- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Экономическая безопасность региона современное состояние и перспективы укрепления
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R000786 |
Тема: | Экономическая безопасность региона современное состояние и перспективы укрепления |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет» Центр дистанционного образования Экономическая безопасность региона: современное состояние и перспективы укрепления (НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ) Курсовая работа по дисциплине «Экономическая безопасность» Исполнитель: Ю.О. Ефимова Студент группы: ЭПБп-12 СР Научный руководитель: канд. экон. наук, доцент Н.В. Новикова Предварительная оценка: _____________ Допуск к защите:_____________________ Дата защиты: _______________________ Оценка:_____________________________ Екатеринбург 2015 СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 1 Теоретические аспекты исследования экономической безопасности региона 5 1.1 Экономическая безопасность региона: понятие, сущность 5 1.2 Факторы и условия обеспечения экономической безопасности региона 7 2 Анализ и оценка уровня экономической безопасности региона (на примере Свердловской области 15 .. 2.1 Оценка современного уровня экономической безопасности региона 15 2.2 Организация системы обеспечения экономической безопасности региона 32 3 Угрозы экономической безопасности и направления их нейтрализации (на примере Свердловской области) 34 3.1 Возможные (потенциальные) угрозы экономической безопасности региона 34 3.2 Стратегические направления нейтрализации угроз экономической безопасности региона 39 Заключение 55 Список использованных источников 57 ВВЕДЕНИЕ В быстроменяющихся условиях современной экономики способность обеспечить безопасность страны от воздействия внутренних и внешних угроз определяет уровень ее конкурентоспособности и динамику социально - экономического развития. Глобальные кризисные явления в производственной, продовольственной, энергетической, финансовой и иных сферах заставляют уделять особое внимание такому понятию, как экономическая безопасность. Сегодня она рассматривается, в основном, с позиций национальной экономики, в то время как, региональная составляющая изучена недостаточно полно. Региональная безопасность имеет четко выраженную специфику. Это связано с совокупностью различных уникальных условий: географическим положением, климатом, степенью обеспеченности природными ресурсами, численностью населения, развитостью инфраструктуры и пр. Выявление и нейтрализация угроз и кризисных ситуаций на уровне региона может существенно снизить степень риска возникновения глобальных угроз национальной безопасности. В последнее время на федеральном и региональном уровнях принят целый ряд нормативно-правовых актов по вопросам безопасности, однако их реализация пока не принесла ожидаемых результатов. Существующие стратегии повышения экономической безопасности регионов нуждаются в новых методах, механизмах и инструментах адекватных современным экономическим условиям. Актуальность рассматриваемой проблемы, а также недостаточность ее методической разработанности обусловили выбор темы исследования. Объектом исследования является экономическая безопасность. Предметом - сущность, содержание, показатели и индикаторы экономической безопасности на региональном уровне. Цель работы состоит в рассмотрении сущностных черт и основного содержания экономической безопасности региона, выявлении механизма (алгоритма) её обеспечения. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих взаимосвязанных задач: - определение понятия «экономическая безопасность» и его специфики; - анализ компонентов экономической безопасности. - уточнение места и роли экономической безопасности в системе национальной безопасности; - определение алгоритма обеспечения экономической безопасности на уровне региона; - изучение системы показателей экономической безопасности. Работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения и списка использованной литературы. В заключении сделаны выводы по теме исследования. Информационная база курсовой работы включает: нормативно-правовые акты, статистические материалы, труды ведущих отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблемам экономической безопасности , статьи, опубликованные в периодических изданиях, а также Интернет-ресурсы. 1 Теоретические аспекты исследования экономической безопасности региона 1.1 Экономическая безопасность: понятие, сущность В России повышенный интерес к проблемам укрепления экономической безопасности возник в последнем десятилетии XX века. Он был связан с началом экономических преобразований и системным кризисом российской экономики. Анализ данной проблемы предполагает уточнение и выявление основных понятий, которые имеют отношение к экономической безопасности. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года использует следующие основные понятия[1] : «национальная безопасность» - состояние защищённости личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства; «система национальной безопасности» - силы и средства обеспечения национальной безопасности». «угроза национальной безопасности» - прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства; Исходя из вышеперечисленного, мы можем дать определение, что же представляет собой экономическая безопасность, это в первую очередь обеспечить защиту важных интересов необходимых для жизни личности, общества в целом, ну и в конечном итоге самого государства от экономических внутренних и внешних угроз. Законом представлены основные объекты национальной безопасности: это конечно же личность, то естьэто права и свободы; общество, как материальные и духовные ценности; и в конечном итоге государство, то есть его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Исходя из всего этого можно придти к выводу, что основным субъектом , который обеспечивает экономическую безопасность является прежде всего государство, с помощью органов законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляет свою деятельность в этой сфере для обеспечения экономической безопасности[2] . На любых уровнях, а конкретно на уровне региона экономическую безопасность необходимо рассматривать в виде системы отношений общества и государства и, конечно же, главным и основополагающим подходом к изучению данных проблем в сфере экономической безопасности является системный подход. Диалектическое единство процессов в сфере обеспечения экономической безопасности на международном, национальном, региональном и личностном уровнях и объясняет необходимость использования прежде всего системного подхода, и конечно же данное единство не позволяет рассматривать один уровень безопасности, и при этом не учитывать остальные. Схожая сущность данных процессов и является главным и необходимым источником диалектического единства, и конечно главным образом влияет на различные уровни экономической безопасности. Экономическую безопасность не региональном уровне можно определить как равновесное состояние различных социально-экономических отношений экономической системы в регионе, данное равновесное состояние должно обеспечить противостояние всем угрозам критического воздействия, не только внешним, но и внутренним. Нельзя оставить без внимания и остальные уровни экономической безопасности дать их определения, которые будут раскрывать их сущность. Начнем, конечно же с определения международной экономической безопасности, которое показывает состояние международной экономической системы, при данном состоянии которая может адекватно отреагировать и эффективно противостоять всем угрозам критического характера, то есть каждому государству-члену мирового сообщества обеспечивается: - свобода выбора пути экономического развития; - защищенность от враждебного внешнего воздействия, закрепленная международным правом; - устойчивость к глобальным внешним и внутренним экономическим потрясениям и кризисам. Следующее определение, которое необходимо рассмотреть – это национальная экономическая безопасность, которое раскрывает в определении состояния национальной экономической системы, при котором данное состояние может адекватно среагировать и эффективно противостоять всем критическим угрозам как внешнего, так и внутреннего характера. Противостояние угрозам в виде биологического, политического, социального, духовного, нравственного и культурного характера угроз экономической безопасности, выраженное определенным состоянием международной, национальной и региональной экономических систем и дают определение личной безопасности. Данных подход, который мы рассмотрели выше дает возможность определения места, которое занимает региональная экономическая безопасность, и конечно же дает возможность выявить диалектическое единство процессов обеспечения безопасности на международном, национальном, региональном и личностном уровнях. Мы уже рассматривали вопросы данного единства и выяснили, что исходя из данного единства нельзя рассматривать какой то один определенный уровень безопасности, при это не учитывать и игнорировать другие уровни. Множество факторов воздействуют на экономическую безопасность на региональном уровне, они являются как внешнего, так и внутреннего характера. Угрозы внешнего характера, связаны прежде всего с международной и национальной экономической безопасностью, угрозы внутреннего характера выражены связаны с экономической безопасностью отдельного предприятия или каждой отдельной личности. Нет определенного определения для какого уровня экономической безопасности данные угрозы будут внешними или внутренним, так как, факторы, например, которые могут оказаться внутренними для одного уровня экономической безопасности, для другого данные факторы могут оказаться внешними. Только единообразие определений, которые предложены и раскрывает нам суть системности данного подхода по вопросам экономической безопасности. Источником такого единообразия является единая сущность процессов, влияющих на разные уровни экономической безопасности. 1.2 Факторы и условия обеспечения экономической безопасности региона Национальная безопасность - чрезвычайно сложная многоуровневая функциональная система, в которой непрерывно происходят процессы взаимодействия и противоборства жизненно важных интересов личности, общества, государства с угрозами этим интересам, как внутренними, так и внешними. При этом взаимодействии и противоборстве интересы и угрозы постоянно испытывают воздействие со стороны других элементов системы национальной безопасности: факторов внутренней и внешней окружающей среды и действий управляющей системы представлена на рисунке 1. В качестве целевой функции этой системы выступает степень защищенности данных интересов от угроз Рисунок 1 Факторы внутренней и внешней окружающей среды и действий управляющей системы Но главное необходимо уметь различать понятие системы национальной безопасности и определение системы обеспечения национальной безопасности. Система национальной безопасности - функциональная система, которая отражает процессы взаимодействия интересов и угроз, а вот система обеспечения национальной безопасности представляет собой организационная система органов, сил, средств, различных организаций, которые должны решать задачи, поставленные для обеспечения национальной безопасности. Экономическая безопасность является главным и основным средством национальной безопасности, её материальным фундаментом. Что же все таки подразумевает под собой понятие экономической безопасности, это прежде всего экономическая категория, которая характеризует такое состояние экономики, при котором происходит обеспечение устойчивого экономического роста, также организация оптимального удовлетворения потребностей общества, рациональное и эффективное управление, ну и конечно же защита экономических интересов на национальном и международном уровнях. Обеспечение достойного уровня и условий жизни населения, помощь и мотивация развития личности, а главное способность экономики функционировать не только в состоянии стабильности, но и в режиме развития, это главные приоритеты, которые характеризуют экономическую безопасность региона, необходимые для противостояния дестабилизирующего воздействия, как внутренних, так и внешних социально-экономических факторов. Существует несколько составляющих, которые характеризуют экономическую безопасность региона. Первая составляющая - это финансовая, характеризуется как устойчивость финансово-бюджетной системы, которое необходимо для обеспечения социально-экономического развития региона. Вторая составляющая – это производственная, характеризуется наличием ресурсной базы и сложившейся специализации. Третья составляющая - это социально-демографическая, которая отражает, такие показатели, как развитие регионального рынка труда, уровень безработицы и социальной дифференциации общества, уровень бедности, культуры, доступности образования, медобслуживания, обеспечения жильем. Четвертая составляющая – это продовольственная, которая показывает уровень обеспеченности качественными продуктами питания в регионе. Пятая - это экологическая, которая учитывает уровень загрязнения окружающей среды и затраты на их ликвидацию. Исходя и всего вышеперечисленного можно выделить основную проблему в оценке безопасности, которая заключается в исследовании социально-экономических параметров и факторов воздействия среды. Национальный уровень экономической безопасности является на сегодняшний день наиболее изученным, но при этом, социально-экономическая безопасность и стабильное ее развитие определяется субъектами РФ и на уровне муниципалитетов. Но при всем при этом в процессе общественно развития по результатам взаимодействия в ходе общественного развития в ходе реализации процессов возникают разногласия между индивидами, слоями общества, классами, государствами. Данные разногласия по различному в разных сферах жизнедеятельности исходя от конкретных условий проявляются на разных уровнях экономической безопасности, в которых на определенных условиях осуществляется взаимодействие объектов безопасности . Социальные угрозы появляются под воздействием антагонистических противоречий, являющихся результатом столкновения конфронтационных интересов объектов безопасности - участников общественных отношений. Категория, характеризующая жизненно важные интересы очень важна в структуре обеспечения национальной экономической безопасности, но не менее важна и категория угроза. Во время обнаруженная угроза, а главное своевременное реагирование на угрозу на них со стороны системы обеспечения национальной безопасности подразумевает под собой одну из первостепенных по важности в практической деятельности, которая направлена на защиту жизненно важных интересов в первую очередь личности, и конечно же общества и государства. Чтобы определить основные направления, по которым необходимо направить свою деятельность для их предупреждения, а самое главное, для их локализации, определить формы, способы, средства, и конечно же безусловно методы решения задач для обеспечения мер национальной безопасности при правильном использовании имеющихся ограниченных ресурсов, вот именно для этого выявляют характер и уровень угроз. Что же все таки представляет собой угроза безопасности, это прежде всего это совокупность условий и факторов, которые создают опасность для жизненно важных интересов личности, и конечно же общества и государства. Угрозы безопасности не возникают просто так, и носят в себе объективный характер, которые возникают прежде всего в результате столкновения таких параметров, как интересов индивидов, слоев общества, классов, государств, которые возникают а процессе их взаимодействии в процессе общественного развития. Для улучшения организации противодействия различных угроз, конечно же в первую очередь с учетом их особенностей играет немаловажную роль в практической деятельности по обеспечению национальной безопасности классификация угроз по определенным критериям на отдельные виды. Особенно значимыми критериями в данном отношении являются, во - первых местонахождение источника данной опасности, во - вторых степень сформированности угрозы, в - третьих характер угрозы, в четвертых сферы и области человеческой деятельности, и наконец, в – пятых уровень субъективных оценок угроз. Зависимость от того, где располагается предполагаемый источник опасности, угроза может быть как внешней, так и внутренней. Если учитывать степень сформированности, то угрозы можно разделить на потенциальные и реальные, которые отражают философские категории действительности и возможности. Так же наблюдается деление угроз на природные, антропогенные и социальные, которые в первую очередь зависят от характера угроз, определяемого их источником и спецификой. Но все таки особую роль по значимости необходимо уделить классификации угроз безопасности по сферам и областям человеческой деятельности, который отражен на рисунке 2. Данное разделение угроз несет в себе огромное значение при организации системы обеспечения национальной безопасности, а также при определении основных направлений ее функционирования. При все при этом при выделении видов угроз по данным критериям необходимые мероприятия проводить конкретно для каждой самостоятельной сферы человеческой деятельности. Рисунок 2 Классификация угроз безопасности по сферам и областям человеческой деятельности Угроза национальной безопасности по интересам личности, общества и государства представляет собой в первую очередь посягательство именно на интерес, потому как угрозы интересам имеют место для существования в каждой сфере жизнедеятельности. И скрываются они, как вне, так и внутри личности, общества и государства. Все описанное выше выделение по различным критериям виды угроз имеют огромное влияние на формирование, развитие и практическую деятельность системы обеспечения национальной безопасности России. На данный момент очень широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны наносят такие факторы: * Состояние отечественной экономики, * Несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, * социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, * рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, * обострение межнациональных и осложнение международных отношений [3] . Если же брать во внимание экономическую сферу, то угрозы в данном секторе имеют комплексный характер и зависят в первую очередь от таких параметров, как * сокращение внутреннего валового продукта, * снижение инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, * стагнацией аграрного сектора, * разбалансированием банковской системы, * ростом внешнего и внутреннего государственного долга, * тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости[4] . Далее мы рассмотрим какие основные угрозы подвергают утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности России, это * Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, * сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, * отток за рубеж высококвалифицированных специалистов и продукта интеллектуальной собственности. Какие все такие негативные процессы в экономике являются основополагающими основе сепаратистских устремлений ряда субъектов Российской Федерации, данные процессы ведут: * к усилению политической нестабильности, * ослаблению единого экономического пространства России и его важнейших составляющих - производственно-технологических и транспортных связей, * финансово-банковской, кредитной и налоговой систем. Угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации несут в себе такие угрозы как: * Экономическая дезинтеграция, * социальная дифференциация общества, * девальвация духовных ценностей способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра. Огромное значение имеет место такая проблема, как классификация внутренних и внешних угроз экономической безопасности. Например к основными внутренними угрозами развития региона являются: * глубокое социальное расслоение населения; * низкие темпы промышленного и сельскохозяйственного развития; * не целевое использование бюджетных средств; * предельная безработица; * культ бюджетного иждивенчества; * ошибки в формировании региональной экономической политики. К внешним же угрозам относятся : * вызовы глобализации; * проникновение международного терроризма; * контрабандный ввоз и поставки; * незаконная миграция; * «грязные» внешние инвестиции и другие[5] . Исходя из все этого мы можем придти к выводу, что, внутренние и внешние угрозы обеспечения экономической безопасность территориальных образований необходимо рассматривать, в первую очередь, как состояние защищенности жизненно важных экономических интересов личности, населения, территориального сообщества и государства через оценку факторов влияния на экономическую безопасность объекта, будь то регион, муниципальное образование, промышленный комплекс, а также постоянно проводить оценку риска способности экономической безопасности объекта и способность противостоять угрозам повышения его хозяйственного потенциала. До 2020 года определены главные стратегические риски и угрозы национальности в плане экономики на долгосрочной основе и включают в себя[6] : * сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики; * снижение конкурентоспособности и высокая зависимость ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры; * ухудшение состояния сырьевой базы промышленности и энергетики; * неравномерное развитие регионов; * потеря контроля над национальными ресурсами; * прогрессирующая трудонедостаточность; * низкая устойчивость и защищенность национальной финансовой системы, * сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений, а также незаконной миграции. На сегодняшний день наблюдаются угрозы экономической и национальной безопасности, которые связаны с диспропорцией в уровнях развития субъектов Российской Федерации. Данные диспропорции необходимо предотвращать с помощью проведения правильной, а главное, рациональной государственной региональной политики, которая направлена на улучшение координации деятельности всех органов государственной власти, а также органов местного самоуправления, не забываем о предпринимательских сообществах и институтах гражданского общества. Устойчивость развития промышленных комплексов региона, а главное их экономическая безопасность, отражая тенденцию обеспечения сохранности, обеспечивает их развитие и защищенность, достигается через деятельность контролирующих органов на уровне не только региона, но и муниципальных районов. 2 Анализ и оценка уровня экономической безопасности региона (на примере Свердловской области) 2.1 Оценка современного уровня экономической безопасности региона На региональном уровне угрозы рассматривают в следующем контексте: - социально-политический (уровень и динамика безработицы, ослабление трудовой мотивации, увеличение нагрузки на занятых в связи с содержанием социальных иждивенцев, уровень и динамика жизни населения региона, дифференциация доходов населения, обеспеченность продовольствием и т. п.); - системно-управленческий (спад производства, снижение темпов экономического роста, недогрузка производственных мощностей, закрытие отдельных производств, снижение научно-технического потенциала, снижение конкурентоспособности региональной продукции, свертывание НИОКР, нарушение финансовой стабильности в регионе и др.); - внешнеэкономический (свертывание производства в экспортных отраслях, потеря (сужение) внешнего рынка, снижение в экспорте доли наукоемкой продукции, усиление сырьевой направленности экспорта, снижение инвестиционной привлекательности регионального рынка, утрата продовольственной независимости, увеличение на внутреннем рынке доли импортной продукции и т. д.). К основным угрозам регионального развития России сегодня относят сепаратизм, социально-экономическую дифференциацию развития, депрессивность развития части субъектов федерации и др. Основными направлениями обеспечения безопасности региона (в самом общем виде) должны стать: объекты безопасности и защиты; субъекты опасностей и угроз; характеристики, особенности возникновения и распространения опасностей и угроз; предполагаемый ущерб; цели, задачи и режимы функционирования системы обеспечения безопасности. На развитие российских регионов оказывают воздействие внутренние и внешние факторы, и это воздействие носит комплексный характер. Так, например, под воздействием глобализации контуры разных экономических регионов пересекаются, образуют причудливые «узоры» новой политической, социальной, экономической и культурной географии. Понятие «регион» в данном контексте имеет экономический, а не административный смысл. Например, в Европейском Союзе, согласно методике, принятой Европейской Комиссией, сфера действий мероприятий региональной политики ЕС не должна обязательно совпадать с административными границами соответствующих территориальных единиц. По экспертным оценкам, ежегодные потери Российской Федерации от неэффективной пространственной организации оцениваются 2,25-3,0% ВВП в год. Территориальные диспропорции в размещении производительных сил и неравномерность социально-экономического развития - естественные признаки, характерные как для отдельных регионов, так и дл; страны в целом. В современных условиях проблемы неравномерности развитияна региональном уровне приобретают особую остроту. География региональных диспропорций не является чем-то незыблемым - она меняется под воздействием научно-технического прогресса, технологических новаций, структурных сдвигов в производстве, иногда под влиянием политических факторов. Превращение отсталых ранее районов в высокоразвитые требует длительного времени, больших финансовых затрат и согласованных действий властей всех уровней. Цена отсталости, издержки для тех, кто не успевает вписаться в новую, формирующуюся под воздействием глобализации систему мирового хозяйства, по сравнению с прошлым многократно возрастают. Шансы на включение в глобальную экономику у отдельных регионов явно не равны. Административно – территориальная Форма регионализации, которая на сегодняшний день сложилась в России в большинстве случаев не всегда является эффективной, а тем более продуктивной. Чаще всего старые административные границы не только не дают, но даже притормаживают развитие социально-экономических процессов в России, ограничивают экономический рост ее регионов, очень сильно снижают масштабность стратегий развития в региональном масштабе. А именно административные форматы регионов России восприимчивы в ограниченной форме к процессу, который идет в мире на региональном уровне, а именно на привлечение к соответствующим правовым формам. В мировой практике регионы, которые имеют наиболее крупный размер становятся активными игроками на глобальном рынке, то есть они готовы воплотить в жизнь наиболее крупные по масштабам проекты, столицы данных регионов дают большой потенциал в признании их на высокий статус в мировой региональной структуре, схемы же их транспортных коммуникаций, а также системы расселения становятся наиболее понятны и доступны. «Эффект масштаба», который известен в экономическом мире набирает все большую силу и оборот, необходимый процесс происходит в результате укрупнения регионов, в результате этого происходит увеличение конкурентоспособности и максимальное уменьшение непроизводительных расходов, данные процессы на данный момент набирают все большую силу. Предлагаемые методики оценки конкурентоспособности региона, как правило, включают следующие блоки: 1) уровень жизни населения; 2) занятость населения; 3) демографическая ситуация; 4) производственный потенциал; 5) научно-технический потенциал; 6) бюджетно-финансовая сфера; 7) инвестиционный климат; 8) экологическая ситуация; 9) правопорядок. На основе приведенной классификации показателей, статистических данных регионального развития можно определить систему критериев, характеризующих безопасность на региональном уровне в сравнении с общероссийскими показателями: - объем регионального ВВП (РВВП) и его доля в национальном ВВП; - объем РВВП на душу населения; - доля в промышленном производстве обрабатывающей промышленности, машиностроения; - удельный вес импорта во внутреннем потреблении; - удельный вес экспорта в региональном производстве; - соотношение производства новых видов продукции в общем объеме выпускаемой продукции; - объемы инвестиций в % к РВВП; - уровень инфляции; - показатели безработицы; - распространение теневой экономики; - уровень образования; - применение современных технологий; - расходы на научные исследования в % к РВВП. При построении концепции обеспечения региональной безопасности, которая не противоречит концепции экономического развития страны, целесообразно учитывать следующее. Первое. Безопасность региона - это системное свойство этого региона, позволяющее ему развиваться и процветать (вершина развития) в условиях неопределенности риска. Сущностным элементом конкурентоспособности региона, «линзой», через которую рассматриваются все аспекты и стороны этой региональной характеристики, является стабильное и устойчивое развитие, в пределах региона, целостного комплекса - человек, социум, природа, экономика. Целостность этого комплекса достигается при условии выработки единой системы ценностей, целей и интересов каждого человека, жителя данного региона, целостного социума (государства, общества, наций, народностей и др.) и той части природы, которая очерчивается границами данного региона. Второе. Этот целостный, обладающий субъектно-объектными свойствами комплекс (человек-социум-природа-экономика) в ходе функционирования, существования проявляет себя в различных сферах - духовной, социальной, политической, экономический, государственной, экологической и др., составляя содержание такого свойства этого комплекса, как конкурентоспособность. Поэтому региональные социальная, политическая, экономическая, экологическая и др. компоненты безопасности как явления, отражают, в качестве имманентных характеристик, его динамику и развитие. Третье. В концепции обеспечения региональной безопасности такого рода динамика есть подвижность составных элементов конкурентоспособности региона как системы свойств; она может быть выражена на основе принципа «плавающих акцентов», придающего концепции ситуативный, динамичный, учитывающий меняющиеся условия и факторы характер, показывающий, какой спектр факторов сегодня должен быть выделен для особого внимания и рассмотрения. Основные итоги социально-экономического развития Свердловской области в январе-июне 2015 года опубликованы на официальном сайте министерства экономики региона со ссылкой на Свердловскстат. Согласно этим данным, в экономике региона наблюдается рост в обрабатывающих производствах и сельском хозяйстве, на потребительском рынке и в жилищном строительстве. По данным статистики, подросли и средние зарплаты жителей Свердловской области. Так, объем отгруженной промышленной продукции по полному кругу организаций в январе-июне 2015 года в действующих ценах составил 819,2 млрд. рублей или 119,5% к уровню января-июня 2014 года. Основной вклад в увеличение объема отгруженной промышленной продукции обеспечен обрабатывающими производствами – 713,9 млрд. рублей, или 123,3% к уровню января-июня 2014 года. Рост физического объема производства отмечен в производстве машин и оборудования – на 15,7%, электрооборудования, электронного и оптического оборудования – на 4,6%, резиновых и пластмассовых изделий – на 2,3%. Уже традиционно хорошие результаты показывает сельскохозяйственная отрасль, объем продукции, которой в январе-июне 2015 года увеличился на 4,3% по сравнению с уровнем аналогичного периода предыдущего года в сопоставимых ценах. В январе-июне 2015 года в хозяйствах всех категорий наблюдался рост производства молока на 1,3% к уровню января-июня 2014 года, яиц – на 7,1%. Положительные показатели и в сфере жилищного строительства: по данным Свердловскстата, в январе-июне 2015 года за счет всех источников финансирования введены в эксплуатацию жилые дома общей площадью 1170,4 тыс. кв. метров, что в 1,5 раза больше, чем в январе-июне 2014 года. Индивидуальными застройщиками построено 55,8% введенного жилья (653,1 тыс. кв. метров), что в 1,5 раза выше уровня января-июня 2014 года. Ввод в действие жилых домов эконом-класса в Свердловской области в январе-июне 2015 года составил 106,4 тыс. кв. м, это в два раза выше, чем за соответствующий период 2014 года Оборот розничной торговли в Свердловской области за январь-июнь 2015 года составил, по данным Свердловскстата, 495,5 млрд. рублей, что в действующих ценах на 5,4% выше уровня соответствующего периода 2014 года. А оборот общественного питания за полугодие сложился в сумме 26,4 млрд. рублей, что в действующих ценах на 7,1% выше уровня соответствующего периода 2014 года. Согласно данным Свердловскстата, в мае 2015 года среднемесячная заработная плата в Свердловской области выросла на 5,2% к соответствующему периоду прошлого года. В январе-мае 2015 года среднемесячная заработная плата одного работника по полному кругу организаций Свердловской области составила 30 026,2 рубля (105,3% к январю-маю 2014 го....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: