VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Экскурсионная деятельность в музее теоретический аспект

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R001354
Тема: Экскурсионная деятельность в музее теоретический аспект
Содержание
Введение

1
Экскурсионная деятельность в музее: теоретический аспект 


1.1 Основные направления деятельности современного музея 


1.2 Понятие «музейная экскурсия»


1.3 Теория музейно-эстетических экскурсий А.В. Бакушинского 

2
Технология проектирования музейной экскурсий


2.1 Основные этапы разработки музейной экскурсии


2.2 Методика проведения музейной экскурсии

3
Проект музейной экскурсии - урока «Леонардо да Винчи – человек Ренессанса» 


3.1 Объекты музейной экскурсии «»


3.2 Технологическая карта экскурсии «»













Содержание






     		
     		Введение
     В современной практике туристско-экскурсионных предприятий при разработке туристского продукта особое внимание уделяется экскурсионному обслуживанию. Это связано с повышением образовательного и культурного уровня населения, изменением его потребностей в направлении рациональной организации досуга. 
В настоящее время экскурсия является одной из самых активно развивающихся форм музейной деятельности. Это объясняется, прежде всего, тем, что музейной экскурсии свойственна важнейшая, определяющая ее перспективность особенность - опора на музейный предмет, взаимодействие с музейным предметом, использование его потенциала в освоении культурного наследия, внедрение знаний о конкретных музейных экспонатах в коммуникативный музейный процесс, что представляется одним из основополагающих признаков музейной экскурсии. Именно это свойство экскурсии определяет ее поистине музейный характер, обусловливающий высочайшую степень ее «музейности», дающий право характеризовать музейную экскурсию как базовую форму музейно-педагогической деятельности в музее.
     Экскурсии расширяют познания, культурный кругозор, обогащают духовный мир экскурсантов, позволяют ощутить эпоху, отраженную в памятниках, представить ход и характер событий, приобщиться к прошлому, понять настоящее. Получая информацию, осматривая памятные места, экскурсанты конкретизируют свои знания.
Наиболее успешно познавательная и воспитательная цели экскурсий достигаются в результате систематического и планомерного экскурсионного обслуживания населения. Добиться этого можно циклами экскурсий этот вид подачи предполагает работу с определенной, постоянной категорией экскурсантов.
     Этим обусловлена актуальность темы дипломной работы «Проектирование музейной экскурсии» 
     Целью дипломной работы является выявление ресурсных возможностей для разработки цикла экскурсий и специфики процесса подготовки, разработки и проведения музейных экскурсий.
     Реализации поставленной цели способствует решение следующих задач:
     - рассмотреть сущность и понятие услуг « музейная экскурсия»; 
     - выявить особенности при создании цикла экскурсий;
     - рассмотреть технологию разработки музейных экскурсий;
     - проанализировать научно-просветительскую работу Шахтинского краеведческого музея;
     - разработать технологическую документацию к циклу музейных экскурсий «Нет краше в мире женской красоты».
     Объектом исследования является экскурсионная деятельность музеев. 
     Предметом исследования является разработка цикла музейной экскурсии. 
     Теоретической и методологической основой дипломной работы послужили исследования таких отечественных авторов, как: Б. В. Емельянов [1], Г. П. Долженко [2], В А. Квартальнов [3],А.В. Бакушинский [4] и другие методические, нормативные, справочные, энциклопедические материалы по Ростовской области, практические материалы деятельности Шахтинского Краеведческого музея.
     В работе были использованы общенаучные методы и приемы исследования, такие как: анализ, синтез, метод конкретно-исторического анализа, систематизация и классификация. Исследования проводились на основе материала, собранного в результате изучения и систематизации данных, полученных из книг, периодических изданий, справочной литературы, нормативно-законодательных актов и документов, определяющих законодательно-правовую среду РФ в области туризма, а также информации и статистических данных из электронных Интернет-ресурсов.
     Накопленный опыт практических наблюдений и теоретических знаний позволил закончить данное исследование и предоставить его в виде выпускной квалификационной работы на тему: «Разработка цикла экскурсий «Нет в мире краше женской красоты».




















