VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Диагностика познавательной готовности к школе

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W013829
Тема: Диагностика познавательной готовности к школе
Содержание
                                                              


                                                       ТУЛЬСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ 
                            Частная образовательная организация высшего образования - ассоциация
                  _________________________________________________

                           ЧОО ВО-АССОЦИАЦИЯ «ТУЛЬСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ (ТИЭИ)»

Кафедра  Психологии и педагогики
Учебная дисциплина Психодиагностика 




                     КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему Диагностика познавательной готовности к школе 
Выполнила студентка  Калакутская Елена Васильевна, НовзбППОпо15

_______________________                                                                                                                                     (подпись)


Руководитель Кучина Татьяна Ивановна 

_______________________                                                                                                                                          (подпись)




                                               Тула, 2018 год
                                                                                                   

                                                   ТУЛЬСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ 
                        Частная образовательная организация высшего образования - ассоциация
            ________________________________________________________
 
                        ЧОО ВО-АССОЦИАЦИЯ «ТУЛЬСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ (ТИЭИ)»

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ
Студентка Калакутская  Елена  Васильевна
Руководитель  Кучина Татьяна Ивановна       "__"_________ 20___г.
 						                                           (дата выдачи задания)
Тема курсовой работы: Диагностика познавательной готовности к школе
              Содержание курсовой работы (по главам)
 1.Теоретические основы познавательной готовности к школе
 2.Эмпирическое исследование познавательной готовности к школе
                              Рекомендуемая литература
     1. Бандурка А. М. Основы психологии самостоятельной и самостоятельной педагогики: учеб. пособие личность / А. М. Бандурка, В. А. Тюрина, Е. И. Федоренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 250 с.;Блонский П. П. Избранные личностьпедагогические личностьи самостоятельнойпсихологические личность сочинения: В 2-х т. / П. П. Блонский; самостоятеВенгер А.Л.,   Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе? М.: Знание , 2014. - 192 с.; Возрастные и индивидуальные различия памяти /Под ред. А.А. Смирнова. - М.: 2017.;Выготский Л.С. Мышление и речь: в 6 т. / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 2012. – 2 т. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд., перераб. и дополн. – СПб.: Питер, 2004. – 208 с: ил. 
Срок сдачи работы «___»____________20___ г.
Руководитель________________             ___________________ Студент
				(подпись)                                                              (подпись)


                                                                         СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ	3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ	5
1.1 Познавательная готовность к школе	5
1.2 Характеристика  познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста	9
1.3 Методики изучения диагностики познавательной готовности к школе	16
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ	18
2.1 Организация  и программа исследования	18
2.2 Анализ полученных результатов	19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	26
ЛИТЕРАТУРА	28
     ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………30











                                               ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность исследования продиктована тем, что успешное обучение ребенка в школе может осуществляться на основе определенного уровня дошкольной готовности, которая предполагает формирование у детей физических, умственных и нравственных качеств, общую психологическую и специальную подготовку. Для обучения в школе необходим достаточно высокий уровень общего развития ребенка, наличие у него соответствующих мотивов учения, умственной активности, любознательности, достаточной произвольности, управляемости поведения т.д. И конечно, он должен быть готов к усвоению учебных задач. Поэтому изучение познавательной готовности детей к школе является актуальным. 
     Существуют различные  теории. .зарубежных и отечественных психологов, изучающих психологическую. .готовность к школе. В отечественной .психологии детальная проработка. проблемы готовности к школьному. обучению, своими корнями идущей из трудов Л.С. Выготского, содержится в работах А. Анастази, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, Н.Г. Салминой, Е.Е. Кравцовой..
     На сегодняшний день практически .общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное. образование, которое требует комплексных. психологических исследований. 
     Л.И. Божович еще в 60-е годы .указывала, что готовность к обучению в школе складывается .из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных .интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности .и к социальной позиции школьника [3]..
       В последнее. время опубликовано множество. психологической литературы, которая. содержит конкретные. психодиагностические методики, предназначенные для работы .с детьми разного возраста. Теперь .практические психологи могут .выбрать для своей работы .любые тесты и методики, применимые к каким-то. конкретным элементам. психического развития ребенка или. одновременно исследующие. комплекс взаимосвязанных элементов объекта .психодиагностики, предполагающие .индивидуальное или групповое .обследование..
     Цель исследования: изучить познавательную. готовность к школе старших дошкольников.
     Объект исследования  – познавательная .готовность, как компонент психологической готовности .к школе. 
     Предмет исследования: познавательная .готовность детей  старшего дошкольного возраста к обучению. к школе.
     Гипотеза: познавательный. уровень готовности девочек. и мальчиков к школьному обучению .различен.
     Задачи: 
      1. Провести. анализ психолого-педагогической литературы.  по проблеме исследования. 
     2. Изучить уровень. развития восприятия и памяти. дошкольников. 
     3. Исследовать уровень развития кратковременной памяти и мышления.
     4. Проанализировать  результаты психодиагностики.
     Методы исследования:
     1.Теоретические: анализ педагогической, психологической литературы по изучению психологической готовности к школьному обучению.
         2.Эмпирические: тестовые  методики:  
     1. тест готовности к школе - «Чего не хватает?»  Р. С. Немова; 
     2. методика «Запомни рисунки» Р.С. Немова; 
     4. методика исследования мышления детей 5 - 7 лет  «Времена года» Р.С. Немова.
     - методы обработки результатов исследования: качественный анализ. 
      Выборка исследования: 20 детей (11 девочек, 9 мальчиков) 6–6,5 лет,
     Исследование проводились формирования в МОУ «Грицовский ЦО им. Д.С. Сидорова» детский сад №2.
                       ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 
                   ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ
                            1.1 Познавательная готовность к школе
     
     Познавательная готовность – развитость. познавательных процессов:
восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи.
     Внимание. детей к моменту. поступления в школу должно стать произвольным, обладающим нужным объемом, устойчивостью, распределением, переключаемостью. Трудности, с которыми на практике сталкиваются дети в начале обучения в школе, связаны именно с недостаточностью развития внимания, о его .совершенствовании необходимо заботиться в перовую очередь, готовя дошкольника к обучению .[2].
     Для того чтобы ребенок мог хорошо усваивать школьную программу, необходимо, чтобы его память стала произвольной, чтобы ребенок..располагал различными. эффективными средствами для .запоминания, сохранения и .воспроизведения учебного .материала. [10].
     Ребенок относительно легко. запоминает большое количество стихотворений, сказок и т. д. Запоминание .часто происходит без заметных усилий, а объем запоминаемого увеличивается. настолько, что некоторые исследователи считают, будто именно в дошкольном возрасте память достигает кульминационного пункта своего. развития и в дальнейшем лишь деградирует.
     Дошкольный возраст является сензитивным для становления форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная. развивающая работа по овладению мнемической функцией является в этот период наиболее эффективной .и важной в развитии детей. [5].
     Почти все дети, много и разнообразно играя в дошкольном возрасте, обладают хорошо развитым и богатым воображением. Основные проблемы, возникающие в начале обучения, касаются связи воображения и внимания, способности регулировать образные представления через произвольное внимание, а также усвоения абстрактных .понятий, которые ребенку трудно вообразить и представить .[10].
      Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства - психологическая готовность ребенка к школьному обучению. И.Ю. Кулагина выделяет два аспекта психологической готовности - личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны как. для того, чтобы учебная деятельность. ребенка была успешной, так и для его. скорейшей адаптации .к. новым условиям, безболезненного вхождения .в новую систему отношений.[15].
     Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень знаний, умений, навыков ребёнка, что конечно. тоже важно, однако это лишь одна из сторон [8].
     Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов. При поступлении в школу мышление должно быть развито и представлено. во всех трех основных формах: наглядно-действенной, наглядно-образной .и словесно-логической.[21].
     Физическая готовность. К основным двигательным качествам относятся сила, ловкость, быстрота, выносливость. К моменту поступления в школу ребенок должен иметь определенные параметры веса, роста, окружности груди, определенное количество. молочных зубов, часть которых уже начинает меняться на постоянные. Он должен обладать. определенной силой кистей, чтобы хорошо держать в руке ручку или карандаш и не уставать во время письма. У него в этом возрасте активно совершенствуются функции различных органов и систем, происходит нарастание массы более крупных мышц, увеличивается объем активных движений в крупных суставах.
     Специальная готовность. При поступлении в школу ребенок должен обладать определенным запасом знаний: называть своё имя и фамилию, имя и отчество .своих родителей, название своего .города, столицы страны, в которой живёт, свой домашний адрес, названия основных профессий, может сказать, чем занимаются люди этих .профессий, знает основные правила дорожного движения, называет последовательность времён года, времени суток, дней недели. Кроме этого у ребенка. должны быть сформированы определенные математические способности (навыки счета, знание геометрические фигур: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб) и пространственные представления (ребенок должен уметь описывать словами местоположение предмета по отношению к себе, к другим предметам, ориентироваться на листе бумаги). Так же важно, чтобы у ребенка был сформирован. фонематический слух (различение звуков на слух), знание букв, большой .словарный запас. Наконец, дети должны. овладеть и системой различных .действий: уметь себя обслуживать, владеть ножницами, иглой, карандашом, кистью. Дети должны уметь слушать .рассказ, объяснение, выполнять поручения, наблюдать [7].
     Психологическая готовность. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка, определяющую тот результат, которого ребенок может достичь в .сотрудничестве со взрослым. Л.С. Выготский указывал на то, что обучение плодотворно только в том случае, если. оно попадает в «зону ближайшего развития» ребенка [13].
     Понятие «психологическая готовность к обучению» имеет смысл только в условиях массового обучения в школе, поскольку именно в этом случае учитель вынужден ориентироваться на некий средний уровень актуального развития детей и среднюю «зону ближайшего развития». Таким образом, психологическая готовность к школьному обучению – это необходимый и достаточный уровень актуального развития ребенка, при котором школьная учебная программа попадает. в «зону ближайшего развития» ребенка [6].
     На практике часто бывает так, что обладая способностью хорошо решать задачи в наглядно-действенном .плане, ребенок с большим трудом справляется с ними, когда эти задачи .представлены в образной .и тем более словесно-логической .форме. Бывает и наоборот: ребенок. сносно может вести рассуждения, обладает. богатым воображением, образной. памятью, но не в состоянии успешно решать. практические задачи из-за недостаточной развитости двигательных .умений и навыков .[4].
     Восприятие. является ведущим познавательным процессом дошкольного возраста. Его формирование обеспечивает успешное ..накопление новых знаний, быстрое. освоение .новой деятельности, адаптацию. в новой обстановке, полноценное физическое и психическое развитие. В старшем. дошкольном возрасте (5-7 лет) знания о предметах и их свойствах. расширяются и организуются. в систему, что позволяет использовать их в разных видах деятельности. Развитость восприятия. проявляется в его избирательности, осмысленности, предметности и высоком уровне сформированности перцептивных действий.
     Различиям в познавательных процессах выражают собой индивидуальность, проявляющуюся в том, что у ребенка может доминировать один из .типов восприятия окружающей действительности: практический, образный или логический. В начальный период учебной. работы с детьми следует опираться на те стороны познавательных процессов, которые у них более всего развиты,. не забывая, конечно, о необходимости. параллельного совершенствования остальных. [14].
     Речевая готовность детей к обучению проявляется в их умении пользоваться словом для произвольного управления поведением и познавательными процессами. Не менее важным является развитие речи как средства общения и предпосылки к усвоению письма. Об этой функции речи следует проявлять особую заботу в течение среднего и старшего дошкольного детства, так как развитие письменной речи существенно определяет прогресс интеллектуального развития ребенка.
     Познавательная неготовность к обучению. непосредственно приводит к не успешности учебных действий, невозможности понять и выполнить требования учителя и, следовательно,. к низким оценкам. При интеллектуальной неготовности возможны разные варианты. развития детей. Своеобразным вариантом является вербализм .[2].
     Вербализм связан с высоким уровнем речевого развития, хорошим развитием памяти на фоне недостаточного развития восприятия и мышления. У таких детей речь развивается рано и интенсивно. Они владеют сложными грамматическими конструкциями, богатым словарным запасом. В то же время, предпочитая чисто вербальное общение со взрослыми, дети недостаточно включаются в практическую деятельность, деловое сотрудничество с родителями и игры с другими детьми. Вербализм приводит к односторонности в развитии мышления, неумению работать по образцу, соотносить свои действия с заданными способами и некоторым другим особенностям, что не позволяет успешно учиться в школе [21].
               1.2 Характеристика  познавательной сферы детей 
                               старшего   дошкольного возраста
     Одним из главных аспектов. развития детей дошкольного возраста является формирование у них познавательных. интересов. Познавательная активность дошкольников. очень высока: каждый ответ взрослого рождает новые вопросы.
     Познавательное развитие – это одна из основных образовательных областей в развитии ребёнка. Познавательное .развитие .предполагает развитие интересов детей, любознательности и. познавательной мотивации; формирование .познавательных действий, становление сознания; развитие воображения. и творческой активности; формирование. первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов.. окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях .нашего народа, об отечественных традициях. и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.[8].
     Согласно позиции Д. Б. Эльконина, ребёнок дошкольного возраста посредством. ведущего типа деятельности усваивает. смысл человеческой деятельности. В дошкольном возрасте формируется мотивационно-потребностная сфера ребёнка. Он в этом возрасте ищет ответы на вопросы, ради чего следует что-либо делать, совершать, учить. Поиск ответов на эти вопросы – одна из ценностей. данного возраста [19]. Познание ребёнка в значительно. большей степени, чем познание взрослого, аффективно, событийно и индивидуально.
     У дошкольников 6-7 лет. познавательное развитие – это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятие, мышление, память, внимание, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребёнка. в окружающем его мире, в себе самом и регулируют. его деятельность. [15].
     Для развития познавательной активности. детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству. детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта и представлений об окружающем.
     Нет необходимости доказывать, что в старшем дошкольном возрасте. темп умственного развития детей является весьма интенсивным и динамичным. Ребенок хочет знать все. Его интеллектуальная сфера. приобретает новые качественные характеристики. Дети этого возраста познают. не только внешние качества предметов. и явлений, но и их существенные. внутренние свойства, связи и отношения между ними. Шестилетний ребёнок. может многое. Но не следует, и переоценивать его. умственные возможности. Тип его мышления специфичен и во многом зависит от эмоций ребёнка.
     Восприятие ребёнка. теряет свой первоначально глобальный .характер. Благодаря различным видам. изобразительной деятельности и конструированию ребёнок. отделяет свойство предмета от него самого. Свойства или признаки предмета. становятся для ребёнка объектом специального рассмотрения. Названные словом, они превращаются. в категории познавательной деятельности. Таким образом, в деятельности ребёнка-дошкольника возникают категории величины, формы, цвета, пространственных отношений. Ребёнок начинает видеть мир. в категориальном ключе, процесс восприятия. нтеллектуализируется.[16].
     Благодаря различным видам деятельности память ребёнка становится произвольной и целенаправленной. Он сам ставит перед собой задачу запомнить что-то для будущего действия, пусть не очень отдаленного. Ребёнок способен представить в рисунке или в уме не только конечные результаты действия, но и его промежуточный этап. С помощью речи ребёнок начинает планировать и регулировать свои действия. Формируется внутренняя речь.
     Динамику развития логического мышления исследовал А. В. Запорожец. Впервые познавательная задача начинает выступать перед ребёнком в дошкольном возрасте. А. В. Запорожец. отмечает, что отношение дошкольника к познавательной задаче характеризуется некоторым своеобразием, которое заключается в том, что решение интеллектуальной задачи происходит не в контексте особой .познавательной деятельности, а побуждается практическими и игровыми мотивами. Так, основной задачей у старших дошкольников становится понимание. принципа решения той или иной головоломки, в то время как интерес к самому процессу игры, к выигрышу отступает. на задний план.[18].
     Возникновение особых познавательных задач. вызывает к жизни особые, внутренние интеллектуальные действия, направленные на решение этих задач, - особый процесс. рассуждения. А. В. Запорожец призывает относиться бережно к первым попыткам. ребёнка рассуждать.
     Одним из основных путей развития. познавательной активности ребёнка – расширение и обогащение его опыта, развитие интересов. В этом отношении очень эффективны экскурсии, поездки, разнообразные формы детского экспериментирования [16].
     Ориентировка в старшем дошкольном возрасте представлена. и как самостоятельная деятельность, которая развивается чрезвычайно интенсивно. Продолжают развиваться. специальные способы ориентации, такие, как экспериментирование с новым материалом и моделирование.
     Экспериментирование тесно. связано у дошкольников с практическим преобразованием предметов и явлений. В процессе таких преобразований, имеющих творческий характер, ребёнок выявляет. в объекте все новые свойства, связи и зависимости. При этом наиболее значимым. для развития творчества дошкольника является сам процесс поисковых преобразований.
     Преобразование ребёнком предметов. в ходе экспериментирования теперь имеет чёткий пошаговый характер. Это проявляется в том, что преобразование осуществляется порциями, последовательными актами, и после каждого такого акта происходит анализ. наступивших изменений. Последовательность производимых ребёнком преобразований. свидетельствует о достаточно высоком уровне развития его мышления.
     Экспериментирование. может осуществляться детьми и мысленно. В результате ребёнок часто получает неожиданные новые знания, у него формируются новые. способы познавательной деятельности. Происходит своеобразный процесс самодвижения, саморазвития детского мышления. Это свойственно всем детям.. и имеет значение для становления личности. Развитию экспериментирования способствуют задачи. «открытого типа», предполагающие множество верных решений.
     Моделирование в дошкольном возрасте. осуществляется в разных видах деятельности – игре, конструировании, рисовании, лепке и др. Благодаря моделированию. ребёнок способен к опосредованному решению познавательных задач. В старшем дошкольном возрасте. расширяется диапазон моделируемых отношений. С помощью моделей ребёнок материализует. математические, логические, временные отношения.
     Наряду с наглядно-образным появляется словесно-логическое мышление. Это только начало его развития. В логике ребенка ещё сохраняются ошибки. Так, ребёнок охотно считает. членов своей семьи, но не учитывает себя самого. Благодаря содержательному. общению и обучению, развитию познавательной деятельности. у ребёнка формируется образ мира: первоначально ситуативные представления систематизируются и становятся знаниями, начинают формироваться общие категории мышления (часть, целое, пространство, предмет, система предметов, случайность и т.д.).
     В дошкольном возрасте ярко проявляются. две категории знаний:
     - знания и умения, которыми ребёнок. овладевает без специального обучения. в последовательном общении со взрослыми, в играх, в наблюдениях и др;
     - знания и умения, которые могут быть усвоены. только в процессе специального обучения. на занятиях (математические знания, чтение, грамота, письмо и др.).
     Система знаний включает. две зоны – зона устойчивых, стабильных, проверяемых знаний и зону догадок и гипотез. Вопросы детей – показатель развития их мышления. Вопросы о назначении предметов, задания для того, чтобы получить помощь и одобрение, дополняются вопросами о причинах явлений.. и их последствиях. Появляются вопросы, направленные на то, чтобы получить знания. В результате усвоения систематизированных знаний. у детей формируются обобщённые способы умственной работы. и средства построения собственной познавательной деятельности, развивается диалектическое мышление, способность к прогнозированию. будущих изменений.
     Обучаемость включает в себя два этапа интеллектуальных операций. Первый – усвоение нового правила работы (решение задачи и т.д.); второй – перенос усвоенного правила выполнения задания на аналогичные. Второй этап невозможен без умения обобщать. В основном, к моменту поступления в школу, ребёнок владеет эмпирическим, т.е. основанным на опыте обобщением. Это значит, что, сравнивая предметы, он находит, выделяет и обозначает словом их внешне одинаковые, общие свойства, позволяющие отнести все эти предметы к какому-то одному классу или понятию. Обобщение развивается в процессе познания ребёнком свойств различных предметов. Для развития обобщения с детьми необходимо играть в развивающие игры, например лото. Походу таких игр ребёнок усваивает различные понятия и учится классифицировать предметы. При этом существенно расширяется его кругозор и представления о мире [18].
     Эмоции сильно влияют на познавательное развитие ребёнка, так как в старшем дошкольном возрасте происходит кризис 7 лет. Упрямство, строптивость и своеволие влияет на стремление ребёнка к самостоятельности, желанию всё делать самому. От ребёнка требуются особые эмоционально-волевые усилия, интеллектуальное напряжение. для продуктивной мыслительной деятельности.
     В 6–7-летнем возрасте возникает осмысленная ориентировка. в собственных переживаниях, когда ребёнок начинает осознавать свои переживания и понимания, что значит «Я радуюсь», «Мне стыдно» и т.п. Более того, старший дошкольник не только осознаёт свои эмоциональные состояния в конкретной ситуации, но и возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение. Это значит, что если несколько раз подряд он испытывает неудачу в какой-то познавательной деятельности, то у него возникает негативная оценка своих возможностей («Я это не умею») и наоборот. Формируется способность анализировать свои действия .[14].
     В ходе эмоционально-познавательной деятельности ребенок мысленно занимает определенную позицию в предлагаемых обстоятельствах, совершает известные воображаемые действия, проигрывает в идеальном плане различные варианты возможных решений. Так у ребенка появляется эмоциональное предвосхищение познавательных результатов. Результатом развития эмоционально-познавательной готовности старших дошкольников к обучению в школе являются следующие показатели: способность ребенка эмоционально относиться к школе, адекватно переживать свои успехи. и неудачи в учебных ситуациях; мобильность мыслительных процессов; способность ребенка к произвольной регуляции мыслительных процессов и эмоциональных 
состояний [19].
     Таким образом, в старшем дошкольном возрасте идёт активное развитие. познавательной деятельности. Познавательный интерес является одним из эффективных, ведущих мотивов, побуждающих ребёнка к овладению знаниями. Познавательный интерес, по мере его развития, становится мотивом умственной деятельности, основой формирования пытливости ума.
                1.3 Методики изучения диагностики познавательной 
                                             готовности к школе
     Для диагностики познавательной готовности к школе выбраны методики, для изучения психологической готовности детей.  Перед тем как выбрать конкретные методики психодиагностики познавательных процессов:  восприятия, внимания, воображения, памяти, речи и мышления – у дошкольников, необходимо подобрать комплекс психологических методик для детей данного возраста [20].  Это необходимо для того, чтобы разносторонне оценить психологию детей дошкольного возраста и определить уровень психологического развития ребенка в целом,  по отдельным качествам и свойствам личности. Под этим понимается возможность получить показатели, которые позволят определить и сравнить уровни развития в отдельных познавательных процессах, у данного конкретного ребенка [21].  
     За основу был взят комплекс тестовых психодиагностических методик Р.С. Немова. Методы определения готовности ребенка к обучению в школе, и диагностика уровня развития его познавательных процессов. 
      Описываемые в этом разделе методики позволяют получить показатели уровня познавательных процессов по десятибалльной шкале. При этом показатели, которые находятся в пределах от 8 до 10 баллов, в большинстве случаев свидетельствуют о наличии у ребенка выраженных способностей ли задатков к их развитию. Показатели в пределах  от 4 до 7 баллов – говорят о том, что данный ребенок находится в пределах нормы. Показатели в пределах от 1 до 3 баллов – о том, что у ребенка имеется большое отставание от большинства детей. 
      Каждая из предложенных методик оценивает соответствующее свойство со своей специфической стороны, и в итоге получаем возможность вывести комплексную, разностороннюю оценку психологических особенностей познавательной готовности ребенка к школьному обучению.
      1) Методика «Чего не хватает?» Р.С. Немова. 
     Цель: определить уровень целостного восприятия ребенка с различных сторон, выявляя одновременно с характеристиками самих перцептивных процессов (закономерно сменяющиеся фазы перцепции: обнаружение, различение, идентификации, категоризации, узнавания, опознания) способность ребенка формировать образы, делать связанные с ними умозаключения и представлять эти заключения в словесной форме. Основная тенденция в развитии восприятия состоит именно в его постепенной интеллектуализации [12]. 
     2) Методика «Запомни рисунки» Р.С. Немова.
       Цель: определить объем кратковременной зрительной памяти. 
     Память – важнейшая психическая функция, лежащая в основе обучения. В процессе психического развития происходит изменение способов запоминания, возрастает роль выделения в материале семантических связей, т.е., как  и другие высшие психические  функции, память из непосредственной превращается в опосредованную, из непроизвольной – в произвольную [10].  Память как познавательный процесс обеспечивает целостность  и развитие личности.
     3) Методика «Времена года» Р.С Немова. 
     Цель: определить уровень сформированности синтеза, как операции логического мышления. 
     Логическое мышление – это один из основных показателей качества мышления личности. Способность человека самостоятельно логически мыслить, выделять существенные признаки предметов и явлений, обобщать, делать умозаключения, обосновывать свои суждения, доказывать их истинность, возникает и формируется в ходе интеллектуального развития.
     
     Основоположниками тестирования считаются Ф.Гальтон, Ч. Спирмен, Р.Б. Кеттелл, А. Бине, Т. Симон. Тестирование – экспериментальный метод психодиагностики, применяемый в эмпирических социологических исследованиях, а так же метод измерения и оценки различных психологических качеств и состояний индивида.
        Роберт Семенович Немов подробно представил систему стандартизированных, проверенных и распределенных по возрасту комплексов психодиагностических методик на выяснение общей ориентации  детей в окружающем мире и запаса имеющихся у них бытовых знаний. К моменту поступления детей в школу. существенно возрастают  их индивидуальные различия по уровню психологического развития. Эти различия прежде всего проявляются в том, что дети. отличаются друг от друга по интеллектуальному, моральном, межперсональному развитию. Детям, поступающим учиться в школу, вполне доступны тесты.[17]. 
     Таким образом, определяя познавательную готовность к школьному обучению, психолог должен четко понимать, для чего он это делает. Можно выделить следующие цели, которым нужно следовать при диагностике готовности к школе:
     - понимание особенностей психологического развития детей. с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе;
     - выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения. с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости;
     - распределение будущих первоклассников. по классам в соответствии с их «зоной ближайшего развития», что позволит каждому ребенку .развиваться в оптимальном для него режиме;
     - отсрочка на один год. начала обучения детей, не готовых к школьному обучению (возможно лишь по отношению к детям. шестилетнего возраста).
                 ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ                                 ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ
     
                          2.1 Организация эмпирического исследования
     
     Каждому ребенку присущ познавательный интерес, но его мера и направленность у детей не одинакова. Интересы и суждения ребенка не являются врожденными, а раскрываются и формируются в деятельности познавательной. Чтобы развивались познавательные способности, необходимо поддерживать интересы детей, их склонности к чему – либо. Нужно создавать такие условия, в которых ребенок чаще соприкасается с тем, что его интересует, что впоследствии он может отразить в своей  деятельности.  
     Исследование проводились формирования в МОУ «Грицовский ЦО им. Д.С. Сидорова» детский сад №2. В исследовании приняли участие  2 группы детей, 11 девочек и 9 мальчиков.
     Целью исследования было изучение проблемы познавательной готовности к школьному обучению с учетом различий между мальчиками и девочками. 
     Основой  исследовательской работы  послужил комплекс тестовых методик  Р.С.Немова, определяющих уровень развития познавательных способностей детей:
     - методика  «Чего не хватает?» позволяет выявить уровень развития целостности восприятия детей [17]; 
     - методика «Запомни рисунки» дает возможность определить объем кратковременной зрительной памяти [9]; 
     - методика исследования мышления детей 5 - 7 лет  «Времена года», помогает определить уровень развития образно-логического мышления [9].
     
               2.2 Психодиагностика познавательной сферы дошкольников
     
     Для определения уровня развития целостности восприятия был использован тест готовности к школе «Чего не хватает?» Р.С Немова (Приложение 1).
      Диагностика заключается в том, что ребенку предлагается 7 картинок с изображением предметов. На каждой из картинок не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь. С помощью секундомера фиксируется время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития целостности восприятия ребенка.
      Полученные результаты представлены в таблице 1.  (Приложение 2) и в виде  гистограммы рис 1. 
     
     
         Рис. 1.Развитие целостности восприятия по половому признаку 
            Анализ результатов параметра, целостность восприятия, указывает на большую успешность девочек: 7 девочек (82% от общего количества девочек) обладают высоким уровнем восприятия, а 4 девочки (18%) – имеют средний уровень целостности восприятия; 2 мальчика (44% от общего количества мальчиков) – показали высокий уровень и 7 мальчиков (56%) – имеют средний уровень целостности восприятия. Здесь можно говорить о том, что уровень способности к обобщению у девочек значительно превышает развитие этой способ.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44