VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Элективные курсы ОБЖ в школе

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K011823
Тема: Элективные курсы ОБЖ в школе
Содержание
38



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБО ВО «ТУВИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»










КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Элективные курсы ОБЖ в школе».





	

	

	

	Выполнил: студент 

	Научный руководитель:

	

	

	

	

	

	

	Кызыл 2017




Оглавление



	Введение	2

	Глава 1.  Теоретические основы элективного курса в школе	5

		1.1.	Сущность понятия «элективный курс» относительно других школьных курсов	5

	1.2 Содержание элективных курсов	8

	1.3 Классификация и функции элективных курсов	12

	Глава 2. Структура учебно-методического комплекта элективного курса по ОБЖ и рекомендации к его разработке	15

		2.2.	Общие требования к разработке программы элективного курса по ОБЖ	15

	2.2. Программа элективного курса военно-патриотического направления «Служить России!» для 9 класса.	20

	Заключение	33

	Список используемой литературы	35






Введение



Актуальность темыисследования. Внедрение элективных курсов на этапе профильной подготовки приобретает особое значение для обучения основополагающим дисциплинам, в частности, ОБЖ. 

Как указано в методическом письме Федерального Агентства по Образованию РФ, целью преподавания ОБЖ в средней школе является «освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни; государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства; воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества; развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении здорового образа жизни; овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим».

Исходя из этого можно сделать вывод, что при методически правильном преподавании ОБЖ, данный курс может оказать существенную помощь будущим выпускникам школы в подготовке к жизнедеятельности в условиях современного общества. Однако, как показывает анализ преподавания ОБЖ в различных учебных заведениях, обучение этому предмету не всегда направлено на решение проблемы, означенной в заглавии данной работы. Зачастую преподавание ОБЖ сильно теоретизировано, оторвано от реальных потребностей современного общества и проводится вне связи с другими общеобразовательными дисциплинами. Выбор темы данного исследования обусловлен именно вышеизложенными фактами.

Поэтому, как нам представляется, абсолютное большинство учителей ОБЖзаинтересованы в ведении элективных курсов. В научной и методической литературе есть отдельные работы, касающиеся профильного обучения и элективных курсов, в частности элективных курсов по ОБЖ, которые носят рекомендательный характер. Однако, согласно «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования», профильное обучение должно быть подкреплено обоснованными научно-методическими разработками. Такое противоречие и обуславливает актуальность темы исследования.

Актуальность выбора темы определяется значимостью курсов Ю.А. Леонтьева, которые полностью соответствует возрастным и психофизиологическим особенностям учащихся среднего звена. Серьезный научный и методический подход к разработке и созданию курсов нашел отражение и в том, что ни один учитель-эксперт не обнаружил в процессе работы с курсами и в период расширенной экспертизы фактических ошибок и неточностей.

Теоретическая база исследования.При конструировании элективного курса по ОБЖ необходимо педагоги учитывают также предыдущий опыт постановки факультативных курсов в средней школе. Проблеме постановки и развития факультативных курсов по ОБЖ посвящено много работ, авторами которых являются  Абрамов В. В., Агаджанян Н. А., Торшин В. И., Байбородова Л.В., А.В. Воронини др.

Цельраскрыть значимость элективных курсов по ОБЖ, проводимого в школе для подготовки школьника к современным условиям жизнедеятельности.

Объект исследования - содержание элективных курсов по ОБЖ.

Предмет - особенности элективных курсов.

В соответствии с целью, объектом, предметом исследования выдвигаются следующие задачи курсовой работы:

рассмотреть общие положения об элективных курсах;

проанализировать структуру программы элективных курсов 

Гипотеза исследования. Мы предполагали, что эффективное преподавание ОБЖ в средней школе может оказать существенную помощь в подготовке школьников к современным условиям жизнедеятельности.

В процессе выполнения и написания квалификационной работы были использованы следующие методы исследования:

1. анализ методической литературы;

2.сравнение программы элективных курсов по ОБЖ.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней предложено обобщение методического опыта эффективного преподавания элективных курсов по ОБЖ, ранее не отраженное в методической литературе.

Практическую значимость. Предложенные в ней методические разработки могут быть использованы преподавателями ОБЖ и практикантам для повышения эффективности своей работы.

