- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Эффективные условия и способы развития логических операций классификации и сравнения у детей старшего дошкольного возраста
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K007237 |
Тема: | Эффективные условия и способы развития логических операций классификации и сравнения у детей старшего дошкольного возраста |
Содержание
4 Содержание Введение…………………………………………………………………………...2 Глава I. Теоретические и методические основы развития логических операций сравнения и классификации в процессе решений логико - математических игр и упражнений Особенности развития логических операций сравнения и классификации у детей старшего дошкольного возраста……..…6 Логико-математическая игра и ее роль в формировании логических операций у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………..……....12 Условия способствующие развитию логических операций классификации и сравнения у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………….…….16 Введение. В настоящее время особую актуальность в дошкольной педагогике развитие логических операций у детей старшего дошкольного . Еще в 17-18 веке развитие элементарных математических преставлений нашло свое отражение в трудах таких ученых, как: Я. А. Коменского, И.Г.Песталоцци, Л. Н. Ушинского, Л. Н. Толстой и др. Современниками этого направления являются Р. Л. Березина, З. А .Михайлова, Р. Л. Рихтерман, А.А. Столяр, А.С. Метлина и др. В дошкольной педагогике существуют несколько точек зрения по развитию логических операций детей дошкольного возраста. Например Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. З. Зак в своих исследованиях утверждают, что в возрасте от пяти до одиннадцати лет формируются логические структуры мышления. Эти данные подтверждают что необходимо сформировать логическое мышление в старшем дошкольном возрасте, так как запоздалое формирование структуры логического мышления окажется трудным или не возможным. Также исследования таких ученых как: Л. Ф. Обуховой, А.Ф. Говорковой, И.Л. Матасовой, говорят нам о том что, у детей дошкольного возраста можно сформировать отдельные логические операции при правильно подобранной методике. Так же стоит отметить труды Н. Н. Поддьякова. Он утверждает , что старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования логических операций мышления. Современный мир диктует высокие требования к детям, поступающим в школу. Ребенок должен творчески думать, решать нетрадиционные задачи и на определенном уровне владеть логическим мышлением. Уже в старшем дошкольном возрасте дети должны овладеть на элементарном уровне такими приемами логического мышления как : сравнение, классификация, сериация, обобщение, анализ и синтез. Ребенку, который не овладел этими логическими операция, будет сложно усваивать школьную программу. Чтобы развить у ребенка логические операции на высоком уровне необходимо начинать работу с раннего детства. Еще Д.Б.Эльконин говорил, что в возрасте от 1-3 лет начинают складываться предпосылки к мыслительным операциям. Главным образом это происходит при овладении орудийными действиями, поскольку, во-первых, они более определенны и постоянны, в отличие от других действий и, следовательно, легче выделяются и рефлексируются. Во-вторых, в них гораздо ярче выражена связь орудия с предметами, на которых направлено его действие, следовательно, они создают более благоприятные условия для ориентировки ребенка на эту связь. В процессе формирования предметных действий, ребенок выделяет в предметах наиболее общие и постоянные признаки, на основе чего складывается обобщение[1,с.194]. К старшему дошкольному возрасту формируется логическое мышление. Именно в этот период дошкольного детства большое внимание уделяется работе по развитию логических операций. Здесь встает вопрос о том, с помощью каких средств эффективнее всего развивать логические операции. Процесс развития и обучения детей дошкольного возраста должен носить непринуждённый характер и реализовываться через основной вид деятельности - игру. Концепция обучения детей старшего дошкольного возраста должна рассматривать игру не просто как один из методов обучения, а как основной метод обучения детей этого возраста. Для детей 5-6 лет игры является ведущим видом деятельности. Для формирования логических операций наиболее эффективным средством является логико-математические игры и упражнения. Логико-математические игры и упражнения разрабатываются таким образом, чтобы они формирования не только элементарные математические представления, но определенные, заранее спроектированные логические структуры мышления и умственные действия, необходимые для усвоения в дальнейшем математических знаний и их применения к решению разного рода задач[2,с.277]. Формирование элементарных математических представления у детей дошкольного возраста нашло отражение в федеральном государственном стандарте дошкольного образования в области познавательного развития. Эта область направлена на развитие формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)[3]. Все вышесказанное приводит меня к мысли о теоретической и практической актуальности исследования формирования логических операция классификации и сравнения посредством логико-математических игр и упражнений. В результате анализа психолого – педагогической литературы мы обнаружили противоречия между Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективные условия и способы развития логических операций классификации и сравнения у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: изучить особенности развития сравнения и классификации у детей старшего дошкольного возраста. Проанализировать логико-математические игры и упражнения как средство формирования логических операций сравнение и классификация у детей старшего дошкольного возраста. Определить условия способствующие развитию логических операций классификация и сравнение у детей старшего дошкольного возраста. В ходе опытно-экспериментальной работы проверить эффективность логико-математических игр и упражнений как средство формирования логических операций классификации и сравнения у детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования: процесс развития логических операций сравнение и классификация у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: логико-математические игры и упражнения как средство развития логических операций сравнения и классификации у детей старшего дошкольного возраста. Глава 1.Теотерические и методические основы развития логических операций сравнения и классификации в процессе решений логико - математических игр и упражнений Особенности развития логических операций сравнения классификации у детей старшего дошкольного возраста Старший дошкольный возраст является сензитивным к усвоению обобщенных средств и способов умственной деятельности и к развитию логической приемов мышления: классификации и сравнения. Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. З. Зака, Н. Н. Поддьяков установили, основные логические структуры мышления формируются в возрасте от 5 до 11 лет. Ребенок старшего дошкольного возраста начинает логически обрабатывать воспринимаемую информацию: относить объект к определенной категории по какому-либо признаку, устанавливать связи и зависимости отражаемых явлений, прогнозировать свои действия на два-три шага вперед, обобщать. Ребенок старшего дошкольного возраста способен последовательно выполнять какие-либо действия на основе словесной инструкции - объяснения взрослого, или же самостоятельно формулировать план решения задачи[4,стр.10]. Для того, чтобы развить у дошкольника логическое мышление необходимо предлагать ему самостоятельно проводить анализ, сравнение, синтез, классификацию, обобщение и строить умозаключения. Овладев логическим мышлением, дошкольник научиться мыслить ясно и четко, станет более внимательным, сможет концентрировать свое внимание на проблеме и убедить в своей правоте других. Развитие логического мышления, возможно, формировать, как и на занятиях по формированию элементарных математических представлений выполняя специальные задания, так и в других видах деятельности детей дошкольного возраста. Значительное место в развитие логического мышления отводится развитию таких логических операций как : классификация и сравнение. Сравнение- первый способ познания свойств и отношений, который осваивают дети. К. Д. Ушинский писал «Сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления». Именно эта логическая операция является один из основных логических приемов познания внешнего мира[5,стр.313]. Процесс развития приема сравнения включает в себя формирование таких умений как: Умение определять объекты сравнения; Умения выделять признаки объектов сравнения; Умение разделять выделенные признаки на существенные и несущественные в данной ситуации; Умение определять аспект сравнения объектов; Умение определять причины различия или сходства объектов сравнения; Умение формулировать результаты сравнения[8,стр.115]. Т. Д. Рихтерман рекомендовал введение алгоритма сравнения для детей 5-6 лет: 1)Внимательно рассмотри предметы и все, что знаешь о них, расскажи себе. Подумай, что с чем будешь сравнивать. 2)Внимательно посмотри и скажи, чем они похожи. 3)Внимательно посмотри и скажи, чем они различаются[9,стр.214]. Дети первоначально прибегают к самому простому, но не всегда результативному приему сравнения. Сравнивают предметы на глаз. Более эффективными являются приемы непосредственного сравнения (наложение, приложение, соединение линиями) и опосредованного сравнения с помощью предмета-посредника. В основе этих приемов лежит установление взаимно однозначного соответствия между элементами двух множеств[5,стр.313]. В старшем дошкольном возрасте ребенок выполняет сравнение объектов последовательно, в соответствии с шагами алгоритма; самостоятельно выделяет свойства и функции объектов, по которым их можно сравнить; определяет существенные линия сравнения сначала с помощь воспитателя, а затем и самостоятельно. Дошкольник 5-6 лет может вычленить для сравнения много свойств и признаков предметов разного вида и обобщить результаты сравнения. Классификация представляет собой сложное умственное действие, которое включает в себя: Выделение основания классификации ( общих признаков предметов) , по которым будет происходить разбиение. Распредение объектов с разными свойствами в разные классы Объединение объектов с одинаковыми (тождественными) свойствами в одно целое и выделение общего свойства группы. В основе классификации лежит разбиение – логическое действие, суть которого состоит в разбивке непустого множества на непересекающиеся и полностью исключающие его подмножества[5,стр.315]. Первым шагом усвоения детьми классификации является образование групп предметов, то есть выделение из некоего неупорядоченного множества предметов с одинаковыми свойствами и объединение их в группы. Вторым шагом является распределение предметов с разными свойствами в разные группы. Третьим шагом является упражнения, которые помогают детям самостоятельно обнаружить общие свойства классов. Четвертым шагом являются упражнения, которые помогают ребенку самостоятельно найти основания для классификации[5,стр.315]. Высокий уровень обобщения у детей старшего дошкольного возраста позволяем им овладеть операцией классификации, которая предполагает отнесение объекта к группе на основе видо-родовых признаков. Развитие умения классифицировать предметов связано с освоением обобщающих слов, расширением представлений и знаний об окружающем и умением выделять в предмете существенные признаки. Причем, чем ближе предметы к личному опыту дошкольника, тем более точное обобщение он делает. Ребенок прежде всего выделяет группы предметов, с которыми он активно взаимодействует: игрушки, мебель, посуду, одежду. В старшем дошкольном возрасте возникает дифференциация смежных классификационных групп: дикие животные и домашние, чайная и столовая посуда, зимующие и перелетные птицы и т.д. Дети старшего дошкольного возраста не только знают обобщающие слова, но и, опираясь на них, правильно мотивируют выделение классификационных групп[1,стр.202]. Л. С. Тихомирова выделяла следующие умения классифицировать: 1) умение выделять свойства и признаки объектов; 2) умение объединять объекты в группы на основе общего признака; 3) умения определять, к какой из групп, принадлежит, изучаемы объект; 4) умение выделять объект, не принадлежащий к данной группе по какому-либо признаку; 5) умение формулировать основание классификации объектов; 6) умение перегруппировать объекты в соответствии с изменившимся основанием[10,стр.197]. Классификацию с детьми дошкольного возраста можно проводить: По наименованию предметов ( чашки и тарелки; ракушки и камешки) По размеру (в одну группу большие мячи, в другую маленькие мячи) По цвету ( в одну коробку красные пуговицы, в другую зеленые) По форме (в эту коробку квадраты ,а в эту кружки) По другим признакам (съедобное и несъедобное, плавающие и летающие животные)[11,стр.109]. Ребенок 5-6 лет уже владеет способами распознавания многообразных признаков предметов, воспитатель должен подвести ребенка к пониманию и умению вычленять из них существенные и осознанно осуществлять классификацию объектов, как по этим признакам, так и по другим. Классификацию каждой группы ребенок старшего дошкольного возраста может производить по нескольким признакам. Например, в качестве основания для объединения предметов, изготовленных из определенного материала (стекла, фарфора, металла), выступает их назначение. Классифицировать овощи ребенок может по вкусу, форме, употребления, а геометрические фигуры – по размеру, цвету, форме[4,стр.82]. К 6 годам дети способны овладеть общими понятиями, определять ими группы объектов и конкретизировать («Мебель – это стол, кровать…») . Используя свой опыт, ребенок может вычленить несколько оснований для классификации, выделить существенные признаки для группировки объектов. Действие классификации ребенок этого возраста осуществляет как в наглядно-действенном плане, так и без него. Он может аргументировать свои действия, сделать выводы[4,стр.85]. Формирование логических операций сравнения и классификация является крайне важной задачей у ДОО.В процессе мыслительной деятельности у ребенка старшего дошкольного возраста происходит расширение объема и углубление чётких, ясных знаний об окружающем мире. Эти стабильные знания составляют ядро познавательной сфера дошкольника. С помощью логических операция у ребенка появляется произвольность в поведении, способность действовать по образцу и инструкции, умение оценивать свою работу и других, подчиняться требованиям и правилам ситуации, способность осуществлять контроль за собственными действиями. 1.2.Логико-математическая игра и ее роль в формирование логических операций у детей старшего дошкольного возраста. Обучение детей дошкольного возраста через игру – это увлекательное и интересное занятие. Игра способствует постепенному переносу интереса с игровой деятельности на учебную деятельность. Есть, игра увлекает детей, то она не перегружает их ни умственно, ни физически. Очевидно, что интерес в игре переходит на интерес к тому, что изучается, т.е. к математике. Устойчивый интерес к математике должен поддерживаться на протяжении всего дошкольного возраста с помощью различный средств и методов. В. А. Сухомлинский писал: «…Не обрушивайте на ребенка лавину знаний – под лавиной могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире, что то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги. Открывайте всегда, что то недосказанное, что бы ребенку хотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он знал». Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста должно происходить не принужденно и осуществляться через свойственные конкретному возрасту виды деятельности. Наиболее эффективным средством развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста является математические игры, в которых смоделированы математические построения, закономерности и отношения. Походу решения математических игр, ребенок должен применять математические методы и делать умозаключения. Разновидность математических игр являются логико-математические игры. Логико-математические игры представляют собой одно из средств формирования логического мышления у детей дошкольного возраста. Они направлены на тренировку мышления при выполнение логических операций. В логико-математических играх используется структурированный материал, который позволяет ребенку наглядно представить абстрактные понятия и отношения между ними. Идеи простейшей математической подготовки дошкольников большое внимание уделял А. А. Столяр. Его методика введения детей в мир логико-математических представлений- свойства, множества, отношения, операции над множеством, логические операции – осуществлялась с помощью серии обучающих игр[13,стр.59]. Система обучающих игр состоит из отдельных серий, каждая из которых предназначена для формирования определенных структур мышления. Внутри каждой серии игры располагаются в определенной последовательности таким образом, что задачи, решаемые в процессе игровой деятельности, постепенно усложняются. Наиболее простыми являются игры с одним обруче (группировка объектов по одному признаку в одно множество), затем проводятся игры с двумя обручами (группировка в два множества), и, наконец, наиболее сложные задачи решаются детьми 6 лет в играх с тремя обручами (группировка в три множества и по нескольким признакам одновременно)[14,стр.45]. В логико–математических играх есть особенность, которая отличает эти игры от традиционных- большая вариативность условий, правил, задач, решаемых в процессе игровой деятельности. В таких играх развиваются многие личностные качества: самостоятельность и коллективизм, инициативность и трудолюбие, целеустремленность и сообразительность, уверенность и любознательность[15,стр.118]. А. А. Столяр определил сущностные характеристики логико-математических игр: 1. направленность выполняемых в играх действий преимущественно на развитие простейших логических способов познания сравнению, классификацию и сериацию 2. возможность моделирования в играх доступных ребенку 4-6 лет логических и математических отношений (подобий, порядка, части и целого)[6,стр.11]. Логико-математические игры конструируются автором исходя из современного взгляда на пропедевтику у детей 4-7 лет математических способностей. К важнейшим из них относят Оперирование образам, установление связей и зависимостей, фиксирование их графически. Представление возможных изменений объектов и предвидение результата Изменение ситуации, осуществление преобразования Активные результативные действия, как в практическом, так и в идеальном плане[6,стр.12]. Логико-математические игры стимулируют дошкольника к получению результата. Они способствуют развитию таких психических процессов как: память, речь, внимание, воображение и мышление. Побуждают детей к общению и коллективному поиску. Создают положительную эмоциональную атмосферу. С позиций идей педагогики развития организации логико-математических игр предусматривает интеграцию познавательного, деятельностно-практического и эмоционально-целостного развития детей. Познавательное развитие осуществляется в процессе освоения детьми как средств познания (сенсорные эталоны, схемы и модели, образы объектов, речь), так и способов познания (сравнение, уравнивание, моделирование, комбинирование, счет, изменения, классификации, сериации и др.). Кроме этого, логико-математической игре свойственна познавательная и игровая мотивация, преимущественно диалоговое общение взрослого с играющим. Это вносит оживление, стимулирует выбор ребенком необходимых в данном случае практических и умственных результативных действий[6,стр.12]. В процессе решения логических упражнений дети дошкольного возраста учатся сравнивать объекты, анализировать, устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями. В логико-математических играх используется структурированный материал: Геометрические формы (геометрические блоки) Схемы Схемы-правила (цепочки фигур) Схемы-функции (вычислительные машины) Схемы-операции (шахматная доска)[7,стр.277]. Чаще всего предлагаемые логико-математические игры не требуют от детей вычислять, а лишь просят детей выполнять правильные суждения, делать умозаключения и проводить несложные доказательства. Итак, у ребенка дошкольного возраста происходит интенсивное развитие мышления. Математические игры позволяют, ребенку дошкольного возраста не зная законов логики строить правильные суждения основываясь на жизненном опыте. В процессе решения логических игр у детей дошкольного возраста развиваются такие логические операции как: сравнение, классификация, анализ, синтез и сериация. Логико-математические игры могут использоваться не только на занятия по формированию элементарных математических представлений, но так же и на других видах деятельности. Логические игры подталкивают ребенка на общение и на коллективное решение проблемы, а так же создают эмоционально-положительную обстановку, что является важным в развитии у ребенка положительного отношения к непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений. 1.3.Условия способствующие развитию логических операций классификации и сравнения у детей старшего дошкольного возраста Развитие логических операций у детей старшего дошкольного возраста является важной задачей в условиях ДОО. Для полноценного развития и формирования логических операций у детей старшего дошкольного возраста необходимо выявить условия способствующие развитию этих операций. По мнению В. И. Авдеева условия – это результат целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, приемов, а так же организационных форм обучения для достижения дидактических целей. Важнейшим условием развития логических операций у детей дошкольного возраста является организация предметно-игровая среда. Она направленна на решение специфических задач целенаправленного развития математических представлений детей и решению задач их всестороннего развития, формирования личности и подготовки к учебной деятельности. Эффективность использования занимательного игрового материала у детей старшего дошкольного возраста требует специальные созданные условия: Первое условие: В группе должна быть создана богатая предметно-игровая среда. В ней могут находиться различные игры и упражнения: головоломки; логические задачи; кубики, лабиринты; игры на составление целого из частей; игры на передвижение; настольно-печатные игры; игры для развития логического мышления, подводящие детей к освоению шашек и шахмат (игры шашечного хода)[12,стр.63]. Второе условие. В группе должен быть создать «Уголок Математики», в котором дети смогут заниматься с игровым материалом. Важнейшим условиям является доступность игрового материала. Педагог должен мотивировать детей для занятия в «Уголке Математики» Так же он сам должен уметь выполнять и с удовольствием принимать участие в деятельности детей в уголке с занимательным материалом. Третье условие. Правильная организация мыслительной деятельности при помощи развивающего - игрового материала. Ребенка не нужно заставлять и принуждать к играм по развитию мыслительной деятельности, у него самого должно возникнуть желание действовать. Нельзя вмешиваться в процесс игры, если нет такой необходимости. У ребенка может пропасть интерес делать все самому. С начала воспитатель должен показать способ выполнения игровых действий, и если ребенок зашел в тупик то изменить ход игры или упростить их, но не делать все за ребенка Во время выполнения ребенком заданий, должна быть комфортная обстановка и тишина. Если следовать всем этим инструкциям, то организация мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста пройдет продуктивно и даст результаты. Четвертое условие. Необходимость использования развивающего - игрового материала в НОД и в самостоятельной деятельности детей. Развивающий-игровой материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике, доказательности рассуждений, желания проявлять умственную способность, напряжение. Для того, что бы ни потерять интерес детей к этой деятельности необходимо использовать его в игровой форме. Для этого могут хорошо подойти дидактические игры, которые наиболее часто применяются в современной практике. Они способствую совершенствованию математических представлений и развитию логического мышления. Итак, можно сделать вывод, что условиям организации педагогического процесса отводится немаловажная роль. Также немаловажная роль принадлежит развивающему-игровому материалу, упражнениям и играм. Они очень интересны детям, и развивают ребенка всесторонне. Систематическое использование развивающего-игрового материала и соблюдение условия организации педагогического процесса способствует развитию у ребенка самостоятельности, развитие мышления, воображения. Игры и упражнения эмоционально захватывают ребенка, что способствует развитию интереса к математике. Важно использовать весь занимательный-игровой материал, не только на непосредственно образовательной деятельности, но и на самостоятельной деятельности детей. Включать в развитие познавательной деятельности различные игры, упражнения, дидактические игры, логико-математические и развивающие игры........................ |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективные условия и способы развития логических операций классификации и сравнения у детей старшего дошкольного возраста
- Психолого-педагогические условия развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста
- Психолого-педагогические условия развития произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкальных игр