VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

История Центрального банка Российской Федерации

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R000931
Тема: История Центрального банка Российской Федерации
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
АНО ВПО «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВО-
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

КУРСОВАЯ РАБОТА 

по дисциплине  		                     «Банковское дело»______________
							(название дисциплины) 
на тему: 		   «Сущность и функции центрального банка РФ»___	
(формулировка темы работы) 
Выполнила студентка    __4 __ курса 
Направление:    ___«Экономика»_________________________________
Профиль: _____«Финансы и кредит»______________________________
		______Ральникова Елена Викторовна____________________
(Ф.И.О. студентки)
Дата сдачи работы: ____________________________________________
Оценка курсовой работы: _______________________________________
(прописью) 





Курск
2015

Содержание





















Введение.
     Объектом исследования моей курсовой работы является Центральный банк Российской Федерации. Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что банк России занимает особое место в финансовой и экономической системе страны, определяет и регулирует ситуацию на финансовом и кредитных рынках, то есть обладает реальными инструментами для стабилизации экономики. Он является главенствующим банком над огромной системой коммерческих банков. Банк России выполняет множество различных функций, без которых государство не смогло бы нормально функционировать. Осуществляя свою политику, ЦБ РФ поддерживает финансовую стабильность в государстве и формирует предпосылки, обеспечивающие устойчивость экономического роста страны.Изучение истории становления, современного состояния и дальнейшего развития Центрального банка, банковской системы РФ, денежно-кредитной политики, антикризисных мер, анализ государственного регулирования банковской системы РФ и стало основной целью проделанной мною работы.
     Чтобы достичь поставленной мною цели необходимо рассмотреть:
- историю возникновения Центрального банка; 
- сущность Центрального банка;
- функции, цели и задачи Центрального банка;
- принципы организации и деятельности системы банка РФ;
- денежно-кредитную политику Центрального банка;
- государственное регулирование банковской деятельности;
- антикризисные меры; 
- пути совершенствования законодательства о банке России; 
	По результатам исследования данной темы мною был вскрыт ряд проблем и сделаны выводы. Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы, базовая учебная литература, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике данной темы, справочная литература, интернет ресурсы. 
























