VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Вопросы конкуренции и конкурентоспособности как основы эффективности производства

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W005492
Тема: Вопросы конкуренции и конкурентоспособности как основы эффективности производства
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»



Факультет Управления

Кафедра Экономики и управления предприятиями и производственными комплексами







ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА



на тему: «Вопросы конкуренции и конкурентоспособности как основы эффективности  производства»





Направление 38.03.02   «Менеджмент»

Профиль  «Управление государственными и частными предприятиями»

Студентка М-1311 группы					очной формы обучения

ФИО Гогричиани Элена Гочаевна				____________________

										(подпись)

Руководитель ВКР доцент кафедры, кандидат экономических наук, Комаров Александр Глебович

									____________________

										(подпись)

Нормо – контроль пройден «___»______20__г.

_________________________

(подпись лица, проводившего нормо-контроль)

«Допущена к защите»		       «___»______20__г.



Зав. Кафедрой доктор экономических наук, профессор, 

Карлик Александр Евсеевич					____________________

		(ФИО)								(подпись)

			

	       





Санкт-Петербург

2017 г.



	СОДЕРЖАНИЕ

	

	

		СОДЕРЖАНИЕ	1

		ВВЕДЕНИЕ	3

		1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНЦИИ И ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ	6

		1.1. Понятие и экономическая сущность конкуренции и конкурентоспособности предприятия	6

		1.2. Факторы, определяющие конкурентоспособность предприятия	16

		1.3. Методика оценки конкурентоспособности предприятия	21

		2. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО ПРОИЗВОДСТВА НА ПРИМЕРЕ ООО «ПЕТРОХОЛОД»	30

		2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Петрохолод»	30

		2.2. Анализ внешней и внутренней среды ООО «Петрохолод»	37

		2.3. Оценка уровня конкурентоспособности ООО «Петрохолод»	42

		3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ПЕТРОХОЛОД»	50

		3.1. Основные мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности предприятия	50

		3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий	54

		ЗАКЛЮЧЕНИЕ	59

		СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ	62

	Приложение А. Организационная структура ООО «Петрохолод»………......68

	Приложение Б. Показатели финансовой устойчивости ООО «Петрохолод»…69 

	Приложение В. Сводка результатов анкетирования ООО «Петрохолод»….70

	Приложение Г. Медиа-план продвижения ООО «Петрохолод»…………….71

	

	

	ВВЕДЕНИЕ

	

	Конкурентоспособность выступает наиболее важной характеристикой, позволяющей произвести оценку уровня развития какой-либо экономики. Конкурентоспособность особо значима, как для оценки перспективности формирования экономики государства в целом, так и оценки перспектив экономики отдельных регионов и предприятий.

	В период окончательного перехода к рыночному типу экономики в России ведется конкурентная «борьба» как на внешних, так и на внутренних рынках между иностранными предприятиями-производителями и отечественными производителями, а также между отдельными предприятиями и организациями.

	Актуальность выбранной темы работы обусловлена тем, что и для экономики государства, и для экономики отдельных предприятий, конкурентоспособность выступает основой для успешного функционирования и дальнейшего развития, так как она является значимым оценочным показателем не только текущего состояния государства или предприятия, но и показателем перспективности.

	Целью представленной работы выступает изучение вопросов конкуренции и конкурентоспособности как основы эффективности производства.

	Для достижения обозначенной цели необходимо решить следующие задачи:

	- осуществить изучение теоретических основ оценки конкурентоспособности предприятия;

	- проанализировать конкурентоспособность предприятия на примере ООО «Петрохолод»;

	- осуществить разработку мероприятий, которые направлены на повышение конкурентоспособности предприятия ООО «Петрохолод».

	Предметом работы является конкурентоспособность предприятия ООО «Петрохолод».

	Объектом работы выступает ООО «Петрохолод».

	Проблемы, связанные с управлением конкурентоспособностью предприятия, рассматривали в своих работах многие отечественные и зарубежные ученые, на их трудах и базируется выполненное исследование. Большое количество российских и зарубежных специалистов исследовали и решали многие теоретические и прикладные задачи, которые были обусловлены содержанием работ по управлению конкурентоспособностью предприятия.

	Теоретической базой представленной работы выступили научные труды таких авторов как М. Портер, В.Р. Веснин, О.С. Виханский, А.Я. Кибанов и др.

	Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение и список использованной литературы. 

	Введение включает в себя обоснование актуальности темы исследования, определение степени ее разработанности, отражается объект, предмет, цели и задачи исследования, а также его теоретические и методологические основы.

	В первой главе – изучаются теоретические аспекты конкуренции и оценки конкурентоспособности предприятия, в частности рассматривается понятие и экономическая составляющая конкуренции и конкурентоспособности предприятия, факторы, которые определяют конкурентоспособность предприятия, а также изучены основные методики оценки конкурентоспособности предприятия.

	Вторая глава представленной работы включает в себя краткую характеристику ООО «Петрохолод», а также проанализирована конкурентоспособность исследуемого предприятия.

	Третья глава работы содержит предложенные автором мероприятия, которые направлены на повышение конкурентоспособности ООО «Петрохолод», а также произведена оценка данных мероприятий.

	Заключение содержит основные выводы, связанные с проведенным автором исследованием, выявленными недостатками и предложенными мероприятиями, а также даны практические рекомендации по улучшению деятельности компании.

	К основным методам исследования, используемым автором в ходе работы, выступили системный анализ и проблемно-ориентированный подход как разновидность структурно-функционального анализа. Кроме того, автором активно применялись сравнение, анализ и синтез, индукция и дедукция.

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНЦИИ И ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

	1.1. Понятие и экономическая сущность конкуренции и конкурентоспособности предприятия

	

	Конкуренцию изучают уже не одно десятилетие специалисты различных областей и различных стран, определений конкуренции существует большое количество. В соответствии с различными источниками конкуренция трактуется как некое соперничество между разными субъектами экономики, задачей которой является приобретение возможностей для того, чтобы наиболее эффективно пользоваться существующими производственными факторами.

	В теории экономики также действует такое понятие как деловая конкуренция субъектов хозяйствования, в процессе которой каждая сторона, предпринимая различные действия экономического характера, пытается максимально ограничить возможности конкурентов в части одностороннего воздействия на процесс функционирования рынка в целом.

	На законодательном уровне понятие конкуренция закреплено в Законе РФ № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции». В соответствии с данным нормативно-правовым актом конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

	На сегодняшний день можно найти десятки различных трактовок данного понятия, но в целом, суть в каждом из данных определений остается неизменной. Для наглядности приведем несколько из них. 

	Так, известный австрийский экономист Й. Шумпетер, получивший мировое признание благодаря своей теории эволюционного экономического развития и синтезу равновесного и неравновесного методов рыночного анализа, трактовал конкуренцию как определенное соперничество старого, устаревшего с нововведениями и инновациями. 

	Доктор экономических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета Светуньков С.Г. – как определенное свойство объекта, которое имеет определенную степень схожести экономических, функциональных и организационных характеристик со свойствами иных объектов, удовлетворяющих требованиям конечных потребителей данных товаров. Данное определение достаточно мудреное, но на самом деле, если кротко описать мысль автора, то он также понимает конкуренцию как определенную борьбу различных хозяйствующих субъектов. 

	Российский экономист, автор множества публикаций по экономике и маркетингу Завьялов П.С. понимает под конкурентоспособностью отдельного предприятия наличие объективных возможностей для осуществления им максимально эффективной хозяйственной деятельности и для дальнейшей реализации продукта хозяйствований для получения максимально возможного размера прибыли в рамках отдельного рынка.

	Анализируемой нами тематике большое внимание во все времена уделялось и зарубежными экономистами. Так, в частности, известный британский экономист, один из основоположников английской классической школы Адам Смит в своих трудах по теории экономической мысли определял конкуренцию как индивидуальную поведенческую категорию, в рамках которой отдельные покупатели и продавцы борются на рынках для получения максимально выгодных условий для продажи или, соответственно, покупки определенных товаров. Именно А. Смит первым назвал основную цель конкуренции и, в частности, предпринимательской деятельности – получение максимального размера прибыли в ходе ведения бизнеса. 

	Можно перечислить основные преимущества теории конкуренции, выдвинутой А. Смитом. Так, к примеру, он впервые определил конкуренцию именно как соперничество экономических субъектов, в то время как все его предшественники ограничивались указанием их совместного действия. То есть не были четко обозначены цели отдельных субъектов, которые, по Смиту, у каждого отдельные.