Структура работы.Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка. 






Глава 1. Теоретические основы элективного курса в школе



Сущность понятия «элективный курс» относительно других школьных курсов



Центральное место в системе предпрофильной подготовки занимают элективные курсы. В связи с этим раскроем сущность понятия «элективный курс» относительно других учебных курсов средней школы.

Существуют четыре типа учебных курсов: кружки, нормативные, факультативные и элективные курсы.

Нормативные курсы - это обязательные курсы (чаще всего они именно так и называются). Такие курсы каждый ученик должен посещать и отчитываться за успеваемость в их освоении. Из этих учебных курсов обычно состоит инвариантная часть учебных планов, для них разработаны государственные образовательные стандарты, их освоение является необходимым условием продолжения образования.

Главная задача кружка мотивационная: привить устойчивый интерес к той или иной предметной области, к изучению которой проявляет склонности и/или способности учащийся. Поэтому и стиль работы кружка отличается от факультатива - для кружка характерна быстрая сменяемость тем, акцент на занимательности материала или его соревновательный характер и т.п. В этом смысле кружки как бы неуместны в профильной школе, для которой считается, что учащиеся уже определились со своими образовательными интересами.

Факультативные курсы предназначены для построения индивидуальной образовательной программы ученика. Ученику предлагается набор таких курсов, и он может выбрать из них один или несколько факультативных. При этом сам выбор не обязателен, т. е. школьник может не выбрать ни одного из предложенных факультативных курсов. Как правило, по таким курсам нет итоговой отчетности.

Часть факультативов, по существу уже сейчас являющихся элективными курсами, получит правильное название и будет выполнять предназначенные им функции, другая часть факультативов мимикрирует под элективные курсы. К последним относятся, например, факультативы по подготовке к олимпиадам по программированию.

Элективные курсы (от лат. electus- избранный) так же, как и факультативные, ученик выбирает из предложенного набора в соответствии со своими интересами и потребностями. Но как только курс выбран, он становится таким же, как и нормативный: с обязанностью посещать и отчитываться. Элективные курсы являются обязательным атрибутом профильного обучения и предпрофильной подготовки.

Элективные курсы - новый элемент учебного плана, дополняющий содержание профиля, что позволяет удовлетворять разнообразные познавательные интересы школьников. Элективные курсы могут касаться любой тематики, как лежащей в пределах общеобразовательной программы, так и вне её. Элективные курсы - это новейший механизм актуализации, развития и индивидуализации процесса обучения. С хорошо разработанной системой элективных курсов каждый ученик может получить образование с определенным желаемым уклоном в ту или иную область знаний.

Актуализация элективных курсов заключается в том, что они помогают учащимся осознанно выбрать профиль обучения, т.е. совершить профессиональное первичное самоопределение. От этого зависят и успешное обучение в старших классах и подготовка учащихся к следующей ступени образования.

Элективные курсы позволяют решить еще одну проблему. Она заключается в том, что иногда количество школьников, желающих продолжить свое образование в профильных классах некоторых школ, превышает имеющееся в них количество мест. В результате отбор учеников в такие классы происходит на конкурсной основе. Это вызывает потребность в осуществлении специальной подготовки школьников к поступлению в такие классы. Часто ученик не может самостоятельно справиться с такой работой. Поэтому именно предпрофильный элективный курс должен в определенной мере подготовить ученика к поступлению в профильный класс. Однако предпрофильный элективный курс не должен дублировать базовый курс основной школы. Выходом из сложившейся ситуации может послужить создание интегративных предпрофильных элективных курсов, которые будут выводить содержание базового курса на качественно новый уровень.

Роль предпрофильных элективных курсов заключается в осуществлении помощи учащимся основной школы выбрать профиль дальнейшего обучения. Это позволяет школьникам в течение года попробовать себя в различных видах деятельности в соответствии с предлагаемыми профилями.

Поиски путей оптимизации содержания учебных предметов, обеспечения его соответствия меняющимся целям образования могут привести к новым подходам к структурированию содержания учебных предметов. Традиционный подход основывается на логике базовой науки. Другой подход может заключаться в отборе проблем, явлений, процессов, ситуаций, изучение которых соответствовало бы познавательным запросам учащихся. Такой подход может способствовать формированию учащихся как субъектов образовательной деятельности. С другой стороны, нельзя забывать о главной задаче образовательной политики - обеспечения современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Таким образом, современная школа должна считать приоритетным направлением деятельности способность к развитию школьников, научить его решать учебные и жизненные проблемы, научить учиться, используя специальные курсы в современной школе.

1.2 Содержание элективных курсов



По своему содержанию элективные курсы могут представлять собой:

- профессиональные пробы(позволяют старшекласснику получить опыт деятельности в рамках наиболее общих профессиональных направлений в реальных и \ или модельных условиях с тем, чтобы он смог примерить на себя профессиональную и социально-профессиональную роль),

-социальные практики(позволяют старшекласснику получить опыт реальной деятельности в рамках наиболее общих профессиональных направлений с тем, чтобы он смог примерить на себя социально-профессиональную роль),

-(пред)профессиональная подготовка(позволяют получить предпрофессиональную или профессиональную подготовку),

-пропедевтика вузовских спецдисциплин(предоставляют старшекласснику возможность оценить степень своей готовности к обучению по данной специальности через опыт изучения специализированных дисциплин в рамках выбранного направления),

-расширение (углубление) отдельных тем обязательных предметов федерального компонента и обязательных предметов по выбору(дают возможность удовлетворить в отдельных частях запрос на такое направление изучения предмета, которое не было включено в учебный план, например, из-за малочисленности запросов),

- расширение границ дисциплин из числа обязательных предметов федерального компонента и обязательных предметов по выбору, изучаемых по программам, предусматривающим прикладную направленность, академическое расширение и углубление(предназначаются для учащихся со сформировавшимися представлениями о будущей образовательной траектории и планами в области профессионального самоопределения, которые могут достаточно узко формулировать свой образовательный запрос),

- общеразвивающие тренинги(позволяют эффективно решать вопросы функциональной готовности учащихся к какой-либо деятельности, формировать ключевые компетентности),

- удовлетворение познавательных интересов(курсы, имеющие своей целью реализацию познавательных интересов учащегося, могут быть направлены на самые разнообразные предметы, далекие как от базового содержания общего образования, так и от социально-профессионального самоопределения),

- удовлетворение запросов местных сообществ, основанных на этнокультурной специфике.

Каждый элективный курс представляет собой завершенную дидактическую единицу, нацеленную на получение образовательных результатов. К образовательным результатам элективных курсов могут быть отнесены:

- знания учащихся, сформированные на определенном уровне освоения,

- предметные умения,

- предпрофессиональные умения,

- элементы функциональной грамотности,

- навыки,

- отдельные аспекты ключевых компетентностей,

- полученный опыт деятельности.

Прежде всего, одной из задач введения профильной подготовки является разгрузка основной школы. Постоянные стенания, что школьные программы устарели, не отражают современные достижения науки и т.д., вовсе не вызвали концептуального пересмотра этих курсов, а привели к тому, что школьник тонет в море обрушивающейся на него дополнительной информации, которая никогда не будет им востребована. Во многих случаях эта информация настолько специальная, что даже не может претендовать на то, чтобы ее знание являлось элементом общей культуры. Кардинальное решение вытеснить эти новшества в профильную часть в период коренной ломки социальной системы в целом - а именно социальные условия в конечном счете определяют, в чем состоят требования к образованию - это наименее вредоносный вариант. Пусть сначала станет ясно, какое образование нужно новому обществу (не на словах, не в виде умозрительных концепций, а по реальной востребованности), и уже затем будут приниматься решения о перестройке его базовой части. Но и профильная часть, по всей видимости, не может (и, наверно, не должна) в своих обязательных курсах объять необъятно разросшееся древо современных научных направлений и специальностей. Элективные курсы - последнее реальное средство решения данной проблемы.

Содержание элективных курсов различается по образовательным целям. Одни курсы нацелены на компенсацию недостаточного образования в области информатики, предоставляемого обязательными курсами, другие курсы направлены на изучение вопросов, характерных для тех или иных групп специалистов (быть может, весьма широких). 

И поэтому принципу они легко классифицируются. Если курс решает те же общеобразовательные задачи, которые предписаны и обязательным курсам, только в более полном варианте с учетом, как было сказано, современных тенденций, то это курс первого типа. Если же речь идет о специальных знаниях, умениях и навыках, которые выходят за рамки общеобразовательных задач профильного обучения, то это курс второго типа. Если школьник самоориентируется на изучение, например, администрирования сетей, то вряд ли ему нужно знать программирование длинной арифметики. И то и другое - прерогатива элективных курсов второго типа.Третий тип элективных курсов это замена факультативов и кружков, т.е. курсы, которые не несут общеобразовательной нагрузки и в то же время не являются ориентированными на определенную специализацию. Примером такого курса является курс по подготовке к личным или командным олимпиадам по программированию. Сюда же, по-видимому, надо относить курсы по углубленной подготовке к вступительным или выпускным экзаменам. Наконец, есть четвертый тип элективных курсов - применение информатики в других предметных профилях: экономике, биологии, филологии и т.д.

Приступая к разработке элективных курсов, необходимо учитывать, что речь идет не только о программах и учебных пособиях, но и о всей методической системе обучения этим курсам в целом. С самого начала ее целесообразно строить на основе нового понимания целей и ценностей образования, с ориентацией на инновационные методические идеи и концепции. Важными составляющими занятий по элективным курсам могут стать практические работы и исследовательские проекты.

Методика обучения элективным курсам должна развивать у учащихся навыки организации умственного труда и самообразования. В процессе освоения элективных курсов желательно предоставить учащимся возможность использовать разные учебники, учебные пособия, практикумы, энциклопедии и т.д. Считаем уместным организовывать обсуждение достоинств и отдельных недостатков учебников и пособий, обучать их умению анализировать книги.




1.3 Классификация и функции элективных курсов



Сегодня многие педагоги, методисты и учителя-практики занимаются созданием различных элективных курсов для предпрофильной подготовки учащихся. Классификация предпрофильных элективных курсов, как и любая классификация, является относительной, но большинство авторов выделяют общеориентационные, предметно-ориентационные и межпредметные элективные курсы.

Общеориентационные элективные курсы призваны проинформировать ученика о различных профилях обучения в старшей школе, познакомить его с миром профессий и помочь выбрать профиль обучения с учетом своих индивидуальных особенностей.

Предметно-ориентационные элективные курсы направлены на осуществление предпрофильной подготовки по определенному учебному предмету. Учителя стремятся создать такой элективный курс, который вызовет интерес у ученика, привлечет его к дальнейшему изучению предмета в классе данного профиля. В результате ученик выбирает профиль для продолжения своего дальнейшего образования. Другой особенностью имеющихся сегодня предметно-ориентационных предпрофильных элективных курсов является стремление к углублению знаний учащихся. Такие элективные курсы предполагают углубленное изучение отдельных тем или разделов учебных курсов основной школы, выходящее за пределы школьной программы.

В свою очередь, предметные элективные курсы можно разделить на несколько групп.

1) Элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубление того или иного учебного предмета, имеющие как тематическое, так и временное согласование с этим учебным предметом. Выбор такого элективного курса позволит изучить выбранный предмет не на профильном, а на углубленном уровне. В этом случае все разделы углубляются курса более или менее равномерно.

2) Элективные спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, входящие в обязательную программу данного предмета.

3) Элективные спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, не входящие в обязательную программу данного предмета.

4) Прикладные элективные курсы, цель которых - знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие интереса учащихся к современной технике и производству.

5) Элективные курсы, посвященные истории предмета, как входящего в учебный план школы, так и не входящего в него.

6) Элективные курсы, посвященные изучению методов решения задач.

Межпредметные элективные курсы в системе предпрофильной подготовки не только ориентируют учеников на изучение конкретного учебного предмета на профильном уровне, но и раскрывают специфику изучения этого предмета во взаимосвязи с другими профильными предметами. Такие элективные курсы следует называть профильно-ориентационными, поскольку именно они в полной мере реализуют саму идею предпрофильной подготовки. Они могут быть либо компенсирующими, либо обобщающими знания.

Для всех элективные курсов можно сказать, что они выполняют три основные функции:

1) Являются «надстройкой» профильного курса, и такой дополненный профильный курс становится в полной мере углубленным.

2) Развивают содержание базового курса, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи выпускного экзамена по предмету.

3) Способствуют удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека.

Чтобы успешно выполнять названные выше функции, отобранное содержание должно соответствовать познавательным возможностям старшеклассников, предоставлять им возможность учения на уровне повышенных требований и развивать учебную мотивацию.




Глава 2. Структура учебно-методического комплекта элективного курса по ОБЖи рекомендации к его разработке



Общие требования к разработке программы элективного курса по ОБЖ



Разработка элективных курсовпо ОБЖ, особенности их места в учебном процессе образовательного учреждения, методика преподавания вызывает определенные затруднения среди учителей школ. У них нет не только опыта работы с элективными курсами, но и практически отсутствует банк УМК элективных курсов. Элективные курсы, которые описаны в учебно-методической литературе, представлены зачастую лишь программами, общими рекомендациями и списком рекомендуемой литературы, без учебно-методического сопровождения.

Для успешного решения задач, возложенных на систему элективных курсовпо ОБЖ, учитель и ученик должны иметь кроме материальной базы (кабинет ОБЖ, оборудование, технические средства обучения и т.д.) полный учебно-методический комплект элективного курса, который должен включать:

а) Учебное пособие для учащихся, содержащее тексты, вопросы, задания, внетекстовый материал, справочные данные, словарь отдельных специальных терминов и т.д.

б) Учебную программу и методические рекомендации для учителя, содержащие пояснительную записку с рекомендациями по проведению курсапо ОБЖ; учебно-тематический план с указанием практических работ; развернутое содержание каждой темы; темы курсовых работ для учащихся; требования к результатам обучения и рекомендации к проведению контроля усвоения и достижений учащимися промежуточных и конечных результатов; требования к оснащенности обучения; список литературы для учителя и для учащихся. 

В программе указывается, кому адресован элективный курс; его тип, актуальность, новизна, цели и задачи; основная идея (концепция курса) и т.д. Кроме этого, учитель должен предварительно ярко и убедительно анонсировать и рекламировать предлагаемый им элективный курс. Лучше всего это сделать с помощью мультимедийной презентации, в которой указываются: название курса и его содержание; чему научатся ученики и что они узнают нового; что они будут делать сами и где этот курс может им понадобиться в дальнейшем.

При составлении элективных курсов по ОБЖнеобходимо исходить из требований, предъявляемым к этим курсам и критериев их оценки. Авторские элективные курсы могут при этом выполнить еще одну важную функцию - явиться фактором более эффективного обучения школьников ОБЖ в конкретной школе, с учетом имеющегося контингента учащихся, интересов родителей, материальной базы школы, наличия шефских отношений с определенными организациями и т.д.

Традиционный подход при составлении учебного курса основывается на логике базовой науки. Другой вариант, именно для элективного курса, может заключаться в отборе проблем, явлений, процессов, ситуаций, изучение которых соответствовало бы познавательным запросам учащихся и способствовало формированию учащихся как субъектов образовательной деятельности. Нельзя забывать о главной задаче российской образовательной политики - обеспечения современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Не отказываясь от ЗУНов, следует приоритетными задачами элективных курсов считать развитие школьника, научить его решать учебные и жизненные проблемы, сформировать умение учиться.

В учебниках по элективным курсам возможно и весьма желательно использовать аппарат обращения к внешкольным источникам информации (включая компьютерные сети) и к образовательному опыту, приобретенному вне рамок школы (дополнительное образование, самообразование, социально-творческая деятельность).

Возможно также создание учебных пособий по элективным курсам в виде набора модулей, что позволило бы определять содержание программы по этим курсам с участием учащихся. Такими модулями могут быть элективные спецкурсы, рассчитанные на 8-12 часов. Это позволит в течение учебного года глубоко изучить 2-4 темы дополнительно к профильному курсу. Такой вариант изучения элективного курса позволит сочетать системность знаний по предмету с глубоким изучением отдельных тем курса, выбранных самими учениками.

Исходя из вышесказанного, элективный курспо ОБЖ может представлять собой изложение основных положений одного или нескольких разделов данной науки. Однако, учитывая реальное время, отводимое на изучение элективного курса, и уровень знаний учащихся, такая версия курса в школе будет иметь ограниченное распространение. Второй вариант – это включение в содержание курса наиболее важных положений, теорий и законов данной науки, опять-таки с учетом отведенного учебного времени и уровня подготовки учащихся. Третий вариант - это отбор определенных фрагментов одной науки или области знаний на стыке нескольких смежных наук и включение их в содержание элективного курса.

Далее осуществляется конструирование учебного материала (построение) в некий завершенный логично построенный курс. В любом случае создаваемый курс должен полностью соответствовать общедидактическим принципам отбора содержания и построения курса, а также методологии науки. Содержание курса необходимо строить так, чтобы показать развитие науки, ее методологию, вклад ученых в те или иные открытия, роль этих открытий и т.д. Именно поэтому большое значение в элективных курсах придается принципу историзма. После отбора необходимого материала (учитывается также материальная база учебного заведения), его разбивают на отдельные блоки (параграфы), каждый из которых должен включать определенный объем информации и иметь некую смысловую и содержательную завершенность, как в обычных школьных учебниках. Изложение материала должно быть живым, проблемным; стиль, содержание и построение текста должны соответствовать правилам филологии. В текст пособия включаются рисунки, фотографии и т.д. В конце каждого параграфа приводятся вопросы и задания. Оформление текста может сопровождаться выделением ключевых слов особым шрифтом, выделением определений в рамки и т.д. В связи с тем, что в тексты учебного материала курса обязательно будут включены новые для учеников понятия и термины, считаем необходимым дополнять УМК элективного курса соответствующим толковым словарем.

В отличие от обычного учебника, учебные материалы элективного курса профиля ОБЖ должны: содержать относительно меньше теоретического материала; в большей степени учитывать интересы учащихся, отражать современные актуальные проблемы и иметь большую практическую направленность; учитывать специфику региона и включать краеведческий материал; расширять межпредметные связи, превращая элективный курс в интегрированную дисциплину; предусматривать организацию проектной деятельности учащихся; включать больше эксперимента, интересных фактов и занимательности, иметь убедительную профессиональную направленность.

В профильные элективные курсы по ОБЖ необходимо включать выпуски стенных газет, презентации достижений учащихся, отчеты, конференции, тематические вечера, экскурсии и т.д.

Одновременно с учебным пособием элективного курса для учащихся составляется его программа, учебный план и другие методические материалы для учителя. В итоге автор элективного курса должен создать учебное пособие для учащихся и полный комплект учебно-методических материалов для учителя с указанием использованной литературы и литературы, рекомендуемой для обучающихся.

Кроме УМК элективного курса, как указано выше, его автор должен подготовить материал (лучше всего в виде яркой краткой презентации) для привлечения учащихся на свои занятия, так как элективные курсы – это курсы по выбору учащихся.

Таким образом, программа элективного курса предполагает:

-развитие интересов учащихся в области ОБЖ; проведение профориентационной работы;

-дальнейшее развитие познавательных и мыслительных способностей учащихся, умений самостоятельно овладевать знаниями, а также понимания роли и значения ОБЖ

-воспитание гражданской нравственности, трудолюбия, аккуратности, внимательности, бережного отношения к материальным и духовным ценностям.




2.2. Программа элективного курса военно-патриотического направления «Служить России!» для 9 класса.



Военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения в сегодняшнем мире становится снова одним из актуальных вопросов в воспитании молодёжи. 

Основными целями и задачами военно-патриотического воспитания является развитие гражданственности и патриотизма, важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование качеств защитников Отечества, воспитание верности конституционному и воинскому долгу, высокой ответственности и дисциплинированности.

Содержание программы элективного курса военно-патриотического направления «Служить России!»  направлено на решение этих задач в воспитании учащихся.В связи с сокращением сроков военной службы до 1 года, проблема подготовки квалифицированных защитников Родины встаёт на первый план. Данная программа элективного курса позволяет расширить знания учащихся 9 класса, за пределами основной программы курса ОБЖ. 

В тоже время, полученные знания учащимися на элективном курсе «Служить России!» дают возможность осознанно сделать свой выбор профессии в дальнейшем, так как поступление в средне-специальные военно-учебные заведения осуществляется после 9 класса. Ребёнок, освоив данный курс, уже будет владеть первыми необходимыми навыками начальной военной подготовки и ему будет намного легче адаптироваться к условиям и требованиям в том военно-учебном заведении, куда он поступит.  

Организация в школе учебного процесса по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», в комплексе с элективным курсом, подчинив его целям и задачам образования, проводя большую военно-патриотическую работу по воспитанию подрастающего поколения – залог высоких результатов в обучение и воспитании. 

Активное участие детей, в военно-патриотических мероприятиях даёт возможность преподавателю добиваться глубокого понимания учащимися  верности воинскому долгу, воинской чести, храбрости, стойкости, доблести, мужества, места и роли по защите Отечества, формированию убежденности в необходимости защиты своей Родины.

В программе большую часть материала, а это 70%, отводится на практические занятия, что даёт возможность освоить успешнее предлагаемые вопросы, чем в теоретическом варианте, а взаимодействие с заинтересованными ведомствами (управление ГО и ЧС, УВД, ГИБДД, подразделения Министерства обороны) и учреждениями дополнительного образования и использование их материальной базы повышает интерес учащихся к занятиям и помогает решать задачи, стоящие при усвоении данного элективного курса.

Работа преподавателя – организатора ОБЖ помогает решать вопросы сохранения и укрепления здоровья учащихся, совершенствования их  физических качеств, что также достаточно актуально на сегодняшний день.

В программе чётко прослеживаются межпредметные связи. Материал элективного курса даёт возможность детям более глубоко рассмотреть ряд вопросов, изучаемых на других предметах. 

Важнейшей задачей военно-патриотического воспитания молодёжи является подготовка юношей к службе в рядах Вооружённых Сил, воспитание любви к своей Родине, поднятие престижа военной службы. Особая роль в решении этой задачи принадлежит общеобразовательной школе.

Однако практика показывает, что уровень подготовленности определённой части выпускников школы не соответствует современным требованиям армии и флота, предъявляемым к молодому поколению. Результаты ежегодного обследования, проводимого в войсках и военно-учебных заведениях, показывают необходимость повышения во всех школах уровня всесторонней подготовки учащихся к военной службе. 

Поэтому комплексный подход к подготовке юношей к службе в армии предполагает:

Осуществление всех сторон воспитания, т.е. трудового, нравственного, умственного, эстетического и физического в их единстве и взаимосвязи;

Обеспечение единства цели, задач, принципов, содержания, методов и форм воспитания;

Обеспечение единства всех влияний: целенаправленного воспитания, среды, семьи, общественности и СМИ;

Определение такого содержания военно-патриотического воспитания, отбор таких методов, средств, форм работы, которые бы обеспечивали наиболее качественную морально-психологическую, военно-физическую, военно-техническую, начальную военную подготовку молодёжи способной в короткий срок овладеть воинским мастерством и успешно нести службу в различных родах войск.

В элективном курсе «Служить России!» реализованы требования федеральных законов: «О гражданской обороне», «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Программа элективного курса рассчитана на 17  часов, состоит из 7 разделов и 16 тем, 5 часов теоретических и  12 часов практических занятий.

Структурно программа курса выглядит таким образом: 

«История Вооруженных Сил Российской Федерации». 

«Организационная структура Вооружённых сил Российской Федерации».

«Уставы Вооружённых сил Российской Федерации». 

«Строевая подготовка»

«Огневая подготовка»

«Тактическая подготовка»

«Физическая подготовка»

Цель и задачи курса

Цель курса:

Воспитание в молодёжи чувства патриотизма и любви к Родине, готовность служить в Вооружённых силах Российской Федерации, профессиональная ориентация учащихся.

Задачи курса:

Воспитательные:

Воспитание гордости за свою страну, уважение к Вооружённым Силам, их боевым традициям, военной профессии. 

Дать учащимся конкретные рекомендации по поступлению в военные учебные учреждения.

Воспитание гуманного отношения к людям.

Образовательные:

Формирование знаний о назначении Вооружённых сил Российской Федерации, их характере и особенностях.

Формирование знаний  по  безопасности  и  защите  человека  в  чрезвычайных  ситуациях, а  также  овладение  практическими  навыками  использования  коллективных  и  индивидуальных  средств  защиты  населения  при  ЧС, знаний о  правовых  основах  военной  службы, размещением  и  бытом  военнослужащих  по  призыву.

Ознакомление учащихся .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.