- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Воспитание у детей старшего дошкольного возраста сознательного отношения к здоровому образу жизни
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W002523 |
Тема: | Воспитание у детей старшего дошкольного возраста сознательного отношения к здоровому образу жизни |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ГАОУ СПО САЛАВАТСКИЙ КОЛЛЕДЖ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Тема: Воспитание у детей старшего дошкольного возраста сознательного отношения к здоровому образу жизни Выполнила: Специальность Дошкольное образование Курс IV группа Б Научный руководитель: Форма обучения: очная Салават 2017 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 3 Глава I. Теоретические основы сознательного отношения к здоровому образу жизни детей старшего дошкольного возраста 1.1.Определение сущности здорового образа жизни 6 1.2.Особенности воспитания у детей старшего дошкольного возраста сознательного отношения к здоровому образу жизни………………… 1.3.Методы и приемы воспитания сознательного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста….. Глава II. Экспериментальное исследование особенностей сознательного отношения детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни 2.1. Изучение первоначального уровня сознательного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста 23 2.2.Программа для формирования сознательного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста 2.3. Результаты исследования…………………………………………… Заключение 34 Список литературы 36 Приложения 38 ВВЕДЕНИЕ Все чаще и чаще от педагогов, родителей, психологов можно услышать вопросы, связанные с проблемами здоровья детей – подрастающего поколения нашей страны. Этот вопрос в наше время очень актуален, т.к. активно наблюдается тенденция ухудшения состояния здоровья детей. Человек приходит в этот мир не только для своего комфортного существования и личного счастья. Его ум, умения, опыт, вся его жизнь необходимы его детям, обществу, будущим поколениям. Достойным существование человека на земле помогает сделать здоровье, духовное и физическое, которое является главным достоянием человека, делом не только личным, но и общественным. Нельзя рассматривать здоровье как отсутствие физических дефектов у человека или болезней. Устав Всемирной организации здравоохранения объясняет понятие «здоровье» как «состояние полного социального и духовного благополучия». Для ребенка быть здоровым, значит развивать в гармонии свои физические и духовные силы, обладать выносливостью и уравновешенностью, уметь противостоять действию неблагоприятных факторов внешней среды. Здоровый образ жизни детей дошкольного возраста является залогом здоровья в будущем. Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от качественного взаимодействия семьи и ДОУ. Формируя отношение ребенка к здоровому образу жизни немыслимо без активного участия в этом процессе педагогов, всего персонала ДОУ и непосредственного участия родителей. Только с изменением уклада ДОУ и семьи можно ожидать реальных результатов в изменении отношения детей дошкольников и их родителей к собственному здоровью. Вопросы формирования и воспитания культуры здорового образа жизни детей рассмотрены в работах И.И. Брехмана, Э.Н. Вайнера, Л. Волошиной, М.П. Дорошкевич, Г.К. Зайцева, Т.С. Казаковцевой, Н.В. Тверской и др. Однако методы работы ДОУ с родителями по формированию здорового образа жизни детей почти не рассматриваются в литературе. В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами ДОУ, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом. В этом заключается актуальность нашего исследования. Воспитание у детей старшего дошкольного возраста сознательного отношения к здоровому образу жизни Объект исследования: процесс воспитания у детей старшего дошкольного возраста сознательного отношения к здоровому образу жизни. Предмет исследования: Воспитание у детей старшего дошкольного возраста сознательного отношения к здоровому образу жизни. Цель исследования: изучение особенностей воспитания сознательного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста. В соответствии с целью исследования определены следующие его задачи: 1.Изучить понятие «здоровый образ жизни». 2.Выявить особенности воспитания у дошкольников старшего дошкольного возраста навыков здорового образа жизни. 3.