	Кроме того, именно Адам Смит впервые рассмотрел такой принцип как «невидимая рука рынка». Его суть заключается в том, что определенные внешние силы заставляют участников рынка действовать определенным образом, при том что результат данных действий зачастую противоречит конечным целям самих субъектов. Указанный принцип до сих пор не опровергается современными экономистами, так как полностью объяснить причины тех или иных действий участников рынка не удается никому.

	И, наконец, далеко не последней по экономическому эффекту заслугой А. Смита является обоснование максимальной оптимальности рыночной системы для развития экономик государств. Экономист тщательно изучал различные экономические системы, начиная от полного контроля государством экономики до абсолютно свободного рынка. И в результате своих многолетних наблюдений Смит подвел итог о том, что максимальное удовлетворение достигается лишь в условиях постоянно увеличивающихся потребностей субъектов экономики, еще и  более действенное применение существующих материальных и трудовых ресурсов.

	Известен факт, что исследованию конкуренции как экономического показателя с давних пор оказывалось большое внимание экономистами, и даже в настоящее время в данном направлении существует множество неоднозначных моментов, разъяснить которые мы и попытаемся ниже. 

	Итак, большая разносторонность конкуренции и конкурентоспособности отдельных хозяйствующих субъектов в частности позволяет нам выделить отдельные параметры, присущие данному институту. Данные параметры специалисты условно подразделяют на качественные и ценовые. Прямое влияние на конкурентоспособность фирм оказывает складывающаяся на конкретный момент ситуация на том или ином рынке. Иными словами, такие факты как изменение финансовой стабильности конкурентов или контрагентов, введение различных инноваций, изменение среднего уровня квалификации или мотивации работников может по-разному повлиять на уровень эффективности хозяйственной деятельности предприятия на данном рынке.

	 Достаточно значимую роль в динамике конкурентоспособности предприятия играет уровень развития системы маркетинга как в самом хозяйствующем субъекте, так и у других фирм на рынке. Ведь именно от степени изучения предпочтений и покупательской способности потенциальных клиентов, качества составляемых методов повышения качества изготовляемого товара непосредственно зависит рентабельность конкретного производственного или коммерческого предприятия.

	Итак, основным составляющим, напрямую влияющим на конкурентоспособность субъекта предпринимательства, выступает конкурентоспособность производимой им продукции. Маркетинговая политика организации сможет дать точную позицию на рынке, создать благоприятный образ организации у покупателей, значительно выделить ее среди конкурентных предприятий.  

	Начальным этапом данной деятельности является стадия проектирования конкретного товара. Именно данный этап является самым ответственным, потому что оттого, насколько правильно будет выбран конкретный вид деятельности и конкретный товар, напрямую зависит успешность всей деятельности в целом.

	Но необходимо понимать, что максимизация качества так или иначе приводит к увеличению расходов организации, поэтому основным принципом в процессе достижения конкурентоспособности производимой продукции должно являться оптимальное сочетание высокого качества товаров, цены и расходов на его производство и реализацию.

		Ниже в таблице рассмотрены основные показатели конкурентоспособности продукции.

	Таблица 1. Показатели конкурентоспособности товара

	

	Как мы видим из таблицы, наиболее наглядными показателями являются нормативные, технические и экономические. Но кроме обозначенных выше можно отметить такие важные характеристики как предрасположенность потребителей к отдельным товарным группам, конкретной товарной марке, а также доступность товара для приобретения широкой потребительской группой и так далее.

	Также важное значение имеет уровень послепродажного обслуживания на предприятии. Когда потребитель имеет полную свободу выбора, при других равных условиях гарантийное и пост гарантийное обслуживание являются дополнительным фактором, способствующим увеличению конкурентоспособности производимой продукции.

		Грамотно составленная и реализуемая программа послепродажного обслуживания реализуемой продукции может принести следующие результаты: улучшение репутации фирмы-производителя, что может быть впоследствии ей поощрено; налаживание дополнительных связей с клиентами конкурентов; увеличение прибыли организации; получение возможности для освоения новых рынков и т.д.

	Ниже на рисунке отражены наиболее распространенные требования, выполнение которых может в дальнейшем повлечь за собой увеличение доходов организации.

	


	Рисунок 1 - Логическая цепочка максимизации прибыли фирмы

	

	Проанализировав данные, представленные в таблице, можно убедиться, что для повышения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта необходимо обеспечить популярность и ликвидность выпускаемой продукции.

	Ведь в действительности именно данный показатель и характеризует успешность работы предприятия как в настоящее время, так и в будущем. Можно сформулировать определенный перечень наиболее важных требований, при соответствии которым организация сможет успешно осуществлять производственную и коммерческую деятельность. К таким требованиям относятся:

	Стабильная финансовая ситуация организации, которая заключается в способности своевременно оплачивать имеющуюся краткосрочную и долгосрочную кредиторскую задолженность посредством относительно ликвидных активов;

	Эффективная маркетинговая деятельность, которая опять-таки обозначается таким показателем как конкурентоспособность реализуемой продукции;

	Рентабельность продаж, которая определяется отношением прибыли организации к ее выручке, то есть нулевая рентабельность свидетельствует об отсутствии прибыли. На сегодняшний день нельзя назвать конкретную норму рентабельности продаж, подходящую под различные виды деятельности, так как существует множество других аспектов, влияющих на ее величину;

	Эффективность менеджмента;

	Имидж хозяйствующего субъекта и т.д.

	При удовлетворении фирмой всем обозначенным требованиям, мы уже можем с уверенностью говорить о высоком уровне ее конкурентоспособности. А этот показатель, как мы уже выяснили выше, является основным индикатором успешности функционирования любой компании.

	В качестве одной из трактовок понятия конкурентоспособность выступает ее понимание как способности того или иного хозяйствующего субъекта быть лидером на рынке при производстве и реализации тех или иных товаров, работ или услуг, а также наличие у него возможности нейтрализовать проявления конкуренции со стороны конкурентов, занимающихся схожей деятельностью.

	Исходя из данного определения, мы можем сформулировать наиболее типичные признаки, присущие практически любой крупной организации, занимающей на том или ином рынке товаров или услуг определенную нишу. К таким признакам относятся:

	Рентабельность как розничных, так и оптовых продаж;

	Производительности труда на высоком уровне;

	Качественные показатели фондоотдачи;

	Минимизация производственных издержек, постепенное увеличение физического объема затрат в сфере маркетинга;

	Положительная динамика прибыли за ряд отчетных периодов;

	Положительный коэффициент покрытия;

	Платежеспособность предприятия;

	Способность фирмы к автономному существованию и т.д.

	Среди ряда ученых экономистов существует такое мнение, что основным критерием финансового благополучия конкретного предприятия и ее конкурентоспособности является стоимость и востребованность товара. То есть жизненно необходимые лекарственные препараты всегда будут пользоваться большим спросом, поэтому их производство более перспективно нежели производство редких деталей, используемых только на промышленном оборудовании.

	Такое мнение имеет место быть и могло бы быть справедливо, если бы не условия свободного рынка. В настоящее время рынок устроен так, что число фирм на том или ином рынке прямо пропорционально спросу на производимые на нем товары. В данном случае монопольные рынки являются исключением и не рассматриваются. Соответственно, при грамотной организации производственной, сбытовой, а также маркетинговой деятельности предприятие может одинаково успешно функционировать как на рынке лекарственных препаратов, так и на рынке тех же редких деталей.

	Кроме этого, показатели оценки конкурентоспособности организации, которые существуют в настоящее время являются достаточно динамичными и зависят от специфики конкретной деятельности. Поэтому, для качественной оценки данного показателя у различных хозяйствующих субъектов необходимо проводить анализ в динамике за определенный промежуток времени, а не на конкретный момент.

	В настоящий момент в теории экономики применяется 3 основных метода оценки показателей конкурентоспособности субъектов экономической деятельности. К ним относятся: 

	Методы, в основу которых положены теории эффективной конкуренции. Суть данного метода заключается в разработке определенной шкалы баллов и оценке каждого отдельного предприятия по данным баллам. В учет могут браться различные критерии в зависимости от глубины исследования.

	Методы, в основе которых лежит комплексное исследование конкурентоспособности предприятия. Суть заключается в построении прямой зависимости между качеством производимой или реализуемой продукции и конкурентоспособностью самого хозяйствующего субъекта. В данном случае для эффективности исследования используются специальные программы.

	Матричные методы, в основе которых лежит комплексная оценка маркетинговой деятельности фирмы. Суть заключается в оценке способности организации конкурировать по различным аспектам с конкурентами на конкретном рынке.

	И, наконец, комплексные методы, методика использования которых определяется их названием. То есть сочетаются все три обозначенные выше группы методов.

	Как мы можем убедиться, данная методология оценки уровня конкурентоспособности фирм является достаточно запутанной и требует определенных познаний в сфере менеджмента. Поэтому нельзя ставить на должности, напрямую влияющие на маркетинговую и производственную политику предприятия, людей, не обладающих необходимыми познаниями в данной сфере.

	Кроме этого, важно регулярно искать новые методы повышения конкурентоспособности фирмы, так как современное состояние финансового рынка является максимально динамичным и нестабильным. Эксперты тех или иных научных школ регулярно предлагают отдельные комплексы действий, основной целью осуществления которых является улучшение конкурентных позиций хозяйствующих субъектов. В числе таких рекомендаций можно отметить:

	Обеспечение качественного бенчмаркинга;

	Снижение расходов, непосредственно связанных с производственной деятельностью; 

	Увеличение объема продаж и т.д.

	Немаловажное значение в процессе функционирования фирмы также имеет умение руководства находить и поддерживать определенные связи в деловой среде. От этого зависит информированность подразделений организации, гибкость и готовность к изменениям в структуре рынка и т.д.

	Подводя итоги проведенному анализу, можно сделать следующие выводы: уровень конкурентоспособности предприятия является наиболее наглядным показателем успешности его экономической деятельности и перспективности ведения им бизнеса в данной сфере. Только грамотное сочетание различных методов повышения данного показателя, проанализированных нами выше, может позволить предприятию закрепиться на конкретном рынке и вести успешную производственную и сбытовую деятельность в долгосрочной перспективе. Фирмы, характеризующиеся высоким уровнем конкурентоспособности, впоследствии смогут влиять на потребительские предпочтения и воздействовать на решения конкурентов и контрагентов различными ценовыми и неценовыми методами.

	

	1.2. Факторы, определяющие конкурентоспособность предприятия

	

	Конкурентоспособность компании и реализуемой им продукции является наиболее значимым показателем его функционирования. Она во многом связана с эффективностью менеджмента, то есть умение руководства создавать и успешно реализовывать стратегию предприятия, адаптироваться к переменам, которые возникают во внешней среде, быть способным избирать высококвалифицированные кадры, ведения учета и контроля за эксплуатацию ограниченных ресурсов. Все это сводится к необходимости глубокого анализа факторов, влияние которых могут оказать и на конкурентоспособность продукции, и на саму организацию в целом.

	С помощью систематизации факторов, влияющих на конкурентоспособность организации, которая была приведена выше, можно поделить их на внешние и внутренние. Так к внешним относятся те факторы, воздействие которых не зависит от организации, внутренние же факторы, почти полностью подконтрольны руководству организации (рисунок 2).

	Анализ внешней среды - это значимый процесс, так как от него во многом зависит выбор направления развития компании в долгосрочной перспективе и включающий тщательный анализ факторов, которые способных усилить или ослабить имеющийся уровень конкурентоспособности.

	

	

	Рисунок 2 - Внешние и внутренние факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия и его продукции

	

	Так одним из факторов внешней среды относятся поставщики. Они оказывают весьма сильное влияние на конкурентоспособность организации. Компании во многом зависят от поставщиков, обеспечивающих их необходимыми ресурсами, поэтому система снабжения требует высокого уровня отбора основных поставщиков и обеспечения долгосрочных взаимовыгодных отношений

	Инвестиционная привлекательность. Для результативного функционирования и прогресса компаниям необходим капитал. К потенциальным инвесторам можно отнести: банки, федеральные учреждения по предоставлению займов, частные лица. Чем большее число инвесторов узнает и заинтересуется идеей компании, тем больше вероятности получить привлекательные инвестиции. Из этого следует, что, если деятельность организации успешно осуществляемая, значит привлечь необходимый объем средств будет не так трудно.

	Государственные органы. Оказывают не маловажное влияние на деятельность организации и реализуемую им продукции. Необходимо принимать во внимание федеральные и местные законы. В связи с этим необходимо строго придерживаться требований органов государственного регулирования.

	Потребители. Влияние потребителей на компании и их товары очевидно. С помощью изучения потребителей, можно понять, какие товары в наибольшей степени будут больше востребованы среди покупателей, какова будет возможность увеличить число потенциальных потребителей, какому, приблизительно, объему следует придерживаться организации. Необходимость удовлетворения потребностей клиентов сказывается на взаимодействии компании с поставщиками сырья и материалов.

	К не менее значимым факторам относятся конкуренты. Начальство организации отчетливо понимает, что в случае неудовлетворения потребностей покупателей в должной мере, подобно тому, как это делают другие компании, организация и ее производимые товары не смогут долгое время оставаться на занимаемых целевых рынках. При этом, есть случаи, когда не покупатели, а уровень конкуренции определяет, какие товары можно продать и какую цену при этом можно запросить. Важно помнить, что потребители – не единственный объект борьбы между различными организациями. Также, причинами соперничества между организациями могут являться: трудовые ресурсы, материалы, капитал и право использовать определенные технические нововведения.

	К внутренним факторам, определяющим конкурентоспособность предприятия и его продукции относятся следующие элементы: кадровый, производственный, маркетинговый и финансовый потенциал.

	Кадровый потенциал предприятия оказывает важное значение на предприятие и производимую им продукцию. Это обусловлено тем, что для эффективного функционирования предприятия, успешной реализации поставленных им целей и задач, необходимо наличие персонала, обладающего необходимым уровнем квалификации, так как развитие ряда отраслей в настоящее время, сдерживается нехваткой специалистов с должным уровнем квалификации. В связи с этим компании необходимо постоянно повышать квалификацию своих сотрудников и поддерживать талантливых менеджеров.

	Производственный потенциал включает в себя наличие необходимых производственных мощностей, способных обеспечить бесперебойное производство необходимой продукции нужного качества и в необходимом объеме. Он оказывает очень сильное влияние на деятельность каждого предприятия и способность его продукции долгое время оставаться востребованной у целевых потребителей. Поэтому организации ориентированной на долгосрочное развитие следует всегда учитывать данный фактор.

	Маркетинговый потенциал организации охватывает все те процессы, которые связаны с реализацией производимой продукции на целевых рынках. К ним относятся, исследование рыночной ситуации, разработка формализованной маркетинговой стратегии для каждой группы продукции, стратегий ценообразования, выбор рынков сбыта и каналов распределения, формирование стратегии продвижения продукции на целевых рынках. Понимание влияния данного фактора на успешность функционирования компании и реализацию ее продукции позволяет топ-менеджменту грамотно использовать предоставляемые рынком возможности.

	Финансовый потенциал предприятия предполагает функционирование процессов, связанных с обеспечением эффективного применения и движения денежных средств на предприятии. Примером может служить поддержание необходимого уровня ликвидности и обеспечение высокой прибыльности, формирование возможностей для инвестиций и т.п. Его учет позволяет предприятию выбирать стратегию развития, отражающую его способности к конкурированию на целевых рынках.

	Внутренняя среда постоянно и непосредственно воздействует на все процессы, позволяющие данному предприятию осуществлять деятельность. Внутренняя среда организации имеет несколько уровней, включающих определенные наборы основных процессов и элементов организации, уровень развития которых в совокупности обусловливает конкретный потенциал и определенные возможности, которые есть в наличии у организации в определенный момент времени. К таким уровням внутренней среды относится кадровый, производственный, маркетинговый и финансовый уровни, основные особенности которых были отмечены автором ранее.

	Стоит отметить, что все факторы внешней среды оказывают существенное влияние друг на друга, поскольку видоизменение какого-либо одного фактора неизбежно ведет к изменению других факторов. Такое положение приводит к необходимости изучения и анализа факторов внутренней среды не отдельно друг от друга, а на основании системного подхода, который подразумевает отслеживание не только непосредственно видоизменения одного фактора, но и принимает во внимание то, как такие модификации отразятся на других факторах.

	Таким образом, выделенные факторы внешней среды в комплексе с факторами внутренней среды оказывают ключевое влияние на стабильную деятельность предприятия и успешность реализации его продукции.

	Все переменные тесно связаны между собой и оказывают значительное влияние на друг друга. Именно поэтому, достойный квалифицированный менеджер организации должен принимать к сведению все выше перечисленные факторы именно в комплексе. Кроме этого, сделав анализ данных факторов в совокупности, нужно задаться целью принять эффективные пути решения, которые будут сопутствовать дальнейшему развитию организации и успешному производству его продукции.

	

	

	1.3. Методика оценки конкурентоспособности предприятия



	

	Развитие системы менеджмента в организациях, а также высокая динамичность процессов, осуществляемых на потребительских рынках, привели к необходимости постоянного совершенствования отдельных структурных элементов предприятия для повышения их конкурентоспособности в целом. 

	Исходя из этого, особую важность в настоящее время обрели различные вопросы, позволяющие объективно и всесторонне оценить место отдельных фирм на различных товарных рынках, их доли на данном рынке, а также, при наличии, их индивидуальных конкурентных преимуществ. 

	Именно для разработки и последующей реализации данных задач и создаются специальные методологии, позволяющие оценить конкурентоспособность хозяйствующих субъектов. Отдельно в процессе их составления выделяются цели и задачи анализа, а также способы его проведения и методы, впоследствии используемые для оценки конкурентоспособности.

	Формирование концепции конкурентоспособности, по мнению многих ученых экономистов, носит объектно-персональный характер, в то время, когда результаты изучения находятся в зависимости с комплексом основополагающих принципов конкурентоспособности исследуемого объекта. Таким образом, изучение отдельных целей, анализируемых разными субъектами, считается основным вопросом при установлении конкурентоспособности организаций.

	Также важно понимать, что оценка конкурентоспособности хозяйствующих субъектов является достаточно субъективной, поэтому при изменении субъекта оценки или его объектов, результаты могут значительно колебаться. Наглядная иллюстрация такого изменения представлена на рисунке 3.

	Основной причиной разной оценки конкурентоспособности фирмы разными субъектами является несоответствие целей проведения ими данной оценки. К примеру, контрагенты проверяют конкретный хозяйствующий субъект для оценки его платежеспособности и возможности впоследствии отвечать по своим обязательствам. Конкуренты различными способами ищут слабые стороны хозяйственной деятельности экономического субъекта для использования полученных результатов в собственных целях, отличных от целей самого предприятия и т.д.

	В настоящее время не разработано ни одной универсальной методики оценки конкурентоспособности предприятия, поэтому опять-таки две примерно одинаковые фирмы, осуществляющие свою деятельность на разных рынках, могут быть по-разному оценены.

	Ниже в таблице отражены результаты попытки систематизации данных методов оценок в зависимости от преследуемых целей.

	

	

	

	Рис. 3 – Методики оценки конкурентоспособности фирмы в соответствии с различными подходами.

	

	В действительности, анализируя такую методику оценки конкурентоспособности предприятий, можно отметить как ее плюсы, так и значительные минусы. К плюсам относятся: 

	Возможность исследования и сравнения достигнутых показателей с соответствующими показателями контрагентов и конкурентов;

	Выявление различных внутренних резервов для последующего укрепления имеющихся и создания новых преимуществ перед конкурентами;

	Концентрация внимания на различных особенностях, присущих не только отдельному хозяйствующему субъекту, но и остальным предприятиям в отрасли и т.д.

	К недостаткам такого подхода относятся:

	Субъективный подход при выборе методики анализе и конкретных анализируемых факторов;

	Сложности при получении сведений, необходимых для проведения анализа;

	Использование показателей, дающих возможности для оценки только отдельных звеньев предприятия без комплексной оценки ее деятельности.

	Большое распространение в последнее время получают также и другие методики оценки конкурентоспособности организаций, основанные на анализе их имиджа, на определении стоимости его активов и т.д. Несомненным плюсом таких методик является комплексный охват всех элементов баланса предприятия, а также оценка эффективности его деятельности с учетом практически всех аспектов, оказывающих непосредственное влияние на производственную и сбытовую деятельность.

	Также нельзя оставлять без внимания группу методик, в основу которых положена так называемая теория эффективной конкуренции, основоположником которой является Дж. Кларк. Отличительной особенностью данных методик является их временная привязка. То есть оценивается конкурентоспособность организаций на определенный момент времени. Преимуществом применения такой методики является возможность отслеживания изменения внешних факторов, так как сам хозяйствующий субъект рассматривается без временных параметров.

	В целом, в данном случае оценка конкурентоспособности формируется на основе четырех факторных групп: ценовой политики фирмы, ее финансового положения, результативности производственной деятельности и качества организации сбыта.

	Методики оценки конкурентоспособности предприятия на основе учета конкурентоспособности продукции предприятия или показателей ее качества предполагают, что главное условие увеличения конкурентоспособности, обусловленное данными подходами, – это наличие эффективной деятельности специалистов предприятия в сфере технологий производства, качества и маркетинга.
.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44