1. История Центрального банка Российской Федерации.
   В экономическом развитии любой страны наступает момент, когда для нормального функционирования рынка, в том числе и финансового, необходимо наличие государственного органа контроля и регулирования, каким является центральный банк.Рыночные отношения подразумевают свободу распоряжения частным капиталом, что обеспечивают коммерческие банки. С другой стороны, рынку необходимо государственное регулирование, что требует особого института. Выделение из общего числа банков одного, наделенного особыми функциями, является началом формирования двухуровневой системы во главе с центральным банком, который является посредником между государством и банковской системой.Центральный банк одновременно сочетает в себе свойства государственного ведомства и коммерческого банка, регулирует денежные и кредитные потоки, используя инструменты, закрепленные за ним законодательством. Традиционно центральный банк выполняет следующие функции:
- монопольная эмиссия банкнот и организация их обращения;
- осуществление рефинансирования кредитно-банковских институтов;
- регулирование денежно-кредитной и валютной политики, обеспечение устойчивости национальной валюты;
- осуществление банковского надзора;
- является финансовым агентом правительства.
   История Центрального банка России тесно связана с историей возникновения банков в стране, которая приходится на середину XVIII века. В 1733 г. Монетная контора, открытая при Петре I в Петербурге, была преобразована в Монетную канцелярию, которая стала выдавать ссуды под 8% годовых с залогом золота и серебра. Этим ознаменовалось развитие в стране кредитования и банков.Начальный период развития банков в России (1733–1860 гг.) характеризовался монополией государства: сначала была создана система государственных банков, и только затем – частные коммерческие банки. Банки в основном осуществляли ипотечное кредитование, а с 1770 г. начали проводить депозитные операции.
   Второй период (1860–1917 гг.) развития банковской системы связан с ее кризисом в результате Крымской войны. Снизился спрос на кредиты, и было принято решение об упразднении казенных банков. Их средства и обязательства были переданы вновь созданному 31 мая 1860 г.Государственному банку Российской Империи (Госбанку России). Госбанк осуществлял прием вкладов, покупку и продажу золота и серебра, учетно-ссудные операции, а позже и кредитование промышленности. С принятием нового устава в 1894 г. расширились функции и полномочия Госбанка, он стал подчиняться Минфину.В период 1895–1898 гг. с помощью денежной реформы Витте, установившей золотой стандарт рубля, было введено 100% обеспечение золотом основной массы банкнот, находящихся в обращении, и их свободный размен на золото. В России появилась устойчивая денежная система, которая способствовала развитию экономики. Госбанку было предоставлено исключительное право эмиссии.В начале ХХ века кредитные билеты, выпускаемые Госбанком, на 92% процента были обеспечены золотом. В 1908 г. стал функционировать первый расчетный отдел, осуществлявший погашение взаимных долгов коммерческих банков через их текущие счета в Госбанке. Госбанк становится банком банков России, оставаясь зависимым от правительства. Накануне первой мировой войны Госбанк России был одним из влиятельнейших банков в Европе.После революции в 1917 г. и прихода к власти большевиков, на банковское дело была введена государственная монополия. С 1918 г. Госбанк, после объединения с частными банками, которые были национализированы, переименован в Народный банк Российской Республики, а затем в Народный банк РСФСР.Основной задачей банка на этот момент была эмиссия бумажных денежных знаков, а к осени 1918 г. банк занимался сметно-бюджетной работой и финансированием народного хозяйства. Кредитные операции банк больше не осуществлял, поскольку были введены безденежные расчеты между госучреждениями и предприятиями. Расчеты производились в порядке сметного финансирования предприятий, доходы которых зачислялись на счета государственного бюджета.Госбанк трансформировался в орган, обслуживающий совместно с финансовыми органами правительства бюджетные операции. Функционирование двух параллельных структур являлось нецелесообразным. Кроме того, воплощаемая большевиками идея безденежного хозяйствования и существование Народного банка были несовместимы.Это привело к упразднению Народного банка РСФСР. Банковские операции, количество которых было незначительным, осуществлялись Центральным бюджетно-расчетным управлением Наркомфина. Государственный банк был вновь восстановлен в условиях проведения НЭПа (новой экономической политики) в 1921 г. под названием Госбанк РСФСР, и в 1923 г преобразован в Госбанк СССР. С 1922 г. Госбанк был наделен функциями главного эмиссионного центра страны. После проведения денежной реформы была прекращена послевоенная галопирующая инфляция.В период 1922-1924 гг. одновременно в обращении находилось два денежных знака: деньги советского образца и червонец, который был основан на золоте и приравнивался к царской монете в 10 рублей. На момент завершения денежной реформы, в марте 1924 г., рубль нового образца являлся разменной единицей при червонце (1/10 червонца) и соответствовал 50 тыс. рублей советскими знаками образца 1923 г. или 50 млн. руб. более ранних образцов.В 1922 г. в стране были созданы коммерческие и отраслевые банки. В 20-х – 30-х гг. был проведен комплекс реформ, направленных на создание механизма централизованного планового регулирования и движения кредитно-денежных ресурсов. В результате сформировались функции Госбанка советского типа: организация денежного обращения и расчетов, плановое кредитование хозяйства, кассовое исполнение госбюджета и международные расчеты. Сложившаяся структура кредитной системы просуществовала более полувека, претерпевая лишь небольшие модификации.В период Великой Отечественной войны для покрытия дефицита госбюджета производилась эмиссия, и объем денежной массы увеличился в 4 раза. В послевоенное время, в 1947 г. была проведена денежная реформа ликвидационного типа для нормализации денежного обращения в стране. Обмен старых денег на новые осуществлялся в соотношении 10:1, к марту 1950 г. золотое содержание рубля было равно 0,222168 г. Затем денежная реформа проводилась в 1961 г., в таком же в соотношении. Золотое содержание рубля составило 0,987412 г чистого золота.Кредитная система претерпевала изменения, и, в результате, в июле 1987 г. были образованы специализированные банки: Сбербанк СССР, Внешэкономбанк СССР, Жилсоцбанк СССР, Промстройбанк СССР, а Госбанк стал осуществлять функции главного банка. В дальнейшем Сбербанк СССР был передан Госбанку.В декабре 1990 г. был принят Закон «О Государственном банке СССР» и Закон «О банках и банковской деятельности». Госбанк СССР, в соответствии с этими законами, создал единую систему Центрального Банка, основанную на единой денежной единице – рубле. Устав ЦБ РСФСР, подотчетного Верховному Совету РСФСР, был утвержден в июне 1991 г.Период 1990-1991 гг. был периодом противостояния двух Государственных банков – РСФСР и СССР. В конце 1991г., в связи с распадом СССР и образованием СНГ, на территории РСФСР единственным органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики стал являться ЦБ РСФСР. Ему были переданы функции и ресурсы Госбанка СССР вместе с сетью его организаций. Госбанк СССР был окончательно упразднен 20.12.92 г.Несколько месяцев позднее ЦБ РСФСР стал называться Центральным банком Российской Федерации или Банком России. В период с 1991 по 1992 гг. под руководством Банка России в стране была создана сеть коммерческих банков и расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка, была изменена система счетов. До 1995 г.банк России сформировал систему надзора и инспектирования коммерческих банков и систему валютного регулирования и контроля. Был также организован рынок государственных ценных бумаг (ГКО). С 1995 г. банком России было прекращено прямое кредитование для финансирования дефицита госбюджета, а также прекратилось предоставление централизованных кредитов отраслям экономики.В банковской системе государства ЦБ РФ является главным банком и кредитором последней инстанции. Собственником ЦБ является государство. Центральный банк является главным агентом денежно-кредитной политики государства, при этом им используются преимущественно экономические методы управления, административные методы используются лишь в отдельных случаях. Принципы деятельности ЦБ РФ, его организация, задачи, статус, полномочия и функции определяются Конституцией РФ, Законом о Центральном банке, а также другими законами федерального значения.
   
1.1 Необходимость и сущность Центральных банков.  
  Несмотря на то, что банки существуют уже достаточно давно, вопрос о сущности банка является дискуссионным. В разных источниках банк трактуется как:
- хранилище денег (обиходная точка зрения);
- учреждение, организация (наиболее массовое представление);
- орган экономического управления;
- посредническая организация;
- агент биржи;
- кредитное предприятие.
  Однако это многообразие точек зрения по поводу сущности банка можно свести к двум важнейшим: «банк-учреждение» и «банк-предприятие».
Может возникнуть вопрос: насколько важен этот спор? Какая разница — считать банк учреждением или предприятием? На мой взгляд, важность этой проблемы в том, что она не только теоретическая, но и практическая. От того, как воспринимают сущность банка те, кто в нем работают, в значительной мере зависят политика банка, его взаимоотношения с клиентами.
     Если банк — это учреждение, то банковский сотрудник — чиновник, столоначальник, а клиент — проситель. Этому соответствует административный тип отношений между банком и клиентами. Этот тип отношений был характерен для административно-командной экономики.
     Если же банк — предприятие, то банковский сотрудник — производитель, продавец, а клиент — покупатель. Это совсем другой, партнерский тип отношений, характерный для рыночного хозяйства.
Так что же, получается, что в рыночной экономике банк — это предприятие? Я считаю, что такой вывод был бы поспешным. Говорить о сущности банка вообще не совсем корректно. Как известно, в современной банковской системе существует два основных типа банков, функции которых существенно различаются, — центральные банки и коммерческие банки. А если учесть, что функции — это проявление сущности, то станет ясно, что более правильно было бы говорить о сущности центрального банка и о сущности коммерческого банка. Попытки же объединить эти две сущности в одном определении, обречены на неудачу. Помимо этого, в обоих случаях следует разделить экономический и юридический аспекты.	
	Рассмотрев подробнее сущности центрального и коммерческого банков,  я поняла что: центральный банк — типичное учреждение, выполняющее регулирующие, контролирующие и информационно-исследовательские функции. Отношения центрального банка с коммерческими банками строятся на административных принципах, что, тем не менее, не входит в противоречие с основой рыночной экономики. В контакт же с конечными потребителями банковских услуг центральный банк практически не вступает.Таким образом, центральный банк - это денежно-кредитное учреждение, находящееся на верхнем уровне двухуровневой банковской системы и выполняющее задачи эмиссионного центра страны, «банка банков», банка правительства, главного расчетного центра страны и органа регулирования экономики.
     Совсем другое дело -  банк коммерческий. Выполняя свои основные функции - аккумуляция временно свободных денежных средств, размещение привлеченных средств и расчетно-кассовое обслуживание клиентуры, -  он выступает как типичное предприятие, доходы и само будущее которого зависит от того, насколько хорошо он обслуживает клиентов. Если какой-либо коммерческий банк в рыночной экономике вдруг начнет вести себя как учреждение, ничего хорошего из этого не выйдет.
Исходя из этого,  коммерческий банк можно определить как денежно-кредитное предприятие, находящееся на нижнем уровне двухуровневой банковской системы и занимающееся оказанием на платной (коммерческой) основе банковских услуг физическим и юридическим лицам в условиях рыночной конкуренции с другими коммерческими банками.


1.2 Функции, цели и задачи Центрального банка. 

   Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе, поэтому основные цели их деятельности - укрепление денежного обращения, защита и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам, развитие и укрепление банковской системы страны, обеспечение эффективного и бесперебойного осуществления расчетов.
Традиционно центральный банк должен решать пять основных задач — он призван быть:
1) эмиссионным центром страны, т.е. пользоваться монопольным правом на выпуск банкнот;
2) органом регулирования экономики денежно-кредитными методами, т.е. проводить денежно-кредитную и валютную политику;
3) «банком банков», т.е. совершать операции не с торгово-промышленной клиентурой, а преимущественно с банками данной страны: хранить их кассовые резервы, размер которых устанавливается законом; предоставлять им кредиты (кредитор последней инстанции); осуществлять контроль и надзор, поддерживая необходимый уровень стандартизации и профессионализма в национальной кредитной системе;
4) банкиром правительства, т.е. поддерживать государственные экономические программы и размещать государственные ценные бумаги, предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции для правительства, хранить (официальные) золотовалютные резервы;
5)главным расчетным центром страны, выступая посредником между другими банками страны при выполнении безналичных расчетов.
В большинстве стран эти задачи центральных банков закреплены законодательством, особенно две первые — самые главные
В качестве «банка банков» центральный банк предоставляет кредитным институтам возможность рефинансирования. При этом по закону центральный банк вправе ограничить коммерческие банки страны в кредитных средствах. Наиболее распространены два вида операций центрального банка с кредитными институтами: покупка и продажа чеков и векселей, в том числе казначейских; залоговые операции с ценными бумагами, векселями и платежными требованиями.
     При решении пяти названных задач Центральный банк выполняет определенные функции. В отечественной и зарубежной литературе нет однозначного подхода к определению функций Центральных банков. В одних источниках их насчитывается более 10, в других — всего одна (в действующей Конституции Российской Федерации).В связи с этим представляется целесообразным из многообразия функций центральных банков выделить основные (основные обязанности), без которых невозможно достижение главной цели — сохранение устойчивости национальной денежной единицы, и дополнительные (заполняющие оставшуюся часть круга обязанностей), способствующие достижению этой главной цели.
     К основным функциям, осуществляемым подавляющим большинством центральных банков, целесообразно отнести регулирующую, контролирующую и обслуживающую. Все остальные являются дополнительными функциями.
     К регулирующей функции относятся: регулирование денежной массы в обращении и управление совокупным денежным оборотом; денежно-кредитное регулирование, разработка и проведение государственной денежно-кредитной политики. Это достигается путем уменьшения или увеличения объема наличной и безналичной эмиссии и проведения дисконтной политики, политики минимальных резервов, открытого рынка, валютной политики и др., а также путем организации платежно-расчетных отношений коммерческих банков.
     Контролирующая функция тесно связана с регулирующей и осуществляется путем контроля и надзора за работой кредитной системы. Эта функция включает определение соответствия требованиям к качественному составу банковской системы, т.е. процедуру допуска кредитных институтов на национальный банковский рынок. Центральный банк, пользуясь данными статистической отчетности кредитных организаций, осуществляет контроль за их деятельностью, выполнением установленных центральным банком нормативов. Степень такого контроля существенно меняется в зависимости от законодательства и традиций отдельных стран. В некоторых странах наряду с Центральными банками контроль и надзор за деятельностью кредитных организаций проводят специально уполномоченные на это органы.
     Обслуживающая функция включает в себя выполнение роли финансового агента правительства и создание научно-исследовательского, информационно-статистического центра. Во многих странах по закону центральный банк обязан давать при необходимости рекомендации федеральному правительству, а также снабжать его информацией о состоянии кредитной системы.
     Центральный банк, собирая, анализируя и публикуя объективную информацию о ситуации в денежно-кредитной сфере, может оперативно реагировать на глобальные и локальные экономические процессы. От достоверности оценки информации зависит выбор направлений денежно-кредитной политики в целом. Принимая решение о дополнительном выпуске денежных средств, эмиссионное управление центрального банка основывается на соответствующем экономическом анализе ситуации в стране, чтобы при необходимости дать рекомендации и скоординировать действия государственных органов.
     Информационно-исследовательская деятельность центрального банка предполагает также консультирование. В порядке информационного обмена, а также с целью проведения консультаций центральные банки организуют встречи, конференции, в том числе на международном уровне.
     Функции центрального банка зачастую переплетаются, из одной вытекает другая, если этого требует достижение поставленной цели или решение какой-то определенной задачи.


1.3 Принципы организации и деятельности системы банка РФ.
   Принципы организации и деятельности Центрального банка РФ, определяются Конституцией Российской Федерации, Законом о Центральном банке и другими федеральными законами.Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности банка.Высшим органом управления Банка России является Совет директоров - коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление Банком России. Совет директоров выполняет следующие функции:
   - во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
   - утверждает годовой отчет Банка России и представляет его Государственной Думе;
   - рассматривает и утверждает смету расходов Банка России на очередной год, а также произведенные расходы, не предусмотренные в смете;
   - определяет структуру Банка России;
   - принимает решения:о создании и ликвидации учреждений и организаций Банка России;об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций;о величине резервных требований;об изменении процентных ставок Банка России;об определении лимитов операций на открытом рынке;об участии в международных организациях;об участии в капиталах организаций, обеспечивающих деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих;о купле и продаже недвижимости для обеспечения деятельности Банка России, его учреждений, организаций и служащих;о применении прямых количественных ограничений; о выпуске и изъятии банкнот и монеты из обращения, об общем объеме выпуска наличных денег;о порядке формирования резервов кредитными организациями;
   - утверждает внутреннюю структуру Банка России;
   - определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему Российской Федерации в соответствии с федеральными законами;



.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44