VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Экспортный контроль в системе запретов ограничений внешней торговли

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W002822
Тема: Экспортный контроль в системе запретов ограничений внешней торговли
Содержание
Государственное казенное образовательное учреждение
высшего образования
«Российская таможенная академия»
Ростовский филиал
Кафедра таможенных операций и таможенного контроля
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Запреты и ограничения во внешнеторговой деятельности»
на тему «Экспортный контроль в системе запретов ограничений внешней торговли»
 
       


Выполнил: В. И. Пучко, студент 3-го
курса очной формы обучения факультета
таможенного дела, группа ТС 02/1402
Руководитель: П.С.Шевчук,
профессор, д. т. н.
Подпись _____________________







Ростов-на-Дону
2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение                                                                                                                   3
Глава 1. Теоретические основы экспортного контроля в Российской Федерации                                                                                                                     5
     1.1. Понятие и сущность экспортного контроля                                     5
1.2. Нормативно-правовая база, регулирующая систему экспортного контроля                                                                                                         8
Глава 2. Методы экспортного контроля в системе запретов и ограничений внешней	 торговли                                                                                             13
2.1. Разрешительный порядок экспортного контроля                             13
2.2. Проблемы при контроле экспортируемых товаров: анализ судебной практики                                                                                                       16
Глава 3. Совершенствование экспортного контроля в системе запретов и ограничений внешней торговли                                                                           21
Заключение                                                                                                             25
Список использованных источников                                                                   27
Приложение 1. Российская система экспортного контроля                              29
















ВВЕДЕНИЕ
     Государственная политика в области экспортного контроля является составной частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и реализовывается исключительно в целях обеспечения безопасности страны, ее политических, экономических и военных интересов. Одновременно экспортный контроль является механизмом выполнения на национальном уровне международных обязательств Российской Федерации в области нераспространения оружия массового поражения.
     Экспортный контроль (далее – ЭК), базируется на разрешительном механизме осуществления экспорта и импорта контролируемых товаров и технологий, который осуществляется посредством лицензирования внешнеэкономических операций с ними. Правила осуществлений внешнеэкономических операций с товарами и технологиями, введенные в контрольные списки, определены постановлениями Правительства РФ, которыми регламентируются порядок и договор совершения сделок, требования к заключаемым контрактам, а также к составу и содержанию документов, представляемых для получения лицензии. Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимается в межведомственном формате на основе комплексной оценки нераспространенных рисков, связанных с экспортной сделкой.
     Актуальность заключается в том, совершенствование системы экспортного контроля является одной из самых главных задач, стоящей как: перед РФ, так и другими странами по экспортному контролю.
     Цель курсовой работы состоит в том, чтобы проанализировать современное состояние системы экспортного контроля, выявить возможности дальнейшего развития и совершенствования национальной системы экспортного контроля в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и сформулировать предложения и рекомендации к данной проблеме. В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
     1. Определить понятие и сущность экспортного контроля. 
     2. Ознакомиться с нормативно-правовой базой, регулирующей систему экспортного контроля.
     3. Определить порядок экспортного контроля. 
     4. Выявить проблемы при контроле экспортируемых товаров.
     5. Предложить пути совершенствования экспортного контроля в системе запретов и ограничений внешней торговли.
     Структура курсовой работы определяется характером и последовательностью решаемых задач. Работа состоит из введения,  трёх глав  (четырё параграфов), заключения, приложения, списка использованных источников, включающего 11 источников. Объём курсовой работы  — 29 страницы.            


















ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Понятие и сущность экспортного контроля
     Экспорт - таможенная процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся за пределы таможенной ЕАЭС и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами.
     Одним из наиглавнейших основ государственного регулирования внешнеторговой деятельности в РФ является единство политики экспортного контроля, осуществляемой в целях реализации муниципальных государственных задач обеспечения государственной, политических, экономических и военных интересов, а также выполнения международных обязательств Российской Федерации по недопущению вывоза оружия массового уничтожения (ОМУ) и иных наиболее опасных видов оружия.
     Под ЭК понимается комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного законодательством порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения (ядерного, химического, бактериологического (биологического) и токсинного оружия), средств его доставки (ракет и беспилотных летательных аппаратов, способных доставлять ОМП), а также иных видов вооружения и военной техники [11].
      Экспортный контроль основывается на запретительно - разрешительном (лицензионном) порядке экспорта определенных товаров и технологий, попавших в специальные контрольные списки. При данном вывоз понимается в предоставленном случае расширительно: речь идет не только о таможенном режиме экспорта, а о всех внешнеэкономических операциях, предусматривающих трансграничное перемещение контролируемых товаров и технологий.
     Несколько иное дефиниция экспортного контроля содержится в ст. 2 ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности". Он определяется как совокупность мер по реализации федеральными органами исполнительной власти установленного порядка вывоза за пределы РФ вооружений и военной техники, а также отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий и научно - технической информации, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники, по недопущению вывоза ОМУ и иных наиболее опасных видов оружия и технологий их создания, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка [2].
     Современная система ЭК, имеющаяся в большинстве промышленно развитых стран мира, основывается на основополагающем принципе, в соответствии с которым внешнеторговые поставки товаров и технологий высокого технического уровня страны - производители и экспортеры осуществляют при условии, что с ними будут обращаться соответствующим образом, и не будут реэкспортировать в контролируемые государства. 
     В 1992 году была создана система экспортного контроля в России. В настоящее время система содержит развитую структуру, которая приведена в  Приложении 1.  За время ее существования созданы существенные правовые основы ее функционирования, разграничены сферы ответственности и полномочий между федеральными органами исполнительной власти, а также  разработана  и беспрерывно улучшается нормативная база. В целом система экспортного контроля Российской Федерации соответствует международным требованиям экспортного контроля.
     Целью контроля является наблюдение за исполнением соответствующих международных обязательств и договоренностей методом получения достоверной информации о том, где располагается контролируемый товар, кто считается его владельцем или пользователем и с какими целями он применяется. Контроль организуется таким образом, что экспортер должен запросить компетентный орган исполнительной власти собственной страны о выдаче экспортной лицензии (разрешения на вывоз). Появление такого запроса является основанием для осуществления контроля,  за перемещением товара и целью его применения [11].
     Продукция военного назначения, к которой относится вооружение, военная техника, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, применяемые в военно – технической области, оборудование и материалы, связанные с использованием атомной энергии,  а также промышленные товары и технологии «двойного назначения»,  применяемые в гражданских и военных целях – являются объектами экспортного контроля. 
     Большинство российского экспорта вооружений за пятилетие пришлось на страны Азии (68%), затем идут Африка (11%), Ближний Восток (8,2%), Европа (— 6,4%). За  2011–2015 годов 39% экспорта пришлось на Индию, Китай и Вьетнам (по 11%), а 7,28% российских военных поставок получил Алжир. В 2015 году соотношение сместилось в сторону Китая и Вьетнама: их доли выросли до 15%, в то время как поставки в Индию уменьшились до 35%. Также до 5% сократилась доля Алжира, но до 7,5% выросли доли Ирака и Казахстана, данные статистические данные обуславливают важность экспортного контроля в сфере внешнеэкономической деятельности.
     Глобальная практика экспортного контроля исходит из того, что воздействие ограничительного режима обязано распространяться еще на изделия, произведенные из контролируемых товаров, сырья, материалов или же имеющие их в качестве компонентов.
     Продукты, попадающие в перечни объектов экспортного контроля (так именуемые ограничительные списки), либо подлежат вывозу лишь только в исключительном порядке путем предоставления специальной разовой лицензии по заявке экспортера, либо экспортируются в рамках конкретных квот, либо вывозятся в «контролируемые государства» под наблюдением. Списки контролируемых товаров время от времени пересматриваются с учетом последних научно - технических достижений.
     Поставки товаров, подпадающих под воздействие экспортного контроля, которые исполняются сверх установленных квот, могут допускаться при наличии специального разрешения.
     В настоящее время в России функционирует уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области экспортного контроля - Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России).
     Принципы исполнения государственной политики, правовые основы деятельности органов государственной власти РФ в области ЭК, прямые обязанности и ответственность участников ВЭД определены Федеральном законодательстве «Об экспортном контроле» № 183-ФЗ.
     В то же время, отдельные данные по экспорту контролируемой в Российской Федерации продукции можно встретить в отчетах региональных таможенных управлений и таможен. Таможенными органами ЮТУ управления в 2015 году выпущено 285 470 единиц наименований товаров, в отношении которых применялись запреты и ограничения внешнеторговой деятельности, что составило 40,5 % от общего количества оформленных товаров (2014 г. – 363 675 единиц и 60 %).
     В части соблюдения законодательства Российской Федерации об экспортном контроле в таможенные органы управления в 2015 году было предъявлено более 10 тысяч заключений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и независимых идентификационных экспертиз.
     Наибольшая нагрузка по совершению таможенных операций, связанных с декларированием контролируемых товаров (свыше 87%), приходится на Астраханскую, Новороссийскую и Ростовскую таможни.
     
1.2. Нормативно-правовая база, регулирующая систему экспортного контроля
     Нормативно – правовая основа экспортного контроля в РФ основывается на Конституцию и международные соглашения по нераспространению оружия массового поражения и экспорту продукции двойного назначения. На сегодняшний день нормативно – правовая база включает в себя в пределах 80 нормативно – правовых актов: федеральных законов, указов Президента и постановлений Правительства РФ, приказов ФСТЭК, ФСВТС, ФТС России и других федеральных служб и ведомств, межведомственных соглашений. 
     Основу международного режима нераспространения ОМП составляют соответствующие международные договоры, а еще национальные системы экспортного контроля. В настоящее время сложились следующие многосторонние соглашения и договоренности в области экспортного контроля:
      * Договор о нераспространении ядерного оружия (Nuclear Non-Proliferation Treaty);
      * Комитет Цангера (Zangger Committee);
      * Группа ядерных поставщиков (Nuclear Suppliers Group );
      * Режим контроля за ракетными технологиями (Missile technology control regime);
      * Австралийская группа (химические и биологические технологии);
      * Вассенаарские договоренности по контролю за двойными технологиями и обычными вооружениями.
     Российская Федерация является участником ДНЯО, Комитета Цангера, ГЯП, РКРТ, Вассенаарских договоренностей. Исключение оформляет Австралийская группа (международный режим контроля за нераспространением химического и биологического оружия).
   К главным федеральным законам, регулирующим экспортный контроль, относятся: 
     * Федеральный закон № 183-ФЗ «Об экспортном контроле»;
     * Федеральный закон № 114-ФЗ «О военнотехническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами»; 
     * Федеральный закон № 60-ФЗ «О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации»; 
     * Федеральный закон № 170-ФЗ (в ред. от 10.07.2001) «Об использовании атомной энергии»; 
     * Федеральный закон № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»; 
     * Федеральный закон № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; 
     * Федеральный закон № 63-ФЗ «Уголовный кодекс Российской Федерации». 
     Безусловно, более важными  федеральными законами, регулирующими экспортный контроль, являются «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». 
     Целями ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» являются защита экономического суверенитета, обеспечение финансовой безопасности РФ, стимулирование развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности и обеспечение условий результативной интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику.
     Принципы государственной политики в области экспортного контроля нашли свое закрепление в ст. 5 ФЗ "Об экспортном контроле", ст. 16 ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", ст. 4 Федерального закона "О военно - техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" и включают:
     * добросовестность выполнения международных обязательств в Российской Федерации в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения;
     * взаимодействие с интернациональными организациями и иностранными государствами в области экспортного контроля в целях укрепления международной безопасности и прочности, предотвращения распространения оружия массового поражения и средств его доставки;
     * гармонизацию процедур и правил экспортного контроля с общепризнанными международными нормами и практикой;
     * единой политики экспортного контроля и единство таможенной территории РФ;
     * приоритет безопасности государства; 
     * недопустимость нанесения ущерба обороноспособности и безопасности Российской Федерации;
     * осуществление ЭК только в той мере, в какой это необходимо для достижения его целей (этот принцип произведен от принципа исключения неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом, который закреплен в ст. 4 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности");
     * подконтрольность и подотчетность федеральных органов исполнительной власти и всех российских юридических лиц, участвующих в военно - техническом сотрудничестве;
     * законность, гласность и доступность информации по вопросам экспортного контроля [3].
     Механизм ЭК, закрепленный в действующем законодательстве, предусматривает следующие основные методы его осуществления:
     * идентификацию контролируемых товаров и технологий;
     * разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций;
     * таможенный контроль и таможенное декларирование вывоза контролируемых товаров и технологий;
     * валютный контроль за осуществлением внешнеэкономических операций;
     * применение мер государственного принуждения (санкций) в отношении лиц, нарушивших или же пытавшихся не соблюсти законодательство об экспортном контроле.
     Нарушением законодательства Российской Федерации в области ЭК является:
     * осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, на которые распространяется экспортный контроль, без лицензий и разрешений;
     * получение данных лицензий и разрешений при помощи предоставления фалшивых документов или документов, содержащих недостоверные сведения;
     * нарушение требования лицензий и разрешений на выполнение внешнеэкономических операций, предмет которых является объектом экспортного контроля;
     * неисполнение или ненадлежащее исполнение предписаний специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области экспортного контроля;
     * создание преград для выполнения должностными лицами федеральных органов исполнительной власти своих функций в области экспортного контроля;
     * необоснованный отказ в предоставлении информации для целей экспортного контроля, ее умышленное искажение или же сокрытие;
     * нарушение установленного порядка учета внешнеэкономических сделок, предметы которых являются объектами экспортного контроля.
     Должностные лица организаций и граждане, виновные в нарушении законодательства РФ в области экспортного контроля, согласно статье 31 Закона №183-ФЗ несут уголовную, административную, гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации [4].
	В заключении, хотелось бы отметить, что законодательство в России в области экспортного контроля постоянно совершенствуется, а именно: постоянно актуализируются списки контролируемых товаров и технологий, принимаются нормативные акты, дополнительно регулирующие порядок внешнеэкономической деятельности в отношении контролируемой продукции.




ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ ЗАПРЕТОВ И ОГРАНИЧЕНИЙ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
2.1. Разрешительный порядок экспортного контроля
     Экспортный контроль основывается на лицензионном порядке экспорта определенных товаров и технологий, попавших в специальные контрольные списки. 
     Лицензией является разрешение на осуществление внешнеэкономической операции, но на определенных условиях, с принятием определенных гарантий того, что поставляемый товар или технология не попадут к нежелательному пользователю и не будут применены для производства оружия [7].
     На экспорт отдельных видов контролируемых товаров в иностранные государства, придерживающиеся в своей внутренней и внешней политике общепризнанных принципов и норм международного права в области нераспространения оружия массового поражения и средств его доставки, могут выдаваться генеральные лицензии, то есть лицензии с указанием количества товаров без определения конкретного покупателя. Перечень иностранных государств и виды контролируемых товаров, на экспорт которых разрешается выдача генеральных лицензий, устанавливаются Правительством РФ.
     Генеральная лицензия может выдаваться лишь только российскому юридическому лицу, создавшему внутрифирменную программу экспортного контроля и получившему в установленном порядке свидетельство о государственной аккредитации.
     Вывоз из Российской Федерации контролируемых товаров и технологий без передачи таких товаров и технологий иностранному лицу, в частности для демонстрации на выставках или в целях использования для собственных нужд, может осуществляться без лицензий при условии, что такие товары и технологии будут оставаться под непосредственным контролем российского лица, осуществляющего их вывоз из Российской Федерации, и будут возвращены в Российскую Федерацию в установленные сроки.
     Решение о вывозе из Российской Федерации контролируемых товаров и технологий без лицензий принимается межведомственным координационным органом по экспортному контролю в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
     Правила выдачи лицензий на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями определены Положением о лицензировании операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 № 691.
     Идентификация контролируемых товаров и технологий, а также совершение всех необходимых действий, связанных с получением лицензий, считается обязанностью российского участника внешнеэкономической деятельности [8].
     Российский участник ВЭД  вправе доверить проведение идентификации контролируемых товаров и технологий экспертной организации (организации, имеющей специальное разрешение).
     Для получения лицензии заявитель (российский участник ВЭД) предоставляет в ФСТЭК России соответствующий комплект документов. Схема взаимодействия ФТС и ФСТЭК приведена на Рисунке 1.
     Порядок представления документов, требования к их комплектности, содержанию и оформлению, сроки выдачи лицензий, размер платы за предоставление лицензии, порядок оплаты описаны в Административном регламенте Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по исполнению государственной функции по осуществлению (в пределах своей компетенции) нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, в том числе выдаче лицензий на осуществление операций по экспорту или импорту товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
     
     
     
     
     
     
     Рисунок 1. Схема взаимодействия ФСТЭК и ФТС
     Сначала, осуществляется оформление участником ВЭД заявления на получение лицензии в связи с проведением экспортной сделки с тем или иным видом товара, входящим в перечень товаров, подлежащих экспортному контролю. Затем  участником ВЭД подается в ФСТЭК России заявления на получение лицензии, а также обязательства об использовании им товара в заявленных целях, не противоречащих положениям закона «Об экспортном контроле». После этого оформляется экспортная лицензия после проведения соответствующих экспертиз. Затем  участнику ВЭД выдается  лицензия, которая предоставляется в таможенный орган при декларировании  товара, перемещаемого через таможенную границу ЕАЭС. В завершении, ФСТЭК России направляет в ФТС России информацию, касающейся с процессом получения лицензии.
     Вывоз из Российской Федерации контролируемых товаров и технологий для демонстрации на выставках и презентаций, для собственных нужд осуществляется по разрешению Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации. Для получения такого разрешения заявитель представляет в ФСТЭК России соответствующий комплект документов.
     В случаях, если участник ВЭД проинформирован ФСТЭК России в письменной форме о том, что эта продукция может быть использована в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники или в террористических целях или если у участника ВЭД  имеются основания полагать, что поставляемая им продукция может использоваться в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники или в террористических целях, то следует обозначить, что экспортному контролю подлежат внешнеэкономические операции с «несписочной» продукцией (товары и технологии не включены в контрольные списки)   [7].
     В этих случаях участник ВЭД обязан обратиться в ФСТЭК России за разрешением Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на экспорт этой продукции.
     Наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной, искаженной или же неполной информации, отрицательное заключение государственной экспертизы и осуществление внешнеэкономической операции с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности на условиях, при которых наносится вред или возникает угроза причинения ущерба интересам Российской Федерации – являются основанием для отказа в выдаче лицензии или разрешения.
     Таким образом, в данном параграфе был рассмотрен разрешительный порядок экспортного контроля.

2.2. Проблемы при контроле экспортируемых товаров: анализ судебной практики 
     В предыдущем параграфе уже отмечалось, собственно, что  методы правового регулирования ВЭД, посредством которых осуществляется экспортный контроль в РФ, включают в себя разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями, предусматривающий лицензирование или иную форму их государственного регулирования, таможенный контроль при совершении таможенных операций в отношении контролируемых товаров и технологий и конечно же, идентификацию контролируемых товаров и технологий.
     Идентификацию товаров, в свою очередь, участник ВЭД осуществляет самостоятельно и несет обязанность за правильность ее результатов. Таким образом, первичная идентификационная экспертиза экспортируемого товара, как правило, проводится экспортёрами на уровне внутрифирменной службы экспортного контроля на предприятии с участием специалистов технических подразделений, знающих технические параметры и конструктивные особенности объекта экспорта. Идентификационная экспертиза проводится в отношении каждого предмета экспорта методом установления соотношения его характеристик техническому описанию и контролируемым параметрам товаров и технологий, включенных в контрольные списки.
     Большая часть судебных разбирательств в сфере экспортного контроля связано как раз с проблемой идентификации контролируемых товаров и технологий. Рассмотрим и проанализируем некоторое количество судебных дел. 
     Так, ОАО ««Beloretsk metallurgical plant»» обратилось с заявлением о признании незаконным постановления Пермской таможни по делу об административном правонарушении, которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа. Суд решил отказать в удовлетворении заявленного требования, так как Административным органом при проверке установлено, что ОАО «Beloretsk metallurgical plant» вывозит в Украину товар (лента холоднокатаная марки 08ПС), который по своему функциональному назначению может использоваться как в гражданских целях, так и потенциально пригодных для военного использования. 
     На основании ст. 21 Федерального закона «Об экспортном контроле» внешнеэкономические сделки с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, на которые распространяется экспортный контроль, подлежат государственной экспертизе. Результаты государственной экспертизы являются основанием для выдачи или отказа в выдаче лицензии или разрешения. ОАО «BMK»  обратилось в ФСТЭК России с заявлением о выдаче разрешения на вывоз указанного товара. Рассмотрев данное обращение ФСТЭК РФ отказало в выдаче разрешения для поставки в Украину вышеуказанной продукции, так как с учетом назначения поставляемой металлопродукции, а также профиля деятельности ООО «Transservis», межведомственной экспертной группой был сделан вывод о наличии значимого риска её использования в интересах производства и ремонта вооружения, военной и специальной техники. 
     Таким образом, согласно информации полученной из ФСТЭК РФ, данный товар подлежит экспортному контролю и его вывоз осуществляется на основании разрешительного документа. Кроме того, при рассмотрении арбитражных дел необходимо обращать внимание на актуальность правовой документации, согласно которой товар может являться объектом экспортного контроля. 
     Так, ООО «Rida»  подало на Пушкинский таможенный пост декларацию на товары. Согласно сведениям в декларации, товар представляет собой аппарат дыхательный со сжатым воздухом. Этот продукт по коду ТН ВЭД ЕАЭС и описанию соотносится с товарами, включенными в Указ Президента РФ № 1661, и является снаряжением и оборудованием для защиты от химических, биологических, ядерных поражающих факторов или взрывных приборов. В представленном случае аппарат дыхательный является товаром двойного назначения, который может быть использован при создании вооружений и военной техники и в отношении которого осуществляется экспортный контроль.
     Вместе с тем в графе 44 ДТ отсутствуют сведения о лицензии, выданной ФСТЭК, либо об ином разрешительном документе на ввоз товара. Данное обстоятельство послужило таможенному органу основанием для возбуждения в отношении ООО «Rida» дела об административном правонарушении (часть 1 статья 16.3 КоАП РФ). Не согласившись с постановлением, общество обратилось в арбитражный суд. 
     В соответствии со статьей 7 Федерального закона № 183-ФЗ «Об экспортном контроле», экспортный контроль в РФ включает в себя разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами, предусматривающий лицензирование. Следовательно, ввоз товара требовал лицензии ФСТЭК. Впоследствии Указом Президента РФ № 519 пункт, к которому относится рассматриваемый товар, из списка товаров экспортного контроля был исключен. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2015 № 519 вступил в силу 22.10.2015, то есть до возбуждения дела об административном правонарушении и вынесения оспариваемого постановления таможни. При таких обстоятельствах, таможенный орган должен был прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отменой закона, установившего административную ответственность. 
     Арбитражный суд решил признать незаконным и отменить постановление от 30.03.2016  по делу об административном правонарушении, о привлечении ООО «Rida» к административной ответственности. 
     В итоге анализа судебной практики необходимо отметить ряд проблемных вопросов, образующихся в сфере применения экспортного контроля: определение оснований и необходимости проведения данного вида контроля, установление, относится ли конкретный товар к товарам, подлежащим такому контролю. 
     При рассмотрении судебных дел необходимо опираться на действующую нормативную документацию, углублённо изучать все возможные или вероятные характеристики (свойства) товара, вероятность подпадания его под соответствующий список контролируемых товаров. 
     Таким образом, вопросы, связанные с экспортным контролем, имеют политическое и социально – экономическое значение. Четкое нормативное регулирование соответствующих вопросов, а также развитая судебная практика имеют главное значение.
     Существующая арбитражная практика предлагает единообразный подход к осуществлению экспортного контроля в РФ. Российский участник ВЭД обязан нести ответственность за правильность результатов идентификации и представление недостоверной информации, то есть ошибка, совершенная при проведении идентификации, не является основанием для его освобождения от применения мер принудительного характера за нарушение законодательства в области экспортного контроля. Соблюдение законодательства в области экспортного контроля требует от всех участников данного процесса взаимного сотрудничества и налагает на них соответствующие обязанности [9].
     Таким образом, все рассмотренные проблемы в области экспортного контроля играют важную роль для конкретных участников внешнеэкономической деятельности и отражаются на экономической ситуации в стране и военно-политической защищенности в РФ и в мире.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ ЗАПРЕТОВ И ОГРАНИЧЕНИЙ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
     В 2016 году итоги деятельности Федеральной службы по техническому и экспортному контролю свидетельствуют о повышении результативности и эффективности государственного контроля, осуществляемого Службой.
Экспортный контроль как комплекс мер нетарифного регулирования считается, с одной стороны, категорией экономической, а с другой — политической и военно-политической, что объясняется его нацеленностью на решение задач обеспечения безопасности страны и укрепление режимов нераспространения [11].
     Современная, прогрессивная система ЭК, существующая в большинстве промышленно развитых стран мира, базируется на основополагающем принципе, в соответствии с которым внешнеторговые поставки товаров и технологий высокого технического уровня страны - производители и экспортеры осуществляют при условии,  собственно, что с ними будут обращаться соответствующим образом и не станут реэкспортировать в контролируемые государства.
     Так как сегодняшней актуальной задачей экспортного контроля является предотвращение распространения ОМУ и его носителей, - то при ее решении еще труднее выработать количественные критерии эффективности режимов. Можно говорить лишь о замедлении процесса распространения ОМУ.
     Существует ряд объективных факторов экономического характера, подрывающих результативность систем экспортного контроля и подводящих к необходимости пересмотра многих элементов этой политики. Для начала, интернационализация научно-технических знаний и производства приводит к тому, что на мировой рынок выходят новые поставщики высокотехнологичных товаров, что облегчает получение аналогов нужных товаров и технологий на расширяющихся рынках товаров и технологий двойного назначения. Ограничения и санкции заставляют контрагента развивать собственное производство чувствительных товаров, используя знания национальных или иностранных специалистов, получивших образование в лучших университетах мира. 
     Затем, в условиях глобализации растет значение так называемых неосязаемых форм передачи технологий, которые очень трудно проконтролировать. Грань между ужесточением контроля в этой области и подрывом демократических свобод очень зыбка. 
     Далее, гражданский сектор добился первенства в разработке ряда новейших технологий, имеющих одновременно ва.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44