VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Эластичность спроса и предложения и её значение для предпринимательской практики

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W001791
Тема: Эластичность спроса и предложения и её значение для предпринимательской практики
Содержание
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРА
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ







КУРСОВАЯ  РАБОТА
(по экономической теории)

ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛЖЕНИЯ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ




Выполнил(а) 
студент(ка)  __курса, ___группы
очной формы обучения                                                                        (Камнева А.В.)
	
Научный руководитель
Ученая степень, ученое звание                                                          (Мильчакова Н.Н.)







Тюмень 2017


Регистрационный номер (кафедра)                                                                                     Дата
________________                                                                                                         ______________201_


Доклад
по дисциплине
«Экономическая теория» 
на тему: «Эластичность спроса и предложения и её значение для предпринимательской практики»






                                               





Тюмень 2016
Оглавление

1.	Эластичность спроса и предложение. Виды эластичности и факторы её определяющие	5
1.1.	Спрос, эластичность спроса и факторы его определяющие	5
1.2.	Предложение, эластичность предложения и факторы его определяющие.	15
1.3.	Взаимодействие спроса и предложения на рынке	22
2.	Предпринимательская практика и её экономическое содержание	25
2.1.	Сущность, формы и функции предпринимательской деятельности	25
2.2.	Основные субъекты предпринимательства	29
1.	Предпринимательская практика под воздействием рыночных механизмов	31
1.1.	Рыночный механизм и его основные элементы. Конкуренция	31
1.2.	Фирма в условиях монополистической конкуренции	33
1.3.	Влияние ценообразования на производителей	35
Заключение	37
Список литературы	38

    












    Введение
     Как известно, предпринимательство не сможет существовать, если не существует в стране рынка, ведь предприниматели, наряду с государством и домохозяйствами, которые в развитой рыночной экономике являются коллективными предпринимателями, являются ключевыми субъектами рыночной экономики. 
    Анализ и изучение рыночной системы, экономических законов, динамики изменения основных элементов рыночного механизма – спроса, предложения, цены и конкуренции, позволит определить взаимосвязь и взаимодействие между отдельными самостоятельными, хозяйствующими субъектами. Ведь рынок – сложное и многостороннее экономическое явление; это совокупность общественно-экономических связей между предпринимателями (производителями) и покупателями (потребителями), которые основываются на взаимной купле-продаже товаров. Именно на рынке определяется и проверяется истинная ценность (стоимость) произведённой продукции, ведь если она будет не продана, запланированный, ожидаемый, объём прибыли предприниматель не получит. Из этого следует, что рынок, это важнейший из факторов, влияющий на развитие и существования предпринимательства в стране, а не только сфера функционирования предпринимателей. 
    Из выше сказанного следует, что если фирма будет владеть более полной информацией о рынке, в котором она функционирует, о её структуре, то она сможет обеспечить и сбыт своей продукции, и гарантированное расширение производства, фирма будет успешно и уверенно конкурировать на данном рынке.
    Цель данной работы – выяснить, как будет действовать предприниматель на рынке в современных условиях развития рыночной экономики, под влияние всех механизмов данного рынка, а в особенности под влиянием изменения показателей эластичности спроса. Исходя их цели, формируются задачи:
      раскрыть смысл таких понятий как спрос, предложение, эластичность спроса и предложения, их виды и определяющие факторы, показать взаимодействие спроса и предложения на рынке, динамику их изменения; 
      дать определение такому понятию как предпринимательская практика, раскрыть её сущность и экономическое содержание; 
      показать, как реагирует производитель на изменение основных элементов рыночного механизма (спроса, предложения, цены и конкуренции).
    Методологической основой для написания курсовой работы послужили сборники научных статей, научные монографии, сборники исследовательских работ, научных трудов.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    

    
    
    
    






 Общая характеристика основных элементов рыночного механизма, спроса и предложения
    
     Спрос, эластичность спроса и факторы его определяющие
    Спрос (D - от англ. demand) – это определённое количество товаров и услуг, которые покупатель (потребитель) хочет и может приобрести (купить) при определённой сложившейся цене на данном рынке.
    Спрос, как правило, характеризует его величина. Величина спроса (Qd) – это определённое количество товара и услуг, которые покупатель (потребитель) хочет и может купить (приобрести) в данный период времени по данной цене. 
    Если на какой-либо товар существует спрос, то это значит, что потребитель согласен купить его по указанной цене
    Цена спроса - это максимальная цена, которую потребитель, приобретая данный товар, согласен заплатить.
    Принято различать индивидуальный и совокупный спрос. Индивидуальный спрос – спрос на данном рынке конкретного покупателя на конкретный товар. Совокупный спрос – это общий объем спроса на товары и услуги в стране.
    На величину спроса оказывают влияние как ценовые, так и неценовые факторы, которые можно сгруппировать следующим образом:
     цена самого товара X (Рх);
     цены на товары-заменители (Pi);
     денежные доходы потребителей (Y);
     вкусы и предпочтения потребителей (Z);
     ожидания потребителей (Е);
     число потребителей (N).
    Тогда функция спроса, характеризующая его зависимость от указанных факторов, будет выглядеть следующим образом:
    
    Цена выступает основным фактором, который определяет спрос. Величину спроса на какой-либо товар всегда будет ограничивать высокая цена на этот товар, а уменьшение цены всегда будет вести к увеличению величины спроса на него. Следовательно, величина спроса находится в обратной зависимости с ценой.
    Таким образом, связь, которая наблюдается между количеством покупаемого (приобретаемого) товара и ценой на него напрямую отражается в законе спроса: при прочих равных условиях (остальные факторы, влияющие на спрос, неизменны) количество товара, на которое предъявлен спрос, возрастает при падении цены данного товара, и наоборот. [8]
    Математически закон спроса имеет следующий вид:
    
    где Qd - величина спроса на какой-либо товар; Р - цена данного товара.
    Изменение величины спроса на определенный товар, вызываемое ростом цен на него, можно объяснить следующими причинами:
    1. Эффект замещения. Если потребители начинают стараться заменить покупаемый ими товар на схожий, значит цена на данный товара возрастет. Эффект замещения называют такое изменение структуры спроса, которое вызвано уменьшением закупок товара, заметно подорожавшего, и заменой его другими товарами, на которые цена остаётся прежней (неизменной), так как они теперь относительно более дешевые, и наоборот.
    2. Эффект дохода. Покупатель всегда становится как бы немного беднее, когда цена на какой-либо продукт начинает увеличиваться (возрастать), и наоборот, когда цены начинаются снижаться, товар начинает дешеветь, потребитель чувствует себя немного богаче. Эффектом дохода называется изменение структуры покупательского спроса, вызванного изменением дохода от изменения цен. 
    В некоторых случаях от жесткой зависимости, сформулированной законом спроса возможны определенные отклонения: повышение цены может сопровождаться ростом величины спроса, а ее понижение может привести к уменьшению величины спроса, в то же время возможно сохранение стабильного спроса на дорогостоящие товары.
    Данные отклонения от закона спроса не противоречат ему: если увеличение цен ожидается потребителями, то спрос на товары может увеличиваться при росте цен; аналогично если потребители ожидают в будущем снижение цен, то падение этих цен может привести к снижению спроса; когда покупатели стремятся выгодно вложить свои сбережения, то это может привести к устойчивому приобретению дорогих товаров.
    Спрос можно изобразить в виде кривой спроса. (рис. 1.) По оси X отложим величину спроса (Q), по оси Y - соответствующую цену (Р). На графике размещено несколько вариантов величины спроса на товар в зависимости от его цены. Соединив эти точки, мы получаем кривую спроса (D), имеющую отрицательный наклон, что свидетельствует об обратно пропорциональной зависимости между ценой и величиной спроса. 
    Таким образом при неизменности других факторов, которые влияют на спрос кривая спроса будет показывать, что за снижением цены последует увеличение (возрастание) величины спроса, и наоборот, иллюстрируя закон спроса. [8]
    
Рис. 1.Кривая спроса.
     
    Закон спроса выявляет и другую особенность – убывающую предельную полезность, поскольку снижение объема покупок товара происходит не только из-за увеличения цен, но и в результате насыщения потребностей покупателей, так как каждая дополнительная единица одноименного товара имеет все меньший полезный потребительский эффект. [8]
    Как мы уже говорили, изменение величины спроса происходит по-разному: в одних случаях резкий подъём или спад величины спроса может вызвать даже незначительное колебание уровня цен, тогда как в других случаях влияние на изменение спроса никак не произойдёт и под изменением цены и в очень широких пределах. Степень такой зависимости, чувствительности величины спроса к изменению цены или других факторов называется эластичностью спроса. Эластичность спроса – показатель чувствительности спроса на изменение определённого фактора. Чтобы определить степень такого рода изменений, прибегают к определённому числовому показателю – коэффициенту эластичности спроса. [1]
    В экономической теории существуют три показателя изменения эластичности спроса: эластичность спроса по цене, эластичность спроса по доходу и перекрёстная эластичность.
    Эластичность спроса по цене – показатель степени количественного изменения спроса на изменение цены на 1%.
Рису. 2. Предельные отношения цены и спроса.
    
    Степень зависимости объема продаж от изменения цены – важный фактор ценообразования. Теоретические предельные соотношения спроса и цены представлены на рис. 2. 
    В (а) при одной и той же цене спрос неограничен. Говорят, что спрос абсолютно эластичен. В то же время спрос становится равным нулю даже при незначительном росте цены. Если спрос ведет себя таким образом, нет никакого резона снижать цены, поскольку это не приведет к росту спроса, а только сократит прибыль. В (б) одинаковое количество товаров будет продано при любой цене. Говорят, что спрос абсолютно не эластичен. Продавец имеет возможность повышать цены для роста прибыли. [1]
    Угол наклона кривой спроса есть не что иное, как коэффициент эластичности по спросу:
    
    И числитель, и знаменатель, выражены именно в процентах, а не в абсолютных значениях, чтобы избежать возможных искажений из-за различного масштаба. Поскольку спрос практически всегда падает при росте цены, знак «минус» в формуле позволяет получать положительные значения эластичности (что считается более удобным для восприятия).
    совершенно неэластичный спрос
Е = 0
    объем спроса не меняется при изменении цены (товары первой необходимости)
    неэластичный спрос
Е < 1
    когда объем спроса изменяется на меньший процент, чем цена (товары повседневного спроса, товар не имеет замены)
    единичная эластичность спроса
Е = 1
    изменение цены вызывает абсолютно пропорциональное изменение объема спроса
    эластичный спрос
Е > 1
    объем спроса изменяется на больший процент, чем цена (товары, не играющие важной роли для потребителя, товары, имеющие замену)
    совершенно эластичный спрос
    
    объем спроса не ограничен при падении цены ниже определенного уровня
    Таблица 1"Коэффициенты эластичности"

Рис. 3. Эластичный и неэластичный спрос
    Эластичность спроса (Е > 1) означает, что падение цены существенно увеличивает спрос (рис. 3(а)). Снижение цены с Р1 до Р2 приведет к относительно большему росту спроса с Q1до Q2. При эластичном спросе снижение цены приводит к росту суммарной выручки. В тоже время рост цены при эластичном спросе снижает итоговую выручку. Если же спрос неэластичный (Е < 1), снижение цены увеличит спрос, но недостаточно, чтобы поддержать объем выручки (рис. 3(б)). И наоборот, повышение цены снизит спрос, но позволит увеличить объем выручки. Отметим также, что в общем случае эластичность описывается не прямой линией, а некой кривой, поэтому правильно говорить не об одном значении эластичности спроса на всем диапазоне изменения цены, а об эластичности в разных точках кривой (рис. 4). Обратите внимание, что ценовое изменение с Р1 до Р2 и с Р3 до Р4 одинаковое, но влияние на объем продаж во втором случае больше. [1]
    
Рисунок 4. Изменение эластичности в разных точках кривой спроса.
    Реакцию конкурентов на изменение цен, ожидаемую в процессе борьбы, очень важно учитывать в таком процессе как ценообразование. Одну из форм конкурентной борьбы можно показать с помощью ломаной кривой спроса (рис. 5). Если цена увеличивается выше текущей цены Р1 до уровня РА, то поскольку конкуренты не последуют примеру и не повысят цены, спрос резко сократится до уровня QА (спрос эластичен). Однако если мы попробуем снизить цену до уровня РБ, конкуренты последуют примеру и дополнительное увеличение продаж будет незначительным (спрос неэластичен). Когда возникает такая ситуация, компании неохотно меняют свои цены и результатом является жесткость цен. 

Рисунок 5. Ломанная кривая спроса
    Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене. Принимая решения в области ценообразования, ассортимента продукции, рынков и конкурентов, следует учитывать:
 Объём рынка. Чем больше объём рынка, тем менее эластичным является спрос на продукт, при более широком определении продукта.
 Информация внутри рынка. Потребители достаточно долго могут не знать о конкурирующей продукции, для того чтобы изменить своё потребительское поведение.
 Наличие товаров заменителей. Чем больше различие между конкурирующими продуктами, тем выше эластичность спроса по цене на такую продукцию. Различаемые продукты получают преимущества за счёт знания их потребителями и, как следствие, потребительских предпочтений, поэтому спрос на такие продукты чаще бывает менее эластичен.
 Дополняющая продукция. Взаимозависимость продуктов приводит к неэластичности спроса, поскольку объём продажи дополняющего товара зависит от продажи основного товара. Потребитель приобретёт дополняющий продукт с тем, чтобы получить удовлетворение от основного.
 Располагаемый доход. Относительно богатство потребителя со временем сказывается на общем спросе в экономике. Предметы роскоши, как правило, характеризуются более высокой ценовой эластичность, чем товары первой необходимости.
 Товары первой необходимости. Спрос на базовые продукты характеризуется очень низкой ценовой эластичностью.
 Привычка. Предметы, которые приобретаются потребителями в силу привычки обычно характеризуются низкой ценовой эластичностью.
    В реальной жизни немногие компании стремятся установить цену путем расчета спроса и определения эластичности. Это связано с тем, что достаточно сложно с уверенностью определить спрос при различных обстоятельствах (кривую спроса невозможно нарисовать a priori). Тем не менее, понимание связи цены и спроса, безусловно, будет способствовать повышению качества решений менеджмента в области ценообразования. [1]
    Эластичность спроса по доходу - мера чувствительности спроса к изменению дохода; отражает степень количественного изменения спроса при изменении дохода потребителя на 1 %.
Эластичность спроса по доходу выступает в следующих основных формах:
 положительная, предполагающая, что увеличение дохода (при прочих равных условиях) сопровождается ростом объемов спроса. Положительная форма эластичности спроса по доходу относится к нормальным товарам, в частности, к товарам роскоши Е > 1;
 отрицательная, предполагающая сокращение объема спроса с увеличением дохода, т. е. существование обратного соотношения между доходом и объемом покупок. Эта форма эластичности распространяется на некачественные блага E < 0;
 нулевая, означающая, что объем спроса нечувствителен к изменению дохода. Это блага, потребление которых нечувствительно к доходам. К ним, в частности, относятся товары первой необходимости 0 < E < 1.
Эластичность спроса по доходу зависит от следующих факторов:
 от значимости того или иного блага для бюджета семьи. Чем больше благо нужно семье, тем меньше его эластичность;
 является ли данное благо предметом роскоши или первой необходимости. Для первого блага эластичность выше, чем для последнего;
 от консерватизма спроса. При увеличении дохода потребитель не сразу переходит на потребление более дорогих благ. 
    Необходимо отметить, что одни и те же товары могут относится и к предметам роскоши, и к товарам первой необходимости, это вызвано прежде всего тем, что потребители имеют разный уровень дохода для потребителей, имеющих разный уровень дохода. Подобная оценка благ может касаться одного и того же потребителя, всё будет зависеть от того на каком уровне находится его уровень дохода в данный период. 
    На рис.6. изображены графики зависимости QD от I при различных значениях эластичности спроса по доходу.

Рису.6. Эластичность спроса по доходу: а) качественные неэластичные блага; б) качественные эластичные блага; в) некачественные блага.
    На данном рисунке показано как спрос на неэластичные блага увеличивается с ростом дохода лишь при низких доходах домохозяйств. Затем начиная с некоторого уровня I1 спрос на эти блага начинает сокращаться.
Спрос на эластичные блага (например предметы роскоши) до некоторого уровня I2 отсутствует, поскольку домохозяйства не имеют возможности приобретать их, а затем увеличивается с увеличением дохода.
Спрос на некачественные блага вначале увеличивается, но начиная со значения I3 сокращается. [6]
Перекрёстная эластичность показывает степень количественного изменения спроса на один товар при изменении цены другого товара на 1 %. 

Существует три типа эластичности спроса:
 Положительный.  К положительному типу относят товары, которые способны заменить друг друга. Изначально потребители выбирают более дешевый товар (А). Однако при повышении стоимости на данный товар спрос на него снижается, и потребитель переходит к товару (Б), который может его заменить. В результате чего стоимость товара (Б) также возрастет. Чем больше товары могут заменить друг друга, тем выше уровень эластичности спроса Е > 0;
 Отрицательный. Отрицательная эластичность спроса характерна для взаимодополняющих товаров. Данные товары могут принадлежать к различным ценовым категорий. Если увеличение цены коснется основного товара, то интерес к взаимодополняющему товару будет заметно снижаться. Чем больше товары дополняют друг друга, тем отрицательнее значение эластичности спроса Е < 0;
 Нулевой. Нулевой тип перекрестной эластичности показывает, что потребляемы товары не зависят друг от друга по цене Е = 0.

     Предложение, эластичность предложения и факторы его определяющие.
    Предложение характеризует готовность продавца продать определенное количество товара.
    Различают понятия: предложение и величина предложения.
    Предложение (S - sapply) – это количество товаров и услуг, которые желает и может произвести фирма при определённой цене и в определённый момент времени.
    Величина предложения – это максимальное количество товаров и услуг, которое производители (продавцы) могут и хотят продать по определенной цене, в определенном месте и в определенное время.
    Аналогично спросу на величину предложения оказывает влияние множество как ценовых, так и неценовых факторов, среди которых можно выделить следующие:
     цена самого товара X (Рx);
     цены ресурсов (Рr), используемых в производстве товара X;
     уровень технологии (L);
     цели фирмы (А);
     величины налогов и субсидий (T);
     цены на сопряженные товары (Рi);
     ожидания производителей (Е);
     количество производителей товаров (N). [8]
    Тогда функция предложения, построенная с учетом указанных факторов, будет иметь следующий вид:
    
    Важнейший фактор, влияющий на величину предложения, – цена данного товара. Доходы продавцов (производителей) зависят от уровня рыночных цен, чем выше цена данного товара, тем больше величина предложения, и наоборот.
    Цена предложения - это минимальная цена, по которой продавцы согласны поставлять на рынок данный товар.
    Изменение предложения можно изобразить в виде функции:
    
    где Q - величина предложения товара; Р - цена данного товара.
    Взаимосвязь между предложением и ценой находит выражение в законе предложения, суть которого состоит в том, что величина предложения при прочих равных условиях изменяется в прямой зависимости от изменения цены.
    Любая реакция предложения на изменение цен объясняется тем, что производство достаточно быстро откликается на любые изменения, происходящие на рынке: если цена начинает расти, то товаропроизводители начинают использовать резервные мощности или вводят новые, что будет приводить к увеличению предложения. Кроме того, данная тенденция (тенденции к росту цен) всегда привлекает других производителей в данную отрасль, что еще больше начинает увеличивать производство и предложение.
    Следует отметить, что в краткосрочном периоде увеличение предложения не всегда наступает сразу же за повышением цен. Все будет зависеть от имеющихся производственных резервов (наличие и загруженность оборудования, рабочей силы и пр.), ведь расширение мощностей и перелив капитала из других отраслей обычно требуют долгого времени, они не осуществляются в короткие сроки. Однако в долгосрочном периоде всё иначе, увеличение предложения практически всегда следует за повышением цены. [8]
    Графическая зависимость между ценой и объемом предложения получила название кривой предложения S.
    Шкала предложения и кривая предложения блага показывает зависимость (при прочих равных условиях) между рыночной ценой и количеством этого блага, которое хотят произвести и продать производители.
    Предложение можно изобразить в виде кривой предложения S, которая показывает, какое количество товара производители продали бы при различных уровнях цены Р (рис. 7.). [8]
    
Рис. 7. Кривая предложения.
    
    Что бы определить чувствительность объема предложения к изменению рыночной цены прибегают к такому понятию, как эластичность предложения.
    Эластичность предложения можно определить, как степень количественного изменения предлагаемых к продаже благ (товаров и услуг), которая зависит от изменения рыночной цены. 
    Как известно с помощью такого показателя как коэффициент эластичности можно измерить эластичность предложения. Этот показатель рассчитывается как отношение процентного изменения количества предлагаемой продукции к процентному изменению цены. Формула для подсчета коэффициента эластичности предложения (Es) имеет вид:
    Es = ?QA : ?P.
    Кроме того, эластичность предложения также может принимать крайние значения – абсолютно эластичное, когда величина предложения бесконечно изменяется при малом изменении цены (свойственна долгосрочному периоду) и абсолютно неэластичное предложение, когда величина предложения абсолютно не меняется при изменении цены (свойственна текущему периоду). 
    Степень эластичности предложения может иметь и графическую интерпретацию.
     
Рис. 8. Кривые предложения с разной степенью эластичности
    На данном рисунке представлены различные варианты эластичности кривой предложения. На рис. 8(А) S1 – не эластичное предложение (Е < 1); S2 – предложение единичной эластичности (Е = 1); S3 – эластичное предложение (Е > 1).
    На рис. 8(B) S1 – абсолютно неэластичное предложение (Е =0); S2 – абсолютно эластичное предложение (Е = ?).
    На эластичность предложения оказывают влияние такие факторы как: 
     цены на сырье и уровень заработной платы;
     ставка процента;
     наличие резервных производственных мощностей;
     характер продукции (например, предложение промышленной продукции более эластично, чем сельскохозяйственной). [4]
    Количество времени, которое имеется в распоряжении у фирм, для того, чтобы они смогли отреагировать на любое изменение цены товара, имеет решающую роль в эластичности предложения. Поэтому в работе производителей различают следующие периоды:
     текущий период – это период, в течение которого производитель не имеет возможности приспособиться к уровню изменения цен;
     краткосрочный период – это период, в течение которого производители не успевают в полном объеме отреагировать на изменение цен. Следовательно, не успевают изменить производственные мощности
     долгосрочный период – характеризуется достаточным временем, для того чтобы производитель полностью приспособился к изменению цен. 
    В отличие от эластичности спроса эластичность предложения рассчитывают только по цене.
    Эластичность предложения по цене – степень количественного изменения предложения при изменении цены на 1 %. Она рассчитывается по формуле:
    Es=(процентное изменение объёма S)/(процентное изменение цены)
    Метод расчета эластичности предложения тот же, что и эластичности спроса, с тем лишь различием, что эластичность предложения всегда положительна, ибо кривая предложения имеет "восходящий" характер. Поэтому необходимости в условном изменении знака эластичности предложения нет. Положительное значение эластичности предложения обусловлено тем, что более высокая цена стимулирует производителей увеличивать выпуск. [5]
    Различают следующие формы эластичности предложения:
     эластичное предложение - величина предложения изменяется на больший процент, чем цена, когда эластичность больше единицы (Es > 1). Эта форма эластичности предложения характерна для долгосрочного периода;
     неэластичное предложение - величина предложения изменяется на меньший процент, чем цена, когда эластичность меньше единицы (Es < 1). Эта форма эластичности предложения присуща краткосрочному периоду;
     абсолютно (совершенно) эластичное предложение имеет место тогда, когда величина предложения бесконечно изменяется при малом изменении цены (Es = ~). Эта форма эластичности предложения свойственна долгосрочному периоду, а кривая предложения строго горизонтальна;
     абсолютно неэластичное предложение имеет место тогда, когда величина предложения равна нулю (Е = 0), т. е. величина предложения абсолютно не меняется при изменении цены. Эта форма свойственна текущему периоду, а кривая предложения строго вертикальна. [5]
    Эластичное и неэластичное предложение по цене иллюстрируются на рис. 9.
    
Рис. 9. Эластичность предложения по цене: а) эластичное предложение; б) неэластичное предложение.
     
    Отмети, что эластичность предложения для большинства промышленных товаров по отношению к ценам на сырье будет иметь отрицательный характер, ибо при росте цен на сырье всегда происходит увеличение издержек фирмы, что приводит к сокращению выпуска продукции при прочих равных условиях.
    Эластичность предложения зависит от многих факторов:
     возможности длительного хранения и стоимости хранения. Эластичность предложения будет снижаться, когда фирма не может позволить себе хранить товар долгое время, либо из-за отсутствия необходимых оборудованных помещений, либо из-за того, что хранение данного товара стоит дорого;
     специфики производственного процесса. Предложение какого-либо товара будет эластичным при возможности производителем увеличить выпуск продукции при росте цен, или выпустить другой товар при снижении на него цен;
     фактора времени. Производитель не может быстро реагировать на изменение цены, из-за того, что ему необходимо время на найм дополнительных сотрудников, покупку средств производства (когда требуется увеличить выпуск), или сокращение часть работников, произведение расчетов с банковским кредитом (когда требуется уменьшить выпуск). В краткосрочном периоде предложение может быть увеличено за счёт роста цены лишь путем более интенсивного использования имеющихся производственных мощностей. Однако подобная интенсивность может увеличить рыночное предложение только на сравнительно небольшую величину. Следовательно, в краткосрочном периоде предложение малоэластично по цене, когда как в долгосрочном периоде эластичность предложения по цене достаточно существенна;
     цены других благ, в том числе ресурсов. В данном случае речь идет о перекрестной эластичности предложения;
     степени достигнутого применения ресурсов: трудовых, материальных, природных. Если этих ресурсов нет, то реакция предложения на эластичность очень мала. [5]
     Взаимодействие спроса и предложения на рынке
    Предложение и спрос взаимосвязаны, и они «работают» вместе и одновременно подобно двум лезвиям ножниц (знаменитые «ножницы» А. Маршалла). Их взаимодействие (пересечение) устанавливает равновесную цену товара и объем его реализации. В результате достигается рыночное равновесие – сбалансирование рыночных факторов. 
    Для покупателей и продавцов цены являются некими сигналами, которые увязывают их желания, после чего начинаются процессы, связанные с обменом денег на потребительские товары или факторы производства. Как мы уже замечали ранее, покупатели влияют на определение цены спроса (максимум цены, который они желают платить), а на установление цены предложения напрямую влияют продавцы (минимум, за который они готовы продать единицу своей продукции). При всём этом объём предложения будет равен объёму спроса. Данное состояние получило название рыночного равновесия, которое наглядно представляется тремя способами: аналитическим, табличным и графическим. [3] 
     
     
    
    Рисунке №10 иллюстрирует установление равновесной цены на конкурентном рынке. В зоне, где цены выше равновесных (Р2), образуется избыток товаров, что постепенно снижает цены. В зоне, где цена ниже равновесной (Р1), образуется дефицит товаров, который «работает» на повышение цен. В точке равновесной цены Е все, кто желает и способен покупать, могут найти всех тех, кто желает и способен продать свои товары. Данная ситуация может реализоваться лишь в условиях равенства рыночной цены и цены равновесия. Однако эти два показателя следует различать друг от друга. [2]
    Рыночная цена (её часто называют действительной – реальной ценой) – это цена, которая действует в любой момент времени. Цена равновесия не меняется пока не изменится соотношение между спросом и предложением, а рыночная цена может варьироваться бесконечно. Поэтому равновесное состояние по своей природе нестабильно, так как рыночные условия, определяющие его, постоянно меняются, вызывая колебания спроса и предложения.  [2]
    Когда рыночные цены выше равновесных, возникает избыток предложения – перепроизводство. Такой рынок называется рынком покупателя, поскольку он вынуждает продавцов снижать цены. По мере снижения цен объем спроса увеличивается, пока не достигнет точки равновесия Е. При низких рыночных ценах возникает избыток спроса – дефицит, и складывается рынок продавцов. Производитель легко реализует свою продукцию, после чего цены начинают расти, постепенно приближаясь к точке равновесия Е. Саморегуляцию рынка и восстановление равновесия (на прежнем или новом уровне) в своё время А. Смит описал как действие «невидимой руки». Именно механизм колебания спроса и предложения заставляет развиваться экономику, основанную на рыночных началах. Как правило, долгосрочные избытки или дефициты практически без исключения являются следствием государственного контроля над ценами. 
    Благодаря достижению равновесию цен и объёмов продукции рынок распределяет ресурсы общества между различными вариантами их использования. Таким образом, посредством процесса взаимодействия спроса и предложения рынок отвечает на вопросы, что, как и для кого производить нужные товары и услуги. [2]


































     Предпринимательство на рынке несовершенной конкуренции
    
     Сущность, формы и функции предпринимательской деятельности. Основные субъекты предпринимательства
    Одной из наиболее существенных черт рыночной системы является предпринимательство. Предприниматели постоянно генерируют новые идеи в производстве, обслуживании населения, создают новые товары. Они концентрируют энергию других и направляют её на реализацию общей цели. Предпринимательство – это энергия, идущая изнутри, вырывающаяся у деловых людей для достижения коммерческих результатов. Суть его состоит в том, чтобы нести всю полноту риска за начатое дело. Предприниматели – это люди в деловом мире, умеющие увидеть коммерческие возможности, способные получить необходимый капитал, знающие, как провести соответствующую операцию и готовые идти на риск, принимая на себя ответственность как за успех, так и за провал. Это осуществление новых смелых и непростых идей, интеллектуальная и деловая активность энергичного и инициативного человека, который, владея полностью или частично какими-либо материальными ценностями использует их для организации бизнеса. Предпринимательство – это любое самостоятельное дело, приносящее доход. Сущность предпринимательства хорошо выражается в его принципах: 
     ориентации на человека, 
     беззаветное служение покупателю, 
     создание и поддержание культурной среды фирмы, духа товарищества, взаимного уважения,
     постоянное стремление вырваться вперёд. [11]
    Предпринимательство реализуется в конкретной социально-экономической среде на макроуровне, и оно не может не учитывать её, поскольку и исходит из этой среды, и приспосабливается к ней. В конечном итоге предпринимательство является продуктом этой среды.
    Предпринимательство – это особый вид экономической активности (под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее. Экономическая активность представляет собой форму участия индивида в общественном производстве и способе получения финансовых средств для обеспечения жизнедеятельности его самого и членов его семьи. Такой формой участия индивида в общественном производстве является одна общественная функциональная обязанность или их комбинация, когда он выступает в качестве:
     собственника каких-либо объектов, недвижимости и т.д., приносящих ему постоянный и гарантированный доход (собственник предприятия или дома, сдаваемого в аренду и т.д.);
     на1много работника, продающего свою рабочую силу (токарь на заводе, учитель в школе и т.д.);
     индивидуального производи.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44