	

     1.  Проектирование музейной экскурсии: теоретический аспект
     1.1 Основные направления деятельности современного музея
     Содержание будущей экскурсии, ее познавательная ценность находятся'' в прямой зависимости от знаний методистов и экскурсоводов, их компетентности, степени практического усвоения ими основ педагогики и психологии, умения выбрать наиболее эффективные способы и приемы влияния на аудиторию. «Экскурсия — это результат двух важнейших процессов: подготовки и проведения ее. Они связаны между собой, взаимообусловлены. Невозможно обеспечить высокое качество проведения экскурсии при непродуманной подготовке. Подготовка экскурсии включает в себя подбор объектов, материалов и их изучение. Здесь важны порядок, последовательность организации работы, методика»*.
     В работе по подготовке новой музейной экскурсии выделяются два основных направления: а) разработка новой темы экскурсии, новой "вообще или только для данного экскурсионного предприятия: без подготовки начинающего или уже работающего экскурсовода к овладению новой для него, но уже разработанной и проводимой в данном бюро экскурсии. Главными этапами в подготовке музейной экскурсии являются ознакомление с экспозициями и фондами музеев по теме, отбор и детальное изучение объектов экскурсионного показа и источников, составление маршрута, написание контрольного текста и методической разработки, определение методических приемов. При определении цели музейной экскурсии следует учитывать такое обстоятельство. В настоящее время ряд методических работников считает, что задачами  тех или иных экскурсий зачастую ставятся глобально — «воспитание трудящихся, молодежи». Но реальны ли они? Ведь воспитание — сложнейший и перманентный процесс. От постановки всеохватывающих воспитательных целей полезнее, видимо, перейти к постановке целей более узких, но конкретных и достижимых («вызвать интерес...», «раскрыть вопрос...», «содействовать воспитанию...», «сообщить знания»).
     В музейной практике экскурсии также подразделяются на обзорные, и тематические (хотя подобное деление и признается условным). Первые дают общее представление о музее как своеобразном учреждении культуры. Темы таких экскурсий могут варьироваться. Это может быть характеристика различных функций музея, осмотр отдельных хранилищ, лабораторий музея. Более облегченным, но не менее увлекательным может быть выборочный показ реликвий, наиболее впечатляющих и интересных памятников как источников для науки, образования и воспитания - Сведения по истории музея тоже входят обычно в обзорную - экскурсию.
     Тематические экскурсии в музейном деле, как правило, имеют ряд вариантов: на темы, охватывающие несколько исторических периодов (или залов, чаще всего соответствующих основным стержневым проблемам экспозиции; на темы об отдельных  исторических периодах или событиях, дающие, характеристику одной из сторон исторического процесса, жизни и деятельности отдельного лица, коллектива. Специализированные экскурсии строятся на материале исторических экспозиций для освещения тем и проблем - других дисциплин. Например, искусствоведческие, литературные экскурсии в историческом музее. Специализированные экскурсии увеличивают масштаб деятельности музея, привлекают к нему новые контингенты посетителей. Музеи организуют и циклы экскурсий.
     Следовательно, тема музейной экскурсии, являясь стержнем, который соединяет все объекты показа в единое целое, предопределяется профилем музея, в другом случае - соподчинено, может зависеть от обшей (сквозной) темы городской экскурсии (когда музей или его раздел - часть такой экскурсии).
     Экспозицией называют всякую целенаправленную демонстрацию каких-либо предметов. Музейная имеет свои особенности: с ней выставляются не предметы сами по себе, а «музеефицированнные» предметы, дающие посетителю (экскурсанту) разнообразную информацию, которые «конструируют» контакт с отраженными в них событиями, явлениями. В основе музейной экспозиции лежит научная концепция, разработанная коллективом музея. Эта концепция определяет содержание экспозиции, принципы отбора предметов и их группировку, композицию, интерпретацию и обосновывает требования к художественным решениям.
     При подготовке экскурсии по музею необходимо исходить из того, насколько доходчива и универсальна экспозиция. Музеи по-разному решают задачу ее оформления: одни упрощают экспозицию, применяют дидактические приемы, другие, направляя внимание посетителя по определенному руслу, дают возможность активного выбора информации, удовлетворения индивидуальных интересов. Это так называемая многоплановая подача экспозиционных материалов. На первый план выдвигаются ведущие экспонаты, остальные как бы приглушаются, отводятся на второй и даже в «скрытый» план, помещаются в горизонтальную витрину, турникет, альбом, на выдвижной щит. Таким образом, на экскурсии нельзя нарушать логику построения экспозиции показом второстепенных предметов. Необходимо на подготовительном этапе выделить главное. Но при тематическом показе музейной экспозиции, наоборот, ведущим объектом в экскурсии бюро может стать второстепенный экспозиционный объект.
     Основным методом построения экспозиций в современных музеях остается комплекс  - тематический, который развивается и модернизируется.  В экспозиции вводятся жизненные комплексы - ансамбли (интерьеры или их фрагменты), особое внимание уделяется созданию эстетической среды для предметов, в залах. Значительное развитие получает ансамблевый метод - сохранение или воссоздание мемориальных, историко-бытовых и этнографических комплексов. 
     На подготовительном этапе необходимо остановиться на двух взаимосвязанных областях экспозиционной работы - научной и художественной. Научные сотрудники работают в тесном содружестве с художниками. Не лишней будет и встреча авторов новой экскурсии с художниками, от которых можно получить разъяснения о пространственном решении экспозиции, использовании художественных и технических средств. Все это будет способствовать выявлению содержания экспозиции.
     Содержание музейной экспозиции, от которой зависит структура и объем экскурсии, выбор методических приемов, оказывает прямое влияние на ход подготовки экскурсии. Поэтому при отборе таких объектов рекомендуется прибегать к следующим показателям (кстати, неодинаковым для городских, загородных, производственных и музейных экскурсий):
      познавательная   ценность,   т.  е.  связь  объекта   с  конкретным историческим событием, с жизнью и творчеством известного
деятеля культуры и науки.  Имеются в виду также художественные достоинства памятника, возможность их использования в  эстетическом развитии экскурсантов,
      известность   (популярность)   объекта, его необычность,
      выразительность объекта.  Имеется в виду взаимодействие
экскурсионного   объекта   с   фоном,   с   окружающей   его   музейной
средой.  В  целом   музейным  экспонатам    свойственна та  особенность, что они оторваны  от места своего естественного нахождения  и  изолированно  помещены  в  музейный  зал.  Это  заставляет
экскурсовода воссоздавать обстановку, эпизоды, события, с которыми  нерасторжимо  связан  объект   (за  исключением,    пожалуй,
объектов эстетического плана, которые сообщают о себе самостоятельно некую информацию).
     В музеях (отделах) литературного, театрального, музыкального профилей:
     произведения художественной литературы, драматургии и публицистики (рукописи, печатные издания с правкой и автографами авторов, редкие печатные издания и пр.);
     документы, характеризующие деятельность творческих коллективов, жизнь и творчество актеров, писателей, режиссеров, композиторов, музыкантов, театральных художников и их окружение;
     произведения изобразительного искусства, фотографии, отражающие деятельность творческих коллективов, личность деятелей литературы, театрального и музыкального искусства, процесс их творчества; эпоху, в которую они жили;
     эскизы и макеты декораций, эскизы театральных костюмов;
     иллюстрации к литературным произведениям;
     мемориальные предметы быта, а также предметы быта, характеризующие эпоху; музыкальные инструменты, театральные костюмы: фонозаписи и кинофильмы.
     В музеях художественного профиля: произведения всех видов изобразительного искусства, декоративно-прикладного и монументального в соответствии с узким профилем каждого конкретного музея (живопись и графика, скульптура и фрагменты архитектуры, керамика и стекло, изделия из металла, дерева, кости, камня, мебель).
     К научно-вспомогательному фонду относятся: различные воспроизведения (фотокопии, слепки, муляжи, макеты), копии, реконструкции, карты, диаграммы, схемы, планы, а также другие материалы, изготовленные или приобретенные музеем в процессе комплектования фондов, изучения или экспонирования музейных предметов.
     При обращении к фондам экскурсоводы и методисты имеют дело с оригинальными историческими источниками. Их исследование, анализ -это творческий процесс. Нужно каждый раз, знакомясь с тем или иным типом, видом исторических источников, методологически верно определять характер документов и возможность их применения в экскурсионной практике. 
     Маршрут музейной экскурсии имеет своеобразную заданность. На городской экскурсии он строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов, темы экскурсии, площадок для расположения   группы   и   пр.
     Маршрут музейной экскурсии должен отвечать основной концептуальной идее экспозиции, проходить по ее «фарватеру» (не выходя на боковые, второстепенные линии).
     Применение «портфеля экскурсовода» в музейной экскурсии почти утрачивает надобность, зато ее результативность находится в прямой зависимости от использования методических приемов показа и рассказа.
     Превалирующими будут приемы реконструкции, комментирования. Они основные в рассказе экскурсовода. Это объясняется тем, что музейные предметы помещены в залах (зданиях) вне их естественной среды. Прием реконструкции требует от экскурсовода мастерского изложения фактов, посредством его надо добиваться, чтобы экскурсанты «увидели» эпоху, события. Экскурсовод должен и сам «видеть» то событие, которое он описывает, иначе его рассказ будет напоминать неуместную на экскурсии декламацию, а не яркую, насыщенную красками картину. Большое значение в рассказе-реконструкции имеет привлечение «немых» свидетелей событий - деталей объекта (экспоната), оживляют речь короткие цитаты.
     Комментирование используется в качестве пояснений к экспонатам.
     Из приемов показа успешно используют предварительный осмотр, паузу, когда после указания на объект экскурсовод делает перерыв в речи на 10-15 с, что позволяет экскурсантам получить зрительные впечатления, положительные эмоции — восхищение памятником, наслаждение пейзажем и т. п. Пауза обычно возможна при показе подлинников, когда объект (экспонат) сохранен в первозданном виде и имеет эстетические достоинства. Закончив показ и рассказ, целесообразно предоставить экскурсантам при наличии возможности 2-3 мин для самостоятельного осмотра экспонатов.
     Правильное соотношение показа и рассказа, а равно их приемов является условием высокой эффективности экскурсии в музее. Оно зависит от темы и вида экскурсии (обзорная, тематическая, специализированная), наличия и характера объектов (предметов), состава группы. «Экскурсия -та золотая середина, где методистам и экскурсоводам удается достигнуть устойчивого равновесия между показом зрительных объектов и рассказом о них»,-отмечается в учебном пособии Б. В. Емельянова «Основы экскурсоведения».
     Взаимодействие и сочетание показа и рассказа на музейной экскурсии, а также влияние такого фактора, как местонахождение группы, диалектично и по-разному проявляется в экскурсии по «музею-зданию» и в экскурсии по музею-заповеднику.
     Здесь вдвойне важно вести рассказ с учетом характера объектов, местонахождения группы. Если в ходе экскурсии (в соборе) показываются фрески, то местонахождение группы тщательно выбирается, притом с учетом того, что нельзя рассматривать фреску вплотную подойдя к ней.
     Много знаний требуют от экскурсовода  музейные экскурсии с показом художественных произведений. Ему важно овладеть основами эстетики, разбираться в вопросах истории и теории искусства. Показывая произведения живописи, необходимо раскрывать его идею, его художественные образы и основные выразительные средства.
     В связи с затронутым вопросом обсудим некоторые методические «мелочи», касающиеся показа картины. Аксиомой служит положение: в основе анализа картины должно лежать ее восприятие, поскольку произведение живописи говорит на своем языке и неполноценно передается в объясняющем его слове. Среди условий, необходимых для получения впечатлений от картины, искусствоведы выделяют: внешние условия: настроенность, подготовленность, установку зрителям; разъяснение зрителю картины, ее идеи и средств, выражения. И в театре, и в архитектуре намеренно создаются специальные внешние условия, благоприятствующие восприятию. Картины выставляются в галереях и музеях. Но и здесь много недостатков, поскольку экспозиция «перенасыщена» картинами, к тому же среди них есть картины малой величины. Препятствует целостному восприятию порой слабая освещенность. И если колорит, почерк мастера, мелкие детали не действуют, картина невольно воспринимается с сюжетной стороны.
     Далее ? положение экскурсантов. Экскурсионная группа, как правило, не бывает малочисленной. Но все ли тогда хорошо видят картину? Есть не много положений экскурсанта относительно картины, с которых она видна полноценно. Их следует знать экскурсоводу. Некоторые картины смотрят с близкого расстояния, чаще всего чуть сбоку (из-за блеска стекла). 8?10 человек  ? это предельная норма для выгодной позиции относительно такой картины (у большой картины подобной сложности нет). Экскурсоводу следует позаботиться, чтобы максимальное число экскурсантов «прошло» через выгодную точку осмотра картины. Что касается положения самого экскурсовода, то, видимо, неправильно, когда экскурсовод стоит спиной к картине, а лицом к экскурсантам. Экскурсовод должен сам видеть картину, иначе отдает заученностью и поточным показом. Он должен сделать экскурсантов соучастниками своего восприятия.
     Ничего не дает перечисление красок (они видны без пояснений, если только не говорить об излюбленных красках -палитре художника). Часто обращают внимание на совершенство гладкой манеры, на выделку деталей. Но в таком случае «почерк» мастера целиком переходит в совершенство и прочность формы. И очень важно научить экскурсанта умению видеть, как удары кисти рождают образы, а это легче видеть в крупных вещах, написанных пастозно. 
     Экскурсоводу нужно безукоризненно освоить технику ведения музейной экскурсии. И, что уже отмечалось, надо научиться правильно выбирать точку осмотра экспонатов, расставлять группу таким образом, чтобы все экскурсанты имели возможность хорошо видеть объект, организовать переход из зала в зал. Место расположения группы иногда следует выбирать по ходу экскурсии, импровизируя.
     Контрольный текст музейной экскурсии -это развернутый материал, который должен быть тщательно подобран и выверен по источникам. На его основе могут быть созданы различные варианты экскурсий, в том числе для детей и взрослых. 
     Исходя из вышеизложенного, выделим некоторые особенности в методике подготовки и проведения музейных экскурсий.
     1. Для музея типична предметная интерпретация общественных явлений и процессов и музейные экскурсии отличаются насыщенностью объектов показа, изученных и атрибутированных специалистами.
      Воздействие музейной среды на экскурсантов, которая стимулирует не только познавательные интересы,  но и способствует
всестороннему их развитию. Большое значение имеет феномен узнавания -подкрепление имевшихся знаний о событиях и явлениях
впечатлениями о предметах, документирующих эти события и явления.	
      Экскурсии строятся в основном на источниковой базе музеев (экспозиции, фондах, литературе).
      Запрограмированность маршрута, пролегающего  по  залам
музея, его незначительная протяженность   и подчиненность архитектурно-художественному решению экспозиции.
      Своеобразие выбора методических приемов, заключающееся
в  том, что  не «работает»  ряд факторов, диктующих использование того или иного приема, например, время проведения экскурсии -зима, лето; день, вечер.
      Отсутствие, как правило, «портфеля экскурсовода»  на  экскурсии.	
      Моторность экскурсии,  использование движения  как  методического  приема,  позволяющего выявить '"наиболее характерные
стороны и детали экспозиции и отдельных экспонатов, музейного
здания как памятника истории и культуры.
     Рекомендуется подготовка и проведение пока еще непривычных для методистов и экскурсоводов производственных экскурсий
по музеям.
     Соблюдая эти основы в проведении экскурсий -можно добиться наивысших  результатов в обогащении духовного мира экскурсантов. Но наибольших успехов в усвоении экскурсионного материала можно добиться циклами экскурсий.

     1.2 Понятие «музейная экскурсия»
      	В настоящее время экскурсия выступает как нечто законченное, целостное, имеющее свои специфические функции и признаки, индивидуальную своеобразную методику. 
     ГОСТ Р 53522-2009 «Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения» даёт такое определение экскурсии: «услуга по удовлетворению познавательных потребностей туристов (экскурсантов), заключающаяся в коллективном (или индивидуальном) посещении и изучении определенных исторических, природных, культурных и производственных объектов в сопровождении экскурсовода, гида, гида-переводчика продолжительностью менее 24 часов без ночевки» ?04, с. 1?. То есть, данный нормативный документ причисляет экскурсию к туристским услугам.
     Этому определению вторит и ГОСТ Р 54604-2011 «Туристские услуги. Экскурсионные услуги. Общие требования» определяет экскурсию так: «услуга по организации посещения объектов экскурсионного показа (объекты природного, историко-культурного наследия, промышленные предприятия и др.) индивидуальными туристами (экскурсантами) или туристскими группами, заключающаяся в ознакомлении и изучении указанных объектов в сопровождении экскурсовода, гида, гида-переводчика, продолжительностью менее 24 часов без ночевки» ?05, с. 2?.
     Сегодня  экскурсия выступает как процесс, имеющий свои специфические функции и признаки. В значительной степени она обогатилась по содержанию, формам проведения и методике преподнесения материала и характеризуется как неотъемлемая часть просветительской работы.
     Становление музейной экскурсии стало одним из итогов экскурсионного движения. Постепенно экскурсия приобрела статус ведущей формы культурно-образовательной деятельности отечественного музея. То, как происходило зарождение музейно-экскурсионной деятельности, можно проследить на примере  крупнейших музеев России, известных и ныне широкой постановкой и высоким уровнем экскурсий. Например, начало экскурсионной работы в Эрмитаже связано со студенческим движением, но не с политическим, а с культурно-просветительным его направлением. Экскурсионная работа Эрмитажа начиналась с акции дилетантов, которые, однако, отнеслись к своей деятельности весьма профессионально. В  освоении материала, отработке маршрута и методике показа материалов.[1] 
     Стимулом развития музейных экскурсий стали, во-первых потребности школы, осваивавшей экскурсионный метод преподавания: первые музейные экскурсии проводились для учителей и учащихся. Во-вторых, окончательное оформление этой деятельности, появление в среде специалистов профессионального экскурсовода происходило на волне дальнейшей демократизации музея, вызванной революционными преобразованиями Формирование музейной экскурсии и выделение ее в основную форму работы с аудиторией было достаточно сложным и длительным процессом.             Однако сегодня нет, пожалуй, ни одного музея, который не строил бы свою культурно-образовательную деятельность преимущественно на основе экскурсий.
      Положительно можно утверждать, что развитые традиции экскурсионности определяют своеобразие культурно-образовательной деятельности отечественных музеев по сравнению с музеями других стран, где экскурсия не имеет такого преобладающего значения.[2, С.33-48] 
     Музейные экскурсии разнообразны, но вместе с тем легко поддаются классификации. Они делятся: по профилю – на исторические, литературные, искусствоведческие, естественнонаучные и пр., в чем находит выражение связь с профильной дисциплиной музея; в зависимости от места проведения – по экспозиции, фондохранилищу, по территории. Встречаются комплексные экскурсии, в которых сочетается показ экспозиции и других частей музея, например, заповедной зоны; по широте охвата. Наиболее часто для характеристики экскурсий употребляются такие термины, как обзорная экскурсия (по всему музею) и тематическая (посвященная конкретной проблеме). Музееведы относятся к этой терминологии, как правило, отрицательно, полагая, что она не отражает существа дела. Действительно, здесь в основу деления положены разные признаки: степень подробности показа экспозиции (полностью или частично) и тематичность. [3] 
     Поэтому более правильно, признав, что всякая экскурсия имеет тему, говорить об экскурсии по всему музею (обзорная) или его части; по целевой направленности: культурно-образовательные (общеобразовательные) экскурсии и учебные, непосредственно связанные с программами различных учебных заведений. Среди последних можно выделить методические экскурсии музееведческого характера, которые знакомят с особенностями хранения фондов, построения экспозиции, ведения экскурсии и пр.; по составу экскурсантов: экскурсии для детской или взрослой аудитории, для местных жителей или туристов, для групп однородных или разнородных по составу (например, для родителей с детьми).
     Так же, как и любой экскурсии, музейной присуща коллективность осмотра. Экскурсия объединяет, как правило, «группу ищущих знаний» (И.М. Гревс), которая представляет собой некое социально-психологическое единство. Его основа – общий интерес, настрой на восприятие, который экскурсовод должен закрепить и реализовать. Сосредоточенность группы в пространстве, общность переживаемых эмоций способствуют возникновению на экскурсии особого психологического климата, характерного для всех форм публичности. Это приближает экскурсию к театральному спектаклю или концерту, где каждый из воспринимающих не может не ощущать себя частью единого организма. Чувства, которые возникают у экскурсантов, усиливаются на экскурсии коллективностью переживаний. Однако, чтобы группа подчас незнакомых людей начала ощущать себя как некое единство, необходим еще один персонаж – экскурсовод. Поэтому следующий признак музейной экскурсии – руководство экскурсовода, который призван помочь в обретении желаемых знаний и впечатлений. Благодаря руководителю экскурсия приобретает организованный характер, т.к. ее ход целиком подчиняется его замыслу и воле. Организующими признаками музейной экскурсии являются ее тематичность: всякая экскурсия имеет тему, в рамках которой осуществляется творчество экскурсовода, а также наличие маршрута: ему следует экскурсовод, раскрывая ту или иную тему. [4] 
     Однако главным признаком музейной экскурсии, на чем особенно настаивали Н.А. Гейнике и А.В. Бакушинский, следует признать приоритет зрительных впечатлений, живое созерцание, наблюдение. Поэтому экскурсовод уделяет преимущественное внимание показу, который сопровождается необходимыми словесными пояснениями – рассказом. Восприятию объектов показа, в нашем случае – музейных экспонатов, способствует качество, которое Б.Е. Райков определял как моторность: экскурсия обязательно предполагает двигательную активность экскурсантов, их перемещение и созерцание объектов в различных ракурсах. Все названные признаки роднят музейную экскурсию с экскурсиями других типов. Отличается она от них главным образом тем, что проводится в пространстве музея (по территории, экспозиции или фондохранилищу), а, следовательно, специфика ее определяется характером музейной среды и экспонатов. Поэтому экскурсия в естественнонаучном музее будет отличаться от экскурсии в музее художественном, а экскурсия в музее-заповеднике обретет свои очертания по сравнению с экскурсией в краеведческом музее. Однако качество экскурсии в любом музее зависит прежде всего от того, насколько экскурсовод владеет экскурсионным методом как таковым и учитывает в своей деятельности новые тенденции и запросы аудитории.[5] 
     В последние десятилетия, в связи с формированием коммуникативной модели музея, на экскурсию стали смотреть как на специфический вид общения. Впервые взгляд на экскурсию как особый коммуникативный процесс был обозначен еще в 1970-е гг., но и по сей день тема «экскурсия как общение» является главной при обсуждении проблем профессионального мастерства.
     Воспитательная, образовательная работа музеев, составляя важнейший элемент музейной коммуникации, направлена на формирование гармонично развитой, общественно активной личности, на ее нравственное, эстетическое воспитание, углубление информированности, образованности. 
     Сегодня нет, практически, ни одного музея, который бы не строил свою деятельность преимущественно на основе экскурсий, поскольку именно экскурсия является одной из тех традиционных форм, с которой начиналась становление культурно-образовательной деятельности музея. Б.А. Столяров определяет экскурсию как форму образовательной (просветительской) деятельности, содержанием которой является комплексное (визуальное, вербальное, эмоциональное) восприятие предлагаемых экскурсионным маршрутом визуальных объектов с целью приобретения знаний и впечатлений [6, с.127]. 
     Содержание экскурсионной деятельности, характер контактов музея с детьми и подростками, мотивация их посещения определяются возрастными и психологическими особенностями младших, средних школьников, подростков. 
     Можно сделать вывод о том, что экскурсионная работа с детьми позволяет решать следующие основные воспитательные задачи: 
- формирование понимания взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к новому времени, другой культуре посредствам общения с памятниками истории и культуры;
- формирование способности к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, художественное восприятие действительности;
- развитие способности к эстетическому созерцанию, сопереживанию;
- выявление творческих способностей детей; 
- создание условий для творческого общения и сотрудничества.
     Таким образом, можно констатировать, что экскурсия в настоящее время является одной из самых активно развивающихся форм музейной деятельности, музейную экскурсию можно характеризовать как базовую форму музейно-педагогической деятельности в музее. Воспитательными задачами музейных экскурсий являются: формирование познавательной активности, коммуникативных навыков, эмоциональной культуры и художественного вкуса; воспитание музейной культуры. 
     Подводя итог нужно отметить огромный вклад в формирование и выделение музейной экскурсии в основную форму работы с аудиторией Л.В. Бакушинского, разработавшего отечественную методику музейных экскурсий.

	1.3 Теория музейно-эстетических экскурсий А.В. Бакушинского
      	
      «Для нас экскурсия, - писал первый директор Государственной Третьяковской галереи (ГТГ) советского периода Л.В. Бакушинский, - один из основных способов в деле художественного развития масс, пробуждения ее творческих сил». [7,С.3]  
     Теория «эстетических экскурсий», разработанная А.В. Бакушинским в 20-е годы XX в., явилась качественно новой методологической основой художественного воспитания в музейно-экскурсионной работе.
     А.В. Бакушинский связывал экскурсионную теорию с революционным переустройством жизни, повседневной практикой приобщения масс к искусству. В статье «Как определяется значение искусства в современности» Бакушинский, имея в виду современное ему буржуазное искусство, пишет: «Станковое искусство на наших глазах мелеет, пошлеет, превращается в продукт ремесленно-рыночного производства... Нет станкового произведения, захватывающего и вовлекающего в себя, подобно великим творениям прошлого. Сезанн и Пикассо мерцают потухающим светом великого огня...».[8]
     Новые формы общественной жизни соответствуют возрождению искусства. Оно становится, как и во все эпохи, организующим моментом жизни. Рабочему классу нужно новое искусство, «искусство жизни и для жизни». Это возможно только в том случае, если народ сумеет ввести прежний художественный опыт в новые формы жизни и творчества. Только усвоив богатейший опыт реалистического искусства, народ создаст подлинно революционное искусство.
     Таким образом, принцип доступности искусства народу находит в эстетике Бакушинского одно из своих практических преломлений. Создание социалистического искусства тесным образом связывается с эстетическим восприятием народа. Написанная им книга «Музейно-эстетические экскурсии» целиком посвящена анализу этой проблемы. Его книга - не методический циркуляр музейным работникам, а крупная теоретическая работа по эстетике сохранившая актуальность и значение до наших дней. Это первая попытка в нашей литературе разобраться в формах и методах эстетического восприятия народа, связать теорию с повседневной практикой приобщения рабочих и крестьянских масс к искусству.
     Она пронизана идеей борьбы за освобождение искусства и возвращение его к жизни. Искусство должно войти в жизнь народа и в его повседневное творчество. Бакушинский связывает музейно-экскурсионную работу с формированием духовного облика человека, с созданием нового революционного искусства, в котором нет «разницы между высоким и низким, чистым и производственным творчеством».
     «У нас обстоит дело еще безнадежнее вследствие отсутствия прочной культурной традиции, слабости художественных сил, наконец, гораздо большей, чем на Западе, оторванности верхнего культурного слоя от нижних, материковых»[9, С- 4], - писал А.В. Бакушинский.
     Художественные музеи 20-х годов XX в. представляли собой научные архивы с их гербаризацией шедевров мирового искусства. Применяемый в музейной работе метод эпизодических экскурсий приводил к кустарщине и ничего, кроме уведомления, зрителям не давал.
     Во время подобной экскурсии перед взором экскурсанта с кинематографической быстротой мелькает множество художественных направлений, бесчисленное количество самых разных произведений, манер и стилей. В итоге живое эстетическое переживание заменяется рассудочным анализом, историческими экскурсиями и параллелями. При таком схоластичес.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44