VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Экспериментальная работа по обучению младших школьников синонимам

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W010949
Тема: Экспериментальная работа по обучению младших школьников синонимам
Содержание
Глава 2 Экспериментальная работа по обучению младших школьников синонимам.
2.1 Организация и проведение констатирующего эксперимента
Для определения состояния знаний, умений и навыков учащихся начальной школы в области синонимии нами был проведен констатирующий эксперимент. Экспериментальная работа проводилась в МОБУ-СОШ №16 пос. Красносельского Гулькевичского района Краснодарского края в 3 «А» классе, который был экспериментальным, и 3 «Б» классе - контрольном.
В констатирующем эксперименте использовались следующие методы
научного исследования:
1) наблюдение за работой учащихся на уроках русского языка;
2) проведение письменных проверочных работ и их анализ.
В ходе эксперимента учащиеся 3 классов должны были выполнить 4 задания, которые составлялись в соответствии с дидактическими принципами: доступности, научности, систематичности, преемственности и целесообразности. Основываясь на том, что программой начальной школы по русскому языку предусмотрена практическая работа с синонимичными словами параллельно с изучением тем по грамматике, в каждое задание были включены слова-синонимы, относящиеся к знаменательным частям речи (имя существительное, имя прилагательное).
Остановимся подробнее на заданиях констатирующего эксперимента и результатах их выполнения.
Задание № 1
Подберите к данным словам близкие по смыслу слова.
Цель: определить степень понимания явления синонимии.
Интересный
Голова
Красивый
Максимальный балл за задание – 6.
Ошибки, допущенные учениками в работах:
1. Непонимание учащимися семантики слов:
а) отнесение к синонимам форм одного и того же слова (красивый –красивая, интересный – интересная);
б) название сопутствующих качеств (красивый – опрятный).
Задание №2. Подчеркнуть слова-синонимы.
Цель: выявить умение находить синонимы в тексте.
Приближался радостный день. Наш класс отправился на экскурсию в рощицу. Настроение у всех было веселое. Мы провели там целый день. Ребята играли, разводили костер и готовить на нем обед. Счастливыми мы вернулись домой.
Максимально за выполнение этого задания можно набрать 3 балла.
Задание №3
Дается список слов, относящихся к одной части речи, и среди них слова, которые могут вступать в синонимические отношения. Необходимо из этого списка выписать слова, которые не имеют синонимов.
Цель: выявить умение детей определять слова, которые могут вступать в синонимические отношения
Потемки, тетрадь, оценка, сумерки, рука, портфель.
Максимально за выполнение этого задания можно набрать 4 балла.
Задание №4
Расположение синонимов по возрастающей или убывающей степени какого-либо признака (градация синонимов).
Цель: выявление умения школьников располагать синонимы в порядке возрастающей степени какого-либо признака.
Школьникам даются слова: огромный, гигантский, большой, маленький, крохотный, микроскопический. Дети составляют ряд по возрастанию размера.
Максимально возможное количество баллов за выполнение задания равно 6 баллам.
Для определения уровня знаний и умений школьников мы ввели уровневую шкалу: 0-8 баллов – низкий уровень; 9-18 баллов – средний уровень; 19 и выше – высокий.
Таблица № 1
Результаты констатирующего эксперимента экспериментального класса
П/п
Ф И О
Зад.№1
Зад.№2
Зад.№3
Зад.№4
Общий
балл
1
Аринархов С.
4
2
3
3
12
2
Асипович К.
4
2
3
5
14
3
Борикова Р.
3
1
2
2
8
4
Варнава К.
3
1
2
2
8
5
Воронов М.
2
2
1
2
7
6
Вискова Л.
6
3
4
6
19
7
Дронова Л.
5
2
4
5
16
8
Душенко И.
4
2
3
4
13
9
Ерохина Л.
4
3
3
3
12
10
Елонян А.
2
1
2
1
6
11
Железняк А.
4
3
3
3
12
12
Жирнова В.
5
2
3
3
13
13
Овсепян А.
3
2
3
3
11
14
Овражная Т.
5
2
4
4
12
15
Соколов М.
3
1
3
3
10
16
Смольникова Н.
5
3
4
4
12
17
Суринов В.
2
1
2
2
7
18
Татаринцева Е.
6
3
4
4
17
19
Урасов О.
3
1
2
2
8
20
Фролова Д.
6
3
3
6
18
21
Хоцанян А.
5
2
3
3
13
22
Чекалина А.
6
3
4
4
17
23
Якушева С.
6
3
4
6
19

Подведем итоги констатирующего эксперимента экспериментального класса.
На низком уровне оказалось 6 учащихся, на среднем уровне –16 учащихся, на вы высоком уровне – 1 учащийся
Таблица № 2
Результаты констатирующего эксперимента контрольного класса
П/п
Ф И О
Зад.№1
Зад.№2
Зад.№3
Зад.№4
Общий
балл
1
Антонова М.
4
2
4
4
14
2
Бугаёва А.
4
2
3
5
14
3
Булава М.
3
2
2
2
9
4
Еремянц А
3
1
2
2
8
5
Зосимова А
2
2
1
2
7
6
Ковалёв А.
6
3
4
5
18
7
Ковалёв С.
5
2
4
5
16
8
Кононова Е.
4
2
3
5
14
9
Косарева А.
4
3
3
3
12
10
Майоров Д.
2
2
2
1
7
11
Маркин Л.
4
3
3
3
12
12
Миргородский Г.
5
2
3
4
14
13
Нерсисян Е.
3
1
3
2
9
14
Плотников А.
5
2
4
4
12
15
Примак Я.
3
1
3
3
10
16
Рукавицына М.
5
3
4
4
12
17
Савченко А.
2
1
2
2
7
18
Склярова В.
6
3
4
4
17
19
Стрельцова А.
3
1
2
2
8
20
Стригунов Д.
6
3
3
6
19
21
Хатуева Е.
2
1
3
2
8
22
Ястребова Е.
6
3
4
4
17
23
Якушев А.
6
3
4
6
19

Подведем итоги констатирующего эксперимента контрольного класса.
На низком уровне оказалось 6 учащихся, на среднем уровне –15 учащихся, на вы высоком уровне – 2 учащихся.
2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента
Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что ученики в целом владеют знаниями по синонимии.
Для активизации получения знаний, формирования умений и навыков мы считаем, что наиболее эффективно использование поискового метода (классификация М.Р.Львова и др.). В связи с этим мы предлагаем группы заданий, которые можно использовать на различных ступенях овладения синонимами.
1. Найти «третье лишнее»;
Снег, лёд, непогода.
Дорожка, тропинка, шажок.
Чудесный, замечательный, смешной
2. Найдите в предложении синонимы.
В голове ветер ходит, а в кармане пустота бродит.
Не спеши языком, торопись делом.
Умел звать, умей и угощать.
Рука победит одного, знания поборют тысячи.
Чего сердце не заметит, того и глаз не увидит.
Без волненья, без заботы не жди радости от работы.
Колотись, бейся, а всё надейся.
Приятелей много, а друга нет.
Звать - зовёт, а адреса не даёт.
Скупой глядит, как бы другому не дать, а жадный глядит, как бы у другого отнять.
Не верь ушам, а верь глазам.
Ложь бывает и спроста, а клевета всегда с умыслом.
Хорошие речи хорошо и слушать.
Но основное изучение синонимов приходится на 3 класс. Предлагаем фрагменты уроков для учащихся этого периода обучения с применением поискового метода.
Для проведения формирующего эксперимента мы разработали фрагменты уроков, с применением поискового метода, и направленные на усвоение учащимися понятия синонимии, связанного со значением слова, подбором и употреблением синонимов, усвоением сочетаемости слов.
Фрагмент урока 1
Цель: закрепить понятие о синонимах; учить подбирать синонимы, составлять синонимический ряд; развивать умение находить синонимы в тексте, в пословицах и поговорках повышать уровень языкового развития; способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного материала, точному употреблению слов в речи.
Задачи:
1. показать учащимся неоднозначность соответствия предмета и слова, которое этот предмет называет;
2. развивать речь, обогащать словарный запас;
3) углубить знания учащихся о синонимах, об их роли в русском языке.
Проверка домашнего задания.
Формирование представления детей о неоднозначности соответствия предмета и слова, которое этот предмет называет:
Ребята, можем ли мы утверждать, что сколько существует в мире явлений, понятий, столько существует и слов?
Могут ли один предмет, одно понятие быть названы разными словами?
Как называются данные слова?
Определение термина «синонимы» дети дают самостоятельно.
Учащиеся выполняют упражнение, в котором должны составить к данным словам синонимические ряды:
простой (пример) -...,...
думать (о чем-то) -...,...
страх (перед чем-то) -...,...
Выяснение различий в сфере употребления синонимов:
Можно ли в учебнике по окружающему миру, в энциклопедии встретить такие названия зверей: Патрикеевна, Косой?
А где допустимо употребление этих слов?
Подбор синонимов к данному слову с определением сферы употребления каждого слова (ребенок — современное, везде уместное; чадо — шутливое, устаревшее; ребятенок — разговорное; малютка — разговорное; детище — шутливое; дитятко — разговорное, ласковое).
Нахождение синонимов в предложении.
Бесконечная степь, необъятный океан трав тянулись перед нами, и казалось, не будет им конца.
(Арсентьев)
Распределение слов в синонимические группы с целью проверки умения детей систематизировать лексику по сходству значения.
Учащиеся распределяют слова-синонимы по значению в отдельные ряды:неправильный, меткий, мелкий, беспощадный, жестокий, неточный, неглубокий, неверный, бессердечный, ложный, свирепый, ошибочный, безжалостный.
Игра «Кто больше?». Необходимо подобрать как можно больше синонимов, например: отец — папа, батюшка, отче, родитель; друг — приятель, товарищ; воин — солдат, боец, ратник (устаревшее); волшебник — чародей, кудесник. По возможности указывать или различия в значениях подобранных синонимов, или разницу в сфере их употребления.
Итог урока.
Какие слова называются синонимами?
Чем могут различаться синонимы?
Домашнее задание.
Фрагмент урока 2
Цель: закрепить понятие о синонимах; учить подбирать синонимы, составлять синонимический ряд; развивать умение находить синонимы в тексте, в пословицах и поговорках; развивать речь, обогащать словарный запас, повышать уровень языкового развития; способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного материала, точному употреблению слов в речи.
Задачи:
1. показать учащимся неоднозначность соответствия предмета и слова, которое этот предмет называет;
2) углубить знания учащихся о синонимах, об их роли в русском языке.
Расположение синонимов по степени возрастания признака:
мороз - холод - стужа.
Распределение синонимов по группам в зависимости от сферы их употребления.
Наблюдение за употреблением синонимов в тексте определенной стилистической направленности.
Из отрывка сказки А.С. Пушкина нужно найти в тексте слово, близкое по смыслу слову устроили:
Свадьбу тотчас учинили,
И с невестою своей
Обвенчался Елисей;
И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.
Наблюдение за синонимами, выраженными словосочетаниями, фразеологическими оборотами. Составление предложений с фразеологизмами. Дополнительно учитель может поработать над этимологией фразеологического оборота.
Почему, например, у фразеологизма попасть впросак возникло такое значение? Просак — так раньше называли станок для плетения веревок. Попасть в просак было опасно для жизни, очень неприятно. Слово просакисчезло из языка вместе с исчезновением самого называемого предмета, а устойчивое словосочетание с ним осталось.
Задание повышенной трудности. Замените фразеологические обороты словами - синонимами:
В час по чайной ложке; рукой подать; повесить нос; раз, два и обчелся; куры не клюют; кожа да кости.
Итог урока.
Только ли отдельные слова могут иметь синонимы?
Как могут различаться синонимы по употреблению?
Домашнее задание.
Фрагмент урока 3
Цель: закрепить понятие о синонимах; учить подбирать синонимы, составлять синонимический ряд; развивать умение находить синонимы в тексте, в пословицах и поговорках; развивать речь, обогащать словарный запас, повышать уровень языкового развития; способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного материала, точному употреблению слов в речи.
Задачи:
1. формирование навыков и умений, связанных с явлением синонимии;
2. выработка умений и навыков, связанных с использованием конкретных синонимов в речи младших школьников.
Проверка домашнего задания.
Беседа об отличиях синонимов от однокоренных слов, от форм одного и того же слова и слов, объединённых отношениями родовидового характера.
Упражнения на закрепление навыка выделения синонимов из готового списка слов.
1. Синонимы и однокоренные слова.
Выберите из приведённых слов синонимы. Объясните, почему остальные слова синонимами не являются. Обозначьте в каждом слове корень:
1. основной, основа, главный, глава, основать, главенствовать;
2. похвала, одобрение, одобрить, похвальный;
3. думать, дума, мысленно, мыслить, размышлять.
2. Синонимы и формы одного и того же слова.
Выделите синонимы. Почему разные формы одного и того же слова не являются синонимами по отношению друг к другу? Прокомментируйте каждую из форм слова, выделив изменяемую его часть:
1. приглашать, приглашаю, приглашаем, просить, звать;
2. отдых, отдыха, передышка, покой, отдыхом, об отдыхе;
3. интересный, занимательный, интереснее, забавный.
3. Синонимы и понятия рода и вида.
Найдите «лишние» слова, которые не являются синонимами. Объясните свой выбор:
1. всадник, наездник, человек, верховой, ездок, конный, мужчина;
2. собака, пес, животное, кошка;
3. учитель, математик, педагог, историк, преподаватель.
Упражнение, позволяющее учащимся самостоятельно выбирать из текста необходимые лексические и грамматические единицы.
Вьюга снежная, пурга,
Напряди нам пряжи;
Взбей пушистые снега,
Словно пух лебяжий.
Вы, проворные ткачи –
Вихри и метели,
Дайте радужной парчи
Для косматых елей.
С.Маршак
Задание:
1. Прочитайте стихотворение. О каком времени года повествует автор? Какие слова на это указывают?
2. Найдите в тексте однокоренные слова. (Снега – снежная, пряжа – напряди, пух – пушистые.)
3. Выпишите все имена существительные. Найдите среди них синонимы. (Вьюга, пурга, метели.)
Упражнение, направленное на закрепление навыка распознавания синонимов на основе признака взаимозаменяемости без изменения смысла.
Лето в лесу.
Стояло жаркое лето (безоблачное, знойное, чудесное). Из лесной чащи выбирался на поляну неуклюжий медведь (огромный, неповоротливый, добродушный). В лесу мы с интересом наблюдали, как быстрая белочка перепрыгивала с одного дерева на другое (маленькая, проворная, весёлая). Вокруг радостно пели птицы (весело, оживлённо, громко).
Задание:
1. Прочитайте текст. О чём в нём говорится? Кто в лесу привлёк внимание автора?
2. К подчёркнутым словам подберите синонимы из предложенных в скобках вариантов. Какие слова не подходят? Почему?
3. К каким словам из этого текста можно подобрать синонимы? Поменяется ли при замене слов-синонимов смысл текста?
4. Можно ли произвести в тексте следующие замены: медведь – животное, белочка – зверёк, перепрыгивала – перескакивала, птицы – соловьи, вокруг – везде? Объясните возможность или невозможность замены в каждом случае.
Итог урока. Чем отличаются синонимы и однокоренные слова? В чем отличие синонима от форм одного и того же слова? Каково различие синонимов и слов, объединённых отношениями родовидового характера?
Домашнее задание.
1. 
3. Организация и проведение контрольного эксперимента
В ходе контрольного эксперимента учащиеся 3-их классов должны были выполнить также 4 задания. С целью проверки полученных знаний в этой области мы предложили учащимся следующие задания.
Задание № 1
Подберите к данным словам как можно больше близких по смыслу слов.
Цель: определить степень владения синонимичными рядами (выявить умение учащихся самостоятельно воспроизводить синонимические ряды).
Смешной
Метель
Хороший
За каждый подобранный синоним дается 1 балл.
Задание №2
Упражнение на редактирование текста.
Цель: выявить умение учащихся самостоятельно заменять повторяющиеся слова в тексте.
Детям был предложен текст с повторяющимися словами. Необходимо заменить их синонимами.
Над озером нависла темная туча. Потемнело. Темная туча закрыла все небо. Я испугался темной тучи и поспешил к берегу. У самой моей маски виляли хвостиками рыбешки. Они тоже спешили в тростник.
Вдруг грянул гром! Я вздрогнул, а рыбешки разом выскочили из воды. С первыми тяжелыми каплями дождя они плюхнулись в воду и завиляли хвостиками около маски. Мы доплыли до берега. Я вздрагивал от грома, а рыбешки выскакивали. У тростника я вышел из воды. Рыбешки ушли на дно. И тут хлынул ливень.
Максимальное количество баллов – 4.
Задание №3
Составить синонимический ряд, используя слова для справки.
Цель: выявить умение детей выбирать из списка слов с несколькими «конфликтными» ля справки:
Подобрать синонимы к словам распорядок, интересный, красивый.
Слова для справки:
Занимательный, прекрасный, правила, прелестный, сумерки, корабль, балл, увлекательный, картофель, режим.
Максимально за выполнение этого задания можно набрать 6 баллов.
Задание №4
Расположение синонимов по возрастающей или убывающей степени какого-либо признака (градация синонимов).
Цель: выявление умения школьников располагать синонимы в порядке возрастающей или убывающей степени какого-либо признака.
Прочитайте следующее предложение. Попробуйте расположить подчеркнутые синонимы по принципу грации:
Скоро хихикали все: смеялся мальчик в лифте, громко хихикала горничная, улыбались официанты в ресторане, крякнул толстый повар, визжали поварята, хмыкал швейцар, усмехался сам хозяин отеля. (Л.Кассиль)
Максимально возможное количество баллов за выполнение данного задания равно 4 баллам.
Таблица 3
Результаты контрольного эксперимента экспериментального класса
П/п
Ф И О
Зад.№1
Зад.№2
Зад.№3
Зад.№4
Общий
балл
1
Аринархов С.
6
3
5
4
18
2
Асипович К.
7
3
5
4
19
3
Борикова Р.
3
1
3
2
9
4
Варнава К.
4
1
3
2
10
5
Воронов М.
3
2
2
2
9
6
Вискова Л.
7
4
6
4
21
7
Дронова Л.
8
4
6
4
22
8
Душенко И.
7
3
5
3
18
9
Ерохина Л.
5
3
3
3
14
10
Елонян А.
3
1
2
1
7
11
Железняк А.
8
3
5
3
19
12
Жирнова В.
7
3
3
3
16
13
Овсепян А.
3
1
4
3
11
14
Овражная Т.
7
2
4
4
17
15
Соколов М.
4
2
3
2
15
16
Смольникова Н.
6
3
4
4
17
17
Суринов В.
3
1
2
2
8
18
Татаринцева Е.
9
4
5
4
22
19
Урасов О.
3
1
2
2
8
20
Фролова Д.
8
3
4
4
17
21
Хоцанян А.
5
2
3
2
12
22
Чекалина А.
7
3
5
4
19
23
Якушева С.
9
4
6
4
23


Подведем итоги контрольного эксперимента экспериментального класса.
На низком уровне оказалось 3 учащихся, на среднем уровне –13 учащихся, на вы высоком уровне – 7 учащихся
Таблица № 4
Результаты контрольного эксперимента контрольного класса
П/п
Ф И О
Зад.№1
Зад.№2
Зад.№3
Зад.№4
Общий
балл
1
Антонова М.
5
2
5
4
16
2
Бугаёва А.
4
2
3
4
13
3
Булава М.
3
2
2
2
9
4
Еремянц А
3
1
2
2
8
5
Зосимова А
3
2
2
2
9
6
Ковалёв А.
6
2
4
4
16
7
Ковалёв С.
5
2
4
4
15
8
Кононова Е.
4
2
4
4
14
9
Косарева А.
4
2
3
3
12
10
Майоров Д.
2
1
2
1
6
11
Маркин Л.
4
3
3
3
13
12
Миргородский Г.
5
1
3
4
13
13
Нерсисян Е.
3
1
3
2
9
14
Плотников А.
5
1
4
4
14
15
Примак Я.
3
1
3
3
10
16
Рукавицына М.
5
3
4
4
16
17
Савченко А.
3
1
2
2
8
18
Склярова В.
6
3
4
4
17
19
Стрельцова А.
3
1
2
2
8
20
Стригунов Д.
6
3
3
4
16
21
Хатуева Е.
3
1
3
2
9
22
Ястребова Е.
6
3
4
4
17
23
Якушев А.
6
3
4
4
17

Результат данной таблицы следующий: на низком уровне – 4 учащихся, на среднем - 19 , на высоком – нет.
Сравнительный анализ экспериментов.
В результате сравнения констатирующего и контрольного экспериментов мы видим, что высокий и средний уровни знаний и умений у учащихся экспериментального класса повысились, а низкий наоборот понизился. Результат контрольного эксперимента контрольного класса стал ниже, что объясняется повышением сложности проверочных заданий.
Исходя из этого, делаем вывод о том, что формирующий эксперимент был результативным. Наглядно это выражено на приведенной ниже диаграмме.
Сделаем вывод, что представленные уроки с использованием поискового метода позволили раскрыть сущность понятия синонимии, сформировать умение использовать синонимы в речи, обнаруживать ошибки в употреблении синонимов, выполнять редактирование текста.
В ходе экспериментальной проверки было доказано, что залогом успеха в изучении младшими школьниками синонимичных слов является специальная работа, проводимая на уроках русского языка, в ходе которой учащиеся получают сведения о синонимах на основе поискового метода изучения материала, их свойствах и особенностях употребления в речи. Эксперимент показал, что у школьников возрастает интерес не только к содержанию речи, но и к ее форме, то есть они начинают более глубоко ориентироваться в вопросах лексики, в частности в вопросе синонимии слов.
Все это способствует увеличению словарного запаса младших школьников, повышению общелингвистических интересов и развитию культурологического аспекта изучения языка.

.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44