- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Эмиссионное право Центрального банка РФ как институт финансового права
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W007428 |
Тема: | Эмиссионное право Центрального банка РФ как институт финансового права |
Содержание
Реферат: Эмиссионное право Центрального банка РФ как институт финансового права Оглавление Введение 3 Эмиссионное право Центрального банка РФ как институт финансового права 5 Заключение 14 Список использованной литературы. 16 Введение Экономическое развитие стран напрямую зависело от появления первых банков, что привело к существенным структурным изменениям. Появлялись новые виды кредитных институтов, совершенствовались взаимоотношения между банками, менялась структура кредитных систем. Банковская система выходит на новый уровень: разрабатывается новое банковское законодательство, возрастает автономность и значение банков. Основополагающую роль в этих преобразованиях играет Центральный Банк. Во всех странах, не исключая Россию, преобладает двухуровневая банковская система. Она подразумевает под собой следующие ниши: Центральный Банк, коммерческие банки и обслуживающие учреждения, поддерживающие жизнеобеспечение и работы системы. Позиция Центробанка столь значительна благодаря его правовым положением, целями и функциями, организационной структурой, признаками. Центробанк регулирует вопросы эмиссии и налично-денежного оборота, контролирует кредитные организации, а с недавнего времени наделен рядом дополнительных задач, определяющих контроль финансовых рынков. На сегодняшний день проблема правового статуса Центрального Банка занимает важное место для решения первоочередных вопросов в стране в связи с тем, что Россия перешла не так давно к рыночной экономике и возникают некоторые трудности и разногласия в регулировании банковской системы и финансовых рынков. Если решить данную проблему, то будет оказано грандиозное влияние на организацию и результативность работы всей банковской и финансовой системы страны. Центральный Банк, являясь основным звеном финансовой деятельности, должен корректировать эти недочеты, но как это может произойти, если сам находится в неподтвержденном статусе? Объект курсовой работы - правовой статус Центрального Банка. Предмет исследования – законодательные акты, решения судебной практики, статьи из периодических изданий, которые затрагивают тему работы. Целью курсовой работы – выявление и детальное изучение проблемы правового статуса Банка России. Выполнение целей может быть достигнуто с помощью решения следующих задач: - Разобрать структуру и принципы организации Центрального Банка. - Выявить основные цели и задачи деятельности. - Изучить основные функции. - Представить Центральный Банк как государственный орган. Во время изучения всех вопросов работы были задействованы следующие источники: законодательство Российской Федерации, судебная практика, литературные источники, научные статьи, диссертации, новостные материалы. Использованы работы Братко А.Г., Тосунян Г.А., Олейник О.М. и др. Эмиссионное право Центрального банка РФ как институт финансового права Эмиссионные операции - это операции по выпуску в обращение денежной наличности и их изъятию. Законодательно установлено осуществление эмиссии исключительно ЦБ РФ. Наличность в обращение выходит в виде бумажных денег и металлических. На Центробанке лежит ответственность количества и состава наличности, которые находятся в обращении у граждан, обеспечивает платежеспособность банкнот и монет. Эмиссия наличных денег выражена в строго установленном порядке и в сроки, обозначенные прогнозами кассовых оборотов. Центробанк следит за удержанием денежного обращения в целях обеспечения устойчивости и платежеспособности денежной единицы России. Структурными единицами эмиссионных операций являются ЦБ, ГТУ и РКЦ. Коммерческие банки занимаются непосредственно приемом и выдачей наличных денег. Правила работы и организации эмиссии регулируется только ЦБ, здесь речь идет о построчной системе учета по каждой эмиссионной операции. Эмиссионные операции напрямую связаны с кассовыми операциями, для выполнения этой части организовываются операционные кассы, оборотные кассы и резервные фонды бумажных и металлических денег. К основным выполняемым задачам расчетно-кассовых центров относятся: - создание и хранение резервных фондов оборотной кассы; - отправка в определенные сроки денежной наличности из резервных фондов в оборотную кассу (эмиссия) или их изъятие; - поддержка других фондов; - выдача средств в виде денег; - прием от коммерческих банков излишней денежной наличности; - отработка поручений Центробанка; - проведение отчетов по операциям, касаемым эмиссии. Резервные фонды образовываются в расчетно-кассовых центрах, выполняют функцию дополнительного выпуска или изъятия денег из обращения. Основное различие резервных фондов от оборотной кассы – денежные знаки являются резервом для поддержки оборотной кассы, и их учет производится отдельно. Такие фонды может контролировать только Председатель ЦБ. Идея эмиссионного регулирования - это когда излишки изымаются из оборота путем отправки в резервные фонды, и наоборот. Чтобы выявить потребность в наличности РКЦ получает от коммерческих банков заявку на декаду и с учетом своей списков клиентов готовит заявку на декаду в целом по территории. Остаток оборотной кассы на конец текущего дня строго ограничен, это помогает рационально использовать денежные кассы на ведомственной территории. Ограничение (лимит) оборотной кассы в расчетно-кассовых центрах подвержен следующему порядку: - Центробанк утверждает лимит в ГТУ. - Руководитель ГТУ в пределах этого лимита по территории устанавливает лимит оборотной кассы для каждого подчиненного ему РКЦ , беря во внимание объем кассовых оборотов РКЦ и желание удовлетворить клиентов РКЦ в наличных деньгах. Начальник ГТУ наделен полномочиями изменять размер лимита остатка и перерасходовать его между РКЦ на данной территории. Вся излишняя сумма, находящаяся в конце рабочего операционного дня в расчетно-кассовом центре, незамедлительно отправляется в резервные фонды, иначе это послужит нарушением эмиссионной дисциплины. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации», Конституция Российской Федерации регламентируют сущность, функции, направления главные принципы работы Центрального Банка России. Основополагающая задача Банка – поддержка и защита рубля, а цели можно разбить на следующие: - развитие покупательной способности нашей валюты к иностранным; - поддержка курса рубля; - совершенствование финансовой системы в стране; - помощь и контроль оперативной работы системы расчетов; Хочется обратить внимание, на то, что в цели не может входить цель получения прибыли. Центральный Банк в нашей стране обладает неким суверенитетом и не входит в систему государственной власти, наделен исключительной возможностью денежной эмиссии. Центральный Банк РФ является юридическим лицом и выступает как субъект публичного права, все имущество которого принадлежит государству, хотя не возможны действия с имуществом без его согласия. Финансовая независимость Центрального банка, в том, что у него имеются собственные доходы, и нет регистрации в налоговых органах. Государство и Банк России разделены друг с другом, не отвечают по обязательствам друг друга, любые органы государственной власти не имеют возможности контролировать и вносить коррективы в работу аппарата, Банк наделен полномочиями защищать себя обращениями в суд, обращаться с просьбами в Государственную Думу и к Президенту (статья 5 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»). Банк России подчиняется Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая выдвигает должность Председателя Банка России и членов Совета директоров Банка России, а также определяет аудитора Банка России и утверждает годовой отчет Центрального банка Российской Федерации и аудиторское заключение. Закон устанавливает и контролирует только эмиссию наличных денег, а также дает возможность осуществлять платежи в виде наличных и безналичных расчетов. Конституционная норма предусматривает эмиссию денег как в наличной форме в виде банкнот и металлических монет, так и в безналичной форме - депозитарно-ссудные операции, кредитная эмиссия. Денежная эмиссия отражает основы кредитно-денежного регулирования и производится Центральным банком Российской Федерации, включает в себя: - сокращение и контроль над кредитами, предоставляемыми предприятиям на государственной основе; - решение вопроса повышения учетной ставки до уровня инфляции, ликвидация отличий между учетными ставками ЦБ и ставками, сложившимися на рынке кредитов, отмена льготных кредитов; - контроль над кредитами, предоставляемыми странам СНГ; - включение всех федеральных расходов в федеральный бюджет. Решения объема денежной эмиссии лежит на Федеральном Собрании, который принимает закон о бюджете, а также на Правительстве, который формирует федеральный бюджет (п. «а» ч. 1 ст. 114 Конституции). Все возможные законопроекты о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены в Государственную Думу при наличии заключения Правительства Российской Федерации (ч. 3 ст. 104 Конституции). Так как решения, касающиеся денежной эмиссии, считаются значительными в экономической политике, Конституция гарантирует определенную степень независимости Центральному банку, гарантию «устойчивости рубля». Поддержка рубля, обеспечение его устойчивости и надежности – основополагающая задача Центрального Банка. Для того, чтобы правильно понять эту задачу, остановимся некоторых конституционных положениях. Есть конституционные нормы, которые четко определяют функцию регулирования тех или иных потенциальных задач, к примеру, порядок назначения руководства Банка России, форм предоставления его отчетов. В соответствии со ст. 103 Конституции РФ назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ отнесено к компетенции Государственной Думы РФ, которая рассматривает этот вопрос по инициативе Президента РФ. На рынке финансовых услуг единственным эмитентом денег определен Центральный банк Российской Федерации, нет другой трактовки этого положения, хотя наряду с этим идентичная норма содержится и в Законе о Центральном банке, означает простое повторение уже существующего предписания. Конституционные основы разрабатывают определенную программу банковской деятельности, давая возможность свободы передвижения денежных средств. Государство на уровне Конституции создает гарантии сферы реализации банковских услуг, придерживаясь определенных правил и принципов. К принципам можно отнести конкуренцию, свободу экономической деятельности, защиту прав собственности. Конституционные основы определяют минимум гарантий прав и интересов участников банковских взаимоотношений, который не может быть ограничен специальными банковскими нормами. Здесь имеется ввиду право на собственность, право на информацию, право на защиту. Такие права относятся не только к физическим, но и к юридическим лицам, о чем указано в постановлении Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности пп. 2 и 3 ч. первой ст. 11 Закона Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции». Оно охватывает большое количество проблем в разных сферах и играет значительную роль. В данном же случае необходимо отметить, что Конституционный Суд Российской Федерации установил, что конституционные права человека и гражданина распространяются на юридических лиц в той степени, в какой эти права могут быть к ним применимы. К примеру, на юридических лиц не распространяется действие Конституции РФ, то необходимо будет признать, что в правовом поле нашего государства существуют некоторые участки или сегменты, которые не подпадают под конституционное воздействие. Это, в свою очередь, будет противоречить указанию Конституции РФ о том, что она действует на всей территории РФ и является актом высшей юридической силы. Можно резюмировать - конституционные гарантии прав и законных интересов должны распространяться и на банки как юридические лица, и на их клиентов независимо от организационно-правовой формы последних. Конституционные нормы создают основу для типового банковского правового контроля. Это выражается в том, что в соответствии со ст. 71 Конституции РФ установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия отнесены к компетенции Российской Федерации. Поэтому любые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые по этим вопросам, следует считать незаконными. Заключение Разобрав основные моменты изученной темы, подведем итог: Эмиссионное право - элемент системы финансового права, т.к. состоит из ряда правовых институтов Оно включает общественные отношения, возникающие в процессе деятельности по планомерному образованию, распределению и использованию государственных, муниципальных и иных публичных финансовых ресурсов в целях реализации задач публичного характера. Входя в состав финансового права, эмиссионное право делится на правовые институты, состоящие из обособленных групп норм, регулирующих однородные отношения и отличающихся качественным единством. Эмиссионное право регламентирует особую сферу отношений в пределах более широкого комплекса отношений — финансовых отношений, оставаясь цельным по составу и предмету регулирования. Основными институтами эмиссионного права как категории финансового права являются: - эмиссия денег; - обращение наличных денег в финансовой отрасли; - безналичное денежное обращения в финансовой отрасли; - обращение иностранной валюты и денежных суррогатов в финансовой отрасли; - обращение электронных денег; - финансовый контроль за денежным обращением. Центральный банк единственный в своем роде в стране, у него есть возможность "делать деньги". На самом же деле объем предложения денег зависит от различий взаимодействия между центральным банком, коммерческими банками и населением страны. Список использованной литературы. Деньги. Кредит. Банки: Учебник под ред. Г.Н. Белоглазовой. - М.: Юрайт-Издат, 2005. Деньги. Кредит. Банки: Учебник под ред. О. И. Лаврушина. - М: КНОРУС, 2004. 3. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов под ред. Е.Ф. Жукова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. Брегель Э.Я. Денежное обращение и кредит капиталистических стран. – М.: ГосФинИздат, 1955. - №2 Ершов М. Старые механизмы для новой экономики//Национальный Банковский Журнал. - 2004. - N 1. Банки и банковские операции: Учебник под ред. Е. Ф. Жукова. - М.: ЮНИТИ. Банки и биржи, 1997 Федеральный закон от 10.07.96 № 95-ФЗ «О порядке внесения, рассмотрения и принятия федерального закона «О федеральном бюджете на 1997 год» (принят ГД ФС РФ 05.06.96) Федеральный закон от 02.12.90 № 395-1 (ред. от 03.02.96) «О банках и банковской деятельности» //СЗ РФ. 1996. №6. Ст. 492. Федеральный закон «О центральном банке РФ (Банке России) (ред. от 26. 04. 1995) //СЗ РФ 1995. №18. Ст. 1593; 1996. №1. Ст. 3,7; №2. Ст. 55;....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: