VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Экологическое образование в Республике Казахстан

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: D000121
Тема: Экологическое образование в Республике Казахстан
Содержание
    Введение


    Впервые природные факторы стали подниматься в качестве сопричастной к развитию истории, силы в эпоху Античности. Эту тему в рассуждениях «О воздухах, водах и местностях» [1] затрагивает знаменитый древнегреческий врач Гиппократ, 460-370 гг. до н.э. Более полно она раскрывается в «Политике» Аристотеля, хотя данный сюжет является лишь частью более общей проблемы соотношения природы и человека. Внимание древнегреческих мыслителей направлено, прежде всего, на разгадку тайн природы, космоса и в связи с этим – человека, его жизни. Первым историком, обратившимся к выявлению роли природного фактора в жизни людей, был Страбон (64/63 г. до н.э. – 23/24 г. н.э.), автор труда «География», представляющего собой своеобразный итог географических знаний эпохи Античности. О систематическом подходе к проблеме соотношения естественно-географических условиях и жизни людей можно говорить в связи с концепцией средневекового мыслителя, политика и историка Ж. Бодэна (1530-1596). Он развил идеи о влиянии климата на жизнь людей, высказывавшиеся в эпоху Античности. Ж. Бодэн утверждал, что разные народы нуждаются в различном законодательстве в зависимости от географических условий, и конкретизировал этот вывод указанием на роль географической широты и долготы. Также он высказывал мысль об обусловленности психического склада народа, его темперамента совокупностью естественно-географических условий его проживания [2, с. 116]. 
    В философско-исторической мысли эпохи Просвещения проблема влияния географической среды на историю приобрела очень большое значение. В это время была сформулирована концепция географического детерминизма, согласно которой решающая роль в истории отводилась природно-географической среде. Виднейшим ее представителем был Ш. Монтескье. Особенностями географической среды обитания он объяснял их физические качества и признаки людей, законы и государственное устройство, обычаи, традиции и нравы.
    Наиболее серьезная попытка связать изучение истории с фактором географической среды принадлежит Г.Т. Боклю. Под действием физических законов в истории он понимал влияние на человеческую деятельность «климата, пищи, почвы и общего вида природы» [3, с. 44].
    Заметным явлением в осмыслении проблемы роли географической среды в истории стала книга Л.И. Мечникова (1838-1888) «Цивилизация и великие исторические реки». Отчасти продолжая традицию философско-исторической мысли просвещения, позитивизма, отчасти полемизируя с ней, Л.И. Мечников сосредоточил внимание на проблеме соотношения географической среды и истории в связи с оценкой роли рек в развитии человеческой цивилизации. Обращение к этому аспекту связано с реальным историческим фактором – возникновением древних цивилизаций на берегу рек – Нила, Тигра и Евфрата, Хуанхэ и Янцзы, Инда и Ганта.
    В отличие от Г.Т. Бокля и особенно от Л.И. Мечникова, пытавшихся выявить реальное значение географического фактора для различных сторон жизни людей, А. Тойнби занят в основном надуманными рассуждениями и столь же беспочвенными формулировками законов. В представлениях этого историка есть существенный изъян: в дальнейшем развитии цивилизаций после их генезиса географическая среда выпадает из логики рассуждений, исчезает как фактор, и все развитие цивилизации объясняется изменениями лишь человеческой среды. В действительности влияние природно-географических условий на жизнь людей имеет место на всем ее протяжении. Философско-историческая мысль на разных этапах своего развития показала различное отношение исследователей к роли географической  среды в истории, что дает основание утверждать, что экологические проблемы неразрывно связаны с историей.
    В Казахстане на сегодняшний день сложилась определенная база научно-теоретических основ непрерывного экологического образования, которое осуществляется на трех ступенях: дошкольное воспитание, начальной и средней школы, высшего учебного заведения. В Республике экологическое образование является частью общей системы образования. 
    Экологическое образование заключается в становлении экологической культуры личности и общества как совокупности духовного опыта взаимодействия человека с природой; оно трактуется как непрерывный процесс самообразования и развития личности, направленный на формирование и получение специальных знаний по охране окружающей среды [4]. Одним из важнейших инструментов, обеспечивающих охрану окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, является повышение уровня информированности всех групп населения посредством экологического образования, способствующего усвоению ряда экологических и этических норм, ценностей, профессиональных навыков, которые требуются для обеспечения устойчивого развития. 
    Важной составляющей экологического образования является экологическое воспитание – процесс, направленный на формирование гуманного, эмоционально-нравственного и бережного отношения к природе. В настоящее время экологическое воспитание нельзя рассматривать только как составную часть природоохранной системы – это необходимый компонент формирования личности, способной решать задачи будущего общественного развития. Именно по этой причине экологическому образованию и воспитанию придается общественное значение. 
    Сущность экологического образования можно определить следующими категориями: мировоззрение – ценности – отношение – поведение, которые являются основными компонентами всей системы [5]. Данные категории взаимосвязаны и  тесно взаимодействуют в процессе организации экологического образования.
    В «Конституции Республики Казахстан» подчеркнуто: «граждане Республики Казахстан должны сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам» [6, с. 48]. В Законе Республики Казахстан «Об образовании» одной из первостепенных задач образования является научить подрастающее поколение жить и работать в согласии с окружающей средой. Этого можно достичь посредством качественного преобразования сложившейся в республике практики экологического образования и воспитания. 
    Экологическое просвещение обозначено приоритетом в Долгосрочной Стратегии Республики Казахстан до 2030 года «Экология и природные ресурсы». В законе Республики Казахстан «Об охране окружающей среды» от 15.07.1997 года в статьях 73 и 74 предусматривается всеобщность и непрерывность экологического образования и воспитания, а также учет профессиональной экологической подготовки руководителей и специалистов при их назначении на должность, аттестации и переаттестации [7].
    Опираясь на государственные программы экологического образования Республики Казахстан, группа ученых-педагогов под руководством А.С. Бейсеновой из АГУ им. Абая и базового института Казахской академии образования им. И. Алтынсарина разработали «Концепцию экологического образования и воспитания в системе общего образования Республики Казахстан» [8].
    Данная концепция опирается на нормативные документы Республики Казахстан. Так, 31-я статья Конституции Республики Казахстан гласит, что «государство заботится о создании благоприятных условий для жизни человека и его здоровья». В 183 статье закона «О защите окружающей среды» экологического кодекса, принятого 09.01.2007 года, предусмотрена всеобщность непрерывного экологического образования, а также указано, что при аттестации руководящих кадров следует учесть и их экологическую подготовку. Эти положения отражены и в Законе «Об образовании в Республике Казахстан» [9].
    История становления экологического образования развивалась в три этапа: 
    1-й этап (до 1970г.) – природоохранное образование; 
    2-й этап (1970-1992г.) – экологическое образование; 
    3-й этап (1992 г. – до нашего времени) – образование для устойчивого развития.
    В Казахстане уже имеется определенный опыт по созданию научно – теоретических основ непрерывного экологического образования: «Концепция экологического образования и воспитания учащихся в школах», «Программа экологического образования», «Национальная стратегия экологического образования и воспитания в Республике Казахстан», материалы научно – практических конференций «Пути совершенствования экологического образования» (г. Астана, Алматы, Караганда, Уральск, Семипалатинск, Кокшетау и другие).
    Реализация экологического образования должна осуществляться на концептуальных основах, с учетом особенностей всех уровней системы образования, что обеспечит развитие непрерывного экологического образование в нашей стране.
    В «Концепции экологического образования Республики Казахстан» сказано: «экологические аспекты должны стать важнейшей частью знания и сфер деятельности человека. Обостренное внимание к экологической перспективе и все более глубокое понимание технико-технологической взаимозависимости человека и природы жизненно необходимы» [10].
    Определение экологического образования принято связывать с первой конференцией по этой тематике, прошедшей в 1970 г. в г. Карсон-Сити (США, Невада), где была принята следующая формулировка: «Экологическое образование представляет собой процесс осознания человеком ценности окружающей среды и уточнение основных положений, необходимых для получения знаний и умений, необходимых для понимания и признания взаимной зависимости между человеком, его культурой и его биофизическим окружением. Экологическое образование также включает в себя привитие практических навыков в решении задач, относящихся к взаимодействию с окружающей средой, выработки поведения, способствующего улучшению качества окружающей среды» [11, с. 302]. 
    Это определение отчасти вбирает в себя не только принципы экологического образования, но и воспитания и просвещения. 
