- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Экспериментальная работа по обучению младших школьников синонимам
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W010949 |
Тема: | Экспериментальная работа по обучению младших школьников синонимам |
Содержание
Глава 2 Экспериментальная работа по обучению младших школьников синонимам. 2.1 Организация и проведение констатирующего эксперимента Для определения состояния знаний, умений и навыков учащихся начальной школы в области синонимии нами был проведен констатирующий эксперимент. Экспериментальная работа проводилась в МОБУ-СОШ №16 пос. Красносельского Гулькевичского района Краснодарского края в 3 «А» классе, который был экспериментальным, и 3 «Б» классе - контрольном. В констатирующем эксперименте использовались следующие методы научного исследования: 1) наблюдение за работой учащихся на уроках русского языка; 2) проведение письменных проверочных работ и их анализ. В ходе эксперимента учащиеся 3 классов должны были выполнить 4 задания, которые составлялись в соответствии с дидактическими принципами: доступности, научности, систематичности, преемственности и целесообразности. Основываясь на том, что программой начальной школы по русскому языку предусмотрена практическая работа с синонимичными словами параллельно с изучением тем по грамматике, в каждое задание были включены слова-синонимы, относящиеся к знаменательным частям речи (имя существительное, имя прилагательное). Остановимся подробнее на заданиях констатирующего эксперимента и результатах их выполнения. Задание № 1 Подберите к данным словам близкие по смыслу слова. Цель: определить степень понимания явления синонимии. Интересный Голова Красивый Максимальный балл за задание – 6. Ошибки, допущенные учениками в работах: 1. Непонимание учащимися семантики слов: а) отнесение к синонимам форм одного и того же слова (красивый –красивая, интересный – интересная); б) название сопутствующих качеств (красивый – опрятный). Задание №2. Подчеркнуть слова-синонимы. Цель: выявить умение находить синонимы в тексте. Приближался радостный день. Наш класс отправился на экскурсию в рощицу. Настроение у всех было веселое. Мы провели там целый день. Ребята играли, разводили костер и готовить на нем обед. Счастливыми мы вернулись домой. Максимально за выполнение этого задания можно набрать 3 балла. Задание №3 Дается список слов, относящихся к одной части речи, и среди них слова, которые могут вступать в синонимические отношения. Необходимо из этого списка выписать слова, которые не имеют синонимов. Цель: выявить умение детей определять слова, которые могут вступать в синонимические отношения Потемки, тетрадь, оценка, сумерки, рука, портфель. Максимально за выполнение этого задания можно набрать 4 балла. Задание №4 Расположение синонимов по возрастающей или убывающей степени какого-либо признака (градация синонимов). Цель: выявление умения школьников располагать синонимы в порядке возрастающей степени какого-либо признака. Школьникам даются слова: огромный, гигантский, большой, маленький, крохотный, микроскопический. Дети составляют ряд по возрастанию размера. Максимально возможное количество баллов за выполнение задания равно 6 баллам. Для определения уровня знаний и умений школьников мы ввели уровневую шкалу: 0-8 баллов – низкий уровень; 9-18 баллов – средний уровень; 19 и выше – высокий. Таблица № 1 Результаты констатирующего эксперимента экспериментального класса П/п Ф И О Зад.№1 Зад.№2 Зад.№3 Зад.№4 Общий балл 1 Аринархов С. 4 2 3 3 12 2 Асипович К. 4 2 3 5 14 3 Борикова Р. 3 1 2 2 8 4 Варнава К. 3 1 2 2 8 5 Воронов М. 2 2 1 2 7 6 Вискова Л. 6 3 4 6 19 7 Дронова Л. 5 2 4 5 16 8 Душенко И. 4 2 3 4 13 9 Ерохина Л. 4 3 3 3 12 10 Елонян А. 2 1 2 1 6 11 Железняк А. 4 3 3 3 12 12 Жирнова В. 5 2 3 3 13 13 Овсепян А. 3 2 3 3 11 14 Овражная Т. 5 2 4 4 12 15 Соколов М. 3 1 3 3 10 16 Смольникова Н. 5 3 4 4 12 17 Суринов В. 2 1 2 2 7 18 Татаринцева Е. 6 3 4 4 17 19 Урасов О. 3 1 2 2 8 20 Фролова Д. 6 3 3 6 18 21 Хоцанян А. 5 2 3 3 13 22 Чекалина А. 6 3 4 4 17 23 Якушева С. 6 3 4 6 19 Подведем итоги констатирующего эксперимента экспериментального класса. На низком уровне оказалось 6 учащихся, на среднем уровне –16 учащихся, на вы высоком уровне – 1 учащийся Таблица № 2 Результаты констатирующего эксперимента контрольного класса П/п Ф И О Зад.№1 Зад.№2 Зад.№3 Зад.№4 Общий балл 1 Антонова М. 4 2 4 4 14 2 Бугаёва А. 4 2 3 5 14 3 Булава М. 3 2 2 2 9 4 Еремянц А 3 1 2 2 8 5 Зосимова А 2 2 1 2 7 6 Ковалёв А. 6 3 4 5 18 7 Ковалёв С. 5 2 4 5 16 8 Кононова Е. 4 2 3 5 14 9 Косарева А. 4 3 3 3 12 10 Майоров Д. 2 2 2 1 7 11 Маркин Л. 4 3 3 3 12 12 Миргородский Г. 5 2 3 4 14 13 Нерсисян Е. 3 1 3 2 9 14 Плотников А. 5 2 4 4 12 15 Примак Я. 3 1 3 3 10 16 Рукавицына М. 5 3 4 4 12 17 Савченко А. 2 1 2 2 7 18 Склярова В. 6 3 4 4 17 19 Стрельцова А. 3 1 2 2 8 20 Стригунов Д. 6 3 3 6 19 21 Хатуева Е. 2 1 3 2 8 22 Ястребова Е. 6 3 4 4 17 23 Якушев А. 6 3 4 6 19 Подведем итоги констатирующего эксперимента контрольного класса. На низком уровне оказалось 6 учащихся, на среднем уровне –15 учащихся, на вы высоком уровне – 2 учащихся. 2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что ученики в целом владеют знаниями по синонимии. Для активизации получения знаний, формирования умений и навыков мы считаем, что наиболее эффективно использование поискового метода (классификация М.Р.Львова и др.). В связи с этим мы предлагаем группы заданий, которые можно использовать на различных ступенях овладения синонимами. 1. Найти «третье лишнее»; Снег, лёд, непогода. Дорожка, тропинка, шажок. Чудесный, замечательный, смешной 2. Найдите в предложении синонимы. В голове ветер ходит, а в кармане пустота бродит. Не спеши языком, торопись делом. Умел звать, умей и угощать. Рука победит одного, знания поборют тысячи. Чего сердце не заметит, того и глаз не увидит. Без волненья, без заботы не жди радости от работы. Колотись, бейся, а всё надейся. Приятелей много, а друга нет. Звать - зовёт, а адреса не даёт. Скупой глядит, как бы другому не дать, а жадный глядит, как бы у другого отнять. Не верь ушам, а верь глазам. Ложь бывает и спроста, а клевета всегда с умыслом. Хорошие речи хорошо и слушать. Но основное изучение синонимов приходится на 3 класс. Предлагаем фрагменты уроков для учащихся этого периода обучения с применением поискового метода. Для проведения формирующего эксперимента мы разработали фрагменты уроков, с применением поискового метода, и направленные на усвоение учащимися понятия синонимии, связанного со значением слова, подбором и употреблением синонимов, усвоением сочетаемости слов. Фрагмент урока 1 Цель: закрепить понятие о синонимах; учить подбирать синонимы, составлять синонимический ряд; развивать умение находить синонимы в тексте, в пословицах и поговорках повышать уровень языкового развития; способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного материала, точному употреблению слов в речи. Задачи: 1. показать учащимся неоднозначность соответствия предмета и слова, которое этот предмет называет; 2. развивать речь, обогащать словарный запас; 3) углубить знания учащихся о синонимах, об их роли в русском языке. Проверка домашнего задания. Формирование представления детей о неоднозначности соответствия предмета и слова, которое этот предмет называет: Ребята, можем ли мы утверждать, что сколько существует в мире явлений, понятий, столько существует и слов? Могут ли один предмет, одно понятие быть названы разными словами? Как называются данные слова? Определение термина «синонимы» дети дают самостоятельно. Учащиеся выполняют упражнение, в котором должны составить к данным словам синонимические ряды: простой (пример) -...,... думать (о чем-то) -...,... страх (перед чем-то) -...,... Выяснение различий в сфере употребления синонимов: Можно ли в учебнике по окружающему миру, в энциклопедии встретить такие названия зверей: Патрикеевна, Косой? А где допустимо употребление этих слов? Подбор синонимов к данному слову с определением сферы употребления каждого слова (ребенок — современное, везде уместное; чадо — шутливое, устаревшее; ребятенок — разговорное; малютка — разговорное; детище — шутливое; дитятко — разговорное, ласковое). Нахождение синонимов в предложении. Бесконечная степь, необъятный океан трав тянулись перед нами, и казалось, не будет им конца. (Арсентьев) Распределение слов в синонимические группы с целью проверки умения детей систематизировать лексику по сходству значения. Учащиеся распределяют слова-синонимы по значению в отдельные ряды:неправильный, меткий, мелкий, беспощадный, жестокий, неточный, неглубокий, неверный, бессердечный, ложный, свирепый, ошибочный, безжалостный. Игра «Кто больше?». Необходимо подобрать как можно больше синонимов, например: отец — папа, батюшка, отче, родитель; друг — приятель, товарищ; воин — солдат, боец, ратник (устаревшее); волшебник — чародей, кудесник. По возможности указывать или различия в значениях подобранных синонимов, или разницу в сфере их употребления. Итог урока. Какие слова называются синонимами? Чем могут различаться синонимы? Домашнее задание. Фрагмент урока 2 Цель: закрепить понятие о синонимах; учить подбирать синонимы, составлять синонимический ряд; развивать умение находить синонимы в тексте, в пословицах и поговорках; развивать речь, обогащать словарный запас, повышать уровень языкового развития; способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного материала, точному употреблению слов в речи. Задачи: 1. показать учащимся неоднозначность соответствия предмета и слова, которое этот предмет называет; 2) углубить знания учащихся о синонимах, об их роли в русском языке. Расположение синонимов по степени возрастания признака: мороз - холод - стужа. Распределение синонимов по группам в зависимости от сферы их употребления. Наблюдение за употреблением синонимов в тексте определенной стилистической направленности. Из отрывка сказки А.С. Пушкина нужно найти в тексте слово, близкое по смыслу слову устроили: Свадьбу тотчас учинили, И с невестою своей Обвенчался Елисей; И никто с начала мира Не видал такого пира; Я там был, мед, пиво пил, Да усы лишь обмочил. Наблюдение за синонимами, выраженными словосочетаниями, фразеологическими оборотами. Составление предложений с фразеологизмами. Дополнительно учитель может поработать над этимологией фразеологического оборота. Почему, например, у фразеологизма попасть впросак возникло такое значение? Просак — так раньше называли станок для плетения веревок. Попасть в просак было опасно для жизни, очень неприятно. Слово просакисчезло из языка вместе с исчезновением самого называемого предмета, а устойчивое словосочетание с ним осталось. Задание повышенной трудности. Замените фразеологические обороты словами - синонимами: В час по чайной ложке; рукой подать; повесить нос; раз, два и обчелся; куры не клюют; кожа да кости. Итог урока. Только ли отдельные слова могут иметь синонимы? Как могут различаться синонимы по употреблению? Домашнее задание. Фрагмент урока 3 Цель: закрепить понятие о синонимах; учить подбирать синонимы, составлять синонимический ряд; развивать умение находить синонимы в тексте, в пословицах и поговорках; развивать речь, обогащать словарный запас, повышать уровень языкового развития; способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного материала, точному употреблению слов в речи. Задачи: 1. формирование навыков и умений, связанных с явлением синонимии; 2. выработка умений и навыков, связанных с использованием конкретных синонимов в речи младших школьников. Проверка домашнего задания. Беседа об отличиях синонимов от однокоренных слов, от форм одного и того же слова и слов, объединённых отношениями родовидового характера. Упражнения на закрепление навыка выделения синонимов из готового списка слов. 1. Синонимы и однокоренные слова. Выберите из приведённых слов синонимы. Объясните, почему остальные слова синонимами не являются. Обозначьте в каждом слове корень: 1. основной, основа, главный, глава, основать, главенствовать; 2. похвала, одобрение, одобрить, похвальный; 3. думать, дума, мысленно, мыслить, размышлять. 2. Синонимы и формы одного и того же слова. Выделите синонимы. Почему разные формы одного и того же слова не являются синонимами по отношению друг к другу? Прокомментируйте каждую из форм слова, выделив изменяемую его часть: 1. приглашать, приглашаю, приглашаем, просить, звать; 2. отдых, отдыха, передышка, покой, отдыхом, об отдыхе; 3. интересный, занимательный, интереснее, забавный. 3. Синонимы и понятия рода и вида. Найдите «лишние» слова, которые не являются синонимами. Объясните свой выбор: 1. всадник, наездник, человек, верховой, ездок, конный, мужчина; 2. собака, пес, животное, кошка; 3. учитель, математик, педагог, историк, преподаватель. Упражнение, позволяющее учащимся самостоятельно выбирать из текста необходимые лексические и грамматические единицы. Вьюга снежная, пурга, Напряди нам пряжи; Взбей пушистые снега, Словно пух лебяжий. Вы, проворные ткачи – Вихри и метели, Дайте радужной парчи Для косматых елей. С.Маршак Задание: 1. Прочитайте стихотворение. О каком времени года повествует автор? Какие слова на это указывают? 2. Найдите в тексте однокоренные слова. (Снега – снежная, пряжа – напряди, пух – пушистые.) 3. Выпишите все имена существительные. Найдите среди них синонимы. (Вьюга, пурга, метели.) Упражнение, направленное на закрепление навыка распознавания синонимов на основе признака взаимозаменяемости без изменения смысла. Лето в лесу. Стояло жаркое лето (безоблачное, знойное, чудесное). Из лесной чащи выбирался на поляну неуклюжий медведь (огромный, неповоротливый, добродушный). В лесу мы с интересом наблюдали, как быстрая белочка перепрыгивала с одного дерева на другое (маленькая, проворная, весёлая). Вокруг радостно пели птицы (весело, оживлённо, громко). Задание: 1. Прочитайте текст. О чём в нём говорится? Кто в лесу привлёк внимание автора? 2. К подчёркнутым словам подберите синонимы из предложенных в скобках вариантов. Какие слова не подходят? Почему? 3. К каким словам из этого текста можно подобрать синонимы? Поменяется ли при замене слов-синонимов смысл текста? 4. Можно ли произвести в тексте следующие замены: медведь – животное, белочка – зверёк, перепрыгивала – перескакивала, птицы – соловьи, вокруг – везде? Объясните возможность или невозможность замены в каждом случае. Итог урока. Чем отличаются синонимы и однокоренные слова? В чем отличие синонима от форм одного и того же слова? Каково различие синонимов и слов, объединённых отношениями родовидового характера? Домашнее задание. 1. 3. Организация и проведение контрольного эксперимента В ходе контрольного эксперимента учащиеся 3-их классов должны были выполнить также 4 задания. С целью проверки полученных знаний в этой области мы предложили учащимся следующие задания. Задание № 1 Подберите к данным словам как можно больше близких по смыслу слов. Цель: определить степень владения синонимичными рядами (выявить умение учащихся самостоятельно воспроизводить синонимические ряды). Смешной Метель Хороший За каждый подобранный синоним дается 1 балл. Задание №2 Упражнение на редактирование текста. Цель: выявить умение учащихся самостоятельно заменять повторяющиеся слова в тексте. Детям был предложен текст с повторяющимися словами. Необходимо заменить их синонимами. Над озером нависла темная туча. Потемнело. Темная туча закрыла все небо. Я испугался темной тучи и поспешил к берегу. У самой моей маски виляли хвостиками рыбешки. Они тоже спешили в тростник. Вдруг грянул гром! Я вздрогнул, а рыбешки разом выскочили из воды. С первыми тяжелыми каплями дождя они плюхнулись в воду и завиляли хвостиками около маски. Мы доплыли до берега. Я вздрагивал от грома, а рыбешки выскакивали. У тростника я вышел из воды. Рыбешки ушли на дно. И тут хлынул ливень. Максимальное количество баллов – 4. Задание №3 Составить синонимический ряд, используя слова для справки. Цель: выявить умение детей выбирать из списка слов с несколькими «конфликтными» ля справки: Подобрать синонимы к словам распорядок, интересный, красивый. Слова для справки: Занимательный, прекрасный, правила, прелестный, сумерки, корабль, балл, увлекательный, картофель, режим. Максимально за выполнение этого задания можно набрать 6 баллов. Задание №4 Расположение синонимов по возрастающей или убывающей степени какого-либо признака (градация синонимов). Цель: выявление умения школьников располагать синонимы в порядке возрастающей или убывающей степени какого-либо признака. Прочитайте следующее предложение. Попробуйте расположить подчеркнутые синонимы по принципу грации: Скоро хихикали все: смеялся мальчик в лифте, громко хихикала горничная, улыбались официанты в ресторане, крякнул толстый повар, визжали поварята, хмыкал швейцар, усмехался сам хозяин отеля. (Л.Кассиль) Максимально возможное количество баллов за выполнение данного задания равно 4 баллам. Таблица 3 Результаты контрольного эксперимента экспериментального класса П/п Ф И О Зад.№1 Зад.№2 Зад.№3 Зад.№4 Общий балл 1 Аринархов С. 6 3 5 4 18 2 Асипович К. 7 3 5 4 19 3 Борикова Р. 3 1 3 2 9 4 Варнава К. 4 1 3 2 10 5 Воронов М. 3 2 2 2 9 6 Вискова Л. 7 4 6 4 21 7 Дронова Л. 8 4 6 4 22 8 Душенко И. 7 3 5 3 18 9 Ерохина Л. 5 3 3 3 14 10 Елонян А. 3 1 2 1 7 11 Железняк А. 8 3 5 3 19 12 Жирнова В. 7 3 3 3 16 13 Овсепян А. 3 1 4 3 11 14 Овражная Т. 7 2 4 4 17 15 Соколов М. 4 2 3 2 15 16 Смольникова Н. 6 3 4 4 17 17 Суринов В. 3 1 2 2 8 18 Татаринцева Е. 9 4 5 4 22 19 Урасов О. 3 1 2 2 8 20 Фролова Д. 8 3 4 4 17 21 Хоцанян А. 5 2 3 2 12 22 Чекалина А. 7 3 5 4 19 23 Якушева С. 9 4 6 4 23 Подведем итоги контрольного эксперимента экспериментального класса. На низком уровне оказалось 3 учащихся, на среднем уровне –13 учащихся, на вы высоком уровне – 7 учащихся Таблица № 4 Результаты контрольного эксперимента контрольного класса П/п Ф И О Зад.№1 Зад.№2 Зад.№3 Зад.№4 Общий балл 1 Антонова М. 5 2 5 4 16 2 Бугаёва А. 4 2 3 4 13 3 Булава М. 3 2 2 2 9 4 Еремянц А 3 1 2 2 8 5 Зосимова А 3 2 2 2 9 6 Ковалёв А. 6 2 4 4 16 7 Ковалёв С. 5 2 4 4 15 8 Кононова Е. 4 2 4 4 14 9 Косарева А. 4 2 3 3 12 10 Майоров Д. 2 1 2 1 6 11 Маркин Л. 4 3 3 3 13 12 Миргородский Г. 5 1 3 4 13 13 Нерсисян Е. 3 1 3 2 9 14 Плотников А. 5 1 4 4 14 15 Примак Я. 3 1 3 3 10 16 Рукавицына М. 5 3 4 4 16 17 Савченко А. 3 1 2 2 8 18 Склярова В. 6 3 4 4 17 19 Стрельцова А. 3 1 2 2 8 20 Стригунов Д. 6 3 3 4 16 21 Хатуева Е. 3 1 3 2 9 22 Ястребова Е. 6 3 4 4 17 23 Якушев А. 6 3 4 4 17 Результат данной таблицы следующий: на низком уровне – 4 учащихся, на среднем - 19 , на высоком – нет. Сравнительный анализ экспериментов. В результате сравнения констатирующего и контрольного экспериментов мы видим, что высокий и средний уровни знаний и умений у учащихся экспериментального класса повысились, а низкий наоборот понизился. Результат контрольного эксперимента контрольного класса стал ниже, что объясняется повышением сложности проверочных заданий. Исходя из этого, делаем вывод о том, что формирующий эксперимент был результативным. Наглядно это выражено на приведенной ниже диаграмме. Сделаем вывод, что представленные уроки с использованием поискового метода позволили раскрыть сущность понятия синонимии, сформировать умение использовать синонимы в речи, обнаруживать ошибки в употреблении синонимов, выполнять редактирование текста. В ходе экспериментальной проверки было доказано, что залогом успеха в изучении младшими школьниками синонимичных слов является специальная работа, проводимая на уроках русского языка, в ходе которой учащиеся получают сведения о синонимах на основе поискового метода изучения материала, их свойствах и особенностях употребления в речи. Эксперимент показал, что у школьников возрастает интерес не только к содержанию речи, но и к ее форме, то есть они начинают более глубоко ориентироваться в вопросах лексики, в частности в вопросе синонимии слов. Все это способствует увеличению словарного запаса младших школьников, повышению общелингвистических интересов и развитию культурологического аспекта изучения языка. ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Экспериментальная работа по развитию творческих способностей младших школьников в процессе организации проектной деятельности
- Опытно - экспериментальная работа по эстетическому развитию личности школьников подросткового возраста
- Разработка, обосновании и экспериментальная проверка комплекса упражнений и заданий, используемого на уроках обучения грамоте и активизации учебной деятельности младших школьников