременной памяти в долгосрочную. 
     На третьем, заключительном этапе происходит контроль усвоения изученного лексического материала, который можно организовать с помощью таких приемов, как выполнение заданий в группах, составление ассоциограмм, решение кроссвордов, загадок и др. Контроль изученной лексики представляет собой особую форму обратной связи. Лексика, пройденная на прошлом уроке, должна быть проверена и оценена в начале следующего, чтобы избежать забывания изученного материала.  
     Занятия по лексике необходимо «разбавлять» языковыми играми, в том числе играми со словами. Тогда урок станет интереснее и продуктивнее. Языковые лексические игры должны быть органично включены в структуру урока, но не поданы изолированно от изучаемого материала. Игры можно применять на всех этапах работы с лексикой: при семантизации новой лексики, ее усвоении, активизации уже изученной лексики, повторении и контроле. 
     Многие игровые задания рассчитаны на работу в группах или парах. Такая форма работы способствует снижению возможного негативного эффекта из-за единоличной ошибки учащегося, подразумевает парную или групповую ответственность. 
     Игра на уроке стимулирует деятельность учащихся, разряжает обстановку на уроке, помогают студентам расслабиться, способствует лучшему запоминанию новых слов, а соревновательный элемент способствует активизации пассивных учащихся. На уроках РКИ лучше чередовать игровые задания, и задания направленных, на практику говорения. 
     Таким образом, все этапы работы с лексическим материалом взаимосвязаны и представляют собой процесс овладения лексикой русского языка как иностранного. Для того чтобы избежать забывания слов, преподавателю необходимо чередовать представленные этапы работы с лексикой, постоянно повторяя слова, используя их на занятиях, возвращаясь к ним и проводя их активизацию. 
     
     



     
     
     
     Роль игры на уроках РКИ
     
     Нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету, повышают мотивацию обучения, способствуют активизации мышления. Применение нетрадиционных приемов обучения облегчает закрепление языковых явлений в памяти, способствует созданию стойких зрительно-слуховых образов, поддержанию активности и интереса учащихся. Основой для создания и построения нетрадиционного урока служат игры и задания с игровым элементом. Они имеют большое значение для рациональной и продуктивной организации процесса обучения, в том числе и в методике преподавания русского языка как иностранного. Перед преподавателем стоит важная задача – сформировать интерес к русскому языку, что способствует его эффективному усвоению. Под интересом понимается такое эмоциональное отношение к предмету, которое стимулирует желание заниматься этим предметом. Решить эту задачу в методической практике преподавателя РКИ помогает активное использование заданий творческого характера, среди которых игры занимают важное место. Они помогают индивидуализировать учебный процесс с учетом особенностей личности учащегося и его уровня владения русским языком.
     Можно выделить несколько ключевых функций игры:
     1. Обучающая функция — развитие общеучебных умений и навыков, таких как память, внимание, восприятие информации различной сложности; развитие навыков владения иностранным языком. Игры повышают интерес студентов к тем аспектам, которые могут казаться им сложными, и тем самым делают процесс обучения более плодотворным. Закрепление старых и приобретение новых речевых навыков и умений в игровой форме происходит более активно.
     2. Коммуникативная функция — объединение коллективов учащихся,
установление эмоциональных контактов. В игре создается непринужденная, приближенная к ситуации реального общения обстановка, в которой наиболее полно реализуется коммуникативный потенциал учащихся, и тем самым снимается языковой барьер.
     3. Развлекательная функция ? создание благоприятной атмосферы на уроках.
     4. Релаксационная функция ? игра способствует расслаблению студентов, снятию эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении;
     5. Многие игры представляют собой коллективную форму работы. В таких играх значительно увеличивается объем речевой деятельности учащихся. Кроме того, работа в парах или хоровые ответы помогают преодолеть боязнь допустить ошибку.
     6. В ходе игры роль преподавателя – это большей частью роль наблюдателя. Преподаватель передвигается между группами, фиксирует ошибки, чтобы потом разобрать их. Таким образом, игра может быть хорошим диагностическим полем для преподавателя.
     Существуют развлекательные, занимательные и подвижные игры, являющиеся важным звеном в методиках обучения. Их основная цель ? смена деятельности, полноценный и эффективный психологический отдых. Такие игры чаще проводятся во время перерывов, могут проводиться как в классе, так и на улице, а также могут принимать и другие формы.  Подвижные игры улучшают самочувствие студентов, повышают общий тонус. Психотехнические оздоровительные игры создают настрой на обучение, психологическую готовность для усвоения больших объемов информации.
     Классификация игр проводимых на уроках РКИ:
     1. Настольные игры: лото, домино, карточки. В основном такие игры используются для того чтобы автоматизировать изученную лексику и грамматические формы. Также настольные игры способствуют лучшему запоминанию сочетания числительного и существительного, спряжения глаголов, управления глаголов, видовых пар.
     2. Игры-соревнования. Например: «Кто больше?», «Эстафеты», «Кто быстрее». Такие игры используются для запоминания, автоматизации, и воспроизведения слов, для правильного употребления слов в речи.
     3.Игры с использованием, карт, лабиринтов, схем, планов. Например: « Путешествие», «Рассказы о городе». Такие игры чаще всего применяются для развития навыков говорения о передвижении в пространстве. Способствуют правильному употреблению в речи глаголов движения, предлогов, приставочных глаголов.
     4. Игры с использованием предметов: мяч, юла, секундомер, игрушка. Такие игры способствуют лучшему запоминанию новой лексики, а также активизации изученной лексики.
     5. Игры-загадки. Например: «Что это?», «О чем эта история?», «Кто это?». Игры такого типа развивают коммуникативные навыки студентов.
     6. Игры-упражнения. Например: «Стенка», «Эхо», «Круг в круге», «Снежный ком». Такие игры используются для многократного повторения одного и того же материала, способствуют лучшему запоминанию лексики.
     7. Игры-тексты. Например: «Лом» ? в этой игре студентам даются отрывки текстов, которые необходимо собрать. Игры такого типа развивают навыки понимания синтаксической структуры фразы и текста.
     8. Фольклорные игры-забавы. Например: «Гуси-гуси». Такие игры чаще всего используются как фонетические упражнения и развлечения, а также для знакомства с культурным наследием носителей языка.
     9. Игры-движения. Игры, направленные на выполнения гимнастических упражнений. Такие игры используются как упражнения на расслабление, активизацию и переключение внимания, снятие напряжения. 
     10. Конкурсы, диспуты, дискуссии. Игры, направленные на развитие коммуникативных навыков студентов.
     11. Игры для развития памяти, внимания учащихся. Например: «Снежный ком». Способствуют лучшему запоминанию лексики, активизации новых слов.
     12. Игры-скетчи, ролевые игры. Способствуют развитию коммуникативных навыков студентов.
     Также возможна классификация игр с точки зрения вырабатываемых умений по видам речи, по типам компетенций:
     1. Фонетические игры.
     2. Лексические игры.
     3. Грамматические игры.
     4. Речевые игры.
     5. Ролевые игры.
     В зависимости от тех методических задач, которые решаются в процессе игры, различают следующие типы игровых заданий:
     1.Игровые некоммуникативные задания используются для запоминания, отработки языковых форм, лексики, речевых моделей, а также для формирования речевых механизмов.
     2. Игровые предкоммуникативные задания используются для формирования и развития лексических, грамматических, фонетических и речевых умений и навыков. Задания этого типа позволяют осуществить переход от овладения языковым инструментарием к общению на изучаемом языке.
     3. Игровые коммуникативные задания применяются при формировании коммуникативной компетенции (включая языковой, психологический, социолингвистический аспекты) в четырех видах речевой деятельности. Задания этого типа развивают способность учащихся решать средствами изучаемого языка актуальные задачи общения. К заданиям этого типа относятся игры-конкурсы, ролевые и деловые игры.
     В методике игровые методы рассматриваются как специальная система обучения, отличающаяся от традиционных следующими параметрами: максимальная активизация учащихся на занятиях; мобилизация скрытых внутренних возможностей личности студента; максимальное использование всех средств воздействия на личность учащегося. Коммуникативные цели обучения РКИ предполагают реальность ситуации, возникающей на занятии и соотнесенность социокультурной и коммуникативной компетенций в реальные коммуникации. Организовать такую деятельность можно, прежде всего, за счет оптимизации образовательного процесса. Необходимо учитывать следующие факторы: контингент учащихся, их потребности и возможности, эффективность методов и приемов обучения, ритм и темп урока.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     Методика проведения игр на уроке РКИ
     
     Выбор игры для урока
     Выбор игры определяется учебно-воспитательными целями урока. Также важным условием является доступность игры учащихся определенного уровня знаний, соответствие их потребностям и интересам. У учеников пропадает интерес к игре, если им дается слишком сложное задание, а очень простое задание воспринимается как развлечение и не влечет за собой желаемого результата. Игра должна быть посильной, но в то же время содержать некоторые трудности, требующие напряжения, внимания, памяти, анализа фактов языка, их классификации и т.д.
     Все игры включают в себя речевые действия, иногда в сочетании с движениями, мимикой, с использованием предметов, картинок, карточек. Успешное проведение игры зависит от уровня подготовки учащихся и этапа обучения.
     
     Место игры на уроке:
     1.Игру можно начинать, когда учащимися усвоен минимум какого- либо материала: звуков, букв, речевых образцов, грамматических форм.  Игры - соревнования рекомендуется проводить в первые же недели обучения. Победителями считаются учащиеся, качественнее и быстрее выполнившие задание.
     2. Каждая игра преследует определенные цели. Намечая игру, преподаватель должен ясно осознать, какие знания у учащихся он будет закреплять с помощью этой игры, какие развивать навыки и умения.
     3. В какой части урока следует проводить игру, зависит от её характера и цели. Спокойные игры, такие, как разыгрывание диалогов по ролям, игры на образовании слов, возможны на любом этапе урока. Оживленные игры, связанные с какими - либо движениями, наиболее целесообразны в конце урока. Также в конце урока проводятся игры, по окончании которых требуется подведение итогов, обсуждение результатов.
     Организация игры
     Перед тем как начать игру, преподаватель сообщает, на каком материале она будет проводиться, иногда сообщает о возможных трудностях. Преподаватель сообщает задачу и объясняет правила игры, показывает образец, как надо выполнять игровое действие. Нельзя начинать игру, не убедившись, что все учащиеся поняли, что от них требуется. В процессе игры учитель помогает при затруднениях, направляет действия учащихся. Преподаватель осуществляет контроль над соблюдением правил игры. Иногда он назначает ведущих, если это требуется по ходу игры. Следует стремиться к тому, чтобы руководили процессом игры ведущие из числа учащихся. Это позволит ведущим проявить самостоятельность, инициативу, а играющие получат большую свободу действий, игра будет проходить более целенаправленно и эффективно.
     Проведение игры
     1. В процессе игры преподаватель должен проявлять максимум внимания, такта, доброжелательности к учащимся, чтобы неуместным замечанием не повлиять на активность и инициативу студентов. Если ответ неверен, следует тактично поправить ученика.
     2. Важно соблюдать соответствующий темп и ритм ведения игры: быстрый вызывает отставание большинства учащихся, медленный темп порождает длительное ожидание своей очереди, потерю интереса к игре.
     3. Недопустимо в процессе игры обилие замечаний дисциплинарного порядка. В игре учащиеся должны чувствовать себя свободно, непринужденно, самостоятельно.
     4. Преподаватель следит за соблюдением правил игры, стараясь не допускать нарушений. 
     5. Многие игры проводятся как соревнование команд, групп. В этом случае избираются капитаны команд. Капитаны осуществляют контроль правильности ответов. В каждую команду лучше включать учащихся с различной подготовкой, стремясь, чтобы по возможности в командах были равные силы.
     6. По окончании игры подводятся итоги, объявляются победители. В подведении итогов принимает участие весь класс вместе с преподавателем. Учащиеся обсуждают результаты игры.
     Таким образом, игру можно поставить в один ряд с другими приемами и средствами обучения. Но игра имеет не только обучающее значение, она может стать средством формирования познавательных интересов учащихся. Игры нельзя рассматривать лишь как способ занять студентов, когда они устали, или развлечь на последнем уроке семестра. Это полноценная часть учебного процесса, не менее важная, чем традиционное выполнение упражнений из учебника. Более того, игры можно считать кульминационной деятельностью в обучении языку, поскольку это область, где учащиеся максимально используют полученные знания. Создавая возможность для общения, пусть даже ограниченную искусственными рамками, коммуникативные игры помогают студентам моделировать ситуации, которые могут произойти в их жизни.
     













     Глава 2
     В практической части работы подробно рассмотрены некоторые виды игр, используемых при обучении лексики. Игры преимущественно подходят для продвинутого этапа обучения, но некоторые из них могут быть адаптированы для любого уровня.  В практической части описаны игры способствующие эффективному усвоению фонетики, лексики, грамматики на занятиях РКИ при обучении лексики. 
     Выбирая игру, необходимо помнить:
1. О возрасте учащихся;
2. О педагогической ценности игры (с какой целью проводится игра);
3. О времени, которое требуется для проведения игры;
4. О ясности указаний;
5. О роли преподавателя в игре;

     Лексические игры при обучении лексики

     1. Узнай предметы
Цель: активизация лексики по изученным темам (животные, спорт, одежда).
Реализуемый материал: Несколько существительных из групп, упомянутых выше.
Подготовка к игре: каждому студенту потребуется карандаш и лист бумаги. 
Описание игры:  студенты делят свои листочки на три колонки. Одна озаглавливается «Животные», другая – «Одежда» и третья – «спорт»
Затем преподаватель зачитывает названия нескольких предметов, которые принадлежат к одной из колонок.
Студенты помечают каждое существительное в нужной колонке. Преподаватель считает. После зачитывания слов  преподаватель предлагает студентам посчитать количество в каждой колонке и проверяет, правильно ли они расположили слова.

     2. Перепутанные буквы
Цель: тренировать правописание изученной лексики, активизация лексики по изученной теме.
Реализуемый материал: существительные, относящиеся к выбранной тематической группе.
Подготовка к игре: преподаватель должен подготовить несколько групп с перепутанными буквами, каждая группа относится к какой-то тематической группе.
Описание игры: студенты работают индивидуально или в парах. Чтобы отнести слова к какой-то теме, дается 1 минута на каждую группу слов. Победителем является тот, кто набрал большее количество правильных слов. 
Примеры.
Вот что я ем на завтрак: коломо, фоке, рыс, блех, айч
(молоко, кофе, сыр, хлеб, чай).
Альтернатива:  студенты делятся на команды, и каждая команда составляет список слов с перепутанными буквами. Другие команды разгадывают эти слова.

     3. Кто есть кто
Цель: практиковать умение устного описания людей, активизация изученной лексики по теме «Одежда», развитие навыков монологической речи.
Реализуемый материал: студенты должны знать достаточно много слов о предметах, цвете, форме, размере.
Подготовка к игре: подготовьте несколько картинок с изображением людей.
Описание игры: студенты делятся на две группы. Группам раздается одинаковый набор карточек с изображениями людей. Одна группа описывает кто изображен на карточке, в какую одежду одет, какого цвета одежда. Другая группа  должна угадать,  о какой именно карточке идет речь.

     4. Путешествие
Цель: активизация изученной лексики и произношение названий российских городов. Практика правильного использования в речи изученных прилагательных и существительных, предлогов.
Реализуемый материал: студенты должны знать достаточное количество названий городов России.
Описание игры: Для того чтобы проводить эту игру, студенты должны разделиться на команды. Также эту игру можно проводить в парах. Первая команда загадывает любой город. Другая команда просит привезти что-либо из этого города. Важным условием является то что, студенты должны придумать существительное, которое начинается с той же буквы, что и загаданный город. 
Например:
Команда 1: Я еду в Петербург.
Команда 2: Пожалуйста, купите мне пирожное.
Команда 2: Я еду в Москву.
Команда 1: Пожалуйста, купите мне молоко.
Команды или пары меняются ролями. В своих ответах участники употребляют такие конструкции как: «Я еду в…», «Я поеду в…», «Пожалуйста, купите мне…», «Пожалуйста, привезите мне…».
Альтернатива: Чтобы активизировать изученные прилагательные, можно усложнить игру. Вместе с существительным студент придумывает и прилагательное, которое описывает этот предмет. Задачу можно сделать еще сложнее, и поставить такое условие, что прилагательное должно начинаться с той же буквы что и существительное. Например: « Пожалуйста, купите мне малиновое мороженое».
     
     5. Игра в мяч
Цель: игра способствует лучшему запоминанию новой лексики, а также активизации изученной лексики.
Реализуемый материал: 1 или 2 мяча.
Описание игры: студенты и преподаватель образуют круг, мяч перебрасывают друг другу, и выполняют предлагаемое речевое действие.
Например:
1. Назвать синоним к предложенному слову (красивый ? прекрасный).
2. Назвать антоним к предложенному слову (большой ? маленький).
3. Назвать определения к предложенному слову (конфета – шоколадная, сладкая)
4. Перечислить слова определенной тематической группы (фрукты: яблоко, груша, банан).
Такая игра помогает внести развлекательный элемент в урок, усиливает внимание, развивает воображение, способствует выработке автоматизма.
     Лексические игры способствуют лучшему запоминанию новых слов, активизации изученной лексики. Способствуют лучшему усвоению слов определенной тематической группы. Лексические игры используются для правильного воспроизведения слов и грамматических форм, для правильного употребления их в речи. Также лексические игры способствуют развитию навыков говорения, помогает выводить студентов в речь, создавать различные коммуникативные ситуации. Такие игры развивают навыки понимания синтаксической структуры фразы и текста. Способствуют знакомству с культурным наследием носителей языка. А также лексические игры способствуют развитию внимания, воображения, памяти студентов, активизации мыслительной деятельности учащихся и развитию творческого отношения к языку.








     Фонетические игры при обучении лексики.
     
     1. Какое слово звучит? 
Цель: формирование навыка установления адекватных звуко-буквенных соответствий, контроль запоминания лексики разных тематических групп.
Реализуемый материал: существительные, относящиеся к выбранной тематической группе.
Описание игры: учащимся предлагается набор из 10–20 слов. Преподаватель
начинает читать эти слова со средней скоростью в произвольной
последовательности.
Например:  Шуба, шкаф, шапка, яблоко, стул, банан, шарф, груша, кровать, диван, апельсин, платье, доска, стол, рубашка, виноград.
Студенты должны сделать следующее:
Вариант 1: Найти в списке слова, произнесенные преподавателем и
поставить рядом с каждым из них порядковый номер по мере их произнесения преподавателем.
Вариант 2: Отметить в списке только те слова, которые были произнесены преподавателем.
Вариант 3: Записать на слух слова, которые прочитал преподаватель, и
если студент не знает значение слова, попытаться найти его в словаре.
Установить, имелись ли орфографические ошибки при записи слов.
Вариант 4: распределить слова по различным тематическим группам: «Одежда», «Фрукты», «Мебель».
Выигрывает тот, кто наиболее качественно выполнил задание.
     2. Игра «Футбол». 
Цель: формирование навыков опознавания звуков русского языка, активизация навыков употребления глаголов движения.
Реализуемый материал: существительные, глаголы движения.

Описание игры: преподаватель произносит слово, игроки должны назвать глагол движения, начинающийся  с того же звука, что и услышанное слово. Например: берег ? бежать, еда ? ехать.
Выигрывает тот, кто назвал самое большое количество слов. 
     3. Игра «Угадай, кто я» 
Цель:  развитие интонационных навыков, формирование навыков интонационного оформления уточняющего вопроса, активизация лексики на тему «Профессия».
Реализуемый материал: существительные, относящиеся к тематической группе «Профессия».
Описание игры: студенты делятся на пары, 1 человек загадывает любую профессию, 2 человек пытается её отгадать, задавая вопросы.
Например: 
1 студент: Ты врач?
2 студент: Нет, я не врач.
1 студент: Ты учитель?
2 студент: Да, я учитель.
     4. Мебель в буквах
Цель: повторение русского алфавита, активизация лексики тематической группы «Мебель».
Реализуемый материал: существительные тематической группы «Мебель».
Описание игры: студенты работают в группах по несколько человек. Каждая группа составляет «алфавит» предметов мебели. Каждой группе дается одно очко за каждое правильное слово.
     5. Испорченный телефон.
Цель: формирование слухопроизносительных навыков. Отработка лексики определенной тематической группы.
Реализуемый материал: существительные тематической группы «Одежда», прилагательные тематической группы «Цвета»
Описание игры: студент, задумав слово с выбранным звуком, шепчет
его на ухо соседу. Следующий игрок шепчет это слово рядом сидящему
другом соседу. Слово необходимо передать последнему игроку, который
озвучивает его. Заключительным этапом игры может стать анализ ошибок в работе «телефона».
     Фонетические игры способствуют форм.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.