    Для сравнения рассмотрим ряд других дефиниций понятия «экологическое образование». «Экологическое образование – это образовательный процесс, затрагивающий связь человека с его природным и рукотворным окружением и включающий в себя отношение популяции, загрязнения, распределения ресурсов и их истощения, сохранения, транспортировку, технологию, городское и сельское планирование со всей окружающей средой человечества» [12]. «Экологическое образование - процесс обучения, воспитания, развития личности и населения, самообразования и накопления опыта, направленный на формирование ценностных ориентаций, поведенческих норм и специальных знаний по природопользованию, реализуемых в экологически грамотной деятельности»[13].
     «Экологическое образование - непрерывный процесс воспитания, обучения, самообразования и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-эстетических отношений, обеспечивающих ответственность личности за состояние окружающей среды» [14]. 
    По определению академика РАО И.Д. Зверева, экологическое образование представляет собой «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, умений и навыков, ценностных ориентаций; нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды» [15, с. 198]. 
    Известный югославский специалист в области социальной экологии Д. Ж. Маркович считает, что «экологическое образование можно определить как процесс приобретения знаний об экологических проблемах, причинах их возникновения, необходимости и возможностях их решения» [16, с. 27].
    Каропа Г.Н. дает такое определение: «Экологическим образованием называют непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на нормирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение человека к окружающей среде» [17, с. 288]. 
    «Экологическое образование – это разъяснение подрастающему поколению самых оптимальных путей гармоничных сочетаний человеческого общества, окружающей среды и природы, при этом особое внимание уделяется воспитанию нового гуманного поколения, обладающего высокой экологической культурой, который любит и может защитить природу в процессе оптимального использования ее ресурсов. Цель экологического образования – формирование у учащихся гуманных отношений к природе, воспитание чувств в духе полной гармонии с природой и человеческим обществом» [18, с. 134].
    В курсе истории вряд ли уместно говорить об экологии «по Геккелю», то есть о взаимодействии животных и растений со средой обитания. 
    Речь тут, естественно, надо вести об экологии как гуманитарной дисциплине, осмысляющей место человека в природе, которая сформировалась после второй мировой войны. Прежние авторы, даже касаясь той проблематики, которую мы сейчас считаем гуманитарно-экологической, излагали и решали ее в совсем иных терминах.
    Самой заметной фигурой в рассуждениях о плачевности нашего будущего является Освальд Шпенглер (1918–1922) [19, с. 127]. 
    Кричащие примеры из жизни имперского Рима были культурологичны для Шпенглера, а для нас они экологичны. Так, гибель города, по Шпенглеру, в том, что он, будучи «космически мертвым», способен лишь расти, но не развиваться. Именно тут видится зародыш экологического аспекта истории. 
    Современная западная идеология, несмотря на отдельные крупные экологические достижения, представляется ученым-экологам антиэкологичной. Во-первых, это идеология потребления, тогда как время требует ограничить потребление рамками возможностей природы. Другими словами, Запад обязан заботиться о сохранении не только собственной природы, но и природы тех стран, ресурсами которых он живет. 
    Во-вторых, западная идеология до сих пор связана с христианством. В частности, нынешняя точка зрения западных историков на экологический кризис во многом определяется дискуссией вокруг идеи (ее высказал еще в 1967 г. историк Линн Уайт-младший), что идейным корнем кризиса явилось иудео-христианское отношение к природе как к объекту эксплуатации, в противоположность восточным религиям, толкующим человека как часть природы. Уайту не раз указывали, что, зная средневековую Европу, он мало осведомлен об остальном. Критики напоминали ему и акты экологического разбоя в греко-римском мире, и существенное различие между восточными религиями, и содержащиеся в Ветхом Завете призывы к рациональному хозяйствованию [20, с. 184-193].
    С воцарением христианства Европой было усвоено не восточное, но греко-римское отношение к природе, а нынешняя природоохранная деятельность протекает в основном вне христианских религиозных движений и нередко вопреки им. Близкую к этому мысль высказал лидер Международного социально-экологического союза Святослав Забелин. Он выразил уверенность, что природоохранная идеология может иметь успех, если овладеет умами интеллектуальной элиты (к которой он отнес 0,1% населения) [21, с. 154].