Рассмотреть возможности воспитания сознательного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что воспитание у детей старшего дошкольного возраста сознательного отношения к здоровому образу жизни будет более эффективным, если предварительно планировать содержание и процесс работы по воспитанию сознательного отношения. Методы исследования: - анализ психолого-педагогической, методической литературы; - наблюдение; - экспериментирование; - анализ результатов исследования. Этапы исследования: На первом, поисково-подготовительном, этапе (сентябрь 2016 г.) осуществлялись выбор темы и формулировка проблемы исследования, изучалась педагогическая литература; определялись предмет, гипотеза, этапы, задачи и направления исследования; разрабатывался план опытно-экспериментальной работы. На втором, теоретико-проектировочном, этапе (октябрь-ноябрь 2016 г.) продолжалось изучение научно-педагогической литературы по проблеме исследования, уточнялись теоретические положения, составляющие основу исследования. На этом этапе проводилась экспериментальная работа исследования. На третьем, экспериментально-обобщающем, этапе (декабрь 2016 г.) проводился контрольный эксперимент по изучению особенностей воспитания сознательного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста, обобщались данные апробирования основных положений выпускной квалификационной работы, формулировались выводы, осуществлялось текстовое оформление материалов исследовательской работы. Теоретическая значимость исследования: -раскрыты основные понятия «здоровый образ жизни». -выявлены особенности воспитания у дошкольников старшего дошкольного возраста навыков здорового образа жизни; -рассмотрены возможности воспитания сознательного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста. Практическая значимость исследования: -разработан диагностический инструментарий, направленный на выявление особенностей воспитания сознательного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста. - собран практический материал по проведению работы по воспитанию сознательного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста. Экспериментальные материалы могут быть полезны для воспитателей дошкольных учреждений и студентов педагогических факультетов. База исследования: МБДОУ детский сад «Тополек», с. Нугуш Республики Башкортостан. Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений. Глава I. Теоретические основы сознательного отношения к здоровому образу жизни детей старшего дошкольного возраста 1.1. Определение сущности здорового образа жизни Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов. Здоровье характеризуется биологическим потенциалом, физиологическими резервами жизнедеятельности, нормальным психическим состоянием и социальными возможностями реализации человеком всех задатков. Здоровье - «индивидуальное психоматическое состояние, выражающееся в способности человека оптимально удовлетворять основные жизненные потребности». (Е.С. Рапацевич.,2005) По определению Г.М. Коджаспировой, здоровье - это «естественное состояние организма, которое характеризуется его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений; состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, наличие у человека достаточного количества энергии, энтузиазма и настроения для выполнения или завершения дела». (Коджаспирова Г.М.,2005) Здоровье характеризуется биологическим потенциалом (наследственными возможностями), физиологическими резервами жизнедеятельности, нормальным психическим состоянием и социальными возможностями реализации человеком всех задатков. Можно выделить три типа здорового образа жизни: 1) Индивидуальное здоровье. Это когда принято считать человека индивидуальной личностью. 2) Здоровье группы. Сюда входит семья, профессиональная группа и др. 3) Здоровье населения. Принято считать популяционное или общественное. (Карманова Л.В.,1980) Также в народе принято выделять психологическое здоровье. Психологическое здоровье определяет душевное, эмоциональное состояние человека. Как отмечают исследователи Л.А. Абрамян, Т.А. Репина, М.И. Лисина, «эмоциональное благополучие» детей дошкольного возраста можно определить как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка, основой которой являются биологическое и социальное благополучие. (Леонтьев А.Н.,1979) Термин «психологическое здоровье» был предложен И.В. Дубровиным. Обобщенный портрет психологически здорового человека - это творческий, жизнерадостный, веселый, открытый человек, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Такой человек берет ответственность за свою жизнь, находится в постоянном развитии. Как считает И.В. Дубровин, основу психологического здоровья составляет полноценное психическое формирование дошкольника на всех этапах. Авторы утверждают, что психологическое здоровье следует рассматривать с точки зрения духовного богатства личности, ориентированные на такие ценности, как доброту, истину, красоту. Дошкольный возраст является решающим в развитии фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем органов и становление функциональной системы организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. В настоящее время на фоне экологического и социального неблагополучия отмечается ухудшения здоровья. Большинство выпускников детских садов приходят в школу недостаточно готовыми к обучению с точки зрения психофизического и социального здоровья. Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что сложившаяся в последние годы тенденция ухудшения состояния здоровья детей приняла устойчивый характер. Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в пять раз и составляет лишь 10% старшего дошкольного возраста, 10-25% дошкольников имеют отклонения со стороны сердечно-сосудистой системы, в шести-семилетнем возрасте у половины детей отмечается стойкое повышение артериального давления. Растёт число детей, с отклонениями органов пищеварения, костно-мышечной, нарушение осанки, сколиоз, мочеполовой, эндокринной систем. Дети в школу приходят читающие, считающие, но имеющие скудный сенсорный опыт, слабо развитую моторику рук, у многих детей отсутствие физических качеств, то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием. У детей с ослабленным здоровьем возрастает уровень тревожного ожидания неуспеха, усугубляющего поведенческие и нервно - психические отклонения, а это приводит к асоциальным формам поведения. У таких детей наблюдается переутомление, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и перспективы их дальнейшего их развития. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей. Ухудшение здоровья детей дошкольного возраста в России стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой. Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста - одна из главных приоритетных задач детского сада. В настоящее время вырабатывается количественно-качественное измерение здоровья. Выделяют до пяти уровней здоровья: от простого выживания до полноценной здоровой жизни. (Дошкольное воспитание.,1998) Определение уровня здоровья имеет большое практическое значение, т.к. позволяет решать большой спектр проблем: от профессионального отбора до назначения рационального режима двигательной активности, питания, отдыха и т.п. Понятие «здоровый образ жизни» однозначно не определено. Исследователи рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом. (Мартыненко А.В.,1988) Многие исследователи рассматривают здоровый образ жизни с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Здоровый образ жизни - это «результат действий многих внутренних и внешних факторов, объективных и субъективных условий, благоприятно влияющих на состояние здоровья». Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития других сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций. Выделяются основные принципы здорового образа жизни: 1) Здоровый образ жизни. 2) Творец своего счастья сам человек. 3) Отказ от вредных привычек. 4) Рациональное питание. 5) Двигательная активность. Соблюдение норм и принципов морали 1. Творцом здорового образа жизни является человек, как существо деятельное в биологическом и социальном отношении. 2. Отказ от вредных привычек. 3. Соблюдение рационального питания. (сбалансированного качественно - белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы и количественно-энергетическая ценность потребляемых продуктов и расход энергии в процессе жизнедеятельности). 4. Рациональная двигательная активность 5. Соблюдение общечеловеческих норм и принципов морали, регулирующих все сферы жизнедеятельности человека и т.д. Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет система дошкольного образования. Забота об укреплении здоровья ребенка проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни. На образование, как социальный способ обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности, возложена надежда государственной политики по формированию здорового образа жизни подрастающего поколения. (Дошкольное воспитание.,1998) Таким образом, состояние здоровья детей в настоящее время становится актуальной проблемой, а формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является государственной задачей, решение которой во многом зависит от организации работы по данному направлению в дошкольном учреждении. 1.2. Особенности воспитания у детей старшего дошкольного возраста сознательного отношения к здоровому образу жизни Отношение ребенка к своему здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия. У детей дошкольного возраста можно выделить следующие возрастные предпосылки для стойкого формирования представлений о здоровом образе жизни: - активно развиваются психические процессы; -заметны положительные изменения в физическом и функциональном развитии; дети стараются сохранять и демонстрировать правильную осанку; - дети старшего дошкольного возраста способны самостоятельно выполнять бытовые поручения, владеют навыками самообслуживания, прилагают волевые усилия для достижения поставленной цели в игре, в проявлении физической активности» (Н.К.Смирнова., 2003). На физиологическое состояние детей дошкольного возраста большое влияние оказывает их психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от ментальных установок (Степаненкова Э. Я., 2005). Поэтому ученые выделяют следующие аспекты здорового образа жизни дошкольников: - эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями; - интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах; - духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним, оптимизм (Колбанов, В.В.,2006). В то же время следует учитывать, что каждый возрастной период характеризуется своими особенностями, которые следует учитывать в работе по формированию ЗОЖ. В старшем дошкольном возрасте, благодаря возрастанию личного опыта, отношение к здоровью существенно меняется. Но, при этом, наблюдается смешение понятий «здоровый», как «большой, хороший» и «здоровый», как не больной. Дети, по-прежнему, соотносят здоровье с болезнью, но уже более отчетливо определяют угрозы здоровью как от своих собственных действий, так и от внешней среды. При определенной воспитательной работе дети соотносят понятие «здоровье» с выполнением правил гигиены. В старшем дошкольном возрасте дети начинают соотносить непосредственную физическую образовательную деятельность с укреплением здоровья и в его определении на первое место ставят физическую составляющую. В этом возрасте дети, хотя еще интуитивно, начинают выделять и психическую, и социальную компоненты здоровья. Но, несмотря на имеющиеся представления о здоровье и способах его сохранения, в целом отношение к нему у детей старшего дошкольного возраста остается достаточно пассивным. Причины такого отношения кроются в недостатке у детей необходимых знаний о способах сохранения здоровья, а также неосознании опасностей нездорового поведения человека для сохранения здоровья. Нездоровое поведение в ряде случаев приносит удовольствие, а долговременные негативные последствия таких поступков кажутся ребенку далекими и маловероятными (Алямовская, В.Г.,1993). Значительная часть самоохранительного поведения детей старшего дошкольного возраста определяется их представлениями о здоровье. При целенаправленном воспитании, обучении, закреплении в повседневной жизни правил гигиены, соответствующей мотивации непосредственной физической образовательной деятельностью отношение детей к своему здоровью существенно меняется. Сформированность отношения к здоровью как к величайшей ценности в жизни становится основой формирования у детей потребности в здоровом образе жизни. Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка – проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни (Блонский П.П.,2009). По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие: оптимальный двигательный режим; рациональное питание; закаливание; личная гигиена; положительные эмоции (Выготский Л.С.,2010). Жизнь современного человека, особенно в городах, характеризуется высоким удельным весом гипонезии и гиподинамии, и это, при том, что практически никто не оспаривает то положение, что основная причина многих болезней цивилизации - недостаточная двигательная активность. Больше времени дети вынуждены проводить сидя за просмотром телепередач, компьютерные игры усугубили обездвиженность детей. Говоря об оптимальном двигательном режиме, следует учитывать не только исходное состояние здоровья, но и частоту, и систематичность применяемых нагрузок. Занятия должны базироваться на принципах постепенности и последовательности, повторности и систематичности, индивидуализации и регулярности. Так же в последнее десятилетие возрос интерес к проблеме питания дошкольников, так как правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранение здоровья. Правильная организация питания имеет большое значение для развития детского организма. Нормальный рост и развитие ребенка зависят в первую очередь от того, насколько его организм обеспечен необходимыми питательными веществами. Правильное питание является основным фактором в предупреждении и лечении многих заболеваний. При организации питания необходимо учитывать особенности развития и функционирования пищеварительной системы и всего организма для конкретного возрастного периода, а также потребность организма в питательных веществах, поскольку он особенно чувствителен ко всяким нарушениям, как в количественном, так и в качественном составе пищи (Ильюшенков В.В.,2008). Нужно сказать о закаливании. Закаливание – это эффективное средство укрепления здоровья человека. Особенно велика его роль в профилактике простудных заболеваний: закаленные люди, как правило, не простужаются. Закаливание повышает также неспецифическую устойчивость организма человека к инфекционным заболеваниям, усиливая иммунные реакции. Закаливание обеспечивает тренировку и успешное функционирование терморегуляторных механизмов, приводит к повышению общей и специфической устойчивости организма к неблагоприятным внешним воздействиям. При закаливании детей необходимо в первую очередь помнить, что у них каждая закаливающая процедура должна проходить на положительном эмоциональном фоне, должна доставлять радость и удовольствие. Существуют закаливание воздухом, закаливание солнцем; закаливание водой, хождение босиком является одним из древнейших приемов закаливания, оно широко пропагандируется и практикуется во многих странах (Деркунская В.А.,2005).. Так же сохранение и укрепление здоровья невозможны без соблюдения правил личной гигиены. Уход за кожей тела должны стать естественной и неотъемлемой процедурой. Уход за зубами является неотъемлемой частью поддержания хорошего здоровья. Гигиенические требования, предъявляемые к одежде, направлены в первую очередь на обеспечение нормального тепло- и газообмена организма с окружающей средой, оптимального уровня температуры тела и кожи, влажность кожи, кожного дыхания (Деркунская В.А.,2005).. Решение проблемы образа жизни в отношении формировании культуры здоровья детей дошкольного возраста лежит на пути заимствования культурного наследия, формирования мышления в области профилактики и укрепления здоровья. Обсуждая условия формирование здорового образа жизни, нужно сказать, что у каждой семьи, у каждого человека свое представление о здоровом образе жизни.. К сожалению, создавая принципы жизни, люди думают о воспитании характера очень редко, взаимоотношении с окружающими и на работе и дома, стиле работы и отдыха, то есть о факторах позволяющих сохранить нормальный психологический режим и нормальное состояние нервной системы. Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. В этой связи, использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе современного детского сада позволит обеспечить не только высокий уровень реального здоровья воспитанника, но и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к своему здоровью (Волосова Е.,2009). Педагоги должны понимать, что оздоровительная деятельность дошкольного образовательного учреждения - это долгосрочная инвестиция государства в семью, которая вернется ему в виде здоровых и полноценных граждан. Вторым по важности условием формирования здорового образа жизни является наличие в дошкольном учреждении специальной обучающей программы, которая была бы нацелена на приобретение детьми комплекса необходимых знаний об уходе за собой, своим телом, бережного отношения к окружающим людям. Третьим условием формирования у детей здорового образа жизни является овладение системой представлений о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни. Обозначим круг представлений о здоровом образе жизни: -представлений о человеческом организме, о функциях его частей; -представлений о болезнях, их вреде, о необходимости их профилактики; -представлений о зависимости здоровья и здорового образа жизни от состояния окружающей среды; - представлений о безопасном поведении в природе, дома, на улице. Потребность в здоровье и здоровом образе жизни формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических личностных возможностях о том, что для здоровья вредно, а что полезно. Например, вредно не чистить зубы, не стричь ногти, не заниматься гимнастикой. Все эти знания дети приобретают на специальной непосредственной деятельности. Четвертым условием формирования у детей здорового образа является реализация принципа резонанса при организации физического воспитания детей. Сущность его заключается в создании взрослыми бесчисленных ситуаций для бесконечного проявления детьми своих растущих физических возможностей (Карманова Л.В.,1980). Таким образом, здоровый образ жизни в нашем исследовании рассматривается как активная форма поведения детей, обеспечивающая сохранение психического и физического здоровья, повышение адаптационных возможностей организма, его максимальной дееспособности. 1.3.Методы и приемы воспитания сознательного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста Формирование здоровья ребенка в дошкольном учреждении, уровень его физической подготовленности, объем приобретаемых двигательных умений в значительной степени зависят от того, чем и как он занимается, т. е. оттого, какими программами пользуются его воспитатели. Сознательное отношение к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка, она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач (Блонский П.П.,2009). Старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования сознательного отношения к здоровому образу жизни. Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к миру, окружающим людям — все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу. Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму. Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ: - занятия физкультурой, прогулки; - рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна; - дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды; - бережное отношение к окружающей среде, к природе; - медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций; - формирование понятия "не вреди себе сам" (Колбанов В.В.,2006). Важно ежедневно проводить утреннюю гимнастику, которая вызывает у детей положительные эмоции и радостные ощущения, повышает жизнедеятельность организма, воспитывает внимание, целеустремленность, дает высокий оздоровительный эффект. На занятиях, требующих от детей умственной напряженности, проводятся физкультминутки, целью которых является предупреждение утомления детей, восстановления умственной работоспособности, активизация мышления, создания положительных эмоций и повышения интереса к занятиям. Занятия по физической культуре и плаванию, проводимые специалистами, способствуют общему оздоровлению детей, развитию у них выносливости, физических качеств, двигательных и плавательных умений, основных видов движений; воспитывают у детей такие нравственно-волевые качества, как выдержка, целеустремленность, взаимопомощь, самоконтроль, инициативность, самостоятельность, произвольность поведения. Ежедневно, по мере пробуждения детей, так же важно проводить гимнастику пробуждения в сочетании с контрастными воздушными ваннами. Она помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки стопы. Развитию физических качеств и двигательных умений воспитанников способствуют физкультурные досуги, различные эстафеты. Особое внимание нужно уделять организации самостоятельной двигательной активности детей, так как это способствует укреплению здоровья воспитанников, улучшению их физического развития. На познавательных занятиях нужно знакомить детей с понятием «витамины». Дать детям в руки натуральные овощи и фрукты, для исследования их всеми сенсорными способами (нюх, форму, вкус). А также проводить игры, которые способствуют формированию сознательного отношения к ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста (Е.С. Рапацевич, 2005). В процессе работы по формированию у детей сознательного отношения к здоровому образу жизни, особое внимание нужно уделять валеологическому просвещению дошкольников. С этой целью проводятся познавательные беседы с детьми на темы: «Откуда берутся болезни?», «Будь осторожен дома», «Когда тебе грозит опасность», «Основные части тела человека: голова, туловище, руки, ноги, глаза, нос и т.д.», «Как нам помогают глаза?», «Кожа – главная одежда человека», «Я иду в гости», «Правила поведения и общения», «Правила личной гигиены», «Полезные и вредные привычки», «Как сохранить здоровье глаз?» «Где живут витамины?» и другие(Скоролупова О.А.,2006).. На занятиях нужно знакомить детей с понятием «Улица», «Дорога», проводить по этому поводу беседы и рассматривать иллюстрации: «безопасность в доме», «правила личной безопасности», «Если ты попал в беду» , «Дорожная азбука», «Азбука безопасности» (Скоролупова О.А.,2006). Организация питания требует выбора эффективных приемов работы с детьми, учета индивидуальных особенностей воспитанников, знания психологических аспектов организации питания и правил этикета. С целью уточнения и расширения знаний детей об овощах , фруктах, их характерном виде, цвете, условиях произрастания, способах заготовки, употребления в разных блюдах, степени полезности для организма важно организовывать с детьми дидактические игры и упражнения. Такие игры способствуют развитию у детей познавательного интереса, внимания речи, умений классифицировать, сравнивать, группировать и обобщать, формируют представления о полезности овощей, фруктов, ягод для человека (А.В. Мартыненко,1988). Таким образом, проводимая с детьми работа по формированию сознательного отношения к здоровому образу жизни даст положительные результаты. Организуя работу с родителями, важно содействовать формированию потребности семьи в здоровом образе жизни и личного примера в сохранении и укрепления здоровья детей. С этой целью нужно проводить индивидуальные и групповые консультации о значении соблюдения режима дня и необходимости подвижного образа жизни, об особенностях рационального питания детей, формирования культурно – гигиенических навыков, некоторых правилах этикета, закаливании и т.д. Глава II. Экспериментальное исследование особенностей сознательного отношения детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни 2.1. Изучение первоначального уровня сознательного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста Экспериментальная часть выпускной квалификационной работы проводилась на базе МБДОУ детский сад «Тополек», с. Нугуш Республики Башкортостан. В исследовании принимали участие 10 детей старшего дошкольного возраста. Проводимые исследования были направлены на проверку гипотезы: мы предполагаем, что воспитание у детей старшего дошкольного возраста сознательного отношения к здоровому образу жизни будет более эффективным, если предварительно планировать содержание и процесс работы по воспитанию сознательного отношения. Сроки проведения: сентябрь 2016 г. – декабрь 2016 г. Опытно-экспериментальная работа включала 3 этапа: - констатирующий этап, в ходе которого было проведено исследование возможностей воспитания сознательного отношения к здоровому образу жизни; - формирующий этап, в процессе которого апробировались педагогические условия возможностей воспитания сознательного отношения к здоровому образу жизни; - контрольный этап, включающий анализ полученных результатов и формулировку выводов исследования. Цель констатирующего этапа заключалась в исследовании выявления особенностей воспитания сознательного отношения к здоровому образу жизни детей старшего дошкольного возраста. Задачи экспериментального исследования: 1. Подобрать диагностический инструментарий 2. Создать ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: