VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Эмпирический эксперимент по обучению рисованию детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W008086
Тема: Эмпирический эксперимент по обучению рисованию детей дошкольного возраста через игровую деятельность
Содержание
Содержание



Глава 3. Эмпирический эксперимент по обучению рисованию детей дошкольного возраста через игровую деятельность	3

3.1 Диагностика уровня знаний основ изобразительной грамоты по рисованию детей 5-6 лет	3

3.2	Моделирование деятельности воспитателя по обучению рисованию детей 5-6 лет через игровую деятельность	9

3.3 Сравнительный анализ результатов эмпирического эксперимента	24

Заключение	28

Глоссарий	30

Список использованной литературы:	33





Глава 3. Эмпирический эксперимент по обучению рисованию детей дошкольного возраста через игровую деятельность

3.1 Диагностика уровня знаний основ изобразительной грамоты по рисованию детей 5-6 лет



Целью данного этапа  эксперимента было выявление уровня знаний основ изобразительной грамоты по рисованию детей 5-6 лет.

Задачи исследования:

Выявить уровень сформированности изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Разработать и экспериментально апробировать авторскую подборку игровых технологий, направленных на обогащение представлений и искусствоведческого опыта старших дошкольников об искусстве, развитие интереса и ценностного отношения детей к профессии художника, поощрение детей к передаче впечатлений воспринятого в собственном рисовании.

Провести сравнительный анализ полученных результатов на основании проведённого экспериментального исследования.



Для реализации данной цели и решения поставленных задач  была разработана  программа экспериментального исследования. 

Эмпирическое исследование проводилось на базе Муниц…….

Изучение проводилось с целью……

В эксперименте приняло участие 40 детей старшего дошкольного возраста, из которых 20 детей – респонденты экспериментальной группы и 20 детей – респонденты контрольной группы.

Экспериментальное исследование было проведено нами в три этапа: 

Констатирующий эксперимент, цель которого выявить исходный уровень развития навыков детей по рисованию, состоял из:

 подбора диагностического материала;

проведения диагностического исследования дошкольников;

анализа результатов исследования.

Формирующий эксперимент, целью которого являлось активное включение детей в специально организованные игры направленные на обогащение представлений и искусствоведческого опыта старших дошкольников об искусстве, развитие интереса и ценностного отношения детей к профессии художника, поощрение детей к передаче впечатлений воспринятого в собственном рисовании.

Контрольный эксперимент, целью которого  было проведение сравнительного анализа по результатам контрольной и экспериментальной групп.

Предварительная работа по организации экспериментального исследования заключалась в:

анализе психолого-педагогической литературе по данной проблеме;

беседе с воспитателями детей старшего дошкольного возраста.

Для выявления уровня сформированности навыков детей 5-6 лет по рисованию был проведён констатирующий эксперимент. Нами было проведено констатирующее занятие по теме «Листья танцуют и превращаются в деревья» автор И.А. Лыкова, которое было предложено в книге «Изобразительная деятельность в детском саду».

Цель: изучить уровень развития детского творчества и уровень сформированности навыков рисования.

Оценка уровня развития детского творчества и уровня сформированности навыков рисования осуществлялась, по ниже предложенным, критериям.

Высокий уровень развития художественного творчества и уровня сформированности навыков рисования. Ребёнок правильно передаёт форму народной игрушки, учитывает её строение, пропорции. Изображение расположено на листе по всей его плоскости с учётом соотношений по величине. Движение передано достаточно четко. Цветовое решение изображения композиции – передан реальный цвет всех предметов, при этом цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого. 

Самостоятельно применяет известные приёмы рисования в новых предметах. У ребёнка наблюдается заинтересованность в нахождении своих оригинальных приёмов решений творческих заданий. Он быстро реагирует и проявляет находчивость в своих действиях.

Средний уровень развития художественного творчества и уровня сформированности навыков рисования. Ребёнок в основном правильно передаёт форму народной игрушки, допускает незначительные ошибки в передаче характерных особенностей её строения и пропорций. Изображение расположено по полосе листа и допускаться незначительные искажения в соотношении величины разных изображений по величине. Движение передано неопределённо или неумело. Цветовое решение изображения композиции – присутствуют отступления от реальной окраски предметов, при этом цветовое решение проявлено с отступлением от реальной окраски. В рисунке ребёнка преобладает несколько цветов или оттенков, в большей степени случайно.  Самостоятельно не применяет известные приёмы рисования в новых предметах. У ребёнка отсутствует заинтересованность в нахождении своих оригинальных приёмов решений творческих заданий. Он реагирует на среднем уровне и редко проявляет находчивость в своих действиях.

Низкий уровень развития художественного творчества и уровня сформированности навыков рисования. Ребёнок не передаёт самостоятельно форму народной игрушки, не видоизменяет мотивы декоративного рисования, части предмета изображены не верно, полностью отсутствует соблюдение пропорций. Расположение изображения на листе не продумано и носит случайный характер.  Движение передано статично. Цветовое решение изображения композиции – цвет предметов и образцов народного искусства передан неверно. Наблюдается безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете или все цвета выбраны случайно. Ребёнок не стремиться создавать новые комбинации из усвоенных ранее. Самостоятельно не применяет известные приёмы рисования в новых предметах. У ребёнка отсутствует заинтересованность в нахождении своих оригинальных приёмов решений творческих заданий. Он медленно реагирует и не проявляет находчивость в своих действиях.

Результат проведённого нами исследования представлен в таблице 1 и на рисунке 1(см. приложение 1).

Проводя анализ результатов по данному диагностическому занятию, был сделан следующий вывод:

Высокий уровень сформированности навыков рисования выявлен у 20% (4 чел.) детей старшего дошкольного возраста, респондентов контрольной группы и 20% (4 чел.) детей старшего дошкольного возраста, респондентов экспериментальной группы.

Средний  уровень сформированности навыков рисования выявлен у 25% (5 чел.) детей старшего дошкольного возраста, респондентов контрольной группы и 30% (6 чел.) детей старшего дошкольного возраста, респондентов экспериментальной группы.

Низкий уровень сформированности навыков рисования выявлен у 55% (11 чел.) детей старшего дошкольного возраста, респондентов контрольной группы и 50% (10 чел.) детей старшего дошкольного возраста, респондентов экспериментальной группы.

Таким образом, можно говорить о том, что у большинства детей уровень сформированности навыков рисования на низком уровне (55%  из 11 чел. – контрольная группа и 50% 10 чел. – экспериментальная группа). В целом результат обеих групп почти одинаков. 



 Моделирование деятельности воспитателя по обучению рисованию детей 5-6 лет через игровую деятельность



Формирующий этап эксперимента был проведён нами с детьми, которые являются респондентами экспериментальной группы. 

Целью формирующего этапа эксперимента является развитие  навыков рисования, активное включение детей в специально организованные игры, направленные на обогащение представлений и искусствоведческого опыта старших дошкольников об искусстве, развитие интереса и ценностного отношения детей к профессии художника, поощрение детей к передаче впечатлений воспринятого в собственном рисовании.

Получив объективные данные об уровне развития навыков рисования детей старшего дошкольного возраста, путём проведения диагностического занятия, мы решили подтвердить выдвинутую нами гипотезу с помощью введение в образование дошкольников авторской подборки игровых технологий. Данная подборка игровых технологий направлена  на обогащение представлений и искусствоведческого опыта старших дошкольников об искусстве, развитие интереса и ценностного отношения детей к профессии художника, поощрение детей к передаче впечатлений от воспринятого в собственном рисовании.

Полученные данные исследования были положены в основу авторской подборки игровых технологий с целью развития  навыков рисования дошкольников через игровую деятельность.

Предварительная работа по организации формирующего этапа эксперимента заключалась в:

анализе психолого-педагогической литературе по данной проблеме;

разработке авторской подборки игровых технологий, направленных на обогащение представлений и искусствоведческого опыта старших дошкольников об искусстве, развитие интереса и ценностного отношения детей к профессии художника, поощрение детей к передаче впечатлений от воспринятого в собственном рисовании.

проведение занятий с детьми экспериментальной группы по разработанной авторской подборке игровых технологий.

проведение занятий с детьми контрольной группы по общеобразовательной программе.

Реформирования отечественной системы дошкольного образования в соответствии с европейскими стандартами способствовала созданию ряда новейших технологий, в том числе и игровых.  В основу федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования положена прочная идеологическая база. Данный документ во главу ставит именно  индивидуальный подход к каждому ребенку,  игру, в которой и происходит сохранение самоценности дошкольного детства. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующей роли,  положителен, так как в реалиях современности первое место занимает занятие. Необходимость отказа от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса, то есть от специально организованной деятельности уже давно назрела. Ведущими видами деятельности дошкольников станут: игровая, двигательная, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская и др. 

Содержание основной программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечат разностороннее развитие детей с учетом их возраста по основным направлениям – физическому, познавательно-речевому, социально-личностному, художественно-эстетическому, которые являются доминирующими в планировании и осуществлении художественно эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольных учебных заведениях.  Кроме того, содержание программы согласовано с образовательными задачами, но в ней акцентировано внимание непосредственно на работу в художественно-эстетическом направлении.

В ходе анализа содержания программ, а также профессиональной литературы, выявлено, что недостаточное количество внимания уделено игровым технологиям с художественно-эстетического цикла.

Одной из первых специалистов эстетического воспитания детей дошкольного возраста, которая отводила игре важную роль в художественно-эстетическом развитии дошкольников средствами искусства, была 
Р. Чумичёва, которая предложила «Закрепление умений эмоционально выражать утверждение о произведении изобразительного искусства в форме развернутого рассказа осуществлять в дидактической игре». Разработанные ею дидактические игры в дальнейшем стали научно-методической основой для разработки авторских игровых технологий.

Значительное внимание заслуживает методика развития творческих способностей на занятиях по рисованию Л. Шульги, суть которой заключается в том, что «дети изображают окружающее только после эмоциональных встреч с ним в процессе наблюдения, рассмотрения репродукций картин, слушание музыки, чтение, рассказывание. Основная задача организации изобразительной деятельности - воспитание эстетических чувств, а вспомогательное - обучение техническим приемам.

Чем больше органов чувств участвуют в восприятии окружающего, то полнее будут представления, глубже - познания». То есть, развитие творческих способностей старших дошкольников осуществляется в значительной степени при выполнении определенных упражнений, заданий, и частично в игровой деятельности.

Для решения учебно - воспитательных задач дошкольного образования по образовательной линии художественно-эстетического воспитания можно выделить также методику развития творческих способностей В. Суржанской , которая охватывает не только рисование, но и такие виды изобразительной деятельности старших дошкольников, как лепка, аппликация и конструирование.

Кроме отечественных методик, интересным и существенным является использование приема комментируемого рисования, предложенного 
Дж. Алланом, который применял его в практике психотерапии с дошкольниками, школьниками и подростками. Психолог считает важным, чтобы «комментируемое рисование сочеталось с другими формами выражения эмоций и мыслей ребенка о создании картины мира: необходимо, чтобы в процессе комментируемого рисования активно использовались драматизация, сюжетно-ролевая игра, игровые обучающие ситуации и рассказы на эту же тему». Учитывая выше сказанное, этот прием можно применять с целью развития у старших дошкольников эстетических суждений, оценок, рефлексии в процессе игровой деятельности.

Т. Зайцева и Н. Юрчик среди совокупности педагогических технологий по типу организации и управления познавательной деятельностью выделили игровые технологии, которые трактуются ими как «игровая форма взаимодействия педагога и детей, способствует формированию умений решать задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов через реализацию определенного сюжета». Именно это определение было использовано при разработке авторских игровых технологий, направленных на развитие и формирование у детей старшего дошкольного возраста эстетических чувств, оценок, суждений, воображения и т.д.

Общеизвестно, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. В педагогической литературе место игры в художественно-эстетическом развитии старшего дошкольника рассматривается с позиций дополнительного средства. Поскольку 5-летний ребенок должен овладеть определенными компетенциями, которые выделены в программах развития, воспитания и обучение детей дошкольного возраста, первоначально  в научно-методической литературе рассматривается достижение этого во время учебных занятий и частично – в игровой форме.

Стремительная компьютеризация учебно-воспитательного процесса дошкольных учебных заведений вызвала внедрение инновационных технологий, которые в значительной степени вытесняют на второй план непосредственное общение с реальным миром искусства. В связи с этим возникла проблема не терять этой связи и поэтому считаем, что это возможно при условии использования игровых технологий, которые будут соответствовать современным образовательным задачам и требованиям нормативно-правовых документов дошкольного образования.

Опираясь на основательную методику ознакомления детей дошкольного возраста с живописью,  была разработана авторская подборка игровых технологий, направленных на обогащение представлений и искусствоведческого опыта старших дошкольников об искусстве, развитие интереса и ценностного отношения детей к профессии художника, поощрение детей к передаче впечатлений от воспринятого в собственном рисовании.

Для эффективности работы в данном направлении нами был создан пакет игровых образов: Космофарбик, Палитринка, Кисточка-красавица, Красавинка, Ёжик-Цветовичок, Рамка-Волшебница, а также методику их использования в учебно-воспитательном процессе в современных дошкольных учебных заведений.

Каждый из них имеет функциональное назначение для достижения результатов образовательной работы по программе для дошкольного образования, а также для решения соответствующих образовательно-воспитательных задач современных программ развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Введение игровых образов должно происходить постепенно, поскольку их шесть, то каждый новый персонаж включается в учебно-воспитательный процесс дошкольного учебного заведения в пределах одного-полутора месяцев. Так, Космофарбик знакомит детей с основами цветоведения, то есть с цветами радуги и закрепляет их знания о палитре.

Приведем пример нескольких дидактических игровых технологий.

Коллективная игра «Перепутанная радуга».

Программное содержание: познакомить и закрепить знания детей о цветах радуги, способствовать развитию внимания, памяти, ловкости, скорости .

Атрибуты игры: картонные формы палитры с нанесенными разноцветными кружечками - «пятнами красок» (7 шт.).

Правила игры: по сигналу Космофарбика найти цветное пятно на шаблоне палитры, которое не соответствует определенному порядковому цвету радуги.

Условие игры: найдя ложный цвет в радуге быстро поднять руку и сказать правильный ответ Космофарбики.

В ходе проведения такой игры дети пытаются перечислить все цвета и  быстро рассказать про найденное неправильное цветное  пятно. Игра такого вида способствует закреплению у старших дошкольников знаний не только цветов радуги, но и основных, производных цветов и их оттенков, которые в свою очередь являются важными для художественно-эстетического развития будущих школьников.

Индивидуально-групповая игра «Собираем художника в дорогу»

Программное содержание: познакомить и закрепить знания детей о художественных профессиях, способствовать развитию внимания, памяти, ловкости.

Атрибуты игры: раздаточные карточки с изображением предметов, необходимых для человека определенной профессии (художник, повар, учитель, слесарь, пожарный и т.п.), бумажные коробки, на которых изображены люди определенных профессий.

Правила игры: по сигналу Космофарбика детям нужно подобрать предметы, необходимые для работы художнику, повару, учителю, слесарю, пожарному и тому подобное.

Условие игры: подобрав все предметы к определенной профессии, бросить карты в картонную коробку, на которой изображен человек соответствующей специальности. По окончанию подбора, отдать Космофарбику коробку с предметами, нужными художнику.

Во время подготовки к проведению игры можно варьировать как подбором других профессий, кроме художника, так и их предметами, нужными для работы.

Кроме того, можно заменить картонные коробки на корзины, в которые дети будут вкладывать не предметные карточки, а настоящие рабочие материалы и инструменты человека определенной профессии.

На закрепление знаний старших дошкольников о цветах с ними во время художественно-продуктивной деятельности, целесообразно проводить краткосрочные игровые технологии «Минуты-Цветовички».

Самым эффективным является мнимое «вхождение» детей в произведение живописи,  вовремя которого, они в минуту могут увидеть широкую гамму, представляя себя в роли «гостя» картины. Поможет в этом следующий игровой образ - Рамка-Волшебница.

Характеристика игры: коллективная, с готовыми правилами.

Программное содержание: познакомить и закрепить знания детей о гамме цветов, способствовать развитию внимания, памяти, сообразительности, ловкости .

Атрибуты игры: обрамленная репродукция произведения живописи (по количеству детей), куски цветной бумаги в форме пятна, шаблоны в форме палитры.

Правила игры: по сигналу Рамки-Чародейки детям нужно представить, что они по ту сторону рамки картины, определить цвета красок, которые использовал художник для написания произведения живописи, подобрать пятна соответствующих цветов и прикрепить их на шаблон в форме палитры.

Условие игры: по окончанию минуты подобранную гамму картины отдать Рамке-Чародейке. Победителем считается тот ребенок, который определит многочисленную гамму.

Стоит заметить, что для проведения данной игры нужно подобрать реалистическое произведение живописи, рекомендованное программами развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста, а это в свою очередь закрепит знания детей о программных картинах, способствует развитию их умения пользоваться спектральным кругом.

Крайне важно для художественно-эстетического развития старших дошкольников знание материалов, инструментов и оборудования художника, закреплять у детей словарный запас художественных терминов. Для этого можно вводить в игровую деятельность следующие образы – Кисточка-красавица и Палитринка, которые являются игровыми олицетворениями рабочих «помощников» художника.

Полезной может быть индивидуально-групповая дидактическая игра «Художнику в помощники».

Программное содержание: закрепить знания детей о материалах, инструментах и оборудовании художника, способствовать развитию памяти, сообразительности, ловкости .

Атрибуты игры: раздаточные карточки с изображениями различных предметов (кисточка, краски, мяч, ключ, палитра, утюг, часы, телефон, стакан, пылесос), игрушечный рюкзак небольшого размера (по количеству детей).

Правила игры: по сигналу Кисточка-красавица детям нужно собрать в рюкзак художнику, нужны для написания картины предметы.

Условие игры: по окончанию минуты рюкзак с подобранными материалами, инструментами и оборудованием отдать Кисточке-красавице. Победителем считается ребенок, который верно подобрал все необходимые предметы среди предложенных.

Следует обратить внимание, что заменив предметные карточки настоящими предметами, нужно учесть, что к «помощникам» художника необходимо добавить небольшие по размеру и безопасные для детей предметы (например, ложка, расческа, лейка для полива цветов, клубок ниток для шитья и т.п.). В случае игры с такими атрибутами, дети будут относиться к подбору предметов серьезно, причем каждый раз при выборе верного материала или инструмента художника, старший дошкольник будет объяснять, для чего и как будет использовать их художник.

С помощью игрового образа Палитринка можно проводить индивидуально-групповую дидактическую игру «Отгадай, чей предмет» для закрепления знаний о труде художника и его рабочих принадлежностях.

Программное содержание: закрепить знания детей о профессии художника, рабочих материалах, инструментах и оборудовании художника, способствовать развитию внимания, памяти, сообразительности, ловкости.

Атрибуты игры: инструменты людей разных профессий – градусник (Врач), палитра и кисть (художник), молоток и гвоздь (столяр), черпак и деревянная дощечка (повар), гаечный ключ и болт (слесарь) картонные коробки с надписями соответствующих профессий.

Правила игры: по сигналу Палитринка детям нужно подобрать рабочие инструменты в соответствии со спецификой работы врача, художника, повара и слесаря.

Условие игры: отобрав предметы в соответствии  профессий, нужно их положить в коробки с надписями и отдать Палитринке.

Заметим, что кроме закрепления детьми знаний о профессии художника, его рабочих инструментов, также важно формировать словарный запас художественных терминов старших дошкольников, развивать свободное оперирование ими.

Как известно, с начала ХХ в. в России широкого расцвета  музейная педагогика. В ключе данного факта, значительным является ознакомление детей старшего дошкольного возраста не только с отечественными художественными музеями картинными галереями, но и с известными мировыми (Эрмитаж, Дрезденская галерея, Лувр и др.). Для достижения этой цели с детьми можно проводить коллективную или индивидуально-групповую дидактическую игру «Правильно-неправильно»

Программное содержание: закрепить знания детей о музее как про духовное достояние, сокровищницу искусства; учить детей правилам поведения в музее; способствовать развитию внимания, сообразительности, ловкости.

Атрибуты игры: мольберт, две-три обрамленные репродукции картин, красная лента, погремушки.

Правила игры: Палитринка озвучивает детям по очереди утверждения относительно того, что такое музей, что сохраняется в нем, как там себя вести, кто проводит экскурсию и тому подобное. Можно предложить для игры такие утверждения:

Дом, в котором живут люди, называется музеем (неправильное).

В музее продают хлеб (неправильное).

В музее хранятся картины (правильное).

Картины можно трогать руками (неправильное).

Можно смеяться над картиной, если она не понравилась (неправильное).

Чтобы рассмотреть детали картины, нужно подойти к ней ближе (правильное).

Если понравилась картина, ее можно забрать домой (неправильное).

Экскурсовод занимается уборкой помещений музея (неправильное).

Рассказ экскурсовода нужно слушать молча (правильное).

 За красную ленту заходить нельзя (правильное).

Условие игры: если дети считают утверждение правильным, они хлопают в ладони, а если ложным - шумят погремушками.

Такую игру важно проводить уже на заключительном этапе ознакомления старших дошкольников с музеем, картинной галереей или выставочным залом.

При этом следует учитывать, чтобы участие в игре принимали дети, которые систематически посещали не только занятия по изобразительной деятельности, но и экскурсии в сокровищницу художественных ценностей.

Вместе с тем, данную игру можно провести как словесную, если утверждения заменить на неполные предложения, дети должны будут завершить. К примеру, Дом, в котором хранятся картины, называется ... (варианты ответа - музей, картинная галерея). Такая технология будет способствовать закреплению у старших дошкольников знаний словаря художественных терминов, она  имеет важное значение для становления их как ценителей изобразительного искусства и обогащения их духовной культуры в целом.

Общеизвестно, что художественно-эстетическое развитие старших дошкольников невозможно без знания ими произведений отечественной и мировой живописи. Поэтому использование их для игр важно в плане закрепления детьми знания программных картин. 

Для этого целесообразно использовать игровые технологии исследовательно-поискового характера.

Например, дидактическая игра «Найди ошибку» направлена на совершенствование свободного ориентирования детей в композиции картины, формирование понятий переднего, среднего и заднего планов произведения живописи, определение правильной цветовой гаммы и тому подобное. Для этого вводится еще один игровой образ - Ежик-Цветовичок, который будет помогать старшим дошкольникам в поисках.

Атрибуты игры: репродукции картин И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», В. Серова «Девочка с персиками» и А. Куинджи «Березовая роща».

Правила игры: Ежик-Цветовичок предлагает детям присмотреться к картинам и найти, что неправильно изображено или отсутствует на них.

Условие игры: по сигналу Ежика-Цветовичка дети в течение двух минут осматривают произведения живописи и находят «ошибки».

Победителем становится тот дошкольник, который первым справился с заданием.

Для проведения данной игры в репродукциях умышленно можно заменить объекты изображения (в картине В. Серова «Девочка с персиками» перед девочкой на столе лежат груши и виноград, кусок торта в тарелке), удалить (В картине И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» количество изображенных медведей, которое должно отличаться от того, что на оригинале) или поменять их колорит (в картине А. Куинджи «Березовая роща» листья желтые и багряные).

Эффективной, для художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста можно считать также коллективную технологию игрового рисования «Красочные звуки», то есть создание детьми рисунка, в процессе которого они составляют сказку. В этом детям «помогает» еще один игровой образ – Красавинка.

Программное содержание: закрепить умение детей пользоваться художественными материалами, инструментами и оборудованием, способствовать развитию воображения, фантазии, творческого мышления.

Атрибуты игры: листы белой бумаги, акварельные краски, кисточки, «неразливайки» с водой, палитры, салфетки, подставки для изобразительного искусства и подставки для кистей (по количеству детей); аудиозапись звуков природы ( «В утреннем лесу», «Вечер в степи», «На ферме», «Вечер на озере »и др.). Правила игры: Красавинка предлагает детям под звуки природы сначала в воображении рисовать с закрытыми глазами, а потом реализовывать воображаемое ими на бумаге.

Условие игры: по сигналу Красавинки дети закрывают глаза и в течение 30 секунд слушают аудиозапись звуков природы и представляют будущий рисунок, а потом берут в руки кисточки и рисуют.

Своеобразным данной игровой технологии является то, что используется принцип интеграционного влияния искусства на детей. Для достижения цели такого влияния целесообразно использовать технологию комментируемого рисования «Я кистью сказку расскажу».

Программное содержание и атрибуты игры такие же, как и для проведения предыдущей игры.

Правила игры: в аудиозапись звуков природы по сигналу Красивинки дети создают рисунок, рассказывая при этом сказку, которую сами придумали.

Условие игры: изображать можно все, что ребенок сможет мотивировать вербально. По окончанию работы, дети демонстрируют свои рисунки Красивинке, а она при этом должна отгадать название сказки.

Заметим, что аудиозапись звуков природы должна быть только фоном, который содействует развитию детской фантазии, воображения, творчества, но никак не должен мешать детям, создавать сказочную композицию.

Итак, выше предложенные игровые технологии являются частью образовательно-воспитательной работы в направлении художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства.

Большое внимание, во время проведения игр, уделялось не только формированию у детей стереотипных умений, но и часто применялся частичный показ, при этом разъяснялись способы и техника рисования.

Во время проведения игр наряду с задачами творческого характера ставились задачи обучения детей технике рисования. Важным было то, что чем больше изобразительных и технических приёмов знает ребёнок, тем более самостоятельный и творческий характер приобретает его рисование. 

В конце игры были обыграны работы детей с одновременной их оценкой. Включившись в игру, без особого труда учились определять качество работы, начинали чувствовать выразительность образа, познавали, что успех при обыгрывании зависит от их качества, а качество изображения – от выполнения детьми тех требований, которые предъявлялись в начале занятия.

В процессе проведения игр было отмечено, что дети создавая образ, мало внимания обращают на уточнение формы, а лишь дополняют её деталями. 

Преодолеть такое явление было, возможно объяснив детям то, что увлекаясь образом, они стремятся как можно скорее дополнить его необходимыми деталями, чтоб фигурка была похожа на изображаемый предмет; с другой стороны, для детей большую роль играют основные внешние признаки (наличие головы, ног, туловища и т.д.), а детальное изображение формы, её строения со всеми особенностями ребёнку недоступно.

Общеизвестно, что педагог дошкольного учебного заведения должен обладать кроме устоявшихся, также и нестандартным, новейшим подходом к организации игровой деятельности во время рисования. Во время использования представленных выше игровых технологий, воспитатель может варьировать как отбором атрибутов, так и правилами игры, но при этом образовательно-воспитательные задачи должны сохраниться для большей эффективности предлагаемых игр.

Таким образом, в современном дошкольном образовании возникла насущная необходимость в духовно развитых, творческих и интеллектуально одаренных педагогах.

Несмотря на это, перед ними встает основная образовательно-воспитательная задача - осуществлять не только разностороннее воспитание детей старшего дошкольного возраста, но и способствовать их художественно-эстетическому развитию средствами изобразительного искусства в процессе игровой деятельности.

Проблема использования новейших игровых технологий в художественно-эстетическом развитии старших дошкольников не исчерпывает всех аспектов эстетического воспитания детей данного возраста. Перспективными направлениями исследования могут стать: использование интерактивных технологий в художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста; подготовка педагогов дошкольных учебных заведений к использованию игровых технологий художественно-эстетического направления; разработка компьютерных технологий для работы с детьми старшего дошкольного возраста на материале живописи и тому подобное.



3.3 Сравнительный анализ результатов эмпирического эксперимента



Для получения  данных о динамике развития основ изобразительной грамоты по рисованию детей 5-6 лет через игровую деятельность, мы провели повторное исследование в контрольной и экспериментальной группах,  с использованием того же занятия, которое было проведено нами на констатирующем этапе эксперимента.

Ниже в таблице 2 и на рисунке 2 представлены сравнительные результаты исследования по двум группам (см. приложение 2).









Полученные результаты, позволили нам сделать следующие выводы, что после формирующего этапа эксперимента:

Высокий  уровень сформированности навыков рисования выявлен у 25% (5 чел.) детей старшего дошкольного возраста, респондентов контрольной группы,  что на 5% выше в отличии от констатирующего этапа  и  35% (7 чел.) детей старшего дошкольного возраста, респондентов экспериментальной группы, что выше на 15%.

Средний  уровень сформированности навыков рисования выявлен у 30% (6 чел.) детей старшего дошкольного возраста, респондентов контрольной группы,  что на 5% выше в отличии от констатирующего этапа  и  45% (9 чел.) детей старшего дошкольного возраста, респондентов экспериментальной группы, что выше на 15%.

Низкий уровень сформированности навыков рисования выявлен у 45% (9 чел.) детей старшего дошкольного возраста, респондентов контрольной группы,  что на 10% ниже в отличии от констатирующего этапа  и  20% (4 чел.) детей старшего дошкольного возраста, респондентов экспериментальной группы, что ниже на 30%.

По результату контрольного этапа исследования мы можем утверждать, положительная динамика была выявлена в экспериментальной группе намного выше, чем в контрольной. 

На данном этапе эмпирического исследования можно говорить о том, что выдвинутая нами гипотеза нашла подтверждение, а именно: обучение рисованию детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если:

будет проведён теоретический анализ и систематизация психолого-педагогической литературы, которая даст возможность более эффективно использовать  предметно-обучающие средства игры при обучении рисованию в ДОУ;

будут реализованы принципы системности и последовательности в процессе обучения рисованию;

будет введена в образование детей авторская подборка игровых технологий, направленных на обогащение представлений и искусствоведческого опыта старших дошкольников об искусстве, развитие интереса и ценностного отношения детей к профессии художника, поощрение детей к передаче впечатлений воспринятого в собственном рисовании;

будет осуществляться индивидуальный подход в процессе организации игровой деятельности по обучению рисованию старших дошкольников.

Так необходимо отметить, что полученные результаты говорят о том,  что положительная динамика при развитии навыков рисования через игровую деятельно.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.