    В Казахстане исследованиями теоретико-методологических и прикладных аспектов экологического образования занимались  А.С. Бейсенова, Г.К. Длимбетова, Ж.Ж. Жатканбаев, М.А. Кудайкулов, А.Е. Манкеш, С. Соляник, Д.Ф. Шарафутдинов, Н.М. Стукаленко, В.И. Фурсов, Т. Алимбаев, Ж. Шиндебаев, И.О. Байтулина, М.С. Панин, А.Г. Сармурзина, М.Н. Сарыбеков, Д.Б. Чилдебаев, М.Ж. Чоров, С.Т. Шалгымбаев и другие ученые, труды которых еще раз доказывают, что в экологическом образовании отчетливо проявляются положительные сдвиги – осуществляется экологизация учебных дисциплин, внедряются идеи этнопедагогики, соблюдаются условия непрерывности и преемственности, совершенствуются формы, методы и технологии воспитания и обучения, организуется экологическая деятельность студентов и школьников. В исследованиях А.С. Бейсеновой, Г.Т. Хайрулина, К.Ш. Бакировой, Г.К. Длимбетовой и др. определены основные направления и задачи, стоящие перед высшей школой по вопросам экологического образования и его связи с трудовым воспитанием.
    Реализация экологического образования должна осуществляться на концептуальных основах, с учетом особенностей всех уровней системы образования, что обеспечит развитие непрерывного экологического образование в нашей стране.
    Цель исследования: проанализировать школьные программы с точки зрения экологизации отечественной истории в условиях непрерывности и преемственности системы образования Республики Казахстан.
    Объект исследования: система экологического образования, представляющая собой непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, обеспечивающая ответственное отношение человека к окружающей среде.
    Предмет исследования: Национальная стратегия развития экологического образования и воспитания в Республике Казахстан; Постановление Межпарламентской ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств. 17 февраля 1996 г. № 7-19. г. Санкт-Петербург; Экологический кодекс Республики Казахстан; стратегические планы, нормативные документы, материалы международных конференций по проблемам экологии; специальные исследования в области экологического образования и воспитания.
    Гипотеза исследования: модернизация экологического образования на современном этапе тесно связана с поиском и определением теоретико-методологических основ экологического обучения и воспитания в рамках школьной дисциплины  «История Казахстана».
    Задачи: 
    1) определить теоретико-методологические основы Концепции непрерывного экологического образования в обучении истории Казахстана; 
    2) показать роль и значение государственной политики Казахстана в процессе модернизации экологического образования на современном этапе;
    3) изучить опыт международного сотрудничества Казахстана и стран Центральной Азии в области экологического образования;
    4) обосновать и создать модель экологизации исторического обучения и воспитания в системе школьного образования Республики Казахстан;
    5) выявить национальные особенности природопользования в школьном историческом краеведении;
    6) рассмотреть проблему актуальности экологического знания в школьных курсах истории;
    7) исследовать возможности использования современных инновационных технологий и средств наглядности в экологической подготовке обучающихся на уроках по истории Казахстана.
    Методы исследования. Общетеоретические методы - анализ, синтез, индукция, дедукция. Специальные методы - проблемно-хронологический, метод сравнительного анализа, математические методы исследования, изучение и обобщение педагогического опыта; наблюдение, беседа, педагогический эксперимент.
    Процедура и этапы исследования: в течение 1 года  обучения (2012-2013 учебный год) была определена и закреплена тема исследования, начат сбор материалов и литературы для  магистерской диссертации. Четко определена структура работы и начат библиографический анализ литературы и источников. Написан один раздел работы в качестве курсового исследования под названием - «Состояние, перспективы и пути развития экологического образования в Республике Казахстан». По мере написания текста магистерской диссертации были опубликованы следующие работы:
    1) «Формы и принципы международного сотрудничества в области экологии». Жуасовские чтения-16: Материалы ежегодной научно-практической конференции. Караганда: Изд-во КарГУ, 2012. – С.373-378.
    2) «Международное и региональное сотрудничество Республики Казахстан в области охраны окружающей среды». Вестник КЭУ: экономика, философия, педагогика, юриспруденция. – 2012. - № 1(23) – С. 128-132.
    3) «История и современное состояние школьного экологического образования в Казахстане». Вестник КЭУ: экономика, философия, педагогика, юриспруденция. – 2012. - № 3(25) – С. 300-303.
    4) «Международное и региональное сотрудничество Казахстана по вопросам экологической безопасности». Вестник КЭУ: экономика, философия, педагогика, юриспруденция. – 2012. - № 4(26) – С. 110-113.
    5) «Гармонизация экологии и экономики в условиях глобализации». Караганда: КЭУК, 2012. – С.312-336.
    6) «Решения международных конференций как основа проектирования региональных моделей экологического образования в странах Центральной Азии». Жуасовские чтения-17: Материалы ежегодной научно-практической конференции. Караганда: Изд-во КарГУ, 2013. – С.384-387.
    В начале 2 года обучения (2013-2014 учебный год) была пройдена научная стажировка при педагогическом факультете Карлова университета г. Прага (Чешская Республика) в области исторических дисциплин. В ходе прохождения стажировки был прослушан курс лекций на тему: «Чешская и чехословацкая история в европейском контексте». Результатом научной стажировки явилось - углубление знаний в сфере всемирной истории, знакомство с практическими основами работы зарубежных историков и посещение множество уникальных исторических и культурных памятников, входящие в число объектов национального и всемирного наследия.
    Были опубликованы научные статьи:
    7) «Скотоводческое хозяйство номадов – необходимое звено в экосистеме Казахстана и современные экологические проблемы». Республиканская научно-практическая конференция, посвященная 75-летию исторического факультета. Караганда: Изд-во КарГУ, 2014. – С.203-208.
    8) «Модель экологизации исторического обучения и воспитания в системе школьного образования Республики Казахстан». Жуасовские чтения-18: Материалы ежегодной научно-практической конференции. Караганда: Изд-во КарГУ, 2014. – С. 297-301.
    Научная новизна и теоретическая значимость исследования связаны с тем, что выделив 10 глобальных вызовов  ХХI века, в Послании народу Казахстана от 17.01.2014 г. Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаевым были указаны 4 из них, которые напрямую связаны с экологическими проблемами.
    В современных условиях в Республике Казахстан назрела проблема продовольственной нехватки, то есть угроза глобальной продовольственной безопасности. Высокие темпы роста мирового народонаселения резко обостряют эту проблему. Уже сегодня в мире десятки миллионов людей голодают, около миллиарда человек на постоянной основе испытывают нехватку в пище. Без революционных изменений в производстве продуктов питания эти страшные цифры будут только расти.
    Для нас в этом вызове кроются огромные возможности. Мы уже входим в число крупнейших экспортеров зерновых культур. Мы обладаем огромными экологически чистыми территориями и можем производить экологически чистые продукты питания. Нам вполне по силам совершить качественный рывок в сельскохозяйственном производстве. Для этого нам потребуется государственное мышление нового типа.
    Следующим глобальным вызовом для Казахстана является острый дефицит воды. Мировые водные ресурсы также находятся под большим давлением.
    За последние 60 лет на планете потребление питьевой воды возросло в 8 раз. К середине столетия многие страны будут вынуждены импортировать воду. Вода – крайне ограниченный ресурс и борьба за обладание источниками уже становится важнейшим фактором геополитики, являясь одной из причин напряженности и конфликтов на планете. Проблема водообеспечения остро стоит и в нашей стране. Нам не хватает качественной питьевой воды. Целый ряд регионов испытывает в ней острую потребность. Есть и геополитический аспект этой проблемы. Уже в настоящее время мы столкнулись с серьезным вопросом использования водных ресурсов трансграничных рек. При всей сложности данного вопроса мы не должны допускать его политизации.
    Решение глобальной энергетической безопасности также занимает важное место в политике Главы государства Н.А. Назарбаева.
    Все развитые страны увеличивают инвестиции в альтернативные и «зеленые» энергетические технологии. Уже к 2050 году их применение позволит генерировать до 50% всей потребляемой энергии. Очевидно, что постепенно подходит к своему концу эпоха углеводородной экономики. Наступает новая эра, в которой человеческая жизнедеятельность будет основываться не только и не столько на нефти и газе, сколько на возобновляемых источниках энергии. Казахстан является одним из ключевых элементов глобальной энергетической безопасности. Наша страна, обладающая крупными запасами нефти и газа мирового уровня, ни на шаг не будет отступать от своей политики надежного стратегического партнерства и взаимовыгодного международного сотрудничества в энергетической сфере. 
    Изменение отношения к природным ресурсам – призыв Президента Казахстана Н.А. Назарбаева в решении проблемы исчерпаемости природных ресурсов, отмеченный им в Послании.
    В условиях ограниченности, исчерпаемости природных ресурсов Земли беспрецедентный в истории человечества рост потребления будет подогревать разнонаправленные как негативные, так и позитивные процессы. Наша страна обладает здесь рядом преимуществ. У нас много природных богатств. Другим странам и народам будут нужны наши ресурсы. Нам принципиально важно переосмыслить наше отношение к своим природным богатствам. Мы должны научиться правильно ими управлять, накапливая доходы от их продажи в казне, и самое главное – максимально эффективно трансформировать природные богатства нашей страны в устойчивый экономический рост.
    Апробация и внедрение: по теме исследования подготовлены и опубликованы 8 статей в научных вестниках, сборниках статей международных и республиканских конференций.
    Структура работы: 
    Магистерская диссертация состоит из: введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
    Во введении обозначены цели и задачи исследования, объект и предмет исторического познания, методы и подходы,  перечислены источники и дана краткая характеристика использованной литературы.
    В первом разделе магистерской работы «Теоретико-методологические основы Концепции непрерывного экологического образования в обучении истории Казахстана» - раскрывается роль государственной политики Казахстана в процессе модернизации экологического образования на современном этапе. Рассматривается опыт международного сотрудничества Казахстана и стран Центральной Азии в области экологического образования. На основе анализа различных моделей экологического образования, представлена новая модель экологизации исторического обучения и воспитания в системе школьного образования Республики Казахстан.   
    Во второй части магистерской диссертации «История и современное состояние школьного экологического образования в Казахстане» - изучаются национальные особенности природопользования в школьном историческом краеведении, показана активизация деятельности учащихся в процессе экологической подготовки на уроках истории в школе. Дается классификация современных образовательных технологий применительно к обучению истории Казахстана в экологической подготовке обучающихся.
    Заключение содержит выводы по каждому из разделов и подразделов исследования.
    В приложении даны следующие документы, определяющие образовательную политику Республики Казахстан в сфере экологического обучения и воспитания.
    
    





    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    





    1 Теоретико-методологические основы Концепции непрерывного экологического образования в обучении истории Казахстана
    
    1.1 Роль государственной политики Казахстана в процессе модернизации экологического образования на современном этапе
    
    
    На сегодняшний день в Казахстане собран немалый опыт по созданию научно-теоретических основ непрерывного экологического образования и воспитания: «Концепция экологического образования и воспитания учащихся в школах» (1991 г.), «Концепция подготовки специалистов экологов в Казахстане» (1995 г.), Национальная стратегия экологического образования и воспитания в Республике Казахстан (1999 г.), «Программа экологического образования» (утвержденная Министерством образования, 1999 г.). 
    Концепция экологического образования была утверждена совместным приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан от 25 сентября 2002 года № 697 и Министерства охраны окружающей среды Республики Казахстан от 24 сентября 2002 года № 229-п. Она определяет в качестве основной задачи системы экологического образования наряду с обучением необходимому комплексу знаний об окружающей среде - формирование, развитие и закрепление у граждан стереотипов поведения, предусматривающих умения принимать экологически обоснованные решения и действовать в соответствии с требованиями природоохранного законодательства. 
    Концепция экологического образования предусматривает создание в Казахстане государственной системы непрерывного экологического образования, в том числе посредством экологизации учебных дисциплин, введения спецкурсов, факультативов, семинаров, а также введение в учебную сетку как минимум одного недельного часа в старших классах для дисциплин экологического цикла («Экология», «Охрана окружающей среды и основы рационального природопользования», «Геоэкология») в общеобразовательной школе. 
    В плане развития внеклассных форм обучения в рассматриваемом документе отдается приоритет: 
    * привлечению учащихся к участию в различного рода научных и экологических мероприятиях (конкурсах, семинарах, конференциях, в международных экологических программах); 
    * проведению практических занятий (полевых центров, эколого-туристических лагерей); 
    * организации экологической практики в сельской местности, включая создание учебных хозяйств и опытных земельных участков.
    В 2006 году в Казахстане был принят основополагающий стратегический документ в области устойчивого развития - Концепция перехода к устойчивому развитию на 2007-2024 годы. Она определяет видение принципов, цели, задач и основных механизмов достижения устойчивости во всех сферах жизнедеятельности страны. В качестве цели Концепции перехода к устойчивому развитию указано достижение баланса экономических, социальных, экологических и политических аспектов развития Республики Казахстан как основы повышения качества жизни и обеспечения конкурентоспособности страны в долгосрочной перспективе.
    Законодательная основа для достижения цели и выполнения задач экологического образования для устойчивого развития (ОУР) в Республике Казахстан определяется, прежде всего, в рамках экологического законодательства и законодательства государства. В первом случае законодательные основы в значительной степени определены в отношении экологического образования и просвещения, охватывая категории формального, неформального и непреднамеренного обучения. В то же время законодательство об образовании позволяет решать задачи образования для устойчивого развития с более широким кругом лиц в рамках формального обучения в организациях образования.
    При этом в качестве одного из важнейших приоритетов перехода к устойчивому развитию в данном документе указано дальнейшее развитие образования для устойчивого развития. Кроме того, специально для целей координации научно-исследовательской и образовательной деятельности в сфере устойчивого развития данной Концепцией предусмотрено создание центра по проблемам устойчивого развития.
    Среди других актов экологического законодательства следует также отметить Закон от 7 июля 2006 года № 175-III ЗРК «Об особо охраняемых природных территориях». Данным законодательным актом определяются условия для реализации задач неформального и непреднамеренного обучения на таких особо охраняемых природных территориях (далее – ООПТ), как природные заповедники, природные парки и резерваты. С этой целью в рассматриваемый закон была включена специальная статья 42, регламентирующая эколого-просветительскую деятельность, осуществляемая в рамках организации на территории ООПТ экологического туризма, музеев, экспозиций, демонстрационных участков, экскурсионных троп и других объектов. Вопросы неформального и непреднамеренного обучения по отдельным аспектам образования для устойчивого развития регулируются также Трудовым, Водным и Лесным кодексами, Законом от 13 июня 2001 года № 211-II «О туристской деятельности в Республике Казахстан» и другими законами.
    Основополагающим актом экологического законодательства Республики Казахстан является Экологический кодекс, принятый 9 января 2007 года,  включающий специальную главу 25 по экологическому образованию и просвещению повышению квалификации специалистов. 
    При разработке положений Экологического кодекса были приняты во внимание положения Стратегии Европейской Экономической Комиссии ООН для образования в интересах устойчивого развития (далее – Стратегия ЕЭК ООН по ОУР), в том числе сформулированная в ней задача по созданию законодательных, программных и нормативных основ для образования для устойчивого развития.
    Данный закон определяет в качестве цели экологического образования и просвещения – «формирование активной жизненной позиции граждан и экологической культуры в обществе, основанной на принципах устойчивого развития». В целом экологическому образованию и просвещению, повышению квалификации специалистов в области охраны окружающей среды отводится роль важнейшей движущей силы для развертывания более всеобъемлющей системы образования для устойчивого развития, охватывающей различные сферы человеческой деятельности. То есть рассматривается переход от экологического образования и просвещения к образованию по устойчивому развитию. В частности, такой подход нашел отражение в одной из сформулированных в данном Законе задач по государственной поддержке экологического образования и просвещения - определение долгосрочного плана действий в области образования для перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию. Разработка и принятие данного плана предусмотрена в соответствии с пунктом 1 статьи 184 Экологического кодекса. 
    Важным аспектом Экологического кодекса является то, что его положениями охватываются все три категории образования для устойчивого развития (формальное, неформальное и непреднамеренное обучение). В частности, это нашло отражение при определении основных задач (статья 181) и организационных основ (статья 182) экологического образования, просвещения и повышения квалификации специалистов, которые выходят за пределы формального образования и включают также обучение в семье, обществе, на рабочем месте. Согласно требованиям рассматриваемого закона развитие системы экологического образования, экологического просвещения и повышения квалификации специалистов в институциональном плане предполагается строить на основе вовлечения широкого круга субъектов, включая государственные органы, организации образования, культуры и науки, природоохранные учреждения, природопользователей, общественные объединения, а также педагогов и ученых. 
    При этом для решения задач по организации экологического просвещения в семье, повышения квалификации и переподготовки в области охраны окружающей среды в Экологическом кодексе предусмотрено создание региональных советов (центров) при организациях образования, научных и общественных объединениях. К их компетенции отнесены вопросы межсекторального сотрудничества и межведомственного взаимодействия, учебно-методического и научно-методического обеспечения данной деятельности.
    Рассматриваемый закон определяет целый ряд приоритетных направлений, по которым государство должно оказывать поддержку экологическому образованию и просвещению:
    1. определен.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.